Закон об отходах производства и потребления (фз 89): понятия, правила обработки и вывоза мусора, изменения

Условия и правила хранения

Раздел инструкции по обращению с отходами регламентирует вид и форму хранения отработанных материалов и оборудования, допустимый лимит накопления отходов. Если предприятие вырабатывает нескольких видов мусора, необходимо учитывать их совместимость при выборе места размещения.

Основные требования, указываемые в документе:

Условия временного хранения промышленных отходов

  • на местах временного размещения не допускается скапливание объёма отработок выше установленных норм – необходимо обеспечить своевременный вывоз с территории предприятия;
  • покрытие пола площадок и складов должно быть устойчиво к химическим реагентам и обладать антивпитывающими свойствами;
  • запрещается курить и пользоваться открытым огнем возле площадок хранения отходов;
  • подходы к противопожарному инвентарю должны быть легкодоступны и не загромождены;
  • не допускается размещение отработок рядом с нагревательными приборами и источниками тепла, приборами с возможностью искрообразования;
  • на площадках временного складирования отходов должны быть установлены ёмкости с песком, содой или известью для нейтрализации и сбора пролитых химикатов.

Ртутьсодержащие отработанные лампы хранятся в складах с принудительной приточно-вытяжной вентиляцией вдали от бытовых и подсобных помещений. Обязательно использовать специальные поддоны для предотвращения растекания ртути в случае разбития ламп. Запрещается их хранение без упаковки, на грунте и под открытым небом.

Классы опасности отходов в соответствии с ФЗ 89

В рассматриваемом документе отходы поделены на несколько категорий. Принцип разделения основан на степени их опасности. Закон предусматривает пять типов мусора. Вот их краткое описание:

  1. К первому классу относятся наиболее опасные отходы. Примером являются содержащие ртуть устройства.
  2. Во второй входят опасные, но не в такой степени, как предыдущие. К этой категории относятся щёлочи и серная кислота.
  3. Третий класс – мусор, с умеренным уровнем опасности. К этой категории относятся металлы.
  4. В четвёртую категорию входят малоопасные отходы. В качестве примера можно привести резиновые покрышки.
  5. К последнему классу относится наименее опасный мусор, например, бумага или картон.

Для каждого из перечисленных типов отходов существуют особенности, связанные с их хранением и утилизацией.

Уточняется понятие «сбора» и «накопления» отходов, и «отходов от использования товаров»

В статье 1 закона №89-ФЗ дается новое понятие процесса сбора отходов. Теперь оно уточнено и «привязано» к лицу, которое непосредственно занимается обработкой отходов, их утилизированием, обезвреживанием и размещением. Раньше указывалось, что сбор отходов – это только их прием от организаций и физлиц для дальнейшего обращения отходов. Кстати, из нового определения «сбора» убран процесс перевозки отходов, но само его понятие в законе все-таки сохранено. Чем грозят такие перемены сборщикам отходов? Серьезными волнениями:

  • те компании, у которых в лицензии есть ссылка на право заниматься обработкой, утилизированием, обезвреживанием и размещением отходов, смогут спокойно заниматься их сбором и после 2019 года;
  • а вот те фирмы, в лицензии которых указана деятельность только по сбору отходов и их транспортировке, обязаны будут переоформить лицензию, убрав из нее деятельность по сбору. Основанием для такого переоформления Росприроднадзор называет п.1 статьи 18 закона №99-фз о лицензировании, где говорится о необходимости внесения изменений в лицензию в случае смены перечня выполняемых работ, оказываемых фирмой услуг.

Интересные трансформации произошли и с «накоплением» отходов. С 2019 года нет жесткой привязки их временного складирования к специальным площадкам, обустроенным в соответствии с законодательством об охране окружающей среды. Теперь накоплением будет считаться складирование отходов на срок не дольше 11 месяцев с целью их дальнейшей утилизации, обработки, и т.д., невзирая на характер места их накопления.

Уточнено понятие «отходов от использования товаров». С 01.01.19г. таковыми признаются отходы, которые образовались после потери товарами, их упаковкой, частично либо полностью своих потребительских качеств. И всё! С нового года даже если товар либо его упаковка (чего не было раньше) частично потеряли свои свойства, товар сразу признается отходом без каких-либо дополнительных требований. В старой редакции закона, чтобы перевести товар в состав отходов необходимо было, чтобы единовременно с утратой потребительских свойств выполнялось одно из следующих условий:

  • складирование данных товаров должно было происходить в месте сбора отходов;
  • либо они передавались по договору или в соответствии с законами РФ тому лицу, которое занимается обработкой, утилизированием отходов;
  • либо собственник товаров иным образом отказывался от права собственности на них, в том числе выбрасывал их.

Теперь же для признания товара отходом с 01.01.19г. достаточно, чтобы он только потерял полностью или частично свои качества, интересные потребителю.

Статья 6. Полномочия субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами

К полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относятся:

проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, возникших при осуществлении деятельности в области обращения с отходами;

разработка, утверждение и реализация региональных программ в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, участие в разработке и выполнении федеральных программ в области обращения с отходами;

участие в проведении государственной политики в области обращения с отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации;

принятие в соответствии с законодательством Российской Федерации законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, в том числе устанавливающих правила осуществления деятельности региональных операторов, контроль за их исполнением;

осуществление государственного надзора в области обращения с отходами на объектах хозяйственной и (или) иной деятельности, подлежащих региональному государственному экологическому надзору;

участие в организации обеспечения доступа к информации в области обращения с отходами;

установление нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, порядка их разработки и утверждения применительно к хозяйственной и (или) иной деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), в процессе которой образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору;

осуществление приема отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов от юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III категории, подлежащих региональному государственному экологическому надзору;

установление порядка ведения регионального кадастра отходов;

определение в программах социально-экономического развития субъектов Российской Федерации прогнозных показателей и мероприятий по сокращению количества твердых коммунальных отходов, предназначенных для захоронения;

утверждение предельных тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами;

утверждение инвестиционных программ в области обращения с твердыми коммунальными отходами;

утверждение производственных программ в области обращения с твердыми коммунальными отходами;

установление нормативов накопления твердых коммунальных отходов;

организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов;

утверждение порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления);

регулирование деятельности региональных операторов, за исключением установления порядка проведения их конкурсного отбора;

разработка и утверждение территориальной схемы обращения с отходами;

утверждение методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение применительно к хозяйственной и (или) иной деятельности индивидуальных предпринимателей, юридических лиц (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), в процессе которой образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору.

Об экономическом регулировании в действиях с отходами из закона

Закон говорит о трех главных принципиальных пунктах экономического регулирования осуществления практики, касающейся отходов. Одним из главных принципиальных положений является максимальное сокращение числа веществ и материалов, образующихся в результате протекающих процессов как отбросы и выбросы, и включение их в производственную деятельность в качестве вторсырья.

Вторым принципиальным положением,  указанным в Главе V этого Федерального закона, является установление определенного уровня денежной компенсации за размещение отходов индивидуальными предпринимателями и юрлицами. Если быть точнее, то плата взимается в случае, когда отбросы представляют опасность для нормальной экологической обстановки, здоровья людей. Однако если организация обеспечена техническими разработками и сооружениями, позволяющими полностью защищать природную среду от негативного воздействия образующихся отходов, то компенсация не взимается. При этом отсутствие отрицательного влияния промышленного, бытового мусора должно подтверждаться данными проведенных мониторингов. Также плата не взимается с предприятий, которые подвергают остатки производственной и другой деятельности накоплению в течение не более 11 месяцев с целью их дальнейшей утилизации. Статья 23 данного закона говорит и о других нюансах, о которых должны знать предприниматели для осуществления своей деятельности.

Третьим основным положением является экономическое стимулирование. Суть данного принципа заключается в том, что компенсация за оказание отрицательного влияния на среду снижается, если предприниматель использует в своей деятельности новейшие технологические разработки, позволяющие снижать количество образующегося мусора. Также, например, предпринимателям будут предоставлены льготы на плату за негативное влияние на среду размещаемых отходов, если они используют в своей деятельности для изготовления товаров биоразлагаемые материалы.

Статья 24.5 рассматриваемого ФЗ говорит об экологическом сборе, являющимся неналоговым доходом бюджета страны.  Такой сбор должны проплачивать изготовители и поставщики продукции, подлежащей совершению утилизационных мероприятий при утрате ее потребительских свойств, в нужный срок. Формирование ставки этого сбора совершается исходя из средних денежных показателей затрат на действия с единицей товара или массы изделия, утратившего свои технические, экономические и эстетические качества. Расчет экологического сбора производят путем умножения ставки на массу выпущенной продукции или на число единиц утилизируемого товара в зависимости от его вида, или на массу упаковки, использованной в изготовлении этого товара, и еще на утилизационный норматив, считающийся в относительных единицах.  Очень подробно о теме экологического сбора, о его расчете рассказано в 12 подпунктах Статьи 24.5 закона.

Нормирование

Для обеспечения экотребований законодательства РФ устанавливаются нормативы на возникновение и дислокацию отходов, лимиты на размещение.

Норма образования утиля – масса веществ, возникающих согласно годовому технологическому регламенту или проекту при максимальной мощности производства.

Весь мусор, располагаемый на территории предприятия, подлежит нормированию на следующих условиях:

  • наличие разрешительных документов;
  • соблюдение экологической безопасности;
  • целесообразность сбора и дислокации в пределах определенной местности;
  • максимальная утилизация остатков;
  • внесение установленной платы.

Нормирование предполагается для каждой группы материалов.

На определение предельного показателя влияют такие критерии:

  • тара хранения;
  • габариты;
  • грузоподъемность;
  • период размещения.

Лимиты на размещение утиля устанавливаются из коэффициента расхода материала в пределах производства. Параметры разрабатывают согласно допустимой границе опасного влияния на экосистему, объемам и классам мусора. Нормирование и утверждение лимитов является прямой обязанностью юридических лиц и ИП.

Установление показателей требует предоставления субъектами хозяйствования следующего пакета:

  • письменное заявление установленного образца;
  • копию лицензии;
  • проект нормативов и лимитов.

Подача недостоверных данных преследуется по закону.

Последние изменения

С 1 января 2019 года работа с отходами существенно изменилась. Фактически она осуществляется и регламентируется на местном уровне. Появляется такое лицо, как «региональный оператор», уполномоченный на работу с отходами вплоть до их утилизации. Выбирают его на конкурсной основе также местные власти.

Срок накопления мусора с целью его дальнейшей утилизации ограничивается 11 месяцами независимо от характера мест накопления.

Теперь для признания товара отходом достаточно утраты им хотя бы части потребительских свойств. Ранее необходимо было соблюдение и других условий: отказ от них собственника, помещения в соответствующие места.

Если ранее разделение отходов производилось на стадии сбора, то в новой редакции устанавливается обязанность по раздельному накоплению отходов (статья 6 федерального закона 89-ФЗ)

Новые требования к площадкам для накопления ТКО

Они прописаны в статье 13.4 закона №89-ФЗ. Данная статья была введена законом №503-ФЗ от 31.12.17г. Но два ее пункта вступают в силу только сейчас, с 1-го января 2019 года:

  • п.4 – органы местного самоуправления (далее в тексте – ОМС) при разработке схемы размещения площадок для накопления ТКО и при ведении реестра этих площадок должны будут руководствоваться правилами, утвержденными Правительством РФ в данной сфере;
  • п.5 – дается содержание самого реестра площадок, предназначенных для накопления ТКО.

В связи с расширением полномочий и обязанностей ОМС были утверждены Правительством РФ «Правила обустройства мест накопления ТКО и ведения их реестра» (Постановление №1039 от 31.08.18 г.), которые вступят в силу только с 1-го января 2019 года. В этом нормативном документе конкретизируются положения, в частности, статьи 13.4 и статьи 8 закона №89-ФЗ, и разъясняются:

  • каким образом ОМС должны будут согласовывать размещение площадок для ТКО на территории населенных пунктов;
  • в каком порядке необходимо вести реестр таких площадок и что подлежит включению в данный реестр.

Согласно правительственному Постановлению №1039:

  • если собственником земли является ОМС, тогда площадка для ТКО создается муниципалитетом путем принятия соответствующего решения. При этом должны учитываться технические регламенты, прописывающие порядок создания таких площадок, и требования российского законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия людей;
  • если же территория, где планируется создание мест накопления твердых коммунальных отходов, входит в состав имущества, принадлежащего всем собственникам помещений в многоквартирном доме, тогда ТСЖ, управляющая или иная компания, обслуживающая данный дом, должна обратиться в ОМС. И подать письменную заявку, чтобы на указанной территории создать площадку для ТКО. Но предварительно этот вопрос подлежит рассмотрению на общем собрании многоквартирного дома.

Как только решение о создании площадки для накопления ТКО принято, в реестр площадок вносятся определенные сведения:

  • местонахождение новой площадки;
  • ее технические характеристики;
  • данные о собственнике территории, на которой открыта данная площадка;
  • источники образования коммунальных отходов, складируемых на этой площадке (т.е. об объектах капстроительства, которые «создают» ТКО: о многоквартирных домах, и иных зданиях).

Реестр оформляется в бумажном или электронном виде. Должен быть доступен неограниченному кругу лиц и бесплатно. Размещаться реестр будет на официальном сайте ОМС.

Последние поправки

Каждый нормативный акт, изданный в пределах территории современной Российской Федерации, регулярно проходит через процедуру актуализации его положений. Учитывая постоянно и стремительно меняющиеся социально-политические условия современного общества, данный процесс необходим для поддержания легитимности документа.

Последние поправки в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» № 89 внесены 28 декабря 2016 года. В качестве изменяющего документа использовался Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» N 486-ФЗ. Согласно статье 2 ФЗ 486, статья 29.1 закона об отходах дополняется:

  • Пунктом 3, гласящим, что договорённость между органами исполнительной власти и операторами регионов Российской федерации в отношении отходов должна быть оформлена не позднее 1 мая 2018 года;
  • Пунктом 4, определяющим, что предложения о едином тарифе на услуги регионального оператора предоставляются не позднее 1 июля 2018 года.

Указанные выше изменения действительны на период ноября 2017 года.

Важные положения Федерального закона № 89

В рамках изучения нормативно-правового акта об отходах производства и потребления рекомендуется обратить внимание на содержание следующих статей:

  • Ст. 11 — Определяет нормативы эксплуатации строений, связанных с обращением отходов. Юридические лица, при использовании подобных объектов обязаны:

    • Разрабатывать стратегию по уменьшению количества свободного утиля и вредного воздействия такового на окружающую среду;
    • Вносить установленную действительным законодательством Российской Федерации плату в случае, если урон окружающей среде, всё-таки, был нанесён;
    • Внедрять экологические и малоотходные технологии;
    • Инвентаризировать получившийся производственный утиль;
    • Следить за состоянием окружающей среды;
    • Соблюдать иные правила, предписанные рассматриваемым законом об обращении с отходами;
  • Ст. 12 — Устанавливает требования местам размещения средств, подлежащих утилизации или переработке, полученных в итоге производства и потребления. В частности указывается запрет на хранение таковых в пределах населённых пунктов;
  • Ст. 14 — Определяет требования по обращению с производственными издержками всех классов опасности;
  • Ст. 15 — Устанавливает требования к лицам, на которых возлагаются обязательства по перевозке, переработке и упразднению излишков производства. В частности указывается, что данные лица обязуются предоставлять документы, свидетельствующие о соответствующей квалификации;
  • Ст. 18 — Определяет уровень нормирования;
  • Ст. 24 — Устанавливает меры экономического стимулирования в области обращения с отходами, а именно:

    • Понижение финансовых выплат за причинение вреда окружающей среде в случае, если юридическим лицом установлены технологии, обеспечивающие минимальное количество утиля;
    • Ускоренная амортизация ведущих финансовых фондов;
    • Предоставление определённых, текущим законодательством, финансовых льгот;
    • Предоставление льгот по выплатам за причинение вреда окружающей среде (при производстве упаковочного материала);
    • Предоставление материальных средств из государственного бюджета для улучшения экологического положения;
  • Ст. 26 — Устанавливает принципы производственного контроля в изучаемой сфере. Данная процедура является важным звеном в области защиты экологии и защиты окружающей среды.

Обзор изменений закона 2019 года

С 1 января 2019 года обновилась редакция, внеся ряд новых изменений в закон 89 ФЗ. Мусорная реформа затронула как ИП, так и рядовых граждан.

Полномочия федеральных и местных структур

Со вступлением в силу нововведений закона к обязанностям органов местного самоуправления добавились:

  • создание новых площадок для ТКО;
  • содержание существующих площадок;
  • наработка схем местного размещения ТКО;
  • ведение реестра площадок;
  • развитие культуры обращения с мусором у населения.

Федеральные полномочия тоже изменятся. Например, к обязанностям этих структур теперь будут относиться:

  • для территориальных схем по обороту отходов: создание порядка по их разработке, утверждению, обсуждению;
  • для площадок накопления ТКО: разработка правил по их оборудованию и обустройству, и правил ведения реестра этих объектов.

Региональные операторы

Карта региональных операторов Московской области

Изменения закона, в основном относятся к зонам вывоза мусора. С 2019 года в статье 24.6 появилось несколько новых пунктов:

  • для определения зоны деятельности регионального оператора требуется подписанное официальное соглашение с органом исполнительной власти. Кроме того, теперь допускается одновременная работа нескольких региональных операторов в регионе;
  • указанная в соглашении зона деятельности должна быть определена согласно региональной схеме обращения отходов;
  • зоны, указанные в соглашении должны полностью охватывать территорию региона, но не должны пересекаться между операторами;
  • региональные операторы в обязательном порядке должны соблюдать схему потоков ТКО.

Помимо этого, закон обязывает собственников бытовых отходов к заключению договоров с оператором по обращению с мусором.

Уточнение понятий “сбор” и “накопление” отходов

До нововведений процесс “сбора” осуществлялся отдельно, и включал в себя прием отходов для дальнейшей переработки. С 2019 года сбор остается возможным лишь для лиц, которые занимаются утилизацией и обработкой мусора. Таким образом, процесс сбора прикрепляется к предприятиям переработки. Это означает, что компании, имеющие лицензии только на сбор, должны переоформить лицензии, исключив из них этот вид деятельности.

С 1 января временное складирование может осуществляться на любых площадках.  На период до 11 месяцев и вне зависимости от того, оборудованы они в соответствии с требованиями законов об охране окружающей среды, или нет.

Раздельное накопление

Изменения в 6 статье предписывают не только раздельный сбор, но и также раздельное дальнейшее накопление отходов. Согласно нововведению, позаботиться об этом должны региональные структуры.

Требования к площадкам для накопления ТКО

Изменения требованиям к площадкам были внесены в статью 13.4 еще в 2017 году, однако часть пунктов вступили в силу с 1 января 2019.

Пункт 4 обязует органы местного самоуправления руководствоваться правилами и рекомендациями Правительства РФ  о размещении площадок для накопления ТКО. В пункте 5 дается содержание собственно реестра площадок.

Тарифы, связанные с ТКО

Нововведения обязывают ИП оплачивать экологический сбор, если нормативы по утилизации товаров и/или упаковки не были ими соблюдены.

Помимо этого в закон внесены уточнения, касающиеся установления тарифов и расчета льгот в сфере оборота ТКО.

Внесены изменения и в жилищном кодексе. С 1 января оплата за утилизацию ТКО для многоквартирных домов будет включена в коммунальные платежи.

Необходимость разработки ПНООЛР

С вступлением в силу изменений необходимость разработки ПНООЛР напрямую зависит от категории объекта, а не от объемов производимых отходов, как было ранее. Закон определяет 4 категории опасности.

  • Для 1 и 2 категории нормативы и лимиты разрабатываются в обязательном порядке всеми предприятиями, вне зависимости от размера бизнеса. При работе со 2 категорией предприятие должно предоставлять декларацию.
  • Для 3 категории необходима подача отчетности в уведомительном порядке в уполномоченные органы.
  • Предприятия, работающие с 4 категорией освобождаются от необходимости от разработки нормативов и подачи отчетности.

голоса

Рейтинг статьи

Последствие несоблюдения закона

Вид ответственности

Меры взыскания

Правовая база

Гражданско-правовая Возмещения вреда в полном объеме, независимо от наличия умысла

гл. 59 ГК РФ

ст. 1079 ГК РФ

Дисциплинарная Применение взыскания в виде:

  • замечания;
  • выговора;
  • расторжения трудового договора.

ст. 192,193 ТК РФ

Административная Составление протокола:

  • предупреждение;
  • штраф;
  • лишение или ограничение прав;
  • арест;
  • принудительные работы;
  • приостановление хозяйственной деятельности.

23 КоАП РФ.

Уголовная
  • ограничение прав и свобод;
  • штрафные санкции;
  • ограничение и лишение свободы;
  • содержание под стражей;
  • арест.

247-248, 261 УК РФ

3

полностью или частично своих потребительских свойств;»;

б)    абзац двадцатый дополнить словами «(далее также — норматив утилизации)»;

в)    абзац двадцать второй изложить в следующей редакции: «установление порядка декларирования производителями товаров,

импортерами товаров количества выпущенных в обращение товаров, упаковки товаров, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год (далее — выпущенные в обращение на территории Российской Федерации);»;

г)    абзац двадцать третий изложить в следующей редакции: «установление ставок сбора по каждой группе товаров, группе

упаковки товаров, уплачиваемого производителями товаров, импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров (далее — экологический сбор);»;

д)    абзац двадцать четвертый после слов «срока уплаты,» дополнить словами «порядка осуществления контроля за правильностью его исчисления, полнотой и своевременностью внесения,»;

е)    в абзаце двадцать седьмом слова «отходов от использования товаров» исключить;

ж)    в абзаце тридцать втором слова «готовых товаров (продукции) и

видов упаковки,» заменить словами «товаров, упаковки товаров,»;

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector