Полномочия внешнего управляющего при банкротстве организации

Пошаговая инструкция по проведению процедуры

Как самостоятельно подать заявление о банкротстве

Чтобы завершить процедуру банкротства, необходимо последовательно проделать ряд действий:

  1. Провести анализ текущей ситуации. Нужно понять, действительно ли процедура необходима или можно решить возникшие проблемы другими способами.
  2. Собрать документы. Если будет признано, что банкротство неизбежно, необходимо собрать бумаги, подтверждающие задолженность, и учредительные документы компании.
  3. Составить заявление. Это будет именно заявление, а не иск, поскольку кредиторы и другие лица не выступают в этом процессе ответчиками.
  4. Уведомление заинтересованных лиц.
  5. Направление заявления в суд. К заявлению необходимо приложить подтверждающие документы и направить его в судебный орган по месту регистрации разорившейся компании.

Рассмотрим протекание каждого этапа подробнее.

Оценка ситуации

Начальный этап – реальная оценка финансового положения компании. Для этого производится сбор данных и их анализ. Согласно ФЗ №127 (ст. 4 п. 2), задолженность включает в себя долги:

  • по выплате заработной платы сотрудникам предприятия;
  • перед поставщиками и услугодателями;
  • перед банками по кредитам, включая сумму процентов;
  • возникшие вследствие необоснованного обогащения или из-за вреда, причиненного имуществу кредитора;
  • по другим обязательным платежам.

В размер задолженности не включают обязательства:

  • перед гражданами за причинение вреда здоровью и жизни;
  • по выплате компенсаций сверх причиненного вреда;
  • перед учредителями должника.

При расчете общей задолженности не учитывается размер штрафов, пени, неустоек, а также компенсации за упущенную выгоду.

Сбор документов

Арбитражный суд рассматривает дело о признании компании банкротом, только если изложенные в заявлении факты подтверждены документами. Необходимый минимум бумаг:

  • свидетельство о регистрации компании;
  • учредительные приказы и протоколы за все время существования фирмы;
  • финансовая отчетность за последние 5 лет;
  • любые документы, которые подтверждают наличие задолженности;
  • штатное расписание компании с указанием размеров должностных окладов;
  • свидетельства, подтверждающие регистрацию в фондах;
  • заверенные банковские выписки;
  • полный список кредиторов с указанием сумм, которые им должно предприятие;
  • копии документов учредителей.

Перечень дополняется в зависимости от конкретной ситуации.

Составление заявления

Заявление о признании предприятия или компании банкротом составляется по единому образцу. В него включают следующие пункты:

  • полная сумма задолженности;
  • сумма претензий, которые не будут оспариваться представителями компании-должника;
  • обстоятельства и факты, которые повлияли на работу предприятия и стали причиной его неплатежеспособности;
  • сведения обо всех счетах, которые можно задействовать для погашения долгов.

Заявление подписывает руководитель компании или иное уполномоченное лицо. К заявлению прилагаются сопроводительные документы и квитанции, подтверждающие оплату пошлины и услуг управляющего. Дополнительно можно приложить собственный план выхода предприятия из кризиса.

Стоимость для юрлиц:

  • госпошлина – 6 тысяч рублей;
  • услуги внешнего управляющего – 30 тысяч рублей.

Если материальное положение юридического лица не позволяет сразу же внести деньги, нужно приложить ходатайство на предоставление рассрочки. Помимо этих расходов, придется оплатить дополнительные экспертизы сторонними аудиторами, услуги нотариуса (некоторые документы заверяются нотариально) и юридические консультации.

Уведомление заинтересованных лиц

Невозможно провести процедуру банкротства, не поставив в известность заинтересованных лиц. ФЗ №27 п. 4 требует уведомить:

  • акционеров, соучредителей, собственников;
  • работников предприятия (сообщить работникам о грядущем увольнении по причине банкротства предприятия нужно не позднее, чем в течение 30 дней со дня открытия дела).

Уведомление проводят путем рассылки заказных писем, в которые вкладывают копию заявления о признании предприятия банкротом. О начале процедуры уведомляют в журнале «Вестник государственной регистрации» и в Едином федеральном реестре деятельности юридических лиц.

Подача заявления в суд

Заявление подается в отделение арбитражного суда, расположенного по месту регистрации предприятия-должника. Подавать документы может руководитель компании или любое другое лицо, имеющее полномочия согласно учредительным документам.

Когда вводится внешнее управление

Внешнее управление при банкротстве начинает фактически работать после официальной передачи прав от прежнего руководителя компании новому управляющему. Утверждение кандидатуры внешнего управляющего осуществляется судом путем составления определения (стат. 96 № 127-ФЗ). Чтобы предприятие могло воспользоваться законной возможностью процедуры, необходимо доказать суду, что восстановить полную платежеспособность реально. Целью является не только возврат компании к нормальной жизнедеятельности, но и полное удовлетворение кредиторских требований.

Внешний управляющий – права и обязанности (стат. 99 № 127-ФЗ):

  • Распоряжаться активами банкрота согласно плану внешнего управления и с соблюдением законодательных ограничений.
  • Заключать мировой договор от имени банкрота.
  • Отказываться от исполнения ранее заключенных должником договоров.
  • Ходатайствовать в суд о признании ранее заключенных должником сделок недействительными и заявлять о взыскании причиненных убытков вследствие действий/бездействия органов управления банкрота.
  • Прочие права.
  • Принять по инвентаризации имущество банкрота.
  • Включить в федеральный реестр данные о результатах инвентаризационной процедуры в срок до 3 дней (рабочих) с момента ее завершения.
  • Составить и представить на утверждение собранию кредиторов план внешнего управления.
  • Вести в соответствии с законодательными требованиями финансовый, статистический, бухгалтерский учет и отчетность.
  • Заявлять возражения по требованиям кредиторов.
  • Принимать все возможные меры для исполнения обязательств перед банкротом.
  • Вести данные в реестре кредиторских требований.
  • Выполнять мероприятия, предусмотренные разработанным планом управления, и своевременно информировать комитет о предпринимаемых действиях.
  • Представлять собранию кредиторов в виде отчета итоговые результаты проводимых мероприятий.
  • Прочие обязанности.

Последствия введения внешнего управления

Введение внешнего управления влечет определенные юридически значимые последствия.

С момента введения внешнего управления происходит отстранение руководителя организации — должника от занимаемой должности и управление делами должника возлагается на внешнего управляющего. Данная норма, с одной стороны, корреспондирует со ст.38 Кодекса законов о труде Российской Федерации (КЗоТ РФ), которая предусматривает возможность отстранения работника от работы (занимаемой должности) с приостановкой выплаты ему заработной платы в тех случаях, когда это предусмотрено действующим законодательством. С другой стороны, последствия отстранения руководителя организации — должника от занимаемой должности, определенные Законом N 6-ФЗ, не соответствуют требованиям КЗоТ РФ.

Так, отстранение работника от работы (занимаемой должности) носит временный характер (на период действия обстоятельств, в связи с которыми работник был отстранен от работы) и не является основанием увольнения работника по инициативе администрации. Отстраненный от работы работник после прекращения действия обстоятельств, послуживших основанием для его отстранения, вновь допускается к работе (занимаемой должности). Увольнение такого работника по инициативе администрации возможно только по основаниям, предусмотренным ст.ст.33, 254 КЗоТ РФ. При этом увольнение работника, отстраненного от работы, в общем никак не связано с отстранением от работы и невозможно без наличия оснований, предусмотренных названными статьями.

Отстранение руководителя организации — должника при введении внешнего управления в соответствии с Законом N 6-ФЗ фактически означает его увольнение, так как после завершения внешнего управления, кроме случая, когда организация — должник признается банкротом, вводится конкурсное производство и соответственно назначается конкурсный управляющий. Полномочия внешнего управляющего прекращаются с момента назначения (избрания) нового руководителя.

В этой связи возникает вопрос, по каким основаниям будет уволен бывший руководитель организации — должника после завершения процедуры внешнего управления, если основания увольнения, предусмотренные ст.ст.33, 254 КЗоТ РФ, отсутствуют. Ни КЗоТ РФ, ни Закон N 6-ФЗ не дают ответа на этот вопрос. На наш взгляд, данная коллизия может быть решена путем внесения соответствующих изменений и дополнений в действующее трудовое законодательство или законодательство о банкротстве.

Другим важным последствием введения внешнего управления является прекращение полномочий органов управления должника (общее собрание акционеров, общее собрание участников, совет директоров, правление и т.д.) и собственника имущества должника — унитарного предприятия. Большинство полномочий указанных органов должника переходят внешнему управляющему, однако некоторые из них (согласование крупных сделок и сделок, в которых имеется заинтересованность) переходят к собранию либо комитету кредиторов.

Органы управления должника обязаны в течение трех дней с момента назначения внешнего управляющего обеспечить передачу ему бухгалтерской и иной документации организации — должника, печатей, штампов, материальных и иных ценностей.

С момента введения внешнего управления также снимаются ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов, к числу которых относятся аресты и иные ограничения по распоряжению имуществом организации — должника. Для снятия арестов и иных ограничений по распоряжению имуществом организации — должника не требуется вынесения арбитражным судом или судом общей юрисдикции специального определения о снятии ареста.

После вынесения арбитражным судом определения о введении внешнего управления аресты и иные ограничения организации — должника по распоряжению принадлежащим ей имуществом могут быть наложены исключительно в рамках процесса о банкротстве. Это означает, что только арбитражный суд, рассматривающий дело о банкротстве, может произвести наложение ареста, иных ограничений на имущество организации — должника с соблюдением требований Закона N 6-ФЗ.

Решения любых иных органов и должностных лиц о наложении арестов и иных ограничений организации — должника по распоряжению принадлежащим ей имуществом, вынесенные после введения процедуры внешнего управления, являются незаконными и могут быть обжалованы в арбитражном суде либо суде общей юрисдикции.

В период всего срока внешнего управления действует мораторий на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и обязательным платежам в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды.

Последствия начала процедуры

Основные

  1. Заканчиваются полномочия органов управления задолжавшего, собственников предбанкротного унитарного предприятия (за рядом исключений, о которых пойдёт речь ниже).
  2. Органы управления или действующий арбитражный управляющий передают внешнему управляющему всю документацию должника, его печати и ценности.
  3. Любые ограничения на управление должником своим имуществом должны приниматься только в пределах процесса о банкротстве, кроме ограничений, налагаемых в рамках взыскания долгов по текущим платежам и возврата активов из неправомерного владения сторонних лиц.
  4. Подлежат отмене принятые ранее меры, обеспечивающие требования кредиторов.
  5. Объявляется мораторий на выполнение требований кредиторов по финансовым обязательствам, за некоторым исключением, указанным в Законе о банкротстве.
  6. Любые требования кредиторов предъявляются к должнику только в порядке, закреплённом вышеназванным законом.

Остаточные полномочия руководства задолжавшей организации

У органов управления остаётся право принимать некоторые решения, направленные на погашение долгов:

  • о дополнительной эмиссии непривилегированных акций для увеличения объёма уставного капитала;
  • об установлении количества этих ценных бумаг и их стоимости в номинале;
  • о вынесении на собрание кредиторов предложения о внесении в план внешнего управления мероприятий по продаже организации-должника (с указанием минимальной стоимости реализации);
  • о замещении активов;
  • о подписании соглашений по предоставлению средств для погашения обязательств предприятия.
  • другие.

Мораторий на выполнение требований кредиторов

Он касается практически всех финансовых обязательств задолжавшего предприятия, кроме его текущих платежей.

Его введение временно останавливает действие исполнительных листов по взысканию имущества и других документов, по которым указанное взыскание осуществляется в бесспорном порядке.

Исключение составляют исполнительные листы, которые выданы по следующим судебным решениям, вступившим в действие до того времени, как было введено внешнее управление:

  • о погашении долгов по зарплате;
  • о перечислении вознаграждения авторам;
  • о возврате активов из неправомерного владения сторонних лиц;
  • о компенсации ущерба, нанесённого здоровью или жизни;
  • о перечислении компенсации сверх суммы возмещения ущерба;
  • о взыскании долгов по текущим платежам.

Во время действия моратория не происходит начисление неустоек, штрафов и пеней за ненадлежащее выполнение или полное неисполнение финансовых обязательств (кроме текущих выплат).

Мораторий действует также и в отношении требований кредиторов о компенсации убытков, полученных в связи с отказом управляющего от выполнения договоров задолжавшего предприятия.

Права административного управляющего

Административный управляющий — это ключевая фигура в процедуре банкротства стадии финансового оздоровления. Чтобы получить назначение на эту должность, лицо должно отвечать следующим требованиям:

  • являться гражданином РФ;
  • состоять в саморегулируемой организации (СРО);
  • иметь высшее образование и стаж работы руководителем от одного года;
  • стажироваться в качестве помощника АУ не меньше 2 лет;
  • уплачивать положенные взносы в СРО;
  • успешно сдать теоретический экзамен по специальной программе;
  • не иметь судимости.

Административный управляющий имеет право:

  • требовать от руководителя текущую информацию о деятельности компании;
  • проводить инвентаризацию активов компании;
  • согласовывать решения и сделки должника;
  • передавать информацию кредиторам о сделках и соглашениях;
  • обращаться в судебную инстанцию с заявлением об отстранении руководителя компании-должника;
  • обращаться в суд с ходатайством о принятии мер для обеспечении сохранности имущества компании или об отмене подобных мероприятий;
  • предъявлять в суд требования о признании недействительными решений и сделок;
  • осуществлять другие полномочия, предусмотренные российским законодательством.

Если деятельность административного управляющего оказывается неудовлетворительной и приводит к убыткам, ему могут грозить следующие меры ответственности:

  • исключение из саморегулируемой организации;
  • отстранение от работы по заявлению собрания кредиторов;
  • возмещение убытков компании;
  • применение административного или уголовного наказания в связи с убытками в крупных размерах.

К сведению

Ответственность административного управляющего при банкротстве компании должна быть обязательно застрахована. Размер страхового покрытия должен составлять не меньше 1 млн рублей.

За свою работу административный управляющий получает вознаграждение, которое состоит из фиксированной и процентной ставок. Фиксированная часть составляет 15 000 рублей и выплачивается каждый месяц из полученной компанией-должником прибыли.

Вторая часть вознаграждения административного управляющего включает в себя проценты, которые вычисляются исходя из балансовой стоимости организации-должника. Полагающуюся сумму арбитражный руководитель должен получить в 10-дневный срок после прекращения своих полномочий. Ранжирование этой суммы проводится в прямой зависимости от балансовой стоимости имущества предприятия:

  1. Свыше 250 000 рублей — размер вознаграждения составляет 4 % от суммы.
  2. От 250 000 до 1 млн рублей — 10 000 рублей 1 % от суммы свыше 250 000 рублей.
  3. От 1 до 3 млн — 17 500 рублей плюс 0,5 % от суммы свыше 1 млн.
  4. От 10 до 100 млн — 41 500 рублей плюс 0,1 % от превышающей суммы.
  5. От 100 до 300 млн составляет 131 500 рублей плюс 0,05 %.
  6. От 300 млн до 1 млрд — 231 500 рублей плюс 0,01 %.
  7. Свыше 1 млрд — 301 500 рублей плюс 0,001 %.

Все расходы административного управляющего на проведение процедуры банкротства полностью компенсируются должником. К таким расходам относятся судебные издержки, публикации сообщений в СМИ и интернете об этапах банкротства, оплата услуг сторонних специалистов для проведения ревизий финансовых показателей, оценки активов либо инвентаризации.

К сведению

Если сумма расходов административного управляющего покажется кредиторам или должнику слишком высокой и ухудшающей положение организации, то участники процедуры банкротства вправе их обжаловать. В таком случае оплачивать некоторые расходы арбитражный управленец будет за счет собственных средств.

Если административный управляющий вел неэффективную деятельность по восстановлению платежеспособности организации, злоупотреблял своими полномочиями, участники стадии финансового оздоровления вправе обжаловать его действия в судебном порядке. По итогам рассмотрения этого ходатайства управленца могут привлечь к ответственности, отстранить от работы либо дисквалифицировать.

Мероприятия

В процессе внешнего управления проводятся следующие мероприятия:

  1. Руководитель предприятия уведомляется о введение процедуры в течение одного дня;
  2. Вместе с уведомлением руководителю направляется оповещение учредителям;
  3. В течение десяти суток с момента введения процедуры необходимо отправить заявку на опубликование этой информации;
  4. Распоряжение о передаче всей документации, в том числе бухгалтерской, управляющему;
  5. Получение управляющим всей документации в течение трех суток с момента его назначения на должность;
  6. Разработка плана;
  7. Проведение первого собрания кредиторов в течение 31 дня после назначения управляющего;
  8. Уведомление ФССП о том, что был введен реабилитационный этап банкротства;
  9. Уведомление налогового органа и банка;
  10. Отправление запросов в контролирующие органы;
  11. Собрание всех сотрудников банкрота;
  12. Привлечение аудитора и бухгалтера к деятельности;
  13. Инвентаризация имущества;
  14. Анализ документации;
  15. Анализ финансового состояния;
  16. Возвращение имущества, которое находится во владении третьих лиц;
  17. Составление реестра запросов кредиторов в соответствии со ст. 99 ФЗ;
  18. Рассмотрение требований;
  19. Организация собрания кредиторов;
  20. Промежуточный отчет;
  21. Предоставление плана управления в Арбитражный суд, который рассматривает это дело о банкротстве;
  22. Новый план управления;
  23. Отчет перед кредиторами;
  24. Продажа предприятия банкрота;
  25. Исполнение обязательств должника его же имуществом;
  26. Уведомление должника и кредиторов о том, что начинается удовлетворение требований;
  27. Ответ внешнего управляющего;
  28. Расчеты с кредиторами остальных очередей;
  29. Прекращений полномочий управляющего.

Чем внешнее управление отличается от финансового оздоровления

Это два разных этапа банкротства, имеющие общие черты:

  • единая цель – восстановление платежеспособности компании;
  • предоставление льготных условий по дальнейшему функционированию фирмы;
  • введение по решению судебных органов либо первого собрания кредиторов.

При этом между этими способами восстановления жизнеспособности есть 2 существенных отличия:

  1. При финансовом оздоровлении функции директора ограничиваются, но он продолжает управлять компанией (под контролем), а при внешнем управлении происходит полное отстранение действующего руководства предприятия, а в обязанности временного управляющего входит принятие резолюций, определяющих дальнейшую политику компании;
  2. Финансовое оздоровление – это закрытие долгов в рассрочку под конкретные гарантии, а при внешнем управляющем происходит абсолютное изменение стратегии деятельности фирмы.

Порядок назначения

Привлечение со стороны арбитражного руководителя предприятия в такой сложный момент, когда на кону стоит само существование фирмы, должен быть действительно очень грамотным, причем не столько в отношении технологии производственных процессов, а и в юриспруденции, экономике, менеджменте.

Процедура назначения внешнего управляющего начинается после внедрения внешнего управления предприятия и регламентируется ст. 45 Закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ. Арбитражный суд извещает СРО внешних управляющих и требует предоставить информацию о лице, желающем получить должность временного руководителя разорившейся фирмы. Но одного желания мало, каждый из кандидатов на это место должен обладать рядом качеств, регламентированных арбитражным судом:

• гражданство РФ;

• членство в СРО арбитражных управляющих;

• высшее образование;

• опыт работы на руководящих должностях;

• наличие стажировки в роли внешнего руководителя фирмы-банкрота;

• отсутствие судимостей и запрета на работу в должности руководителя.

К сведению

В течение 2-7 дней с даты признания арбитражным судом предприятия банкротом, сама разорившаяся фирма и местные власти обязаны определиться со степенью и формой допуска к гос. тайне главы фирмы-должника и предоставить эти сведения в арбитражный суд и СРО. Только получив информацию о наличии тайны и степени ее секретности, члены СРО вправе коллегиально решить, кто именно достоин стать временным начальником в фирме-банкроте, и сообщить о своем выборе в арбитражный суд.

В п. 5 ст. 45 указано, что арбитражный суд, рассмотрев кандидатуру, может ее утвердить на должность внешнего управляющего, или же отказать. При отказе СРО арбитражных управляющих должно предоставить иную кандидатуру, а если никто желания не изъявил или нет подходящего специалиста, СРО об этом должно поставить арбитражный суд в известность, после чего суд вынужден отложить вопрос о назначении внешнего управляющего на 30 дней. Теперь сам должник и иные участники процесса о банкротстве юридического лица имеют возможность заявить о назначении внешнего руководителя из иной СРО. При отсутствии поступления ходатайств или в случае отсутствия кандидатуры, суд примет предложения от иных лиц.

Информация

Если на протяжении 3-х месяцев не будет назначен внешний арбитражный управляющий, то вопрос об этом закрывается. В случае, если претендент признан достойным такой ответственной должности, его кандидатура будет утверждена. Новый глава фирмы сразу после своего утверждения занимает кресло прежнего руководителя и начинает внедрять собственную политику возрождения предприятия.

Права внешнего управляющего

Сразу после назначения внешний управляющий принимает на себя всё управление делами предприятия-банкрота, а руководитель немедленно освобождает должность.

В трёхдневный срок руководящие органы должны передать всю бухгалтерскую и другую требуемую документацию, печати, штампы и материальные ценности в распоряжение арбитражному управляющему. При этом управляющий обязуется принять в своё ведение имеющееся у должника имущество, проведя его инвентаризацию.

Ему нужно также открыть для проведения финансовых операций специальный счёт в банке, вести все виды юридического учёта и предоставлять по ним отчётность.

Деятельность арбитражного управляющего можно разделить на два этапа:

  1. Определение причин, которые привели предприятие к банкротству
    , в том числе выяснение, не было ли оно преднамеренным.
  2. Деятельность, направленная на ликвидацию неплатёжеспособности
    юридического лица.

На первом этапе внешний управляющий сосредотачивается на возможности аннулирования некоторых невыгодных контрактов, которые были заключены должником в рамках гражданско-правовой деятельности. Для этого ему предоставляется 3 месяца.

Классификация таких сделок проводится по нескольким параметрам:

  • Отменяться могут только договоры
    , которые стороны не выполнили частично или полностью.
  • Если выполнение условий сделки повлечёт убытки
    , а заключенные при схожих обстоятельствах контракты ранее являлись успешными.
  • Выгода от договора рассчитана на долгосрочную перспективу
    , или он заключён на длительный срок (т. е. более 12 месяцев).
  • Учитываются другие условия
    , которые не позволяют без отмены договора возобновить платёжеспособность банкрота.

В случае аннулирования какой-либо сделки другая сторона может претендовать на взыскание нанесённого ущерба без учёта упущенной выгоды.

Арбитражный суд также может признать недействительным соглашение, которое согласно выводам арбитражного управляющего причинило убытки кредиторам. Могут быть отменены и сделки повлекшие удовлетворение материальных интересов определённых кредиторов в ущерб другим.

Второй этап своей деятельности внешний управляющий должен начать с составления плана управления. На выполнение этой задачи ему выделено 3 месяца со дня своего назначения.

Данный план должен иметь чёткие временные рамки и быть направлен на ликвидацию признаков банкротства. Понятие и признаки банкротства .

Иными словами юридическое лицо в результате арбитражного управления должно полностью избавиться от долгов и обладать хотя бы некоторым количеством финансов для продолжения хозяйственной деятельности. Именно на достижение таких результатов и направлены права и обязанности внешнего управляющего.

План арбитражного управляющего

План действий управляющего должен состоять из следующих пунктов:

  • Перечень мероприятий направленных на восстановление платёжеспособности предприятия-должника. Сюда могут включаться:
    • изменение профиля деятельности,
    • закрытие убыточных производств,
    • продажа некоторой части имущества,
    • выпуск дополнительных акций,
    • переквалификация персонала,
    • увеличение уставного капитала и др.;
  • Порядок воплощения в жизнь запланированных действий.
  • Как предусмотренные, так и непредвиденные расходы, связанные с реализацией плана.
  • Конкретные временные рамки, которые должны соответствовать сроку внешнего управления.

Члены собрания кредиторов могут утвердить или отклонить план, который предложил внешний управляющий. Они вправе ходатайствовать в арбитражный суд о смещении арбитражного управляющего с должности и о его замене другим лицом.

Утверждают или отклоняют план управляющего члены собрания кредиторов.

Кредиторы наделены правом предъявления требований должнику, которые в период арбитражного управления рассматривает внешний управляющий, определяя их как установленные в соответствии с законодательством. Такие требования вносятся в реестр в течение 14 дней. образец реестра требований кредиторов . По прошествии не более 1 месяца со дня получения требования арбитражный управляющий сообщает о результатах их рассмотрения кредитору.

Обязанности внешнего управляющего

В соответствии со ст. 99 ФЗ управляющий обладает широким перечнем полномочий. Он имеет право по своему усмотрению распоряжаться собственностью банкрота, при этом сам владелец или управленческие органы не могут принимать подобных решений или другим путем контролировать действия управляющего.

В общем, все полномочия и обязанности управляющего делятся на две категории:

  1. К первой относятся обязанности по управлению предприятием – они направляются исключительно на выполнение функций руководителя бизнесом. К этим функциям причисляется осуществление инвентаризации, прием на ведение имущества.
  2. Ко второй группе причисляются восстановительные обязанности – с их помощью удается восстановить платежеспособность предприятия и его хозяйственную деятельность. К этой категории относятся: разработка плана управления, его представление кредиторам, осуществление мер, связанных с взысканием долгов, открытие реестра для запросов кредиторов и т.д.

В соответствии с Законом внешний управляющий должен разработать и представить кредиторам план в течение одного месяца с момента его утверждения на эту должность.

План внешнего управления

В плане, разработанном внешним управляющим, должна содержаться следующая информация:

  • Ряд мероприятий, связанных с восстановлением платежной способности банкрота;
  • Условия их реализации, порядок финансирования;
  • Расходы банкрота, которые могут возникнуть;
  • Период восстановления платежной способности. При установлении этого срока необходимо учитывать, что он не должен превышать максимальные сроки, указанные в ст. 93 ФЗ;
  • Аргументирование позиции «Почему в этот срок и с таким рядом процедур платежеспособность будет восстановлена?». Ответ на этот вопрос должен четко и конкретно дать внешний управляющий на собрании кредиторов;
  • В плане также требуется указать разграничение компетенции между собранием  кредиторов и комитетов.

Полномочия и обязанности специалиста

Полномочия внешнего управляющего и его обязанности прописаны в ст.99 ФЗ «О банкротстве». Он может:

  1. Проводить заключение добровольного соглашения от имени задолжавшего.
  2. Отправлять в арбитраж ходатайство о признании незаконными сделки, которые проведены криминально.
  3. Свободно распоряжаться имущественной базой фирмы, чтобы реализовать составленный план. Исключения составляют крупные сделки, которые согласуются с займодателями.
  4. Проводить отмену исполнения контрактов, которые заключены задолжавшим лицом.

В тоже 99 статье определен перечень действий для внешнего управляющего при банкротстве. Должностное лицо обязано:

  1. Взять в управление имущественную базу потенциального банкрота и выполнить ее инвентаризацию.
  2. Создать план своих действий и утвердить его на собрании займодателей.
  3. Вести бухучет, а также составлять отчеты по финансам и статистике.
  4. Заявлять по закону возражения по поводу предъявленных к потенциальному банкроту требований займодателей.
  5. Взыскивать долги перед задолжавшим лицом.
  6. Составлять перечень требований.

Важнейшая обязанность управляющего – разработать и утвердить план своей работы (срок 30 дней). План должен включать в себя:

  1. Мероприятия, по восстановлению способности задолжавшего выполнять свои финансовые обязанности.
  2. Условия и порядок проведения данных мероприятий.
  3. Расходы на их исполнение и прочие траты потенциального банкрота.

Способность платить по счетам задолжавшего признается восстановленной, если полностью отсутствуют признаки несостоятельности. Утвержденный займодателями план направляется уполномоченному в арбитраж не позже чем через 5 суток с даты сбора кредиторов. Документ обычно состоит из:

  1. Перечня мер по реабилитации.
  2. Условий производства и финансирования мероприятий.
  3. Трат задолжавшего.
  4. Уточнения времени, на протяжении которого способность полноценно рассчитываться с займодателями будет восстановлена, а также обоснование данного периода.
  5. Разделения полномочий собрания, комитета займодателей, которые воздействуют на решения относительно объемных сделок.

Основным моментом для составления плана является то, что прописанные в документации шаги должны стать причиной того, что долги юрлица полностью погасятся. Относительно физлиц этот пункт не применим.

Отчет внешнего управляющего

Отчеты в процессе восстановления платежеспособности фирмы носят скорее информативный характер, отражающий наличие позитивных сдвигов. В случае, когда деятельность пришлого руководителя подходит к концу по истечению срока, отпущенного для попытки реанимировать компанию, или при досрочном сложении полномочий, отчет внешнего управляющего должен составляться в соответствии со ст. 90 Закона №127-ФЗ.

По требованиям этого законодательного документа, отчет должен быть готов к рассмотрению собранием кредиторов не позже, чем за 15 дней до даты прекращения деятельности внешнего арбитражного управленца. В отчете необходимо отразить такие цифры:

  • баланс на последнее 1-е число месяца, предшествующего отчетному;
  • итоги прибылей и убытков;
  • наличие на счетах должника средств, которые могут быть перечислены кредиторам в счет погашения задолженностей;
  • сводку оставшихся непогашенными долгов кредиторам и пр.

Важно, чтобы к отчету прилагался перечень оставшихся требований кредиторов. Так как назначенный арбитражным судом руководитель закончил свою работу, то он на основании достигнутых результатов, подтвержденных бухгалтерскими данными, должен приложить к отчету свои предложения о дальнейшей судьбе фирмы

Эти предложения могут содержать один из вариантов:

  • на основании восстановления платежеспособности предприятия прекратить внешнее управление за ненадобностью;
  • заключение мирового соглашения;
  • вследствие невозможности восстановить положительный баланс фирмы, признать ее банкротом и ввести конкурсное производство.

В Законе №127-ФЗ приглашенному внешнему управляющему отводится срок в 18 месяцев, и есть возможность один раз пролонгировать его еще на 6 мес. Если внешнее управление ожидаемых результатов на протяжении этого периода не принесло, то придется принимать решение перехода к стадии конкурсного производства.

Заключение

Внешнее управление — одна из стадий несостоятельности фирмы, назначается только, если есть реальные шансы на возобновление платежеспособности компании.

Особенности процедуры следующие:

  • имеет ограниченный период – не более 1,5 лет;
  • возможно продление еще на 6 месяцев либо сокращение по постановлению судебного органа и обращению заинтересованных лиц;
  • руководство фирмы отстраняется от исполняемых функций, а их полномочия передаются временному управляющему;
  • временный директор берет на себя решения по дальнейшей политике компании, но должен отчитываться перед взыскателями и судебным органом;
  • у временного управляющего есть 1 месяц на составление проекта по возобновлению платежеспособности фирмы и его одобрение судебным органом и взыскателями;
  • Внешнее управление невозможно для банков и физических лиц;
  • контроль за процедурой осуществляется взыскателем и судебным органом согласно утвержденному плану;
  • отличается от финансового оздоровления тем, что полностью меняется стратегия деятельности организации;
  • допускается 2 варианта завершения этапа: приостановление процедуры признания несостоятельности и возврат к прежним функциям (если все прошло успешно) либо запуск конкурсного производства и последующая ликвидация (если этап не имел эффекта);
  • если деятельность временного управляющего не приносит результата, на него может быть подана жалоба любым лицом, перед которым у компании имеются непогашенные финансовые обязательства.

Таким образом, внешнее управление – важный этап процедуры признания несостоятельности компании, который может восстановить ее жизнеспособность и избежать ликвидации.

Подпишитесь на свежие новости

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector