Домашнее обучение и семейное образование: в чем разница?
Содержание:
- Семейное обучение
- Электронная гимназия АНПОО «МАНО»
- К каким трудностям готовиться
- Семейное обучение
- Достоинства и недостатки домашнего обучения в школе
- Онлайн школа №1
- Положительные аргументы
- «Хоумскулер растёт исключительно в доброжелательной среде. И это минус»
- Как перейти на домашнее обучение со всеми выгодами
- Дети не хотят ходить в школу. Причины
Семейное обучение
Обучаться в домашней обстановке можно не только по вынужденным причинам, но и по обственному желанию. Такая форма получила название семейное образование, ученик получает новые знания от приглашенных преподавателей и родителей, а в школу приходит лишь на аттестацию.
Существую причины, по которым родителям лучше остановить свой выбор на семейном обучении:
- Умственное развитие ребенка выше, чем у сверстников, ему становится скучно на уроках, т.к. программа дается ему легко. Перевод ребенка в старшие классы в данном случае нежелателен, т.к. в социальном и психологическом развитии он будет отставать от сверстников.
- Занятие, увлечение ребенка каким-либо видом спорта или искусства и достижение высоких результатов. Совмещение школы с профессиональным увлечением будет даваться нелегко.
- Частые переезды. Если работа родителей связана с постоянной сменой места проживания, и ученик вынужден ежегодно переходить в новую школу, это может в будущем вызвать у него психологически травмы, т.к. привыкать к новому месту и коллективу каждый раз нелегко.
Законом предусматривается переход на семейное образование вне зависимости от этапа обучения. Между школой и родителями в данном случае заключается договор, где главное – соблюдение сроков проведения промежуточной и итоговой аттестаций.
Плюсы семейного обучения
- Индивидуальный темп обучения. Родителями самостоятельно устанавливается расписание занятий для ребенка таким образом, чтобы обеспечить максимальную результативность процесса получения знаний.
- Отсутствие давления и насилия со стороны сверстников и учителей.
- Обучаться можно в удобное для ребенка время.
- Индивидуальный подход. Преподаватели и родители смогут выявить и развить скрытые таланты обучающегося, что поможет ему в будущем при выборе профессии.
- Возможность изучения редких предметов. На семейном обучении можно познакомиться с предметами, не изучаемыми в школах: древние языки, архитектура.
- Возможность усвоения школьной программы менее чем за 10 лет.
- Родители могут контролировать процесс развития ребенка и его питание.
- Процесс получения знаний происходит в уютной домашней обстановке, что психологически положительно воздействует на ребенка.
- Процессу получения знаний не будут мешать одноклассники. Этот аспект является весомым в случае, если до этого информация усваивалась учеником плохо из-за отсутствия дисциплины в классе.
Минусы семейного обучения
Чувство отчуждения. Ребенку будет нехватать коллектива и живого общения. В будущем такие дети часть причисляют себя к «белым воронам».
Из детей, обучавшихся на дому, редко получаются лидеры, что впоследствии может расстроить родителей.
Возможны проблемы с коммуникативными навыками. Оказавшись в обществе, ребенок просто не будет знать, как себя вести.
Возможно, после такой формы обучения ребенок вырастет с чувством собственного превосходства над остальными, т.к
до этого все внимание уделялось только ему. Из-за этого могут появиться проблемы с дальнейшей социализацией.
Отсутствие прививаемой в школе дисциплины.
Отсутствие приобретаемого в стенах школы опыта: социального и психологического.
Электронная гимназия АНПОО «МАНО»
Сайт: http://eschool.mano.pro/Телефон: 8 800 100 84 42, 8 (3812) 95-10-37Стоимость: от 500 рублей
Электронная гимназия АНПОО «МАНО» обучает школьников с 1 по 11 класс.
Создана с применением дистанционных образовательных технологий, порядок применения которых регламентирован Министерством просвещения РФ.
В гимназии представлены все предметы школьной программы, которые разработаны в соответствии с ФГОС. Учебные материалы (видеоуроки, конспекты, тесты, тренажёры) доступны в любое время. К каждому ученику гимназии обеспечивается индивидуальный подход.
Преимущества гимназии:
- удобная организация процесса обучения,
- отсутствие пространственного и временного ограничения в учебе,
- доступность материала в любое время с любых электронных носителей,
- возможность повторения урока неограниченное количество раз,
- видео с объяснением учителя для каждого урока,
- интерактивные тесты к каждому уроку,
- возможность обучения в каникулы и во время карантина.
Обучаясь в гимназии, Вы сможете:
- получить аттестат государственного образца;
- подготовится к сдаче ВПР, ОГЭ, ЕГЭ;
- подтянуть отдельные предметы, которые Вам необходимы.
Гимназия может заменить репетитора при повторении материала и поможет усвоить новые темы, если учеба дается нелегко или требует дополнительного объяснения.
В гимназию можно зачисляться для прохождения промежуточной аттестации как по всем предметам образовательной программы определенного класса, так и по отдельным предметам.
Вы можете самостоятельно выбрать удобное время и определить темп просмотра заданий, время выполнения которых не ограничено.
В создании уроков принимали участие лучшие преподаватели: кандидаты и доктора педагогических наук, высококвалифицированные специалисты, имеющие большой опыт профессиональной работы в области педагогики, психологии, менеджмента, инновационной деятельности.
В процессе обучения в гимназии учителя проверят выполненные задания, выставят оценку в электронный журнал и помогут разобрать ошибки.
К каким трудностям готовиться
По закону за образование детей в любом случает отвечают родители, а не школа. Но на практике традиционный способ обучения позволяет снять с себя часть ответственности. Ребенок может находиться в школе с утра до вечера: сначала на уроках, потом на продленке или факультативах; а родители только проверяют дневник и ходят на собрания.
Переход на домашнее обучение потребует максимального включения – особенно в первый год, когда происходит адаптация к новым порядкам. Сами порядки тоже нужно будет вырабатывать самостоятельно. Готовых схем здесь нет, самый успешный чужой опыт придется адаптировать к своей ситуации.
Сколько часов в неделю нужно заниматься математикой? А как учить английский, с репетитором или в языковой школе? Во сколько вставать, во сколько ложиться? Какие пособия купить, на какие каналы на YouTube подписаться? Добавьте к этому, что с маленьким ребенком кому-то из взрослых придется постоянно оставаться дома: папе-фрилансеру, маме в декретном отпуске с младшими, бабушке или няне.
Одно из частых родительских опасений связано с тем, что без жесткого графика и строгих учителей ребенок расслабится и совсем не захочет учиться. Да, поначалу такое расслабление почти неизбежно (здесь мы не говорим о детях, которые учатся дома с самого начала). Родителям надо постараться не паниковать, а дать ребенку время отдохнуть и перестроиться. Родители и работающие с детьми на домашнем обучении специалисты называют этот процесс «расшколивание». Он может растянуться на месяцы, и это нормально.
Нежелание учиться может оказаться стойким. Тогда надо задуматься о причинах. Одна из них – страх неудачи, особенно если раньше ребенку уже внушили, что у него ничего не получится. Отбивают интерес и неправильно подобранные программы и методики: слишком простые или слишком сложные, не соответствующие возрастным или индивидуальным особенностям. А иногда родители, профессиональные педагоги, обнаруживают, что легче научить десять чужих детей, чем одного своего. Дело в том, что другим ты можешь объяснить одну и ту же тему десять раз подряд и сохранить спокойствие, а со своим теряешь терпение моментально.
В запущенных случаях, когда предмет не дается с самого начала и к старшим классам мотивация у подростка на нуле, стоит проконсультироваться у психолога. Обратиться за помощью придется и в том случае, если причиной перехода на домашнее обучение стал серьезный конфликт с учителями или одноклассниками. Для ребенка, особенно маленького, это травмирующий опыт. С ним надо работать, иначе он напомнит о себе в будущем.
До сих пор речь шла о практической стороне вопроса
Но едва ли не самое важное – смириться с тем, что ребенок может не оправдать ваших надежд. У него свой путь, и задача семьи – помочь его найти
Редкий родитель не запаникует, если ребенок откажется поступать в престижный вуз и пойдет учиться на повара или работать аниматором. Но иногда именно такое решение оказывается правильным.
Наконец, не исключено, что в какой-то момент вы захотите вернуться в школу. В этом тоже нет ничего страшного – форму обучения можно поменять не один раз.
Домашнее обучение в России до сих пор воспринимается как что-то исключительное и даже экстремальное. Большинство родителей о такой возможности ничего не знают, а те, кто хочет узнать, встречают сопротивление школьной администрации и чиновников. Семей, которые преодолели эти барьеры, чрезвычайно мало. Но они, как правило, готовы помочь другим и охотно делятся своим опытом – в соцсетях, на форумах и даже фестивалях. И этот опыт показывает, что домашнее обучение может быть хорошим выбором в самых разных жизненных ситуациях.
Семейное обучение
Как перевести школьника на домашнее обучение, при отсутствии медицинских противопоказаний? Учащегося, имеющего удовлетворительное здоровье возможно самостоятельно учить дома на семейной форме обучения. От ученика требуется изучение школьной программы без регулярного посещения школы. За качество получаемого образования отвечают родители, приглашенные учителя или репетиторы. Школьник приходит в школу, в которой числится лишь, чтобы сдать аттестацию или экзамены.
Кто может
Родители вправе осуществить перевод на семейное обучение по таким причинам:
- Учащийся регулярно пропускает школу, поскольку на профессиональном уровне занимается спортом, танцами, музыкой или подобными видами деятельности;
- Работа его родителей предполагает частую смену места жительства. Многие дети сложно привыкают к новому коллективу. Это может повлиять на уровень знаний учащегося;
- Родители не планируют отдавать ребенка в школу по религиозным или иным соображениям.
Порядок перевода
В законодательстве отмечено, как перейти на домашнее обучение ребенку, имеющему удовлетворительное здоровье. Это довольно просто. Родителям или лично ученику, если он уже получил паспорт, следует подать заявление с просьбой перевода на выбранную форму обучения. Вся последовательность действий подробно описана ниже.
Выбрать подходящее образовательное учреждение
Прикрепить ребенка к определенной школе следует, чтобы он мог сдавать там аттестации. Как поступить, если вас не устраивает ближайшее учебное заведение? При выборе не обязательно отталкиваться от фактического места проживания семьи. Родители вправе отдавать предпочтение обычной школе возле своего дома или выбрать заведение, углубленно изучающее определенные предметы. Сдавать аттестацию потребуется по программе, которая утверждена в выбранной школе.
Ученики в итоге получают аттестат такого же образца, как и другие школьники. В нем не указывают форму получения образования.
Узнать у администрации учебного заведения допускается ли в ней семейное обучение
Следует уточнить у директора или завуча школы, прописана ли в уставе заведения возможность семейного обучения школьников. Кроме этого рекомендуется выяснить, обучается ли кто-то из учеников по данной системе. Нет ничего плохого, если первопроходцем окажитесь вы. Но все же будет проще, если администрация уже сталкивалась с подобной ситуацией. В таком случае вам будет гораздо проще организовать учебный процесс и находить решения при возникновении разногласий.
Заявление на перевод на имя директора
В нем указывается причина перевода ученика. Кроме заявления требуется подготовить:
- Ксерокопию свидетельства о рождении или паспорта ребенка, при его наличии.
- Ксерокопию паспорта мамы или папы ребенка. Если планируется перевести ученика, оставшегося без родительской опеки, готовят ксерокопию паспорта его попечителя.
- Фотографию школьника размером 3*4 см.
Заключение договора со школой
В данном документе прописывается:
- Порядок взаимодействия сотрудников учебного заведения, родителей и самого ученика.
- Возможность проведения консультаций с преподавателями заведения.
- Сведения о предстоящих проверках знаний.
Согласовать с учителями график сдачи ребенком аттестаций
При семейном обучении ответственность за качество полученных знаний ложится исключительно на родителей или опекунов ребенка. При возникновении трудностей допускается обращение к сотрудникам школы за методической помощью. Кроме того ученику обязаны разрешить записаться в библиотеку и выдавать необходимые для обучения пособия.
Если родители не способны самостоятельно обеспечить изучение ребенком утвержденной программы, школа вправе расторгнуть подписанный договор и вернуть ученика к очному образованию.
Важные моменты, касающиеся перевода на семейное обучение:
- Осуществить перевод ученика на семейное обучение можно перед началом учебного года либо в любое другое время.
- Утверждение количества и дат проведения аттестаций происходит после их согласования между сотрудниками школы и родителями. Обычно в учебном заведении самостоятельно утверждают график и редко соглашаются, если родители выражают желание приводить ребенка на аттестации реже четырех раз за год.
- График обучения, его программу и учебники родители могут самостоятельно выбирать на свое усмотрение.
Достоинства и недостатки домашнего обучения в школе
Как и в любом деле, домашнее обучение в школе имеет и положительны и отрицательные стороны. Прежде, чем начинать оформление, родителям стоит хорошо подумать, проконсультироваться в департаменте образования. Да, сменить очное обучение на домашнее можно на любом этапе учебы в школе, в любом классе. Также и вернуться обратно в школу можно в любой момент
Но здесь важно и мнение школьника, поскольку смена обстановки, смена ритма жизни неизвестно как повлияет на конкретного ребенка
Достоинства:
для обучения можно разработать удобный график с учетом наклонностей ребенка и его биологических часов;
ребенок огражден от нападок сверстников, а также от возможных неприятностей с учителями;
нелюбимые школьные правила и ритуалы не учитываются в жизни;
родители получают возможность полного контроля всех действий ребенка, в том числе оберегая его от возможного дурного влияния, что особенно важно на переходном этапе развития;
для детей с высоким IQ появляется возможность уделить больше внимания дополнительным предметам, редким иностранным языкам;
значительно снижается риск вирусных заболеваний, а также есть возможность выправить осанку и поработать над улучшением зрения в случае имеющихся проблем;
для одаренного ребенка есть возможность пройти школьную программу в ускоренном варианте.
Недостатки:
- низкий уровень общения со сверстниками, в том числе в разрешении конфликтных ситуаций уменьшает шансы на успех в будущей самостоятельной жизни;
- на родителей ложится нагрузка по контролю за ребенком, в том числе за качеством обучения;
- отсутствие школьной дисциплины и “размытый” график учебы расхолаживает школьника, что вполне может отразиться на результатах обучения;
- отсутствие постоянного общения со сверстниками равносильно отсутствию жизненного опыта;
- длительное нахождение школьника в одиночестве (без общения со сверстниками) может развить у него комплекс “белой вороны”.
Онлайн школа №1
Сайт: https://online-school-1.ruТелефон: 8 (800) 550 38 29Стоимость: 9800 р. в месяц
Лучшие преподаватели Санкт-Петербурга и Москвы собрались вместе для того, чтобы дать шанс каждому ребенку получить классическое образование вне зависимости от его способностей и причин перехода на дистанционное обучение.
Разработаны образовательные программы с 1 по 11 класс, которые полностью соответствует всем государственным образовательным стандартам, а также включают в себя современные технологии для быстрого и удобного получения знаний.
Команда знает, как найти подход к каждому ребенку, как сделать процесс обучения интересным и полезным, как поддержать и помочь каждому ученику на всем пути обучения.
- Ребенок проходит тестирование по всем основным предметам школьной программы, а также профориентационное тестирование
- Знакомство с ребенком и родителями, обсуждение результатов тестирования и ваши пожелания по выбору профильного направления обучения.
- Методисты разрабатывают индивидуальную образовательную программу, которая подходит именно вашему ребенку.
- Ваш ребенок учится онлайн в удобное время, в любом месте и в оптимальном для него темпе. Никакого стресса.
- Учителя сопровождают и поддерживают ученика на пути к знаниям: контролируют результаты, дают советы, оптимизируют программу обучения.
Положительные аргументы
Пожалуй, главное преимущество — индивидуальный подход. Только вы знаете с помощью каких методов ребенок поймет тему быстрее и эффективнее и сколько времени ученик выдержит неподвижное сидение. Другие явные преимущества:
- получение знаний продолжается во время путешествий
- можно использовать все доступные средства информации, например, книги, интернет, журналы и телевидение
- домашнее обучение соответствует мировоззрению семьи и защищает от неприемлемой модели поведения
- плохая успеваемость практически невозможна благодаря контролю взрослых
- чувствительные дети не подвергаются преследованиям со стороны сверстников и унижениям со стороны педагогов
- ребенок более дисциплинирован, потому что получает больше внимания, чем дети в классе
- тесные отношения ребенка с родителями, способствует крепкой родственной связи.
В нашей стране не проводилось никаких исследований на тему уровня развития домашних деток, но педагоги Америки отмечают, что будучи уже взрослыми, домашние воспитанники более открыты, чаще участвуют в различных мероприятиях и с удовольствием выступают в качестве добровольцев.
«Хоумскулер растёт исключительно в доброжелательной среде. И это минус»
Надежда Самсоненко 40 лет проработала учителем начальных классов. Опытный педагог согласна с родителями, которые недовольны нынешней программой образования.
«Если семья достаточно обеспеченная, самодостаточная, родители грамотные, то домашнее образование – это хорошо. Среда и семья сильно влияют на образованность детей», – считает Надежда Васильевна.
Сказать однозначно, хорош хоумскулинг или нет, психологи не берутся. Говорят, на навыках общения, социализации ребёнка домашнее образование негативно не скажется.
Тренер международного уровня из Краснодара Марина Тольцман работает с родителями и детьми, отказавшимися от классической школы. По её словам, как в любом нововведении у хоумскулинга есть свои плюсы и минусы.
«Плюс в том, что дети находятся в более комфортных условиях при обучении. Если они чего-то не понимают, есть возможность задержаться на этой теме, нет резкого переключения с одного предмета на другой. Информация, которую предоставляли учителя 10-15 лет назад, уже не такая важная и ценная. Понятно, что некоторые ученики чувствуют скуку в школе. Они ведь могут получать информацию, не только сидя за партой», – говорит Марина Тольцман.
К минусам она относит то, что в школе ребёнок учится скорости переключения, взаимодействия с разными людьми, которые относятся к нему как доброжелательно, так и не очень. Другими словами, он видит мир со всех сторон. Школьник наблюдает за собой, за реакцией других, за взаимодействием взрослых между собой.
Хоусмкулеры же занимаются в той среде, которую подбирают индивидуально. Там все доброжелательны. Но нельзя забывать, что во взрослой жизни не всегда будут комфортные условия, к чему ребёнок может оказаться не готовым.
Эксперты считают, что к развитию хоумскулинга нельзя относиться негативно. Новое явление может дать толчок к пересмотру классической системы преподавания и к методикам, чтобы получение знаний сделать интересным и более эффективным для детей.
Как перейти на домашнее обучение со всеми выгодами
Теперь рассмотрим, как перевести ребенка на домашнее обучение. Алгоритм действий практически всегда одинаковый, за исключением случаев, когда ребенок с ограниченными возможностями здоровья.
Для начала нужно определиться с конкретным видом надомного обучения, который подходит именно вашему ребенку. Если причина перевода заключается в его инвалидности, то нужно подготовить пакет документации, которая это подтвердит (ознакомиться с полным списком справок и показаний можно только в городском департаменте).
Если комиссия выносит положительный ответ, то родителям необходимо составить заявление на имя директора того учреждения, которое выбрано или адресовать его департаменту образования, ссылаясь на закон №274-ФЗ от 21 декабря 2012 года «Об образовании в Российской Федерации» и приложить к нему подготовленные бумаги.
Подать заявление можно как лично, так и по почте. В первом случае предоставляется два экземпляра документа и на одном из них обязательно должна быть поставлена дата, месяц приема и печать учреждения.
Отдельно отметим, что это заявление не нуждается в одобрении, оно несет только ознакомительный характер. Подавать его нужно обязательно, чтобы школа или контролирующий ее орган не решил, что ребенок просто прогуливает учебу.
После этого придется поискать школьное учреждение, которое предусматривает надомное образование. А затем вместе с педагогами составить программу домашнего обучения (план, по которому будет обучаться ребенок вне стен школы). Директор отберет учителей, которые будут посещать ученика, а родители будут обязаны вести учет успеваемости.
Если у ребенка нет ограничений в медицинской области, которые бы мы мешали ему учиться в школе, как все остальные, то родителям достаточно самостоятельно прийти к решению перевода на домашнее обучение, а затем просто написать заявление на имя директора школы. В этом случае тоже будет собрана комиссия, на которую вызовут не только родителей, но и ученика для того, чтобы выяснить, как он сам относится к этой идее. Если по итогам заседания будет вынесено положительное решение, то ребенка прикрепят к этой школе и дальше он будет в нее приходить для выполнения аттестационных работ.
Обратите внимание! В случае с заключением договора с администрацией школы о семейном обучении, ребенок имеет право в любой момент начать ходить в школу ежедневно (обучаться очно). Если результаты аттестации не удовлетворят педагогов, то школа имеет право расторгнуть договор
Дети не хотят ходить в школу. Причины
История говорит о то, что во времена СССР вопрос об учебе в школе практически не ставился – всеобщее среднее образование предполагало, что каждый ребенок идет в школу, а родители не задумываются – “надо или не надо”. Конечно же, кое-где случались отступления от этого правила, но это были единичные случаи.
Современное общество породило некую возможность демократии в образовании, что, несомненно, сказалось на качестве обучения и на результатах выпускников. Причин, по которым дети не хотят ходить в школу, как минимум две группы. Первая группа исходит, как ни странно от самих родителей, а вторая – от детей.
Почему родители не хотят отдавать ребенка в школу
Конечно, часть родителей не то чтобы не хотят отдавать ребенка в школу, но сомневаются в этой необходимости. Назовем лишь те сомнения родителей, которые были выявлены в ходе исследований.
Вот что говорили родители:
- есть сомнения в качестве и углубленности образования – школа это потеря времени;
- учебная программа дает большую нагрузку на учеников, что ухудшает физическое и психологическое состояние детей;
- сверстники не всегда положительно влияют на одноклассников, приобщая к курению, наркотикам, алкоголю, а также угнетая более слабых;
- часть родителей выступали за изменения учебного плана, вплоть до введения собственного плана;
- переполнение классов не позволяет учителю уделить больше внимания каждому ученику;
- проживание на большом расстоянии от школы вносит проблему доставки детей на занятия;
- часть родителей имели не очень положительный собственный опыт учебы в школе.
В каждой семье собственный взгляд на обучение в школе, поэтому к приведенным высказываниям кто-то может добавить свое видение.
Почему дети не хотят ходить в школу
Дети. Это отдельная история, но это наши дети и к их мнению стоит прислушаться. Не всегда их мнение будет верным – в этом случае им просто следует объяснить правильную точку зрения. Но бывает так, что детское тонкое, чувственное восприятие ситуации с трудом будет восприниматься взрослым человеком – в этом случае родителям стоит поставить себя на место ребенка и попытаться почувствовать то, о чем говорит ребенок.
Вот что думают и говорят дети:
- Пришел ребенок в школу и столкнулся с тем, что в одном классе собрались разные дети и по уровню физического развития, и по интеллектуальному уровню, и по уровню этического развития. Естественно никакого индивидуального подхода нет. И весь расчет на среднестатистического ученика. Ребята с хорошими способностями (как говорят с высоким IQ) не развиваются, ленятся и постепенно опускаются до уровня середнячка. А слабенький ученик ощущает дискомфорт при вызове к доске – насмешки унизительны.
- Отношение к школе часто определяет первая учительница. В более старших классах учительница тоже может играть негативную роль, но именно первая закладывает базу в отношениях между учеником и школой.
- Сложность школьной программы иногда приводит в ужас, как родителей, так и учителей. Отсидев 5 — 7 уроков, школьник дома пытается выполнить домашние задания большого объема. Не все дети в состоянии справиться с таким объемом эмоциональной и физической нагрузки. Ослабленный организм дает сбои в виде всевозможных болезней.
- Дети инвалиды традиционно имеют право не посещать школу. Но есть дети с медицинскими отклонениями, которые не подпадают под определение инвалид. К сожалению, эти дети становятся школьниками на общих основаниях и вносят свой “вклад” в создание определенной атмосферы в классе. К примеру, дети аутисты или дети с отставанием в умственном развитии, которые могут впасть в истерику по любому поводу на глазах у всех остальных школьников. Да, известно, что таких детей руководство школы старается разместить в самом слабом классе, но для остальных детей из таких классов такое соседство становится испытанием.
Осмысление всех этих причин нежелания посещения школы как раз и приводит к вопросу — домашнее обучение в школе, что это такое, насколько оно законно и как его организовать.
Внимание. Оказывается домашнее или семейное образование не является такой уж неизвестной формой обучения
Исследования, проведенные Национальным центром статистики в сфере образования, показали, что домашнее обучение в школе охватывает в разных странах от 5 до 10 процентов детей школьного возраста. И даже в России ежегодно фиксируется до 100 тысяч детей школьного возраста, которые получают образование в домашних условиях.