Воспитатель детского сада — описание профессии, где и сколько учиться, сколько получает

Особенности профессии

Быть воспитателем – не только почетно, но и очень ответственно!

Ведь, именно в возрасте от 3-х до 6 лет формируются многие умения и навыки, совершенствуются познавательные способности вашего малыша, начинает расширяться кругозор, появляются первые представления о мире.

И всё это происходит под руководством первого наставника – воспитателя!

Кто, как не педагог дошкольного образования научит резать ножничками, рисовать, а после и писать? Кто будет учить стихи и читать сказки? Обучать дружбе, честности, внимательности и доброте по отношению к детям, взрослым, животным?

Невозможно переоценить значимость этого человека в жизни вашего ребенка, однако порой, можно напротив – недооценить!

Представление о профессии воспитателя

Эта должность есть не только в ДОУ, но и в других учреждениях, где проводят воспитательную работу с детьми:

  • школа-интернат;
  • детский дом;
  • колонии;
  • ясли.

Воспитатели в детском саду ответственны за привитие детям правил поведения в обществе, отвечает за их дошкольное образование. Проведение занятий, соблюдение режимных моментов, слежение за их безопасностью — это лишь малый перечень его обязанностей в детском саду.

Особенности работы в школе-интернате

Деятельность воспитателя в данном учреждении отличается от работы в детсаде. Это обусловлено спецификой школы-интерната, в которой обучаются дети с особенностями в развитии. Воспитатель взаимодействует с учениками младших классов и занимается организацией их досуга.

В его должностные обязанности не входит проведение обучающих занятий. Педагог сопровождает детей в интернат (если за ними не пришли родители), где продолжает следить за соблюдением правил поведения, режимных моментов. Также воспитатель контролирует выполнение домашних школьных заданий, может помочь завхозу. Он принимает участие в реализации коррекционно-образовательной программы.

Особенности работы в детском доме

Воспитатель взаимодействует с детьми разных возрастных категорий. С детьми дошкольного возраста легче найти контакт, чем с подростками. И важнейшая задача воспитателя — это умение найти подход к каждому ребенку.

Педагог должен заменить ему родителей, чтобы восполнить недостаток в общении со взрослым, особенно в эмоциональном плане. Ему нужно проявлять особую деликатность и чуткость при взаимодействии с воспитанниками. В интернате в обязанности воспитателя входит:

  • слежение за соблюдением режимных моментов и состоянием здоровья;
  • обеспечение безопасности;
  • прививание правил поведения и гигиены;
  • организация воспитательно-учебногопроцесса;
  • организация и проведение досуговых мероприятий;
  • ведение педагогической документации.

Особенности работы в колонии

Там отбывают срок за нарушение УК РФ лица, не достигшие совершеннолетнего возраста. Главная трудность в работе с ними – их асоциальное поведение, обусловленное различными факторами. Поэтому воспитатель должен особенно пристально следить за соблюдением всех режимных моментов.

Специалист должен владеть методами психологического воздействия с целью повышения гражданской ответственности, мотивации к исправлению. Кроме знаний о подростковой психологии, педагогики, воспитатель должен знать нормативно-правовую базу.

Активность и ответственность

Воспитатель — психологически взрослый человек с активной социальной позицией. Он не ждет, что кто-то уладит все сложности за него, и готов взять на себя ответственность за жизнь и здоровье детей.

Стремление переложить свои трудности на других и нежелание отвечать за собственные действия — признаки того, что человек психологически еще ребенок, сколько бы лет ему ни было. Такие черты для педагога недопустимы.

Здоровьесберегающие технологии в физическом развитии дошкольников и их применение в условиях ФГОС ДО

108 часов (1.5 мес.)

6900 руб. 2650 руб.

Отправить заявку

Подробнее о курсе

Оказание первой помощи при работе с детьми и подростками. Охрана здоровья несовершеннолетних

36 часов (0.5 мес.)

4000 руб. 1547 руб.

Отправить заявку

Подробнее о курсе

Педагогический такт и справедливость

Данное качество предполагает соблюдение наставником общечеловеческих норм взаимодействия и общения с дошкольниками. Кроме того, профессиональный воспитатель учитывает индивидуальные качества каждого ребенка, его психологические особенности. По новым ФГОС для каждого воспитанника детского сада выстраивается собственная образовательная траектория, по которой он продвигается под руководством своего наставника. Справедливость – обязательное качество современного педагога ДУ. Он обязан вести себя беспристрастно по отношению к каждому малышу. Какими еще личностными качествами должен обладать хороший воспитатель? Он должен быть оптимистом, не теряться в экстремальных ситуациях, иметь шарм и личное обаяние, владеть чувством юмора, иметь житейскую мудрость. С точки зрения социальной активности, такой педагог всегда должен быть готов помогать коллегам в решении общественных и социальных проблем, касающихся в первую очередь образовательной сферы.

О психологических качествах воспитателя

К ним относятся:

Педагогический такт. Это умение спокойно, с достоинством держать себя в общении с детьми и их родителями или опекунами, определять меру влияния на воспитанников, находить подход к каждому из них.
Креативность. Дошкольники быстро начинают скучать, если в занятиях или играх нет изюминки. На старте карьеры воспитатель полагается на чужие методики и приемы, которые помогают сделать игры и занятия увлекательными для детей. Но со временем педагог развивает креативность и начинает придумывать что-то свое.
Педагогический оптимизм. Не все дети быстро и успешно проходят программу, не все одинаково умные, физически развитые, талантливые. Педагогический оптимизм — это когда вы не только принимаете ребенка таким, какой он есть, но и искренне верите в него, поддерживаете, помогаете ему развить способности, пусть даже на это дошкольник потратит больше сил и времени, чем его сверстники.
Эмпатия

Важно уметь сопереживать детям и их родителям, относиться без осуждения, слушать и слышать других людей.
Педагогический долг. Воспитатель должен осознавать свою ответственность перед детьми и их родителями, придерживаться принципов «помоги» и «не навреди».

Психологические качества воспитателя можно и нужно развивать. Например, чтобы развить педагогический такт:

  • Не торопитесь с выводами. Не оценивайте людей по их внешнему виду, семье или по отзывам других педагогов. Каждый раз, когда вы чувствуете, что начинаете навешивать ярлыки («этот ребенок трудный, а значит, именно он начал драку», «ребенок из неблагополучной семьи, они всегда одинаковы», «эти родители постоянно опаздывают, они не любят своего ребенка»), останавливайте себя.
  • Учитесь сдерживаться. Освойте простейшие техники борьбы с гневом: медленное глубокое дыхание, концентрация на дыхании или сердцебиении, сжимание и сильное напряжение пальцев ног (если вы будете сжимать кулаки, это могут воспринять как угрозу). Анализируйте каждую ситуацию, которая выводит вас из себя, и учитесь находить спусковые крючки — слова, поведение, поступки, которые вас злят. Как только заметите спусковой крючок, успокаивайте себя, не позволяя гневу захватить вас.
  • Отделяйте себя от своих действий. Анализировать свои поступки можно и нужно, но приравнивать «я ошибся» к «я — плохой человек» неправильно, это абсолютно разные вещи. Любые замечания воспринимайте как желание помочь вам в саморазвитии: в следующий раз вы учтете опыт, поступите иначе и станете еще более сильным педагогом.
  • Хвалите при всех, ругайте наедине.
  • Не уходите в крайности — ни попустительство, ни чрезмерная строгость не помогут в воспитании и обучении детей. Будьте последовательны: дети должны понимать, как вы отреагируете на их поступок, и знать, что реакция всегда будет одинакова.

Если вы только начинаете работать в детском саду и чувствуете, что вам не хватает перечисленных черт — не переживайте, это обычная ситуация. Продолжайте развивать мастерство.

Психолого-педагогическое сопровождение развития эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста

144 часа (1 мес.)

4100 руб. 2547 руб.

Отправить заявку

Подробнее о курсе

Арт-терапевтические техники в работе со страхами детей дошкольного возраста

108 часов (1.5 мес.)

6900 руб. 4993 руб.

Отправить заявку

Подробнее о курсе

Педагогика и психология дошкольного образования в рамках реализации ФГОС ДО

108 часов (1.5 мес.)

6900 руб. 2650 руб.

Отправить заявку

Подробнее о курсе

Общий список обязанностей воспитателя

Работа воспитателя сложна и очень ответственна. От того, насколько этот человек будет образован, грамотен и лоялен к детям, зависит не только физическое здоровье, но и психологическое благополучие малышей. Поскольку в сад ребенок может попасть в самом младшем возрасте, например, в ясельную группу, от воспитателей в значительной степени зависит, каким человеком он вырастет. Связано это с тем, что сотрудники детских садов работают с малышами до семилетнего возраста, а именно в этот период закладываются основные знания, умения и характер ребенка, его наклонности, манера поведения, стремления к учебе и дальнейшему развитию.

Именно поэтому к воспитателю предъявляются очень серьезные требования. Он должен быть воспитанным, грамотным, чистоплотным, не иметь вредных привычек, обладать хорошо поставленным приятным голосом, уметь быстро и правильно реагировать на стремительно изменяющуюся ситуацию в группе. Ему предстоит работать с детьми, каждый из которых имеет собственный характер, манеру общения, наклонности и дарования. С каждым из малышей педагогическому работнику придется найти общий язык, «достучаться» до замкнутого малыша, охладить пыл реактивного ребенка, суметь наладить доброжелательные отношения внутри группы, а также связи между разновозрастными группами детей.

Кроме непосредственных контактов с малышами, воспитателю предстоит сотрудничать с педагогическим коллективом и работать в тесных отношениях с родителями воспитанников. От него потребуется корректность, умение четко донести свою мысль, грамотная речь, а также соблюдение субординации.

В зависимости от уровня квалификации и занимаемой должности воспитатель должен заниматься как образовательными и воспитательными занятиями, так и развивать у детей навыки общения, творческие наклонности и таланты, следить за состоянием их здоровья, чистотой и порядком в помещении группы, обеспечивать условия для полноценного дневного (и ночного в круглосуточных садах) сна и отдыха. При необходимости воспитатель может накормить маленького ребенка, научить его делать это самостоятельно, если он не обучен дома родителями, а также помочь малышу справиться со сложными блюдами.

К педагогическому составу детского сада предъявляются и высокие требования по проведению образовательной работы, четкому соблюдению сетки занятий и получению высоких результатов. Дети в каждой группе должны соответствовать уровню развития по своему возрасту и без проблем выполнять те нормативы, которые считаются нормой для данного возрастного периода.

Кроме воспитания и образования педагогические работники занимаются организацией и проведением досуга малышей. Это касается не только ежедневных обязательных прогулок, но и праздников, дней рождений воспитанников, торжественных событий. В детском саду малыши учатся петь, танцевать, рисовать, лепить, заниматься иными видами прикладного творчества.

Все свои наработки и преимущества, полученные от их внедрения, достижения детской группы и отдельных воспитанников обязательно фиксируются, документальные свидетельства собираются и сохраняются. Они понадобятся воспитателю для прохождения аттестации на подтверждение занимаемой должности или для получения более высокого квалификационного уровня.

Виды, требования и должностные обязанности

Среди основных должностных обязанностей воспитателя можно выделить:

  • мониторинг состояния здоровья детей во время утреннего приема на дневное пребывание;
  • обучение навыкам пользования столовыми приборами в процессе приема пищи;
  • организация и проведение общеобразовательных занятий (лепка, рисование, чтение вслух и устный счет);
  • контроль над соблюдением установленного распорядка дня;
  • организация адаптации ребят;
  • организация и проведение детского досуга и праздничных концертов;
  • наблюдение за воспитанниками, информирование их законных представителей и администрации ДОУ в случае появления первых признаков болезни;
  • контроль посещаемости;
  • проведение занятий физкультурой в спортивном зале и на открытом воздухе;
  • отслеживание эмоционального фона ребенка, при необходимости организация психологического консультирования;
  • проведение прогулок: помощь в одевании, игры на территории и проведение небольших экскурсий;
  • организация дневного сна воспитанников: присутствие в спальном зале во время укладывания, помощь в уборке кровати и приведении в порядок внешнего вида после пробуждения;
  • обеспечение передачи ребенка родителям или законным представителям;
  • участие в конкурсах, педсоветах и семинарах;
  • работа с родителями по части воспитания;
  • составление отчетов, ведение документации.

Воспитатель должен иметь навыки детского психолога, пройти курс детской физиологии, медицины и личной гигиены. Это нужно ему не только для того, чтобы обучить воспитанников азам ухода за своим телом, но еще и для того, чтобы при необходимости оказать первую помощь детям.

Работник ДОУ должен быть чутким наблюдателем, чтобы видеть и хорошо понимать все, что происходит с его воспитанниками.

Помимо того, в компетенцию воспитателя ДОУ должны входить:

  • цели, задачи и базовые методы воспитания и обучения детей младшего возраста;
  • основы поведенческой психологии дошкольников;
  • разные методики развития ребят.

Воспитатель должен уметь:

  • обеспечить создание гармоничной предметно-развивающей среды;
  • взаимодействовать с детьми и их родителями, а также прочими сотрудниками ДОУ;
  • пользоваться техническими средствами обучения, а также компьютерными программами.

Воспитатель высшей категории может претендовать на должность старшего воспитателя (методиста ДОУ).

Его должностная инструкция включает:

  • анализ новых тенденций дошкольного образования;
  • выдвижение на рассмотрение перспективных направлений воспитательной деятельности ДОУ;
  • оказание квалифицированной помощи воспитателям во внедрении обучающих программ;
  • координация взаимодействия между представителями педагогической науки и практиками;
  • организация просветительской работы для родителей.

Старший воспитатель, по сути, делает работу заместителя руководителя детсада. В его функции входит создание условий для квалифицированных образовательных услуг.

Старший воспитатель-методист должен знать:

  • основы законодательства по части прав и защиты детей;
  • основные доктрины дошкольной психологии и педагогики;
  • концепцию дошкольного воспитательного процесса;
  • распространенные методики образования детей раннего возраста;
  • перспективные направления диагностики и коррекции развития;
  • основы формы и методов работы с семьей.

Общая характеристика профессии

Воспитатель занимается не только присмотром за детьми, пока их родители находятся на работе. В его обязанности также входит заниматься с дошколятами по специальным разработанным для них программам.

Так, малышей учат считать, выговаривать сложные для них звуки, рисовать, лепить из пластилина, петь, и танцевать. Чтобы детки гармонично развивались, несколько раз в день с ними проводят зарядку.

Детский сад посещают воспитанники дошкольного возраста (от 3 до 7 лет). И воспитатель должен четко понимать особенности этого возраста и выбирать подходящие метолы обучения и воспитания.

Образование воспитателя

Воспитателем может работать только человек с педагогическим образованием. При этом достаточно окончить среднеспециальное учебное заведение. В педколледж поступить проще, чем в университет, так как не нужно сдавать перед поступлением единый госэкзамен. При поступлении будет достаточно предоставить аттестат и пройти собеседование.

Но если абитуриент все-таки остановил свой выбор на вузе, ему нужно будет сдать в приемную комиссию результаты ЕГЭ по русскому языку и обществознанию.

Должностные обязанности воспитателя

  • развивать воспитанников физически и укреплять их здоровье, проводя для этого специальные мероприятия;
  • проводить с детьми занятия по утвержденной программе;
  • контролировать соблюдение режима дня. Подопечные должны есть спать, учиться и гулять в строго определенное время;
  • следить за здоровьем детей, и в случае необходимости показывать их медработнику;
  • организовывать и проводить утренники, соревнования, игры и праздники;
  • осуществлять индивидуальный подход к каждому ребенку;
  • сотрудничать с родителями подопечных и другими воспитателями, чтобы дети лучше развивались;
  • вести документы;
  • уметь оказывать первую помощь.

Требования к воспитателю

Быть воспитателем в детском саду может только специалист, получивший педагогическое образование. Он обязан знать:

  • методики обучения различным дисциплинам;
  • методы воспитательной работы;
  • основы возрастной психологии ребенка;
  • физиологические особенности мальчиков и девочек дошкольного возраста;

Специалист должен уметь:

  • общаться с детьми, понимать их проблемы;
  • поддерживать дисциплину в группе без крика и насилия;
  • использовать разнообразные методики образования и воспитания;
  • понять интересы и способности каждого воспитанника и проконсультировать родителей о путях развития его талантов;
  • общаться с родителями, разрешать конфликтные ситуации;
  • уметь оказывать первую помощь.

Личные качества воспитателя

Чтобы хорошо справляться с этой работой, специалисту недостаточно обладать определенными навыками. Ведь эта профессия предполагает обладание определенными личностными качествами:

  • ответственность;
  • самообладание;
  • сильная логика и творческое мышление;
  • хорошая память;
  • любовь к детям;
  • справедливость и искренность;
  • активность;
  • эмпатия;
  • гуманность;

Условия и особенности работы

Эту профессию нельзя назвать легкой. Педагог должен быть терпеливым и внимательным, ведь помимо занятий с подопечными у него еще множество обязанностей.

Так, он проводит семинары для других воспитателей, мероприятия с родителями, составляет методички и заполняет документы. Кроме того, он обязан принять у родителей утром каждого ребенка, одеть его на прогулку и снять с него верхнюю одежду по возвращении в помещение.

Общие положения

Обычно на должность воспитателя назначаются лица, имеющие среднее профессиональное либо высшее образование в области педагогики, дошкольного воспитания, психологии или социологии, желательно с опытом работы, со знанием детской психологии и логопедии, методик развития детей дошкольного возраста. Желательны пройденные курсы повышения квалификации.

Знакомство с должностными обязанностями воспитателя дошкольного учреждения происходит еще до факта подписания трудового договора. Работнику необходимо понимать, что для эффективного выполнения своей работы ему должны быть присущи определенные личностные качества, потому что в профессии воспитателя они очень важны. К наиболее важным качествам относятся:

  • любовь к детям и умение найти подход к любому ребенку;
  • способности организатора;
  • позитивность и жизнерадостность;
  • стрессо- и психологическая устойчивость;
  • коммуникабельность и организованность;
  • грамотность речи и высокий культурный уровень;
  • способность принимать быстрые и правильные решения в любых ситуациях.

Плюсы и минусы профессии воспитатель

Направление идеально подойдет людям, получающим удовольствие от общения с детьми, умеющим находить с малышами общий язык. Несмотря на ряд серьезных недостатков профессии, многие чувствуют в ней свое призвание как раз за счет получения морального удовлетворения.

Воспитатель занимается не только воспитанием и обучением воспитанников, но и вдохновляет их личным примером. Поэтому воспитатель должен демонстрировать не только навыки общей культуры, но и эрудицию, развитые интеллектуальные способности и высокую работоспособность.

У профессии педагога-воспитателя есть еще немало плюсов, в том числе, материальных:

  • высокая социальная значимость, уважение и признание окружающих;
  • льготы при устройстве в государственные учреждения (продленный отпуск, дополнительные социальные гарантии);
  • высокий уровень дохода при работе в частных детсадах;
  • спрос на опытных специалистов, дающий возможность менять место работы с учетом пожеланий к условиям труда;
  • посменный график, позволяющий рационально использовать свободное время.
  • Главный минус направления — необходимость несения ответственности за детей, которая нередко становится источником хронического стресса.
  • Также стоит учесть высокую вероятность общения с неадекватными или ограниченными родителями, которые всегда и всем будут недовольны.
  • При этом высокие зарплаты у педагогов-воспитателей бывают только в частных детских садах. В бюджетных организациях их ожидают небольшие оклады, которые медленно растут.

Каким должен быть современный воспитатель? статья

«Каким должен быть современный воспитатель?»

В детском саду быть воспитателем очень и очень непросто. Воспитатель понимает, какая ответственность лежит на нем — от воспитателя зависит будущее ребёнка.

Детский сад – это второй дом для детей, здесь они проводят 10-12 часов в день. Главная задача воспитателя – развить в ребёнке личность, ту неповторимость, которая будет выделять его среди окружающих; научить общаться и считаться с другими, уважать себя и других…

Но чтобы воспитать личность, нужно самому быть личностью.

1) Воспитатель должен очень много знать, владеть методикой дошкольного образования постоянно работать над собой, обладать специальными умениями и навыками; постоянно совершенствовать своё мастерство, осваивать инновационные технологии, нетрадиционные методики; знать компьютер, уметь пользоваться Интернетом.

2) Воспитатель должен быть психологом, учитывать возрастные особенности детей, находить к ним индивидуальный подход, уважать их. Дети открыты для добра и красоты, не терпят несправедливости, говорят правду прямо в лицо!

3) Воспитатель должен быть творческой личностью, быть проводником для детей в мир сказки и фантазии, вызывать в детях восторг, любовь, нежность, удивление. Воспитатель должен быть интересен детям – уметь петь, танцевать, «оживлять» кукол, читать стихи, рассказывать сказки, шить, рисовать, делать игрушки из природного материала, из бумаги, из бутылочек и баночек, из крышек и коробочек и ещё много из чего!

4) Воспитатель должен любить детей, быть для них другом, с которым можно и поиграть, и посекретничать… Воспитатель помогает ребёнку в самом трудном и важном для него деле – наладить взаимоотношения с другими детьми, он должен стать тем человеком, с которым ребёнок захочет поделиться радостью или горем. 5) Воспитатель должен заботиться о здоровье детей, выполнять все режимные мероприятия; учить следить за своим внешним видом, приучать к самообслуживанию

5) Воспитатель должен заботиться о здоровье детей, выполнять все режимные мероприятия; учить следить за своим внешним видом, приучать к самообслуживанию.

6) Воспитатель должен уметь находить общий язык с родителями

Воспитатель должен со вниманием относиться к вопросам и пожеланиям родителей, быть с ними предельно вежливым и терпеливым (знать психологию взрослого человека, ведь родители все такие разные!). 7) Воспитатель должен быть: самостоятельным, старательным, дисциплинированным, трудолюбивым, ответственным

А также – быть обаятельным и привлекательным, красивым, аккуратным, соблюдать правила личной гигиены (ведь воспитатель является для детей образцом); не зависимо от житейских неприятностей – всегда жизнерадостным, весёлым, обладать чувством юмора

7) Воспитатель должен быть: самостоятельным, старательным, дисциплинированным, трудолюбивым, ответственным. А также – быть обаятельным и привлекательным, красивым, аккуратным, соблюдать правила личной гигиены (ведь воспитатель является для детей образцом); не зависимо от житейских неприятностей – всегда жизнерадостным, весёлым, обладать чувством юмора.

Современный воспитатель – это человек, сочетающий в себе черты и психолога, и артиста, и друга, и наставника и т.д

Творческий потенциал воспитанника зависит от творческого потенциала самого воспитателя, поэтому нужно уделять большое внимание развитию творческого воображения

Современный воспитатель — это творческий работник, мастер своего дела, новатор, ведущий здоровый образ жизни, который использует в своей работе новейшие методические разработки.

Необходимые качества современного воспитателя — терпеливость, доброжелательность, ведь воспитателю приходится работать не только с детьми, но и с родителями.

Общение с детьми — каждый раз своего рода экзамен. Маленькие мудрые учителя и проверяют тебя на прочность, и одновременно любят тебя всепоглощающей любовью, в которой можно раствориться без остатка. Секрет их чистой любви прост: они открыты и простодушны.

Задача современного воспитателя: воспитывать личность творческую, креативную, коммуникабельную. Нужно прогнозировать и оценивать свои результаты, развивать самостоятельность, инициативу. Создавать условия для реализации индивидуальных способностей каждого ребенка.

Профессия педагога одна из самых важных и значимых в жизни современного общества. Быть воспитателем – это призвание. Это значит, хотеть и уметь снова и снова проживать детство с каждым ребенком, видеть мир его глазами, удивляться и познавать вместе с ним, быть не заметным, когда малыш занят своим делом, и незаменимым, когда ему нужна помощь и поддержка.

,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector