Конституционные референдумы

Референдумы в России и мире

В России

Занятно, что понятие «референдум» законодательно был введен в Конституцию СССР 1936 года, а фактически первый был проведен 17 март 1991 года — по вопросу сохранения того же СССР. И еще более забавно то, что более 70 % проголосовало за сохранение союза, но республиканские органы власти республик (которые де факто уже от него отделились) не признаки решение этого референдума, и СССР таки распался.

25 апреля 1993 года в разгар противостояния Ельцина и Верховного совета был проведен референдум о доверии Ельцину. Народ высказался за поддержку первого Президента РФ, что дало ему политическую основу для победы над Верховным советом уже осенью этого же года. А Россия могла бы стать парламентской республикой, такая историческая альтернатива была….

Остальные референдумы в России на федеральном уровне не проводились. Но были региональные по территориальным вопросам.

В истории России есть прецеденты собраний всего народа для решения вопросов общегосударственного значения: в Древней Руси — это вече, в Московском государстве — Земские соборы как элемент сословно-представительной монархии.

За рубежом

На основании толкования Конституции Бразилии 1988 г. и, в частности, ст. 49, определяющей компетенцию Национального конгресса, ряд конституционалистов пришел к выводу, что референдум в Бразилии носит консультативный характер, а плебисцит – решающий.

В 1969 г. во Франции проводился плебисцитарный референдум, целью которого было внесение изменений в Конституцию (условием положительного решения являлось сохранение президентом Ш. де Голем своего поста).

В Англии и в США очень не любят общегосударственные референдумы. Они появляются только для решения локальных вопросов, местного значения. Там господствует позиция, что национальные органы государственной власти лучше разберутся во всех вопросах.

Поделиться в соц. сетях

Суть

Само понятие происходит от латинского refero — что означает «сообщать», «передавать», «докладывать»

Поэтому по  своей смысловой нагрузке, понятие «референдум» больше походе на опрос населения по данному важному конкретному вопросу внутренней политики. В России же этот опрос имеет высшую юридическую силу — решение, принятое на референдуме обязательно к его исполнению всеми органами государственной власти

Никто не может в России отменить решение референдума, разве только это можно сделать — на новом таком мероприятии  — согласно 83 статье ФКЗ (Федерального Конституционного закона) «О референдуме Российской Федерации»

Очень близок по смыслу термин «плебисцит», который происходит от латинского plebiscitum (plebs – народ, scitum – решение) — народное решение. 

Несмотря на такую смысловую путаницу важно понимать, что решение принимается народом на референдуме, а плебисцит — это опрос народа по наиболее важным вопросам жизни государства, выражающее его мнение. Дальше будут примеры, и вы уловите суть

Выделяют следующие принципы проведения референдума (согласно ст. 2 №5- ФКЗ «О референдуме Российской Федерации»): 

  • Это всегда прямое и свободное волеизъявление граждан. Понятно, что такое прямое и свободное волеизъявление не может проводится возле мусорного бачка, или в лесу.
  • Равенство каждого голоса независимо от расы, пола, цвета кожи, должности, религии, убеждений и пр.
  • Граждане голосуют либо за принятие решений по вопросу (вопросам) или против него (них). Это означает, что по сути на референдуме по каждому возможному решению может быть только два ответа: да или нет.
  • Запрет на принуждение волеизъявление, или какое бы то ни было влияние на гражданина. Все такие факты должны рассматриваться правоохранительными органами. Ну то есть, предложили вам 500 рублей за положительный ответ на референдуме, вы согласились. Вот вам и состав уголовного преступления, и соучастие в нем.
  • Принцип тайного голосования — означает, что вы можете никому не говорить о своем волеизъявлении на референдуме, и никто не вправе требовать от вас такой информации. Ну, к примеру, работаете вы в полиции, или служите в армии.

Референдум отличается от плебисцита высшим юридическим императивом

Вам товарищ начальник (или старший по званию) говорит: «Ну что, Петров, премию-то будем получать? Проголосовал как надо?», вы можете с чистой совестью соврать — и получить еще премию, к своему честному тайному голосу. Ну, или обратиться правоохранительные органы за защитой, или в суд… а лучше в Европейский суд по правам человека. Да, долго. Но ничего другого еще не придумано.

Кто может быть инициатором референдума в России? Думаете, только Президент? Не тут-то было!

Инициаторы референдума (ст. 14 №5- ФКЗ «О референдуме Российской Федерации»): 

  • Граждане РФ в количестве 2 миллиона человек. Но тут есть хитрость — что на территории 1 субъекта не может проживать более 50 000 граждан, которые выступают инициаторами референдума. Ну, то есть нельзя, к примеру, жителям Сызрани собраться и решить провести всенародный референдум. Надобно, что это было минимум 40 субъектов!
  • Конституционное собрание, в случае принятия новой конституции, если за проект проголосовало меньшее, чем требуется, депутатов Государственной думы.
  • Федеральные органы государственной власти. Ну, вот например, присоединили Крым в 2014 году. Надо провести референдум, чтобы все было легитимно с точки зрения международного права. Ну, вот вам и пример.

Как проходит референдум

Референдум проходит аналогично выборам. Для его проведения организуют избирательные участки, формируют избирательные комиссии, привлекают к участию в нем независимых наблюдателей для проверки законности действий должностных лиц и граждан, ответственных за регистрацию голосующих и подсчет голосов.

Он должен содержать следующие реквизиты:

  • вопрос, по поводу решения которого проводят референдум;
  • графы «за» и «против»;
  • подробное описание правил заполнения бюллетеня.

Бюллетени должны быть напечатаны на русском языке.

Бюллетень референдума 1993 года

Голосование проводят с 8-00 до 20-00 в день, назначенный Президентом. Об этом дне и месте проведения голосования население информируют посредством СМИ.

Голосование на референдуме

По завершении голосования избирательные комиссии на местах проводят подсчет голосов, после чего предоставляют результат в Центризбирком. Тот, в свою очередь, принимает решение в зависимости от итогов голосования. Может быть принято одно из двух решений:

  • о принятии нормативного акта, выражающего положительное решение вопроса, вынесенного на референдум;
  • о непринятии такого нормативного акта.

По завершении голосования проводят подсчет голосов

Значение термина РЕФЕРЕНДУМ

‘Референдум’ — деепричастная форма латинского глагола «Refero», в буквальном смысле она означает «везти обратно» (от глагола fero — «нести, приносить» и частицы re-, означающей «обратно»).  Поскольку деепричастие — это скорее прилагательное, чем существительное, оно не может быть использовано отдельно, и должно быть согласовано с существительным, например, Propositum qui referendum est populo —  «предложение, которое должно вернуться к людям». Добавление глагола (напр.,3-го лица единственного числа) к деепричастию будет обозначать необходимость или принуждение, то, что «должно» быть сделано, а не то, что «можно» делать. Использование слова «Referendum» в качестве существительного в английском языке, таким образом, не является  использованием иностранного слова, а скорее новым английским существительным, которое подчиняется английским правилам грамматики, а не латинским. Это определяет форму множественного числа в английском языке, которая, в соответствии с английской грамматикой, должно быть «referendums». Использование формы «referenda» как множественного числа в английском языке (попытки применить к нему правила латинской грамматики), таким образом, невозможно в соответствии с правилами как латинского, так и английского языка. Использование формы «referenda», в соответствиями с правилами грамматики, будет использованием герундия или деепричастия (по Оксфордскому словарю английского языка), что исключает такое использование в обоих случаях:

«Форма «Referendums» логически предпочтительнее, так как означает» бюллетени по одному вопросу «(в латинском деепричастном варианте «referendum» не имеет множественного числа). Латинская форма ‘referenda’, означающая «вещи, к которым относятся», обязательно означает множество вопросов «.

Сравните также:  

Повестка дня (Agenda) «те вопросы, которые нужно решить как можно раньше», от «ago» (раньше), «drive» (решать) ; Меморандум (Memorandum), «вопрос, который следует запомнить», от «memoro», (оставить в памяти) и т.д.

Причины критики референдума

Критика популистского аспекта референдума

Критики референдума утверждают, что избиратели часто делают выбор интуитивно, а не путем тщательного обдумывания, а также могут быть недостаточно информированы для принятия решений по сложным или техническим вопросам. Кроме того, избиратели могут находиться под влиянием пропаганды, сильных личностей, запугивания и дорогих рекламных кампаний. Джеймс Мэдисон утверждал, что прямая демократия является «тиранией большинства».

Негативное отношение к референдумам возникло в том числе из-за того, что их использовали диктаторы Адольф Гитлер и Бенито Муссолини, которые, как утверждается, использовали плебисцит, чтобы замаскировать репрессивную политику. Диктаторы также использовали референдумы, чтобы узаконить свою власть, как Бенито Муссолини в 1934 году, Адольф Гитлер в 1936 году, Фердинанд Маркос в 1973 году, Пак Чжон Хи в 1972 году и Франсиско Франко в 1947 году. Использование плебисцитов Гитлером — основная причина, по которой со времен Второй мировой войны в Германии существует запрет на их проведение на федеральном уровне.

Критика Паттена

Британский политик Крис Паттен обобщил аргументы «против» референдума в интервью в 2003 году, при обсуждении вопроса о возможности проведения референдума в Соединенном Королевстве по конституции Европейского Союза:

Я думаю, референдумы ужасны. Джулиан Кричли говорил, что они были излюбленной формой плебисцитарной демократии Муссолини и Гитлера. Они подрывают Вестминстер. Мы увидели в последних выборах, что если у вас есть референдум по какому-то вопросу, политики во время избирательной кампании говорят: «О, мы не будем говорить о том, нам не нужно говорить о том, это все для референдума». Так что во время последней избирательной кампании, евро почти не обсуждался. Я думаю, что референдумы в нашей системе абсолютно антидемократичны, и я бы не хотел иметь ничего общего с ними. В целом, только слабые правительства признают их.

Другие аргументы против референдума

Некоторые критикуют использование закрытых вопросов в референдумах. Трудность, с которой можно столкнуться во время проведения референдума по двум и более вопросам называется проблемой разделения. Если один вопрос на голосовании связан с другим, то одновременное голосование по каждому вопросу может привести к искаженному результату, который будет неприятен для большинства.

Некоторые комментаторы отмечают, что использование гражданских инициатив для внесения поправок в конституцию ведет к путанице в правительстве, и в итоге может сделать правительство неработоспособным. «Экономист» рассказал об американском штате Калифорния, который провел огромное количество референдумов, ограничивающих способность правительства штата облагать налогами людей и перераспределять бюджет. Это привело к тому, что штат стал фактически неуправляемым. Делаются призывы к принятию совершенно новой калифорнийской конституции.

Публикации по теме РЕФЕРЕНДУМ

П. Д. Эмерсон в работе Defining Democracy рассматривает оба вида референдума (одно- и многовариантные референдумы) в их историческом контексте, которые являются более точным изъявлением «воли народа».

Питер Эмерсон, в Designing an All-Inclusive Democracy (Springer-Verlag, 2007), описывает Модифицированный счет Борда, а также Систему Квоты Борда и матричное голосование.

Что происходит дальше

Если инициатору голосования удалось собрать инициативную группу (или группы) в необходимом количестве, происходит следующее.

  • назначают собрание инициативной группы для окончательного решения вопроса о проведении референдума и четкой формулировки вопроса, поставленного на голосование. О проведении такого собрания инициатор обязан уведомить не позднее, чем за пять дней региональную избирательную комиссию. Уведомление обязательно должно быть письменным;
  • происходит собрание группы (каждая собирается в своем регионе) на котором окончательно утверждают вопросы, которые поставят на голосование, о назначении ответственных за решение организационных и иных вопросов лиц из числа группы, а также некоторые другие. На таком собрании имеет право присутствовать председатель региональной избирательной комиссии;
  • после проведения собрания в избирательную комиссию региона направляют заявление о регистрации инициативной группы с приложением протокола собрания. Если все требования законодательства соблюдены, такую группу регистрируют;

Заседание избирательной комиссии региона

после положительного решения о регистрации начинается сбор подписей, который является обязательным условием проведения референдума. Чтобы мероприятие состоялось, необходимо собрать не менее 50 000 подписей в каждом субъекте, где были образованы инициативные группы. Это необходимо сделать в течение 45 дней с момента регистрации инициативной группы в избирательной комиссии. Если за этот период подписи собрать не успеют, всенародное голосование проводить не будут. Сбором подписей занимаются исключительно члены инициативной группы;

Для проведения референдума необходимо собрать подписи

  • когда подписи собраны, их предоставляют в Центризбирком. Перед этим проводят их подсчет, о чем составляют протокол. Его также направляют в Центризбирком вместе с подписными листками;
  • предоставленные подписные листки Центризбирком пересчитывает течение одного месяца. Также в течение этого срока этот государственный орган проверяет соблюдение законности при сборе подписей и информацию об источниках финансирования инициативных групп;
  • если никаких нарушений выявлено не было, Центризбирком выносит вопрос о назначении референдума Президенту;

Заседание Центризбиркома РФ

  • Президент направляет поступившие к нему из Центризбиркома документы на проверку на предмет соответствия Конституции и иным нормативным актам в Конституционный суд. Он должен это сделать не позднее десяти дней с момента их поступления к нему;
  • если документы в порядке, Конституционный суд выносит постановление об их соответствии действующему законодательству и направляет обратно Президенту;
  • Президент в течение пятнадцати дней с момента получения документов из Конституционного суда назначает дату проведения референдума.

Статья 23 Федерального закона «О референдуме в РФ»

Нарушили президентский указ

— Что вы думаете по поводу того, что в своей экспертной оценке выдало движение «Голос»? Одно из главных обстоятельств в том, что голосование было проведено с нарушением указа президента. Потому что голосование могло начаться только спустя месяц после подписания указа президента. Поскольку голосование началось 25-го числа, то есть за неделю до того, как голосование было назначено, то здесь речь идет — с точки зрения «Голоса» — о явном нарушении.

С формальной точки зрения это, безусловно, явное нарушение. С другой стороны, вы Конституцию читали? Вы к реальной жизни эту Конституцию относили? Граждане России имеют право на жизнь, но при этом гарантированного прожиточного минимума не имеет никто. Имеют некоторые категории. Но о том, чтобы всем гражданам России дать гарантированный прожиточный минимум, государство даже не заикается. Оно даже не мыслит про это.

Беседовал Вадим Горшенин

Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google, либо

Быстрые новости в Telegram-канале Правды.Ру. Не забудьте подписаться, чтоб быть в курсе событий.

Новая волна «коронабесия»

Когда берут пропорции экзитполов и эти пропорции совпадают с итоговыми пропорциями референдума так, как будто молчунам не о чем молчать, это признак недееспособности и неэффективности системы госуправления. Может быть, еще более страшной, чем-то, что мы видели на примере коронабесия. Кстати, врачи, учителя в Москве, по крайней мере, говорят, нас тут предупредили (без указания источника), что с 20 сентября у нас новый этап ужесточения до середины января». А господа полицейские! Они нам уже не товарищи, они тоже (опять-таки это слухи) говорят, что гаечки начнут завинчиваться с 18 июля.

Агитация

Как и при перед проведением выборов, перед проведением референдума закон допускает агитацию. Статья 60 Федерального закона «О референдуме» выделяет следующие типы агитации:

  1. Встречи с гражданами. Инициаторы мероприятия вправе проводить собрания, дискуссии, демонстрации и митинги, на которых могут донести до граждан свою позицию.
  2. С помощью выпуска агитационных листовок.
  3. В средствах массовой информации, включая радио, телевидение, периодические издания.
  4. Другими способами, не запрещенными действующим российским законодательством (например, посредством сети Интернет).

Встречи с гражданами в период агитации

Понятие и история

Понятие

Организацию государственного устройства нашего государства, а также способы управления им определяет его основной закон – Конституция. В соответствии с положениями ст. 3 этого нормативно-правового акта единственный носитель суверенитета и источник власти в России – ее народ.

Ни понятия власти, ни понятие суверенитета при этом Конституция не содержит. Правда, суверенитет расшифровывает Конституционный суд в своем постановлении от 07.06.2000 № 10-П по делу о проверке соответствия общефедеральной Конституции Конституции Республики Алтай. Впрочем, целостного определения Конституционный суд в этом постановлении не дает, а лишь перечисляет характерные особенности суверенитета. К ним он причисляет следующие:

  • независимость, самостоятельность и верховенство госвласти;
  • полнота всех ветвей государственной власти (законодательной, исполнительной и судебной);
  • независимость России при общении с другими государствами.

По мнению Конституционного суда, все эти особенности в целом и образуют суверенитет, который формирует правовой статус российского государства внутри него самого и на международной арене. Каких-либо иных расшифровок понятия действующее законодательство и судебная практика не содержит.

Ст. 3 Конституции РФ

Что касается власти, носителем которой является народ, определение этого термина, очень часто встречающегося в основном Законе, тоже не содержит ни один нормативный акт. Однако ст. 3 Конституции указывает, каким образом народ свою власть реализует:

  1. Через представителей. Под ними понимаются выборные органы власти и должностные лица всех уровней (Президент, федеральный парламент и региональные парламенты, губернаторы).
  2. Непосредственно. Единственным способом непосредственной реализации власти народом является референдум.

Процесс голосования на референдуме мало отличается от процесса голосования на выборах

История в современной России

Референдум – относительно новый для России демократический институт. Ни в Российской Империи, ни в СССР он предусмотрен не был.

Референдум о сохранении СССР 17 марта 1991 года

После этого 25 апреля 1993 года был проведен еще один референдум – о доверии находившемуся на тот момент на должности Президента Борису Ельцину. В ставшей на тот момент самостоятельным государством РСФСР процедура также не была предусмотрена ни одним нормативным актом.

На законодательном уровне референдум закрепили с принятием 12 декабря 1993 года Конституции РФ. Процедура принятия стала третьим в истории страны референдумом, поскольку проходила в форме всенародного голосования. После принятия основного закона всенародное голосование не было организовано ни разу.

Впервые в истории России референдум был законодательно закреплен после принятия Конституции 1993 года

Что такое референдум?

Референдум — это прямое голосование, в котором все избиратели высказываются по конкретному предложению. Обычно это приводит к принятию новых законов. В некоторых странах «референдум» является синонимом «плебисцита» или голосования бюллетенями.

В некоторых определениях «плебисцита» говорится, что такое голосование используют для изменения конституции или правительства страны. Тем не менее, некоторые другие страны этот термин определяют по-другому. Например, в Австралии «референдум» — это голосование для изменения конституции, а «плебисцит» — голосование, которое не влияет на конституцию. В Ирландии голосование для принятия конституции называют «плебисцит», а голосования за внесение поправок в конституцию — «референдум».

Референдум в России. Закон о гарантиях права граждан РФ на участие в референдуме

Конституция РФ не ограничивает круг вопросов, которые могут быть вынесены на референдум. Наряду с общефедеральным возможны референдумы на уровне субъектов федерации и муниципалитетов.

Отдельно в основном законе оговаривается возможность провести референдум для принятия новой Конституции.

В октябре 1995 года принят Федеральный конституционный закон «О референдуме Российской Федерации»: установлено, что для проведения федерального референдума в его поддержку должны выступить не менее двух миллионов граждан. На основании их инициативы президент с согласия Конституционного суда должен назначить дату плебисцита.

Право на референдум подтверждает федеральный закон №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (текст закона доступен на сайте Центральной избирательной комиссии).

На референдум не могут быть вынесены вопросы:

  • О досрочном прекращении или продлении срока полномочий президента или Госдумы, об их досрочных выборах или о перенесении срока выборов.

  • Об избрании, назначении или досрочном прекращении полномочий лиц, замещающих государственные должности.

  • О персональном составе федеральных органов государственной власти.

  • О принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения.

  • Об изменении статуса субъекта РФ.

  • О принятии или об изменении бюджета, исполнении и изменении финансовых обязательств субъекта РФ или муниципального образования.

По закону, референдум нельзя проводить одновременно с выборами, а также при чрезвычайном или военном положении. Также референдум не проводится в последний год полномочий президента или Думы, в период федеральной избирательной кампании. Проведение повторного референдума по одному и тому же вопросу не допускается в течение двух лет.

Референдум признают состоявшимся, проголосовали более половины избирателей. Результаты определяются по большинству голосов.

На федеральном уровне после принятия Конституции Российской Федерации референдумов не проводилось.

В 2003-2007 в ряде регионов прошли референдумы об объединении субъектов федерации. С начала 2010-х годов проводятся референдумы муниципального уровня по вопросам финансирования благоустройства.

При этом все попытки провести общегосударственный референдум после 1993 года заканчивались неудачей. Например, в 2018 году Центризбирком отказал в проведении референдума по вопросу повышения пенсионного возраста.

Самое раннее использование

Считается, что название и использование «референдума» возникло в швейцарском кантоне Граубюнден еще в 16 веке.

Термин «плебисцит» имеет сходное значение в современном использовании и происходит от латинского плебисцита , что первоначально означало указ Concilium Plebis (плебейского совета), народного собрания Римской республики . Сегодня референдум также часто называют плебисцитом, но в некоторых странах эти два термина используются по-разному для обозначения голосов с разными типами правовых последствий. Например, Австралия определяет «референдум» как голосование по изменению конституции, а «плебисцит» — как голосование, не влияющее на конституцию. Напротив, Ирландия когда-либо проводила только один плебисцит, то есть голосование за принятие ее конституции, а каждое второе голосование было названо референдумом. Плебисцит также использовался для обозначения необязательного подсчета голосов, такого как подсчет голосов, проводимый нацистской Германией для «одобрения» в ретроспективе так называемого аншлюса с Австрией, причем вопрос не в том, «разрешаете ли вы?». а скорее «одобряете ли вы?» того, что определенно уже произошло.

Порядок голосования

Избирательный участок в Камчатском крае

В ответ на пандемию COVID-19 меры по предотвращению распространения заболевания были приняты по рекомендации Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор). Эти меры включают продление периода голосования до пяти дней, проверку на лихорадку с помощью термометра на входе в избирательные участки, обеспечение работников избирательных участков средствами индивидуальной защиты и поощрение социального дистанцирования .

Кроме того, на заседании Центральной избирательной комиссии (ЦИК) 2 июня было предложено несколько вариантов голосования: вне участковой избирательной комиссии (УИК), привязанной к адресу регистрации через схему «Мобильный избиратель»; вне избирательного участка (на прилегающих территориях), а также бесконтактное голосование из дома. В рамках этого плебисцита не требуется уважительной причины для голосования из дома, и УИК согласовывает с избирателем предпочтительное время. Эти варианты голосования доступны не только 1 июля, но и с 25 по 30 июня. Прием заявок открыт до 21 июня, для этого необходимо подать заявку (в том числе по телефону) на голосование в выбранном месте — в Территориальную избирательную комиссию (ТИК), УИК, Многофункциональный центр общественных услуг (МФЦ) или через портал Госуслуги. Также предусмотрены меры безопасности для тех, кто голосует из дома: члены комиссий и наблюдатели не заходят в квартиры и дома. Они будут носить средства индивидуальной защиты, а также должны будут предоставить избирателю комплект с маской, перчатками, ручкой и дезинфицирующим средством.

Дистанционное электронное голосование (РЭВ), доступное в регионах Москвы и Нижнего Новгорода, впервые было опробовано на выборах в Мосгордуму в 2019 году. Прием заявок был открыт до 14.00. 21 июня. Голосование проходило с утра 25 июня до конца дня 30 июня. Избиратели, зарегистрировавшиеся на порталах mos.ru и gosuslugi.ru после 5 июня, не смогут принять участие в электронном голосовании во избежание «фальсификации» голосования. Только те пользователи, которые успешно прошли проверку и сопоставление с данными в Государственной автоматизированной системе «Выборы», будут допущены к голосованию. Аккаунты с недавно измененными номерами телефонов также будут заблокированы. Для дистанционного электронного голосования созданы единый портал 2020og.ru и специальная территориальная комиссия.

На участках для голосования за рубежом будет выбран специальный режим голосования. Каждое посольство и консульство самостоятельно определят, можно ли провести голосование до 1 июля.

Наблюдать и контролировать голосование могут три категории участников: члены комиссии с решающим голосом, наблюдатели и представители СМИ. Участковые комиссии формируются заранее, наблюдатели могут быть направлены на общероссийское голосование региональными общественными палатами по заранее поданным заявлениям, а представители СМИ должны иметь договор с редакцией, заключенный не позднее двух месяцев до назначения голосования. Сообщается, что на этапе предварительного голосования ЦИК будет публиковать ежедневные данные о явке избирателей, а голоса «за» и «против» будут подсчитаны только после окончания голосования 1 июля.

Подведем итоги

Носителем власти в РФ является ее народ. Реализовывать свои властные полномочия он может через выборных представителей или на референдуме. Организовать последний вправе любой совершеннолетний дееспособный гражданин России. Для этого он должен собрать инициативные группы по 100 человек каждая не менее, чем в половине регионов страны и зарегистрировать их. После этого собирают подписи. В каждом регионе, где зарегистрирована группа, нужно собрать не меньше 50 000 подписей и предоставить их в Центризбирком. Если все прошло успешно, Центризбирком направляет результаты сбора Президенту, после чего тот проводит их дополнительную проверку назначает дату голосования. Само голосование проходит точно так же, как выборы.

Может быть, итоги голосования уже лежат в каком-то кабинете

— Все-таки в 93-м году мы тоже странно принимали Конституцию вместе одновременно с выборами депутатов Госдумы — как раз по этой Конституции, как будто она уже действует. Это — нонсенс юридический. Сейчас — тоже нонсенс: если закон о поправках в Конституцию уже принят, то зачем вообще голосовать?

— Ну, как нам объяснил Конституционный суд, для усиления этой конституционной нормы. Я поэтому не знаю, чем они руководствовались. Действительно вполне было бы достаточно, что уже приняли. Но только нашлись бы тогда критики, у нас ведь критика будет всегда. Сделаем мы шаг влево, будут кричать: надо было идти направо!, сделаем шаг направо, будут кричать: надо идти налево!. В этом я власти даже сочувствую.

Это как раз критерий того, кто за эволюционные изменения, а кто за бесконечные потрясения. Я выступаю за то, чтобы попробовать новую модель. Президент хочет еще власти, у него сейчас — вся власть, он хочет ее еще больше, ну пусть возьмет, если она не нужна ни Федеральному Собранию, ни судам не нужна.

— Если нет норм, как голосовать? А если проголосует минимум?… А если большинство проголосует против?… И что делать с результатами?… Ведь даже если всего один человек придет и проголосует, и то голосование состоится.

— Да. Какие проблемы? Голосование состоится. Может быть, уже его итоги лежат в каком-нибудь кабинете.

— Проблема в том, что миллиарды рублей выбрасываются на пустышку.

— Это — не проблема, это — печаль. Проблема в том, что у нас разворовываются триллионы ежегодно. Вот это — проблема. А вот с какой стороны браться за это решение, я, например, сегодня не смог бы давать рецепт, потому что у нас ведь нет коррупции, у нас страну вернули в эпоху кормления, когда чиновники, назначаемые на должность, ввергаются в такую систему, что они обязаны брать поборы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector