Генеральному секретарю оон антонину гутерреш — 4 писем

Содержание:

Кто может подать жалобу?

Любое лицо может подать жалобу в Комитет против государства, которое удовлетворяет этим двум условиям (будучи участником договора и приняв компетенцию Комитета рассматривать индивидуальные жалобы), утверждая, что его права по соответствующему договору были нарушены. Не обязательно, чтобы жалобу готовил юрист, хотя юридическая консультация может улучшить качество представленных материалов. Однако имейте в виду, что правовая помощь не предоставляется в соответствии с процедурами. Можно также подать иск от имени другого лица при условии получения его письменного согласия (без требования в отношении его конкретной формы). В некоторых случаях можно возбудить дело без такого согласия, например, когда человек находится в тюрьме без доступа к внешнему миру или является жертвой насильственного исчезновения. В этих случаях заявитель должен четко объяснить, почему такое согласие не может быть предоставлено.

Скачать образцы жалоб

Ответы на часто задаваемые вопросы

В чем практический смысл обращения в ЕСПЧ

  • Вы можете защитить нарушенное право и получить денежную компенсацию (включая компенсацию морального вреда и понесенных убытков)

  • Вы сможете получить возможность заключения мирового соглашения с властями
  • Вы сможете претендовать на отмену решения суда /приговора и пересмотр дела

  • Вы сможете повилять на ход своего уголовного дела, если обратитесь по поводу нарушения ваших прав на этапе следствия.

  • Вы сможете рассчитывать на применение обеспечительных мер обязательных для государства нарушителя, в том случае если ваше дело имеет экстраординарный характер

  • Вы сможете выработать дополнительную аргументацию на основе правовых позиций ЕСПЧ при доказывании в российском уголовном и гражданском судопроизводстве

​Также важно помнить, что подача жалобы в ЕСПЧ (например, по вопросу избрания/продления меры пресечения) и ее коммуникация может оказать существенное влияние на течение дела. 

Когда нужно начинать подготовку к подаче жалобы?

Опыт показывает, что не стоит с этим тянуть. Позицию для ЕСПЧ необходимо готовить с самого начала, т.е. уже в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции, или даже на этапе следствия, если речь идет об уголовных делах.

Сейчас все чаще встречаются процессы где, начиная с апелляционной инстанции, отдельный адвокат отвечает за подготовку жалобы к слушанию в ЕСПЧ. Но даже если для вас привлечение отдельного адвоката не представляется возможным, не забывайте говорить о нарушении ваших прав предусмотренных Конвенцией. Это имеет большое значение. 

Жалоба в ЕСПЧ стоимость?

Какова стоимость адвоката для Страсбургского суда? Какова стоимость за подачу жалобы в ЕСПЧ? Это, наверное, самые частые вопросы, которые мы слышим. Подача жалобы в ЕСПЧ бесплатна (госпошлина не взимается). Стоимость подготовки жалобы в Европейский суд начинается от 60 000 рублей.  Подробно об этом написано на странице “ОЦЕНКА ПЕРСПЕКТИВ ОБРАЩЕНИЯ В ЕСПЧ”

Сумма ваших расходов фиксируется в соглашении об оказании юридической помощи и изменению не подлежит.

При оценке целесообразности таких затрат следует помнить, что Европейский суд компенсирует заявителям судебные расходы в случае признания нарушения их прав. Это обстоятельство выгодно отличает ЕСПЧ от российских судов зачастую необоснованно ограничивающих размер таких выплат. 

Оказываете ли вы бесплатную помощь по подготовке жалоб в ЕСПЧ?

В том случае, если ваша жалоба была коммуницирована и Европейский суд сообщил, что вам требуется адвокат и необходимо поддерживать свое заявление, но у вас нет средств на оплату услуг по подготовке письменных замечаний, то в ряде случаев можно обратиться в ЕСПЧ за выделением средств на оплату услуг представителя. В этом случае расходы на адвоката будут удержаны из суммы присужденной компенсации.

Что делать, если я живу не в Москве?

Вы можете подать с нашей помощью жалобу. Первоначальный обмен документами возможен в электронном виде. Далее мы сможем обменяться документами с помощью почтовой связи.

Как строится работа?

Для того чтобы понять можем ли мы чем-нибудь вам помочь вам необходимо собрать все материалы и направить нам с сопроводительным письмом. Подробно об этом написано на странице “ОЦЕНКА ПЕРСПЕКТИВ ОБРАЩЕНИЯ В ЕСПЧ“. Мы не консультируем и не оцениваем перспективы по телефону.

В течение 7 дней мы связываемся с вами по электронной почте. Нами могут быть запрошены дополнительные документы и заданы вопросы. В том случае, если мы видим шанс вам помочь, мы предлагаем заключить соглашение об оказании правовой помощи и начинаем подготовку жалобы.
Срок подготовки жалобы, как правило, не превышает месяца, но зависит от срочности дела и того, сколько времени остается на подачу жалобы из отведенных 6 месяцев.

После того как жалоба подготовлена и подписана заявителем, мы начинаем ее отправку (в том случае, если доверитель выбрал такой вариант работы). Всю последующую переписку с судом (в т.ч. на иностранном языке) мы берем на себя. Это не повлечет для вас дополнительных затрат и беспокойства.

Положение КПЧ в системе международных органов по правам человека

Современная международная правовая система защиты прав человека базируется на Международном билле о правах человека – триаде международных актов, куда входят:

  1. Всеобщая декларация прав человека 1948 года.
  2. Международный пакт о гражданских и политических правах и два (первый и второй) факультативных протокола к нему.
  3. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах и факультативный протокол к нему.

В отличие от Декларации, которая носила и носит только рекомендательный характер, Пакты, вступившие в силу в 1976 году, позволили придать декларируемым правам человека юридически обязательный для стран-участниц характер. Кроме того, они расширили перечень признаваемых на международном уровне прав, а также создали правовые механизмы мониторинга их соблюдения, контроля и защиты.

Пределы компетенции международного комитета по правам человека ООНограничены действием Международного пакта о гражданских и политических правах. Этот документ подписан и ратифицирован 168 странами мира, в том числе США, всеми странами Европы и Россией как правопреемницей СССР.

Система Пакта включает и два факультативных протокола:

  1. Первый был принят в 1976 году в целях создания процедуры рассмотрения обращений (жалоб) о нарушениях Пакта. Протокол подписан и ратифицирован не всеми участниками Пакта – только 115 государствами. СССР (теперь и Россия) – участник Протокола с 1991 года.
  2. Второй протокол ориентирован на запрет (отмену) наказания в виде смертной казни. Он вступил в силу в 1991 году, спустя два года после принятия. Участников этого Протокола еще меньше – только 82 страны.

Именно за счет Протоколов компетенция КПЧ дополнилась функциями приема и рассмотрения жалоб на нарушения Пакта, а также надзорными функциями в сфере применения (отмены) смертной казни.

Вопросы соблюдения Пакта об экономических, социальных и культурных правах являются компетенцией другого органа ООН – Комитета по экономическим, социальным и культурным правам.

Таким образом, Комитет по правам человека ООНи Комитет по экономическим, социальным и культурным правам ООН – ключевые инстанции в системе международных органов по правам человека. Их на уровне ООН дополняют еще 8 комитетов, созданных в соответствии с международными договорами (соглашениями). Правда, у каждого из них существенно более узкая специализация – права ребенка, права инвалидов, ликвидация расовой дискриминации, ликвидация дискриминации женщин, запрет пыток и другие.

Предмет жалобы

Жалоба может касаться только индивидуального решения, вынесенного государственным органом, которое — по мнению данного лица — нарушает его права человека, гарантированные в Пакте. Это может быть, например, решение административного органа, прокурора, судебное решение и т.п.

Жалоба не может касаться содержания закона или другого правового акта, даже если данный правовой акт явно противоречит Пакту. Комитет по правам человека не имеет права проверять соответствие внутреннего законодательства положениям Пакта.

Жалоба не может вноситься в интересах общественности, т.е. нельзя, например, формулировать обобщенные обвинения в плохом обращении с заключенными, о погрешностях в судопроизводстве, о нарушениях тайны переписки. Жалоба может касаться исключительно нарушения определенных прав человека в отношении конкретного лица.

Комитет по правам человека не рассматривает жалоб на физические лица, предпринимателей, общества, кооперативы, ассоциации и т.п. В этом КПЧ ООН схож с Европейским судом по правам человека (ЕСПЧ).

Жалоба может касаться только решений государственных органов, которые были приняты после 1991 года, т.е. после вступления в силу Факультативного протокола. Т.е. пострадавшие от нарушений их прав во второй «чеченской кампании», исчерпав внутренние средства правовой защиты в РФ, могут обращаться в КПЧ ООН. В совершенно исключительных случаях Комитет может принять жалобу на решение, вынесенное до этой даты (1991 г.), если нарушение прав человека продолжается.

В качестве примера можно привести случаи нарушений прав граждан, помещенных с карательной целью в психиатрические больницы в РСФСР до 1991 г., но продолжавших находиться в ПБ после 1991 г. Так, Санкт-Петербургской Гражданской комиссией по правам человека в прошлом был задокументирован случай г-на Б-нова, пожилого гражданина РФ, который помещался с карательной целью в РФ многократно, провел начало 90-ых годов в психбольницах. После последней выписки из ПБ более туда (уже в РФ) он не попадал.

Права человека, которые могут быть предметом жалобы

Предметом жалобы могут быть только права человека, провозглашенные в Пакте .

Это нижеследующие права:

  • Право на жизнь (ст. 6).
  • Запрещение пыток или жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения или наказания (ст. 7).

На практике на эту статью чаще всего ссылаются лица, лишенные свободы (на нее могут ссылаться и лица, госпитализированные в психиатрические стационары).

  • Право на свободу и личную неприкосновенность (ст. 9).
  • Право лиц, лишенных свободы на гуманное обращение (ст. 10).
  • Право на свободное передвижение по территории государства и выбора местожительства, а также право покидать любую страну (ст. 12).
  • Права иностранца в связи с решением о высылке (ст. 13).
  • Право на независимый и беспристрастный суд (ст. 14). Это наиболее обширная статья, в которой установлен ряд прав обвиняемого и принципы уголовной процедуры.
  • Принцип презумпции невиновности и запрещение обратной силы уголовного законодательства (ст. 15).
  • Защита личной и семейной жизни, неприкосновенности жилища, а также тайны корреспонденции (ст. 17).
  • Свобода мысли, совести и религии (ст. 18).
  • Свобода слова (ст. 19).
  • Запрещение пропаганды расовой, национальной или религиозной ненависти (ст. 20).
  • Право на мирные собрания (ст. 21).
  • Право на свободу ассоциации с другими людьми (ст. 22).
  • Права супругов и семьи (ст. 23).
  • Права ребенка (ст. 24).
  • Право принимать участие в общественной жизни (ст. 25).
  • Права лиц, принадлежащих к национальным меньшинством (ст. 27).
  • Равенство перед законом и запрещение дискриминации (ст. 2, п. 1; ст. 26)

Прежде чем написать жалобу, следует внимательно ознакомиться с соответствующей статьей, обращая особое внимание на степень подробности положений и допускаемые ограничения. Комитет не принимает жалоб, касающихся нарушения прав человека, не провозглашенных в Пакте. Нельзя, например, ссылаться на право па труд или право на образование.

Программы

Устроиться в ООН реально, даже если нет опыта. Здесь широкие перспективы для волонтеров.

Для молодых специалистов

Для попадания в программу необходимо пройти вступительный экзамен. Заявку могут подать граждане государств-членов ООН:

  • младше 33 лет;
  • получившие степень бакалавра в университете;
  • знающие английский или французский язык.

После прохождения общего теста для назначения на должность необходимо будет пройти еще один по выбранному направлению. Они соответствуют представленным в категории «Специалисты».

Заявка подается по той же схеме, что и на любую другую вакансию. В описании опыта необходимо указать, что вы молодой специалист.

Стажировка

Для тех, кто еще не окончил университет, или прошло не более года после завершения учебы, предусмотрена возможность попрактиковаться в одной из главных штаб-квартир ООН.

Продолжительность − 2-6 месяцев. Работа оплачивается, но все расходы по проживанию и переезду ложатся на плечи студента. Но это прекрасная возможность показать себя и получить опыт.

От автора! Моя знакомая, проходившая стажировку в ООН в Женеве в качестве переводчика-синхрониста, получала 400 евро за 1 день работы сессии. Это говорит о том, что уровень оплаты очень высок.

Вакансии для стажировки расположены на основной странице международного портала по поиску работы в категории «Internship». Заявка отправляется по стандартной схеме.

Программа младших сотрудников-специалистов

Эта возможность также распространяется на молодых людей – выпускников ВУЗов, имеющих опыт работы 2 года. Их труд оплачивает государство, гражданами которой они являются. Изначально заключается контракт на 1 год. По результатам может быть предложена постоянная должность (без экзамена), но никто не мешает подать заявку на тест, если приглашения не последовало.

Узнайте доступные вакансии на сайте программы, перейдя по вкладке «Jobs».

Формуляр жалобы в ЕСПЧ и как его заполнять

Заполнять формуляр следует при помощи компьютера. Можно заполнить на русском языке. Внимательно просматривайте каждый лист. Все галочки должны быть проставлены. Если на первом листе не заполнить, например, графу «пол», при том, что пол заявителя явно следует из имени и фамилии, то жалоба будет признана неприемлемой.

Страница 1 — о заявителе, его гражданстве, адресе и телефоне

Если жалоба подаётся от имени человека, то есть физического лица, то следует заполнять раздел А.1. Если заявитель — организация, то А.2.

Здесь не должно возникнуть сложностей. В строке адрес необходимо указать адрес регистрации.

1-ый лист формуляра

Страница 2 — против какого государства подаётся жалоба

Здесь всё ещё проще. Просто нужно поставить «галочку» в чекбоксе нужной страны. В нашем случае это «RUS — Российская Федерация».

2-ой лист формуляра

Страница 3 — представитель заявителя, когда заявителем является физическое лицо

3-ий лист посвящён представителю физического лица. Если представителя нет, то есть заявитель пишет и отсылает жалобу сам, то нужно пропустить этот лист.

Если заявителя представляет человек, не являющийся адвокатом, например, супруг или супруга, то надо заполнять блок С.1. Если представляет адвокат, то С.2.

В блоке С.3. заявитель и его представитель должны поставить подписи и даты. Этот блок предназначен для того, чтобы заявитель согласился уполномочить представителя действовать от его, заявителя, имени.

3-ий лист формуляра

4-ий лист — о представителях компании-заявителя. Физические лица не заполняют этот лист.

4-ый лист формуляра

Страницы 5, 6, 7 — суть жалобы (изложение фактов)

На 5-ой, 6-ой и 7-ой страницах нужно изложить обстоятельства дела в хронологическом порядке. Необходимо стремиться к лаконичности и относимости фактов именно к описываемому нарушению. Нет большого смысла описывать ситуацию с самого начала, т.к. вы потратите место и не опишите по настоящему важные факты описывающие причины обращения в ЕСПЧ: какие действия государства и как ущемили права заявителя.

Итак, еще раз: нужно излагать факты. Эмоций и описаний моральных переживаний в этом разделе быть не должно.

Страницы 5, 6, 7

Страницы 8 и 9 – какие статью Конвенции были нарушены

На страницах 8 и 9 надо дать юридическую оценку фактам, изложенным на страницах 5, 6 и 7.

Нужно изложить, каким образом, и какие нормы Конвенции нарушила Россия своими действиями.

Страница 10 — о соответствии жалобы условиям приемлемости

На 10-ой странице формуляра жалобы в ЕСПЧ нужно указать, какими средствами восстановления прав пользовался заявитель: обращался в суды, но те не смогли признать (прекратить) нарушение прав заявителя.

Требуется указать, когда заявитель получил окончательное решение суда: от этой даты отсчитывается 6-месячный срок, когда можно подавать жалобу в ЕСПЧ.

Страница 11 – три вопроса об исчерпанности средств защиты

11-ая страница сводится к трём вопросам:

  1. Есть ли какие-то средства защиты, которыми заявитель не воспользовался.
  2. Пользовался ли заявитель другими международными средствами обжалования.
  3. Подавал ли заявитель ранее другие жалобы в ЕСПЧ.

Страница 12 — список приложенных документов

К формуляру нужно приложить копии документов, подтверждающих факты, изложенные заявителем.

Нужно прилагать копии, т.к. ЕСПЧ не возвращает материалы заявителю.

Для каждого дела будет свой набор документов, подтверждающих факты заявителя

Обращаем ваше внимание: документы нужно указывать в хронологическом порядке

Страница 13 — комментарий, подпись и контактное лицо

На 13-ой странице можно добавить комментарий. Необходимо подписаться и указать адрес для ведения переписки.

После того, как формуляр будет заполнен, его нужно распечатать и отправить в ЕСПЧ почтой. По электронной почте жалобы не отправляются.

Отправлять нужно со следующими реквизитами:

Кому The Registrar

Куда European Court of Human Rights, Council of Europe

Город Strasbourg — CEDEX

Страна France

Индекс F-67075

Компетенция Комитета по правам человека

Основная компетенция Комитета по правам человека ООН – мониторинг и контроль соблюдения странами-участницами Пакта о гражданских и политических правах и факультативных протоколов к нему. Для этой цели каждое государство обязано регулярно отчитываться перед Комитетом, предоставляя соответствующие доклады. Доклады предоставляются по запросу Комитета, обычно – раз в 4 года. Для стран, которые только стали участниками Пакта, первый срок доклада – спустя один год после присоединения к этому международному договору. Комитет заслушивает доклады в рамках пленарной сессии, по итогам чего готовит свои рекомендации – заключительные замечания.

Самый важный доклад – первоначальный. Он должен охватывать все положения Пакта и показывать ситуацию в стране по исполнению политических и гражданских прав человека в целом. Практически аналогичные требования предъявляются к периодическому докладу, который готовится на фоне произошедших кардинальных изменений в стране, например, в случае смены строя, системы власти в стране. Другие доклады носят краткий характер. В них акцент делается на тех проблемах, которые были затронуты Комитетом ранее и по поводу которых давались замечания.

Заслушивание доклада – не формальный отчет о ситуации в стране и ее оценка. Практикуемый формат – конструктивный диалог членов Комитета и представителей делегации заслушиваемой страны. Замечания включают результаты такого диалога, выводы из доклада и его обсуждения, оценку ситуации с правами человека в стране (положительные и отрицательные моменты) и рекомендации.

Вторая важная компетенция международного комитета по правам человека ООН– рассмотрение жалоб на нарушение прав человека, закрепленных Пактом. Комитет рассматривает индивидуальные и межгосударственные обращения. Предварительно жалобы проходят оценку приемлемости – соответствия по форме и содержанию требованиям Пакта и Протокола №1. Затем следует, как правило, длительный процесс запроса, получения, обмена информацией и документами между сторонами дела. Если жалобу сочтут приемлемой и подлежащей удовлетворению, то государству-нарушителю первично будет предложено устранить выявленные нарушения, в том числе, возможно, путем выплаты пострадавшей стороне компенсации. Затем следует процедура установления контакта и взаимодействия сторон, цель которой – восстановить нарушенные права и создать условия по недопущению аналогичных нарушений в будущем. Не все, но большинство удовлетворенных Комитетом жалоб позволили восстановить нарушенные права и (или) компенсировать потери.

На современном этапе Комитет по правам человека ООН занимает ведущие позиции в вопросах мониторинга, контроля соблюдения политических и гражданских прав человека, а также их защиты на международном уровне. Несмотря на то, что юридические механизмы Комитета можно счесть не столь эффективными, как, скажем, у Европейского суда по правам человека, у него намного более широкий территориальный охват деятельности. Кроме того, работа Комитета направлена, прежде всего, на предупреждение нарушения права человека и на исправление ситуации в тех, странах, где проблема стоит наиболее остро.

(!) ПОДДЕРЖИТЕ ПРОЕКТ

Основные факты о деятельности Комитета по правам человека

Международный комитет по правам человека ООН создан в 1977 году в соответствии со статьей 28 Пакта о гражданских и политических правах.

В состав Комитета входят 18 членов – экспертов, каждый из которых является гражданином одной определенной страны из числа стран-участниц Пакта и избирается на 4-летний срок. Одно государство-участник Пакта вправе выдвинуть одну кандидатуру эксперта в Комитет. Выборы и, соответственно, обновление половины состава Комитета происходят каждые 2 года в ходе ежегодной сессии Генассамблеи ООН путем проведения тайного голосования. Ключевой принцип формирования (выборов) Комитета – справедливое распределение членов по географическому признаку и представленность всех основных правовых систем мира.

Допускается переизбрание кандидата на второй срок. Если член Комитета подает в отставку или умирает, формально должны проводиться дополнительные выборы. Однако сложилась практика замещения выбывшего члена Комитета другим от того же самого государства.  Большинство экспертов – в прошлом юристы, имеющие опыт работы в судах или занимавшиеся научной деятельностью.

Члены-комитета, как граждане и представители определенной страны, имеют возможность в пределах полномочий контактировать и взаимодействовать с органами власти своего государства. Однако в процессе осуществления своих обязанностей должны действовать объективно и беспристрастно. Если подается жалоба в отношении определенного государства или представляется доклад определенного государства, его представитель из числа членов Комитета не может участвовать в рассмотрении такого обращения. При наличии сомнений в своей объективности и беспристрастности любой член Комитета вправе заявить самоотвод независимо от характера жалобы и доклада.

В структуру Комитета, помимо непосредственного его членов, входят:

  1. Председатель – глава Комитета.
  2. Три заместителя председателя.
  3. Докладчик – ответственный за подготовку ежегодного доклада на Генассамблее ООН.
  4. Три специальных докладчика, которым Комитет поручает выполнение определенных задач.

Эти лица избираются членами Комитета на 2 года.

Органом постоянной организационно-административной работы является Секретариат Комитета. Его сотрудники предоставляются в распоряжение Комитета Генеральным секретарем ООН. Офис Секретариата находится в Управлении Верховного комиссара ООН по правам человека, Женева, Швейцария.

Основной режим деятельности Комитета – предварительное недельное заседание рабочей группы и проведение трехнедельной сессии. Пленарные сессии (заседания) проводятся согласно графику (календарю) ежегодной работы, обычно трижды в год (март-апрель, июнь-июль и октябрь-ноябрь). Как правило, Комитет заседает в Женеве или Нью-Йорке – в Швейцарском Отделении ООН или Центральном аппарате ООН соответственно. Но возможно проведение выездных сессий – по приглашению какого-либо государства и на его территории. Календарь сессий публикуется Комитетом по правам человека ООНна сайтеУправления Верховного комиссара ООН.

На сессиях:

  • заслушиваются отчетные доклады 5-7 стран-участниц Пакта;
  • рассматриваются доклады по странам и разные целевые группы вопросов, подготовленные (отобранные) рабочей группой;
  • разрешаются по существу индивидуальные жалобы на нарушения Пакта.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector