Бесплатные медицинские услуги
Содержание:
- Как получить медицинскую помощь бесплатно
- Статья 23. Информация о факторах, влияющих на здоровье
- Нарушения прав граждан на получение услуг бесплатной медицинской помощи
- Страхование врачебной ошибки
- Работа Врачебной комиссии
- Статья 19. Право на медицинскую помощь
- Виды и формы мед. поддержки
- Вакцинация от инфекционных заболеваний
- Статья 22. Информация о состоянии здоровья
- Статья 28. Общественные объединения по защите прав граждан в сфере охраны здоровья
- Статья 21. Выбор врача и медицинской организации
- Предельные сроки ожидания медицинской помощи
- Обязанности граждан в сфере охраны здоровья
- Что делать, если услуга положена, но в ней отказывают
- Что делать, если права нарушены
- Лечиться, лечиться и еще раз лечиться…бесплатно
- Заключение
Как получить медицинскую помощь бесплатно
Для того, чтобы получить любую медицинскую помощь, включённую в программу
ОМС, достаточно обратиться в клинику, участвующую в реализации Программы ОМС,
имея при себе паспорт и полис ОМС.
Однако важно помнить, что в отличие от базовой программы ОМС, территориальные
программы могут меняться в зависимости от региона. Например, список видов ВМП и
методов реабилитации в разных субъектах федерации разный.
Чтобы разобраться,
что именно вам положено по ОМС, и в какие сроки помощь обязаны предоставить,
можно ознакомиться на сайтах регионального Минздрава.
«Кроме того, любой вопрос, касающийся оказания медицинской помощи по ОМС,
совершенно бесплатно помогут решить страховые представители. Они о вникнут
в особенности каждой уникальной ситуации, проконсультируют о возможностях и
видах доступного по ОМС лечения, позаботятся о ваших правах на качественную
бесплатную медицинскую помощь и сопроводят в ее получении», — комментирует
Елена Большакова, врач, руководитель направления страховых представителей
Дирекции медицинской экспертизы «АльфаСтрахование-ОМС».
Будьте здоровы!
Статья 23. Информация о факторах, влияющих на здоровье
Граждане имеют право на получение достоверной и своевременной информации о факторах, способствующих сохранению здоровья или оказывающих на него вредное влияние, включая информацию о санитарно-эпидемиологическом благополучии района проживания, состоянии среды обитания, рациональных нормах питания, качестве и безопасности продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов, товаров для личных и бытовых нужд, потенциальной опасности для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг. Такая информация предоставляется органами государственной власти и органами местного самоуправления в соответствии с их полномочиями, а также организациями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Нарушения прав граждан на получение услуг бесплатной медицинской помощи
В некоторых случаях можно столкнуться с прямым нарушением прав граждан получить медицинское обслуживание бесплатно,
например:
- Требования оплатить услуги медицинского персонала за предоставление бесплатного лечения больного,
- Требования оплатить услуги, которые относятся к списку бесплатных,
- Требования оплатить лекарства, которые предоставляются в учреждениях стационарного типа,
- Оплата медицинских услуг не через кассу учреждения,
- Требования денег за получение направления на лечение или получения лекарственных препаратов,
- Нарушение сроков предоставления медицинской помощи,
- Предоставление мест в бесплатных отделениях и платах за дополнительную плату,
- Требование оплаты транспортировки больного на скорой помощи в медицинское учреждение,
- Требования платы за экстренную медицинскую помощь,
- Требования оплаты медицинских процедур (капельницы, уколы), предоставляемых в бесплатных медицинских организациях.
Стоит понимать, что список бесплатных медицинских услуг, конечно, довольно внушительный, но он не может охватить все необходимые в жизни случаи медицинского обслуживания. Если вам необходимо получить медицинское обслуживание на платной основе, то необходимо внимательно изучить документы, которые разрешают их проведение в данном медучреждении. Оплата платных услуг должна быть осуществлена только через кассу, сопровождаться выдачей чека.
Страхование врачебной ошибки
Статьей 931 ГК РФ установлено право медицинской организации застраховать риск своей ответственности перед пациентами в случае причинения им вреда.
По договору страхования риска ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда здоровью других лиц, может быть застрахован риск ответственности самого страхователя или иного лица, на которое такая ответственность может быть возложена.
Практика заключения договоров страхования ответственности показывает, что страховые компании страхуют данную профессиональную ответственность именно по принципу страхования врачебной ошибки, то есть не любой вред, а, как уже было указано выше, именно безвиновный. При этом в договорах страхования указаний на страхование врачебной ошибки, конечно, нет и быть не может, поскольку легального термина «врачебная ошибка» на сегодняшний день не существует. Но из сути договора вытекает то, что речь идет именно о безвиновном причинении вреда медицинской организации или ее медицинского работника.
В этом и заключается хитрость страховых организаций, ведь многие клиники, заключая договоры страхования ответственности, не понимают, какую именно ответственность они страхуют.
Практика показывает, что случаи привлечения медицинской организации к ответственности за безвиновное причинение вреда редки, так как почти всегда в действиях медицинского персонала медицинской организации, застраховавшей свою ответственность, можно найти элементы халатности, небрежности и профессионального невежества.
Принятие закона «Об обязательном медицинском страховании при оказании медицинской помощи» эту проблему решит, поскольку в соответствии с этим законопроектом будет предусмотрено страхование ответственности медицинской организации как в случае виновных, так и в случае безвиновных действий ее персонала.
Работа Врачебной комиссии
Обычно организация такой системы является функцией врачебной комиссии медицинской организации, порядок создания и деятельности которой регламентирован приказом Минздравсоцразвития России от 05.05.2012 г. № 502н.
На сегодняшний день четкой регламентации того, что должна представлять из себя система контроля качества и безопасности медицинской деятельности нет. Но в статье 87 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» выделяется не только внутренний контроль качества медицинской помощи, но также государственный и ведомственный.
Из нормативных правовых актов по данному вопросу можно вывести, что под собой подразумевают указанные формы контроля и использовать данную информацию для создания системы внутреннего контроля качества медицинской деятельности.
Статья 19. Право на медицинскую помощь
- Каждый имеет право на медицинскую помощь.
- Каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования.
- Право на медицинскую помощь иностранных граждан, проживающих и пребывающих на территории РФ. Лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, пользуются правом на медицинскую помощь наравне с гражданами РФ, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.
- Порядок оказания медицинской помощи иностранным гражданам определяется Правительством Российской Федерации.
Виды и формы мед. поддержки
Врачебная помощь состоит из нескольких видов:
- Начальная медицинская санитарная, оказывается в лечебницах, при обращении граждан в случаях получения травм, возникновении каких-либо заболеваний. Распознавание, излечение и другая поддержка должны оказываться на безвозмездной основе.
- Специализированная, высокотехнологичная врачебная терапия, заключает в себя лечение, проведение мероприятий по профилактике, диагностирование, проводимые врачами специалистами с использованием спец. методов и технологий. Предоставление высокотехнологичной помощи происходит в стационарах с использованием новых сложных, а иногда и уникальных методов для исцеления пациентов.
- Скорая применяется в ситуациях, требующих безотлагательного медицинского воздействия. Оказание подобной услуги позволяет мед. сотрудникам по необходимости воспользоваться окружающим транспортом для перемещения пострадавших на безвозмездной основе.
- А также видом помощи является паллиативная, она направлена на снятие болевых синдромов и других вмешательств, облегчающих физическое состояние.
Условия, в которых может происходить оказание помощи будут зависеть от ситуации и сложности заболевания:
- получение возможно за пределами лечебницы, то есть в том месте куда вызваны специалисты, а в случае перемещения пострадавшего в оборудованном транспорте, предназначенном для перевозки больных;
- амбулаторная терапия, оказывается в обстоятельствах, предполагаемых присмотр за больными на территории специализированных учреждений и на дому при наличии необходимых средств и соответствующего сотрудника;
- предоставление услуг в лечебнице на протяжении дневного времени подразумевает под собой нахождение пациента в специальном учреждении с утра и до вечера, имея цель получить квалифицированное лечение и требующийся уход;
- стационарная терапия предоставляется в условиях, подразумевающих круглосуточный контроль за состоянием и лечение пострадавших.
К основным формам предоставления врачебных услуг относят:
- Экстренная, в срочном порядке происходит при неожиданной вспышке заболеваний, получении травм, требующих неотложного вмешательства, в случаях наличия серьёзных хронических заболеваний при их обострении.
- Неотложная, оказывается в случаях внезапных обострений имеющихся заболеваний хронического характера, при возникновении каких-либо вспышек обострений болезней, не несущих угрозы для жизни больного.
- Плановая, применяется в случаях необходимых при проведении профилактики болезней и физических состояний, не несущих опасности здоровью пациентов и при переносе применения, которой на определённый временной промежуток, не наступит усугубление состояния, вследствие которого может наступить угроза для жизни и здоровья пациента.
Вакцинация от инфекционных заболеваний
Список заболеваний, для профилактики которых проводиться вакцинация, описан
специальным документом – Национальным календарём прививок (КНПП). В НКПП
приведен перечень заболеваний, оптимальный возраст и периодичность введения
вакцины. Схема вакцинации каждого пациента зависит от состояния здоровья на
момент предполагаемой прививки, возраста, наличия хронических заболеваний и
групп риска. Все вакцинации, включённые в календарь, предоставляются по полису ОМС бесплатно.
КНПП состоит из двух частей:
- прививки от повсеместно распространённых инфекций (кори, краснухи,
эпидемического паротита, коклюша, ветряной оспы, дифтерии, гриппа,
туберкулеза, гепатита В, дифтерии, столбняка, полиомиелита, гемофильной
инфекции типа B). - прививки по эпидемиологическим показаниям – клещевой энцефалит,
лептоспироз, туляремия, сибирская язва. Их проводят в определенное время
года и в регионах, имеющие эпидемиологическую опасность заражения той или
иной инфекцией. Вакцинируют и жителей этих регионов и тех, кто находится
там временно. Еще проводится вакцинация пациентов, относящихся к группам
риска по возможности заражения особо опасными инфекциями, такими как
гепатит А, брюшной тиф или холера.
Статья 22. Информация о состоянии здоровья
- Каждый имеет право получить в доступной для него форме имеющуюся в медицинской организации информацию о состоянии своего здоровья, в том числе сведения о результатах медицинского обследования, наличии заболевания, об установленном диагнозе и о прогнозе развития заболевания, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных видах медицинского вмешательства, его последствиях и результатах оказания медицинской помощи.
- Информация о состоянии здоровья предоставляется пациенту лично лечащим врачом или другими медицинскими работниками, принимающими непосредственное участие в медицинском обследовании и лечении. В отношении лиц, не достигших возраста, установленного в части 2 статьи 54 настоящего Федерального закона, и граждан, признанных в установленном законом порядке недееспособными, информация о состоянии здоровья предоставляется их законным представителям.
- Информация о состоянии здоровья не может быть предоставлена пациенту против его воли. В случае неблагоприятного прогноза развития заболевания информация должна сообщаться в деликатной форме гражданину или его супругу (супруге), одному из близких родственников (детям, родителям, усыновленным, усыновителям, родным братьям и родным сестрам, внукам, дедушкам, бабушкам), если пациент не запретил сообщать им об этом и (или) не определил иное лицо, которому должна быть передана такая информация.
- Пациент либо его законный представитель имеет право непосредственно знакомиться с медицинской документацией, отражающей состояние его здоровья, в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и получать на основании такой документации консультации у других специалистов.
- Пациент либо его законный представитель имеет право по запросу, направленному в том числе в электронной форме, получать отражающие состояние здоровья пациента медицинские документы (их копии) и выписки из них, в том числе в форме электронных документов. Порядок и сроки предоставления медицинских документов (их копий) и выписок из них устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Статья 28. Общественные объединения по защите прав граждан в сфере охраны здоровья
- Граждане имеют право на создание общественных объединений по защите прав граждан в сфере охраны здоровья, формируемых на добровольной основе.
- Общественные объединения по защите прав граждан в сфере охраны здоровья могут в установленном законодательством Российской Федерации порядке принимать участие в разработке норм и правил в сфере охраны здоровья и решении вопросов, связанных с нарушением таких норм и правил.
- Общественные объединения по защите прав граждан в сфере охраны здоровья не вправе осуществлять рекламу конкретных торговых наименований лекарственных препаратов, биологически активных добавок, медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и заменителей грудного молока.
Статья 21. Выбор врача и медицинской организации
- При оказании гражданину медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи он имеет право на выбор медицинской организации в порядке, утвержденном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и на выбор врача с учетом согласия врача. Особенности выбора медицинской организации гражданами, проживающими в закрытых административно-территориальных образованиях, на территориях с опасными для здоровья человека физическими, химическими и биологическими факторами, включенных в соответствующий перечень, а также работниками организаций, включенных в перечень организаций отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
- Для получения первичной медико-санитарной помощи гражданин выбирает медицинскую организацию, в том числе по территориально-участковому принципу, не чаще чем один раз в год (за исключением случаев изменения места жительства или места пребывания гражданина). В выбранной медицинской организации гражданин осуществляет выбор не чаще чем один раз в год (за исключением случаев замены медицинской организации) врача-терапевта, врача-терапевта участкового, врача-педиатра, врача-педиатра участкового, врача общей практики (семейного врача) или фельдшера путем подачи заявления лично или через своего представителя на имя руководителя медицинской организации.
- Оказание первичной специализированной медико-санитарной помощи осуществляется:
- по направлению врача-терапевта участкового, врача-педиатра участкового, врача общей практики (семейного врача), фельдшера, врача-специалиста;
- в случае самостоятельного обращения гражданина в медицинскую организацию, в том числе организацию, выбранную им в соответствии с частью 2 настоящей статьи, с учетом порядков оказания медицинской помощи.
- Для получения специализированной медицинской помощи в плановой форме выбор медицинской организации осуществляется по направлению лечащего врача. В случае, если в реализации территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи принимают участие несколько медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь по соответствующему профилю, лечащий врач обязан проинформировать гражданина о возможности выбора медицинской организации с учетом выполнения условий оказания медицинской помощи, установленных территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
- Медицинская помощь в неотложной или экстренной форме оказывается гражданам с учетом соблюдения установленных требований к срокам ее оказания.
- При оказании гражданину медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи выбор медицинской организации (за исключением случаев оказания скорой медицинской помощи) за пределами территории субъекта Российской Федерации, в котором проживает гражданин, осуществляется в порядке, устанавливаемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
- При выборе врача и медицинской организации гражданин имеет право на получение информации в доступной для него форме, в том числе размещенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее — сеть «Интернет»), о медицинской организации, об осуществляемой ею медицинской деятельности и о врачах, об уровне их образования и квалификации.
- Выбор врача и медицинской организации военнослужащими и лицами, приравненными по медицинскому обеспечению к военнослужащим, гражданами, проходящими альтернативную гражданскую службу, гражданами, подлежащими призыву на военную службу или направляемыми на альтернативную гражданскую службу, и гражданами, поступающими на военную службу по контракту или приравненную к ней службу, а также задержанными, заключенными под стражу, отбывающими наказание в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободы либо административного ареста осуществляется с учетом особенностей оказания медицинской помощи, установленных статьями 25 и 26 настоящего Федерального закона.
- При оказании гражданам медицинской помощи в рамках практической подготовки обучающихся по профессиональным образовательным программам медицинского образования пациент должен быть проинформирован об участии обучающихся в оказании ему медицинской помощи и вправе отказаться от участия обучающихся в оказании ему медицинской помощи. В этом случае медицинская организация обязана оказать такому пациенту медицинскую помощь без участия обучающихся.
Предельные сроки ожидания медицинской помощи
- Не более 1 суток на ожидание приема врачом общей практики, участковым терапевтом или педиатром;
- 14 дней — максимальный срок ожидания осмотра врачом-специалистом;
- Рентгенография, маммография, УЗИ, лабораторные исследования при оказании первичной медико-санитарной медпомощи должны быть произведены не позднее 14 дней с момента обращения гражданина;
- При оказании первичной медпомощи КТ, МРТ и ангиография должны быть осуществлены не позднее 30 суток с момента обращения пациента. Для онкологических больных время ожидания такой помощи сокращено до 14 дней;
- Не более 30 суток на ожидание специализированной медицинской помощи со дня выписки лечащим врачом направления на госпитализацию. Пациентам с онкологическими заболеваниями такая медпомощь должна быть оказана не позднее 14 дней с момента постановки диагноза.
Положения Программы Государственных гарантий, а именно раздела VIII, указывают на то, что время ожидания скорой помощи не должно превышать 20 минут с момента ее вызова. Территориальные программы могут скорректировать максимальное время «доезда» бригады до пациента с учетом географических, климатических и других особенностей субъекта РФ.
Неотложная медицинская помощь должна быть оказана не позднее 2 часов с момента обращения пациента в лечебное учреждение.
Обязанности граждан в сфере охраны здоровья
- Граждане обязаны заботиться о сохранении своего здоровья.
- Граждане в случаях, предусмотренных законодательством РФ, обязаны проходить медицинские осмотры, а граждане, страдающие заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, в случаях, предусмотренных законодательством РФ, обязаны проходить медицинское обследование и лечение, а также заниматься профилактикой этих заболеваний.
- Граждане, находящиеся на лечении, обязаны соблюдать режим лечения, в том числе определенный на период их временной нетрудоспособности, и правила поведения пациента в медицинских организациях.
Что делать, если услуга положена, но в ней отказывают
- Страховую компанию, номер телефона которой обозначен на полисе;
- Территориальный фонд ОМС;
- Региональный орган здравоохранения — департамент, профильный комитет и прочее;
- Федеральный фонд ОМС (по вопросам защиты прав застрахованных граждан нужно звонить по телефону +7(495)8709680).
После принятия жалобы контролирующий орган проверит качество медицинских услуг, оказываемых по программе ОМС. Если будут обнаружены нарушения прав пациентов, страховая компания может отказать в финансировании этого медучреждения или в судебном порядке потребовать компенсации ущерба, причиненного застрахованному гражданину.
Что делать, если права нарушены
В случае нарушения прав граждан на получение бесплатной медицинской помощи в соответствии с законодательством Российской Федерации вы вправе обращаться:
- К руководителю учреждения здравоохранения;
- В страховую медицинскую организацию (в страховых случаях).
Если результат рассмотрения вас не удовлетворил, вы можете обратиться в соответствующий орган управления здравоохранением (муниципального образования, субъекта Российской Федерации) по подчиненности учреждения здравоохранения, а также в территориальные фонды обязательного медицинского страхования или в территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития. Если и здесь результаты рассмотрения вас не удовлетворили, вы вправе обращаться в Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения, а также в Министерство здравоохранения Российской Федерации.
В случаях нарушения прав граждан на получение бесплатной медицинской помощи в федеральных государственных учреждениях здравоохранения гражданин вправе сразу обращаться в Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, а также в Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Лечиться, лечиться и еще раз лечиться…бесплатно
«Ах, обмануть меня не трудно. Я сам обманываться рад!» — восклицал великий Пушкин. Но он имел в виду большую и чистую любовь. В иных случаях обманываться или быть обманутым совсем нерадостно. Напротив – обидно, досадно…
А мы с вами, как показывают опросы Лиги пациентов России, часто бываем жертвами разного рода обманов и манипуляций. И все потому, что плохо знаем свои права, в частности в сфере ОМС (обязательного медицинского страхования). И это дает возможность махинаторам, в том числе в белых халатах, разводить нас на деньги.
Верно говорят: незнание закона не освобождает от ответственности и последствий. Как показывает жизнь, это касается не только преступников, но и пострадавших.
Так что, если не хотите обманываться, то есть платить из собственного кармана за то, что вам положено даром, а потом негодовать «обманули, объегорили!», восполните пробелы в своих юридических знаниях.
Чтобы вы не заблудились в дебрях законодательства, постараемся разложить все по полочкам, а также на конкретных примерах из жизни рядовых граждан показать, как оно (законодательство) работает, куда, к кому и когда обращаться за помощью в случае возникновения на вашем жизненном пути правовых конфликтов.
Ваш личный медицинский адвокат. Он всегда под рукой, его телефон – на вашем полисе ОМС. Не стесняйтесь – обращайтесь. Специально обученные люди ждут ваших звонков и готовы помочь.
Роль личного адвоката пациента поручена страховой медицинской организации (СМО) или компании (СМК), в которой вы получали полис.
Внимание!
Заключение
Целью реформирования системы ОМС является обеспечение доступности медицинской помощи гражданам, которые нуждаются в медицинской помощи с использованием современных методов лечения. Медицинские организации федерального подчинения, подавшие соответствующую заявку и включенные в единый реестр, смогут заключить договоры непосредственно с ФФОМС и предоставлять специализированную медицинскую помощь (в том числе, высокотехнологичную) в рамках базовой программы ОМС. Федеральные медицинские организации параллельно могут оказывать первичную помощь в соответствии с территориальной программой ОМС.
ФФОМС будет проводить контроль объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, оказываемой медицинскими организациями федерального подчинения.
Реформа повлекла снижение нормативного размера средств, предоставляемых территориальным фондом ОМС страховой медицинской организации, на расходы на ведение дела по ОМС, который устанавливается в диапазоне от 0,8% до 1,1% от суммы средств, поступивших в страховую медицинскую организацию по дифференцированным подушевым нормативам (ранее от 1% до 2%).
Разумеется, преобразования в системе здравоохранения вызвали острую общественную дискуссию.
Представители Министерства здравоохранения убеждены, что нормативы отчислений на ведение дел во многих регионах и без того невысоки, изъятие средств сопряжено с возвратом части полномочий страховщика ФФОМС, издержки страховых организации снижаются за счет подключения сервисов госуслуг и многофункциональных центров.
Сторонники реформы отмечают, что недофинансирование федеральных центров со стороны субъектов приводило к оттоку квалифицированных специалистов. С другой стороны, высокотехнологичная помощь является дорогостоящей и неподъемной для некоторых региональных бюджетов, а новый порядок позволит расширить доступ пациентов к ней. Прямое финансирование, по мнению спикера Государственной Думы В. Володина, позволить исключить «лишнее» звено в виде страховых медицинских организаций.
Некоторые эксперты высказываются о поспешности легализации двух подсистем ОМС вместо ранее существовавшей единой, поскольку такой подход может породить неравные возможности получения медицинской помощи для разных категорий пациентов. Кроме того, тот факт, что тарифы для федеральных и иных медицинских организаций будут формироваться по-разному, вызывает опасения их возможное несправедливое неравенство.
Кроме того, страховые организации, будучи независимыми, по мнению ряда экспертов, способны более эффективно контролировать качество предоставляемой медицинской помощи, чем «огосударственный» ФФОМС в отношении «прогосударственных» медицинских организаций. Правительство утверждает, что к проведению контроля будут привлекаться независимые эксперты.
Таким образом, можно заключить, что централизация свойственная всем сферам общественной жизни, нашла выражение в медицине.
Очевидно, что для медицинских организаций федерального подчинения изменения повлекут, как минимум, увеличение бюрократической нагрузки – подача заявок, заключение договоров с ФФОМС в рамках базовой программы и параллельно с ТФОМС и страховыми организациями в целях реализации территориальной программы и администрирование финансовых потоков из различных источников.
Вместе с тем, рынку страховых медицинских организаций реформа дает негативный сигнал, объявляя их «лишним» звеном, по крайней мере, в части обеспечения инновационного лечения. Остается открытым вопрос, почему применительно к одному и тому же учреждению, в оставшейся части услуг, они по-прежнему необходимы и будет ли в дальнейшем урезаться их сфера деятельности.
Кроме того, на первом этапе пациенты также могут столкнуться с неопределенностью в части инстанции, куда следует обращаться при ненадлежащем лечении. Вряд ли все из них способны четко классифицировать течение своей болезни по видам оказанной медицинской помощи. Долгое время пациенты вообще не знали, как защитить свои права, но на сегодняшний момент, благодаря СМИ, люди привыкли звонить по номеру горячей линии, указанному в полисе ОМС. Теперь же некоторым их них придется освоить еще один канал подачи жалоб, который, к тому же, территориально удален от ряда регионов по сравнению с региональными страховыми организациями.