Калькулятор нмцк
Содержание:
- Как обосновать НМЦК в 2021 году
- Как искать ценовую информацию в ЕИС
- 6.1. Метод сопоставимых рыночных цен
- 6.2. Нормативный метод расчета начальной максимальной цены контракта 44-ФЗ
- Пример заполнения
- Методы определения
- Откуда берутся данные для расчета НМЦК
- Как формируется НМЦК
- Внесение закупки в план закупок и в план-график
- Таблица отличий
- Начальная максимальная цена контракта по 44 ФЗ
- Что учесть при подготовке?
Как обосновать НМЦК в 2021 году
Разбираемся, как обосновать НМЦК в 2021 году.
Какие методы применяются для обоснования НМЦК и от чего зависит их выбор Обоснование начальной максимальной цены контракта по 44-ФЗ представляет собой расчетные действия заказчика по определению стоимости конкретной закупочной процедуры.
Обоснование НМЦК по 44-ФЗ регулируется статьей 22. В п. 1 ст. 22 44-ФЗ приводятся все возможные методы расчета: Метод сопоставимых рыночных цен или анализ рынка. 1. Тарифный. 2. Проектно-сметный. 3. Нормативный. 4. Затратный. Начальная (максимальная) цена контракта рассчитывается задолго до осуществления самой закупки — еще на этапе планирования (ст.
18 44-ФЗ)
Как искать ценовую информацию в ЕИС
В ЕИС целесообразно выбирать контракты, заключенные в своем регионе или ФО. Помимо цены, из реестра контрактов можно подчеркнуть и другую полезную информацию — наименования поставщиков, условия контрактов и прочее.
Как пользоваться реестром контрактов для расчета цены:
- Зайти в ЕИС и перейти в раздел «Информация о контрактах и договорах».
- Перейти в раздел «Реестр контрактов, заключенных заказчиками».
- Открыть расширенный поиск (ссылка под строкой). Он дает гораздо больше возможностей найти сопоставимые контракты.
- Применить разные фильтры. В первую очередь, нужно отметить статус контракта «Исполнение завершено». Можно указать диапазон дат, а также ограничить поиск по географическому признаку. Объект можно искать по наименованию, по коду ОКПД2. Если это лекарство, необходимо отметить галочкой соответствующий пункт.
- Когда все фильтры установлены, нужно произвести поиск. Система выдаст список контрактов, соответствующих установленным требованиям.
6.1. Метод сопоставимых рыночных цен
Имея коммерческие предложения не менее трех организаций или данные о рыночных ценах трех разных источников, обоснование НМЦ можно рассчитать по методу сопоставимых рыночных цен. Эти предложения должны содержать информацию о таком же предмете закупки или его аналоге. При определении аналога лучше всего следовать методическим рекомендациям п. п. 3.6.1, 3.6.2, либо основываясь статьей 22 Федерального закона о закупках в частях 13, 14.
Данный метод более распространен, так как является более применимым, можно сказать основным. Если этот метод сопоставимых цен не представляется возможным применить, то конкурсные управляющие заказчика могут обращаться к остальным методам, указанными в частях 7-11 той же статьи.
6.2. Нормативный метод расчета начальной максимальной цены контракта 44-ФЗ
Нормативный метод НМЦК основывается на данных, которые изданы в нормативных актах. Данные документы отражают порядок, устанавливающий предельно допустимые цены при закупке. Тем самым нормативные акты регулируют расход бюджетных средств, в них устанавливаются ценовые величины на конкретный товар либо на конкретную услугу. Цена устанавливается в разрезе областей, городов, районов.
Нормативный метод НМЦК можно совмещать с предыдущим методом. При этом рассчитанная таким методом цена закупки не может быть больше той ценовой величины, которую вывели нормативным методом. Откуда заказчики берут сведения, позволяющие производить расчет нормативным методом? С этой информацией можно ознакомиться в ЕИС, в разделе «Планирование закупок», далее правила нормирования в сфере закупок. В расширенном поиске можно указать свой регион и найти в уже размещенных правилах нормирования данные документы.
Пример заполнения
С 01.10.2017 начали действовать новые требования по оформлению этого документа. Порядок заполнения следующий:
- В строке (1) указываем порядковый номер и дату выставления. Для всех видов СФ существует общая нумерация. Они фиксируются в хронологическом порядке (разрешается к номеру добавлять буквенное обозначение). При внесении исправлений, в строке (1а) указываем № исправления, при первичном заполнении ставится прочерк.
- Строки (2), (2а), (2б) содержат данные о продавце:
- для ЮЛ необходимо указывать полное или краткое название, подробный адрес в том виде, как он записан ЕГРЮЛ, идентификационные номера ИНН/КПП;
- для ИП вписывается ФИО полностью, адрес в том виде, как он внесён ЕГРИП, ИНН и сведения о регистрации.
В СФ допускается указание двух адресов (письмо Минфина РФ № 03-07-09/85517 от 21.12.2017). Если фактический адрес, который отличается от записанного в реестре, зафиксирован в договоре, его следует внести в дополнительную строку.
- Если грузоотправитель и продавец представлены одной организацией, в строке (3) нужно указать “Он же”. Если грузоотправителем выступает другая фирма или лицо, вписываем полное или краткое название и адрес. Ставим прочерк, если счёт-фактура относится к работам или услугам.
- В строке (5) указывать номер платёжного документа нужно только при условии предоплаты, если ее нет, то этот пункт остается не заполненным.
- Сведения о покупателе вносятся в строки (6), (6а), (6б) аналогично (2), (2а), (2б). Если покупатель и грузополучатель представлены одной организацией, в поле (4) нужно поставить отметку “Он же”. Если грузополучателем выступает другая организация, указываем её название и адрес. Если счёт-фактура на выполненные работы или на оказанные услуги, следует поставить прочерк.
- В строке (7) выбираем наименование валюты. Бухгалтерские программы автоматически вносят цифровой код.
- Строка (8) предназначена для идентификатора государственного контракта. Для других договоров её заполнять не нужно.
- В таблице заполняются такие графы:
- В столбец 1 вносятся наименования товаров, работ или услуг.
- В графе 1а указывается код товара. Это поле касается только поставок в страны Евроазиатского экономического союза.
- В столбцы 2-2а вписываются единицы измерения в соответствии с ОКЕИ. Если счёт-фактура касается работ или услуг, следует поставить прочерки.
- В столбце 3 указываем количество или объём, исходя из единиц измерения. Если 2-2а не заполнены, здесь также будет прочерк.
- В графу 4 вносится цена за единицу в том виде, как она приведена в договоре.
- Общая стоимость каждого из наименований без учёта налога отражается в столбце 5. В итоговой строке будет общая стоимость всей поставки.
- Столбец 6 заполняется только для подакцизных товаров. Здесь нужно указать сумму акциза, включённого в стоимость. В иных случаях делается пометка “Без акциза”.
- При оформлении СФ без налога в полях 7 и 8 нужно сделать запись “Без НДС”. Если часть наименований облагается налогом, напротив них вносится ставка и сумма.
- Столбец 9 отражает стоимость товаров, работ или услуг с учётом налога.
- В графу 10 должен быть внесён цифровой код товара. Столбцы 10, 10а, 11 заполняются для товаров, произведённых за пределами РФ.
- Графы 5, 8 и 9 нижней строки содержат итоговые показатели.
Счет-фактуры без НДС подписываются по общим правилам. Бумажный бланк заверяется подписями руководителя и главного бухгалтера или уполномоченными лицами. Если документ выставляется индивидуальным предпринимателем, в нём должна быть личная подпись ИП или доверенного лица. Подробнее о счёте-фактуре для ИП можно узнать здесь.
Заверение счёт-фактуры факсимильной подписью не допустимо (письмо Минфина № 03-07-09/49478 от 27.08.2015). При электронном обмене документами необходим сертификат ключа проверки электронной подписи (письма Минфина РФ от 12.09.2016 № 03-03-06/2/53176, ФНС РФ от 19.05.2016 № СД-4-3/8904).
- Скачать бланк счет-фактуры
- Скачать образец счет-фактуры без НДС
Счёт-фактура заверяется только одной усиленной квалифицированной электронной подписью руководителя или уполномоченного лица. В электронном документе не требуется подпись главного бухгалтера.
Более детально о заполнении счёт-фактуры можно узнать здесь.
Из видео узнаете о том, как правильно заполнить счет-фактуру если предприятие не является плательщиком НДС:
Методы определения
Расчет НМЦК по 44-ФЗ является важным процессом. От правильности установления стоимости зависит не только эффективное расходование бюджетных средств организацией, но и возможность провести закупку вообще. При некорректном определении суммы могут возникнуть самые разные неразрешимые трудности.
Рассматривая начисление НМЦК на примере, стоит отметить, существует три типичные ситуации, при которых возникают проблемы.
Так, если цена контракта занижена, заказчик не может выполнить закупку в принципе. Ни один поставщик не согласится предоставить свои услуги или провести работы по заниженной стоимости. В этом случае его компания сработает в убыток, что недопустимо. По стоимости ниже рыночной могут согласиться заключить договор только недобросовестные поставщики. Такие компании могут вообще не выполнить свои обязательства или же поставляют товары или оказывают услуги низкого качества. Заказчик не сможет удовлетворить собственную потребность. Это отразится на качестве работы организации.
Если расчет НМЦК по 44-ФЗ выполнен неправильно и цена контракта окажется завышенной, средства заказчика будут расходоваться неэффективно. Зато подобное действие привлечет много поставщиков. В ходе торгов они часто снижают стоимость контракта до среднерыночного уровня. Однако надеяться на подобный исход не стоит. Если будет подана только одна заявка со стороны поставщиков, конечно же, сделка состоится на невыгодных условиях для заказчика. Стоимость не будет снижена, потому что в ходе торгов поставщик является монополистом. При отсутствии конкуренции он не снизит сумму контракта.
Только при правильном назначении НМЦК, закупщик может не только эффективно расходовать средства бюджета, но и получить качественные товары, работы или услуги (ТРУ). Взаимодействие обеих сторон договора будет организовано на выгодных условиях.
Откуда берутся данные для расчета НМЦК
Заказчики не должны допускать получение коммерческих предложений, предоставленных организациями, которые находятся в черном списке (реестре недобросовестных поставщиков) или полученные анонимно, в том числе, если данные предложения не содержат предмета закупки, либо предоставленные данные в них не соответствует требованиям заказчиков.
Государственные заказчики могут пользоваться сведениями, находящиеся в открытом доступе для определения НМЦ. К такой информации относится реестр контрактов, который находится в единой информсистеме (ЕИС), если сделать выборку по исполненным контрактам. Главное использовать более релевантные (близкие) даты размещения информации. Также можно воспользоваться ценами, которые предоставляет Яндекс Маркет. Но перед публикацией обоснования НМЦ заказчику необходимо провести корректировку таких ценовых предложений. От того, каким способом будет проведена закупка зависит и размер корректировки. В методических рекомендациях она варьируется от 10 до 17 процентов.
Также можно промониторить данные в официальных источниках, например на сайтах государственных органов или региональных органов управления, многие корпорации публикуют закупки у себя на сайтах вместе с их итогами, можно использовать такие источники и другие общедоступные варианты в отношении иностранных государств и международных организаций.
Некоторые поставщики публикуют данные о своих ценовых предложениях в презентационных буклетах, рекламных материалах, либо на корпоративном сайте поставщика. Эта информация может тоже быть полезной, наравне с реестром контрактов. С ценами на банковские услуги, тарифами заказчик может ознакомится изучив размещенные в открытом доступе публичными офертами.
На сайте государственной статистики можно также найти отчеты о стоимости тех или иных товаров и услугах, такие данные необходимо использовать учитывая индексы потребительских цен, которые находятся на этом же сайте. http://www.gks.ru/bgd/free/B04_03/Main.htm
При расчете НМЦ на драгоценные металлы, например, можно воспользоваться данными российских и иностранных биржевых котировок (они находятся на их официальных электронных площадках).
Заказчики могут также пользоваться данными, предоставляемыми оценочными экспертами о рыночной стоимости материальных вещей, имущества, права собственности на это имущество или его части, требования и долги и прочее (данные эксперты должны действовать в соответствие с Федеральным законом об оценочной деятельности 135-ФЗ).
Как формируется НМЦК
Исчисление и обоснование начальной (максимальной) цены контракта зависит от методов, определенных в Законе:
- метод сопоставимых рыночных цен (анализ рынка);
- нормативный;
- тарифный;
- проектно-сметный;
- затратный.
Предпочтение отдается методу сопоставимых рыночных цен. Получить ценовую информацию об одинаковых (идентичных) товарах, работах и услугах можно из следующих источников:
- официальных публикаций государственных и муниципальных органов, международных организаций;
- сайта госзакупок;
- сведений информационно-ценовых агентств;
- статистических отчетов;
- общедоступной рекламы в СМИ, Интернете.
При расчете начальной цены контракта используются коэффициенты, которые учитывают:
- объем товара, работ, услуг;
- срок определения НМЦК, исполнения договора;
- место поставки;
- изменение номенклатуры и т.д.
Расчетные данные и обоснование НМЦК оформляются документально и подписываются работником контрактной службы.
Внесение закупки в план закупок и в план-график
Единое правила для всех закупок по ФЗ 44: нельзя проводить закупки, которые не внесли в план закупок и в план-график. Данное правило распространяется в том числе и на закупки у единственного поставщика, согласно части 11 статьи 21 Закона № 44-ФЗ и письма Минэкономразвития от 31.03.2017 № ОГ-Д28-4021.
Если заключен контракт, которого нет в плане-графике, работник контрактной службы или контрактный управляющий заплатит штраф 30 000 руб. Наказание предусмотрено частью 1.6 статьи 7.30 КоАП.
Выделяют особые закупки, для которых предусмотрено упрощенное планирование: в плане-графике пишут не каждый контракт, а общую годовую сумму закупок по видам расходов (подпункт «а» пункта 2 Требований к форме плана-графика из постановления Правительства от 05.06.2015 № 553 и в подпункте «а» пункта 2 Требований к форме плана-графика, которые Правительство утвердило постановлением от 05.06.2015 № 554).
К таким особым закупкам относиться, информация о закупках, которые планируется осуществлять в соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 83 и пунктами 4, 5, 23, 26, 33, 42 и 44 части 1 статьи 93 ФЗ 44 в отношении каждого из следующих объектов закупок:
- лекарственные препараты, закупаемые в соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 83 Федерального закона;
- товары, работы или услуги на сумму, не превышающую 100 тыс. рублей (пункт 4 части 1 статьи 93 ФЗ 44);
- товары, работы или услуги на сумму, не превышающую 400 тыс. рублей (пункт 5 части 1 статьи 93 ФЗ 44);
- услуги, связанные с направлением работника в служебную командировку (пункт 26 части 1 статьи 93 ФЗ 44), а также с участием в проведении фестивалей, концертов, представлений и подобных культурных мероприятий (в том числе гастролей) на основании приглашений на посещение указанных мероприятий;
- преподавательские услуги, оказываемые физическими лицами;
- услуги экскурсовода (гида), оказываемые физическими лицами;
- услуги по содержанию и ремонту одного или нескольких нежилых помещений, переданных в безвозмездное пользование или оперативное управление заказчику, услуги по водо-, тепло-, газо- и энергоснабжению, услуги по охране, услуги по вывозу бытовых отходов в случае, если такие услуги оказываются другому лицу или другим лицам, пользующимся нежилыми помещениями, находящимися в здании, в котором расположены помещения, переданные заказчику в безвозмездное пользование или оперативное управление;
- работы, связанные со сбором и обработкой первичных статистических данных при проведении на территории Российской Федерации федерального статистического наблюдения в соответствии с законодательством Российской Федерации об официальном статистическом учете, выполняемые физическими лицами (пункт 42 части 1 статьи 93 ФЗ 44);
- услуги по предоставлению права на доступ к информации, содержащейся в документальных, документографических, реферативных, полнотекстовых зарубежных базах данных и специализированных базах данных международных индексов научного цитирования (пункт 44 части 1 статьи 93 ФЗ 44);
Срок внесения изменения в план закупок и план – график
Здесь тоже есть свои особенности для закупок у единственного поставщика. С июля 2018 года, отменен срок 10 календарных дней для закупок у единственного поставщика и установлен, новый. С 01 июля 2018 года изменять план-график по закупкам у единственного поставщика, минимум за один календарный день до того, как опубликуете извещение о закупке. При этом публикуйте извещение не ранее дня, когда разместите измененный план-график в ЕИС.
В Законе № 44-ФЗ не указано, в какой срок вносить изменения в план-график, если публиковать извещение о закупке у единственного поставщика не нужно. В этом случае лучше воспользоваться общим правилом внести изменения за 10 календарных дней до того, как заключите контракт, а не за один календарный день. Исключение – закупки по пунктам 9 и 28 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ, когда изменения вносят за один день до заключения контракта, согласно пунктов 9 и 10 Правил из постановления № 553, пунктов 11 и 12 Требований из постановления № 554.
Таблица отличий
Закон № 44 |
Закон № 223 |
---|---|
Кто может быть заказчиком |
|
Органы власти (государственные, муниципальные), Росатом, Роскосмос, орган управления государственным внебюджетным фондом, государственные и муниципальные казенные учреждения. Бюджетные учреждения. Унитарные предприятия, если закупка проходит за счет бюджетных средств. |
Предприятия с долей государства в уставном капитале более 50 %. Естественные монополии. Бюджетные учреждения, унитарные предприятия, приобретающие продукцию:
Унитарные предприятия, если тратят собственные средства. Юрлица с инвестиционными проектами более 500 млн руб. с господдержкой. |
Кто может участвовать |
|
Юридические лица (не офшоры). Физические лица. Индивидуальные предприниматели (ИП). Заказчик в документации к некоторым закупкам (средства для реабилитации инвалидов, создание произведений литературы и искусства и др.) может установить для себя право заключить контракт сразу с несколькими участниками. |
Юридические лица. Физические лица. Индивидуальные предприниматели. |
Кому предоставляются преимущества |
|
Учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы, организациям инвалидов. СМП и СОНКО — 15 % годового объема закупок заказчики должны делать только у таких поставщиков. |
|
Виды тендеров |
|
Конкурс:
Электронный аукцион. Закрытые процедуры (все виды конкурсов, аукционы). Могут быть как офлайн, так и в электронной форме. Запрос котировок. Запрос котировок в электронной форме. Запрос предложений. Закупка у единственного поставщика. |
Конкурентная закупка (конкурс, аукцион, запрос котировок, предложений). Конкурентная закупка в электронной форме. Закрытая конкурентная закупка. Закупка у единственного поставщика. Другие способы, указанные в Положении. |
Сроки для участия | |
Установлены в законе. |
Закон регламентирует сроки для конкурентных закупок. Для сделок с единственным поставщиком заказчик устанавливает порядок в Положении. |
Подпись для электронных документов | |
Обеспечение заявок и контракта | |
Обеспечение заявки необходимо для конкурсов и аукционов при НМЦК более 1 млн руб. |
Обеспечение заявок не требуется для конкурентных закупок с НМЦК менее 5 млн руб. В иных случаях такое требование — право заказчика, но не более 5 % от НМЦК. Правила для обеспечения договоров заказчик устанавливает в Положении. |
Борьба с демпингом | |
Заказчик может установить соответствующие требования в Положении. | |
Обоснование НМЦК | |
Необходимость и способы обоснования начальных цен заказчик прописывает в Положении. |
|
Отчеты в ЕИС | |
О закупках у СМП И СОНКО. Обоснование закупки у единственного поставщика. Об исполнении контрактов (отдельного этапа). Сводный аналитический отчет с результатами мониторинга закупок. О количестве приобретенной продукции в рамках исполнения специального инвестиционного контракта. |
Годовые отчеты о закупках:
|
Изменения и расторжение контракта | |
Расторжение происходит:
|
Допустимо изменение количества, объема, цены приобретаемых благ, сроков исполнения условий сделки, по сравнению с указанными в итоговом протоколе. Расторжение — в связи с существенными нарушениями участником по решению суда. |
Жалобы по 44 ФЗ, по 223 ФЗ | |
ФАС России. Уполномоченные органы субъектов и местного самоуправления. Контрольный орган в сфере гособоронзаказа. Срок рассмотрения — 5 рабочих дней. |
|
Начальная максимальная цена контракта по 44 ФЗ
Начальная максимальная цена контракта — это предельная стоимость заключения контракта (договора), которая указывается в информационной карте закупочной документации, либо извещении о закупке, либо в приглашении делать коммерческие предложения. Эта цена определяет стартовую стоимость закупки для предложений участников, выше которого их ценовые предложения быть не могут. И если в предложении от участника указана цена выше ценового порога НМЦ, то такое предложение может не рассматриваться заказчиком и отклоняется. Если проводиться закупка у единственного поставщика, то подписанный договор соответствует той цене, которую обосновал заказчик.
Некоторых новичков сам термин «Начальная (максимальная) цена контракта» вводит в ступор, т.к. в названии термина содержится противоречие. Слово «начальная» и «максимальная» некоторых участников закупки вводит в заблуждение, которые под начальной ценой понимают стартовую цену с которой происходит увеличение ценового предложения участника, но это не так
Для участника закупки важно помнить, что практически все процедуры в госзаказе ориентированы на снижение цены и в данном случае «начальная» цена это точка отсчета, с которой участники снижают свои предложения. Превышать начальную цену участник не имеет права
Государственный заказчик ежегодно разрабатывает план-график закупок. В него заносятся закупки на год вперед с теми ценами, которые были определены как начальные максимальные. И если ценовая политика поставщиков меняется в течение этого времени, например, произошло повышение цен, то заказчик корректирует план-график закупок и вносит новые данные по НМЦК.
В случае если заказчиками организована закупка у единственного поставщика, то организаторы руководствуются ст. 93 44-ФЗ. Закупки имеют ограничения по НМЦ в зависимости от ее цели. Ограничения НМЦК варьируется от ста до четырехсот тысяч рублей, в остальном ограничения отсутствуют. Если же заказчик выбирает запрос котировок, то НМЦ не может превышать порог равный пятистам тысячам рублей.
Формируя пакет документов для закупки, в результате которой подписывается договор с единственным поставщиком, заказчики руководствуются теми же правилами, что и у обычной закупки. Документы направляется в ФАС для согласования. При этом договор при подписании не может менять свою цену. Начальная максимальная цена контракта с единственным поставщиком должна обосновываться отчетом о невыполнимости или бессмысленности проведения закупки другим способом, отчет прилагают к контракту. Для обоснования НМЦК также необходим расчет. Эта цена и будет окончательной при подписании договора, при этом заказчикам необходимо помнить, что все перечисленные в статье 93 случаи не накладывают ограничения. Исключением является статья 4, где указано, что начальная максимальная цена контракта с единственным поставщиком не может быть больше по своей стоимости, чем сто тысяч рублей, а в год сумма закупок таким способом не должна переваливает порог в два миллиона рублей по все контрактам. Такие «малые» закупки можно реализовывать, не организовывая конкурентные процедуры, и не согласовывая в ФАС, но при этом должно быть учтено, от выделенных средств на проведение всех закупочных процедур, такие закупки должны занимать не более 5 % и не более пятьдесят миллионов рублей в год. Государственные закупщики, которые реализуют процедуры для оборонного заказа должны учитывать рекомендации ФЗ-275 от 29.12.12 г.
Также размер НМЦК влияет на сроки проведения процедуры, информация о которой размещается в единой информационной системе (ЕИС). Например, при публикации заказчиком запроса котировок с НМЦ до 250 тысяч рублей, от начала и конца проведения закупки проходит не меньше четырех рабочих дней, а если НМЦ превышает эту сумму, то от начала и конца проведения закупки должно пройти не менее семи рабочих дней.
Что учесть при подготовке?
Порядок формирования цены договора заказчики и раньше устанавливали самостоятельно (правда, в отношении каждой конкурентной закупки, а не в виде единых правил). Определенная практика применения данной нормы уже наработана. Так, разъяснения по этому вопросу давал Минфин, а участники закупки, антимонопольные органы и суды иногда усматривали соответствующие нарушения в действиях заказчиков. При разработке или уточнении собственных правил обоснования начальной (максимальной) цены договора автономным учреждениям нелишне изучить комментарии ведомств и судебную практику.
В частности, Минфин в Письме от 12.05.2020 № 24-01-07/38082 сообщал следующее. При установлении начальной (максимальной) цены договора заказчик, работающий по Закону № 223-ФЗ, должен учитывать все факторы, влияющие на цену: условия и сроки поставки, риски, связанные с возможностью повышения цены, иные платежи, связанные с оплатой поставляемых товаров (работ, услуг). В порядке обоснования цены договора можно прописать в том числе необходимость учета НДС при формировании цены.
А Федеральная антимонопольная служба в Письме от 22.08.2018 № АД/66562/18 указала на недопустимость установления нескольких значений цены. Ведомство отметило, что при определении начальной (максимальной) цены договора заказчик должен установить одно ее значение для всех участников (независимо от применяемой ими системы налогообложения). При этом надо указать, содержит ли установленная цена НДС. В свою очередь, наличие нескольких значений начальной (максимальной) цены договора не соответствует положениям Закона № 223-ФЗ. Это может привести к неоднозначному толкованию участниками закупки данной информации – участники могут необъективно оценить свои возможности при установлении в заявке ценового предложения.
В другом споре, возникшем между счетной палатой и автономным общеобразовательным учреждением, повод для разбирательства был похожим – установление цены договора с НДС или без НДС. Но дело приняло иной оборот (Постановление АС УО от 29.06.2020 № Ф09-3446/2020 по делу № А60-39708/2019). Школа организовала электронный аукцион на выполнение ремонтных работ и определила начальную (максимальную) цену договора с НДС. По результатам закупки договор был заключен с ИП, а сумма указана уже без НДС. При этом вместо суммы НДС в общую стоимость включили строку «Прибыль подрядчика по результатам аукциона» в размере 690 тыс. руб.
Счетная палата, а затем суды первой и кассационной инстанций признали, что договор заключен на иных условиях, чем те, что определены в извещении и аукционной документации. Закон № 223-ФЗ не содержит обязательных для заказчиков правил, предписывающих уменьшить цену договора на размер НДС, исключить формулировку об НДС либо обязывающих заказчика сформулировать условия документации, подготовить сметы с НДС и без НДС, то есть разработать условия документации и сформировать цену договора в зависимости от применения системы налогообложения участником закупки. Включение в общую стоимость строки «Прибыль подрядчика», не предусмотренной документацией о закупке и законодательством РФ, привело к необоснованному перечислению исполнителю договора бюджетных средств. Учреждение должно вернуть незаконно использованные средства в размере 483 тыс. руб. Верховный суд поддержал это решение и не стал пересматривать дело (Определение от 12.10.2020 № 309-ЭС20-14275).
* * *
Итак, автономные учреждения должны до 15 июля установить порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора и включить его в положение о закупке. При этом, если в силу ч. 2.1 ст. 2 Закона № 223-ФЗ АУ обязано руководствоваться типовым положением, утвержденным органом-учредителем, всю работу проделает именно он. Учреждению же потребуется внести новые пункты типового положения в свое положение о закупке, утвердить актуальную версию правового акта на заседании наблюдательного совета, опубликовать ее в ЕИС и начать применять принятые нормы.