Государственная дума рф: выборы и полномочия госдумы, депутаты и зарплаты

Гарантии деятельности

Рассматривая все тонкости и особенности правового статуса депутатов, следует определить то, что в его структуру входит и комплекс гарантий, которые устанавливаются для лица на весь период осуществления им своей деятельности. Благодаря этим гарантиям депутаты имеют возможность исполнять все свои законные действия без возможности создания каких-либо препятствий со стороны. В современной практике можно выделить две основные гарантии такого типа: депутатский индемнитет и иммунитет.

Что касается депутатского иммунитета, то данное понятие предусматривает определенную совокупность привилегий и преимуществ правового характера, которые позволяют обладателю мандата действовать без каких-либо препятствий, но в рамках своих законных прав.

Индемнитет — это некий комплекс гарантий правового характера, который сочетает в себе социальные гарантии. Именно этот комплекс направлен на обеспечение независимости рассматриваемой группы лиц. Индемнитет является частью своеобразного вознаграждения за труд, он способствует тому, что депутат утверждается как личность.

К основным гарантиям деятельности депутатов относится также социальное и материальное обеспечение.

Пояснения

Ответственность депутата Государственной думы наступает в особом порядке. Наличие специальных правил для парламентариев связано с достаточно высоким статусом этих лиц. По своей сути, иммунитет предусматривает максимальную защиту служащих при осуществлении ими своей деятельности. Между тем, по смыслу конституционных положений, неприкосновенность парламентария не означает, что привлечь депутата к административной ответственности или вменить ему наказание по УК нельзя совсем. Для наложения соответствующих санкций должен быть доказан факт совершения нарушения не при исполнении своих обязанностей. Расширительное толкование неприкосновенности привело бы к искажению публично-правовой природы иммунитета и трансформацию его в индивидуальную привилегию. Соответственно, это означало бы, с одной стороны, исключение из Конституции принципа равенства всех субъектов перед законом, а с другой – ущемление прав потерпевших вследствие злоупотребления властными полномочиями. В этой связи, хотя и с оговорками, допускается проведение судопроизводства на этапе предварительного следствия или дознания либо производства по административному нарушению до вынесения решения о передаче собранных по делу материалов в суд на основании положений УК, УПК, КоАП без получения согласия нижней палаты.

Статус депутата

Термин «депутат» означает «посланник». Его задача — участвовать в законотворчестве и осуществлении парламентом других функций. Мандат депутата свободный. Это означает, что он, представляя интересы всего народа, связан лишь Конституцией и своей совестью, которая должна ему подсказывать, каким образом в конкретных случаях следует решать те или иные общефедеральные проблемы. Никто не вправе давать депутатам обязывающих наказов и досрочно отзывать их в случае, если наказы не выполняются или выполняются плохо.

Права и обязанности депутата довольно обширны. Депутат имеет следующие права:

  • участвовать в работе своей палаты и ее органов;
  • на выступления;
  • присутствовать на заседаниях другой палаты и ее органов;
  • на получение необходимой информации;
  • на запросы Правительству и его членам;
  • на содержание вспомогательного персонала;
  • законодательной инициативы;
  • предлагать решения палаты и ее органов;
  • вести прием граждан, принимать меры по обеспечению прав избирателей, рассматривать их жалобы;
  • информировать народ о своей работе, работе парламента, в том числе и через средства массовой информации;
  • безотлагательного приема руководителями, должностными лицами государственных органов и организаций;
  • на неприкосновенность. Это право имеет цель оградить депутата от административного и уголовного преследования со стороны исполнительной власти под ложным предлогом. Ведь если уголовное дело возбуждено и к депутату применены меры пресечения, пройдут месяцы, пока суд сделает вывод о виновности или невиновности депутата, а депутат все это время не сможет работать в палате. Но, с другой стороны, право на неприкосновенность депутата может стать укрытием для преступников. Вот почему необходима дальнейшая нормативная проработка этого права депутата.

Депутаты имеют также множество материально-финансовых прав для осуществления своих полномочий, а также гарантий в области трудовых отношений.

На депутатов возлагаются следующие обязанности:

• соблюдать депутатскую этику (не употреблять в своей речи грубые, оскорбительные выражения, наносящие ущерб чести и достоинству депутатов и других лиц, не допускать необоснованных обвинений в чей-либо адрес, не использовать заведомо ложную информацию, не призывать к незаконным действиям и др.);

предоставлять в налоговые органы и палату декларацию о доходах и сведения об изменении своего имущественного положения;
не разглашать сведения, которые могут иметь секретный характер;
соблюдать запрет на одновременное членство в другой палате или иных представительных органах, или в органах местного самоуправления;
не заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и другой творческой деятельности.

В целом же следует отметить, что статус депутата довольно высок и для его реализации требуются немалые средства, поступающие от налогоплательщиков. Вот почему в процессе избирательной кампании всем гражданам следует внимательно изучать личность кандидатов в депутаты, чтобы определить, достойны ли они носить это высокое звание.

История Госдумы

Старинное слово «дума» использовали на Руси еще в Средневековье. Например, при царях существовала совещательная Боярская дума.

В ходе Революции 1905-07 годов царь Николай II согласился создать в Российской империи парламент. Государственная дума Российской империи существовала с 1906 по 1917 год, ее упразднили после Февральской революции.

При советской власти думы не существовало. На момент распада СССР в 1991 году роль парламента в России выполнял Верховный Совет РСФСР. После конфликта между президентом Борисом Ельциным и Верховным Советом в декабре 1993 года была принята новая Конституция и одновременно избраны депутаты Государственной думы.

Госдума работает в Москве в здании по адресу: Охотный Ряд, дом 1. Ранее оно принадлежало Совету труда и обороны СССР, Совету министров СССР, Госплану СССР.

Общее понятие

Статус депутата — это определенный комплекс правовых особенностей, включающих в себя не только привилегии, но и некоторые ограничения. В Российской Федерации понятие «депутат» и основные особенности его статуса закрепляют основные нормативные акты. К числу таковых относятся, прежде всего, Конституция РФ, ФЗ «О статусе депутата», «О выборе депутатов в Госдуму ФС РФ», а также акты в официальном Регламенте Госдумы.

В структуру рассматриваемого статуса входят не только упомянутые выше элементы, но еще и некоторые цели, а также задачи, которые должно исполнять лицо, имеющее депутатский мандат

Отдельное внимание уделяется функциям депутата, а также ответственности, которую он обязан понести за их неисполнение

Обязанности

В толковании понятия правового статуса депутатов говорится о том, что в его структуру, кроме основных прав, также входят и обязанности. Следует отметить, что основной из них является соблюдение установленных правил этикета и соблюдение кодекса депутатской этики.

В процессе ведения своей профессиональной деятельности каждый депутат обязан отчитываться в проделанной работе перед избирателями. В соответствии с правилами, установленными законодательством, каждый депутат обязан регулярно предоставлять декларацию, в которой отражается уровень доходов, а также аналогичный документ на приобретенное имущество.

Любой из представителей власти, независимо от уровня его мандата, должен неукоснительно исполнять все поручения, изданные Госдумой, а также комиссией, в которой он сам состоит. Для рассматриваемой группы лиц обязательным условием является посещение всех заседаний, которые проводит фракция. Целью этого является выполнение намеченного комплекса действий, что осуществляется, исходя из единства мнения и позиций. Любая деятельность члена фракции должна быть направлена на достижение тех целей, которые поставлены программой.

Сроки давности

Они предусмотрены ст. 4.5 КоАП. Постановление по рассмотренному административному делу не может приниматься по истечении 3 мес. с момента совершения проступка. Как указывается в п. 1.1 части ст. 24.5, производство не может быть возбуждено, а начатое должно быть завершено, если давностные сроки, установленные статьей 4.5, истекли. Вместе с тем лицо, которому была вменена санкция, считается подвергнутым наказанию в течение года с момента его назначения. Таким образом, в отношении депутата может быть инициирована процедура отзыва на протяжении чуть больше года с даты совершения проступка.

Неприкосновенность

В соответствии с действующим законодательством, не допускается привлечение депутата к уголовной ответственности без согласия высшего представительного органа. Исключение составляют случаи, когда он задержан на месте преступления. Без согласия высшего представительного органа не допускается и административная ответственность депутатов. По общим правилам, эти лица не могут быть арестованы, задержаны, подвергнуты обыску, личному досмотру. Исключение составляют случаи, когда указанные действия необходимы для обеспечения общественного порядка и безопасности. Неприкосновенность парламентария распространяется на служебное, жилое помещение, личный и служебный транспорт, багаж, переписку, средства связи, которые он использует, а также на документацию, которая ему принадлежит.

Санкции по КоАП

В качестве правонарушения, согласно Кодексу, выступает виновное, противоправное бездействие/действие юрлица или гражданина, за которое предусматривается административная ответственность. Между тем член представительного территориального органа власти не может единолично являться юридическим лицом. Им считается непосредственно та структура, в которой он состоит в статусе депутата. Соответственно, санкции по КоАП могут ему вменяться только как физлицу, выступающему в статусе народного избранника. Вместе с этим в Кодексе предусматривается ответственность специального субъекта – должностного лица. Санкции могут вменяться, если оно ненадлежащим образом выполняло или не исполняло вообще свои служебные обязанности. Под должностным лицом следует в данном случае понимать гражданина, временно либо по специальному полномочию осуществляющего функции представителя органа власти. Другими словами, этот субъект наделяется распорядительными правомочиями в отношении лиц, которые не находятся в служебном подчинении. К этой же категории следует относить граждан, реализующих функции организационно-распорядительного или административно-хозяйственного характера в госорганах, структурах территориальной власти, муниципальных и госорганизациях. Учитывая все эти признаки, можно сделать справедливый вывод о том, что депутат, являющийся исключительно народным избранником, должностным лицом являться не может. Соответственно, ему не могут вменяться санкции, предусмотренные для служащих. Административная ответственность народного избранника предусматривается в КоАП только двумя статьями – 5.50 и 5.17. В последнем случае санкции могут вменяться за непредставление в установленный срок отчета, информации об источниках и размере финансовых средств, отчисленных в избирательный фонд, о расходах на предвыборную кампанию, неполное предоставление этих данных. Наказание предусматривается и за сообщение недостоверных сведений. По ст. 5.50 наступает ответственность за невозврат в установленный законодательством срок пожертвований или их части, перечисленных в избирательный фонд, если были нарушены нормы о выборах, неотчисление в соответствующий бюджет средств, внесенных лицами анонимно.

Срок полномочий члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы

Член Совета Федерации — представитель от двухпалатного законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ избирается поочередно от каждой палаты на половину срока полномочий соответствующей палаты.

Представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти субъекта РФ назначается высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) на срок его полномочий. Прекращаются полномочия члена Совета Федерации по должности со дня прекращения его полномочий в качестве главы законодательного (представительного) или главы исполнительного органа государственной власти субъекта РФ.

Полномочия члена Совета Федерации начинаются со дня вступления в силу решения о его избрании (назначении). Полномочия члена Совета Федерации прекращаются со дня вступления в силу решения об избрании (о назначении) соответствующим органом государственной власти субъекта РФ нового члена Совета Федерации — представителя от того же органа государственной власти субъекта РФ в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

Полномочия члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы прекращаются досрочно по основаниям, предусмотренным Федеральным законом «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ»:

  1.  письменного заявления о сложении своих полномочий;
  2. избрания депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления, выборным должностным лицом иного органа государственной власти или органа местного самоуправления, а равно назначения на иную государственную должность РФ, государственную должность субъекта РФ, поступления на государственную или муниципальную службу;
  3. участия в деятельности по управлению коммерческой организацией, осуществления предпринимательской или другой оплачиваемой деятельности, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности;
  4. вхождения в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации;
  5. открытия (наличия) счетов (вкладов), хранения наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории РФ, владения и (или) пользования иностранными финансовыми инструментами членом Совета Федерации, депутатом Государственной Думы, их супругами и несовершеннолетними детьми;
  6. непредставления или несвоевременного представления сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;
  7. утраты гражданства Российской Федерации либо приобретения гражданства иностранного государства;
  8. вступления в законную силу обвинительного приговора суда;
  9. вступления в законную силу решения суда об ограничении дееспособности либо о признании их недееспособными;
  10. признания безвестно отсутствующими либо объявления их умершими на основании решения суда, вступившего в законную силу;
  11. смерти члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы.

Полномочия депутата Государственной Думы прекращаются также в случае:

  • роспуска Государственной Думы, предусмотренного статьями (трехкратное отклонение кандидатуры Председателя Правительства) и 117 (повторное недоверие Правительству) Конституции Российской Федерации;
  • выхода по личному заявлению из состава фракции, в которой он состоит в соответствии со статьей 7.1 настоящего Федерального закона;
  • несоблюдения требования части второй, шестой или седьмой статьи 7.1  Федерального закона (принадлежность к определенным партии и фракции).

Полномочия депутата Государственной Думы могут быть прекращены досрочно решением Государственной Думы

  1. по инициативе фракции, в которой он состоит в соответствии со статьей 7.1 настоящего Федерального закона, или
  2. по инициативе комитета, членом которого он является,

Понятие и правовой статус депутата представительного органа муниципального образования

Замечание

Положение Закона можно считать спорным в отношении второй категории лиц.

Статус депутата представительного органа муниципального образования является единым независимо от способа получения мандата.

Срок полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливается уставом муниципального образования и не может быть менее 2 и более 5 лет.

Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления начинаются со дня его избрания и прекращаются со дня начала работы выборного органа местного самоуправления нового созыва.

Полномочия выборного должностного лица местного самоуправления начинаются со дня его вступления в должность и прекращаются в день вступления в должность вновь избранного должностного лица местного самоуправления.

Решение об изменении срока полномочий, а также решение об изменении перечня полномочий и (или) порядка избрания выборного должностного лица местного самоуправления применяется только к выборным должностным лицам местного самоуправления, избранным после вступления в силу соответствующего решения.

Выборные должностные лица местного самоуправления могут осуществлять свои полномочия на постоянной основе в соответствии с настоящим Федеральным законом и уставом муниципального образования.

Депутаты представительного органа муниципального образования осуществляют свои полномочия, как правило, на непостоянной основе.

На постоянной основе могут работать не более 10 процентов депутатов от установленной численности представительного органа муниципального образования, а если численность представительного органа муниципального образования составляет менее 10 человек, — 1 депутат.

Депутат представительного органа муниципального образования, выборное должностное лицо местного самоуправления не могут одновременно исполнять полномочия депутата представительного органа иного муниципального образования или выборного должностного лица местного самоуправления иного муниципального образования, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом.

Порядок вменения наказания за преступление

Как указывает 447-я статья УПК, ответственность депутата представительной структуры территориальной власти наступает в особом порядке. Решение о начале производства принимается начальником СК России по соответствующему региону. По ст. 40 ФЗ №131, не предусмотрена ответственность депутата за высказанную позицию, мнение, выраженное при голосовании, а также за иные действия, соответствующие его статусу. Это правило действует и после окончания срока его полномочий. Однако оно не распространяется на случаи, когда лицо допустило публичные оскорбления, клевету или иные нарушения, за которые устанавливается наказание по федеральному законодательству. Если по окончании уголовного судопроизводства в отношении депутата будет принят обвинительный приговор, то, согласно пункту 5 10-й части 40-й статьи ФЗ №131, процедура отзыва мандата не может применяться. Объясняется это тем, что полномочия лица прекращаются в таком случае досрочно. При этом не имеет значения, когда именно было совершено преступление – непосредственно при выполнении своих обязанностей или в случае, когда субъект действовал как физлицо. Последствия и в той, и в другой ситуации будут одинаковыми.

Социальное и материальное обеспечение

Как уже указывалось выше, к числу основных гарантий, составляющих статус депутата Федерального Собрания и иных представительных органов, относится обеспечение социального и материального характера. Все особенности его предоставления, а также допустимые объемы регламентированы ФЗ № 3 от 08.05.1994 г. В его положениях говорится о том, что все лица, являющиеся депутатами, подлежат обязательному страхованию на тот случай, если настанет момент его смерти или будут нанесены телесные повреждения.

Подобный вид гарантии предоставляется за счет средств федерального бюджета. Что касается размера страхования, то он должен быть равен размеру его годовой заработной платы. В том случае, если депутату наносится физическое повреждение, то он должен получить обязательную материальную компенсацию в размере, представляющем разницу между суммой его заработной платы за месяц и размером установленной пенсии, в расчет которой не должны быть включены выплаты по государственному страхованию.

Отдельное внимание также следует уделить особенностям медицинского и бытового обеспечения депутата. В него включается возможность бесплатного санаторно-курортного лечения, а также безвозмездное пребывание в медицинских учреждениях — все расходы, связанные с оздоровлением и лечением депутата возлагаются на федеральный бюджет

В том случае, если депутат имеет более пяти лет трудового стажа по рассматриваемому виду деятельности, то ему предоставляется пенсионная надбавка, которая учитывается как в случае назначения пенсионного обеспечения по старости, так и по инвалидности. После назначения материальной выплаты ее сумма может регулярно пересчитываться, но только в том случае, если лицо продолжает ведение своей трудовой деятельности после выхода на пенсию. Установление доплаты и произведение перерасчета могут быть осуществлены только в случае подачи письменного заявления.

Статус депутата Думы и Совета Федераций предполагает выдачу служебного помещения для осуществления своей деятельности. Кабинет предоставляется в здании той палаты Федерального Собрания, к которой он относится. К предоставленному помещению выдвигаются некоторые требования. В частности, они заключаются в наличии в нем организационной техники, мебели и средств связи.

Более того, указанные обладатели мандатов имеют право на предоставление им жилого помещения в столице, пребывающее в надлежащем состоянии. В требованиях указано, что в нем должно быть все то, что необходимо для комфортабельного проживания. До того момента, пока жилье не будет предоставлено, депутат имеет право разместиться в гостиничном номере, оплата за проживание в котором будет производиться за счет федерального бюджета. После того как лицом будут сложены его депутатские полномочия, оно обязано освободить занимаемое ранее жилое помещение.

Статус депутата Совета Федераций и Госдумы предполагает необходимость предоставления группе лиц, обладающим им, возможностей на первоочередное использование средств связи, а также почтовых услуг. Во всех видах транспортных средств депутат имеет право на бесплатный проезд, для чего ему выдается специальное удостоверение. Если посадка на транспорт осуществляется по талонам с указанием номера места, то в таком случае представитель власти должен бесплатно и вне очереди приобрести для себя билет, предъявив свое удостоверение.

В любом населенном пункте России депутаты Госдумы и Совета Федераций имеют право на внеочередное поселение в гостиницах города. Оплата проживания осуществляется за счет федерального бюджета. Что касается основных требований к номерам, то он обязательно должен быть отдельным, а также оснащен стационарным телефоном. Сопровождающие депутата лица также имеют право на внеочередное размещение в том же номере.

Основные права

Следует отметить то, что статус депутата наделяет всех обладателей мандатов определенным спектром прав. В соответствии с указанными выше нормативными актами, любой депутат имеет полное право на подачу законопроектов в Государственную Думу. Кроме этого, им предоставляется возможность совершать как парламентские, так и депутатские запросы.

Депутаты имеют право на принятие участия в заседаниях и слушаниях, а также в специальных и парламентских комиссиях. В ходе представленных заседаний, а также вне периода их протекания обладатели мандатов имеют право на осуществление обращений к членам Правительства для разъяснения конкретных вопросов. Также они имеют право на осуществление аналогичных обращений к высокопоставленным должностным лицам, что на практике нередко делается для внесения требований относительно принятия различных мер принудительного характера к нарушителям прав и законных интересов граждан. Обращение в средства массовой информации — это также одно из преимущественных прав депутатов.

Выводы

Привлечение к административной ответственности депутата, совершившего проступок не при исполнении им своих обязанностей, а также вменение ему наказания за преступление, предусмотренное УК, допускается только по особым правилам. Парламентарии должны соблюдать положения, содержащиеся в законодательстве. Конституционная ответственность депутата РФ, как правило, имеет нравственный и политический характер. Парламентарии обязаны соблюдать нормы этики. Ответственность депутата за их нарушение предусматривается в Регламенте представительного органа. Парламентарии обязаны предъявлять декларации о доходе и сведения об имуществе, находящемся у них в собственности. Данные о нарушениях, обнаруженных при проверке документов ФНС, публикуются в «Ведомостях ФС».

Заключение

Как следует из вышесказанного, привлечь депутата весьма проблематично, а в большинстве случаев невозможно. Специалисты, анализирующие законодательство, приходят к выводу о несовершенстве мер пресечения нарушений, допущенных этими лицами. По мнению ряда авторов, именно пробелы в нормах обуславливают распространение коррупции и прочих противоправных действий. В связи с этим предлагается пересмотреть комплекс мер ответственности для представителей законодательной власти, упростить процедуру привлечения их к ответственности. Особенно это касается народных избранников, работающих в муниципалитетах. Существующий сегодня порядок, как считают некоторые эксперты, не позволяет в полной мере реализовать самостоятельность населения в сфере управления делами МО.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector