Венчание без регистрации в загсе

Признает ли развенчание современная церковь

Нелогично даже говорить о том, что распад христианской пары, особенно, если в ней уже растут дети, благословлен церковью, это чисто человеческое решение.

Иисус, живший как человек, видел воочию похотливую человеческую душу, оставил только одно условие прекращения взаимоотношений между мужем и женой — измена.

Таинство венчания — это завет любви, подписанный Самим Богом. Разорвать брачные отношения можно только после установления факта прелюбодеяния. При этом четко сказано, что вступать в союз с людьми, совершившими прелюбодеяние, означает покрыть себя грехом блуда. (Мат. 19:9)

Церковный союз основан на взаимоотношении жениха Иисуса и невесты Церкви.

Христос и невеста Церковь

Церковь может поменять жениха, но это уже не будет православие. Когда во главе церкви восстанет антихрист под личиной Бога, настанет конец света.

Важно! Таинство венчания подчеркивает, что новая семья становится малой церковью, частичкой Невесты Христовой. Главная задача современной Церкви — привести людей к спасению, в этом ей должна помогать каждая православная ячейка

Объединительной чертой Невесты и Иисуса является Божественная любовь людей к Создателю мира и между собой.

Считается ли блудом невенчанный брак: мнение священников о гражданских союзах

Большинство священнослужителей выражает мнение о неприемлемости приравнивания гражданского (официального) брака к блуду. Гражданский союз не является тайным, а люди, состоящие в нем, открыто показывают свое отношение друг к другу.

Официальные представители церковных структур высказывались относительно позиции некоторых священников о том, что официальный брак это грех или о том, что такой союз должен быть разорван.

Это было приравнено к личной неправильной позиции священнослужителей. Жизнь в официальных отношениях с супругом, не желающим церковного брака или неверующим в бога, не только не является грехом, но и может быть воплощением миссии по спасению такого человека.

Не одобряется церковью совместная жизнь без регистрации. Сожительство, по ошибке именуемое некоторыми как «гражданский брак», считается блудом.

Высказывания Святых отцов о браке

Он является альтернативой непорочности, а, несмотря на возможность вступить во второй брак, нужно пытаться сохранить первый. Взаимное прощение при этом будет одобряться.

Василий Великий говорил о потребности найти спутника жизни ради избежания блуда и распутных действий. Он указывал на необходимость искать красоту духовную, без наличия которой неприемлемо искать красоту телесную.

Создание семьи и брака — ответственный шаг, требующий знаний, опыта и больших усилий с обеих сторон. Соблюдение традиции церковного венчания помогает укрепить семейные отношения, которые в последние годы расторгаются в большом количестве.

Церковный союз в современной форме призван помочь сделать правильный выбор и быть примерным мужем или женой.

Дорогие читатели, информация в статье могла устареть, воспользуйтесь бесплатной консультацией позвонив по телефонам: Москва +7 (499) 938-66-24, Санкт-Петербург +7 (812) 425-62-38, Регионы 8800-350-97-52

Основные сведения

Брак — одно из христианских таинств, которое ведет своё начало от ветхозаветных времён. Согласно Быт. 2:18 целью брака является не столько деторождение, сколько духовно-телесное единство, взаимодополнение, взаимопомощь. Заповедь «плодитесь и размножайтесь» относится и к человеку, и к другим живым существам (Быт. 1:22,28), но только человеку заповедано составить в любви «одну плоть» (Быт. 2:24).

Брак есть таинство, в котором при свободном, пред священником и Церковью обещании женихом и невестою взаимной супружеской верности, благословляется их супружеский союз, во образ духовного союза Христа с Церковью, и испрашивается им благодать чистого единодушия к благословенному рождению и христианскому воспитанию детей.

В Ветхом завете вопросу брака посвящена вторая глава Книги Бытия. Смысл и цель брака, согласно ей, состоит в вечном и нераздельном единстве по образу Лиц Святой Троицы. Именно так описывает Библия райский брак:

И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему.

Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей.

И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым; но для человека не нашлось помощника, подобного ему.

И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию.

И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел её к человеку.

И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа. Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть.

И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились.

(Быт. 2:18)

Из Священного Писания следует, что установление института брака (о единении двух полов — мужского и женского — в одну плоть) происходит ещё до грехопадения в Раю, поэтому мнение о том, что брак был установлен после грехопадения является ошибочным.

В Новом завете божественный замысел о браке раскрывает Иисус Христос:

И приступили к Нему фарисеи и, искушая Его, говорили Ему: по всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женою своею?

Он сказал им в ответ: не читали ли вы, что Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их?

И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает.

Они говорят Ему: как же Моисей заповедал давать разводное письмо и разводиться с нею?

Он говорит им: Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так; но Я говорю вам: кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует…

(Мф. 19:3)

Русская православная церковь выразила своё отношение к браку в «Основах социальной концепции»:

Различие между полами есть особый дар Творца созданным Им людям. «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Быт. 1. 27). Будучи в равной степени носителями образа Божия и человеческого достоинства, мужчина и женщина созданы для целостного единения друг с другом в любви: «Потому оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей; и будут два одна плоть» (Быт. 2. 24). Воплощая изначальную волю Господа о творении, благословенный Им супружеский союз становится средством продолжения и умножения человеческого рода: «И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею» (Быт. 1. 28). Особенности полов не сводятся к различиям телесного устроения. Мужчина и женщина являют собой два различных образа существования в едином человечестве. Они нуждаются в общении и взаимном восполнении. Однако в падшем мире отношения полов могут извращаться, переставая быть выражением богоданной любви и вырождаясь в проявление греховного пристрастия падшего человека к своему «я».

Для христиан брак стал, по слову святителя Иоанна Златоуста, «таинством любви», вечным единением супругов друг с другом во Христе.

— Основы социальной концепции Русской Православной Церкви

Можно ли развенчаться?

Православная Церковь утверждает нерасторжимость брака. Господь заповедал: «что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф. 19:6). Двое навсегда стали одной плотью и ничто не сможет это отменить. Их единство носит не столько психологический или социальный характер, сколько духовно-бытийный. Поэтому единобрачие в Православии является идеалом, к которому все мы призваны. По церковным канонам, священник может быть женатым лишь единожды, поскольку должен служить примером для прихожан.

Однако, даже в христианской среде некоторые семьи разрушаются. И нередко у бывших супругов возникает вопрос «Как развенчаться?». Выше уже было сказано, что совершённое Таинство отменить нельзя, поэтому «развенчание церковного брака» невозможно. В некоторых случаях Церковь может лишь признать церковный брак утратившим свою каноническую силу. Невиновная сторона при этом имеет право получить благословение на второй брак. Виновной же стороне это благословение может быть дано только при условии покаяния и выполнения епитимии. В крайних случаях допускается и третий брак, но не более. Благословение даётся только епархиальным архиереем.

Что нужно для развенчания

Хоть самого обряда разрыва брака и не существует, но все же есть определенные правила развенчания в православной церкви. Чтобы начать процедуру развенчания церковного брака, прежде всего, вам необходимо разорвать старые семейные узы, обязательно оформив это официально, и зарегистрировать новые отношения.

Кроме письменного обращения к главе епархии, о котором говорилось выше, для того чтобы развенчаться в церкви после развода в Москве, необходимо предоставить следующие документы:

  • паспорт;
  •  документы, подтверждающие развод;
  •  свидетельство о предыдущем венчании;
  • документы, подтверждающие причину расторжения церковного брака.

Этот пакет документов и письменное обращение подается местным настоятелем

Этот пакет документов и письменное обращение подается местным настоятелем, к которому вы обратились с вопросом, как развенчаться с бывшей женой (мужем) после развода, в епархию. Далее вам остается только ждать ответа. Точно установленного времени ожидания ответа нет. Сроки бывают разными: от 10 дней и до полумесяца. Положительным ответом на церковный развод считается разрешение на повторное венчание.

Союз, скрепленный Богом и православной церковью, считается практически нерушимым

Союз, скрепленный Богом и православной церковью, считается практически нерушимым. И даже, если среди вышеперечисленных причин, одна окажется вашей, не спешите принимать решение. Вдуматься и прислушаться к русской народной пословице «Сто раз отмерь, один раз отрежь» в данном случае просто необходимо.

Значение гостевого брака

Какие преимущества гостевого брака можно выделить для женщин и мужчин?

Для мужчин

  • Мужчине тяжело терпеть придирки женщины, но он испытывает к ней сильные чувства, и кроме бытовых вопросов проблем в паре нет.
  • Муж и жена живут в разных городах.
  • Мужчина уже был женат, и испытывает негативные эмоции по этому подводу. Гостевой брак дает разнообразие, а также возможность подготовиться к совместному проживанию.
  • Мужчине хочется продлить новизну в отношениях.
  • Подходит мужчине, ревностно относящемуся к своему личному времени и свободе передвижений. Чаще это относится к творческим людям.

Для женщин

Для многих женщин гостевой брак тоже несет позитивное значение:

  • Отсутствуют разногласия в быту. Женщина не чувствует себя обязанной постоянно готовить, заниматься стиркой и прочими бытовыми делами в двойном объеме.
  • В жизни женщины остается место романтике, бытовая рутина не «пожирает» отношения. У супругов хватает сил на свидания, приятные сюрпризы.
  • Женщине остается больше времени для себя. В традиционном браке у женщины постепенно возникает ощущение, что она перестала принадлежать себе. Гостевой брак предполагает больше личного времени.

Говоря об обеих сторонах, можно сказать, что гостевой брак – идеальный вариант для людей, привыкших к холостяцкой жизни, трудоголиков и прочих личностей, не готовых кардинально менять привычный образ жизни

Важное условие – это должно быть потребностью обеих сторон, ощущающих взаимное притяжение, любовь, но не готовых к совместному проживанию с кем-либо

Очень удобный вариант, когда встречи не требуют особой изобретательности или временных затрат, и супруги живут на соседней улице или даже в соседних квартирах. Впрочем, при любви и доверии даже жизнь в разных государствах не будет проблемой.

Подведя итог, отметим, что любой брачный союз имеет право существовать, если он полностью утраивает обе стороны. Немало людей просто неспособны ужиться в традиционных отношениях, но чувствуют себя счастливыми и проявляют максимум заботы о партнере, проживая гостевым браком. Каждый сам выбирает идеальный вариант гармоничных отношений.

КАК ПОЯВИЛОСЬ ВЕНЧАНИЕ?

— Отец Павел, логично начать с главного вопроса: что такое Таинство Венчания, в чем его суть?

— Вопрос не такой простой, как может показаться. Потому что исторически это Таинство появилось достаточно поздно — в том оформленном виде, в каком мы его знаем. Никакого особого чина для благословения брака у ранних христиан не было: Церковь признавала законным тот брак, который совершался в рамках существовавшей в ту эпоху традиции. В первых христианских общинах благословение новобрачных совершалось самим фактом присутствия священника или епископа, главы церковной общины, на брачном пире.

— Разве не было благословения с возложением рук, как, к примеру, сейчас в протестантских общинах?

— Действительно, есть свидетельства о том, что возложением рук епископа освящался брак — это апокрифический памятник «Деяния Фомы», который был написан в Малой Азии в начале III в. Однако до IV века никакого специального чинопоследования не было. Только после Миланского эдикта Константина Великого (Документ 313 года, провозгласивший религиозную терпимость на территории Римской империи и положивший конец гонениям на христиан. — Ред.), когда начался процесс активного вхождения в Церковь людей, далеких от христианского образа жизни и не очень стремящихся становиться настоящими христианами, возникла необходимость осмыслить с точки зрения христианства брак как союз мужчины и женщины, благословленный Богом. Стало жизненно важным  провести четкое различие между христианским пониманием семьи и теми представлениями, которые существовали в языческом мире.

— А какие представления существовали у язычников? В чем различие?

— Отличие заключается в том, что христианский брак не ограничивается перспективой земного бытия. Это не только благословленное общение между мужчиной и женщиной и продолжение человеческого рода, но прежде всего определенное духовное делание. Cупруги, пройдя через обычные для любого брака этапы, выходят на особую высоту единства духовного и душевного. И единство это сохраняется после их смерти. Мы знаем большое количество святых супругов — это святые Петр и Феврония Муромские(8 июля празднуется их память. — Ред.), Кирилл и Мария (родители преподобного Сергия Радонежского. — Ред.), Иоаким и Анна, Адриан и Наталия…

В язычестве такого понимания, разумеется, не было. Оно могло возникнуть только на почве христианского представления о ближнем как главном камертоне отношения к Богу, из понимания необходимости жертвенного подвига как фундамента и первоосновы всего бытия вообще, а не только отношений между супругами.

Вот так, на фоне осмысления супружества, постепенно складывается чин церковного благословения брака. Только к XVII веку он был формализован в том виде, какой сейчас мы имеем в наших православных храмах. Вообще, венчание — единственное Таинство, в котором мы находим огромнейшее разнообразие форм! Некая сердцевина — молитва «Боже Святый» — присутствует уже в IV веке, а остальное могло варьироваться.

Фото Александра Болмасова

Восполнение любви

Для чего люди вступают в брак? Вопрос, казалось бы, совершенно бессмысленный, так как в брак вступают не “для чего”, а “потому что”. Потому, что любят друг друга, потому, что не мыслят своей дальнейшей жизни без любимого человека рядом. С этим трудно не согласиться. Брак – закономерное следствие взаимной любви мужчины и женщины. В этом смысле он самоценен, и не нуждается в дополнительных обоснованиях.

Но почему же сегодня брак стал таким непрочным, почему количество разводов, по существующей статистике, зачастую превышает количество бракосочетаний? Куда уходит любовь и стремление быть вместе у молодых людей, которые разводятся, не успев, порой, отпраздновать и первой годовщины своей свадьбы?

Брак согласно Новому Завету

Церковь через послание апостола Павла называет брак великим «таинством» или «тайной», сравнивая соединение супругов в христианском браке с соединением Христа с Церковью:

Согласно христианскому вероучению, супруга должна повиноваться мужу, а муж должен любить жену как Христос возлюбил Церковь, то есть отдал свою жизнь за Церковь, пролил свою кровь на Кресте за Неё:

Муж и жена в христианском браке становятся одной плотью, а также несут обоюдную ответственность за сохранение брачного союза, потому как по словам Иисуса Христа:

В Евангелии Христос повторяет слова седьмой заповеди, данной Моисею: «Не прелюбодействуй» о том, что супружеская измена является грехом и тяжелейшим преступлением против Бога и ближнего своего, и о том, что христиане должны хранить супружескую верность:

Важной частью брака является самопожертвование, суть которого изложена в послании апостола Петра, в Новом Завете:

Общехристианское понимание брака, согласно Новому Завету.

Церковь через послание апостола Павла называет брак великим «таинством» или «тайной», сравнивая соединение супругов в христианском браке с соединением Христа с Церковью:

Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна (τὸ μυστήριον) сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви.

(Еф. 5:31-32)

Брак в христианстве
Внешняя сторона священнодействия
Ветхий Завет
Церковный брак в первые века христианства
Подготовка к таинству брака
Православное чинопоследование брака
Условия совершения
Свидетели венчания
Время браковенчания
Расторжение и повторный брак
Повторный брак
Браки с иноверцами в России до 1918 года
Брак в евангельских церквях
Заключение брака
Расторжение брака

Согласно христианскому вероучению, супруга должна повиноваться мужу, а муж должен любить жену как Христос возлюбил Церковь, то есть отдал свою жизнь за Церковь, пролил свою кровь на Кресте за Неё:

Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Хрис­тос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем. Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за Нее,

(Еф. 5:22-25)

Муж и жена в христианском браке становятся одной плотью, а также несут обоюдную ответственность за сохранение брачного союза, потому как по словам Иисуса Христа:

…и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает.

(Мф. 19:6)

В Евангелии Христос повторяет слова седьмой заповеди, данной Моисею: «Не прелюбодействуй» о том, что супружеская измена является грехом и тяжелейшим преступлением против Бога и ближнего своего, и о том, что христиане должны хранить супружескую верность:

Я говорю вам: кто раз­ведет­ся с женою своею не за пре­любо­деяние и же­нит­ся на другой, тот пре­любо­дей­с­т­ву­ет; и же­нив­шийся на раз­веден­ной пре­любо­дей­с­т­ву­ет.

(Мф. 19:6)

Важной частью брака является самопожертвование, суть которого изложена в послании апостола Петра, в Новом Завете:

Также и вы, жены, повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются слову, житием жен своих без слова приобретаемы были, когда увидят ваше чистое, богобо­язненное житие. Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кротко­го и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом… Также и вы, мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследни­цам благодатной жизни, дабы не было вам препятствия в молитвах.

(1Петр. 3:1-4,7)

Гражданский

Самый популярный вид, который юридически получил свое название «Гражданский», также его еще называют официальным, светским или законным. Этот брачный союз жених и невеста регистрируют в органах ЗАГСа, он единственный признан российским законодательством, регулируется с помощью Семейного кодекса РФ, а потому и защищен с точки зрения юриспруденции.

Каждый из законных супругов имеет равные права и определенные обязанности в семье, которые закреплены на законодательном уровне. Также закон регулирует и имущественные отношения мужа и жены.

После заключения официального бракосочетания молодожены становятся друг другу первоочередными наследниками.

Многие называют гражданским союзом влюбленных, которые живут вместе, но без штампов в паспортах. Если рассматривать данный вопрос со стороны юриспруденции, то это заблуждение и таким браком называется другой вид – фактический, о котором мы поговорим ниже.

Кстати, в 19 веке регистрировали исключительно в церкви – совершая духовный обряд перед Богом, а вот супружество тех кто этого не делал называли гражданским.

Ошибка Казановы

От Адама и Евы мужчина и женщина влекутся друг к другу, стремясь восстановить единство общей природы. Но почему же тогда Церковь так категорично осуждает блуд? Ведь если это влечение заложено в их естестве, то что плохого в его удовлетворении, пусть даже и вне брака? Современная идеология так называемой “свободной любви” строится как раз на этом природном влечении полов. Основной тезис этой идеологии звучит примерно так: если у человека есть потребность, нужно ее удовлетворить, ведь что естественно, то не безобразно.Звучит, вроде бы, складно. Но по своему содержанию эта фраза глубоко ошибочна и внутренне противоречива.

Дело в том, что слово “безобразие” – это христианский термин, означающий отсутствие в ком-либо образа Божия. Человек сотворен по образу Божиему, но совсем не естество или природа являются в нем выражением этого образа. Христианство жестко разделяет в человеке личность и естество, принадлежащее этой личности. И поскольку Сам Бог – Личность, то и образ Его в человеке запечатлен на уровне личности. А естество как раз этого образа лишено, потому что – безлико.

Брак подразумевает два уровня единства супругов – личностный и природный. В христианском браке человек с радостным удивлением начинает понимать, что та красота души, те достоинства и качества личности, которые так дороги ему в любимом, это не что иное, как – отблеск красоты Божьего образа. И такой взгляд друг на друга, как на икону Создателя, конечно, связывает мужчину и женщину гораздо сильнее обычного естественного влечения.

Блуд же объединяет людей лишь на уровне естества. Это ущербная форма человеческих отношений, в которой мужчина и женщина вступают в телесную близость, лишь повинуясь влечению своей природы, и полностью игнорируют друг в друге личность, образ Божий. Что, собственно, и является безобразием, или отсутствием целомудрия, которое иногда ошибочно воспринимается как отрицание телесных отношений в принципе. На самом деле, именно в браке эти отношения как раз и являются целомудренными, поскольку подразумевают цельное восприятие любимого человека.

Ущербность нецеломудренного отношения к противоположному полу можно лучше понять на примере, взятом из жития прп. Петра и Февронии Муромских.

Счастье, построенное на грехе

Если полвека назад пару, живущую без регистрации брака, презрительно называли сожителями, то ныне некоторые люди гордятся своим положением, объясняя все взаимным доверием и свободой действий.

О каком доверии идет речь, если пара решила сначала попробовать стать семьей, чтобы в любой момент иметь возможность обрести волю? Те люди, которые кичатся своей свободой, скорее всего, перепутали это слово с вседозволенностью.


Гражданский брак

Нерасписанные пары изначально живут во лжи, недоверии и неуверенности в завтрашнем дне. Гражданский брак является иллюзией христианской семьи. Женщина хоть и называет себя женой, на самом деле не имеет никаких прав официальной супруги. Через призму блуда и обмана женщины приобретают фиктивную семью, мужчины — бесплатную любовницу, домработницу.

Семья, построенная на блуде, никогда не будет иметь покровительство церкви. Любой грех относится к беззаконию (Иоан. 3:4).

Нарушая законы духовной жизни, человек ведет себя к саморазрушению, у него нет никакой возможности попасть в Царство Божье. Об этом предупреждает апостол Павел в Своем послании Коринфянам. Глава 6 этого послания четко говорит о том, что блуд, прелюбодеяние — смертные грехи.

Важно! При этом Павел (1Кор. 6:9-20) предупреждает о том, что человеку позволительно многое, но никакие страсти не должны управлять верующим, ибо его тело — храм Божий. Здесь же апостол подчеркивает, что Господни двери всегда открыты для тех, кто поймет свой грех и раскается

Каждая пара, живущая в гражданском браке, если супруги воспитывались в христианских семьях, прекрасно знает, что их связь — грех, который никогда не даст полноты счастья. Основное отличие гражданской семьи от законной лежит в недоверии, боязни ответственности, неуверенности в собственных чувствах.

Кому отказывают в венчании?

Если Он или Она не расторгли предыдущий брак или венчались более 3 раз. Так что второй церковный брак вполне возможен. Церковь различает три степени родственных отношений, которые неприемлемы для бракосочетания.

Кровное родство определяется общим предком, например, дедом или бабушкой. Брачный союз между родными братом и сестрой считает святотатством. В Англии и некоторых штатах США разрешается обвенчаться двоюродным братьям и сестрам.

Свойственное родство (свояк, свояченица) считается по родственникам жены-мужа и тоже в категории запретных браков. Духовная близость для венчания также недопустима. Например, когда крестная (восприемница), крестный (восприемник) являются духовными родителями тех, кого крестят.

Сексуальные отклонения не соответствуют христианскому пониманию союза мужчины и женщины. Гомосексуалистов, лесбиянок и транссексуалов не венчают. Хотя сегодня такие однополые отношения признаются на законодательном уровне во многих странах мира, например, в Нидерландах.

Не достигшие законного брачного возраста, удочеривший на удочеренной, усыновительница на усыновленном, монахи, состоящие в духовном сане (начиная с иподиакона), по церковным канонам не могут повенчаться.

Если кто-то из супругов атеист, иноверец или кто-либо из молодых не был крещен и не хочет креститься перед венчанием, церковный брак с ними не допускается.

Важно знать! Венчание в церкви подразумевает осознанное соединение влюбленных в единую семью, устроенную по божественным правилам. Этим церковный брак отличается от заключенного в ЗАГСе, когда сиюминутный наплыв страстей зачастую толкает жениха и невесту на поспешный, необдуманный шаг, о котором они впоследствии могут жалеть.

Что является главным в семейной жизни?

Итак, мы подошли к, что называется, краеугольному камню семейной жизни. Ответственность. Именно она, а не любовь, уважение и взаимопонимание, как многим кажется, является основой основ жизни семьи. Нет, я ни в коем случае не хочу принижать роль любви или уважения в супружестве, однако сколь не уважай безответственного человека, а нормальной семьи с ним не построишь. Если муж или жена не желают брать на себя ответственности, это не исправить любовью. Если отношения строятся по принципу «ты должен», «ты должна», то никакое взаимопонимания невозможно в принципе. Выходит, что, как ни парадоксально, а другого средства для того, чтобы закрепить взаимную ответственность, кроме государственной регистрации брака, у нас нет. Не подумайте, я бесконечно далёк от мысли, что штамп в паспорте или документ с гербовой печатью пробудят ответственность в безответственном субъекте, однако как бы то ни было, а решаясь на регистрацию брака люди хотя бы явно не отказываются от фиксации взаимной ответственности и обязательств. С этой точки зрения, требование обязательной регистрации брака перед венчанием выглядит как нельзя более логичным и обоснованным

Коль скоро церковное благословение брачного союза – самое важное, высокое и главное, то вполне логично, в рамках подготовки к нему необходимо выполнить все промежуточные требования, одним из которых является регистрация брака в ЗАГСе. Если же людям принципиально важно венчание без брака, то им вполне обоснованно можно отказать – не желаете брать на себя ответственность, нечего вам делать под венцом

В конце концов, сожительство без регистрации – ни что иное, как имитация семейной жизни. Глупо требовать от Церкви, венчанием благословляющей создание малой церкви, то есть семьи, таким же образом благословлять пустопорожнюю фальшивку.

Вне церкви православная свадьба должна проходить целомудренно

После того как священник совершит таинство венчания, большинство молодоженов и гостей свадьбы отправляются за праздничный стол. Православные при этом должны вести себя за ним скромно и целомудренно. Не стоит распивать в больших количествах спиртные напитки, устраивать драки и т.д.


Свадебный пир «Русская свадьба». Лубок. 1880-е. Православным на свадьбе необходимо соблюдать скромность: не употреблять излишне алкогольные напитки и предаваться развратным танцам

В наше время можно обратиться к приходскому священнику или же в агентство, специализирующемуся на организации праздников. Они подскажут, как можно провести православную свадьбу по всем церковным канононам, а также занять её гостей.

Кроме того, некоторые ЗАГСы организуют проведение православных свадеб по предварительной договорённости с Русской Православной Церковью.

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Как церковь заключает брак?

Будущие молодожены или уже состоящие в гражданском браке супруги обращаются в храм для предварительного согласования своего желания вступить в церковный брак со священнослужителем

Как правило, батюшка поинтересуется мотивами совершения обряда, вкратце напомнит значение и важность такой ответственности, расскажет, как правильно подготовиться к церемонии. Брачному богослужению должно предшествовать соблюдение поста, ежедневное чтение молитв, а также прохождение обряда очищения — исповеди и причастия

В заранее оговоренный день, когда заключается церковный брак, жених и невеста участвуют в утренней литургии. Это предусмотрено церковным уставом, хотя церковь разрешает и не делать этого, идя навстречу молодым, которые в этот же день регистрируют брак в Загсе и проводят утро в предсвадебных хлопотах.

Подготовка к венчанию начинается с молитвы с зажженными свечами в руках, которые будущие супруги принимают из рук священника, как символ чистоты и радости грядущего события. А дальше следует обряд обручения — служитель храма надевает на пальцы молодым обручальные кольца и трижды меняет их в знак согласия на взаимовыручку, готовность давать и принимать помощь. Церковный брак полон ритуалов, символизирующих духовные обеты. Кстати, обручальные кольца, соответствующие требованиям церкви должны быть из разных металлов: для жениха – золотое, для невесты – серебряное, что подчеркивает главенство мужа. А вы хотите какие-то особенные кольца? Церковь не запрещает, а информацию о салонах, которые вам помогут, можно найти на сайте Свадьбаголик.Ru.

После обручения супруги венчаются. Для этого они торжественно перед лицом Бога в центре храма подтверждают свободу своего выбора, обязуются быть верными, любить и заботится. Священник проводит молитвенную службу, в ходе которой освящается брачный союз и благословляется на счастливую супружескую жизнь.

Существуют дни, когда Таинство венчания не совершается

В Православной церкви существуют дни, когда Таинство Венчания не совершается. Соответственно, православная свадьба не может состояться.

  • в течение всех четырех многодневных постов;
  • во время Сырной седмицы (масленицы);
  • на Светлой (Пасхальной) Седмице;
  • в период Святок: от Рождества Христова (7 января по н.ст.) до Крещения Господня (19 января по н.ст.);
  • накануне двунадесятых и великих праздников;
  • накануне постных дней — среды и пятницы, а также по субботам в течение всего года;
  • накануне и в день праздника Усекновения главы Иоанна Предтечи (10 и 11 сентября по н.ст.);
  • накануне и в день праздника Воздвижения Креста Господня (26 и 27 сентября по н.ст.);
  • накануне престольных праздников того храма, в котором планируют совершить Таинство.


Фотосессия таинства венчания в Благовещенском кафедральном соборе в Воронеже Венчаться православный может только в православном храме, а само Таинство может совершать только законно поставленный «белый» священник.

Исключение из этих правил может быть сделано только по благословению правящего архиерея, и то при наличии чрезвычайных обстоятельств. При этом необходимо также помнить, что Таинство Венчания может совершать только законно поставленный «белый» священник.

Местом совершения Таинства — любой православный храм.

Во многих храмах существует предварительная запись, и проблему с ней надо решить заранее. Если есть желание, чтобы венчал конкретный священник, необходимо обговорить этот вопрос с ним, иначе Таинство будет совершать тот священник, «череда» которого выпадет в этот день

Ситуация 3. «Патриархальный» брак.

Бывает, что священники не делают тайны из своей семейной жизни. Жаль только, что во многих случаях вместо иконы супружества прихожане видят лубок. Настоящим церковным браком почему-то считается патриархальный тип семьи с элементами архаики, где женщине уготовано место домохозяйки (еще один церковный стереотип: оказывается, жене клирика нельзя работать), а мужчину беспрекословно должны слушаться все члены семьи. Это напоминает какую-то ролевую игру, в которой каждый из участников следует строго определенному, но давно устаревшему амплуа, даже в одежде подражая моде прежних веков. И нередко у прихожан возникает вопрос: почему в XXI веке брак, основанный на христианских началах, должен подстраиваться под стандарты века XVIII? Такой специально выстроенный «православный брак» вряд ли может служить образцом для всех христиан. Не получается у таких супругов отделить то вечное в христианском союзе, что заложено в него Господом, от исторически привнесенного. Христианское измерение семейной жизни, проявляющееся во взаимном уважении, равенстве и эмоциональной близости супругов, забывается в угоду буквальному соблюдению культурных и бытовых реалий безвозвратно ушедших веков.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector