Фз 135 о защите конкуренции: краткое изложение и комментарии, нарушения и ответственность, аффилированные лица и дискриминационные условия
Содержание:
- Дискредитировать конкурента — ст. 14.1 Закона о конкуренции
- Аффилированное лицо: определение по закону
- Правовое регулирование
- Федеральная антимонопольная служба
- Ответственность
- Ограничение конкуренции 135 ФЗ
- Что такое конкуренция, и каковы признаки ее ограничения
- Особенности уголовного преследования ограничения конкуренции
- Дискредитация (распространение ложных, неточных или искаженных сведений)
- Отличия добросовестной конкуренции от недобросовестной
- Правовое регулирование недобросовестной конкуренции
Дискредитировать конкурента — ст. 14.1 Закона о конкуренции
Дискредитация — это враньё и передёргивание фактов о конкуренте.
Нельзя писать в интернете и говорить клиентам, что товар конкурента некачественный, цена завышена, а сервис низкий, если этому нет доказательств. Такая антиреклама подрывает доверие клиентов. У конкурента портится репутация.
А вот если говорить, что конкурент нечист, и давать пруфы, это не дискредитация. Например, ссылаться на группу обманутых клиентов из интернета.
Компания занималась обслуживанием пожарной сигнализации «Стрелец-Мониторинг» в школах и больницах. Но некоторые из них обслуживались у конкурентов. Таким школам и больницам компания разослала письма, что их подрядчики работают не по техрегламенту. И пульт централизованного наблюдения для «Стрелец-Мониторинг» есть только у них. Поэтому договор надо заключить с ними, иначе МЧС оштрафует. Письма выглядели как уведомления от госорганов. Школы и больницы пугались штрафов и меняли подрядчика.
Один из подрядчиков написал жалобу в ФАС. Там разобрались, что пульт для «Стрелец-Мониторинг» вовсе не нужен. Подрядчику нужна только лицензия от МЧС. А она у конкурента была. Письмо в стиле уведомления — наглая дичь. ФАС заставила отозвать письма — дело № А38-559/2019.
Аффилированное лицо: определение по закону
Понятие аффилированного лица, установлено статьей 4 ФЗ № 948 – 1.
В юридических организациях, аффилированными считаются:
- Участник Совета директоров, а также иного коллегиального органа управления организацией;
- Лицо, принадлежащее к той группе лиц, к которой принадлежит само юридическое лицо;
- Лицо, обладающее правом распоряжения более 20% общего количества голосов;
- Когда организация входит в состав финансово – промышленной группы, аффилированными признаются члены совета директоров.
Физические лица, получают статус аффилированных когда:
- Лицо принадлежит к той же группе, что и физическое лицо;
- Лицо обладает правом распоряжения более 20% общего количества голосов.
Что такое группа лиц в антимонопольном законодательстве
Само понятие группы лиц, антимонопольный закон не раскрывает. Однако в ст. 9 закона, указаны признаки, при наличии которых, совокупность лиц, определяется как группа.
Перечень признаков, которые свидетельствуют о группе лиц, были указаны в статье ранее. Указанные в положении признаки, свидетельствуют о том, что эти лица между собой взаимосвязаны.
Правовое регулирование
Вопрос ограничения конкуренции недостаточно хорошо урегулирован в 44-ФЗ. Положения ст. 8 44-ФЗ, которые закрепляют принципы обеспечения конкуренции, являются рамочными (с полным текстом документа можно ознакомиться здесь).
Помимо 44-ФЗ, вопросы ограничения конкуренции освещены в ФЗ-135 «О защите конкуренции» от 2006 года. Здесь сказано, что под ограничением конкуренции между сторонами понимаются такие отношения, при которых влияние одного или нескольких участников на условия рыночного оборота ограничены.
Применительно к закупочной деятельности под ограничением конкуренции можно понимать различные согласованные действия заказчика и поставщика, координацию экономической деятельности, антиконкурентные соглашения и картельные сговоры. Ключевой отличительной чертой данного деяния является наличие договоренности у сторон и их целенаправленное влияние на результаты закупки.
Статья 178 УК РФ. Ограничение конкуренции (действующая редакция)
1. Ограничение конкуренции путем заключения между хозяйствующими субъектами-конкурентами ограничивающего конкуренцию соглашения (картеля), запрещенного в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо повлекло извлечение дохода в крупном размере, –
наказываются штрафом в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до одного года или без такового, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью до одного года либо без такового.
2. Те же деяния:
а) совершенные лицом с использованием своего служебного положения;
б) сопряженные с уничтожением или повреждением чужого имущества либо с угрозой его уничтожения или повреждения, при отсутствии признаков вымогательства;
в) причинившие особо крупный ущерб либо повлекшие извлечение дохода в особо крупном размере, –
наказываются принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового либо лишением свободы на срок до шести лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от одного года до трех лет или без такового.
3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные с применением насилия или с угрозой его применения, –
наказываются принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от одного года до трех лет.
Примечания. 1. Доходом в крупном размере в настоящей статье признается доход, сумма которого превышает пятьдесят миллионов рублей, а доходом в особо крупном размере – двести пятьдесят миллионов рублей.
2. Крупным ущербом в настоящей статье признается ущерб, сумма которого превышает десять миллионов рублей, а особо крупным ущербом – тридцать миллионов рублей.
3. Лицо, совершившее преступление, предусмотренное настоящей статьей, освобождается от уголовной ответственности, если оно первым из числа соучастников преступления добровольно сообщило об этом преступлении, активно способствовало его раскрытию и (или) расследованию, возместило причиненный этим преступлением ущерб или иным образом загладило причиненный вред и если в его действиях не содержится иного состава преступления.
Федеральная антимонопольная служба
Как было сказано выше, за ведение недобросовестной конкуренции предусмотрена ответственность – уголовная либо административная.
Следит за этим процессом Федеральная антимонопольная служба, которая имеет свои подразделения на каждой территории. Федеральная антимонопольная служба рассматривает все жалобы, связанные с действиями недобросовестных конкурентов. Именно ФАС занимается рассмотрением и принятием решения о мере пресечения по каждому отдельному случаю, самостоятельно выносит постановления, выдает предписания и так далее.
Если отдельный случай не подходит под нормы уголовного законодательства, то применяются нормы Административного кодекса.
В соответствии с законодательством, за недобросовестную конкуренцию может быть наложен только штраф. Существует срок давности по такой конкуренции 1 год. Стоить помнить о том, что действия по недобросовестной конкуренции повторяются, в основном, циклично, поэтому срок давности необходимо исчислять исходя из последнего случая. По истечению этого невозможно будет привлечь конкурента к какой-либо ответственности.
В ФАС утвержден порядок рассмотрения поступивших жалоб о каких-либо фактах нарушения закона.
- Изначально все материалы проверок направляются специальной комиссии.
- Данная комиссия выслушивает доводы каждой стороны данного дела, анализирует все документы и принимает решение.
Такое решение возможно обжаловать в судебном порядке. В особенности, правом обратиться в суд прибегают недобросовестные конкуренты, которым выдается предписание на устранение всех нарушений законодательства, так как при подаче заявления в судебные органы, выполнение данного предписания приостанавливается на все время рассмотрения дела судом.
Так же и само предписание можно обжаловать в судебном порядке. Но и здесь существуют определенные сроки. Недобросовестный конкурент может обратиться в судебные органы не позднее трех месяцев со дня вынесения ему предписания.
Если имеется необходимость, федеральная антимонопольная служба проводит дополнительные проверки по данному факту, выписывает протокол и постановление о выявленных нарушениях и назначает штрафные санкции. В период десяти дней такое постановление подлежит обжалованию в судебных органах.
Если же причиненный вред конкуренту составляет более 5 миллионов рублей, тогда недобросовестному конкуренту грозит уголовное наказание. Тогда к Федеральной антимонопольной службе подключаются специализированные структуры полиции.
Ответственность
Ответственность за недобросовестную борьбу с конкурентами может быть административной или уголовной. Правомерность конкуренции отслеживается ФАС, которая обеспечивает соблюдение антимонопольного законодательства.
Административная ответственность
Предприниматель привлекается к административному наказанию в том случае, если тяжесть преступления недостаточна для уголовной ответственности. Как правило, на недобросовестное лицо накладывается штраф на основании статьи 14.33 КоАП РФ. Размер штрафа составляет сумму до 50 000 рублей. Во второй части статьи указывается размер штрафа, который может быть равен прибыли, полученной от недобросовестной конкуренции.
Штраф может накладываться в течение 12 месяцев с момента неправомерного действия
При установлении наказания во внимание принимается регулярность правонарушений. Если нелегальные действия совершаются систематически, нужно установить дату начала преступления
Требуется это для определения срока давности.
Решение об установлении административной ответственности принимается антимонопольной комиссией.
Комиссия рассматривает представленные документы, выслушивает все стороны дела. На базе изученного материала принимается решение.
На базе изученного материала принимается решение. Если какую-либо из сторон решение комиссии не устраивает, она может обратиться в суд за его обжалованием. Комиссия может выдать лицу, совершающему правонарушение, предписание об устранении всех элементов недобросовестной конкуренции. Его также можно обжаловать в суде. На обжалование предоставляется 3 месяца с момента вынесения решения.
Дело об административном правонарушении открывается на основании решения антимонопольной комиссии. Иногда для вынесения вердикта лицу проводится расследование. После его осуществления выносится судебное решение об административной ответственности. Обжаловать его можно в течение 10 дней.
Уголовная ответственность
Возбуждение уголовного дела возможно только в том случае, если конкуренту нанесен крупный ущерб. Под крупным ущербом понимается убыток свыше 5 000 000 рублей. Также дело может быть возбуждено в том случае, если недобросовестная фирма получила прибыль от своих неправомерных действий в размере 5 000 000 рублей.
Расследование дел, связанных с незаконной конкуренцией, выполняется специальными подразделениями. Возбуждение и порядок рассмотрения дела регулируется УПК.
Ограничение конкуренции 135 ФЗ
ФЗ № 135 в целях недопущения противоправных действий конкретизирует признаки ограничения конкуренции и выделяет следующие критерии:
- Сократилось количество участников рынка, не объединенных в одну группу;
- Происходит рост цены на товар без привязки к изменению объективных условий на рынке;
- Происходит снижение цен на товары опять же без воздействия объективных факторов;
- Участники рынка, не объединенные в группу, отказываются от продолжения деятельности в одиночку;
- Заключено соглашение между участниками рынка, которое закрепило общие условия по обращению товаров на рынке;
- Общие условия обращения товара стали регулироваться вследствие согласованных действий участников рынка или выполнения обязательных указаний конкретного лица;
- Обнаружены прочие признаки, направленные на формирование у участника рынка или объединения участников фактической возможности влиять на обращение товара;
- Органы государственной власти или муниципалитеты установили особые требования к обращению товаров, которые не предусмотрены федеральным законом.
Для недопущения указанных выше действий ФЗ 135 ввел понятие вертикального соглашения, определив его как соглашение нескольких участников рынка, по которому один участник товар получает, а другой такой товар продает или иным образом передает, если такие действия ведут к формированию цены перепродажи (кроме случаев с установлением для покупателя цены перепродажи «по максимуму») или запрещают покупателю продавать товар конкурента продавца.
Важно! Запрет на вертикальные соглашения не работает в случае, когда продается товар под товарным знаком. Таким соглашением признается договоренность, в результате которой:
Таким соглашением признается договоренность, в результате которой:
- Установлены цены, тарифы, наценки;
- Поддерживаются на нужном уровне цены, тарифы, наценки;
- Изменяется или сохраняется на нужном уровне цена на торгах;
- Рынок поделен по территориям, объемам закупа или реализации товаров, по ассортименту или в зависимости от состава заказчиков, покупателей;
- Производство конкретного товара сокращается или полностью останавливается;
- Участники рынка отказываются заключать договоры с конкретными лицами;
- Заключено вертикальное соглашение.
Кроме того, ФЗ 135 запретил заключать манипулятивные соглашения на оптовых или розничных рынках электроэнергии, участникам коммерческой, технологической инфраструктур, сетевикам.
Закон запрещает подписывать и иные соглашения, которые направлены на ограничение конкуренции (договоренности о навязывании нужных одной стороне, но невыгодных второй стороне условий, фиксирование разных цен на аналогичные товары и т.д.), препятствуют доступу на рынок, выходу из рынка или навязывают членство в объединениях.
Что такое конкуренция, и каковы признаки ее ограничения
Ограничение численности участников закупки по 44-ФЗ не допускается, так как это противоречит принципам бюджетной экономии. Такой запрет налагается на заказчиков, специализированные организации, закупочные комиссии, участники закупок, операторов электронных площадок.
Конкуренцией в рыночной экономике обозначается соперничество участников одного товарного рынка либо рынка оказания услуг и выполнения работ.
Признаки ограничения конкуренции содержатся в 135-ФЗ от 2006 года (по п. 17 ст. 4). К ним можно отнести:
- Отказ участника закупки от самостоятельного участия в закупке.
- Согласованные действия от нескольких участников закупки.
- Воздействие на ход торгов.
- Обеспечение незаконного доступа к конфиденциальной информации.
- Заключение соглашений в целях создания преимуществ для отдельного участника.
- Нарушение установленного законом порядка отбора победителей.
- Отклонение поступивших на участие заявок при отсутствии правовых оснований на это.
- Установление заведомо невыполнимых требований заказчиком.
- Подготовка документации под определенного поставщика.
- Участие в закупке лиц, которые не имели на это право: должностных лиц заказчика, контрактного управляющего, а также иных лиц, которые имеют конфликт интересов с заказчиком.
- Ограничение доступа по участию в закупке через установление дополнительных незаконных требований к участникам.
- Включение в один закупочный лот не связанных между собой товаров, работ и услуг и пр.
Ограничение конкуренции нарушает принципы равноправия, обоснованности и объективности.
Экономическая сущность конкуренции
При нормальной свободной конкуренции ни одни из продавцов или производителей не занимает максимально выгодного положения в сравнении с другими участниками рынка. У них просто нет возможности оказывать на рынок какое-либо влияние.
Оказывать прямое влияние на рынок могут только экономические законы и органы власти, контролирующие функционирование рынка.
Конкуренция встречается лишь в двух видах:
- Совершенная – характеризуется большим числом продавцов-производителей, занимающих равно незначительные доли на рынке, в силу чего не способных оказывать влияние на цены.
- Несовершенная – характеризуется наличием таких участников рынка, которые имеют возможность контролировать цены на свою продукцию. Несовершенная конкуренция может быть в форме монополии, монополистической конкуренции и олигополии.
Во всех развитых странах деятельность рынка строго контролируют, ограничивая уже действующие монополии и пресекая формирование новых.
В Российской Федерации деятельность по контролю за конкуренцией осуществляет Федеральная антимонопольная служба (ФАС).
Особенности уголовного преследования ограничения конкуренции
Уголовное преследование допустимо лишь при совершении преступления. Преступное деяние в экономической сфере предполагает причинение ущерба ограниченному или неограниченному кругу лиц.
В УК РФ соглашение, заключенное хозяйствующими субъектами-контрагентами, в сфере антимонопольного законодательства, носит название – картель.
Состав преступления по ст. 178 УК РФ
Обязательное условие данного преступления заключается в причинении крупного ущерба гражданину, организации или государству либо извлечения крупного дохода в результате своих незаконных действий.
Состав преступления выглядит следующим образом:
- Объект преступления по ст. 178 УК РФ имеет два вида: основной и дополнительный. Основным объектом является гарантированное Конституцией РФ единое экономическое пространство, свобода конкуренции и перемещения товаров, услуг. В качестве дополнительного объекта предполагаются отношения собственности и коммерческие отношения.
- Объективная сторона деяния подразумевается в виде действий или бездействий, которые привели к ограничению конкуренции. Данное поведение могло быть в форме заключения картеля или неоднократного злоупотребления своим монопольным положением на рынке.
- Нести ответственность по УК РФ в данном случае могут только лицо, признанное вменяемым и в возрасте от 16 лет.
- Субъективная сторона преступления – это прямой умысел с экономически ориентированными мотивами.
Преступление по ст. 178 УК РФ считается оконченным в случае наступления общественно-опасных последствий в виде причинения ущерба или извлечения дохода.
Уголовное наказание за картельный сговор
Запрещенный антимонопольным законодательством картельный сговор предусматривает следующие виды ответственности:
- Штраф от 300 до 500 тыс. рублей;
- Штраф в размере дохода осужденного от года до 2 лет;
- Принудительные работы до 3 лет;
- Лишение свободы до 3 лет.
В качестве дополнительного вида наказания за данный проступок может применяться ограничение на занятие определенных видов деятельности или определенных должностей на срок до года.
Квалифицирующие признаки по ст. 178 УК РФ, выступающие фактически в виде отягчающих вину осужденного обстоятельств, представлены в статье следующим списком:
- Использование осужденным своего служебного положения;
- Уничтожение или повреждение чужого имущества или угроза таких действий без признаков вымогательства;
- Особо крупный размер ущерба или дохода.
Максимальный размер наказания по ч. 2 ст. 178 УК РФ составляет 6 лет лишения свободы со штрафом в 1 миллион рублей.
Плюсом к основному наказанию будет являться ограничение на занятие определенными видами деятельности или должностные ограничения до 3 лет.
По ст. 178 УК РФ лицо, обвиняемое в преступлении, может быть освобождено от ответственности в ситуации, когда оно первым из соучастников рассказало о содеянном, помогало в раскрытии преступления и полностью возместило ущерб.
Для каждой конкретной статьи в УК РФ размеры крупного или особо крупного ущерба определены по-разному.
Для ст. 178 УК РФ установлены следующие границы их значений:
- Крупный доход – более 50 млн рублей;
- Особо крупный доход – более 250 млн рублей;
- Крупный ущерб – более 10 млн рублей;
- Особо крупный ущерб – более 30 млн рублей.
Дискредитация (распространение ложных, неточных или искаженных сведений)
- качества и потребительских свойств товара, предлагаемого к продаже другим хозяйствующим субъектом-конкурентом, назначения такого товара, способов и условий его изготовления или применения, результатов, ожидаемых от использования такого товара, его пригодности для определенных целей;
- количества товара, предлагаемого к продаже другим хозяйствующим субъектом-конкурентом, наличия такого товара на рынке, возможности его приобретения на определенных условиях, фактического размера спроса на такой товар;
- условий, на которых предлагается к продаже товар другим хозяйствующим субъектом-конкурентом, в частности цены товара.
Данный запрет корреспондирует положению подп. 2 п. 3 ст. 10.bis Парижской конвенции по охране промышленной собственности, в соответствии с которой недобросовестной конкуренцией признаются ложные утверждения при осуществлении коммерческой деятельности, способные дискредитировать предприятие, продукты или промышленную или торговую деятельность конкурента.
При этом дискредитация имеет своей целью привлечение потребителей к собственной продукции путем распространения недостоверной информации о конкуренте, его товарах и услугах.
Подробнее о распространении ложных, неточных или искаженных сведений
- опубликование таких сведений в печати,
- трансляцию по радио и телевидению,
- демонстрацию в кинохроникальных программах и других средствах массовой информации,
- распространение в сети Интернет, а также с использованием иных средств телекоммуникационной связи,
- изложение в служебных характеристиках, публичных выступлениях, заявлениях, адресованных должностным лицам, или
- сообщение в той или иной, в том числе устной, форме хотя бы одному лицу.
Сообщение таких сведений лицу, которого они касаются, не может признаваться их распространением, если лицом, сообщившим данные сведения, были приняты достаточные меры конфиденциальности, с тем чтобы они не стали известными третьим лицам.
Если хозяйствующим субъектом осуществляется распространение информации тем или иным способом, доступным для фиксации, в отношении хозяйствующего субъекта-конкурента и таким лицом не будет доказана достоверность распространяемой информации, то такие действия подлежат квалификации в качестве недобросовестной конкуренции.
Несмотря на то, что дискредитация непосредственно направлена против конкретного субъекта либо группы лиц, такие действия могут иметь негативные последствия не только для них: если информация о каком-либо производителе или его товарах окажется лживой, то и потребитель, введенный ею в заблуждение, может понести убытки. Не исключены ситуации, когда субъект распространяет не соответствующие действительности сведения о себе самом и не имеет при этом цели дискредитировать конкурента.
При применении указанной нормы материального права необходимо выяснять, порождает ли подобное действие у участников рынка некие ожидания, которые могут отвлечь клиентов в том или ином сегменте рынка и сосредоточить их интересы в нужном для недобросовестного участника направлении.
Отличия добросовестной конкуренции от недобросовестной
Важнейшим методом ведения результативной экономической деятельности считается конкуренция. При помощи конкуренции потребитель способен выбирать наилучший товар по выгодным для него ценам.
Принято выделять два вида конкуренции: добросовестная и недобросовестная. Добросовестная конкуренция ведется в строгом соответствии с законодательством РФ. Недобросовестная конкуренция ведется во вред конкурентам.
Даже в рекламе можно найти признаки недобросовестной конкуренции, так как границы разумного в этом деле очень расплывчаты. Для создания качественной рекламы необходимо четко понимать законность каждого действия. Если конкурент увидит в вашей рекламе признаки недобросовестной конкуренции, он может обратиться в правоохранительные органы и начнутся глобальные проверки по данному факту.
В соответствии с новым законодательством продавец не имеет право скрывать мелкие подробности от покупателя. К таким мелочам можно отнести тот факт, что производитель должен указывать состав в полном виде, то есть указывать все составляющие продукта. Нельзя также рекламировать свой товар в сравнении с другими.
При добросовестной конкуренции основной акцент уделяют цене
Могут проводиться различные акции, которые помогут привлечь внимание большого количества покупателей. Привлекают внимание и качеством продукта по разумной цене
Добросовестные конкуренты очень внимательно подходят и к рекламированию своего товара. В итоге, при добросовестной конкуренции, должен выигрывать покупатель, приобретая качественный товар по разумным ценам.
Правовое регулирование недобросовестной конкуренции
Недобросовестная конкуренция на рынке товаров, работ, услуг – это получение преимущества на рынке с помощью противоправных, незаконных действий, нарушающих права других продавцов на данном рынке, с целью привлечения как можно большего количества покупателей своей продукции, товаров, работ, услуг.
Недобросовестная конкуренция на рынке финансов – это получение преимущества на рынке финансовых услуг с помощью противоправных, незаконных действий, нарушающих права других участников данных рынков.
Недобросовестные конкуренты, в основном, ведут очень активную деятельность, которая противоречит действующему законодательству РФ, сложившимся устоям общества, нормам разумного.
С правовой точки зрения конкуренция, являющаяся недобросовестной может состоять из разных типов правонарушений – ограничения, установленные законодательством РФ, когда конкурент проводит запрещенные сделки, злоупотребляет правами на рынке.
При выявлении ее следует обращать внимание на:
- все механизмы и способы запутать потребителя при приобретении того или иного товара;
- распространение недостоверных сведений о конкурентах;
- распространение информации, которая может ввести в заблуждение потребителей по поводу места производства товара, и его характеристиках.
Недобросовестная конкуренция регулируется как федеральными законами, Конституцией РФ, но и Парижской конвенцией.
В соответствии с Парижской конвенцией запрещаются:
- всякие действия, направленные вызывать смешанное отношение к другим производителям;
- распространение недостоверных сведений, которые могут повлиять на деловую репутацию конкурента;
- сокрытие производителя товара, его свойств, характеристик и так далее.
Поэтому важно вовремя отследить недобросовестного конкурента, и привлечь его к ответственности. В законодательстве приводится исчерпывающий перечень действий конкурента, относящихся к недобросовестным действиям
В законодательстве приводится исчерпывающий перечень действий конкурента, относящихся к недобросовестным действиям.
Важно помнить, что в соответствии с законодательством, открывшийся факт недобросовестной конкуренции влечет за собой наложение штрафных санкций от 12 тысяч рублей – для должностного лица и от 100 тысяч рублей – для юридического лица. Если недобросовестное лицо незаконно использует средства интеллектуальной собственности, возможны штрафные санкции для должностного лица – 20 тысяч рублей, для юридического лица – исчисляется 0,01 и до 0,15% от суммы выручки от продажи такого товара, но не меньше, чем 100 тысяч рублей.. Также применяют такое понятие как злоупотребление доминирующим положением
Оно подразумевает нацеленность недобросовестного конкурента на действия против общих устоев и интересов, а не конкретных лиц
Также применяют такое понятие как злоупотребление доминирующим положением. Оно подразумевает нацеленность недобросовестного конкурента на действия против общих устоев и интересов, а не конкретных лиц.