Неустойка по 44-фз: виды неустоек, расчет, начисление, сроки уплаты
Содержание:
- Ответственность участника закупок за предоставление недостоверных сведений
- Неустойка в 44-ФЗ
- Постановление Правительства РФ от 30.09.2015 № 1042
- Правовая основа назначения штрафов в рамках существования контрактной системы
- Расчет пеней по 44-ФЗ максимально прост
- Правила определения размера штрафа
- Как рассчитать поставщику?
- Взыскание штрафа и пени одновременно 44-фз судебная практика
- Разъяснения некоторых моментов постановления
- Цену можно увеличить до 30%
- Новые штрафы для заказчиков и поставщиков
- Во многих регионах акта о самоизоляции нет, а есть кордоны
Ответственность участника закупок за предоставление недостоверных сведений
В стремлении выиграть торги участник может указать в заявке ложные сведения о себе. Например, потенциальный поставщик прописал, что он соответствует всем требованиям заказчика, имеет все соответствующие лицензии и допуски, хотя на самом деле таковыми не обладает. Или предъявленные бумаги – лицензия, банковская гарантия – поддельные. Даже если такой участник стал победителем тендера, как только выявится недостоверная информация, отношения с ним расторгаются, в том числе при наличии заключенного контракта.
В последнем случае за предоставление недостоверных сведений по 44-ФЗ участник попадает прямиком в реестр недобросовестных поставщиков (РПН). Это означает, что сведения о самой компании, ее руководителях и учредителях на 2 года заносятся в реестр, после чего в течение 2 лет все эти субъекты лишаются допуска к госзакупкам.
Приведем пример. ООО «Сигма» при подаче заявки на открытый конкурс указало ложную информацию о компании. В результате за предоставление недостоверных сведений по 44-ФЗ ответственность была возложена на директора и учредителя. Данные лица и сама фирма были занесены в РНП, но они тут же зарегистрировали новую . Но такой ход все равно не открывает им доступ к торгам, поскольку фамилии директора и учредителя будут числиться в реестре в течение 2 лет.
Обратите внимание!
Раньше реестры недобросовестных поставщиков автономно велись на двух площадках – ФАС и gov.ru. В настоящее время существует объединенная база, размещенная в ЕИС.
Законодатели планируют ужесточить ответственность за недостоверные сведения по 44-ФЗ. Пока можно говорить о подготовленном Минюстом РФ проекте поправок к Кодексу РФ об административных правонарушениях. Документ предусматривает для должностных лиц штрафы в размере 100–150 тысяч рублей за ложные сведения по поводу имевших место фактов предложения взятки по ст. 19.28 за двухлетний период до подачи заявки.
Также не следует забывать об уже принятой норме, которая начнет действовать с 1 января 2021 года, хотя ее внедрение планировалось на 1 января 2020 года. Речь идет об обязанности операторов электронных площадок сообщать организаторам закупки информацию о случаях привлечения к ответственности участников по фактам передачи и предложения взяток от имени юридического лица.
Неустойка в 44-ФЗ
Согласно 44-ФЗ в госконтракте должна быть предусмотрена сумма штрафных санкций, которую стороны закупки должны будут перечислить на счета друг друга в случае некачественного исполнения обязательств. Штраф выплачивается виновником, даже если он не был указан в договоре. В этой ситуации сумма является фиксированной и зависит от стоимости товара (ст. 332 ГК РФ).
Пени начисляются за каждый день просрочки исполнения сторонами своих обязательств в размере 1/300 от ключевой ставки ЦБ РФ, установленной на день уплаты санкций.
В ч.4 ст.34 говорится об обязательном включении в договор условия об ответственности, как для поставщика, так и для заказчика в том случае, если стороны не исполнили, либо некачественно исполнили свои договорные обязательства.
В договор необходимо вносить все случаи, по которым возможно наложение штрафа во избежание уклонения от ответственности со стороны исполнителя.
В действующем законодательстве сказано, что оплату штрафных санкций за просрочку, ненадлежащее исполнение или неисполнение обязательств можно избежать, если у организации имеются неопровержимые доказательства того, что условия не были исполнены из-за действия непреодолимой силы либо по вине третьей стороны (ч.9 ст.34 44-ФЗ). В других случаях оплата санкций должна быть осуществлена в обязательном порядке.
Постановление Правительства РФ от 30.09.2015 № 1042
<**> За исключением шприцев медицинских (код ТН ВЭД ЕАЭС 9018 31).
<***> За исключением очков и масок защитных (код ТН ВЭД ЕАЭС 9004 90).
<****> Товары, классифицируемые кодами ТН ВЭД ЕАЭС 9003, могут быть отнесены к настоящему перечню исходя из принципов определения их кодов по Общероссийскому классификатору продукции (ОКП) ОК 005-93 (к коду ОКП 94 4265 относятся исключительно оправы для очков корригирующих (для коррекции зрения) и по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2 ОК 034-2014).
<*****> Товары, классифицируемые исключительно кодом ТН ВЭД ЕАЭС.
<******> Код по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2) ОК 034-2014 применяется в отношении медицинских изделий, регистрационные удостоверения на которые содержат указания на данный код.
(Сноска введена Постановлением Правительства РФ от 15.08.2019 N 1054)
Примечания: 1. Для целей применения раздела I настоящего перечня следует руководствоваться указанными кодами ТН ВЭД ЕАЭС с учетом ссылки на соответствующий код по классификатору продукции (ОКП) ОК 005-93 или (ОКПД 2) ОК 034-2014 при условии регистрации медицинских изделий в соответствии с правом Евразийского экономического союза или до 31 декабря 2021 г. государственной регистрации медицинских изделий в соответствии с законодательством Российской Федерации.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 22.11.2017 N 1404)
2. Для целей применения разделов II — IV настоящего перечня необходимо руководствоваться кодом ТН ВЭД ЕАЭС, наименованием товара с учетом ссылки на соответствующий код по классификатору продукции ОК 005-93 (ОКП) или ОК 034-2014 (ОКПД 2) (в случае, если коды указаны).
3. Для целей применения раздела V настоящего перечня следует руководствоваться указанными кодами ТН ВЭД ЕАЭС и наименованием товаров с учетом ссылки на соответствующий код по классификатору продукции (ОКП) ОК 005-93 или (ОКПД 2) ОК 034-2014 при условии предоставления документа о подтверждении целевого назначения, выданного уполномоченным исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, подтверждающего дальнейшую передачу товаров на безвозмездной основе некоммерческим организациям, осуществляющим свою деятельность в сфере охраны здоровья, в том числе медицинским учреждениям здравоохранения (с указанием в документе о подтверждении целевого назначения наименования лица, ввозящего изделия (с указанием адреса и идентификационного номера налогоплательщика), наименования некоммерческих организаций, осуществляющих свою деятельность в сфере охраны здоровья, в том числе медицинских учреждений здравоохранения, в адрес которых подлежат передаче изделия (с указанием адреса и идентификационного номера налогоплательщика), наименований передаваемых товаров, их стоимости, количества и кодов по классификатору продукции ОКПД 2 и (или) ТН ВЭД ЕАЭС, срока, в течение которого товары подлежат дальнейшей передаче).
Документ о подтверждении целевого назначения подписывается уполномоченным должностным лицом уполномоченного исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации с указанием даты подписи и проставлением оттиска печати установленного образца уполномоченного исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также направляется в адрес заявителя и в Федеральную таможенную службу в течение одного рабочего дня после его подписания.
Образцы подписей уполномоченных должностных лиц и оттиска печати представляются уполномоченным исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в Федеральную таможенную службу и доводятся до сведения таможенных органов.
Ввоз товаров, указанных в разделе V настоящего перечня, не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) при условии регистрации декларации на товары для помещения таких товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления по 30 сентября 2020 г. включительно.
(п. 3 введен Постановлением Правительства РФ от 02.04.2020 N 419)
Правовая основа назначения штрафов в рамках существования контрактной системы
Порядок назначения штрафных санкций регулируется несколькими ключевыми нормативными актами, которые любой государственный или муниципальный заказчик обязан знать. К числу таковых относятся:
- собственно Федеральный закон №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Этот нормативный акт говорит о том, что назначение различных видов штрафных санкций для заказчика за различные нарушения должно происходить в случае установления вины такого заказчика в совершении различных правонарушений;
- Кодекс об административных правонарушениях. В рамках данного федерального нормативного акта рассматриваются основные виды правонарушений, которые могут быть совершены государственным или муниципальным заказчиком в рамках работы по осуществлению закупочной деятельности, а также определены допустимые пределы для назначения штрафных санкций за совершенные правонарушения;
- в случае если было зафиксировано ненадлежащее исполнение контракта или договора, заключенного с использованием норм и положений Федерального закона №44-ФЗ «О контрактной системе», со стороны заказчика или поставщика, для наложения штрафных санкций будут использоваться также положения, указанные в Постановлении Правительства Российской Федерации №1042, принятом в 2020 году, с учетом изменений от июля и августа 2019 года. Использование данного Постановления связано с тем, что именно на его основании происходит расчет пеней и неустойки, которые также имеют отношение к штрафам, но уже имеют целью достичь предельно качественного исполнения заключенного ранее контракта или договора.
Расчет пеней по 44-ФЗ максимально прост
Вам не понадобится особый калькулятор расчета пеней по 44-ФЗ. С 2017 года Постановление 1042 существенно сократило формулу для расчета пеней.
Чтобы рассчитать пени, надо от цены контракта вычесть в стоимостном выражении исполненные обязательства, умножить на 1/300, умножить на ключевую ставку ЦБ РФ и на количество дней просрочки (включая праздничные и выходные дни).
Советы заказчикам:
- Исчисляйте пени за каждый день просрочки обязательств. Выходные и праздничные дни также включайте в этот срок исчисления.
- Начинайте исчислять пени со следующего дня после даты, которая по контракту является датой исполнения обязательств.
- Рассчитывайте пени в размере 1/300 от ключевой ставки ЦБ РФ (до 2017 года применялась ставка рефинансирования ЦБ РФ). Берите значение ключевой ставки на день уплаты пеней, а не на день, когда вы поняли, что поставщик нарушил сроки.
- «Тело», на которое вы будете начислять пени, определяйте в зависимости от объема исполненных обязательств. В расчет берите не всю цену контракта, а уменьшайте эту цену пропорционально фактически исполненным обязательствам.
Пример и формула расчета пеней по 44-ФЗ
На вебинаре про ответственность и штрафы по 44-ФЗ эксперт Оксана Шипунова привела следующий пример расчета пеней:
Цена контракта (Цк) | 1 200 000 руб. |
---|---|
Стоимость фактически исполненного в установленный срок поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства по контракту, определяемая на основании документа о приемке товаров, результатов выполнения работ, оказания услуг, в том числе отдельных этапов исполнения контрактов (Ци) | 800 000 руб. |
Ключевая ставка на дату уплаты пени* | 9% (условно) |
Срок исполнения обязательства по контракту | 270 дней |
Количество дней просрочки | 50 дней |
* Ключевая ставка ЦБ РФ периодически снижается. Проверяйте значение ключевой ставки перед расчетом пеней |
Формула | Расчет | Результат |
---|---|---|
К = 1/300 × ключевой ставки | 1/300 × 9% | 0,0003 |
П= (Цк-Ци) × К × Д | (1 200 000 — 800 000) × 0,0003 × 50 | 6 000,00 руб. |
Эксперт Оксана Шипунова на вебинаре в Школе электронных торгов отметила: «Система штрафов и пеней адекватна в текущей экономической ситуации и вполне защищает обе стороны контракта и дисциплинирует к добросовестному поведению».
Далее приведен ответ на вопрос про просрочку срока поставки одного из владельца Карты Школы электронных торгов.
Разбор практической ситуации
Вопрос:
Ответ эксперта Школы электронных торгов:
Для корректного ответа на ваш вопрос необходим анализ самого проекта контракта. Исходя из представленной формулировки вопроса, не вполне понятно несоответствие фактического исполнения условиям контракта. Если товар должен был быть поставлен в собранном виде, просрочка исполнения составит 20 дней.
Если срок поставки был определен контрактом, но при этом срок сборки товара был установлен отдельным условиям, то есть, например, «Товар должен быть поставлен в течение __ рабочих дней с даты заключения настоящего контракта. Поставщик обязан собрать товар в течение ___ рабочих дней со дня его вручения Покупателю», то в таких условиях в Вашем случае просрочка исполнения обязательства по поставке товара составит 10 дней, что касается обязательств по сборке товара, необходимо уточнить в какой срок с момента передачи товара, он должен был быть собран. Неустойку за просрочку сборки Вы посчитаете за соответствующее количество дней по контракту.
В обоих случаях мы сталкиваемся с просрочкой исполнения обязательств по контракту, в силу которого заказчиком взыскивается пени.
Оплата осуществляется в соответствии с условиями контракта. При этом необходимо учитывать положения ч. 13.1 ст. 34 Федерального закона о контрактной системе № 44-ФЗ, в соответствии с которой срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта должен составлять не более 30 дней с даты подписания заказчиком документа о приемке.
Срок возврата обеспечения исполнения обязательств по контракту устанавливается в контракте и является его существенным условием. В контракте могло быть установлено условие об оплате по контракту за вычетом начисленных пени и штрафов (подробнее об этом см. Письмо ФАС России от 10.12.2015 № АЦ/70978/15; Постановление АС Поволжского округа № Ф06-5329/2015 по делу № А65-6437/2015, Постановление АС Уральского округа от 02.09.2015 № Ф09-5876/15 по делу № А60-53879/2014).
- Заказчики, всегда ли вы исполняете обязанность начислить пени? Поставщики, как часто вам выставляют требования об уплате? Расскажите в комментариях к этой статье, с какими ситуациями по штрафам и пеням вы сталкивались на практике.
Правила определения размера штрафа
Фактическая сумма штрафных санкций определяется в положениях договора, что предусматривается пунктами №3-9 рассматриваемых правил по нормативному акту. Предусматривается назначение фиксированной суммы, которая, в свою очередь, может определяться в процентном соотношении от цены по контракту или по одному из этапов соответствующего соглашения.
За обнаружение факта некорректного исполнения обязательств со стороны исполнителя, включая те, которые носят исключительно гарантийный характер, размер санкций регламентируется на базе нормативов, прописанных в пунктах №4-8 рассматриваемых правил.
Суммы имеют следующий вид:
10% | От общей суммы контрактного соглашения, если цена составляет более 3 000 000 рублей. |
5% | От всего контракта или от его одного этапа, если предельная стоимость работ не превышает 50 000 000 рублей. |
1% | Если стоимость соглашения составляет до 100 000 000 рублей. |
0,5% | До 500 000 000 рублей. |
0,4% | До 1 000 000 000 рублей. |
0,3% | До 2 000 000 000 рублей и так далее. |
Стоит отметить, что при обнаружении факта неисполнения контрактных обязательств со стороны заказчика, в соответствии с нормами статьи №30 Федерального Закона Российской Федерации о контрактной системе закупок товаров или услуг, размер штрафных сборов будет также определяться в формате фиксированной суммы.
Определяется следующий актуальный порядок:
3% | Если сумма по контракту не составляет цену свыше 3 000 000 рублей. |
2% | До 10 000 000 рублей включительно. |
1% | До 20 000 000 рублей. |
Приведенные ценовые позиции считаются наиболее часто встречающимися в сфере торговых закупок. Каждая национальная республика или область Российской Федерации может определять дополнительные параметры в самостоятельном порядке.
Как рассчитать поставщику?
В ходе исполнения контракта заказчик также может нарушать свои обязанности. При исчислении пеней в отношении заказчика, поставщик должен руководствоваться ч.9 Правил, о которых говорится в Постановлении №1042. Для заказчика предусмотрены фиксированные штрафы за некачественное исполнение обязательств (кроме просрочки).
Цена контракта (руб.) | Фиксированный штраф (руб.) |
Менее 3 млн. | 1000 |
3-50 млн. | 5000 |
50-100 млн. | 10000 |
Более 100 млн. | 100000 |
Если заказчик просрочил срок оплаты за работу поставщику, то на него налагается штраф в виде процентов на сумму долга согласно ст.395 ГК РФ.
В этом случае используется та же формула, что и для расчета неустойки для исполнителя:
1/300 Ст * Ц * Д
Например: Стоимость контракта – 300 тыс. руб. Исполнитель относится к СМП, а значит, заказчик должен оплатить работу в 15-дневный срок после итоговой приемки. А заказчик произвел оплату только через 30 дней (по общим основаниям), т.е. опоздал на 15 дней. Рассчитываем по формуле:
(1/300 * 6,25%) * 300 000 * 15 = 937,50 руб.
Взыскание штрафа и пени одновременно 44-фз судебная практика
Заказчик прописывает их сам в документах закупки — например, закрытие границ, военные действия, объявление карантина, природные катаклизмы и т.д. Если в контракте этого списка нет, будет сложнее доказать, что вы не виноваты в просрочке.
Также проверьте, чтобы в контракте были:
- этапы и сроки выполнения работ, в которые вы успеете уложиться,
- сроки исполнения обязательств обеих сторон,
- условие о порядке и сроках приемки товара,
- параметры, по которым заказчик будет принимать товар.
Если сроки работ или требования к товарам вас смущают, помните, что внести изменения в него можно только на этапе подачи заявки. Для этого нужно подать запрос на разъяснения заказчику или жалобу в ФАС, обосновав свою претензию. Нереальные сроки исполнения контракта — это один из способов ограничить конкуренцию.
Разъяснения некоторых моментов постановления
В пункте №6 рассматриваемого правительственного постановления в полной мере описывается перечень тех обязательств, предусмотренных соглашением, за исполнение которых не предусматривается поощрение финансового характера или любая форма ответственности, выраженная в денежном эквиваленте.
В качестве наглядных примеров обязательств, которые не могут иметь выражение в виде определенной стоимости, можно привести следующие:
- отсутствие одного из основных членов комиссии, занимающейся приемкой работ или услуг;
- возвращение заказчиком суммы контрактного обеспечения с учетом нарушения установленных сроков, прописанных в соответствующем соглашении;
- отказ непосредственного заказчика от предоставления пакета документации, которая важна для поставщика в рамках доставки товаров.
В пункте №1 настоящего Постановления определяется факт того, что представленный нормативный акт был составлен для определения фактического порядка расчета следующих параметров:
- штраф, определенный в формате закрепленной суммы денежных средств, который начисляется за неправильное исполнение обязательств, предусмотренных договором, за исключением просрочки – актуально для заказчиков;
- то же самое, но для поставщиков товаров или услуг;
- пени, которые начисляются за каждый день пропуска выполнения контрактных обязательств.
Другими словами, в соответствии с объективным набором требований, представленным в рассматриваемом Федеральном Законе, заказчику не могут начисляться дополнительные сборы за пропуск сроков, отведенных на исполнение заявленных обязательств. Это актуально для каждого конкретного случая.
Именно поэтому требования о взыскания пени с заказчика не могут быть прописаны в двусторонних соглашениях. Для такой категории лиц предусматривается только финансовая санкция, начисляемая за неполноценное или некорректное исполнение обязательств, полный перечень которых приведен в контракте.
Что касается пени, которые накладываются на одну из сторон соглашения за просрочку, то такая сумма начисляется в порядке, регламентированном статьей №34 Федерального Закона №44 от 5 апреля 2013 года. Представленный нормативный акт рассматривает вопросы контрактной системы в области закупок работ, услуг или стандартных товаров для обеспечения нужд на государственном или муниципальном уровне.
Соответствующий сбор стандартный – он составляет одну трехсотую действующей на конкретный момент времени ключевой ставки Центрального Банка Российской Федерации от общей суммы по контракту.
Важно помнить о том, что приведенное условие должно в обязательном порядке отражаться в договоре. Оно прописывается в специальном разделе, где фиксируется ответственность заказчика за просрочку принятых по контракту обязанностей.
Цену можно увеличить до 30%
Важным послаблением станет возможность переноса сроков исполнения контрактов и изменения его стоимости. По словам Дмитрия Готовцева, цену контракта теперь можно изменять в пределах до 30% (а не 10%, как раньше). «Но здесь меняется не цена единицы, а объем», — подчеркнул он. При этом чиновник Минфина высказал сомнение в том, что цены на материалы выросли в два раза, как утверждают поставщики. «Не думаю», — отозвался он на соответствующую реплику Дыбовой. Говоря же о сроках исполнения госконтракта, он сообщил, что при возможности расчет ведется исходя из календарных дней (без учета рабочих и нерабочих дней).
Почему это важно? Елена Дыбова пояснила, что госконтракты, например, на поставку продовольствия для школьного питания являются долгосрочными, но из-за коронавируса у заказчика отпала необходимость кормить школьников. Что делать? Куда девать, скажем, яйца, которые курицы-несушки продолжают нести? «Пусть яйца отправляются не школу, а в магазин», — посоветовал представитель Минфина
По его словам, заказчик вправе расторгнуть договор, но на деле обе стороны должны решить этот вопрос между собой. Минфин РФ же задает общие правила урегулирования отношений.
Отвечая на вопрос об оплате уже исполненных работ по госконтрактам, Готовцев заявил, что заказчик не вправе задерживать выплаты, ссылаясь на коронавирус. По его словам, эти деньги зарезервированы в бюджете. «Отговорка на вирус не выдерживает никакой критики», — подчеркнул он, напомнив, что для подрядчиков МСП этот срок составляет 15 дней с момента подписания актов, а для других — 30 дней.
Провела вебинар традиционно вице-президент ТТП Елена Дыбова. Фото tpprf.ru
Новые штрафы для заказчиков и поставщиков
Возбуждать и рассматривать дела об этом правонарушении будет Минпромторг.
ВАЖНО!
Должностное лицо освободят от ответственности, если есть положительная оценка Минпромторга и обоснование невозможности достижения заказчиком минимальной доли закупок.
Изменения заработают с 01.01.2022.
Планируют, что новации поспособствуют неукоснительному соблюдению заказчиками обязанности выполнять квоты, достижению целей защиты внутреннего рынка России, развитию национальной экономики и поддержке российских товаропроизводителей.
В законопроекте закреплено, что если поставщик предоставит недостоверные документы в составе заявки, подтверждающие соответствие дополнительным требованиям, при заключении или исполнении контракта, то оштрафуют должностных лиц и ИП на сумму от 20 000 до 50 000 рублей, а юрлиц — от 100 000 до 300 000 рублей.
ВАЖНО!
Наказание не применят, если такие действия не образуют состава уголовного преступления.
Авторы поправок в пояснительной записке указывают, что цель изменений — минимизировать участие поставщиков с недостоверными документами в закупках, увеличить эффективность при расходовании средств бюджетов и способствовать созданию равных условий для конкуренции.
Чтобы прочитать, понадобится доступ в систему: .
Во многих регионах акта о самоизоляции нет, а есть кордоны
COVID-19 признан форс-мажорным обстоятельством при выполнении госзакупок, сообщил сегодня заместитель директора департамента бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина РФ Дмитрий Готовцев. Утром он выступил по дистанционным каналам связи с развернутым комментарием к изменившимся, в связи с пандемией, правилам исполнения государственных и муниципальных контрактов по настоянию ТПП РФ.
Вице-президент ТПП Елена Дыбова, провела традиционно вебинар, где отметила, что во многих регионах страны самоизоляция является мерой рекомендательной и не все губернаторы издали указы о введении ограничений на работу и передвижение по территории. «Где-то уже сейчас начинают возникать проблемы: губернаторы рекомендовали выйти в режим самоизоляции, но акта нет, а есть кордоны. У бизнеса нет жесткого запрета, а есть просто рекомендация», — сказала она, давая понять, что это создает серьезные риски для бизнеса, занятого исполнением госконтрактов.