Статья 15 конституции россии

Функции принципов права

Когда заходит разговор о функциях чего-либо, чаще всего подразумевается что это что-то функционирует. Т.е., выполняет полезную работу, дающую некий конечный результат.

Исследователи выделяют ряд функций. Первая, выделяемая многими авторами – регулятивная функция. Суть её сводится к установлению пределов правового регулирования. Устанавливаются рамки либо непосредственно принципом (как это происходит в международном праве), либо совместно с нормами права (как в отечественном зак-ве). В.Н. Карташов в своём труде выделяет её подфункции:

  • информационная (информационная ёмкость, ясность и понятность для всех)
  • ориентационная (необходимость учитывать действующие нормы при принятии новых, их изменении, прекращении)

— мотивировочная (полное и всестороннее изложение обстоятельств, исследование доказательств, доводы и наличие ссылок на требования, которые содержат принципы права при принятии юридического решения)

правовосполнительная (восполнение пробелов в праве за счёт аналогии, восстановление нарушенного права)

Следующая функция носит наименование правоохранительная. Должна обеспечивать законность, правопорядок, охранять право от. Также содержит ряд подфункций, например:

  • превентивная (недопущение нарушения прав, свобод, законных интересов)
  • контрольная (выявление пробелов, противоречий, ошибки, дефекты в праве)

Коммуникативная функция призвана обеспечению одинаково верного понимания п.п. различными субъектами юридической практики. Это должно обеспечивать их эффективное взаимодействие и, соответственно, принятие справедливых решений.

Список этот можно продолжать довольно долго, он не является закрытым. По мере выявления той или иной полезной работы, совершаемой п.п. могут добавляться и названия функций. Этот процесс можно назвать постоянным, в связи с не прекращающимся изменением общественных правоотношений и появлением новых. Итак, на наш взгляд, функции принципов права — это те конечные (выходные) результаты их существования (работы), такого их воздействия на формирование, существование и изменение правовой системы, которые приводят к преобразованиям в различных аспектах общественных отношений. Кои являются всеобъемлющими, но дробимыми по тем или иным признакам.

Лаврусь С.Ю. Реализация принципов права в юридической практике: Диссертация, Самара, 2005.

Чернобель Г.Т. Техника формирования и закрепления правовых принципов, Москва, Юстицинформ, 2011

Воронов А.Ф. Принципы гражданского процесса: прошлое, настоящее, будущее, Москва, Городец, 2009

Вердиян Г.В. Добросовестность как общий принцип права: монография. — «ЮРКОМПАНИ», 2013 г.

Стенограмма обсуждения законопроекта № 296209-6: http://api.duma.gov.ru/api/transcript/296209-6

Жеребцов А.Н. Международное право: Учебное пособие. — 3-е изд., перераб. и доп.

Декларация принципов международного права: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/intlaw_principles.shtml

Карташов В.Н. Принципы права: понятие, структуры, функции

Ещё по теме «Сущность и функции принципов национального и международного права»:

  • Правовое государство: общая характеристика, основные элементы
  • Верховенство права и правовое государство
  • Правовой нигилизм — как влияет на общество и что с этим делать?
  • Взаимосвязь международного и национального права
  • Согласие на обработку персональных данных — кода обязательно?

Что это значит?

Этот закон означает, что наша страна буквально дистанцировалось от Страсбурга. Теперь ЕСПЧ (Европейский суд по правам человека) не может прямо влиять на нашу юриспруденцию.

Мнения по этому поводу разделились: одни радуются, считая, что закончилась «правовая оккупация» нашей страны, другие, наоборот, от этого закона в недоумении. И дело тут не в патриотизме. Фактически Госдума приняла абсолютно антиконституционный закон. В ней сказано, что если нормы международного права будут противоречить внутренним, российским, то именно международные считаются главными. Другими словами, приоритет международного права над российскими признается Конституцией РФ.

Принципы российского права

За базовые принципы права в России можно принять положения Конституции РФ. Об этом высказался в своё время судья Конституционного суда А.Л. Кононов в особом мнении к Постановлению 1П от 27.01.2004 г. (к слову, первое из опубликованных на оф. сайте суда). Судья отметил, что общие принципы права, в т.ч., воплощённые в Конституции, обладают высшим авторитетом. Эти принципы являются мерой оценки правомерности всех НПА в России.

Ссылается на принципы права и Верховный суд. Так, в определении от 24.06.2009 г. по делу № 85-В09-5 ВС РФ упомянул принципы права о действии закона во времени. Один из нижестоящих судов этот принцип нарушил, распространив действие закона на прошлое время. Другой п.п., отмеченный ВС в Определении № 5-КГ14-121 от 02.12.2014 г. – принцип добросовестности. Он обязывает участников гражданского оборота вести себя добросовестно. К этому выводу приходит и один из исследователей – Вердиян Г.В. в своей монографии. Из приведённого видно, что принцип, несмотря на отсутствие чёткой формулировки в нормах может обязывать.

Что говорят о принципах права законотворцы? Депутаты, непосредственно участвующие в создании и развитии правовой системы РФ, также упоминают п.п. В частности, обсуждая новые гарантии Президента РФ, прекратившего свои полномочия, член КПРФ Обухов отметил следующее. Говоря о власти президента депутат назвал торжество п.п. противовесом всевластию. Ну а поскольку торжество чего-либо может обозначать, что это что-то взяло верх и находится на подъёме, то торжество п.п. может означать их главенствование.

Нужно, наверное, снова обратить внимание на действующие в РФ нормы. Так,. Часть их «разбросана» по Конституции, часть по НПА

Но без конкретных указаний вроде «вот то-то – это и есть принцип права». Существуют общие отсылки к соблюдению п.п., опять же, без конкретики. В законе г. Москвы от 13.02.2002 г., например, указано, что толкование Устава Москвы не должно противоречить общим п.п

Часть их «разбросана» по Конституции, часть по НПА. Но без конкретных указаний вроде «вот то-то – это и есть принцип права». Существуют общие отсылки к соблюдению п.п., опять же, без конкретики. В законе г. Москвы от 13.02.2002 г., например, указано, что толкование Устава Москвы не должно противоречить общим п.п.

Изменение порядка подачи в ЕСПЧ жалобы против России

Однако стоит заметить, что наша страна не вышла из международной правовой системы. Официально Конституционный суд РФ поясняет, что все-таки приоритет международного права над российским признается, хоть и формально. Скорее всего, это относится к неполитическим делам, по которым все-таки будут отменять решения, если ЕСПЧ не согласится с нашим правосудием. Однако в любом случае теперь это оставляется на усмотрение Конституционного суда РФ.

Изменились и правила подачи жалобы в Страсбург. Ранее по гражданскому делу, например, достаточно было проиграть его во второй инстанции, и уже можно было подавать жалобу в международный суд. ЕСПЧ не считал кассационные и надзорные жалобы эффективной судебной защитой, так как они не имели права выносить новое решение. Теперь — могут, по новой реформе, что изменило порядок обращения в Страсбург. Сегодня нужно дойти до Верхового Суда РФ перед тем, как подать жалобу в Международный суд по правам человека.

Статья 15 Конституции России

Конституция и законы Российской Федерации регулируют важнейшие общественные отношения. С их помощью закрепляются основы конституционного строя, основные права и свободы граждан, государственное устройство, формы и виды собственности, основы уголовного, гражданского, семейного и иных отраслей законодательства, а также другие принципиальные направления жизнедеятельности общества и государства.

4. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

5. Особый порядок принятия, изменения и пересмотра Конституции. Особый, усложнённый порядок изменения и пересмотра Конституции (Глава 9 статьи 134 — 137), характеризует её как «жёсткую» (в отличие от «гибких» конституций, изменяемых в том же порядке, что и другие законы), обеспечивает её стабильность.

2. Высшая юридическая сила Конституции. Согласно статье 15 Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Высшая юридическая сила Конституции означает, что все законы и иные нормативные правовые акты должны соответствовать Конституции, в противном случае действуют нормы Конституции.

Правосудие — это справедливое разрешение конфликтов и споров, возникающих в жизни общества, восстановление нарушенных прав и, конечно, наказание нарушителей закона. В Конституции суды Российской Федерации впервые названы судебной властью. Это сделано для того, чтобы подчеркнуть особую роль правосудия, которая ранее у нас явно недооценивалась.

Конституцию называют нормативно-правовых правовыми актом высшей юридической силы, так как все законы, принимаемые в РФ, должны соответствовать Конституции РФ и не противоречить ее положениям, не нарушать права и свободы человека. Это акт, на котором основывается все законодательство России.

В-третьих, Конституция раскрывает основные признаки указанных принципов и норм, в том числе императивность содержащихся в них велений как проистекающих из воли народа как конституционного законодателя («Мы, многонациональный народ Российской Федерации. исходя из общепризнанных принципов»), универсальность в смысле всеобщего признания, что выражается в самом их обозначении в качестве общепризнанных, юридическую обязательность для субъектов российского права, поскольку эти принципы и нормы входят в правовую систему России. С этой точки зрения нет ничего абсурдного в утверждении, что юридически обязательными для России являются только те нормы международного права, в отношении которых она выразила согласие на обязательность их для себя. Именно так, если при этом не игнорировать, одновременно вводя в заблуждение правоприменение, сущность международного права и его согласительную природу. Норма международного права — договорная или обычная — обретает характер общепризнанной лишь при условии согласия государства как суверенного участника международных отношений и основного субъекта международного права с данной нормой и признания ее юридически обязательной для себя.

В отличие от общепризнанных принципов под общепризнанными нормами международного права Верховным Судом понимаются правила поведения, принимаемые и признаваемые международным сообществом государств в целом в качестве юридически обязательных. Верховный Суд не провел, таким образом, между ними контрастной грани: общепризнанные принципы международного права суть его нормы, в свою очередь указанные нормы — договорные или обычные — закрепляют соответствующие принципы, признаваемые государством обязательными для него. Иными словами, общепризнанный принцип — всегда норма, но далеко не всякая норма есть принцип. В постановлении по делу о делимитации морской границы в районе залива Мэн (Канада против США, 1984 г.) Международный суд ООН отметил, что применение в сочетании отчасти совпадающих по значению терминов «норма» и «принцип» передает одну и ту же идею. принципы включают в себя нормы международного права, а употребление термина «принципы» обосновано их более общей и фундаментальной природой.

Что даст приоритет Конституции над международным правом

В тоже время, после принятия изменений, ситуаций в которых рядовой гражданин может выиграть достаточно мало. Этой поправкой государство может пользоваться вполне успешно. Для многих обращение в ЕСПЧ было последним шансом защитить своё имя. С другой стороны, практика придания делу широкого общественного резонанса, который в итоге играет важную роль в судебном разбирательстве (дело Ивана Голунова, Мартина Кочесоко), говорит о том, что злоупотреблять данной поправкой не получится.

С бизнесом всё обстоит иначе. В целом ситуация для предпринимателей, как для юридических лиц, не меняется. Если компания зарегистрирована за рубежом, то и подчиняется она законодательству этого государства либо законодательству той страны, где осуществляет свою деятельность. Если же компания отечественная и осуществляет свою деятельность на территории России, то в любом случае законы Российской Федерации для неё в приоритете.

Сущность принципов права

Говоря о сущности, мы подразумеваем то, для чего то же право существует, его назначение, природа. Существует право для охраны и защиты интересов как человека, так и общества, а также его различных надстроек. Для функционирования общества, его устойчивого развития, невозможным без регулирования. Назначением права можно считать его способность создавать и/или изменять те или иные отношения, возникающие в том или ином обществе при различных обстоятельствах. Отношения между личностью и обществом можно взять при этом в любом их сочетании

А это довольно важно в современном обществе, имеющем разделение по множеству признаков

Сущность принципов права заключается в их, принципов, предназначении. В том, для чего эти принципы формируются и существуют. Исходя из приведённых понятий и примеров, предназначением п.п. можно считать

Коридор этот формируется из набора базы и определённых ограничений для прав и свобод человека и общества. Принципы формируют систему сдержек и противовесов в вопросах создания/изменения норм, закрепляющих права и устанавливающих обязанности. Система сдержек же, в свою очередь, направлена на создание максимально эффективного общества и его устойчивое развитие. Эффективность может выражаться в обеспечении, соблюдении и защите интересов превалирующей части общества.

Сущность п.п. также можно попробовать измыслить, объединив уже сформированные базовые принципы. Работа над обобщением принципов права и созданием единой системы в России ведётся, каждый автор пытается внести свой вклад в эту работу. Попробуем и мы. Поскольку п.п. являются наиболее общими векторами развития, то, по нашему мнению, сущностью п.п. является:

Система международного права

Новейшая система МП представлена сложной взаимосвязью всех правовых компонентов, которые не противоречат сущности друг друга. Каждая составная часть упорядочивает особую область международных отношений:

  • общеустановленные принципы международного регулирования – ядро международно-правового механизма;
  • институты МП – совокупность правовых норм, имеющих отношение к одному объекту или утверждающих конкретный статус;
  • отрасли МП – единая мини-система юридических норм и институтов, которые объективно взаимосвязаны и специфичны для одной широкой области международного взаимодействия. Для отраслей характерно наличие устойчивых принципов регламентации и развитая кодификация.

Принципы МП

Результатом общественного взаимодействия стало появление единых основ международного права. В МП принципы несут общеобязательный характер и являются мерой законности в международно-правовой системе.

В соответствии с международными правовыми документами выделяют такие принципы:

  • суверенное равенство – каждое государство пользуется суверенными правами, тем самым подтверждая свое равенство на мировой арене. При этом участники правовых отношений обязуются не посягать на правосубъектность других государств;
  • территориальная целостность и нерушимость границ – юридически закрепленные границы государства не должны стать объектом территориальных притязаний других участников международных отношений;
  • мирное урегулирование международных конфликтов и споров – противоречия государств должны решаться путем мирных переговоров, привлечения международного посредничества или судебного разбирательства. Международные разногласия не должны являться угрозой для равновесия в мире;
  • неприменение силы и угрозы – воздержание участников от применения силы, направленной против независимости и целостности любого государства. Решение об использовании вооруженной агрессии возможно лишь в случаях, установленных уставом ООН (индивидуальная или коллективная самооборона);
  • невмешательство во внутренние дела суверенного государства – внутриполитическое устройство государства не должно подвергаться любому виду вмешательства (интервенция, политическое давление и др.);
  • мировое сотрудничество – для укрепления мирового равновесия и урегулирования проблем современности государства обязаны осуществлять международное сотрудничество. Основа данных обязательств – неукоснительное соблюдение нормативной базы международного права;
  • самоопределение и равноправие народов – самостоятельно принятые решения народа относительно своего направления развития должны найти поддержку среди других государств. Исключением будут действия, которые нанесут ущерб целостности территории суверенного государства;
  • уважение прав и свобод человека – является неотъемлемой частью государственной политики и не должно становиться объектом дискриминации;
  • сознательное выполнение международных обязательств.

Дело «ЮКОСа» — серьезный удар по позициям политических элит России

Все началось со скандального дела «ЮКОСа». Международные суды отсудили у России несколько миллиардов долларов в пользу бывших владельцев концерна. После этого стало понятно: пора что-то менять в этой системе. Напомним, что Ходорковского обвинили в нечестной приватизации. Сам миллиардер заявил, что практика, которой пользовалась его компания, была нормальной в то время. Конечно, к Ходорковскому применили нормы закона, которые не применяли к другим лояльным Кремлю компаниям, однако это не должно было оправдать «ЮКОС».

Международные суды оказались политизированы по этому процессу. Присутствовало явное нарушение российского законодательства. Тот факт, что законы не применялись к другим участникам рынка, не должен был, по мнению российских юристов, освободить от ответственности владельцев нефтяной компании. Но, как оказалось, международные суды признали дело политизированным и встали на сторону опального олигарха.

Такой процесс дал понять нашим властям: пора дистанцироваться от всех подобных организаций, так как создается неприятный прецедент для будущих процессов.

В результате появился закон, по которому приоритет международного права над российским признается после проверки Конституционного суда РФ на соответствие решения ЕСПЧ Основному Закону РФ.

Разновидности международного права

М.п. подразделяется на публичное и частное право. Публичное, в общем смысле регулирует отношения между субъектами м.п. Таковыми могут быть:

  • государственные образования
  • народности и нации
  • образования, подобные государствам
  • межправительственные организации международного уровня

Регулирование этих отношений во главу угла ставит поддержание мира и безопасности на планете, развитие разных форм сотрудничества, соблюдение прав человека. Характерной особенностью этого вида м.п. является его согласованность между субъектами. Это основное отличие от внутригосударственных норм. Наиболее частой сферой применения м. публичного п. являются взаимоотношения между государствами.

Международное частное право — это отрасль именно внутреннего п., направленная на регулирование отношений с участием иностранцев. М.ч.п. направлено на отношения гражданско-правовые в общем смысле.

Снова меняем Основной Закон?

Видимо, придется вновь изменять Основной Закон страны. До 2015 года предполагалось, что если, например, ЕСПЧ признает решение наших судов несправедливыми, то необходимо будет их изменять. Теперь в подобных случаях вердикт из Страсбурга будет попадать в Конституционный Суд. Если последний признает, что решение ЕСПЧ идет вразрез с Конституцией РФ, то для нашей страны это решение не будет иметь никакой юридической силы.

Абсолютно парадоксальная ситуация, на первый взгляд: будет приниматься решение на основе соответствия норм Конституции изначально с явным нарушением этой самой Конституции (ст. 15). Выход только один: упразднять данную статью Основного Закона страны.

Почему Европейский Суд важен для граждан РФ?

ЕСПЧ – механизм защиты прав человека, органично включенный в российскую систему права с 1998 г. Этот международный суд находится в Страсбурге и уполномочен рассматривать жалобы граждан и организаций на нарушение их прав. Решения Европейского Суда являются основанием для пересмотра приговоров и решений по гражданским делам национальных судов, если установлено, что при вынесении такого приговора или решения была нарушена Европейская конвенция. Порядок исполнения решений ЕСПЧ, подразумевающий отмену или изменение обжалованного в Европейский Суд судебного акта, не отличается от порядка исполнения постановлений Конституционного Суда РФ, которые также являются основанием для пересмотра судебных решений, и прямо предусмотрен в каждом процессуальном кодексе (п. 4 ч. 4 ст. 392 ГПК РФ, п. 4 ч. 3 ст. 311 АПК РФ, п. 4 ч. 1 ст. 350 КАС РФ, п. 2 ч. 4 ст. 413 УПК РФ).

Пострадавшим ЕСПЧ присуждает компенсации, которые выплачивает из своего бюджета государство, допустившее нарушение, – обычно от нескольких тысяч до нескольких десятков тысяч евро.

Но что наиболее важно – Европейский Суд влияет на совершенствование российского законодательства. Государственная Дума РФ ежегодно принимает несколько законов, основанных на его решениях, чтобы исключить нарушение прав человека, защищаемых Европейской конвенцией

Каждый год Министерство юстиции РФ представляет президенту доклад по мониторингу исполнения решений ЕСПЧ, в котором указывается, какие изменения в законодательство РФ были внесены на основании этих решений. С учетом собранных данных даются поручения, например:

  • проработать вопрос об обеспечении гарантий беспристрастности судов, рассматривающих дела об административных правонарушениях, путем включения стороны обвинения (представителя прокуратуры или других госорганов) в процессы с устными слушаниями в целях реализации Постановления ЕСПЧ от 20 сентября 2016 г. по делу «Карелин против России»;
  • проработать вопрос о закреплении в УПК РФ дополнительных гарантий для лиц, которые не достигли возраста уголовной ответственности и которых проверяют, задерживают и доставляют в правоохранительные органы в связи с сообщениями о совершении ими преступлений, в целях реализации Постановления ЕСПЧ от 23 марта 2016 г. по делу «Блохин против Российской Федерации»;
  • проработать вопрос о включении в УПК РФ норм о незамедлительном доставлении в суд задержанного лица, в отношении которого ранее было вынесено судебное постановление о заочном заключении под стражу, в целях реализации Постановления ЕСПЧ от 31 января 2017 г. по делу «Вахитов и другие против Российской Федерации».

Субъекты и объекты МП

Субъектами международного права считаются правосоздающие и правореализующие субъекты, которые наделены особыми возможностями и несут юридическую ответственность.

К первичным субъектам относят суверенные государства и национальные образования, борющиеся за самоопределение. К производным – международные организации, созданные правительствами государств.

Источником правосубъектности (возможности участвовать в правоотношениях) для производных субъектов является учредительная документация, принятая первичными субъектами. Они же являются изначально носителями международных прав и обязанностей.

Объектом международного права может стать все то, что выходит за рамки внутреннего воздействия государства и вмещается в определение «международное сотрудничество». Это интересы всей мировой общественности или одного суверенного участника МП.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector