Основы закупки по закону 223-фз для новичков

Содержание положения

Заказчику необходимо учесть требования не только 223-ФЗ, но и 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции» и «Стандарта осуществления закупочной деятельности отдельных видов юридических лиц», утвержденного ФАС России.

Заказчик обязан соблюдать принципы равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам.

Типовое положение о закупках по 223-ФЗ содержит разделы:

  • термины и определения;
  • цели и принципы закупочной деятельности;
  • утверждение стандарта и внесение изменений;
  • формирование и корректировка плана заказов;
  • выбор способа и формы заказа;
  • правила подготовки и проведения;
  • принципы формирования требований и критериев оценки;
  • требования к описанию объекта;
  • требования к условиям договора. Обязательства, связанные с исполнением договора;
  • подготовка, согласование и утверждение закупочной документации;
  • порядок проведения процедуры;
  • контроль и обжалование;
  • отчетность по закупочной деятельности;
  • требование к хранению документов, составленных в ходе заказа.

6 заблуждений, по которым поставщики не хотят работать с госкорпорациями

1. Управляемые закупки, в которых победитель определен заранее

Более крупные заказы по 223-ФЗ, казалось бы, означают, что здесь с большей вероятностью могут проявиться злоупотребления. Иногда и сами заказчики не хотят отдавать поставки в чужие руки и предпочитают работать с проверенными поставщиками. Но для этого им не нужно нарушать закон: у заказчика есть возможность обосновать и предусмотреть в положении о закупках приобретение товаров/работ/услуг у единственного поставщика, причем на неограниченные суммы.

Сам факт наличия тендера значит, что заказчик заинтересован в конкурентной процедуре. Следовательно, победитель заранее неизвестен – и есть смысл принять участие в торгах.

2. Слишком сложная документация

Отчасти это так. Требования к поставщику, технические условия заказчик разрабатывает самостоятельно и прописывает в Положении о закупках, поэтому для каждого тендера придется готовить свой пакет документов. Воспользоваться одними и теми же шаблонами, как в торгах по 44-ФЗ не получится.

Но есть и хорошие новости. С 2019 года многие государственные корпорации обязали поддерживать малый и средний бизнес, отдавая им до 20 % заказов. Закупки, ориентированные на эту категорию, имеют ограниченный перечень документов. Торги все чаще проводятся в электронном виде, и подавать бумажный вариант не нужно.

Все требования к закупкам публикуют вместе с заявкой, поэтому главное – внимательно их читать и ничего не упускать. Если сомневаетесь в своей компетенции, к разработке заявки и пакета документов всегда можно привлечь специалистов.

3. Только большие объемы поставок

Это заблуждение. Закупки по 223-ФЗ проводят не только «Роснефть» и «Росатом», но и муниципальные водоканалы, музыкальные школы, городские транспортные предприятия и т. п.

Открыв на сайте zakupki.gov.ru тендеры по 223-ФЗ, вы увидите и многомиллионные контракты, и лоты на несколько сотен тысяч рублей. Так что при желании свою нишу может найти каждый предприниматель.

4. Завышенные требования к поставщикам

Многие предприниматели не участвуют в торгах по 223-ФЗ, поскольку заранее уверены, что требования в них невыполнимы и подогнаны под «своего» участника. На самом деле они действительно строже, чем по 44-ФЗ, но не запредельные.

Главное отличие – в большинстве закупок к участникам предъявляются два вида требований:

обязательные – наличие лицензий и разрешений, отсутствие обременений, долгов по налогам и сборам, судимости за экономические преступления и т. п.;

квалификационные – опыт аналогичных поставок, наличие производственных площадей, квалифицированный персонал.

Квалификационные требования ограничивают участие в корпоративных тендерах начинающих предпринимателей. Для опытных и добросовестных игроков рынка они выполнимы.

5. Слишком сложные лоты

Еще одно заблуждение. Сложные лоты, связанные со строительством, закупкой оборудования, бывают и в бюджетных организациях. Чего только стоит поставка лекарств и медицинской техники!

Точно так же высокотехнологичные компании покупают не только оборудование для атомных станций и запчасти для поездов и самолетов, но и делают ремонты, приобретают мебель, канцтовары, моющие средства.

6. Невыполнимые обязательства

Многие поставщики считают, что госкорпорации заведомо завышают требования к закупкам, ставят невыполнимые сроки, чтобы потом не принимать товары/работы/услуги, облагать штрафами и пенями, отказываться платить по контракту.

На самом деле требования к закупке и условия поставки/выполнения работ не могут быть новостью для поставщика. Они прописаны в техническом задании, и если участник подал заявку на тендер, значит, согласился с ними. А санкции за нарушение контракта не менее жесткие и по 44-ФЗ.

Невнимательное изучение закупочной документации и переоценка своих возможностей – одна из частых ошибок участников тендера. О ней и многих других подробнее читайте в отдельной статье.

Как видите, работать с госкомпаниями можно, хотя и несколько сложнее, чем с бюджетными организациями. Если вы являетесь поставщиком по 44-ФЗ, но сомневаетесь в своих силах по 223-ФЗ, компания «Ценный Контракт» готова обеспечить юридическое сопровождение на всех этапах закупки.

Структура Положения

В Положении о закупке необходимо прописать следующие параметры:

  • что оно регламентирует, какие определения и термины используются;
  • как следует готовить процедуру закупки;
  • какие способы заказчик будет применять для определения поставщика;
  • какие требования и условия он будет предъявлять к участникам;
  • что должно содержаться в извещение о закупке, закупочной документации;
  • в каком порядке будет проводиться закупочная процедура,
  • порядок и правила заключения и исполнения контракта.

Существует множество нюансов, которые должны быть предусмотрены в Положении. Например, следует указать требования, которые необходимы, чтобы ответить на вопрос — отвечает ли предлагаемый товар условиям приоритета российских товаров над иностранными? И подобных тонкостей немало. Эксперты советуют составлять Положение о закупке самым подробным образом, чтобы каждый сотрудник, привлекаемый в рамках закупочной деятельности, мог найти в нем ответы на все свои вопросы. Именно такое Положение будет являться наиболее функциональным.

При необходимости Положение о закупке можно корректировать. Новое издание документа публикуется в ЕИС вместе с перечнем всех внесенных корректировок. Ограничений на количество изменений Положения нет.

Документ должен быть утвержден уполномоченным органом или лицом, а именно:

  • руководителем МУП или ГУП;
  • высшим органом правления государственной корпорации (компании);
  • Наблюдательным советом автономного учреждения;
  • учредителем бюджетных учреждений;
  • Советом директоров, Наблюдательным советом или общим собранием участников хозяйственных обществ.

В практике ФАС есть дела, основанием для которых послужило Положение о закупке, утвержденное неуполномоченным лицом. Например, в Постановления ФАС России от 18.09.2015 по делу № П-735/14/АК629-15 указано, что Положение утвердил генеральный директор бюджетного учреждения, тогда как это должен был сделать его учредитель (министерство). В этом случае, помимо штрафа, Положение считается неутвержденным, следовательно, заказчик должен работать по 44-ФЗ.

Утвердив Положение о закупке, заказчик обязан действовать в строгом соответствии с этим документом. За нарушение предусмотрены штрафы по части 3 статьи 7.32.3 КоАП РФ. Должностное лицо может быть оштрафовано на 20-30 тыс. рублей, а юридическое — на 50-100 тыс. рублей.

Требования к положению о закупках (образец)

Законом установлены конкретные требования к содержанию такого документа (п. 2 ст. 2 закона № 223-ФЗ). В нем должны быть отражены:

  • регламент подготовки к проведению госзакупки;
  • правила проведения самой закупочной процедуры (также должны быть обозначены допустимые способы ее проведения);
  • условия выбора конкретного способа проведения закупки;
  • регламент заключения и исполнения договоров;
  • иные положения, связанные с реализацией процедуры госзакупки. 

С учетом приведенных требований и сложившейся практики можно предложить следующую примерную структуру положения для ООО:

  • Вводные положения.
  • Основные термины и понятия.
  • Регламент планирования закупок и ведения сопутствующей отчетности.
  • Информационное обеспечение.
  • Возможные способы организации закупки. В этом блоке перечисляются все допустимые способы, в т. ч. открытый аукцион или конкурс, запрос предложений или котировок, закупка у единственного поставщика. Здесь же рационально сразу разместить и условия выбора каждого из этих способов для конкретной закупочной процедуры.
  • Права и обязанности участников госзакупки.
  • Заключение договора.
  • Контроль за выполнением условий договора.
  • Оспаривание решений закупочной комиссии.
  • Регламент разрешения разногласий.
  • Контроль закупочной деятельности.
  • Порядок внесения изменений в данное положение.
  • Ответственность за неисполнение положения о закупках.
  • Заключительные положения и т. д. 

При разработке документа организации надлежит учитывать особенности своей деятельности и соответствующие нормы законодательства, регламентирующие закупочную деятельность.

Образец положения о закупках можно скачать, перейдя по данной ссылке: Положение о закупках для ООО (образец). 

Требования к участникам закупки

В положении о закупке должны быть установлены все требования к закупкам, в том числе порядок проведения процедур закупки и иные положения (ч. 2 ст. 2 Закона № 223-ФЗ). Кроме того,  этот документ должен содержать требования, которые могут быть предъявлены к участникам закупки. Например:

  • быть зарегистрированным в установленном законодательством порядке как юридическое лицо или как индивидуальный предприниматель;
  • иметь необходимые свидетельства, лицензии, необходимые для поставки товаров, оказания услуг, выполнения работ;
  • не должна проводиться процедура ликвидации, не должно быть открыто конкурсное производство, признание несостоятельным (банкротом); деятельность не приостановлена в порядке, установленном КоАП;
  • должна отсутствовать задолженность по налогам, сборам;
  • показатели финансово-хозяйственной деятельности участника закупки должны свидетельствовать о его платежеспособности и финансовой устойчивости.
  • заказчик вправе установить требование об отсутствии сведений об участниках закупки в реестре недобросовестных поставщиков (п. 7 ст. 3 Закона 223-ФЗ).

Конечно, при подготовке положения о закупке заказчику нереально предусмотреть все возможные требования. Поэтому рекомендуется устанавливать открытый перечень, который позволит организатору торгов конкретизировать требования к конкретной закупке. Например, в положении о закупке установлено требование к квалификации участников закупки.

Заказчик указывает, что в документации о закупке могут быть предусмотрены требования:

  • к наличию у участника закупки системы менеджмента качества, отвечающей определенном стандарту,
  • к деловой репутации участника закупки, подтвержденной конкретными документами, отвечающими определенным требованиям,
  • к наличию у него опыта поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг,
  • к соответствию по иным показателям, имеющим значение для поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг.

Перечень конкретизируется применительно к конкретному предмету закупки уже при подготовке документации о закупке.

Законодательно не установлено насколько описание требований к участникам закупки должно быть конкретным. Поэтому в положении о закупках заказчик вправе указать, что документацией о закупках могут быть предусмотрены иные требования к участникам закупки, обусловленные спецификой товаров (работ, услуг), на поставку (выполнение, оказание) которых проводится процедура закупки, отметив, что такие требования должны соответствовать положениям ч. 1 и 6 ст. 3 Закона № 223-ФЗ.

Бесплатные вебинары по 44-ФЗ, 223-ФЗ

Участие в закупках. Изменения. Эксперты-практики в Школе электронных торгов
Посмотреть расписание

Кроме того, в документации о закупке должен быть указан еще и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям. Любое требование заказчика должно сопровождаться указанием конкретного документа, который должен быть включен участником закупки в состав подаваемой заявки.

Отдельно стоит регламентировать в положении о закупках применение установленных требований к участнику закупки, на стороне которого выступает несколько юридических или физических лиц. 

По умолчанию требования применяются именно к участнику закупки в целом.

На кого распространяется закон 223-ФЗ

Если упростить положения пункта 2 статьи 1 закона 223-ФЗ и изложить их доступным языком, то всех заказчиков можно разделить на три группы:

  1. Государственные компании и корпорации, субъекты естественных монополий. Доля участия государства в таких организациях – более 50%.
  2. Дочерние компании указанных в пункте 1 организаций, в которых доля государственного родителя составляет более 50%. А также дочки самих дочерних компаний на тех же условиях.
  3. Государственные и муниципальные унитарные предприятия и бюджетные учреждения — в части закупок на собственные доходы либо полученные гранты, а также в случаях, когда они сами являются исполнителями контрактов и привлекают по договору третьих лиц.

В каких случаях ООО требуется положение о закупках

Положение о закупках — это локальный акт организации, в котором определены все нюансы осуществления закупочной деятельности данным заказчиком.

При этом разработка такого документа законом «О контрактной системе в сфере закупок…» от 05.04.2014 № 44-ФЗ не предусматривается. С помощью такого внутреннего документа регулируется соответствующая деятельность заказчика в рамках закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юрлиц» от 18.07.2011 № 223-ФЗ (далее — закон № 223-ФЗ).

В подп. 2, 3 п. 2 ст. 1 закона № 223-ФЗ перечислены признаки хозяйственных обществ, на которые распространяется действие этого закона:

  • доля участия в таком хозобществе составляет более 50% (далее условно — дочернее хозобщество);
  • доля участия дочернего хозобщества в таком хозобществе составляет более 50%. 

Таким образом, если общество с ограниченной ответственностью (далее — ООО), соответствующее указанным выше признакам, планирует выступить в качестве заказчика при осуществлении госзакупок, то составление и утверждение положения о закупках, а также его дальнейшее размещение на надлежащем ресурсе в интернете (в Единой информационной системе на сайте http://www.zakupki.gov.ru) — необходимое условие участия в госзакупках.

Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Регламент размещения такого локального документа в указанной ЕИС содержится в разделе II положения «О размещении в ЕИС информации о закупке», утв. постановлением Правительства РФ от 10.09.2012 № 908 (далее — постановление № 908). 

Последние изменения

Со 2 января 2021 года заработали изменения, которые привнес Федеральный закон №443-ФЗ от 22.12.2020. Он распространил закон о закупках отдельными видами юрлиц (223-ФЗ) на тендеры региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами. Положения о закупках уже начали приводить в соответствие с новыми правилами. В 443-ФЗ указано, что необходимо утвердить и разместить в ЕИС обновленное положение о закупках в течение 90 дней со дня вступления в силу изменений, т.е. со 2 января. А 1 апреля 2021 года вступает в силу Федеральный закон №452-ФЗ от 22.12.2020, который привнес новые особенности конкурентных тендеров в электронной форме и установил список требований к составу и содержанию заявок участников в закупках среди субъектов малого и среднего предпринимательства. Заказчикам с 1 апреля в течение 90 дней придется обновить положения о закупках, чтобы привести их в соответствие с новыми правилами проведения конкурентных торгов.

ВАЖНО!

Тендеры, которые запустили в пределах срока вступления в силу поправок и до публикации обновленного положения в ЕИС, завершат по старым правилам.

Из-за последних изменений статья стала не актуальна!

Мы уже обновляем ее и скоро переопубликуем. Чтобы разобраться в новых правилах прямо сейчас, используйте бесплатный доступ к материалам КонсультантПлюс.

Целесообразно принять стандарт об отделе закупок, который отражает закрепление конкретных полномочий по подготовке, согласованию и утверждению документов, необходимых для проведения заказа, и фиксирующий сроки исполнения обязанностей и ответственность за их нарушение за определенным списком сотрудников, которые входят в отдел и выполняют службу в области заказа по 223-ФЗ.

Определение способов закупки и критериев их применения

Способ закупки — это механизм реализации организацией функции закупки товаров, работ, услуг. Согласно ч. 3 ст. 3 Закона N 223-ФЗ в документе могут быть предусмотрены иные (помимо конкурса или аукциона) способы закупки. При этом заказчик обязан установить в положении о закупке порядок закупки указанными способами.

Среди способов закупки можно выделить:

  V   конкурсные - открытый  аукцион,  закрытый аукцион,  открытый конкурс,      закрытый конкурс, открытый аукцион в электронной форме и др.;      ---------------------------------------------------------------------  V   внеконкурсные (простые) - запрос  котировок, закупка у  единственного      поставщика  (исполнителя),  открытый   запрос  предложений  (открытое      приглашение   делать   предложения),  закрытый   запрос   предложений      (закрытое приглашение делать предложения) и др.;      ---------------------------------------------------------------------  V   комплексные - содержат  в себе черты  нескольких  различных  способов      закупки.

При принятии решения об определении способов закупки могут учитываться следующие обстоятельства:

  1. виды осуществляемой АУ деятельности, специфика которых определяет объективные условия, подлежащие учету: размер рынка закупаемых товаров, работ, услуг, распространенность и доступность предмета закупки, наличие ограниченного числа узкоспециализированных поставщиков;
  2. наличие у АУ опыта использования конкретного способа закупки, а также необходимого числа сотрудников, обладающих специальными знаниями;
  3. приоритет конкретного способа закупки: качество, цена товара, оперативность, соответствие поставщиков установленным требованиям и др.;
  4. возможность принятия АУ решения об отказе в заключении договора с поставщиком, предложившим лучшие (наиболее дешевые) условия поставки, без каких-либо ограничений и последствий в виде гражданско-правовой ответственности;
  5. категории поставщиков товаров, работ, услуг (государственные (муниципальные) учреждения, коммерческие организации, некоммерческие организации, индивидуальные предприниматели);
  6. другие обстоятельства, вытекающие из специфики деятельности АУ.

Важный момент, который также необходимо учесть, — установление в положении о закупке критериев, разграничивающих выбранные способы закупки. Это могут быть:

  1. стоимость закупки. Как представляется, этот критерий может определять выбор между конкурсным и неконкурсным (простым) способом закупки — из-за отсутствия необходимости проводить сложный по своей процедуре отбор поставщика при незначительной стоимости закупки (например, от 100 тыс. руб. до 1 млн руб. — запрос котировок, свыше 1 млн руб. — открытый конкурс);
  2. предмет закупки. Данный критерий, как правило, обусловливает выбор неконкурсного (простого) способа закупки, который позволит не только максимально реализовать интересы АУ при закупке специфических товаров, работ, услуг, но и сделать это оперативно, эффективно и с наименьшими организационными и финансовыми затратами. Например, осуществить закупку у единственного поставщика (исполнителя) при проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, когда важен или возможен только конкретный исполнитель, или при поставке эксклюзивного высокотехнологичного оборудования;
  3. наличие в извещении о закупке, документации о закупке или проекте договора сведений, составляющих государственную тайну, либо отнесение предмета закупки к перечням и (или) группам товаров, работ, услуг, сведения о закупке которых не подлежат размещению на официальном сайте в соответствии с решением Правительства РФ (ч. 16 ст. 4 Закона N 223-ФЗ).

Как использовать типовые шаблоны

С 01.01.2018 изменились нормативы о типовом положении о закупках. Теперь, согласно ч. 2.3 ст. 2 223-ФЗ, в типовое положение о закупках по 223-ФЗ с учетом последних изменений включите такие сведения:

  • регламент подготовки и реализации госзакупок;
  • способы определения поставщика и случаи, когда они применяются;
  • срок заключения договора по результатам конкурентных торгов.

ВАЖНО!

Эти сведения нельзя изменять при разработке и утверждении бюджетными и автономными учреждениями, унитарными предприятиями собственных положений о закупке.

В стандартном документе должны предусматриваться особенности участия субъектов МСП, которые утверждены Постановлением Правительства №1352 от 11.12.2014.

Типовые положения для бюджетных учреждений (автономных и бюджетных) и унитарных предприятий разрабатываются органами исполнительной власти разных уровней: федеральными, региональными, муниципальными. Вышестоящие органы закрепляют перечень организаций-заказчиков, для которых будут действовать такие типовые стандарты. Таким образом, если учреждение подпадает под действие типовых стандартов, разработанных на вышестоящем уровне, то ему надлежит сформировать регламентирующий регистр в строгом соответствии с условиями, установленными в типовом положении о закупках (ч. 2.1, 2.2 ст. 2 223-ФЗ).

Таким же образом вносятся изменения. Если законодатель внес коррективы в типовой закупочный регламент, организация-заказчик должна поправить локальный акт в течение 15 дней (ч. 2.7 ст. 2 223-ФЗ).

ВАЖНО!

Новые или скорректированные типовые нормативы размещаются в 15-дневный срок с момента их утверждения контролирующими органами власти.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector