Федеральный закон от 14.03.1995 n 33-фз (ред. от 31.07.2020) «об особо охраняемых природных территориях»

Особенности ООПТ

Для защиты особых природных зон от воздействия неблагоприятных условий на прилегающих земельных участках, воздушных и водных пространствах создаются охраняемые территории либо районы с управляемым режимом деятельности хозяйств.

Особенностью ООПТ является тот факт, что они могут находиться под контролем федеральной, региональной или местной связи. В первом случае территории имеют статус федеральной собственности. Во втором — относятся к владениям субъектов РФ, контролируются и регулируются органами гос. власти. Соответственно, в третьем варианте земли находятся под эгидой муниципалитетов.

Учитывая, что заповедники, дендрарии, природные объекты и другие охраняемые территории неоднородны, то и мероприятия по контролю над ними обладают разным режимом и функционалом. Однако каждая экосистема ООПТ различается по способности удерживать от разрушительных воздействий комплекс в целом либо отдельные участки.

В связи с этим на таких территориях введены специальные правила и условия нахождения. Эти мероприятия направлены на:

  1. Сохранность первозданного состояния природы, восстановление и предупреждение изменений при воздействии неблагоприятных условий.
  2. Поддержка в санитарной, экологической и противопожарной сфере.
  3. Предупреждение ситуаций, стимулирующих бедствия с угрозой жизни и здоровья населения.
  4. Экологический мониторинг.
  5. Проведение и выполнение задач научного и исследовательского характера.
  6. Проведение функций контроля и надзора.

Участки земли, недра, водные пространства, фауна и флора, расположенные в заповедных зонах, отчуждаются во владение последних согласно действующему ФЗ.

Строения, объекты и другое имущество, расположенное на территории заповедных зон – собственность федерального назначения. Любые сооружения, исторические и культурные объекты недвижимого имущества закреплены за особо охраняемыми территориями. На Законодательном уровне введен запрет на изъятие либо приостановку прав на земельные наделы и ресурсы, включенные в заповедники.

Субкатегории земель особо охраняемых территорий и объектов

Понятие земель особо охраняемых территорий и объектов неоднородно и включает в себя несколько субкатегорий:

  • ООПТ (включая лечебные оздоровительные местности и курорты);
  • территории природного, рекреационного, исторического, культурного назначения;
  • другие земли, представляющие особую ценность (пункт 2 статьи 94 ЗК России).

Под последним пунктом подразумевается, что перечень не исчерпывающий. А по этой причине в силу пункта 5 статьи 94 ЗК России Правительство России, органы исполнительной власти субъектов России, органы местного управления могут устанавливать другие разновидности земель особо охраняемых территорий (земли с охраняемыми береговыми линиями, природно-охраняемые ландшафты, биологические станции, микрозаповедники и пр.).

Нормативная база ООПТ

Правовой режим особо охраняемых природных земель и территорий основывается на ФЗ №33 от 14 марта 95 года. В законодательную базу включены нормативы и акты на федеральном и региональном уровне.

Этот закон регулирует отношения в сфере организации охранных мероприятий и использования ООПТ, цель которых – сохранить уникальную природу, объекты, достопримечательности, представителей фауны и флоры. Задачи современной нормативной базы – обеспечение сохранности генетического фонда, научное изучение процессов биосферы в первозданных условиях с контролем над изменением. Помимо того, федеральный закон включает экологические воспитательные мероприятия для населения.

В 2002 году ФЗ «Об ООПТ» претерпел обновление, устанавливающее создание особо охраняемых территорий и объектов природы.

Концепция закона заключается в следующем:

  1. Объекты природы с особым природоохранным значением находятся под охраной на федеральном, муниципальном и региональном уровне. К таким землям, недрам, водным ресурсам и воздушным пространствам относятся территории, представляющие собой научную, историческую, культурную, туристическую, эстетическую и другую ценность.
  2. Создание, проводимые мероприятия и функционирование природных земель с особым контролем регулируются на законодательном уровне России.
  3. В реестр таких природных земель входят заповедники, заказники, памятники, парки, в т. ч. дендрологические и ботанические сады, а также иные районы, образующие природно-заповедный фонд.

Таблица №1: Основные ООПТ, находящиеся на территории России:

ООПТ Площадь, тыс.га Основание Район Приоритеты по охране
Большой Арктический 9,550 93 год Диксонский арктические системы, редкие виды животных и растений, в т. ч. исчезающие
Таймырский 937,76 79 год Хатангский естественные равнины и горы, северные массивы, краснозобая казарка, северный дикий олень
Центрально-Сибирский 1019 85 год Турханский, Байкитский, Эвенкийский средняя тайга (эталон), ландшафты
Тунгусский 20,241 95 год Тунгусско-Чунский тайга Среднесибирского плоскогорья, ландшафт вокруг места падения космического объекта
Путоранский 1773,3 88 год Илимпийский, Дудинский экологические системы заполярного горного плато Путорана
Столбы 13,464 25 год Березовский комплексы, животные и растения, занесенные в Красную книгу, сиенитовые образования
Саяно-Шушенский 106,200 76 год Ермаковский, Шушенский комплексы Западного Саяна, животный и растительный мир, занесенный в Красную книгу

Государственные природные биосферные заповедники

Каждой категории особо охраняемых территорий Федеральный закон РФ № 33 отвел по разделу. При этом биосферным заповедникам посвящена всего одна статья (ст. 10).

Это позволяет с уверенностью утверждать, что категории «природные заповедники» и «биосферные заповедники» соотносятся как общее и частное. Биосферными признаются заповедники, включенные в международную систему биосферных резерватов на основании программ под эгидой ЮНЕСКО.

Цель учреждения биосферного заповедника:

  • поддержание природных экосистем в неизменном виде;
  • сохранение биоразнообразия и генофонда соответствующего региона;
  • мониторинг состояния окружающей среды в пределах заповедника и вблизи него.

Биосферные заповедники могут включать полигоны. По общему правилу для их создания используют примыкающие к заповеднику участки. В некоторых случаях под полигоны отводят часть заповедной территории. Биосферные полигоны используются для:

  • научных исследований;
  • экологического мониторинга;
  • апробации и внедрения методик щадящего природопользования.

Правовой режим полигона определяется Положением о биосферном заповеднике. Он может быть дифференцированным и подразумевать разрешение на некоторые способы хозяйствования.

Для организации физкультуры и познавательного туризма допускается размещение на территории биосферных полигонов объектов капитального строительства и сопутствующей инфраструктуры.

Заповедники государства

Это районы с дикой и естественной природой, выполняющие природоохранную функцию природных комплексов, главной целью которых является сбережение и изучение особенных ландшафтов, реликтовых растений и вымирающих представителей фауны.

В природных заповедниках исключено любое вмешательство человека в жизнь животных и влияние на развитие растительного мира. Под запретом всякая деятельность человека, связанная с осуществлением добычи и разработки полезных ископаемых. Воспрещается любое перемещение представителей флоры и фауны в места, где их обитание ранее не было зарегистрировано (кратко — интродукция). На основе заповедников проводятся научные исследования и работы экологов, с целью сохранения наиболее оптимальных условий естественной среды.

Отдельно выделяются среди заповедников биосферные природоохранные зоны. Это экосистемы, содержащие под охраной всю совокупность природных условий: рельефные, водные и земельные ресурсы, флору и фауну, сообщество микроорганизмов и бактерий. Биосферными заповедниками называются районы, вошедшие в список биосферных резерватов, организованных ЮНЕСКО.

Перевод

Состояние данных земель не может оставаться без изменений. Со временем некоторые из них могут утратить свою первоначальную ценность, из-за которой они и выделены в охраняемую категорию. Например, изменение климата может привести к утрате полезных свойств курортной зоны.

Поэтому перевод такой земли в другую категорию возможен, это предусмотрено законодательством. Для перевода должно быть серьезное обоснование и результат государственной экспертизы, которая подтверждает утрату ценных качеств.

Также может быть переведена в категорию Оопт и земля из категории, например, населенных пунктов или лесного фонда. Благоприятный климат, здоровая атмосфера могут способствовать выведению части лесного массива в зону лечебно-оздоровительную. Как правильно осуществить такой перевод?

  1. В исполнительный орган местной или государственной власти подается ходатайство о переводе земли в другую категорию.
  2. К нему нужно приложить несколько важных документов, среди которых — копия документа, удостоверяющего личность, выписка из ЕГРН. Лицо физическое подает еще выписку из ЕГРИП, юридическое — выписку из ЕГРЮЛ.
  3. Обязательный документ — заключение государственной экологической экспертизы.
  4. Если у участка есть владелец, он должен дать свое письменное согласие на осуществление перевода земли.
  5. Ходатайство рассматривается, потом выносится по нему решение. Если ответ отрицательный, заявителю должен быть выдан акт об отказе, потом на его основании можно подать жалобу в суд.
  6. Перевод земли должен быть зарегистрирован в кадастровой службе.

Территории особого назначения: что гласит закон

Земельный кодекс России, а именно ст. 94 дает полное определение особо охраняемых земельных территорий (ООТ)

В полный список входят районы, имеющие особо важное предназначение

В том числе:

  • научное;
  • эстетическое;
  • рекреационное;
  • оздоровительное;
  • природоохранное;
  • историко-культурное.

Все данные области выведены (полностью или частично) из хоз. оборота РФ и охраняются законом. Используются они согласно установленному правовому режиму, который регламентирует ФЗ РФ за № 33. Такие зоны могут быть определены и на основании официальных постановлений местного/регионального уполномоченного ведомства.

Комментарий к Статье 94 ЗК РФ

В п. 1 комментируемой статьи дано определение земель особо охраняемых территорий, согласно которому к этой категории относят земли, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, изъятые в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим.

К видам земель особо охраняемых территорий, согласно п. 2 комментируемой статьи, относятся, в частности, земли особо охраняемых природных территорий, природоохранного назначения, рекреационного назначения и историко-культурного назначения.

По данным Государственного доклада Минприроды России «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2010 году» земли особо охраняемых территорий и объектов составляют 2,0% (34,9 млн. га) от общего объема земельного фонда РФ <716>.
———————————
<716> .

С 1 января 2014 года перечень видов земель является закрытым. Ранее в него включались также «иные объекты, признаваемые особо ценными» и дискреционные полномочия по установлению иных видов земель особо охраняемых территорий имели Правительство РФ, соответствующие органы исполнительной власти субъектов РФ и муниципальных образований.

Земли особо охраняемых территорий могут быть федерального, регионального и местного значения. В зависимости от принадлежности к указанным категориям изменяется уровень власти, на котором осуществляется регулирование земельных отношений, в силу п. 3 комментируемой статьи.

В п. 6 комментируемой статьи содержится требование соблюдения целевого использования земель особо охраняемых территорий и земель, занятых объектами культурного наследия РФ. Понятие «объект культурного наследия Российской Федерации», включенное в текст комментируемой статьи, не содержит определения в российском законодательстве. Действующий Федеральный закон от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» регулирует отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ. Очевидно, что понятие «объект культурного наследия народов Российской Федерации» не тождественно понятию «объект культурного наследия Российской Федерации». Кроме того, в силу п. 2 комментируемой статьи и п. 1 ст. 99 ЗК земли объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ входят в состав земель особо охраняемых территорий, и включение в текст п. 6 комментируемой статьи целого понятие и его части не отвечает требованиям формальной логики.

Памятники природы

Это особенные по своему происхождению места, которые невозможно воссоздать. Они имеют особое культурное, эстетическое, экологическое значение, как объекты созданные природой.

В качестве памятника природы могут выступать:

  • участки дикой нетронутой местности;
  • красивые горы, каньоны;
  • отдельные места с сохранившимися окультуренными ландшафтами (старые парки, скверы, водные каналы);
  • районы проживания вымирающих и исчезающих представителей флоры и фауны;
  • дендрологические парки, водяные объекты — реки, водопады, перекаты, ручьи;
  • места, имеющие особенную схему и форму рельефа горы, скалы, ущелья, дюны, барханы и пещеры;
  • обнаруженные выходы на поверхность геологической породы, полезных ископаемых, имеющих научное значение;
  • места с явными признаками сейсмической активности, где четко видны нарушения в залегании пород, а также имеющие ценность для палеонтологов;
  • источники минеральных и термальных вод, лечебных грязей и береговые объекты (скалы, бухты, заливы, косы, гроты, пещеры, лагуны).

Природоохраняемых территорий в России много. И государство делает все для того, чтобы защитить подобные области, их флору и фауну. Во многих местах установлены даже видеокамеры, чтобы была возможность наблюдать за природой в виртуальном мире — с монитора компьютера, не нарушая покоя территорий.

Особенности резервирования ООПТ

То есть, устанавливать дополнительные ограничения на их использование вплоть до присвоения данным территориям статуса особой охраны. Весь порядок такой процедуры происходит в соответствии с установленным государством регламентом.

Земли национальных парков и заповедников

Данные территории не могут быть приватизированными. Управление ими осуществляют специальные ведомства, наделенные особыми гос. полномочиями. Но в исключительных случаях есть возможность нахождения на таких областях частных наделов.

Их владельцам разрешается эксплуатировать эти участки при условии отсутствия каких-либо негативных воздействий на территории парков/заповедников. Запрещены и любые работы, нарушаемые установленный властями особый режим.

Лечебно-оздоровительные территории

Согласно действующему закону ЗК РФ за № 96 основные предназначение таких территорий – это проведение лечебно-оздоровительных комплексов (отдых, лечение, восстановление и профилактика заболеваний у россиян).

Для исключения случайного вреда таким районам и создания/поддержания благоприятных санаторных условий все подобные территории подразделяются на санитарные округа, в которых устанавливается особый режим сан. охраны.

Земельные районы, примыкающие к первой и основной санитарной зоне, могут изыматься (выкупаться) у частных владельцев по регламенту ст. 55 ЗК РФ.

Районы природоохранного предназначения

Согласно новым правкам закона 97 ЗК РФ к таким землям относятся участки с защитным лесонасаждением (помимо искусственно созданных лесополос на территории лесного фонда).

Хозяйственная деятельность в этих районах разрешается в ограниченном виде, со строгим соблюдением правового и охранного режима.

Выкуп или официальное изъятие у собственников таких земель не производится. А в регионах проживания коренных малых народов РФ разрешается и внутреннее образование участков, природопользование которых регламентируется на уровне местных властей в соответствии с законом 164 РФ.

Рекреационные участки

Например:

  • кемпинги;
  • пансионаты;
  • спортивные базы/лагеря;
  • учебно-физкультурные организации;
  • турбазы, станции, парки и палаточные городки;
  • проложенные туристические тропы (маршруты).

На тропы и маршруты для туризма может накладываться сервитут (право использования данной территории, не дающее владельцам все права собственности). При этом запрещается любая деятельность иного рода, но изъятие таких участков не происходит.

Участки культурно-исторического предназначения

Согласно действующему закону (а именно статьи 99 ЗК РФ) в перечень таких объектов входят культурные и исторические земли, признанные наследием нашей страны.

Это следующие земельные районы:

  • исторические памятники;
  • археологические достопримечательности;
  • места гражданских и военных захоронений;
  • районы, связанные промышленным, ремесленным и промысловым бытом.

Главной особенностью таких районов становится их пограничное расположение с заселенными землями (городами, селами, деревнями). Использовать подобные земельные участки в своих целях или изменять их статус запрещается.

Земли со статусом «особо ценные»

Порядок отнесения земель к землям особо охраняемых территорий регламентируется действующим законом РФ за № 100. К таким участкам относятся места, представляющие особую ценность.

Например:

  • природные ландшафты;
  • месторождения ценных ископаемых;
  • районы обитания редких растений и животных;
  • районы, где проводится исследовательская и научная деятельность.

Заповедная зона

Картограммы жилого фонда.

Заповедные зоны, или заповедники, — это участки города, насыщенные памятниками архитектуры, и крупные архитектурно-исторические ансамбли. Зоны регулирования представляют собой территории, расположенные за пределами охранной зоны. Здесь стремятся сохранить старинную застройку окружения памятников, создать наиболее благоприятные условия обзора с разных направлений подхода к ним. Новое строительство разрешают с ограничением этажности и плотности застройки. При этом сохраняют исторически сложившуюся планировочную структуру и характер городского ландшафта.

На землях заповедников и заповедных зон природных ( национальных) парков запрещается деятельность, не связанная с сохранением и изучением природных комплексов и объектов и не предусмотренная законодательством РФ.

На землях заповедников и заповедных зон природных ( национальных) парков запрещается деятельность, не связанная с сохранением и изучением природных комплексов и объектов и не предусмотренная законодательством РФ. На других З.п. — з.ф. допускается ограниченная хозяйственная и рекреационная деятельность в соответствии с установленным для них режимом. Часть территории природного национального парка может располагаться на землях иных категорий, не входящих в состав природно-заповедно-го фонда. В местах проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов и этнических групп может в случаях, предусмотренных законодательством РФ и ее субъектов, допускаться на З.п. — з.ф. традиционное экстенсивное природопользование, не вызывающее антропогенной трансформации охраняемых природных комплексов.

Физическая сохранность памятника в пределах заповедной зоны не исключает его художественную гибель, если рядом, непосредственно за границами зоны будут построены сооружения, не учитывающие особенность сохранившегося ансамбля или отдельного памятника прошлого.

Для содержания, обустройства и воспроизводства заповедных зон и парков в целях сохранения в них биологических ресурсов ООН также создает международные экономические фонды.

Запрещается включать в лицензии заповедники, заказники, заповедные зоны или другие особо охраняемые природные территории континентального шельфа, имеющие важное значение для сохранения, воспроизводства и миграции ценных видов живых ресурсов.

Запрещается включать в лицензии заповедники, заказники, заповедные зоны или другие особо охраняемые территории континентального шельфа, имеющие важное значение для сохранения, воспроизводства и миграции ценных видов живых ресурсов.

Закон запрещает включать в лицензии заповедники, заказники, заповедные зоны или другие особо охраняемые территории континентального шельфа, имеющие важное значение для сохранения, воспроизводства и миграции ценных видов живых ресурсов.

Косино-Ухтомский, как и территория Лосиного острова, — заповедная зона.

Национальный парк — обширная территория от нескольких тысяч до нескольких миллионов гектаров, включающая как полностью заповедные зоны, так и зоны, предназначенные для отдыха, оздоровления, ближнего туризма, пропаганды экологических знаний.

Непосредственный сброс сточных вод промышленных предприятий в Северный Каспий отсутствует, т.к. Северный Каспий является заповедной зоной. Из казахстанских городов сброс промышленных сточных вод в Каспий производит только Актау. Его роль в загрязнении Каспия еще предстоит уточнить.

ЛЕСНОЕ ХОЗЯЙСТВО — отрасль, связанная с очисткой и охраной лесов, лесоразведением, созданием и поддержанием заповедных зон. Иногда к причисляют и лесопарковое хозяйство.

Национальный парк — это обширная территория ( от нескольких тысяч до нескольких миллионов гектаров), включающая как полностью заповедные зоны, так и зоны, предназначенные для отдыха, оздоровления, ближнего туризма, пропаганды экологических знаний. При правильной организации обслуживания посетителей они могут давать хорошие результаты не только в природоохранной, но и в экономической сфере, частично окупая затраты на свое содержание.

Национальный парк — обширная территория ( от нескольких тысяч до нескольких млн га), которая включает как полностью заповедные зоны, так и зоны, предназначенные для отдельных видов хозяйственной деятельности.

Как происходит изъятие особо ценных земель

По регламенту действующего российского законодательства 2021 года у частных собственников разрешается изъятие особо ценных территорий. Право на это государство получает только после официального объявления конкретной земли заповедным участком.

Если на рассматриваемом районе имеются памятники природы или объекты, такие участки могут изыматься у владельцев в пользу государства. При необходимости подключается и судебная практика.

При официальном изъятии земель, признанных заповедными участками, собственники в обязательном порядке получают компенсацию и возмещение всех понесенных убытков.

Стоит знать, что государственное изъятие территорий происходит в случае установления официального режима и статуса земель, предусматривающего данную практику. Это мера направлена на дальнейшую защиту охранных заповедных комплексов от негативного, разрушающего воздействий человека или имеющихся сооружений.

Отчуждение не производится в случае, когда рассматриваемую территорию возможно использовать независимо от ее местонахождения.

Но в таком случае происходит установление особого правового режима. Он ограничивает владельцам участков их деятельность и разрешает использовать данные земли в соответствии со списком, сформированным уполномоченными органами либо Правительством России.

Статья 100 ЗК РФ. Особо ценные земли

  1. К особо ценным землям относятся земли, в пределах которых имеются природные объекты и объекты культурного наследия, представляющие особую научную, историко-культурную ценность (типичные или редкие ландшафты, культурные ландшафты, сообщества растительных, животных организмов, редкие геологические образования, земельные участки, предназначенные для осуществления деятельности научно-исследовательских организаций).
  2. На собственников таких земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов таких земельных участков возлагаются обязанности по их сохранению.

профессиональный земельный адвокат (Москва и Московская область)

Статья 96 ЗК РФ. Земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов

  1. Земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов относятся к особо охраняемым природным территориям и предназначены для лечения и отдыха граждан. В состав этих земель включаются земли, обладающие природными лечебными ресурсами, которые используются или могут использоваться для профилактики и лечения заболеваний человека.
  2. В целях сохранения благоприятных санитарных и экологических условий для организации профилактики и лечения заболеваний человека на землях территорий лечебно-оздоровительных местностей и курортов устанавливаются округа санитарной (горно-санитарной) охраны в соответствии с законодательством. Границы и режим округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов, имеющих федеральное значение, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
  3. Земельные участки в границах санитарных зон у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков не изымаются и не выкупаются, за исключением случаев, если в соответствии с установленным санитарным режимом предусматривается полное изъятие этих земельных участков из оборота (первая зона санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов). Земельные участки, находящиеся в частной собственности, подлежат выкупу у их собственников в соответствии со статьей 55 настоящего Кодекса. Использование земельных участков в границах второй и третьей зон санитарной (горно-санитарной) охраны ограничивается в соответствии с законодательством об особо охраняемых природных территориях.

Земли категории

Охраняемые земельные площади не могут использоваться для промышленности, жилого строительства, к землям относятся участки с особенными свойствами — оздоровительными, рекреационными, эстетическими. На земельных участках с охраняемым статусом находятся объекты историко-культурного или научного значения.

Обычный пример — территории национальных парков и заповедников, курортные и санаторные зоны.

Наоборот, их использование имеет огромное значение для общества, государства, но оно специфическое. Государственными органами земельным участкам присваивается статус особо охраняемых для того, чтобы потом можно было применять их в следующих направлениях:

  • Для улучшения ситуации с экологией, для лучшей защиты окружающей среды.
  • Для создания комфортных и полезных мест для отдыха, реабилитации, улучшения здоровья граждан страны.
  • Для организации планового процесса по охране таких земель.
  • А также для создания надежных мер по сохранности исторического, культурного наследия, различных памятников архитектуры и подобных объектов.

Такие территории не используются для нужд народного хозяйства или обороны.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector