Установление земельного сервитута

Определение и характеристика по Гражданскому Кодексу


Сервитут на ЗУ – это документальное разрешение на временное распоряжение землями, которые принадлежат другому владельцу (п. 1 ст. 274 ГК РФ).

Документ выступает разновидностью обременения, но не может передаваться третьим лицам как залог или по другим причинам. Также его нельзя продать, обменять или подарить (п. 1,2 ст. 275 ГК РФ).

Цели и основания для выдачи

Задача сервитута – сделать возможным удовлетворение нужд отдельных граждан или государства (т.е. населения) в целом путем предоставления доступа к земле другого гражданина или организации.Одна лишь цель не является веской причиной для выдачи разрешения – этому может поспособствовать только наличие основания. Таковым считают для участков в государственной собственности (ст. 23 и 39.23 ЗК РФ):

  1. Изыскательные мероприятия.
  2. Использование полезных пород, воды и всего, что находится в земле на территории владельца ЗУ.
  3. Возведение специальных сооружений (блоков связи, электроузлов и т.д.), информирующих или предупреждающих стендов или знаков.
  4. Для прохода/проезда через участок, в т.ч. для доступа к водному объекту общего пользования и его берегу.
  5. Размещения межевых знаков, геодезических пунктов и сетей, нивелирных пунктов и подъезду к ним.
  6. Проведения дренажных работ.
  7. Забора воды из источников.
  8. Прогона сельскохозяйственных животных, выпаса скота, сенокошения.
  9. Использования ЗУ для охоты, рыбной ловли и т.п.
  10. Для использования ЗУ в целях, указанных в ст. 39.37 ЗК РФ.

Для подтверждения основания нужно:

  • официальное соглашение между участниками сделки;
  • решения суда;
  • нормативно-правовые акты территориальной администрации.

Кто может быть инициатором?


Ст. 274 ГК РФ определяет перечень участников процесса, которые могут инициировать выдачу сервитутного права:

  • собственник;
  • лицо, которое на законных основаниях может бессрочно пользоваться чужим ЗУ;
  • лицо, которое получило ЗУ в качестве наследуемого владения;
  • арендатор ЗУ.

Под каждым из перечисленных может выступать как физ-, так и юрлицо. Часто инициатором установления являются государственные учреждения.

Условия

Получить временное право пользования разрешается только при выполнении ряда требований, которые определены законом:

  1. Процедура по оформлению сервитутного права инициируется, когда решить вопрос другим способом не получается. Т.е. если собственник докажет, что есть альтернативные пути удовлетворения нужд заявителя, то сделка не состоится.
  2. Установление в судебном порядке возможно только при имеющихся непримиримых разногласиях между сторонами. Это может быть прямой отказ собственника или отсутствие компромисса в каких-либо пунктах договора (напр., размера оплаты или срока).
  3. Текст соглашения не может лишать хозяина ЗУ права собственности на время действия договора. Также запрещается создавать ему препятствия в распоряжении переданного в пользование другого лица имуществом.
  4. Доступ другого лица должен минимально ограничивать владельца, когда есть несколько вариантов соблюдения интересов заявителя.
  5. Сервитуарий (тот, кому дается временное разрешение) должен сохранять имущество собственника в надлежащем виде и использовать его только в целях, указанных в сервитуте. Также он обязан оплачивать распоряжение участком в соответствии с договоренностью, если не предусмотрено другое.

Подлежит ли сервитут обязательной государственной регистрации: инструкция по проведению

Поскольку вопрос касается обременения недвижимого имущества, то госрегистрация является обязательной. Это положение предусмотрено и ГК и ФЗ N 129.

Перечень документов для государственной регистрации сервитутов:

Публичный:

  • заявление органа госвласти, который издал о наложении сервитута;
  • документы, определяющие статус властного органа;
  • закон или нормативный правовой акт, устанавливающий публичный сервитут;
  • подтверждение вынесения вопроса на слушания общественности (дата, месяц, год и место проведения) и его законность;
  • кадастровые данные на землю с указанием объема действия сервитута, если он устанавливается только на часть площади;
  • план земельного надела с координатами.

Частный:

  • заявление любой из сторон;
  • подтверждение оплаты госпошлины;
  • правоустанавливающие бумаги на конкретную недвижимость, где оформляется сервитут;
  • договор по данному обременению;
  • выписки из Росреестра;
  • нотариально заверенное согласие всех сособственников земельного участка.

Если основанием для обременения выступает судебное решение, то необходимо представить его заверенные копии с отметкой о вступлении судебного акта в законную силу.

Как для публичных слушаний, так и для судебной инстанции потребуется уважительная причина для положительного решения вопроса в пользу сервитута, поскольку обременение касается имущества, которое не принадлежит заявителю или истцу и может существенно ограничить права владельца на собственность.

И если при обременении, ограниченном временными рамками, с владельцем участка можно договориться, то при бессрочном это сделать значительно сложнее, особенно при его частной форме.

Пошлина на госрегистрацию сервитутов:

  • 1500 для физлица;
  • 6000 для юрлица.

Виды сервитутов, их назначение и характеристика

Сервитут может быть срочным и постоянным, на основании пункта 4 статьи 23 Земельного Кодекса РФ.

Как правило, если сервитут срочный, то он устанавливается на определенный срок.

Постоянный же сервитут, устанавливается без указания срока.

При чем правило о сроках применимо и к публичным сервитутам, о которых речь пойдет немного позже.

Сервитут, это не бесплатно и ее размер различается в зависимости от вида сервитута.

Собственник земельного участка в отношении, которого установлен сервитут, имеет полное право требовать соразмерной платы за пользование земельным участком от лиц, в интересах которых установлен сервитут. Размер платы, как правило, определяется соглашением между сторонами, в случае, когда стороны смогли договориться, в соглашении четко прописывается, размер платы, а так же порядок ее внесения. Если стороны не смогли прийти к соглашению, то, как говорилось выше, инициируется судебное разбирательство и здесь уже при положительном решении суда, размер платы и ее регулярность будет установлена решением суда. Плату получает собственник земельного участка в отношении, которого установлен сервитут.

Как говорилось выше, публичный сервитут устанавливается в отношении органов государственной власти и при установлении публичного сервитута, собственник обремененного участка имеет полное право требовать соразмерную плату от органа государственной власти, либо органа местного самоуправления, в пользу который был установлен сервитут. При чем, на мой взгляд, здесь государство хитрит, ведь законодательно установлено, что взимание платы за установление публичного сервитута возможно лишь когда, его установление существенно затрудняет использование земельного участка. Так же при публичном сервитуте размер платы может быть установлен в нормативном правовом акте, на основании которого он установлен (пункт 7 статьи 23 Земельного Кодекса РФ).

Если собственник земельного участка не согласен с размером оплаты за сервитут, то такой спор может быть решен в судебном порядке, а при необходимости будет проведена соответствующая экспертиза.

Что же такое публичный сервитут?

Отличительной особенностью публичного сервитута, от других видов, является то, что он устанавливается на основании законодательства, или прочих нормативных правовых актов РФ, субъектов РФ, либо органов местного самоуправления

Так же важно, что публичный сервитут устанавливается исключительно для обеспечения интересов государства, либо органов местного самоуправления или местного населения. При установлении публичного сервитута решаются определенные задачи, связанные с обеспечением общественных или государственных нужд, без постоянного занятия земельного участка

Важно то, что публичный сервитут устанавливается только с учетом результатов общественных слушаний (пункт 2, статьи 23 Земельного Кодекса РФ).

Публичный сервитут может быть установлен для следующих целей:

  • Прогона через участок сельскохозяйственных животных;
  • Прохода или проезда через земельный участок;
  • Забора водных ресурсов из водных объектов, для водопоя;
  • Проведения дренажных работ;
  • Размещения на участке межевых знаков, геодезических пунктов, нивелирных пунктов и подъезда к ним.

Так же публичный сервитут может быть установлен для ремонта инженерных, коммунальных, электрических и прочих линий и сетей, объектов транспортной инфраструктуры, с целью проведения исследовательских, изыскательных и прочих работ, для охоты, рыболовства, Аква культуры. Так же сервитут может быть установлен для проведения сенокоса, выпаса животных, при чем в такой ситуации сервитут устанавливается на сроки, в которые обычно производится выпас скота и проведения процедуры сенокошения.

Публичный сервитут обязательно подлежит государственной регистрации.

Если у Вас остались вопросы, то Вы можете задать их нашим юристам, мы не только проконсультируем Вас, но и окажем квалифицированную юридическую помощь.

Об авторе:

Москвитин Александр. Практикующий адвокат Центра Правовой Помощи ‘Лидер’. Основная специализация это гражданские споры, преимущественно земельное право, споры в сфере недвижимости. Автор более 100 статей на портале. Общий юридический стаж более 15 лет. Готов выиграть даже самые сложные дела. В 2001 году стал выпускником Финуниверситет – Финансовый университет при Правительстве РФ.

Образец заявления об установлении сервитута для организации проезда

В Администрацию г. Екатеринбург

от

Общества с ограниченной ответственностью «С»

Юридический адрес: 620049, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Первомайская

ЗАЯВЛЕНИЕ

об установлении постоянного права ограниченного пользования (сервитута)

   Общество с ограниченной ответственность «С» является титульным владельцем земельных участков, расположенных по адресу: Свердловская область, г. Екатеринбург.

   Смежные участки находится во владении … соответственно.

   Между указанными участками, по их границам в данный момент проходит грунтовая дорога для проезда (прохода) к данным участкам, которая после дождя становится не пригодной для передвижения.

   В силу пункта 1 статьи 274 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута).

   Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов, обеспечения водоснабжения и мелиорации, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.

   В соответствии со статьей 23 Земельного кодекса Российской Федерации публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков. Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний.

   Приведенные нормы предоставляют право владельцу земельного участка в случае реальной невозможности обеспечения доступа (в частности, проход / проезд) к принадлежащему земельному участку обратиться за установлением соответствующего обременения. Подобные правоотношения с собственниками смежных участков регулируются посредством установления сервитута. Правовым основанием государственной регистрации обременения является решение органа местного самоуправления, на территории которого находится земельный участок.

  В данном случае без установления сервитута для прохода и проезда доступ к ранее названным земельным участкам Общества с ограниченной ответственностью «С» будет невозможен, ибо данный участок полностью окружен иными объектами недвижимости, а существующая грунтовая дорога приходит в негодность после выпадения осадков. В таком случае реализация правомочий владения и пользования гарантированные гражданским законодательством не будут реализованы.

   Более того, следует отметить, что сегодня фактически запрашиваемый сервитут установлен – в требуемом месте существует грунтовая дорога. Следовательно, владельцы земельных участок пришли к соглашению об установлении сервитута. Таким образом, юридическое закрепление сложившихся отношений не нарушит права и законные интересы третьих лиц, публичные интересы так же нарушены не будут.

   На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 8, 264, 274 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 23 Земельного кодекса Российской Федерации,

ПРОШУ:

  • Установить бессрочное постоянное право (сервитут) прохода и проезда по границам земельных участков длинной 490 и 1105 метров соответственно, шириной 8 метров.
  • О принятом решении по настоящему заявлению уведомить Общество с ограниченной ответственностью «С» путем направления его почтой в адрес: 620049, Свердловская область, город Екатеринбург, улица Первомайская.

Дата, подпись

ПОЛЕЗНО: читайте как подписать соглашение о земельном сервитуте без суда

Законодательное регулирование порядка прекращения сервитута

Говоря о законодательном регулировании прекращения сервитута, необходимо учитывать, что такой процесс может быть осуществлен только в соответствии с двумя нормативными актами – Гражданским и Земельным Кодексом Российской Федерации.

Именно эти нормативные акты содержат все исчерпывающие основания, по которым может быть произведено прекращение сервитута.


При этом, необходимо учитывать, что в рамках Земельного Кодекса содержатся лишь общие положения о том, как может быть произведена отмена такого обременения. Гражданский Кодекс, подробно регулирующий всю процедуру, содержит перечень тех оснований, по которым может быть произведена отмена сервитута как в добровольном, так и в судебном порядке.

Процедура отмены сервитута, независимо от его характера установления – публичного и частного – зафиксирована в статье 276 Гражданского Кодекса Российской Федерации.

Именно эта статья позволяет подробно разобрать не только те основания, которые могут быть использованы для отмены сервитута, но также и весь тот порядок действий, который должен быть предпринят.

Еще одним важным нормативным актом, который может регулировать процесс отмены сервитута, будет считаться Гражданско-процессуальный Кодекс Российской Федерации. Использование этого документа считается необходимым в том случае, если отмена сервитута происходит через обращение в суд.

В соответствии с требованиями, которые зафиксированы в этом нормативном акте,

должно быть составлено исковое заявление, а также оформлены дополнительно прилагаемые в качестве доказательства документы, которые будут направлены в суд для полноценного разрешении конфликта.

Так как отмененный сервитут должен в обязательном порядке пройти государственную регистрацию, для того чтобы соответствующий административный акт вступил в свою силу, процедура такой регистрации будет осуществляться в соответствии с Федеральным законом «О регистрации недвижимости».

Если другие права пользования чужим имуществом могут осуществляться также с использованием регионального законодательства, то в отношении сервитута, независимо от того публичный он или частный, региональное законодательство использоваться не может.

Понятие и виды сервитутов.

26.12.2018 11:32

Геленджикский отдел

Сервитут — ограниченное право пользования чужой вещью. 

Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, строительства, реконструкции и (или) эксплуатации линейных объектов, не препятствующих использованию земельного участка в соответствии с разрешенным использованием, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.  
           В соответствии с п.4 ст.44  Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015 N 218-ФЗ государственная регистрация сервитута, предусматривающего право ограниченного пользования частью земельного участка, осуществляется в отношении части земельного участка, учтенной в Едином государственном реестре недвижимости, или одновременно с государственным кадастровым учетом такой части. Государственный кадастровый учет части земельного участка осуществляется одновременно с государственной регистрацией сервитута, которым предусмотрено право ограниченного пользования такой частью без соответствующего заявления.  
          Сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка и подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество. Обременение земельного участка сервитутом не лишает собственника участка прав владения, пользования и распоряжения этим участком. В случае недостижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута. Сервитут может быть установлен также в интересах и по требованию лица, которому участок предоставлен на праве пожизненного наследуемого владения или праве постоянного (бессрочного) пользования, и иных лиц в случаях, предусмотренных федеральными законами. Собственник участка, обремененного сервитутом, вправе, если иное не предусмотрено законом, требовать от лиц, в интересах которых установлен сервитут, соразмерную плату за пользование участком.
          В случае обращения с заявлением о государственной регистрации сервитута собственника объекта недвижимого имущества, обремененного сервитутом, в реестр прав на недвижимость вносится запись об ограничении (обременении) — государственной регистрации сервитута.  В случае установления публичного сервитута на земельный участок в реестр прав на недвижимость вносится запись об ограничении (обременении) — государственной регистрации сервитута.  
         Основанием для принятия решения об установлении публичного сервитута является подача в орган государственной власти Российской Федерации, орган государственной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, соответствующего заявления заинтересованным лицом, с приложением документа (материалы публичных слушаний), подтверждающего согласие организации или граждан (общественности), чьи интересы ограничиваются установлением испрашиваемого сервитута. К заявлению может прилагаться кадастровый паспорт, земельного участка.
          Частный сервитут — сервитут устанавливаемый по соглашению между лицом, требующим установления сервитута и собственником соседнего земельного участка.
-Срочный сервитут — сервитут, устанавливаемый на определенный срок.
-Постоянный «бессрочный сервитут» — сервитут, срок установления которого не определен, либо связан с условием отмены нормативного акта или договора, установившего такой сервитут.
          Основанием установления частного сервитута является соглашение между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка. В случае не достижения соглашения об установлении или условиях частного сервитута спорт разрешается судом по иску лица, требующего установления частного сервитута. Частные лесные сервитуты могут устанавливаться на основании договора, актов государственных органов и актов органов местного самоуправления, а также судебных решений.
         Публичный сервитут — сервитут, устанавливаемый законом или иными нормативно-правовым и актами РФ, или органом местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельного участка, с учетом результатов общественных слушаний (опросов).
       

СОГЛАШЕНИЕ

об установлении частного сервитута земельного участкаг.

«» 2021 г.

СобственникПользовательДоговор

1. ПРЕДМЕТ СОГЛАШЕНИЯ

1.1. Собственник в соответствии с условиями настоящего соглашения предоставляет Пользователю для обеспечения право ограниченного пользования (сервитут) земельным участком, принадлежащим Собственнику на праве собственности, расположенным по адресу: .

1.2. Сервитут по условиям настоящего соглашения устанавливается в интересах Пользователя, являющегося собственником/ пользователем на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного пользования/ соседнего земельного участка №, прилегающего к земельному участку Собственника в стороны.

1.3. Границы сервитута определены на копии плана земельного участка Собственника, являющейся неотъемлемой частью настоящего соглашения.

1.4. Сервитут устанавливается на срок до «»2021 года.

1.5. Пользование земельным участком, принадлежащим Собственнику, производится Пользователем на безвозмездной основе.

2. ПОРЯДОК ОГРАНИЧЕННОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ

2.1. Ограниченное пользование (сервитут) земельным участком Собственника осуществляется Пользователем строго в пределах границ, определенных согласно п.1.3. соглашения.

2.2. Осуществление сервитута Пользователем должно бы наименее обременительным для земельного участка Собственника, в отношении которого он установлен.

2.3. Осуществление сервитута Пользователем происходит в следующем порядке .

3. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СТОРОН

3.1. Собственник обязан:

3.1.1. Оказывать необходимое содействие для установления сервитута на принадлежащем ему земельном участке.

3.1.2. Производить требуемые действия для осуществления регистрации сервитута в установленном Законодательством порядке, в том числе предоставлять необходимые правоустанавливающие и иные документы.

3.1.3. Предоставлять Пользователю возможность осуществлять сервитут в порядке, установленном настоящим соглашением.

3.2. Собственник вправе требовать прекращения сервитута ввиду отпадения оснований, по которым он установлен.

3.3. Пользователь обязан:

3.3.1. Осуществлять сервитут в порядке, установленном разделом 2 настоящего соглашения.

3.3.2 Производить все требуемые действия для осуществления регистрации сервитута в установленном законодательством порядке.

3.3.3. При осуществлении сервитута стремиться выполнять условие п.2.2. настоящего соглашения.

3.3.4. При наступлении события указанного п.1.4. соглашения прекратить осуществление сервитута и произвести все необходимые действия для регистрации в уполномоченном органе его прекращение.

4. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ

4.1. Сервитут подлежит государственной регистрации в уполномоченном органе в соответствии с ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Сервитут вступает в силу после его регистрации в Едином государственном реестре прав.

4.2. Сервитут сохраняется в случае перехода прав на земельный участок, который обременен сервитутом, к другому лицу.

4.3. Сервитут не может быть самостоятельным предметом купли-продажи, залога и не может передаваться каким-либо способом лицам, не являющимся собственниками земельного участок, для обеспечения, использования которого сервитут установлен.

4.4. Настоящее соглашение вступает в силу после подписания сторонами. Соглашение составлено в трех экземплярах, по одному для каждой стороны и для регистрирующего органа.

5. ЮРИДИЧЕСКИЕ АДРЕСА И БАНКОВСКИЕ РЕКВИЗИТЫ СТОРОН

СобственникЮр. адрес:Почтовый адрес:ИНН:КПП:Банк:Рас./счёт:Корр./счёт:БИК:

ПользовательЮр. адрес:Почтовый адрес:ИНН:КПП:Банк:Рас./счёт:Корр./счёт:БИК:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector