«не надо отбирать детей у нормальных людей, надо помогать»: московский детский омбудсмен

«Не прозевать семью»

— Несколько лет назад речь шла о том, что опека усилилась в девяностые, когда многие семьи жили плохо и не справлялись с воспитанием детей. Сейчас ситуация улучшилась, а полномочия у опеки остались. Якобы, чтобы оправдать своё существование, чиновники активно вмешиваются…

— Здесь очень тонкая грань: не уйти в контроль семьи, во вмешательство в жизнь семьи (этого нельзя допустить) и в то же время не прозевать семью, где ребёнку плохо.

— А как это сделать?

— Чтобы не прозевать? Смотрите, у нас в Москве женщина родила, её выписали и на следующий день приходит врач, чтобы проверить состояние ребёнка. Система работает автоматически. Но системы, которая позволяла бы выявлять на ранних стадиях проблемы семьи с ребёнком, нет. А могла бы быть: я стала многодетной матерью, мне автоматически положено пособие, а вслед за этим приходит социальный работник с вопросом, чем помочь. Не проверить, что едят мои дети, а именно помочь.

Также по теме

Омбудсмен следит за ситуацией с запертыми в квартире детьми в Москве

Детский омбудсмен в Москве Ольга Ярославская взяла на контроль ситуацию с запертыми в квартире детьми.

— То есть сейчас мать должна идти за помощью сама?

— Да, у нас заявительный характер помощи. Вот возьмём несчастную женщину с пятью детьми, которая оставила их дома одних и поехала на дачу делать ремонт. Молодая, креативная, активная — нормальная женщина. Непьющая, по ней видно, заботящаяся о детях. У неё бизнес небольшой, иногда бывают форсмажорные обстоятельства на работе, крутится, чтобы всех прокормить. А тут дача горела. Поехала решать вопрос с её ремонтом, а детей оставила. Я встречалась с ней, спросила, почему она не обратилась за помощью к друзьям, родным или городским службам. Она говорит: для кого я детей рожала? Я сама. Её философия жизненная — не просить помощи. И это её право. Но если она была бы включена в орбиту помощи, поскольку получает пособие, то была бы «под лампой» у органов опеки и попечительства. У тебя три школьника, которые идут на дистант (здесь и далее имеется в виду дистанционное обучение в связи с пандемией. — RT), а сколько гаджетов? Не хватает — подключили бы школу. Надо уехать — дали бы социальную няню. Но никто этой индивидуальной программы пока не имеет.

— С нехваткой компьютеров были случаи во время пандемии?

— Конечно, но мы держали на контроле ситуацию. Школы пошли семьям навстречу, выдавали гаджеты. Причём ноутбуки с закачанными программами в каждой школе выбирали по желанию.

Список литературы

  1. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990) // Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. – 1990. – 7 нояб. – № 45. – Ст. 955
  2. Мир, пригодный для жизни детей: Декларация и План действий (Приняты резолюцией S-27/2 специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН 10 мая 2002 года) // : http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/worldchild.shtml (Дата обращения: 18. 06. 2015)
  3. Государственная политика и управление: учебник в 2 ч. / Л. В. Сморгунов, А. П. Альгин, И. Н. Барыгин и др. / Под ред. Л. В. Сморгунова. – Ч. 1: Концепции и проблемы государственной политики и управления. – М.: РОССПЭН, 2006. – С. 181- 191
  4. Ивлева Т. В. История становления института детского омбудсмена в России и за рубежом // Вестник Башкирского университета. – 2013. – Т.18. –№2. – С. 589-591
  5. Малыхина М. А. Некоторые вопросы конституционно-правового статуса несовершеннолетних в зарубежных странах // Ленинградский юридический журнал. – 2013. – № 2 (32). – С. 57-65
  6. Поддубная Т. Н. Детский омбудсмен как субъект социально-педагогической защиты детей / Т. Н. Поддубная, И. Б. Ивашин, А. О. Поддубный // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология, 2014. – №2 (136). – С. 59-63
  7. Трегубов П. О. Институт регионального Уполномоченного по правам ребенка в современной России // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Экономика. Управление. Право. Выпуск 4, 2012. – С. 103-107
  8. Тхакркахо М. М. Особенности формирования института омбудсмена в зарубежных странах // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. – 2008. – №2. – С. 228-232
  9. Хаманева Н. Ю. Охрана прав граждан зарубежных стран: институт омбудсмена (сравнительный аспект). – Саратов: Омега – Л, 1997. – 160 с.
  10. Муравченко В. Б. Правовая регламентация субъектами Российской Федерации муниципальной службы: монография. – Омск: Изд-во ОмГУ, 2006. – 199 с.

Особые права малолетних граждан в РФ

За детьми в государстве закреплено несколько прав, которые соблюдаются в обязательном порядке. К таким относятся:

  • ребенок должен проживать в собственной семье, пока это не противоречит его интересам, и получать воспитание от матери и отца;
  • если родители несовершеннолетнего находятся в разводе и проживают раздельно, то ребенок имеет право общаться со всеми родственниками независимо от их личных взаимоотношений;
  • малолетний гражданин может получить защиту от государства при угрозе жизни и здоровью, а также при нарушении его прав и интересов (в том числе и от родителей);
  • ребенок всегда должен быть выслушан. Некоторые процедуры и действия производятся только с его согласия после достижения 10-летнего возраста;
  • малыш должен получить при рождении свое имя, а также фамилию (одного из родителей) и отчество отца или по усмотрению матери.

Уполномоченный осуществляет деятельность по защите всех указанных прав ребенка, а также ряда других моментов, обозначенных в семейном праве. Дополнительно несовершеннолетний может рассчитывать на получение образования, медицинского обслуживания, защиту от неравенства и дискриминации, а также ряда других нарушений.

Уполномоченный

Кузнецова Анна Юрьевна

Анна Юрьевна Кузнецова родилась 3 января 1982 года в г. Пензе. В 2003 году окончила Пензенский государственный педагогический университет по специальности «Педагог-психолог». В сфере социальных проектов и благотворительности начинала работать в качестве волонтера в пензенской детской областной больнице, в доме малютки. В 2010 году А.Ю. Кузнецова создала благотворительный фонд поддержки семьи, материнства и детства «Покров». Благодаря активной деятельности Фонда в Пензенской области началась реализация комплексной демографической программы «Жизнь — священный дар», одними из ключевых направлений которой стали профилактическая работа с целью сокращения количества абортов и пропаганда традиционных семейных ценностей. За годы работы фонда «Покров» спасены тысячи детских жизней; ежемесячно малообеспеченным семьям Пензы и Пензенской области оказывается помощь продуктами питания, одеждой; регулярно производятся денежные выплаты на лечение тяжелобольных детей. Работают юридическая и психологическая бесплатные службы поддержки, организованы благотворительные группы присмотра для детей. В 2016 году фонд «Покров» вошел в число грантооператоров, распределяющих средства в соответствии с Распоряжением Президента РФ «Об обеспечении в 2016 году государственной поддержки некоммерческих неправительственных организаций, участвующих в развитии институтов гражданского общества и реализующих социально значимые проекты и проекты в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина». В 2011 году по инициативе Анны Кузнецовой стартовал Всероссийский фестиваль-конкурс молодежных социальных проектов «Мой выбор — жизнь и здоровье» для внедрения в практику лучших идей по продвижению здорового образа жизни в молодежной среде, по формированию и сохранению семейных ценностей, для совершенствования мер общественной поддержки материнства и распространения наиболее успешных методик по воспитанию детей. Реализованы десятки инициатив, которые повышают качество жизни молодежи в различных регионах России. Анна Кузнецова руководит рядом специальных благотворительных программ, направленных на поддержку слабозащищенных слоев населения: малообеспеченных и неблагополучных семей, детей — инвалидов и сирот. В частности, в 2014 году в Пензе был открыт Центр защиты материнства со стационарным приютом, в котором оказывается комплексная помощь беременным женщинам и женщинам с детьми, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. В 2015 году Анна Кузнецова стала исполнительным директором всероссийской Ассоциации организаций по защите семьи. Ассоциация координирует усилия НКО для продвижения наиболее эффективных социальных программ в интересах семьи. В 2015 году Анна Кузнецова возглавила региональный исполком Общероссийского народного фронта. В качестве первоочередных мер контроля были осуществлены проверки родильных домов, системы родовспоможения. В число приоритетов введена защита прав инвалидов, в том числе, детей, возможность трудоустройства и обучения, противодействие незаконной отмене инвалидности. 9 сентября 2016 года назначена Уполномоченным при Президенте РФ по правам ребенка, а также включена в состав рабочей группы при Президенте РФ по выработке предложений о дополнительном регулировании деятельности социально ориентированных НКО. 28 декабря 2016 года Указом Президента Российской Федерации «О присвоении классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации федеральным государственным гражданским служащим Администрации Президента Российской Федерации» Анне Кузнецовой присвоен чин действительного государственного советника Российской Федерации 3 класса. Награды за дела милосердия: медаль Русской Православной Церкви «За благие дела», орден преподобного Сергия Радонежского. Анна Юрьевна Кузнецова замужем, воспитывает семерых детей.

Инициативы

Постинтернат

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей – одна из самых уязвимых категорий несовершеннолетних, поэтому они всегда остаются в центре особой заботы Института уполномоченных по правам ребенка

Пристальное внимание уделяется не только качеству их проживания в организациях для детей-сирот, также остро стоят вопросы последующего жизнеустройства и социализации выпускников детских домов.В настоящее время практически не проработана тема постинтернатного сопровождения детей-сирот

В мае 2019 года Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка Анна Кузнецова направила в Государственную Думу законодательные инициативы по совершенствованию мер поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Так, детский омбудсмен предлагает детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отнести к категории граждан, которые нуждаются в социальном обслуживании, и одновременно наделить их правом получения услуг, которые бы способствовали социализации, улучшению условий жизнедеятельности, расширению возможностей самостоятельного обеспечения жизненных потребностей.

Также в письме детского омбудсмена говорится о необходимости расширения дополнительных гарантий прав детей-сирот на образование. Ранее действовавший закон РФ «Об образовании» устанавливал, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, при условии успешного прохождения вступительных испытаний принимаются в учреждения среднего профессионального обучения вне конкурса, но в 2012 году указанная норма утратила силу. Учитывая, что ранее действующая государственная гарантия по-прежнему актуальна и востребована, а возможность получить конкурентоспособную профессию является основным фактором успешного трудоустройства и социализации детей-сирот, Уполномоченный по правам ребенка предлагает внести соответствующие изменения, которые обеспечивали бы детей-сирот дополнительной гарантией преимущественного приема на обучение по программам среднего профессионального образования.

Важной остается проблема реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья из числа детей-сирот на получение профессионального образования. Обучаясь по адаптированным образовательным программам, дети на выходе получают лишь свидетельство об обучении, которое не позволяет им в дальнейшем получить среднее профессиональное образование

Уполномоченный по правам ребенка предлагает внести соответствующие законодательные изменения, которые бы позволяли детям-сиротам с ограниченными возможностями здоровья, имеющими свидетельство об обучении, получать дальнейшее образование по программам профессиональной подготовки.

Также есть вопросы по предоставлению льгот детям-сиротам при приеме в кадетские и суворовские военные училища. Действующее законодательство предусматривает право преимущественного приема в указанные образовательные учреждения, но на практике дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, пользуются преимуществом при приеме в училища только при условии равного количества баллов с другими кандидатами, что значительно снижает доступность кадетского образования для сирот. Следует учитывать, что родители, как правило, осуществляют дополнительную подготовку детей к вступительным испытаниям, а дети-сироты далеко не всегда имеют такую возможность. В письме Уполномоченный предлагает предоставить дополнительные преимущества детям-сиротам при подготовке к военной или иной государственной службе.

Как показывает практика, крайне неудовлетворительно сегодня выполняются права выпускников сиротских учреждений на труд и социальную защиту от безработицы. По данным Роструда, количество детей-сирот, обратившихся в службы занятости за содействием в поисках подходящей работы, в 2018 году составило 31 446 человек, из них трудоустроено 8 345 человек, что составляет лишь 26,5%.

Учитывая это, детский омбудсмен предлагает внести законодательные изменения в части осуществления разработки и реализации региональных программ, предусматривающих мероприятия по содействию занятости и организации временного трудоустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Профилактика суицида в РФ

По статистике, около 40% всех суицидов совершаются в возрасте до 30 лет. Поэтому необходимо проводить плановые мероприятия для снижения этого показателя. Дети не могут объективно оценить масштаб их проблемы в силу своего возраста. Из-за этого они преувеличивают, решая свести счеты с жизнью.

В Концепции демографической политики РФ на период до 2025 года указано о проведении некоторых мер по профилактике суицидов:

  • оказание бесплатной и анонимной психологической помощи;
  • осуществление психиатрического лечения при необходимости;
  • проведение различных мероприятий, направленных на социализацию молодежи;
  • выявление несовершеннолетних, которые находятся в зоне риска.

Помощь оказывает не только точечно. Детей учат, как распознать человека, который собирается покончить с собой. Существует несколько симптомов, по которым таких людей можно выявить для оказания им помощи.

Психологи в школе должны делать упор на следующие постулаты:

  • все проблемы носят временный характер;
  • другие люди в подобных ситуациях тоже чувствовали себя подавленно, но сейчас у них все хорошо;
  • человеческая жизнь — это самое ценное не только для государства, человек дорог родственникам и друзьям, а его смерть причинит им боль.

Если подросток смог узнать о намерении друга/одноклассника/сверстника покончить с жизнью, он должен обратиться к социальному педагогу или в научно-методический центр практической психологии. Не рекомендуется пытаться воздействовать на объект самостоятельно, так как это может усугубить ситуацию.

Несмотря на отсутствие реальной власти у детских омбудсменов, они позволяют решить ряд проблем современной молодежи на ранней стадии. Поэтому данный институт действительно необходим государству. Что касается проблемы дублирования полномочий, то ее еще предстоит решить на законодательном уровне.

Дорогие читатели, информация в статье могла устареть, воспользуйтесь бесплатной консультацией позвонив по телефонам: Москва +7 (499) 938-66-24, Санкт-Петербург +7 (812) 425-62-38, Регионы 8800-350-97-52

Основания для жалоб и обращений к уполномоченному по правам ребенка в России

Обратиться с жалобой к омбудсмену может любой гражданин или организация, которые стали свидетелями нарушения прав ребенка.

В Институт уполномоченного можно обратиться в случаях: 

  • Нарушения прав несовершеннолетних органами власти. К примеру, действия или бездействия представителя власти на федеральном, региональном или муниципальном уровне. Распространена ситуация, когда игнорируются просьбы детей сирот по предоставлению им жилья.
  • Необходимо оспорить решение суда. Право обратиться в Институт имеет представитель, адвокат или родитель ребенка. Обращение актуально даже в случае, если решение вступило в силу.
  • При желании обжаловать решение по уголовному или гражданскому делу.
  • При необходимости оспорить постановление судебной инстанции, которое ранее уже было обжаловано.

Родители — не единственная категория граждан, которые могут обратиться за помощью в случае, когда права несовершеннолетних были нарушены.

Жалоба должна быть официальной, документ должен быть составлен грамотно с предоставлением достоверной информации.

В каких случаях можно обратиться в Институт уполномоченного

Обращение в Институт уполномоченного производится при различных проблемах и нарушениях. Наиболее частые случаи:

  • бездействие или неправомерные действия лиц и органов федерального, регионального значения. Например, игнорирование необходимости предоставления жилья лицам, которые являются сиротами;
  • необходимость оспаривания судебных решений. С такой просьбой могут обращаться любые законные представители;
  • оспаривание решения суда при уголовном или гражданском деле;
  • дальнейшее обжалование судебных постановлений после подачи апелляции.

Обращение может осуществлять не только родитель, но и другие лица, например, опекуны инвалидов.

Получается, что любое нарушение установленных гарантий дает возможность обращаться к омбудсмену и другим уполномоченным лицам.

Необходимо учитывать, что обращение должно быть официальным и не иметь нарушений. Для этого составляется жалоба, не имеющая ошибок, неточностей и любых лексических оборотов, которые являются просторечными или нецензурными.

Эффективность региональных представительств

Уполномоченный в субъекте имеет полное представление о положении дел в пределах конкретной территории. Он лично принимает участие в разрешении той или иной ситуации по месту проживания несовершеннолетнего. Назначаемое либо избираемое лицо на такую должность имеет общественный авторитет. Сама процедура передачи полномочий предполагает, что человек обладает, кроме необходимых профессиональных качеств, соответствующими личными особенностями. Это особенно ярко проявляется в случаях, когда уполномоченные назначаются по решению законодательного органа или с его согласия.

Деятельность уполномоченных по правам ребенка в регионах РФ

Кроме федеральных должностей с 1998 года были введены региональные, которые в 2011 году получили парламентские полномочия. Деятельность регионального детского омбудсмена включает в себя:

  • сохранение интересов и прав лиц младше 18 лет, а также создание комплексов мер, которые помогают в этой деятельности с привлечением компетентных органов;
  • анализ деятельности и проблем;
  • восстановление прав, а также обращения в судебные или другие органы для производственных процессов в отношении виновного лица;
  • разработка новых правовых положений регионального уровня, которые могут помочь детям сохранить их права в неприкосновенности и не допустить их нарушения.

Получается, что деятельность региональных должностных лиц мало отличается от федеральных уполномоченных. Единственным моментом считается меньшее влияние на различные органы, в частности федерального значения и работа в конкретном регионе.

Уполномоченные лица обязаны следить за сохранностью всех прав и интересов ребенка на федеральном и региональном уровне. Их деятельность прописана в законодательстве и связана с большим количеством полномочий, необходимых для полноценной защиты детей на любом уровне. Выполнение обязательств перед несовершеннолетними и обществом должно осуществляться в полном объеме, так как в противоположном случае произойдет снятие с должности.

https://youtube.com/watch?v=pm9TgurupMw%3F

О трудностях во время пандемии

— Сложно было после вступления в должность почти сразу столкнуться с пандемией?

— Я в январе вступила, а началось в марте. Сложность в том, что я не могла по тяжёлым случаям выехать в семью или в учреждения. Когда у нас началась история с дистантом, я понимала, что организацию процесса необходимо держать на контроле. Всё прошло в итоге удачно, но путь к этому у каждого образовательного учреждения был свой. Были и такие дни, когда система МЭШ (Московская электронная школа. — RT) не выдерживала и зависала. Мы, конечно, благодарны производителям коммерческих образовательных платформ, которые предоставили доступ бесплатно на период пандемии. Но с платформами была неразбериха, всплывал нежелательный контент. И учителя, и дети немного терялись. И мы сформировали предложения к московской системе образования, касающиеся организации дистанционного обучения, которые включали в себя также разработку единой платформы на российском ПО. Я как вижу? Когда ребёнок ходит в школу физически, то прикладывает на входе карточку и понимает: в этой школе направо пойдёшь — кабинет физики, налево — кабинет химии, там спортзал, там столовка, там директор сидит. По этому же принципу должен быть организован и дистант: один пароль и понятный дизайн.

— Как вы относитесь к обсуждениям того, что грядёт разделение: дистанционное обучение — для бедных, а элитные школы дистанционно учиться никогда не будут? 

— Никогда так не будет. В нашей стране обучение всегда будет оффлайн — даже президент уже об этом говорил.

Дистанционное обучение, конечно, имеет право на существование. Некоторым оно необходимо. У меня сын — профессиональный спортсмен. Вот если бы в его школьные годы было дистанционное образование, он бы смог нормально учиться, а не урывками. Есть дети, которые очень рано профессионально определились. Это юные спортсмены, музыканты. Им достаточно общеобразовательного курса на дистанте, который никак не повлияет ни на спортивный график, ни на гастрольный.

Стало также ясно, что дистант совершенно не подходит детям с ограниченными возможностями здоровья. Например, с расстройствами аутичного спектра, которые работают только глаза в глаза с дефектологами, логопедами, психологами. Эти дети оказались наедине с родителями. Их в школе не только социализируют, но и вводят в систему работы. Сейчас мы думаем о том, как решить эту проблему.

— Остальное всё работает?

— Остальное работает. Многие родители просто не понимали, как правильно жить по режиму. Обычно как? Подъём, ребёнка покормили — и в школу. Вот он и режим. На удалёнке это не работает. Подъём нужен независимо от того, что урок начинается в девять. Необходимо вставать в семь тридцать, зарядка, завтрак, уроки… С одной стороны, пандемия — это плохо, с другой — она выявила роль школы и учителя в каждодневной жизни семьи. Заставила родителей больше уважать учителей, их труд. Вынужденный карантин не только высветил проблемы, но и очеловечил нас. Мы поняли, что у нас есть тыл — наша семья, о чём мы в суете стали забывать.

— В связи с нынешней волной COVID-19 не все родители успели сделать обязательные прививки детям и теперь боятся санкций. Что посоветуете?

— В законе нет никаких санкций. С другой стороны, есть социальная ответственность всех людей в условиях пандемии. Исходя из этих постулатов и нужно действовать.

— Сегодня обсуждают регламентацию родительских чатов (только в определённых мессенджерах и только с участием школьных психологов). Насколько это актуальная мера и будет ли она способствовать оздоровлению общения в школах?

— Родительские чаты — это дело родителей. Модерировать их должны сами родители, возможно, родительский комитет. Что касается участия в них представителей образовательной организации — это вопрос корпоративной политики и этики организации. Регламенты, на мой взгляд, простые и понятные: взаимодействие участников должно происходить в рамках закона.

Особенности осуществления деятельности

Для реализации полномочий по Закону № 501-ФЗ Уполномоченному выдается соответствующее служебное удостоверение. С этим документом можно беспрепятственно посещать учреждения и заведения, указанные выше, требовать предоставления информации. Удостоверение выдается на весь срок полномочий, зафиксированный Указом Президента РФ.

Кандидатуры на должность УППР предлагаются Президенту РФ государственными органами и общественными организациями, группами и объединениями граждан.

Кандидат должен подтвердить ряд обязательных условий:

  1. возраст не менее 30 лет;
  2. высшее образование по любой специальности;
  3. безупречную репутацию;
  4. опыт работы по защите интересов и прав несовершеннолетних граждан, либо общей правозащитной деятельности.

В период пребывания на должности, Уполномоченный не может заниматься иной оплачиваемой деятельностью (кроме педагогической, творческой и научной). После издания Указа Президента РФ кандидат должен в течение 14 дней уволиться с предыдущей работы, выйти из состава политических партий и объединений, сложить полномочия депутата. До истечения пятилетнего срока Уполномоченный может освобождаться от должности только Президентом РФ.

Деятельность Уполномоченного обеспечивается аппаратом Общественной палаты при Президенте РФ. Для реализации полномочий УППР вправе сам определять структуру по следующим направлениям:

  • временные или постоянные общественные представители, в том числе в регионах и населенных пунктах;
  • экспертные, научные и консультативные советы;
  • рабочие группы, в том числе для проведения отдельных проверок.

Органы и группы, создаваемые Уполномоченным, действуют на общественных началах. К их работе могут привлекаться госчиновники федерального, регионального и муниципального уровня, частные эксперты. Также для обеспечения работы может создаваться постоянно действующий Координационный совет.

Особые права ребенка в России

Граждане РФ, которые еще не достигли совершеннолетия, имеют общие права, базовые и дополнительные, согласно Конституции РФ и Декларации прав человека. Все права защищаются.

К особым правам несовершеннолетних в России относят:

  • Право иметь семью. Ребенок должен быть воспитан в собственной семье до тех пор, пока нахождение в ней не противоречит его интересам и не ущемляются его законные права;
  • Право на общение. Непозволительно лишать ребенка возможности проводить время и общаться с обоими родителями как состоящими в браке, так и будучи в разводе. Запрещено видеться с родителем только в том случае, если так постановил суд и если такое общение грозит жизни, безопасности или неприкосновенности ребенка;
  • Право на защиту — жизни, здоровья, от пагубных действий родителей и др.;
  • Право иметь и выражать свое мнение. При принятии решений, касающихся интересов малыша, должно учитываться его мнение. После исполнения ребенку 10 лет, он может принимать решения касательно действий органов опеки;
  • Право на фамилию, имя и отчество.

В свою очередь, основные права детей в РФ — это право на получение образования, право на лечение, право на защиту от неравенства и т.д.

Далее в статье рассмотрено, чем конкретно занимается омбудсмен по правам ребенка, что входит в его полномочия и кто может обратиться к нему с жалобой.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector