Юристы о законности фото- и видеосъёмки в общественных местах (банки, магазины, тц, автосалоны)
Содержание:
- Могут ли ДПС снимать на личный телефон?
- Что делать, если в полиции избивают?
- Что говорит закон?
- Право водителя на видеофиксацию действий инспектора
- На каком основании в 2021 году снимать сотрудника можно?
- Можно ли использовать видеозапись на личном телефоне в качестве доказательства?
- Так, а в какой именно момент спрашивать разрешение на съемку?
- А можно ли снимать у нас
- Съемка детей без разрешения родителей
- А что, если паспорта с собой нет?
- [Ситуация #19]
- Можно ли снимать сотрудника Госавтоинспекции при исполнении?
- Теперь давайте разберемся, что означает формулировка «законным способом» !
Могут ли ДПС снимать на личный телефон?
Пункт 6.13 Административного регламента, утвержденного Приказом №664, не содержит требования вести фото- или видеосъемку исключительно оборудованием, состоящим на балансе ГИБДД. Поэтому инспектор вправе применять личный телефон для ведения записи при опросе водителя, составлении протокола, иных процессуальных действиях.
Досмотр транспортного средства регламентируется ст. 27.9 КоАП РФ. Согласно документу, инспектор имеет право проводить данную процессуальную процедуру либо при участии понятых, либо с применением видеозаписи. Указанная статья не требует, чтобы съемка велась на аппаратуру ГИБДД, поэтому инспектор имеет право применять личную камеру или телефон.
Что делать, если в полиции избивают?
Здесь нужно понимать, какова была природа этого битья. Если побили просто так, потому что им нравится это делать, там такие люди работают, это одно. Если били за то, чтобы подписал какие-то документы – это уже другое.
Была притча о человеке, которого задержали сотрудники полиции, притащили в какое-то место и страшно пытали, даже покалечили. И вот он, пока его пытали, всё время кричал «Я тебя вижу! Я вижу тебя!». В общем, они ничего от него не добились и выпустили. Через много лет его спросили, что он кричал. Он ответил: «Я вижу плаху, на которой я окажусь, если я признаюсь в том, что от меня просят».
Если человека бьют, я считаю, главная задача — попытаться сохранить собственное здоровье, главное — выйти живым из отдела. Если у вас есть такая возможность, то постарайтесь не делать то, за что вас бьют. Постарайтесь настолько, насколько хватит силы воли. Если вы вышли, я рекомендую обратиться к адвокату, чтобы он помог оформить документы. Но сначала нужно обратиться за медицинской помощью, чтобы были зафиксированы травмы, побои. И необходимо сообщить врачу, что случилось, потому что он спросит, откуда у вас синяки и побои. Нужно сказать, что мне наносили побои сотрудники полиции в таком-то отделении в такое-то время. Это останется в анамнезе.
А после этого, безусловно, нужно обращаться в Следственный комитет с заявлением о возбуждении уголовного дела в отношении тех сотрудников. Вам поможет правильно оформить это адвокат. Я не хочу сказать, что вы не сможете это сделать сами, но подводные камни адвокат знает. Если вас били, и кто-то из задержанных смог это как-то зафиксировать, то хорошо бы это аудио или видео найти и передать вместе с заявлением.
Если у вас есть возможность хотя бы включить видеозапись в телефоне в кармане, чтобы остались какие-то звуки, пока вас бьют, это нужно сделать. И если идёт запись, то говорить: «прекратите меня бить, за что вы меня бьёте, вы сотрудники полиции и меня бьёте». То есть — нужно стараться максимально всё фиксировать и после этого всё это передать в Следственный комитет и требовать привлечь к ответственности тех лиц, которые это совершили.
Что говорит закон?
В законодательстве Российской Федерации нет статей, запрещающих снимать полицейских на фото- или видеокамеру во время исполнения ими служебных обязанностей. Напротив, их деятельность всегда открыта обществу, если это не противоречит закону (статья 4 Федерального закона от 9 февраля 2009 г. №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»).
При этом возникает двоякая ситуация: с одной стороны, видеосъёмка сотрудников полиции разрешена, с другой, полицейский — такой же гражданин, который имеет право на неприкосновенность частной жизни (по статье 23 Конституции Российской Федерации), на охрану своего изображения (по статье 152.1 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Сотрудники полиции должны чётко объяснить причины препятствия видеосъёмке, опираясь на закон
Чаще всего проблемы возникают в общении с представителями ГИБДД. Вот что говорит закон в этом случае.
Вспомнился видеоролик из Интернета, где мужчина смог доказать свою правоту только благодаря видеосъёмке. Он ехал по своим делам и вёз с собой ребёнка на заднем сиденье (в автокресле и пристёгнутого по всем правилам). Для проверки документов их остановил патруль ДПС. Пока сотрудники тщательно изучали документы, ребёнок устал ждать и решил временно отстегнуть ремни
Сотрудники ДПС, возвращая документы, не преминули обратить внимание на этот факт и отметить, что это штрафной случай. Никакие уверения в том, что ребёнок отстегнулся только что, не помогали
Напротив, сотрудники уже полным составом начали требовать прекратить съёмку видеорегистратором и выписали штраф в размере 3 тыс.р. Однако суд записи к рассмотрению принял и штраф платить не пришлось.
Разрешена ли съёмка удостоверения сотрудника полиции
Прямого запрета на съёмку служебного удостоверения полицейских в законодательстве РФ нет, как и на видеосъёмку. Однако принуждать полицейского показать удостоверение, чтобы его сфотографировать, нельзя. Полицейский может не соглашаться с этим требованием, поскольку сведения из удостоверения могут быть использованы мошенниками.
В законе не говорится прямо ни о запрете, ни о разрешении на фото- и видеосъёмку удостоверений сотрудников полиции
Ситуация, когда гражданин ведёт видеосъёмку своей беседы с полицейским и тот показывает удостоверение в развёрнутом виде, не является противозаконной. В любом случае, полицейский, обращаясь к гражданину, обязан представиться: назвать должность, звание, фамилию, показать удостоверение и в необходимом случае назвать номер телефона подразделения МВД, где он служит.
Есть ли ограничения в видеосъёмке
Несмотря на открытость деятельности правоохранительных органов, препятствия видеосъёмки иногда существуют.
Например, в отделении МВД нельзя снимать без разрешения вышестоящих органов в соответствии с Инструкцией по обеспечению режима секретности в ОВД РФ, утверждённой приказом МВД России от 11 марта 2012 года №015. Это объясняется введением пропускных режимов в зданиях отделов внутренних дел. То есть пропуск посетителей возможен, но существует запрет на съёмку на всей территории, кроме комнат приёма граждан.
В колониях вести видеозапись происходящего запрещено. Снять запрет может лишь администрация колонии или руководство ФСИН (Федеральная служба исполнения наказаний).
Запрещено снимать на видео людей и объекты в некоторых местах:
- здания суда, колонии;
- закрытые заседания Госдумы;
- военные и стратегически важные объекты;
- таможенную и пограничную службы, которые находятся в пределах 5 км от границы.
В этих случаях разрешить ведение видеозаписи могут только уполномоченные инстанции.
Право водителя на видеофиксацию действий инспектора
Если же гаишник воспримет подобные действия враждебно, то не стоит стесняться демонстрировать свою юридическую подкованность, поскольку апеллирование правилами, прописанными в законе, только пойдут водителю на пользу.
И прежде всего речь идет о российской Конституции, в которой написано, что все без исключения граждане РФ имеют право на получение информации разными способами, не противоречащими закону.
Сбор данных посредством съемки представителей правоохранительных органов не попадает в исключения, поэтому автомобилисты могут не только снимать гаишников, но и распространять эти видеоролики по сети или через любые другие источники.
И даже если нарекания ГИБДД носят вполне резонный характер, снимать инспекторов можно и нужно, особенно если они хамят и уж тем более распускают руки.
Существует еще один документ, подтверждающий правоту автолюбителей в подобных ситуациях – ст. 8 Федерального закона «О полиции», согласно которой деятельность сотрудников правоохранительных органов, как и структуры в целом, должна быть максимально открытой и прозрачной, так как во время работы они не относятся к частным лицам.
Это значит, что инспектору при исполнении нет никакого резона что-либо скрывать, если, конечно, он не превышает свои полномочия, что является недопустимым согласно п. 25 Регламента ГИБДД.
На каком основании в 2021 году снимать сотрудника можно?
Есть два правовых акта, предусматривающих практически прямо, что записывать инспектора ГИБДД, когда тот остановил Вас, составляет в отношении Вас протокол или выписывает постановление, можно. Давайте взглянем на них!
Первый из них — Федеральный закон «О полиции», основы которого (статья 8) предусматривают открытость деятельности полиции при осуществлении правозащитных функций:
Как видим, право снимать сотрудника ГИБДД на камеру прямо вытекает из принципа открытости деятельности полиции. И поэтому Вы можете записывать на видео все действия инспектора.
Второй нормативный акт, касающейся нашей темы — это ФЗ «Об информации», статья 3 которого также предусматривает открытость деятельности госорганов:
Заметьте, что оба вышеуказанных закона — Федеральные, и они имеют одни из самых высоких приоритетов при возникновении противоречий с другими правовыми актами. Так, новый Приказ №664 имеет гораздо более низкий приоритет, даже если бы там был прописан прямой запрет снимать на камеру сотрудника ГИБДД.
Таким образом, можно смело сделать вывод о том, что записывать процессуальные действия инспектора на 2021 год можно и даже нужно.
Ещё кое-что полезное для Вас:
- Можно ли выкладывать видео с сотрудниками ГИБДД в интернет?
- Имеет ли право сотрудник ГИБДД останавливать и проверять документы у пешеходов и пассажиров?
- Изменения в Приказ 664 — новые правила остановки водителей и проверки документов
Нужно ли предупреждать инспектора о съёмке?
Опять же, нигде нет прямого запрета на видеосъёмку разговора с инспектором без уточнений и тонкостей. Поэтому записывать разговор можно как публично, предупредив сотрудника о том, что Вы его записываете, так и скрытно, не возглашая наличие видеосъёмки.
Можно ли использовать видеозапись на личном телефоне в качестве доказательства?
Видеоролик, снятый на личный телефон инспектора, можно в дальнейшем использовать в качестве доказательства по административному делу. Об этом говорится в ст. 26.2 КоАП РФ:
- Доказательствами являются любые фактические данные, на основании которых судья или иное уполномоченное лицо сможет установить степень вины и привлечь к ответственности.
- Представленные данные устанавливаются протоколами, показаниями свидетелей, экспертными заключениями и иными документами, а также показаниями спецтехсредств.
Главное условие – получение видеозаписи законным способом и приобщение к делу соответствующей записью в протоколе. Например, если в протоколе нет сведений о видеоролике, суд рассматривать его в качестве доказательства не будет.
Еще один момент, на который стоит обратить внимание – это дата, указанная в видеоролике. Если она установлена неправильно, суд вряд ли примет его во внимание
Крайне важно, чтобы дата и время совпадали с датой и временем совершения правонарушения в административных документах. Пример:
Пример:
Так, а в какой именно момент спрашивать разрешение на съемку?
— На практике заявление сотрудника ГАИ о необходимости пройти в служебный автомобиль для составления протокола считается началом административного процесса, — объясняет юрист. Это значит, что в этот момент вы и должны заявить о своем желании вести съемку или аудиозапись.
Ст. 1.4. ПиКоАП РБ. Под административным процессом понимается установленный кодексом порядок деятельности его участников по делу об административном нарушении.
Ст. 9.1 ч. 2. ПИКоАП РБ. Основаниями для возбуждения дела об административном правонарушении являются достаточные данные, указывающие на признаки правонарушения, предусмотренного статьей Особенной части КоАП, если при этом отсутствуют обстоятельства, исключающие административный процесс.
Читать полностью: https://auto.tut.by/news/exclusive/630418.html
А можно ли снимать у нас
Новые поправки позволяют инспектору ГИБДД запретить снимать свою деятельность на камеру. Однако такое ограничение противоречит законодательству. Деятельность полиции открыта на федеральном уровне и участники дорожного движения имеют право снимать инспектора на камеру для личных целей. Здесь не затрагивается личная жизнь сотрудника, поэтому ничего страшного здесь нет.
Но вседозволенности не дождётесь. Сотрудники ДПС вправе наложить ограничение на съёмку при расследовании ДТП с жертвами, вблизи стратегических и военных объектов, на которые распространяется закон о государственной или коммерческой тайне. Видеорегистратор необходимо отключить на подъезде к пунктам контроля на границах, воинским частям и прочим местностям. Зона запрета съемки отмечена специальными знаками.
Сотрудник полиции обязан разъяснить водителю причины ограничения съёмки. При необходимости он предъявляет письменный документ. Далее оба участника обязаны выключить и спрятать свои видеорегистраторы.
Подобный запрет подразумевает взаимность. Если водителю запрещено снимать происходящее на камеру, то это же касается и инспектора ДПС с персональным устройством. Неподчинение запрету грозит ответственностью по статье 19.3 Кодекса об административных правонарушениях. За это предусмотрен денежный штраф или исправительные работы. Самым грубым водителям назначают 15 суток заключения в участке.
Съемка детей без разрешения родителей
По смыслу статьи 151.2 ГК РФ, дача согласия на обнародование фотоизображений или видео – это, своего рода, сделка (договоренность между сторонами). В соответствии со ст. 64 Семейного кодекса РФ, родители являются законными представителями своих детей и обязаны действовать в их интересах. В силу ст. 28 ГК РФ, сделки от имени лиц, не достигших 14летнего возраста, совершаются исключительно родителями.
Это означает, что без согласия родителей снимать малолетних детей нельзя. Данный запрет подразумевает незаконность съемки, целью которой является конкретный ребенок.
К примеру, часто родители сталкиваются с предложением своих услуг фотографами, которые проводят съемку детей в детском саду. Обычно такие фотографы или видеооператоры приходят днем в дошкольное заведение, с разрешения воспитателя фотографируют детей и в последующем через воспитателя же продают родителям снимки. При этом согласия на то, чтобы осуществлялись видеозапись или фотографирование ребенка, родитель не давал и часто даже не знал о том, что поведена фотосессия его чада.
В данном случае нарушаются сразу несколько норм права – ст. 151.2 ГК, ст. 28 ГК, ст. 64 СК, а также положения ФЗ «О персональных данных».
Обнародование и распространение детских фотографий, сделанных без ведома взрослого, может повлечь административную ответственность по ст. 13.11 КОАП РФ в виде штрафа. С целью привлечь нарушителя родитель может обратиться с заявлением к прокурору, рассматриваться вопрос о наказании будет в суде.
Общие правила разрешенной съемки распространяются и на несовершеннолетних – так, если использовать видео или фото-материал необходимо в общественных целях (к примеру, ребенок пропал без вести), то обнародование возможно и без согласия законных представителей. Съемка в виде обзора, когда в кадр попадают дети и изображение одного ребенка не занимает более 60% кадра, разрешена.
А что, если паспорта с собой нет?
Можно показать и фотографию паспорта. Некоторые этим фокусом пользуются. Ведь задача полицейских — установить вашу личность, а вы не обязаны носить с собой паспорт, это факт. Гражданин его обязан иметь. Хотя я не рекомендую в наше время передвигаться без паспорта, потому что отсутствие у вас паспорта и отсутствие фотографии паспорта даёт полицейским право вас задержать. Кто вы такой, может быть, вы сбежали откуда-то или в розыске, они не могут вас идентифицировать и точно можно нарваться на задержание.
Поэтому паспорт показать, а дальше следовать по обстановке. Может быть, это рутинная какая-то проверка документов. Они посмотрят паспорт и уйдут. А может, нет.
[Ситуация #19]
Где же все-таки действительно запрещена фотосъемка?
Прежде всего – это съемка в зданиях судов и исправительных учреждений.
Такие запреты устанавливаются соответствующими процессуальными кодексами, имеющими силу федеральных законов:
Арбитражным процессуальным кодексом (ст. 11, ч. 7) и Уголовно-процессуальным кодексом (ст. 241, ч. 5) съемка судебного процесса допускается с разрешения председательствующего судьи;
Гражданским процессуальным кодексом (ст. 10, ч. 7) – с разрешения суда;
(статья 24.3, ч. 3) – с разрешения судьи, органа, должностного лица, рассматривающих дело об административном правонарушении;
(ст. 24, ч. 4) съемка осужденных, содержащихся в исправительных учреждениях, осуществляется с письменного согласия самих осужденных. Съемка объектов, обеспечивающих безопасность и охрану осужденных, осуществляется с разрешения в письменной форме администрации учреждения или органа, исполняющего наказания (ст. 24, ч. 5).
Под такими «объектами» можно понимать даже стены исправительного учреждения, так что у его администрации есть формальное основание запретить съемку этого учреждения снаружи.
Однако, по смыслу статьи 24, которая называется «Посещение учреждений и органов, исполняющих наказания», запрет распространяется только на лиц, посетивших учреждение, т.е., на действует только на внутренней его территории.
В ст. 7 закона «О частной детективной и охранной деятельности» (п. 4) частным детективам запрещено осуществлять видео- и аудиозапись, фото- и киносъемку в служебных или иных помещениях без письменного согласия на то соответствующих должностных или частных лиц.
Остальные нормативные акты, содержащие запрет на съемку, регламентируют, как правило, пропускной режим на территориях государственных учреждений.
Постановлением Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 22 января 1998 г. N 2134-II ГД «О Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (ст. 37) запрещено проносить на закрытое заседание Государственной Думы и использовать в ходе него съемочную технику.
Постановлением Правительства РФ от 2 октября 1999 г. N 1102 «О Правилах плавания и пребывания иностранных военных кораблей и других государственных судов, эксплуатируемых в некоммерческих целях, в территориальном море, во внутренних морских водах, на военно-морских базах, в пунктах базирования военных кораблей и морских портах Российской Федерации» (п. 70) запрещено снимать корабли и военные объекты на берегу с борта иностранных кораблей.
Приказом Федеральной таможенной службы от 20 октября 2006 г. N 1032 «Об утверждении Инструкции по организации пропускного и внутриобъектового режимов на объектах таможенных органов Российской Федерации» (п. 56) запрещена съемка на территории объектов ФТС.
Приказом Госстроя РФ от 3 ноября 1999 г. N 105 «Об обеспечении пропускного и внутриобъектового режима и охраны здания Госстроя России» (п. 2.9) внос в здание Госстроя России съемочной аппаратуры для личного пользования запрещается, внос аппаратуры для других целей осуществляется по разрешению.
Приказом Минтопэнерго РФ от 29 октября 1997 г. N 333 «Об утверждении и вводе в действие Положения о пропускном и внутриобъектовом режиме в административных зданиях Министерства топлива и энергетики Российской Федерации» (п. 3.3) запрещается вносить съемочную технику на территорию и в помещения Министерства, и производить там съемки.
Приказом ФСБ РФ от 10 сентября 2007 г. N 458 «Об утверждении Правил пограничного режима» (п. 1.9.8, пп. «б») лицам, находящимся в пределах пятикилометровой полосы местности вдоль государственной границы, запрещается без разрешения начальника пограничного управления ФСБ осуществлять съемку пограничных нарядов и объектов пограничных органов.
Приказом Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 1 сентября 2006 г. N ВС-297фс «Об утверждении Порядка организации охраны, пропускного и внутриобъектового режимов в административных зданиях Федеральной службы по надзору в сфере транспорта» (п. 3.13) запрещается без специального разрешения руководства Ространснадзора вносить в его административные здания съемочную и звукозаписывающую аппаратуру.
Павел Протасов составил подборку самых часто задаваемых вопросов о праве на фотосъемку.
Оригинальный текст: Павел ПротасовДополнения и оформление: Антон Мартынов
Можно ли снимать сотрудника Госавтоинспекции при исполнении?
Эти вопросы сегодня вызывают интерес не на пустом месте. Водители при встрече с инспекторами ГИБДД хотят быть защищены от произвола и нарушения закона, а также иметь доказательства своей позиции при возникновении спорной ситуации по ПДД. Наконец, из редакции 2017 года Административного регламента ГИБДД исчез пункт о праве водителей снимать сотрудников инспекции, что дает повод тем запрещать видеосъемку.
Действительно, пункт, разрешающий водителям снимать действия гаишников на дороге и запрещающий инспекторам препятствовать видеосъемке, существовал в старой редакции регламента. В нем также упоминалось, что водитель не имеет вести съемку с использованием оборудования, запрещенного для использования в РФ, и при наличии запрета на съемку в особых случаях. О запрете сотрудник ГИБДД должен был сообщить водителю отдельно.
В новой редакции (2017 г.) этот пункт отсутствует, но, как неоднократно уточняли в МВД РФ, это не означает запрета снимать работу инспекторов, так как свободная видеосъемка разрешена на основании:
- статьи №29 Конституции РФ («гражданин имеет право искать, получать, передавать, производить и распространять любую информацию любым законным способом»);
- статьи №8 ФЗ №3 «О полиции» («…деятельность полиции является открытой для общества в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства РФ…»).
- Статьи №3 ФЗ №149 «Об информации» («открытость информации о деятельности государственных органов…и свободный доступ к такой информации, кроме случаев, установленных федеральными законами»).
С одной стороны, перечисленные нормативные акты имеет более высокий статус, нежели Административный регламент ГИБДД, который является всего лишь технической инструкцией для должностных лиц. С другой стороны, каждый закон имеет оговорку о том, что могут иметь место запретительные ситуации, установленные иными законодательными нормами РФ.
Теперь давайте разберемся, что означает формулировка «законным способом» !
На основании статьи 24 Конституции РФ «О правах человека и сборе и обработке информации» и комментария к ней:
Фотографирование людей в общественных местах осуществляется свободно:
- На пресс-конференциях (если организаторы не запрещают снимать);
- Милиционеров,пожарных,врачей,сотрудников службы спасения- при исполнении обязанностей;
- участников демонстраций,акций протеста, выступающих на этих мероприятиях;
- Участников происшествий и столкновений;
- Любых людей, случайно попавших в кадр при съемке всего вышеперечисленного (когда съёмка таких людей не является целью),если человек не возражает (не закрывается руками,не протестует иным образом) или прямо соглашается на съёмку.
Статья 152.1 Гражданского кодекса, предусматривающая охрану изображения гражданина, не запрещает получения таких изображений, нарушить ее можно только после их несанкционированного обнародования и дальнейшего использования, то есть, уже после того, как оно стало доступным неограниченному кругу лиц без согласия того, кто изображен на фотографии.
Кроме того, существует закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», в седьмой статье которого дано определение «общедоступной информации»:
- К общедоступной информации относятся общеизвестные сведения и иная информация, доступ к которой не ограничен.
- Общедоступная информация может использоваться любыми лицами по их усмотрению при соблюдении установленных федеральными законами ограничений в отношении распространения такой информации.
В девятой статье данного закона говорится также о том, что любые ограничения доступа к информации должны устанавливаться только федеральным законом.
Фото-видео-съёмка сотрудников и чиновников государственных органов и организаций
Статья 3 Федерального закона Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» гласит, «Основные принципы противодействия коррупции: — публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления».
Более того, согласно Указу Президента РФ от 31 декабря 1993 года №2334, «О дополнительных гарантиях прав граждан на информацию» (п. 3) считается, что деятельность государственных органов осуществляется на принципах информационной открытости, что может выражаться, в частности, «в осуществлении гражданами контроля за деятельностью государственных органов, организаций и предприятий, общественных объединений, должностных лиц и принимаемыми ими решениями, связанными с соблюдением, охраной и защитой прав и законных интересов граждан».
В соответствии с п.3 ч.4 ст.8 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», «не может быть ограничен доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.» Сотрудники ОМОНа, других подразделений МВД, спецназ и т.п. являются сотрудниками государственных органов, следовательно, они не могут ограничивать получение человеком информации, даже если он не представитель СМИ.
Отдельно про съемку сотрудников ГИБДД
Статья 25 Приказа по МВД от 2 марта 2009 г. N 185, предписывает: «сотрудник не должен препятствовать использованию видео- и звукозаписывающей аппаратуры участником дорожного движения, если таковое не запрещено законодательством. О существовании запрета сотрудник должен сообщить участнику дорожного движения, производящему запись».
Фото-видео-съёмка в магазинах и торговых центрах
Статья 8 Закона РФ «О защите прав потребителей» предусматривает право потребителя на информацию об изготовителе (исполнителе, продавце) и о товарах (работах, услугах)
- Потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах).
- Указанная впункте 1 настоящей статьи информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи и договоров о выполнении работ (оказании услуг) способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей, на русском языке, а дополнительно, по усмотрению изготовителя (исполнителя, продавца), на государственных языках субъектов Российской Федерации и родных языках народов Российской Федерации.
Закон не ограничивает потребителя в средствах и способах фиксации информации. Запрет на съемку ограничивает права потребителя и может быть оспорен в Комиссии по правам потребителя.