Жилье детям сиротам
Содержание:
Проблема обеспечения жильем детей сирот
Само право на льготу не дает гарантии защиты. Если сирота должна получить квартиру, то это не значит, что органы власти на местах предоставят законные квадратные метры. В чем же состоят трудности? Давайте разбираться.
Претендентов на льготу не ставили в очередь. Лицу просто выделяли квадратные жилые метры, если на момент обращения подходящий объект был в распоряжении муниципалитета. Изучения ситуации, в которой оказывался заявитель, не рассматривалось. Претендент просто снимался с учета, если до 23 лет ему не выделяли помощь. Помещения оформлялись по социальному найму.
При таком варианте реализации льготы открывалось много вариантов для развития мошеннических схем. На «лакомые» квадратные метры претендовали недобросовестные, непорядочные покупатели, которые приобретали квартиры почти даром. Такие сделки вызваны давлением, обманными уговорами.
Все «слабые места» проекта были учтены. В 2019 — 2020 году минимизирован риск мошенничества в отношении льготного сиротского жилья. Действие программы расширили тем, что жилье могут заменить денежным сертификатом. Обязательное условие – средства можно потратить на помещение для проживания.
Регионами очень неохотно выделяется жилье, которое они на условиях соцнайма передается в распоряжение сирот. С юридической точки зрения такие объекты являются собственностью муниципалитета. Медленное течение очереди связано с дефицитом бюджетных средств. В тех финансовых пределах, что сформировались на местах, льготное жилье не закупается вовсе или его не хватает на всех претендентов.
Порядок предоставления жилья
Порядок предоставления данной льготы носит заявительный характер, то есть «автоматически» ребенок-сирота не получит жилье при достижении 14 лет. Для этого нужно составить и подать заявление на получение жилья.
В какой именно орган подавать – зависит от региона, поскольку обеспечение жильем сирот относится к полномочиям местных, а не федеральных органов власти. В виду этого названия органов могут отличаться: обычно – это органы опеки и попечительства, но их полномочия могут быть делегированы и другим департаментам.
Как бы не назывался орган, его сотрудники обязаны разъяснить процедуру оформления и предоставить заявителю перечень необходимых документов.
ШАГ 1.. Составление заявления. Если раньше заявление писали сами сироты, равно как и собирали документы, подавали их в соответствующие инстанции, то с 2019 года в связи с уменьшением возрастного порога, эта обязанность возложена на их законных представителей.
Также обратиться с таким заявлением имеют право сами дети-сироты и приравненные к ним лица в следующих случаях.
До 18 лет | Если ребенок приобрел полную дееспособность до совершеннолетия |
После 18 лет | Если не были включены по каким-либо причинам в очередь в период с 14 до 18 лет |
Составляется оно в 2-х экземплярах и направляется в органы опеки и попечительства, а также жилищный одел (департамент) местной администрации.
ШАГ 2. Сбор документов. Документы утверждаются на региональном уровне, а их пакет формируется в индивидуальном порядке для каждого заявителя.
Если говорить об обязательных для каждого случая бумагах, то ими выступают:
- Заявление. Оно не имеет строго установленной формы, однако должно иметь все необходимые реквизиты и данные, которые должно содержать официальное обращение в госорганы. В следующем разделе будет приведен образец такого заявления.
- Российский паспорт. Причем именно российский, так как отсутствие российского гражданства с 2019 года является основанием для отказа в постановке на учет. При подаче документов с собой должны быть оригинал и копия.
- Справка о составе семьи. Выдается по форме №9 сотрудниками ЖЭКа. При этом в ней указываются все прописанные лица, а также указывается, с кем из них в родственных отношениях состоит сирота.
- Документы, подтверждающие сиротство. Чаще всего в таких случаях это решение суда о лишении родительских прав, однако в зависимости от ситуации – это может быть и другая бумага. Если на руках нет судебного решения, скорее всего, оно продолжает хранится в органах опеки и попечительства. Обратитесь туда.
- Документы, подтверждающие необходимость получения жилья. Если нет никакого жилья – то берется справка в Росреестре об отсутствии в собственности жилого помещения.
В отдельных случаях предоставление жилья детям сиротам осуществляется также при обязательной подаче следующих документов.
Документ | Ситуация |
Свидетельства о браке/рождении детей | Детдомовец успел создать семью, родить ребенка. |
Справка с места работы, из ВУЗА или службы занятости | Заявитель трудоустроен, обучается на дневной форме или состоит на учете в ЦЗН. |
Решение суда о лишении родительских прав | Заявитель прописан в жилье, которое принадлежит его родителям, которые лишены родительских прав. |
Заключение местных органов власти | У заявителя есть жилье, но оно не пригодно для проживания или жилищные условия не соответствуют санитарным нормам. |
Справка из больницы с диагнозом и рекомендации по отдельному проживанию ребенка | У ребенка есть жилье, однако он вынужден делить его с тяжело больным человеком (свищи, психические заболевания, туберкулез и другие). |
Документы, подтверждающие право собственности | Площадь жилого помещения, в котором живет ребенок, из расчета на одного человека меньше нормы, установленной в регионе. |
ШАГ 3. Подача заявления и документов. Заявление можно отправить в администрацию по месту жительства по почте заказным письмом с уведомлением.
Как вариант – может отнесите его лично в канцелярию администрации. В этом случае заранее сделайте копию заявления и проследите, чтобы на нем поставили отметку о принятии, а также указали дату. Начиная с этой даты Вам должны дать ответ в течение 30 дней.
Также можно направить документы через МФЦ. В этом случае они принимают пакет, а затем направляют его в администрацию. Преимущество данного способа заключаются в том, что не придется стоять в очереди. Несмотря на то, что по сути МФЦ является «лишним звеном», время решения вопроса не затягивается. Ответ также должен прийти не позднее 30 дней с момента подачи документов.
Нюансы электронных торгов
Регламент проведения торгов
Все операции разделяются по двум критериям:
- Сделки на сумму менее 3 000 000 рублей.
- Сделки на сумму более 3 000 000 рублей.
Вся информация размещается на электронных ресурсах, где заказчик (государственное учреждение) выставляет перечень необходимых требований к жилплощади, которую он желает приобрести.
Если бюджет менее 3 млн. руб., то эти требования должны быть размещены на ресурс не позднее, чем за семь дней до предполагаемой даты аукциона. Если – более 3 млн. руб., то за пятнадцать дней.
Если дата выпадает на официальный выходной, то она автоматически переносится на следующий рабочий день. При этом сроки, относительно выставления требований к жилплощади, должны соблюдаться согласно заявленному дню.
Заказчик (представитель государства) может вносить коррективы в заявленные требования. Но поправки он имеет право вносить не менее, чем за два дня до официальной даты проведения аукциона.
Возможен также полный отказ от проведения сделки, но это должно быть сделано не позднее, чем за пять дней до аукциона.
В ходе проведения самого аукциона потенциальные продавцы предлагают свои варианты, полностью предоставляя информацию о своей жилплощади.
Заказчик в течение семи дней рассматривает предложенное и выносит решение о покупке одной из квартир. Составляется список максимально подходящих квартир по стоимости, и он тут же размещается на всеобщее обозрение на той же электронной площадке.
Информация доступна всем. После того, как потенциальные варианты подобраны, через два дня намечается проведение аукциона, назначается дата и время.
Вторую часть заявок от продавцов, он размещает через час от начала. Позже – все эти данные анализируются, и государственное учреждение выносит свое решение, относительно победителя.
На проведение анализа дается не более трех дней. После вынесения решения на электронной площадке публикуется договор купли – продажи выбранной жилплощади без подписи сторон.
Если у какой – то из сторон имеются претензии, и какие – либо пункты договора категорически не устраивают, то есть возможность внесения коррективов (в течение трех дней с выставления договора на всеобщее обозрение).
После того, как обе стороны пришли к согласию, договор подписывается и вступает в силу. Деньги переводятся на счет продавца.
Если победитель исчез, или по каким – то другим причинам не осуществляет процесс купли – продажи, то автоматически такая привилегия переходит к победителю под вторым номером. Далее процесс выставления договора проводится по аналогичной схеме.
Необходимые документы
Для проведения торгов необходима соответствующая документация с обеих сторон.
Для заказчика необходимо предоставить основные свидетельства, подтверждающие его намерение- то есть подтверждение того, что квартира приобретается в качестве помощи несовершеннолетнему, оставшемуся без попечения. Также выставляется документ с желаемой первоначальной стоимостью.
Для покупателя необходимо предоставить права на электронную подпись
В остальном, сделка купли – продажи осуществляется в реальном режиме и требует наличия стандартной документации на продаваемую недвижимость.
Особенности процесса покупки
Чаще всего при приобретении квартиры через электронные торги, возникают следующие проблемы:
- Несоответствие «уровня» жилплощади выдвигаемым характеристикам.
- Внезапный отказ от проведения процесса купли – продажи собственником.
- Прекращение строительства новостройки (если квартира покупалась в незаконченном здании).
Во всех этих случаях финансовых потерь администрация не несет, так как перечисление средств осуществляется только после полного перехода жилья в собственность покупателя.
Единственная проблема – это потеря времени и необходимость повторного проведения торгов.
Основые правила электронных торгов изложены в видеосюжете ниже:
Посредством проведения электронных аукционов, государство приобретает возможность приобретения жилья на более выгодных условиях, а также сокращается время на поиски подходящей недвижимости – собственники сами предоставляют все необходимые данные и характеристики.
Закон об обеспечении детей сирот жильем
Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 № 159-ФЗ был принят участниками Государственной Думы 04 декабря 1996 г., а одобрен Советом Федерации 10 декабря того же года. Настоящий документ регламентирует общие правила содержания и меры общественной поддержки детей, которые остались без родителей.
ФЗ о социальной поддержке сирот состоит из 13 статей:
- ст 1. Основные понятия;
- ст 2. Взаимоотношения, регулируемые действительным законом;
- ст 3. Нормативно-правовые акты РФ о дополнительных гарантиях по общественной поддержке детей-сирот, оставшихся без родителей;
- ст 4. Способы обеспечения дополнительных гарантий;
- ст 5. Финансовое обеспечение;
- ст 6. Дополнительные преференции относительно образования;
- ст 7. Дополнительные преференции относительно медицинского обслуживания;
- ст 8. Дополнительные преференции относительно права на имущество и жилье;
- ст 9. Общественная защита от безработицы;
- ст 10. Судебная защита прав детей-сирот;
- ст 11. Ответственность за несоблюдение настоящего законопроекта;
- ст 12. Приведение нормативно-правовых актов в соответствии с действительным Федеральным законом;
- ст 13. Вступление в законную силу Федерального закона № 159.
Ознакомьтесь ФЗ «О противодействии коррупции» с последними изменениями
До достижения совершеннолетия сироты находятся в детских домах и интернатах, которые после 18-летия, они обязаны покинуть, в следствии чего и возникают проблемы с приобретением собственного жилья. Для этого в РФ разработана программа, в соответствии с которой детям-сиротам предоставляется жилье на определенных условиях. Согласно закону, право на бесплатное жилье имеют не только несовершеннолетние дети сироты, но и лица, которые до достижения 23 лет остались одни и без собственного жилья.
Когда детям сиротам предоставляется жилье?
Законодательство РФ предоставляет право сиротам получить жилье, которое осуществляется местными властями регионов. Порядок передачи соответствующим лицам квартир и домов определяет закон о выдаче детям-сиротам жилья № 159-ФЗ. Начиная с 2013 года, обеспечение жильем осуществляется вне существующей очереди и за счет специализированного счета.
- дети-сироты, которые достигли совершеннолетия, либо ставшие дееспособными раньше положенного срока (к примеру, после вступления в брак);
- дети-сироты, вернувшиеся из армии, либо которые закончили профессионально-техническое образование;
- дети сироты, которые отбывали срок в местах лишения свободы в колонии для несовершеннолетних за совершенное преступление.
Согласно законодательству, если сироте исполнилось 14 лет, он должен быть включен в реестр детей-сирот. Для того чтобы получить жилье, необходимо предоставить заявление от опекуна, попечителя, либо администрации организации, в которой жил ребенок. Если соответствующее заявление предоставлено не было, по достижению совершеннолетия человек вправе самостоятельно это сделать.
Условия получения жилья;
- сирота не может быть собственником другого социального жилья, которое было получено по договору найма;
- претендующее лицо на получение жилого помещения на текущий момент должно проживать в условиях, признанных неприемлемыми;
- использовать данное жилое помещение можно только в целях личного проживания.
Важно! Чтобы продать или обменять полученную квартиру, данному лицу необходимо будет предоставить документацию из областной администрации, которая подтверждает разрешение на проведение данной процедуры с жильем
Судебная практика в отношении предоставления жилья в пользу детей-сирот
Статистика по делам говорит о том, что исковые заявления сирот на получения жилья в основной своей массе удовлетворяются
Важно правильно обосновать соответствующий социальный статус
Помимо прочего, суды обращают внимание на то, включен ли человек, оставшийся без родителей в список, сформированный местным органом власти. Если нет, то в требованиях, скорее всего, будет отказано
Далее логично привести несколько примеров из судебной практики. Они помогут отстоять заинтересованным лицам свои интересы.
В суд к местной районной администрации обратился прокурор в интересах девочки, оставшейся без попечения родителей. Он попросил предоставить ей благоустроенное помещение на основе договора о спец найме исходя из предусмотренных норм.
В иске было отмечено, что мать и отец ребенка лишены своих родительских прав, на данный момент над ним установлена опека, и он прописан у пожилой бабушки. Кроме того, девушка включена в список лиц, которые должны быть на законных основаниях обеспечены жильем.
Представитель администрации признал право гражданки на жилое помещение.
Однако при этом было отмечено, что на текущий момент на исполнении находятся несколько аналогичных судебных решений. При этом, в бюджете отсутствуют средства для полноценного решения возникшей жилищной проблемы.
Красносельский районный суд Костромской области в своем решении от 27.09.2018 г. по делу № 2-342/2018 требования прокурора поддержал.
Судья отметила, что предоставление подходящего жилого помещения детям-сиротам и приравненным к ним лицам должно осуществляться немедленно после их обращения. Отсутствие финансирования обеспечения жильем из средств бюджета не является основанием для отказа.
Необходимо предварительно встать на учет для получения жилья
Показательное дело рассмотрел Ворошиловский районный суд Волгограда.
С заявлением обратился уже взрослый гражданин с просьбой включить его в список лиц, нуждающихся в жилых помещениях для детей-сирот. В иске он объяснил, что мать отказалась забирать его из детского дома, а об отце он не знает.
Кроме того, ему на длительное время был назначен официальный опекун, который не позаботился о решении проблемных жилищных вопросов. Поэтому истец считает, что он вправе претендовать на жилую площадь, предоставляемую сиротам и людям, оставшимся в жизни без родительского попечения.
Ответчик, уполномоченный орган местной власти, против адресованного к нему иска возражал. Адвокат отметил, что инициатор обращения в суд не подавал документы, полагающиеся для предоставления жилья.
В результате решением от 29.10.2018 г., дела № 2-2255/2018 в иске полностью отказано.
Ориентация на местное законодательство
Региональные власти РФ вправе устанавливать свои особенности предоставления мест для последующего проживания детей-сирот и лиц, приравненных к ним. В связи с этим суды должны принимать в расчет региональные правовые акты.
Примером может стать решение Шадринского районного суда Курганской области от 07.09.2018 года по делу № 2-1041/2018. В нем суд удовлетворил иск прокурора, предъявленный от имени гражданки, оставшейся без попечения собственных родителей.
Местная администрация против требований возражала со ссылкой на то, что существует очередность по рассматриваемой категории лиц. Однако суд эти доводы отклонил.
Он обязал ответчика предоставить девушке жилое помещение с общей площадью не менее 15 квадратных метров. Именно такие нормы действуют в Курганской области для сирот.
Очередности для сирот не существует
Зачастую местные органы власти, отказывая в помощи, ссылаются на перечень детей-сирот, которые на самом деле нуждаются в улучшении условий проживания.
Однако суды однозначно стоят на той позиции, что данный список не равносилен традиционной квартирной очереди.
В качестве иллюстрации можно привести решение Илимпийского районного суда Краснодарского края от 07.09.2018 г. по делу № 2-221/2018 года. Он удовлетворил иск прокурора, предъявленный в интересах сироты.
Судья указала, что формирование официального списка для цели предоставления жилья не означает установления порядковой очереди на него.
Кроме того, в решение отмечено, что отсутствие финансирования не должно влиять на механизм надлежащего обеспечения жилплощадью.
Городские выплаты
Денежные средства на содержания подопечного ребёнка до 18 лет (либо, обучающегося по очной форме в общеобразовательных учреждениях — до окончания обучения)
10000 рублей ежемесячно.
Назначается органом опеки и попечительства при вынесении решения об установлении опеки. Устанавливается со дня издания соответствующего распоряжения органа опеки. При переезде ребёнка из другого региона назначается после постановки на учёт подопечного в органе опеки в городе Москве (не зависит от регистрации по месту жительства или пребывания ребёнка!). После получения распоряжения органа опеки необходимо обратиться за выплаты в РУСЗН («собес» района).
Необходимые документы
- Свидетельство о рождении ребёнка (оригинал показать, копию оставить)
- Постановление органа опеки об установлении опеки (попечительства) (оригинал показать, копию оставить)
- Распоряжение органа опеки о назначении денежных средств
- Справка с места жительства ребёнка о совместном проживании с опекуном (попечителем)
Справку с места жительства о совместном проживании может выдать орган опеки и попечительства, либо жилищная организация.
3. Ежемесячная компенсационная выплата (ЕКВ на коммунальные платежи) на возмещение расходов по оплате жилищно-коммунальных услуг и телефона в жилом помещении, в котором фактически проживает несовершеннолетний подопечный
700 рублей в месяц.
Назначается РУСЗН (районный «собес») с месяца, в котором установлена опека (но не более, чем за предыдущие 6 месяцев).
Необходимые документы:
- Свидетельство о рождении ребёнка (оригинал показать, копию оставить)
- Постановление органа опеки об установлении опеки или попечительства (оригинал показать, копию оставить)
- Справка органа опеки и попечительства о месте фактического проживания подопечного
- Справка жилищных органов о совместном проживании ребёнка с опекуном или попечителем (из ЕИРЦ)
4. Ежемесячная компенсационная выплата (ЕКВ) для отказных, подкинутых и оставленных детей.
1560 рублей ежемесячно (в размере базовой части трудовой пенсии по случаю потери кормильца для детей-круглых сироот)
Назначается в РУСЗН
Необходимые документы
- Свидетельство о рождении ребёнка (оригинал показать, копию оставить)
- Справка органа опеки о том, что ребёнок является отказным, подкинутым или оставленным.
- Документ о неполучении ребёнком алиментов (если имеется решение суда о взыскании алиментов — акт о невозможности взыскания алиментов)
- Справка о неполучении ребёнком пенсии (даст само РУСЗН)
Данная выплата полагается всем отказникам (то есть тем, кого мама оставила в роддоме по заявлению о согласии на усыновление любым лицом, т.е. так называемый «отказ от ребёнка, при этом в графе «отец» свидетельства о рождении должен быть прочерк, либо нужен такой же «отказ» от отца ребёнка), всем подкинутым (то есть тем, у кого не установлен ни отец, ни мать — в свидетельстве о рождении оба «прочерка» вместо данных родителей), и всем оставленным (то есть тех, которых мама родила, а потом сбежала из роддома, не предъявив паспорта, в свидетельстве о рождении тоже должно быть два «прочерка»).
Как получить квартиру сироте
Муниципалитеты отвечают за реализацию государственной программы на местах. Жилые квадраты выдаются из социального фонда, при условии их наличия. Отсутствующие квартиры могут заменить выплатой субсидии, если в местном бюджете предусмотрены средства на реализацию такой социальной политики.
Требования к претенденту
Наличие у претендента на бесплатное жилье льготного статуса – основное требование
Второй аспект, на который обращают внимание – возраст ребенка. Третий фактор – имущественные критерии
Обо все по порядку.
Критерии, актуальные в 2019 — 2020 году:
- официальный льготный статус;
- возрастной диапазон 18 лет (но допускается выделение квадратных метров и в раннем возрасте);
- официальное заявление претендента на нуждаемость в помощи государства в решении жилищного вопроса.
Несоблюдение вышеперечисленных условий может стать основанием для мотивированного отказа. В этом случае ответственность с государства снимается, но проблема остается. Решить вопрос, а именно обеспечить себя жильем, сирота может при тщательном изучении ситуации. Разобраться с законодательством в социальной сфере и реализовать льготу поможет юрист. В рамках государственной программы, льготники, в том числе сироты и дети без опеки, получают правовое сопровождение бесплатно.
Возрастные критерии
Ранее, лица, не получившие жилье до 23 лет, просто снимались с учета. При этом проблема обеспечения его жильем, оставалась нерешенной. Законодательные нововведения снимают возрастные ограничения. Закрепление за льготником жилья начинается в фазе совершеннолетние. Но если на этапе достижения ребенком 18 лет, нет подходящего объекта, то ему придется ждать.
Причины, по которым могут из очереди исключить:
- выделение жилья на условиях социального найма;
- получение претендентом целевого сертификата;
- утрата основания на льготу;
- перенесение участника программы в списки других муниципалитетов, ввиду смены места жительства;
- прекращение гражданства;
- смерть претендента, признание его умершим гражданином или пропавшим.
Имущественные факторы
Во избежание недочетов, которые имели место раньше, было принято решение о проверке имущественных прав каждого претендента. Такой шаг позволяет уменьшить риски возникновения мошеннических действий в отношении сирот.
Имущественные критерии, которым должен отвечать претендент:
- Отсутствие в распоряжении помещений, принятых по договору социального найма.
- Отсутствие собственного жилья.
- Невозможность проживания в имеющейся квартире, в силу таких обстоятельств, как:
- аварийность;
- в комнате проживают родители, которые лишены особого права;
- в помещении проживают люди с хронической и тяжелой формой недуга, и нахождение с ними в одной комнате затруднительно;
- площадь меньше, чем минимальная норма;
- иные обстоятельства.
Когда выделяют жилье
Давайте рассмотрим как на практике, реализуется льгота. Решение вопроса с жильем происходит при соблюдении следующих условий:
- достижение совершеннолетия;
- выход из образовательных, медицинских и социальных структур после прекращения государственного обеспечения;
- окончание профессионального обучения;
- окончание срочной службы;
- выход со стен исправительных колоний после отбывания срока наказания.
Какие квартиры и где дают детям сиротам
Читатели интересуются, где предоставляется жилье претенденту и что это будет за помещение? Выделить должны отдельное помещение, где есть условия для круглогодичного проживания. При этом должны быть соблюдены требования по площади.
Процедура оформления
Постановка на учет – заявительное мероприятие. Самого основания недостаточно для того, чтоб стать претендентом. Нужно подать ходатайство в государственный орган вместе с другими бумагами. Обращаться может совершеннолетний льготник, а также законный представитель малолетнего гражданина.
Куда обращаться
Обращаться с целью постановки на учет следует в департамент, который ответствен за реализацию программы в конкретном регионе. Чаще всего специальный отдел функционирует при органах опеки. На местах организовывается, контролируется и финансируется работа таких подразделений.