Изменения в законах 44‑фз и 223‑фз в 2021 году

Определяем основания

Пошаговая инструкция запроса котировок в электронной форме предусматривает возможность отмены процедуры. Согласно ст. 36 44-ФЗ, электронный запрос котировок можно прекратить не позднее, чем за два дня до момента окончания срока подачи заявок, а при возникновении обстоятельств непреодолимой силы — в любое время до заключения контракта.

Необходимо обратить внимание на то, что если прекращение процедуры произведено в указанный выше период, то отсутствует надобность обосновывать причины такого прекращения. В случае если такое прекращение произошло в результате обстоятельств непреодолимой силы, то возникает необходимость обосновать причины прекращения госзакупки

В случае если такое прекращение произошло в результате обстоятельств непреодолимой силы, то возникает необходимость обосновать причины прекращения госзакупки.

Следует учесть, что понятие непреодолимой силы закреплено в Гражданском кодексе РФ. При этом необходимо иметь в виду, что выделяются две составляющие данного понятия:

  • чрезвычайность (исключительность наступившего события);
  • непредотвратимость (невозможность избежать наступления какого-либо события).

Важно учесть, что если отсутствуют указанные составляющие, то событие нельзя назвать обстоятельством непреодолимой силы и, соответственно, данное событие не будет являться основанием для отмены закупки в срок, равный менее двум рабочим дням

Как проводится до 01.04.2021

Чтобы провести электронный запрос котировок в ЕИС в рамках закона о контрактной системе, необходимо выполнить следующие действия:

  1. Разместить на официальном сайте ЕИС извещение и проект контракта.
  2. Выявить победителя. Комиссия должна рассмотреть все ценовые предложения, которые участникам надлежит отправлять в электронной форме.

Заказчиков и участников привлекает краткосрочность, с какой проводится запрос котировок в электронной форме: сроки проведения такой процедуры с момента размещения извещения до окончания подачи заявок и подведения итогов — минимум 7 рабочих дней:

  • публикация извещения и проекта контракта в ЕИС — не позже чем за 5 рабочих дней до конца срока подачи заявок;
  • рассмотрение — в течение 1 рабочего дня после окончания приема предложений.

Шаг 4. Определение победителя торгов

На рассмотрение котировок статья 82.4 закона № 44-ФЗ о запросе котировок отводит один рабочий день после окончания срока приема заявок. Котировочная комиссия заказчика изучает поданные заявки и принимает одно из двух решений:

  • о соответствии заявки и подавшего ее участника установленным требованиям;
  • их несоответствии и отклонении заявки.

Важно! Заказчик может принять второе решение только в 2 случаях:

  • представлена неполная или недостоверная информация;
  • представлена информация, не соответствующая установленным требованиям (ч. 3 ст. 82.4 закона № 44-ФЗ).

Принятые решения комиссия фиксирует в протоколе, который в этот же день отправляет оператору электронной торговой площадки. Последний ранжирует заявки, допущенные к торгам. Первый номер получает та, в которой указана наименьшая цена, последний — с наибольшей ценой.

Обратите внимание! Победителем торгов становится участник, предложивший наименьшую цену. Если такую цену предложили несколько участников, побеждает тот, кто подал заявку первым

Подробно о том, как выбрать победителя при запросе котировок, читайте в материалах системы КонсультантПлюс. Найти нужное готовое решение или полезный совет поможет бесплатное подключение к системе на 2 дня.

Нововведения 2018 года

Согласно последним изменениям 2018 года, в котировочной заявке в обязательном порядке должны быть указаны:

  • предложение о стоимости соглашения;
  • предложение о стоимости одной единицы поставляемого товара/оказываемой услуги;
  • декларация о соответствии требованиям.

Если в составе заявки не указать место происхождения товара — Россия, то поставляемая продукция будет считаться иностранного производства. Это не является поводом для отклонения, но заявки с товарами российского происхождения будут обладать преимуществом.

Четкие представления об этапности и порядке проведения процедуры, участии в запросе котировок очень полезны. Это дает возможность организациям и индивидуальным предпринимателям составлять конкуренцию на рынке оказания услуг. Четкое понимание того, что такое запрос котировок, как подойти к процессу подачи ценового предложения правильно и оценить рентабельность закупки, дает возможность существовать на рынке здоровой конкуренции.

Отменяем запрос котировок в электронной форме в ЕИС

Далее предоставим пошаговую инструкцию отмены ЗК, проводящегося электронно.

Для того чтобы отменить электронную процедуру ЗК, пользователю надлежит перейти в личный кабинет, затем в реестр закупок. В реестре нужно выбрать одно из двух действий: либо «Подача заявок», либо «Работа комиссии». В открывшемся меню выбираем «Документы закупки» и нажимаем отменяющую форму по решению заказчика.

Далее формируется непосредственно извещение, отменяющее ЗК.

В первом блоке надлежит указать дату решения и, при необходимости, дополнительную информацию, поясняющую данное решение.

Во втором блоке прикрепляется требуемая документация.

ВАЖНО!

Заказчик должен помнить: если извещение об отказе публикуется позднее положенного срока (2 дня до даты окончания срока подачи заявок), то к документации прикрепляется соответствующий документ-обоснование.

Далее извещение либо сохраняется и закрывается, либо сразу же размещается в ЕИС.

Размещение извещения об отказе от ЗК без размещения извещения осуществляется пользователем аналогичным образом.

Как провести рассмотрение и оценку заявок на участие в запросе котировок (выявление победителя)

Котировочная комиссия рассматривает заявки на участие в запросе котировок в течение одного рабочего дня, следующего после даты окончания срока их подачи ().

В отличие от электронного аукциона Закон N 44-ФЗ не устанавливает обязанность комиссии рассматривать заявку на участие в запросе котировок вместе с информацией и документами, предусмотренными в ч. 11 ст. 24.1 данного Закона (). Тем не менее, учитывая состав этих сведений и то, что оператор электронной площадки направляет их заказчику, рекомендуем рассматривать их как неотъемлемую часть заявки на участие в запросе котировок ().

Котировочная комиссия принимает решение о признании каждой заявки и участника соответствующими либо не соответствующими требованиям извещения ().

Отклонить заявку (признать несоответствующей) можно по одному из двух оснований (ч. 3, 4 ст. 82.4 Закона N 44-ФЗ):

представлена недостоверная информация или не представлены документы (информация), предусмотренные ч. 9 ст. 82.3 Закона N 44-ФЗ.

Из данного правила есть исключения. Если закупаются товары (работы, услуги), в отношении которых установлены ограничения допуска по ст. 14 Закона N 44-ФЗ, то нельзя отклонять заявку, например, из-за непредставления электронных документов, предусмотренных ;

информация, предусмотренная ч. 9 ст. 82.3 Закона N 44-ФЗ, не соответствует требованиям извещения о проведении запроса котировок.

Итоги рассмотрения заявок на участие в запросе котировок оформляются протоколом. Протокол рассмотрения заявок на участие в запросе котировок должен быть подписан всеми присутствующими членами котировочной комиссии и направлен оператору электронной площадки не позднее даты окончания срока рассмотрения заявок на участие в запросе котировок. В нем нужно отразить следующую информацию ():

  • место, дату и время рассмотрения заявок;
  • идентификационные номера заявок на участие в запросе котировок;
  • данные об отклоненных заявках на участие в запросе котировок с обоснованием причин отклонения. При этом указываются положения Закона N 44-ФЗ, извещения о проведении запроса котировок, которым не соответствуют заявки (предложения, содержащиеся в заявках), а также нарушения законодательства РФ о контрактной системе;
  • сведения о решении каждого присутствующего члена котировочной комиссии в отношении каждой заявки участника запроса котировок.

Оператор электронной площадки на основании данных протокола рассмотрения заявок присваивает каждой неотклоненной заявке порядковый номер. Первый номер присваивается заявке, в которой предложена самая низкая цена контракта. Если в заявках предлагается одинаковая цена, то меньший порядковый номер присваивается той заявке, которая поступила ранее других ().

Участник запроса котировок, чьей заявке присвоен первый номер, признается победителем запроса котировок ().

Протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок формирует и размещает в ЕИС (в том числе на электронной площадке) оператор электронной площадки, включив в него информацию из протокола рассмотрения заявок, информацию о победителе запроса котировок, порядковых номерах заявок и т.д. ().

Отмена запроса котировок или внесение изменений в извещение

Решение об отмене запроса котировок принимается не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в запросе котировок, а при возникновении обстоятельств непреодолимой силы — в любое время до заключения контракта. Оно размещается в ЕИС в день его принятия (ст. 36 Закона N 44-ФЗ).

Заказчик не позднее следующего рабочего дня после даты принятия решения об отмене запроса котировок вносит соответствующие изменения в план-график.

Решение о внесении изменений в извещение о проведении запроса котировок должно быть принято не позднее чем за два рабочих дня до даты окончания срока подачи заявок на участие. При этом объект закупки изменять нельзя ().

Извещение о запросе котировок

До вступления в силу упомянутых изменений в извещении о запросе котировок заказчик должен был указывать, что принимает заявки в том числе и в электронной форме. Правда, было непонятно, как это реализовать, ведь специального функционала так и не было создано. Оставалось принимать заявки на электронную почту, однако арбитры не признавали это правомерным.

Теперь все в прошлом. В следующей таблице видно, что изменилось и как подправить извещение.

Таблица 1. Изменения в извещении о запросе котировок в части приема электронных заявок

До 1 июля 2018 года После 1 июля 2018 года
Закон требовал указывать, что заявка может быть принята в форме электронного документа Запрос котировок в электронной форме выделен в отдельную процедуру. В классическом запросе котировок нет упоминания об электронной форме документа.
Выдержка из извещения:

Заявка на участие в запросе котировок подается заказчику в письменной форме в запечатанном конверте, не позволяющем просматривать содержание до вскрытия конверта, или в форме электронного документа. Заявку в письменной форме просим направлять по адресу_____________________________ ____________________. Заявка в форме электронного документа подается в соответствии с требованиями статьи 5 закона от 05.04.2013 № 44 ФЗ и должна быть подписана электронной подписью в соответствии с Федеральным законом от 06.04.2011 № 63 ФЗ «Об электронной подписи»

Выдержка из извещения:

Заявка на участие в запросе котировок подается заказчику в письменной форме в запечатанном конверте, не позволяющем просматривать содержание до вскрытия конверта. Заявку в письменной форме просим направлять по адресу_____________________________ ____________________________________

Подобные формулировки содержатся не только в извещении. Таким же образом следует откорректировать регламент работы котировочной комиссии, если она предусмотрена. Документы, которыми регламентируется работа комиссии, например, положения и приказы, также нужно подправить.

В извещение нужно внести еще некоторые правки. В частности, убрать ссылки на отмененные нормы закона. Например, на часть 26 статьи 95. Она содержала положение о сроках, в течение которых заказчик должен был разместить информацию об изменении и расторжении контракта. Однако с 1 июля часть 26 статьи 95 упразднена.

Также следует изменить ссылку на сведения об ограничениях и преимуществах, если таковые установлены в закупке. Сами нормы закона, регулирующие участие льготных категорий поставщиков, не изменились — это статьи 28 (УИС), 29 (организации инвалидов) и 30 (СМП и СОНО). Однако теперь требование включить эту информацию в извещение прописано не конкретно для запроса котировок, как было раньше (часть 1 статьи 73), а в параграфе с общими положениями (части 4 и 9 статьи 42). Так что нужно прописать в извещении корректные ссылки на закон.

Бюджетным и автономным учреждениям, а также унитарным предприятиям, следует изучить статью 15. В ней много изменений, вступивших в силу совсем недавно.

Далее представлено изображение первого листа извещения, составленного по новым правилам (скачать весь документ с пометками о заполнении можно по этой ссылке):

Первый лист форма заявки на участие в запросе котировок

Как внести изменения или отменить запрос котировок

Вы вправе изменить извещение или при необходимости вовсе отменить закупку

При этом важно соблюдать предусмотренные законом сроки. Рассмотрим подробнее порядок изменения и отмены запроса котировок

Внесение изменений в извещение о запросе котировок

При необходимости вы можете внести изменение в извещение о проведении запроса котировок. Для этого в ЕИС нажмите на гиперссылку «Внести изменения по решению заказчика» раздела «Документы закупки» и заполните форму ввода сведений об изменениях. По окончании ввода сведений нажмите на кнопку «Разместить» и подпишите сведения электронной подписью.

Помните, что вносить изменения в предмет закупки нельзя. Это касается и качественных, и количественных характеристик (ч. 6 ст. 74 Закона N 44-ФЗ, Письмо Минэкономразвития России от 18.02.2015 N Д28и-408).

Продлите сроки подачи заявок на участие в запросе котировок, если вносили изменения.Но учтите условия о сроках, которые нужно соблюсти (ч. 6 ст. 74 Закона N 44-ФЗ):

  • принять решение об изменении запроса котировок можно не позже чем за два рабочих дня до даты окончания срока подачи заявок, а разместить изменения в ЕИС — не позже чем на следующий день после принятия решения об изменениях;
  • между датой размещения в ЕИС изменений и датой окончания срока подачи заявок должно быть не менее семи рабочих дней, а если НМЦК не превышает 250 тыс. руб. — не менее четырех рабочих дней.

Соблюдая эти условия, вы можете продлевать срок приема заявок необходимое вам количество раз, Закон N 44-ФЗ вас в этом не ограничивает.

Есть исключение: вы обязаны на четыре дня продлить срок приема заявок, если комиссия отклонила все заявки и запрос котировок признан несостоявшимся.

Отмена запроса котировок

Вы можете отменить запрос котировок по своему решению, например, когда потребность в закупке отпала. Кроме того, процедура может быть отменена по решению суда или контролирующего органа (ч. 1 ст. 36 Закона N 44-ФЗ).

Срок отмены запроса котировок — не позднее, чем за два календарных дня до истечения срока подачи заявок. При наступлении обстоятельств непреодолимой силы можно отменить и позже — вплоть до заключения контракта (ч. 1, 2 ст. 36 Закона N 44-ФЗ).

В день принятия решения об отмене разместите эту информацию в ЕИС на вкладке «Документы закупки» в блоке «Отмена определения поставщика». После выбора основания отмены процедуры автоматически будет отображена подходящая форма извещения. В день отмены или на следующий рабочий день отразите информацию об отмене в плане-графике закупки (ч. 1 ст. 36 Закона N 44-ФЗ).

Кроме того, если у вас есть контактная информация участников, передайте им информацию об отмене (). Главное — не вскрывайте конверты с заявками (ч. 1 ст. 36 Закона N 44-ФЗ).

Котировочная документация для участия в запросе котировок

  • наименование или ФИО участника;
  • ИНН, КПП, ОГРН, банковские реквизиты;
  • ИНН учредителей;
  • предложение участника по поставке товаров, работ или услуг, необходимых заказчику.

К заявке прилагаются такие документы, как:

  • решение об одобрении крупной сделки;
  • подтверждение права участника осуществлять закупаемый вид услуг или работ, поставлять закупаемые товары. К таким документам относится, например, лицензия на осуществление того или иного вида деятельности;
  • декларация о принадлежности участника к учреждениям УИС, организациям инвалидов, СМП или СОНКО, если участник к ним относится;
  • подтверждение соответствия предмета поставки требованиям закона;
  • подтверждение соблюдения национального режима.

ВАЖНО!

Инструкции, как внести изменения в документацию в запросе котировок, для поставщика нет. Заявку отозвать или изменить по новым правилам нельзя.

Конкретное предложение по поставке оформляется непосредственно в тексте заявки либо отдельным документом — спецификацией, котировочная спецификация — это документ, в котором перечислены все товары, предлагаемые к поставке, и указаны их характеристики.

Алгоритм запроса котировок

С 1 апреля 2021 года меняются алгоритмы осуществления запроса котировок и закупки у единственного поставщика. Последние, также нередко называемые малыми закупками, или закупками с «полки», осуществляются по п. 4.5 ч. 1 ст. 93. Их название обусловлено тем, что заказчику достаточно зайти в каталог, размещенный на соответствующем сайте-операторе электронной площадки, выбрать интересующую его продукцию, составить извещение с описательными характеристиками на нее, и объявить закупочную сессию.

Отличительные нюансы запроса котировок в электронной форме:

  • достаточно короткий срок для подачи заявки для участника
  • отсутствие возможности заказчика менять положение извещения
  • возможность отменить закупку не позднее, чем за один час до даты окончания срока подачи заявок
  • стандартное время рассмотрения заявок
  • один рабочий день

Обращаем внимание на особые алгоритмы заключения контракта: не ранее, чем через два рабочих дня с даты опубликования итогового протокола. При этом протокол разногласий не допускается! То есть проект контракта направляется участнику в один рабочий день с даты подведения итогов, участник подписывает его в один рабочий день, и уже далее заказчик подписывает документ со своей стороны

Таким образом, контракт может быть заключен не ранее, чем через два рабочих дня.

Ключевое изменение в закупках у единственного поставщика — увеличение НМЦК до 3 млн руб. При этом, если проводится бумажная закупка по п. 4.5 ч. 1 ст. 93, то предельное значение начальной максимальной цены сохраняется в 600 тыс. руб. Но в случае, когда закупка по тем же основаниям выходит на функционал электронных магазинов, НМЦК возрастает до 3 млн руб. Требования к совокупным годовым объемам закупок по п. 4.5 при этом сохраняются

Это важное изменение для заказчика!

Подробнее об алгоритмах закупочных процедур рассказывает эксперт Контру.Школы Светлана Сафина.

Изменения, вносимые в 44-ФЗ в 2020 году

Изменения, вносимые на протяжении всего 2020 года в Закон 44-ФЗ, продолжат вступать в силу в особом порядке. Все новшества, которые касаются планирования, осуществления закупочных процедур, способов определения поставщика, мониторинга контроля аудита в сфере закупок будут осуществляться следующим образом: изменения, принятые до 1 октября 2020 года, вступают в силу не ранее 1 января очередного календарного года. Изменения, принятые после 1 октября 2020 года, вступают в силу не ранее 1 января следующего года за очередным календарным годом.

Больше подробностей вы узнаете на итоговой онлайн-конференции Контур.Школы для заказчиков и поставщиков, где наши эксперты расскажут о том, как составлять План-график на 2021 и 2022 годы, по каким правилам осуществлять закупки по 44-ФЗ и 223-ФЗ, как участвовать в коммерческих торгах и о выводах, напрашивающихся из обзоров административной и арбитражной практики.

Изменения в закупках по 44-ФЗ

Квотирование закупок

В декабре 2020 года было принято Постановление Правительства РФ № 2014, которое устанавливает минимальную долю отечественных товаров в процентном отношении к общему объему закупок определенных товаров, осуществленных заказчиком в отчетном году. На текущий момент определено более 100 наименований таких товаров. Для каждого из них установлена доля в объеме закупок на период с 2021 по 2023 г., которая должна приходиться именно на отечественный товар, включая продукцию из стран ЕАЭС. Применительно к лифтам, например, определена норма 90%, у других категорий она варьируется от 50 до 90–100%.

Также ПП РФ № 2014 установлен ряд особенностей определения НМЦК либо цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком, для достижения минимальной доли закупки. Контроль за квотированием закупок закреплен за Минпромторгом: министерство будет следить, собирать данные, анализировать и выдавать оценку соблюдения требований по закупке отечественных товаров в необходимой минимальной доле. В случае если установленная норма не будет выполнена, Минпромторг представит отчет, в котором отразит перечень заказчиков и причины, по которым квотирование не выдержано.

Постановление Правительства РФ № 2014 вступило в силу 1 января 2021 года.

Больше подробностей о том, как меняются закупки в рамках контрактной системы, — в видеосовете эксперта Контур.Школы Петра Воронцова.

Электронный запрос котировок

С 1 апреля 2021 года вступает в силу новый порядок электронного запроса котировок.

Основные моменты электронного запроса котировок с апреля 2021 года:

  • НМЦК не более 3 млн руб.;
  • общий годовой объем не более 10% от СГОЗ; 
  • не предусмотрено внесение изменений в извещение о запросе котировок;
  • закупку можно отменить за 1 час до окончания срока подачи заявок; 
  • извещение и проект контракта публикуются в ЕИС не позднее чем за четыре рабочих дня до даты истечения срока подачи заявок; 
  • после окончания срока подачи заявки рассматриваются в течение одного рабочего дня;
  • контракт заключается не ранее чем через 2 дня после размещения в ЕИС протокола подведения итогов.

Обучение по 44-ФЗ, 223-ФЗ

Повышение квалификации и профпереподготовка в Контур.Школе
Подробнее о курсах

Малые закупки

С 1 апреля 2021 года вступит в силу новое правило осуществления малых закупок. Заказчик получит право осуществлять закупки на сумму 3 млн руб. только в том случае, если они проводятся в электронной форме. Годовой объем таких закупок остался без изменений — 5% СГОЗ и 50 млн руб. для закупок по п. 4 ч. 1
ст. 93 44-ФЗ и 50% от СГОЗ и 30 млн руб. для закупок по п. 5 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ. То есть в рамках определенных лимитов можно будет закупать как по прямым контрактам, соответственно, в прежних объемах, так и планировать покупку товаров, работ или услуг до 3 млн руб., но при наличии «электронных» особенностей.

В конце статьи вы найдете шпаргалку с описанием порядка проведения малых закупок в 2021 году.

В конце статьи есть

РНП

Изменения, которые коснутся Реестра недобросовестных поставщиков, вступят в силу 1 июля 2021 года. Они обусловлены тем, что закон о контрактной системе в вопросах Реестра недобросовестных поставщиков носит несколько ущемляющий интересы учредителей компаний характер. На сегодняшний день существует норма, согласно которой в РНП включатся сведения не только о самой организации, но и о ее учредителе. Это не всегда правильно, поэтому данное правило пересматривается, и принято решение с 1 июля текущего года внести существенные корректировки. В РНП будут включаться данные об участниках (членах) корпоративного юридического лица, которые могут влиять на его деятельность, только в том случае, если они сами или вместе с аффилированным лицом владеют более чем 25% акций (долей, паев) такого лица. Таким образом, если на момент нарушения учредитель мог оказать влияние на действие провинившегося недобросовестного участника, сведения о нем будут включены в реестр. Если же учредитель по факту является миноритарием, данные о нем в РНП не попадут.

Порядок и срок заключения контракта по итогам проведения запроса котировок в электронной форме

Заказчик составляет контракт, включив в его проект следующие сведения из заявки участника запроса котировок, с которым заключается контракт:

  • информацию о победителе запроса котировок;
  • цену контракта;
  • информацию о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара).

Контракт по итогам проведения запроса котировок заключается на электронной площадке не ранее чем через семь дней с даты размещения в ЕИС протокола рассмотрения и оценки заявок на участие (ч. 1 ст. 24.1, ).

Если извещение о проведении запроса котировок в электронной форме размещено в ЕИС до 01.10.2018, заключать контракт необходимо в порядке, который действовал до этой даты (начало функционирования электронных площадок, операторы которых включены в Перечень, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 12.07.2018 N 1447-р). Это следует из , п. 1 Информационного письма Минфина России от 02.10.2018 N 24-06-08/70718, п. 2 Информационного письма Минфина России от 25.06.2018 N 24-06-08/43650.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector