Деятельность фнс россии

Задачи налоговых органов

Во исполнение возложенных на налоговые органы обязанностей, Федеральная налоговая служба выполняет следующие задачи:

  • обеспечение соблюдения законодательства о налогах и сборах;
  • создание комфортных условий для исполнения налогоплательщиками налоговых обязанностей;
  • снижение административной нагрузки и упрощение процедур, развитие открытого диалога с бизнесом и обществом;
  • укрепление и совершенствование кадрового потенциала;
  • оптимизация деятельности налоговых органов с учетом эффективности затрат на ее осуществление.

Эти задачи решаются налоговыми органами при взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления. Такое взаимоотношение должно влиять положительно на повышение налоговой дисциплины в сфере экономики и обеспечение своевременного поступления налоговых платежей в бюджет государства и во внебюджетные фонды. Такое взаимоотношение носит разнообразные формы, которое регулируется примерно 60 межведомственными нормативно-правовыми актами.

Федеральная налоговая служба в рамках выполнения своих задач и в соответствии с действующим законодательством осуществляет организацию работы подконтрольных инстанций по осуществлению контроля исполнения положений Налогового Кодекса, осуществляет проверку финансовой документации предприятий и корректности ведения налогового учета, а также проводит анализ статистических сведений и формулирует на основе анализа рекомендации по усовершенствованию и повышению эффективности налогового контроля.

Горячая линия Налоговой службы ФНС России

Контакт-центр был создан государством для того, чтобы граждане могли задать необходимые вопросы сотрудникам ФНС. не выходя из дома. На горячую линию звонят люди, которые по каким-то причинам не могут попасть в отделение инспекции лично, или те граждане, которые хотят получить консультацию по определенным вопросам без документального оформления, — в этом случае целесообразней позвонить по контактному номеру, чем идти в отделение и ждать своей очереди.

8-800-222-2222

8-800-222-2222 — это единый номер Федеральной Налоговой Службы, звонок на который осуществляется бесплатно. Здесь можно задавать любые вопросы, связанные с налоговыми сборами, изменениями в Законодательстве, правами налогоплательщиков. Этот контактный номер работает по всей России. Прием звонков осуществляется ежедневно:

  • Понедельник, среда — с 9 утра до 6 вечера.
  • Вторник, четверг — с 9 утра до 8 вечера.
  • Пятница — с 9 утра до 5 вечера.

По субботам и воскресеньям контактный центр не работает. В нерабочее время граждане получают необходимые ответы на вопросы при помощи автоматического информатора. Однако на некоторые вопросы он ответить не сможет. Только в рабочее время у россиян есть возможность напрямую связаться с оператором. Ежегодно ФНС старается улучшать качество обслуживания и расширить число операторов для того, чтобы снизить время ожидания ответа на линии.

Межрегиональные и межрайонные инспекции

Одним из результатов структурных реформ стало появление межрегиональных и межрайонных инспекций. В отличие от своих «коллег», которые преимущественно выполняют контролирующую функцию на основе территориальной привязки гражданина, межрегиональные ведомства основываются на его категории.

Межрайонные инспекции, как правило, контролируют:

  • административные районы;
  • крупнейших налогоплательщиков.

Под крупнейшими налогоплательщиками подразумевают организации, чьи активы составляют более 20 000 000 000 рублей или суммарный размер налоговых начислений превышает 1 000 000 000 рублей, причем для фирм, предоставляющих услуги связи эта планка уменьшена до 300 000 000 рублей, а для транспортных компаний — до 50 000 000 рублей.

О ФНС России

Федеральная Налоговая служба — это орган, главной задачей которого является государственный экономический надзор. Это структура исполнительной власти, которая находится в ведении Министерства финансов РФ. ФНС выполняет следующие задачи:

  • Контроль за соблюдением постановлений о налогах и сборах.
  • Контроль за своевременным внесением в бюджет налоговых сборов.
  • Контроль за правильностью налоговых исчислений.
  • Контроль за соблюдением валютного закона РФ.

Также ФНС считается уполномоченным органом исполнительной власти, который в полномочия которого входит регистрация юридических лиц, фермерских сообществ, индивидуальных предпринимателей. Регулировка деятельности Налоговой службы осуществляется Налоговым Кодексом РФ. В состав ФНС входит центральный аппарат, межрегиональные структуры. Общее число работников государственной структуры превысило 170 тыс. человек, по данным на 2021 год.

Полномочия налоговых органов

Согласно ст. 45 НК РФ, обязанность по уплате налогов считается исполненной с момента предъявления в банк поручения на уплату соответствующего налога, при наличии достаточного денежного остатка на счете налогоплательщика.

При уплате налога наличными денежными средствами он считается уплаченным с момента внесения денежной суммы в банк или в кассу органа местного самоуправления, либо в организацию связи.

Уплате налога должно предшествовать представление в налоговый орган бухгалтерских  и иных документов, установленных НК РФ, законом «О бухгалтерском учете» и утвержденных в установленном порядке  инструкциями Минфина РФ и  ФНС РФ.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налогов являются основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

При неуплате налога в срок, указанный в требовании, производится его принудительное взыскание за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банках или путем взыскания за счет иного имущества должника.

Контроль за своевременностью, полнотой и правильностью уплаты налогов осуществляют налоговые органы, которым предоставлены в этой части широкие полномочия и  возложены конкретные обязанности.

Важно! Налоговые органы вправе требовать от налогоплательщика или налогового агента документы, определенные в установленном законом порядке,  проводить  камеральные и выездные налоговые проверки, при этом производить выемку необходимых документов; отбирать объяснения у налогоплательщиков и других лиц по вопросам, связанным с налогообложением; приостанавливать операции по счетам налогоплательщика в банках и налагать арест на его имущество; осматривать (обследовать) используемые налогоплательщиком для получения доходов помещения и территории; доначислять  суммы неуплаченных (неправильно исчисленных) налогов; предъявлять в суды иски; взыскивать в бесспорном порядке неуплаченные суммы налогов и пени. Согласно ч.2 ст.33 НК РФ вышеуказанные права налоговых органов являются обязанностью для их должностных лиц

Согласно ч.2 ст.33 НК РФ вышеуказанные права налоговых органов являются обязанностью для их должностных лиц.

При выявлении налоговыми органами налоговых правонарушений они вправе привлекать налогоплательщика к налоговой ответственности, предусмотренной гл. 16 НК РФ, а также к административной ответственности должностных и юридических лиц в соответствии с КоАП РФ.

Что делать, если налоговые органы превышают свои полномочия

Если при проведении проверки и иной профессиональной деятельности инспектор нарушает границы закона, то предприниматель или представители компании могут защитить свои права. С нарушениями закона необходимо бороться – помочь в этом сможет грамотная юридическая консультация.

Действия и решения, выходящие за рамки закона, могут быть обжалованы в вышестоящей инстанции или в суде. Шансы выиграть дело намного выше, если воспользоваться юридической помощью. Своевременное обращение к юристу – основной фактор успешного завершения дела.

Незаконные действия фиксируются в процессе проверки, поэтому рекомендуется вызывать юриста перед ее началом. Налоговые инспекторы, работающие под контролем адвоката, будут вести себя осмотрительнее.

Приступить к проверке инспекторы могут только после предъявления постановления и служебных удостоверений (ст. 91 НК РФ). Предъявление только удостоверений не является основанием для проведения проверки.

В постановлении о проведении проверки должна быть указана ее цель и обозначен круг вопросов, подлежащих контролю. Если проверка назначена по НДС, то проверяющие не имеют права требовать доступа к документам, не связанным с этим налогом.

Инспекторы не могут проводить осмотр помещений, которые не имеют отношения к хозяйственной деятельности налогоплательщика. А выемка документов производится только в присутствии незаинтересованных понятых.

Инструкция “Как вести себя при обыске” от наших адвокатов

Доказательства, которые инспекторы в ходе проверки получили с нарушением норм, не могут быть представлены в суде. Чем больше процедурных ошибок допустит инспектор во время проверки, тем выше будут шансы опровергнуть ее результаты. Присутствие юриста во время работы инспекторов поможет грамотно зафиксировать допущенные нарушения.

Если проверка уже прошла, но налогоплательщик считает, что были допущены нарушения, то ему следует:

  • записать должности и фамилии инспекторов, проводивших проверку;
  • потребовать предоставить копию постановления;
  • требовать письменных пояснений по всем проводимым мероприятиям.

Далее предпринимателю потребуются услуги адвоката. Необходимо составить жалобу с подробным перечислением всех нарушений и требованием пересмотра решения. Жалоба направляется в вышестоящий налоговый орган. Если будет получен отказ, то составляется исковое заявление в суд.

Главным аргументом в противодействии превышению служебных полномочий налоговыми органами является подготовленность и осведомленность. Необходимо знать правила проведения проверок и ознакомить с ними своих сотрудников. Желательно иметь под рукой номер адвоката, к которому можно обратиться за юридической помощью.

Деятельность налоговых органов — ключевые направления

Любой государственный орган создается для достижения каких-либо целей. Это впоследствии становится ключевым фактором, на основе которого происходит формирование направлений деятельности всех без исключения ведомств. Федеральная налоговая служба в данном случае не является исключением из правил. Она имеет ряд взаимосвязанных задач, осуществление которых есть первостепенной целью. На сегодняшний день выделяют несколько основных направлений деятельности ФНС.

  1. Прежде всего, налоговая служба осуществляет контроль исполнения законодательства в сфере взыскания налогов и сборов. По сути, орган является ключевым исполнителем принудительного сбора обязательных платежей.
  2. Еще одним важным направлением деятельности ФНС является разработка и приведение в действие политики, обеспечивающей оперативное и эффективное поступление средств в бюджет государства.
  3. Третьей главной целью органа можно назвать финансовый контроль, осуществляемый в пределах его компетенции.

Таким образом, деятельность органов налоговой службы является целенаправленной и нормативно обусловленной. Функции ФНС актуальные и, что самое главное, вполне реальны при учете нынешнего положения дел в Российской Федерации. Для их реализации орган наделяется рядом исключительных полномочий, аналогов которым нет в других государственных ведомствах.

Обязанности налоговых структур

В соответствии с нормами закона налоговики обладают рядом обязанностей. Перечислим важнейшие из них.

Прежде всего обязанности налоговых органов включают неукоснительное соблюдение законодательства, отражающего процедуры исчисления и получения сборов в казну. Также структуры ФНС и иных ведомств, ведущих смежную работу, обязаны осуществлять контроль над тем, чтобы нормы правовых актов соблюдались всеми субъектами, которых регулирование касается.

Ведомства обязаны вести корректный учет в налоговом органе плательщиков сборов, разъяснять им особенности применения актуальных правовых актов, информировать их о том, каковы размеры текущих платежей. Кроме того, ФНС обязана предоставлять необходимые формы отчетности (а также разъяснять нюансы их заполнения).

Любой отчет, разъяснение, заявление в налоговый орган подаются в соответствии с официальными или рекомендуемыми форматами.

Ведомству, в силу требований закона, предписывается помогать гражданам в предоставлении соответствующих документов.

ФНС обязана возвращать переплату по налогам (или установленным образом пересчитывать в сопоставлении с другими сборами), пеням и различного рода штрафам.

Налоговые органы обязаны неукоснительно соблюдать конфиденциальность процесса взаимодействия с гражданами. Дело не только в обеспечении соответствия положениям ФЗ «О персональных данных» и иных защищающих индивидуальные сведения о плательщиках правовых актах. В России есть такое явление, как «налоговая тайна», и задача ФНС — в полной мере соблюдать ее.

Таковы основные обязанности налоговых органов. Безусловно, есть и иного рода задачи, которые предписывается решать ведомству в силу закона. Мы отразили те, что касаются, прежде всего, взаимодействия ФНС и граждан. Есть, конечно, большое количество межведомственных обязательств данной структуры (например, время от времени должны передаваться в те или иные инстанции различные документы налоговых органов — отчеты, договоры, планы и т. д.).

Межрегиональные инспекции

Данного рода структуры призваны решать следующие основные задачи:

  1.  контролировать соблюдение законов, регулирующих налоги и сборы на терриитории определенного федерального округа;
  2.  эффективное взаимодействие с полпредами Президента РФ (касательно вопросов, находящихся в общей с ним компетенции);
  3.  контроль над работой региональных структур ФНС посредством проверок.

Налоговые органы РФ данного типа классифицируются, как мы уже сказали выше, в зависимости от отрасли, которую они регулируют. Так, в сегодняшней структуре есть следующие основные типы межрегиональных налоговых инспекций:

ведущие контроль над субъектами сферы добычи и переработки нефти;

обеспечивающие корректное выполнение налоговых законов фирмами, занятыми в газовой промышленности;

контролирующие дисциплину в аспекте выплат сборов в казну предприятий, занимающихся выпуском алкогольной и табачной продукции;

взаимодействующие по вопросам перечисления налогов с компаниями энергетической сферы;

обеспечивающие соответствие деятельности металлургических предприятий налоговому законодательству;

взаимодействующие по вопросам уплаты сборов в казну с компаниями, которые оказывают услуги связи;

осуществляющие контроль за корректным выполнением налогового законодательства со стороны транспортных предприятий.

Структура налоговых органов

Структура и понятие о ФНС РФ определены Постановлением Правительства «Об утверждении положения о ФНС». Подробная схема размещена на веб-странице ФНС.

Кратко она выглядит следующим образом:

  1. Высший налоговый орган в РФ – ФНС, подчиняется Министерству финансов.
  2. Пять межрегиональных инспекций.
  3. Управления налоговой службы по субъектам.

Во главе ФНС стоит руководитель. Предложение о назначении на пост исходит от Минфина РФ. Утверждение на пост и освобождение от должности выполняет Правительство страны. На начальника возлагается персональная ответственность по выполнению порученных ФНС задач и функций.

Управление налоговой службы страны по субъектам включает территориальные инспекции.

Обратиться в госналогслужбу можно различными способами:

  • по телефону;
  • письмом по почте России;
  • с помощью онлайн-сервисов;
  • через отделения по месту жительства.

Вся справочная информация содержится на официальной странице службы в интернете. Для консультаций по общим вопросам открыта единая горячая телефонная линия. Центральный аппарат круглосуточно доступен по телефону доверия +74959130070.

Форма одежды всех налоговых сотрудников содержит отличительный нарукавный знак с гербом. В качестве герба используется эмблема Министерства налогов и сборов. Внешне она схожа с гербом России. Отличие состоит в том, что правой лапой орел держит ключ, а левой – керикион Гермеса.

Структура

Современная система органов по налогам и сборам в России выстроена в соответствии с национально-территориальным и административным делением, которое было принято законодателем. Она слагается из четырех уровней. У каждого звена системы и его элементов есть своя специфика и функции.

Центральной структурой управления налогообложением на территории страны считается ФНС России. Немаловажную роль играет и Министерство финансов РФ. У Федеральной налоговой службы есть подчиненные организации в субъектах, находящиеся в ведении ФНС России, а также территориальные отделы и инспекции межрегионального уровня. Не стоит также забывать о межрайонных образованиях.

Структура ФНС РФ достаточно лаконичная. Рассмотрим каждую из ее составляющих подробнее. Под федеральной службой в данном случае следует понимать орган исполнительной власти, который занимается регистрацией ИП и юридических лиц, а также делами касательно банкротства

Важно отметить, что именно ФНС устанавливает налоговые ставки. Руководство службы может назначать и увольнять Правительство РФ по представлению главенствующего лица Минфина

Межрегиональные инспекции, входящие в структуру ФНС России, формируются для осуществления контроля над наиболее крупными налогоплательщиками. Интересно знать, что каждая инспекция занимается контролем над представителями лишь одной отрасли. Управления Федеральной службы по субъектам (сокращенно — УФНС) являются составляющими структуры ФНС регионального уровня. В их обязанности включается обеспечение контроля в методическом плане, а также координация деятельности нижестоящих инстанций.

Еще одним немаловажным элементом структуры органов ФНС считаются межрайонные инспекции. Они занимаются контролем налогового учета налогоплательщиков на уровне регионов. Следует иметь в виду, что такие инспекции находятся в подчинении не только ФНС, но и УФНС в соответствии с субъектом. Территориальная инспекция по некоторым классификациям также включается в структуру ФНС России. Данный орган осуществляет налоговый контроль в муниципальных образованиях. Речь идет о городах, районах или мелких населенных пунктах, не разделенных более детально.

Как выяснилось, структура инспекции ФНС России подразумевает существование четырех уровней. Среди них федеральный, федерально-окружной, региональный, а также местный уровни. Представленная иерархия в полной мере соответствует государственному административно-территориальному делению.

Структура налоговых органов

Учитывая тот факт, что налоговые органы — это ведомства исполнительной власти, их система основывается на принципах иерархичного подчинения. Основной всей структуры является Министерство Финансов. Оно есть основным органом в сфере контроля и координации хода финансовых средств внутри государства. В структуре министерства существует множество различных ведомств, каждое из которых занимается собственными функциональными направлениями. В свою очередь, налоговая сфера является компетенцией Федеральной налоговой службы и подразделений, непосредственно относящихся к ней. В своей работе ФНС является самостоятельным ведомством, частичная координация работы которого производится Минфином.

Полномочия налоговых органов

В соответствии со статьей 31 Налогового кодекса, действующего на территории РФ, налоговые органы вправе:

Требовать от налогоплательщика документацию по формам, которые установлены государственными формированиями и органами местного управления. Эти бумаги служат основаниями для исчисления и последующей уплаты налогов. В данную категорию целесообразно отнести также пояснения, документы, которые являются подтверждением правильности исчисления, а также полноты и своевременности погашения налоговых платежей. Стоит заметить, что это право осуществляется при реализации налогового контроля. Действующий порядок истребования документации рассмотрен в описании методик и форм контроля в сфере налогов и сборов. Организовывать налоговые проверки в том порядке, который установлен НК РФ. Необходимо дополнить, что они бывают выездными и камеральными. На некоторый период времени останавливать операции, связанные со счетами налогоплательщиков в банковских учреждениях и налагать арест на их имущественные комплексы в порядке, прописанном в НК РФ. В соответствии с действующим законом операции по счетам останавливаются, как правило, при непредставлении налоговых деклараций в сроки, которые установлены законодательством. Это может быть также мерой, обеспечивающей поступление налоговых выплат в государственные бюджеты разных уровней. Стоит заметить, что при непредставлении декларации в положенный срок операции по счету обычно приостанавливаются непосредственно до ее представления. На имущество может быть наложен арест в случаях, которые предусмотрены действующим на территории страны налоговым законодательством. Производить выемку документации при проведении налоговой проверки у налогоплательщика, которая свидетельствует об актуальности налоговых правонарушений. Обследовать (осматривать) любые применяемые налогоплательщиком для получения дохода либо относящиеся к содержанию объектов налогообложения — вне зависимости от места их нахождения — складские, производственные, торговые и другие территории и помещения. Осуществлять инвентаризацию имущественного комплекса, принадлежащего налогоплательщику. Стоит заметить, что осмотр территорий и помещений реализуется исключительно в рамках налоговой проверки выездного типа. Определять суммы налоговых выплат, подлежащие внесению со стороны налогоплательщиков в государственный бюджет или внебюджетные фонды. В данном случае используется расчетная методика на основе имеющихся сведений касательно налогоплательщика, а также информации о других аналогичных налогоплательщиках. В бесспорном порядке взыскивать с юридических лиц налоговые недоимки, а также пени согласно правилам, установленным НК РФ. Необходимо иметь в виду, что сегодня штрафные санкции можно взыскать исключительно в судебном порядке. Конкретнее: с физических лиц и ИП все разновидности недоимок взыскиваются также лишь в порядке суда, а с юридических лиц — в судебном или бесспорном порядке. Требовать от банковских учреждений документы, которые служат подтверждением исполнения платежных поручений со стороны налогоплательщиков

Важно отметить, что данное требование осуществляется в порядке контроля налогоплательщиков, реализующих погашение налоговых выплат, а также банковских структур, которые в качестве налоговых агентов перечисляют деньги в государственный бюджет. Привлекать для организации налогового контроля экспертов, переводчиков и других специалистов

Порядок процедуры в полной мере описан в методах и формах налогового контроля. Вызывать в качестве свидетелей лиц, которые могут знать о тех или иных обстоятельствах, имеющих значение для осуществления налогового контроля. Важно заметить, что свидетель вправе отказаться от дачи показаний в некоторых случаях, предусмотренных действующим на территории РФ законодательством. Здесь обязательным является составление протокола опроса свидетеля.

Налоговая администрация: цели и задачи деятельности

Налоговое администрирование заключается в реализации комплекса мер по непосредственному управлению созданной налоговой системой. Налоговое администрирование включает решение задач по обеспечению состояния правопорядка в налоговой сфере, контролю за соблюдением налогового законодательства налогоплательщиками, а также по профилактике, выявлению, раскрытию, расследованию фактов противоправного поведения налогоплательщика и осуществлению мер по возмещению ущерба, нанесенного государству в подобных случаях. Решение каждой из поставленных задач делегируется соответствующим специализированным организационным звеньям налоговой администрации.

Государственная (национальная) налоговая администрация – это совокупность государственных структур исполнительной власти, созданных или соответствующим образом специализированных для обеспечения налоговой безопасности государства и поддержания правопорядка в налоговой сфере путем осуществления мероприятий государственного налогового администрирования, реализуемых с целью защиты механизма налогообложения.

Налоговая администрация – это институт государственного управления в сфере налоговых правоотношений, целью деятельности которого является реализация государственной функции по достижению и поддержанию состояния налоговой безопасности и правопорядка в налоговой сфере.

Понятие «государственная налоговая администрация» может быть тождественно понятию «налоговая администрация» в том случае, если речь не идет о системе негосударственного управления в сфере налогообложения или системе налогового администрирования на международном уровне.

Функционирование системы государственной налоговой администрации предполагает решение задач по контролю за соблюдением налогового законодательства налогоплательщиками, а также профилактики, выявления, раскрытия, расследования фактов противоправного поведения налогоплательщика и осуществления мер по возмещению ущерба государству в подобных случаях. Решение каждой из поставленных задач делегируется соответствующим специализированным организационным звеньям налоговой администрации.

На систему государственной налоговой администрации возлагается выполнение двух генеральных функций в налоговой сфере: контрольной и правоохранной.

В результате контрольной деятельности системы налоговой администрации происходит выявление фактов нестандартного, отклоняющегося поведения налоговых субъектов

Следует обратить внимание, что результаты носят сугубо констатационный характер. С содержательной точки зрения по ее результатам контрольной деятельности можно лишь сделать вывод о том, были ли выявлены факты нестандартного поведения налогового субъекта

Оценка характера, установление причин и последствий такого поведения в задачи контрольной деятельности не входят. Ответы на эти вопросы получают в ходе следственной деятельности системы налоговой администрации.

Правоохранная деятельность системы налоговой администрации заключается во всестороннем анализе имеющейся в ее распоряжении информации, указывающей на возможное проблемное поведение налогового субъекта, и принятии адекватных мер по пресечению противоправного поведения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector