Как фас проверяет закупки по 44-фз
Содержание:
- Внеплановые проверки
- Ведомственный контроль в сфере закупок
- Статья 38. Контрактная служба
- Генпрокурор приказал по-новому надзирать за закупками
- Подготовка
- Основания
- Алгоритм запроса котировок
- Проведение
- Ответственность, возлагаемая на членов комиссии
- Письмо Федерального казначейства от 17 марта 2014 г. N 42-7.4-05/9.1-164 «О включении юристов в контрактную службу»
- Программа курса
- Как казначейство контролирует закупки с 01.04.2020
- С 2021 года для заказчиков установлен минимальный объем закупок российских товаров
Внеплановые проверки
Поскольку оснований для внеплановых проверок множество, то и проводятся они гораздо чаще. Большинство проверок ФАС, которые инициированы жалобами и обращениями, заканчивается выявлением нарушений.
Внеплановая проверка может проводиться как на территории проверяемого субъекта, так и без выезда к нему. Срок внеплановой проверки короче — до 5 дней. В итоге ФАС вынесет предписание, причем оно может последовать как для заказчика, так и для прочих участников закупки.
Что касается предмета внеплановой проверки по 44-ФЗ, то все начинается с обстоятельств, изложенных в жалобе или обращении. Однако этим дело может не ограничиться. В процессе инспекторы могут выявить иные нарушения, что приведет к расширению предмета проверки. Максимально возможная «зона охвата» — вся закупочная деятельность в пределах 3 последних лет.
Видеозапись внеплановой проверки ФАС:
Ведомственный контроль в сфере закупок
Часть 3 статьи 99 Закона о контрактной системе устанавливает, что ведомственный контроль закупок в отношении каждого типа заказчика осуществляет отдельный орган контроля в сфере закупок. Но не смотря на видимое разнообразие контрольных органов в сфере закупок, ведущую роль для всех типов заказчиков играет ФАС и Казначейство. Так, именно контрольный орган в сфере закупок — Казначейство России осуществляет контроль, предусмотренный частью 5 статьи 99 Закона о контрактной системе, который так же неофициально называют как «финансовый контроль в сфере закупок». В рамках финансового контроля осуществляется сопоставление информации и сведений из различных документов, для определения соответствия закупки ее финансовому обеспечению. Именно этот механизм в первую очередь направлен на снижение рисков по нецелевому расходованию бюджетных средств. Основным инструментом финансового контроля является идентификационный код закупки (ИКЗ), который и позволяет проследить историю всей закупки, начиная от ее планирования до непосредственного исполнения. Данный контроль закупок носит форму текущего и осуществляется непосредственно при осуществлении закупочной деятельности, без его прохождения заказчик не сможет опубликовать требуемую информацию.
Антимонопольная служба и его территориальные органы являются основным контрольным орган в сфере закупок и осуществляют контроль закупок непосредственно при осуществлении процедур закупок, регистрируя жалобы от участников закупки и реагируя на них осуществляя проверку. К полномочиям ФАС относится контроль осуществления закупок и в случае обнаружения нарушений относится возможность выдачи предписаний, а также возможность остановить процедуру заключения контракта. Основные составы КоАП РФ в сфере закупок так же относятся к компетенции ФАСа, по которым могут быть оштрафованы субъекты закупочной деятельности. При этом законодательно установлено, что плановые проверки могут осуществляться не чаще одного раза в 6 месяцев. Из этого правила есть исключение для специализированных организаций, по которым проверка может быть осуществлена не более одного раза в процедуре конкретной закупки. Информация о плановых проверках публикуется и является общедоступной, но помимо плановых проверок имеет право осуществлять также внеплановые проверки. Но для их осуществления требуются основания. Таковыми могут быть для контрольного орган в сфере закупок жалоба участника закупки или результат общественного контроля в сфере закупок.
Внимание: Казначейский контроль, который предусмотрен ч.5 ст. 99 44-ФЗ приостановлен в соответствии с ПП РФ от 20.03.2017 №315
Для федеральных заказчиков срок приостановки контроля до 01.01.2018 г, для муниципальных заказчиков и субъектов РФ до 01.01.2019 г.
Статья 38. Контрактная служба
1. Заказчики, совокупный годовой объем закупок которых превышает сто миллионов рублей, создают контрактные службы (при этом создание специального структурного подразделения не является обязательным).
2. В случае, если совокупный годовой объем закупок заказчика не превышает сто миллионов рублей и у заказчика отсутствует контрактная служба, заказчик назначает должностное лицо, ответственное за осуществление закупки или нескольких закупок, включая исполнение каждого контракта (далее — контрактный управляющий).
3. Контрактная служба действует в соответствии с положением (регламентом), разработанным и утвержденным на основании типового положения (регламента), утвержденного федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
4. Контрактная служба, контрактный управляющий осуществляют следующие функции и полномочия:
1) утратил силу с 1 октября 2019 года. — Федеральный закон от 01.05.2019 N 71-ФЗ;
2) разрабатывают план-график, осуществляют подготовку изменений для внесения в план-график, размещают в единой информационной системе план-график и внесенные в него изменения;
3) осуществляют подготовку и размещение в единой информационной системе извещений об осуществлении закупок, документации о закупках и проектов контрактов, подготовку и направление приглашений принять участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) закрытыми способами;
4) обеспечивают осуществление закупок, в том числе заключение контрактов;
5) участвуют в рассмотрении дел об обжаловании результатов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и осуществляют подготовку материалов для выполнения претензионно-исковой работы;
6) организуют в случае необходимости на стадии планирования закупок консультации с поставщиками (подрядчиками, исполнителями) и участвуют в таких консультациях в целях определения состояния конкурентной среды на соответствующих рынках товаров, работ, услуг, определения наилучших технологий и других решений для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
7) осуществляют иные полномочия, предусмотренные настоящим Федеральным законом.
5. При централизации закупок в соответствии с частью 1 статьи 26 настоящего Федерального закона контрактная служба, контрактный управляющий осуществляют полномочия, предусмотренные настоящим Федеральным законом и не переданные соответствующим уполномоченному органу, уполномоченному учреждению, которые осуществляют полномочия на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей). При этом контрактная служба, контрактный управляющий несут ответственность в пределах осуществляемых ими полномочий.
6. Работники контрактной службы, контрактный управляющий должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок.
Генпрокурор приказал по-новому надзирать за закупками
Из-за такой обстановки и чтобы обеспечить надлежащий прокурорский надзор за исполнением законов в сфере закупок, решили утвердить специальный приказ. В нем генеральный прокурор сделал такие указания:
Контролировать исполнение законов в закупках в рамках нацпроектов, госпрограмм, гособоронзаказа.
Обратить особое внимание на социально значимые сферы здравоохранения, жилищно-коммунального и топливно-энергетического комплексов, транспорта, градостроительства, образования и культуры.
Усилить надзор за законностью НПА в сфере закупок, в т. ч
через антикоррупционную экспертизу.
Проверять законность закупок во время проверок соблюдения бюджетного законодательства.
Обеспечить действенный надзор за исполнением законодательства при размещении в ЕИС обязательных сведений, формировании аукционной, конкурсной документации, определении поставщиков, подрядчиков, исполнителей, заключении госконтрактов и допсоглашений к ним.
Пресекать закупки товаров, работ, услуг с избыточными потребительскими свойствами и предметов роскоши. Подробнее: «Предметы роскоши по 44-ФЗ: как их опознать».
Устанавливать схемы кооперации при выполнении госконтрактов.
Выявлять среди контрагентов организации, которые не имеют необходимой матбазы и трудовых ресурсов для исполнения их условий, фирм-однодневок и номинальных фирм-посредников, аффилированных с заказчиком юрлиц и физлиц. Для этого необходимо взаимодействие с органами Росфинмониторинга, ФНС, ФАС, казначейства, МВД и ФСБ.
Принимать исчерпывающие меры реагирования по фактам несоблюдения заказчиками нацрежима, заключения соглашений хозяйствующих субъектов, ограничивших конкуренцию, неправомерных закупок у едпоставщика, завышения цен и незаконного изменения условий госконтрактов, поставки некачественной продукции (товаров, работ, услуг), нарушений сроков исполнения контрактов и иных предусмотренных ими обязательств, неосуществления заказчиком и уполномоченными органами надлежащего контроля (надзора).
Тщательно проверять реальность исполнения заключенных и оплаченных госконтрактов.
Уделять внимание исполнению законов, которые регулируют применение типовых контрактов, типовых условий контрактов и закупок на сумму свыше 1 млрд руб.
Проверять соблюдение прав на своевременную оплату заказчиками обязательств по госконтрактам, вопросы погашения задолженности перед ними держать под личным контролем.
Рассматривать безотлагательно вопрос о возбуждении дел об административных правонарушениях за несоблюдение срока и порядка оплаты.
Обеспечить соблюдение прав СМП, в т. ч. в части их СГОЗ и сокращенных сроков оплаты за выполненные обязательства по контракту.
Акцентировать внимание на выявлении и пресечении уполномоченными органами фактов «откатов», хищений, нецелевого использования бюджетных средств и других уголовно наказуемых деяний с использованием различных противоправных схем.
Обращаться в суд с исками и заявлениями, которые направлены на устранение нарушений в закупках и привлечение виновных лиц к ответственности, в т. ч. в рамках расследования уголовных дел.
Подготовка
При проведении проверок работы в госзаказе прокурорские работники ориентируются на методические рекомендации, утвержденные Письмом Генеральной прокуратуры №7-16-2019 от 1 января 2019 года
Пункт 3 этого документа перечисляет, на какие аспекты деятельности заказчиков проверяющим стоит обращать пристальное внимание, приводя статистику из практики
Предметом оценки становятся:
- правильность документального оформления как полномочий контрактного управляющего или контрактной службы, так и всех бумаг, сопровождающих закупочный процесс;
- действия заказчика на всех этапах закупки, обоснованность принимаемых решений;
- контроль заказчика за исполнением контракта поставщиком, исполнителем или подрядчиком — непринятие мер по отношению к контрагенту, который нарушает условия контракта, недопустимо.
Например, рассмотрим, что проверяют при прокурорской проверке комиссии по закупкам:
- корректность оценки соответствия заявок требованиям закупочной документации;
- обоснованность допусков и недопусков участников;
- порядок рассмотрения, оценки и сопоставления заявок;
- правильность и своевременность оформления протоколов;
- соответствие действий комиссии заказчика правилам, которые установлены в положении о закупке проверяемого лица.
Методические рекомендации указывают на необходимость обращать внимание на такие нарушения, как:
неправильное оформление нормативных актов, связанных с закупками в организации, в их числе, например, положения о контрактной службе, порядке формирования и ведения планов-графиков или приказы о назначении должностных лиц;
ошибки при планировании, нарушения при нормировании в сфере закупок, прокуратура обращает внимание на обоснованность тех или иных закупок, расчет и обоснования НМЦК, ошибки в ее определении, завышение цен;
нарушение сроков публикации закупочных документов на всех этапах закупки;
необоснованное заключение контрактов с единственным поставщиком без проведения конкурентной процедуры;
дробление контрактов, когда вместо одного большого контракта, требующего проведения масштабной конкурентной процедуры, заключается несколько маленьких соглашений;
заключение контрактов на условиях, которые не соответствуют закупочной документации;
рассмотрение заявок, подлежащих отклонению;
нарушения при утверждении закупочной документации;
нарушение сроков публикации информации по закупке в ЕИС;
отсутствие в контрактах упоминаний ответственности поставщика, подрядчика и исполнителя за нарушения условий соглашения или неприменение установленных санкций при фактическом нарушении;
незаконное изменение условий контракта;
нарушения, связанные с банковским сопровождением контрактов;
оплата невыполненных работ, неоказанных услуг, непоставленных товаров, завышение объемов товаров, работ или услуг в приемочной документации по сравнению с реальным исполнением;
конфликт интересов между заказчиком и участниками.
Основания
- единая информационная система — ЕИС;
- данные федеральных, региональных и местных органов власти;
- публикации в СМИ и интернете;
- обращения граждан и юридических лиц;
- сведения от организаций, защищающих интересы бизнеса и деловых объединений;
- отчеты об исполнении бюджетов, госзаданий, субсидий, государственных программ;
- информационные базы судов, ФССП и Федерального казначейства.
Проводимый мониторинг позволяет осуществлять основную функцию прокуратуры в сфере закупок — своевременное выявление правонарушений и реагирование на них.
Помимо мониторинга, прокуратура осуществляет контрольные мероприятия — проверки. Задача прокурорской проверки — сопоставить информацию о фактической деятельности конкретного заказчика с требованиями закона и установить наличие или отсутствие состава правонарушения.
Проверки бывают:
- плановыми — проводятся в соответствии с составленным заранее графиком;
- внеплановые — проводятся на основании, например, поступившей жалобы.
В зависимости от методики исследования информации контрольные мероприятия делятся на:
- документальные: прокурор запрашивает у проверяемого необходимые документы, вызывает его для дачи объяснений, на основании полученной информации формирует заключения;
- выездные — сотрудники прокуратуры выезжают непосредственно к проверяющему и работают с его документами на месте.
Алгоритм запроса котировок
С 1 апреля 2021 года меняются алгоритмы осуществления запроса котировок и закупки у единственного поставщика. Последние, также нередко называемые малыми закупками, или закупками с «полки», осуществляются по п. 4.5 ч. 1 ст. 93. Их название обусловлено тем, что заказчику достаточно зайти в каталог, размещенный на соответствующем сайте-операторе электронной площадки, выбрать интересующую его продукцию, составить извещение с описательными характеристиками на нее, и объявить закупочную сессию.
Отличительные нюансы запроса котировок в электронной форме:
- достаточно короткий срок для подачи заявки для участника
- отсутствие возможности заказчика менять положение извещения
- возможность отменить закупку не позднее, чем за один час до даты окончания срока подачи заявок
- стандартное время рассмотрения заявок
- один рабочий день
Обращаем внимание на особые алгоритмы заключения контракта: не ранее, чем через два рабочих дня с даты опубликования итогового протокола. При этом протокол разногласий не допускается! То есть проект контракта направляется участнику в один рабочий день с даты подведения итогов, участник подписывает его в один рабочий день, и уже далее заказчик подписывает документ со своей стороны
Таким образом, контракт может быть заключен не ранее, чем через два рабочих дня.
Ключевое изменение в закупках у единственного поставщика — увеличение НМЦК до 3 млн руб. При этом, если проводится бумажная закупка по п. 4.5 ч. 1 ст. 93, то предельное значение начальной максимальной цены сохраняется в 600 тыс. руб. Но в случае, когда закупка по тем же основаниям выходит на функционал электронных магазинов, НМЦК возрастает до 3 млн руб. Требования к совокупным годовым объемам закупок по п. 4.5 при этом сохраняются
Это важное изменение для заказчика!
Подробнее об алгоритмах закупочных процедур рассказывает эксперт Контру.Школы Светлана Сафина.
Проведение
Прокурорская проверка проводится, если в прокуратуру поступила информация о возможном правонарушении со стороны заказчика, а установить ее достоверность или лживость без проведения контрольного мероприятия невозможно.
- Принятие решения о проведении контрольного мероприятия прокурором или его заместителем. Решение оформляется документально и содержит информацию о сроках, предмете и цели мероприятия. До проверяемого решение доносится не позднее дня начала мероприятия.
- Проверяющие анализируют полученные документы, при необходимости вызывают для дачи пояснения; если в ходе одной проверки по заявленному предмету выявлена возможность наличия иных нарушений, назначается новая проверка.
- По результатам рассмотрения всей поступившей информации прокурор устанавливает наличие или отсутствие правонарушения и оформляет итоговый документ: издает акт проверки или прибегает к мерам прокурорского реагирования. Например, если установлено, что сорван контракт на поставку, представление прокуратура выдает, чтобы обязать заказчика принять меры для устранения нарушения, рассмотреть возможность привлечения к дисциплинарной ответственности должностных лиц.
- Если нарушения выявлены, проверяемый уведомляется об этом и устраняет их.
Важным элементом процедуры, как прокуратура проводит проверку по жалобе, является срок этого мероприятия:
- базовый срок составляет 30 дней;
- если месяца не хватит, проверку обоснованно продлевают еще на 30 дней;
- продлить проверку во второй раз еще на 30 дней вправе только Генеральная прокуратура;
- указанные сроки приостанавливаются, если требуются сложные мероприятия или экспертизы, проверяемый препятствует проверке или не представляет требуемые документы.
Ответственность, возлагаемая на членов комиссии
Все члены закупочной комиссии несут персональную ответственность за нарушения в сфере контрактной системы (ст.ст. 39, 107 Закона № 44-ФЗ). При ненадлежащем исполнении членами комиссии обязательств, на них может быть наложено административное, дисциплинарное или уголовное взыскание.
Обучение по 44-ФЗ, 223-ФЗ
Повышение квалификации и профпереподготовка в Контур.Школе
Подробнее о курсах
Участникам комиссии запрещено общаться с потенциальными поставщиками, повреждать конверты с заявками до даты их распаковки, предъявлять к поставщикам требования, не прописанные в законодательстве. Все решения, принятые членами комиссии, являются обязательными для участников. В случае несогласия потенциальных поставщиков с решениями комиссии, они могут подать жалобу в УФАС.
Письмо Федерального казначейства от 17 марта 2014 г. N 42-7.4-05/9.1-164 «О включении юристов в контрактную службу»
4 июня 2014
Федеральное казначейство в связи с необходимостью создания контрактной службы в рамках Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и поступившими в адрес Федерального казначейства от территориальных органов Федерального казначейства многочисленными вопросами о целесообразности включения сотрудников юридического отдела территориальных органов Федерального казначейства (далее — юристы) в состав контрактной службы, создаваемой без образования специального структурного подразделения, а также необходимости внесения изменений в должностные регламенты юристов в части возложения на них дополнительных обязанностей по исполнению функций члена контрактной службы, сообщает следующее.
1. По вопросу «о целесообразности включения сотрудников юридического отдела в состав контрактной службы, создаваемой без образования специального структурного подразделения».
В соответствии с частями 1 и 3 статьи 38 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Федеральный закон N 44-ФЗ) заказчики, совокупный годовой объем закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд (далее — закупок) которых в соответствии с планом-графиком превышает сто миллионов рублей, создают контрактные службы (при этом создание специального структурного подразделения не является обязательным).
Контрактная служба действует в соответствии с положением (регламентом), разработанным и утвержденным на основании типового положения (регламента), утвержденного федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
Так, Типовым положением (регламентом) о контрактной службе, утвержденным приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 29 октября 2013 г. N 631 (далее — Положение), установлено, что контрактная служба создается в целях обеспечения планирования и осуществления государственным заказчиком закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд.
Вместе с тем юридический отдел территориального органа Федерального казначейства создан в целях организации правового обеспечения деятельности территориальных органов Федерального казначейства, руководствуясь Типовым положением о юридическом отделе территориального органа Федерального казначейства, утвержденным приказом Федерального казначейства от 22 января 2013 г. N 5 (далее — Типовое положение о Юридическом отделе), в соответствии с которым осуществляет исключительно правовую экспертизу документов, связанных с закупкой товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд.
Федеральным законом N 44-ФЗ и Положением не установлена обязанность заказчика включать в состав контрактной службы сотрудника юридического отдела.
Таким образом, юристы осуществляют правовое сопровождение деятельности контрактной службы посредством правовой экспертизы документов, связанных с закупкой товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд, в рамках полномочий, установленных Типовым положением о Юридическом отделе, а также Порядком проведения правовой экспертизы документов, поступающих в юридический отдел территориального органа Федерального казначейства, утвержденным приказом Федерального казначейства от 17.12.2013 N 297.
2. По вопросу «о необходимости внесения изменений в должностной регламент специалистов юридического отдела в части возложения на них дополнительных обязанностей по исполнению функций члена контрактной службы».
Учитывая вышеизложенное и принимая во внимание, что на основании пункта 4.2. Типового положения о Юридическом отделе возложение на юридический отдел и его сотрудников функций и задач, не относящихся к правовой работе, не допускается, соответственно, вносить изменения в должностной регламент сотрудников юридического отдела в части возложения на них дополнительных обязанностей по исполнению функций контрактной службы, считаем неправомерным
Обращаем внимание, что по иным вопросам, связанным с созданием и работой контрактной службы, а также осуществлением ее функций и полномочий, разъяснения будут доведены дополнительно
|
Р.Е. Артюхин |
Программа курса
1-й день
- Нормативные правовые акты, принятые в развитие законодательства, регулирующего закупки товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд. Обзор последних изменений законодательства в сфере закупок. Применение Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации в контрактной системе.
- Нормативные правовые акты, которые должны быть приняты в регионах РФ, муниципальных образованиях.
- Государственный и муниципальный контроль и надзор. Функции государственного и муниципального контроля Органы, осуществляющие контроль в контрактной системе. Контрольные мероприятия, осуществляемые контрольными органами.
- Субъекты контроля в контрактной системе: заказчик, уполномоченный орган, уполномоченное учреждение, специализированная организация, участники закупок, органы по регулированию контрактной системы, контрольные органы и иные субъекты.
- Права и обязанности субъектов контроля в контрактной системе.
- Финансовый контроль. Порядок создания (наделения полномочиями) и организации их деятельности, виды проверок, осуществляемых контрольными органами. Основные нарушения в действиях субъектов контроля при осуществлении закупок.
- Ведомственный контроль. Порядок создания (наделения полномочиями) и организации их деятельности, виды проверок, осуществляемых контрольными органам. Основные нарушения в действиях субъектов контроля при осуществлении закупок.
- Контроль, осуществляемый заказчиком. Организация деятельности, виды проверок.
- Органы, уполномоченные на осуществление контроля. Порядок создания (наделения полномочиями) и организации их деятельности, виды проверок, осуществляемых контрольными органами.
- Порядок согласования заключения контрактов.
- Порядок рассмотрения жалоб на действия субъектов контроля при осуществлении закупок. Практика ФАС.
- Аудит в сфере закупок, методика Счетной палаты РФ по проведению аудита. Основные нарушения в действиях субъектов контроля при осуществлении закупок.
- Система общественного контроля. Общественное обсуждение закупок.
- Деятельность субъектов контроля, подлежащая контролю.
2-й день
- Цели и обоснованность закупок. Планирование, нормирование и обоснование закупок. Основные нарушения в действиях заказчика при планировании, обосновании и нормировании закупок.
- Методы расчета и обоснования. Случаи и порядок применения методов.
- Основные нарушения заказчиков при разработке извещений и /или документации о закупке. Обзор судебной и административной практики.
- Требования к заявкам на участие в закупке. Состав сведений и документов.
- Основные нарушения в действиях комиссии, допускаемые при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
- Понятие государственного (муниципального) контракта (гражданско-правового договора). Обязательные условия контракта. Порядок и сроки заключения контракта.
- Порядок заключения контракта при установлении преимуществ организациям инвалидов и учреждениям уголовно-исполнительной системы.
- Требования к приемке поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги. Случаи и порядок привлечения независимых экспертов (экспертных организаций).
- Соответствие использования поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги целям осуществления закупки.
- Своевременность, полнота и достоверность отражения в документах учета поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги.
- Основания и порядок оплаты выполненных работ, оказанных услуг. Основные нарушения в действиях объектов контроля.
- Основания для изменения контракта. Расторжение контракта. Односторонний отказ от исполнения контракта.
- Порядок и случаи применения мер ответственности по контрактам.
- Отчетность в контрактной системе. Отражение сведений о закупках в отчетности. Основные нарушения в действиях субъектов контроля при осуществлении закупок при исполнении контрактов.
- Административная ответственность за нарушение в сфере закупок. Составы правонарушений. Квалификация правонарушений. Обжалование постановлений о наложении штрафа.
Как казначейство контролирует закупки с 01.04.2020
С 01.04.2020 вступили в силу положения части 5.1 статьи 99 Закона №44-ФЗ, которые предусматривают автоматизированный контроль в ЕИС версии 10.1.
Новый функционал оптимизировал процедуру контроля, упростил работу контролеров и заказчиков.
Автоматизированный контроль по ч. 5.1 статьи 99 Закона №44-ФЗ осуществляется перед размещением документов на официальном сайте. Если срабатывает контроль, публикация документа блокируется, протокол соответствия не выдается. Заказчику необходимо повторно направить сведения после исправления ошибок.
Автоматизированным способом проверяется:
- непревышение НМЦК в извещении над суммой остатка средств в плане-графике по каждой строке, соответствие финансового объема в разрезе планируемых платежей;
- непревышение цены победителя из протокола определения поставщика над ценой в извещении;
- строгое соответствие ИКЗ в плане-графике, извещении, протоколе определения поставщика и проекте контракта;
- соответствие цены в проекте контракта информации в протоколе определения поставщика.
Автоматически учитываются особенности:
- применения национального режима (ч. 4 ст. 14);
- предоставления преференций инвалидам и предприятиям-уголовникам (ст. 28, 29);
- проведения централизованных и совместных торгов (ст. 25, 26);
- осуществления закупок с ценой за единицу (ч. 24 ст. 22);
- заключения контрактов с несколькими участниками закупки (ч. 10 ст. 34);
- проведения аукциона на право заключить контракт (ч. 23 ст. 68).
Редакция постановления №1367 от 20.03.2017 года утвердила, с какого периода информацию, размещенную в ЕИС, обязаны проверять контрольные органы по части 5 статьи 99 закона №44-ФЗ, — контроль казначейства официально вступил в силу 01.01.2018 —- для федеральных заказчиков, 01.01.2019 — для субъектовых и муниципальных заказчиков.
В настоящее время по ч. 5 ст. 99 проводится глазной контроль в части проверки:
- непревышения объема финансирования в плане-графике над доведенными до заказчика лимитами бюджетных обязательств, показателями ПФХД или выделенными субсидиями. Проверка проводится отдельно по каждому КБК, КВР или в рамках целевой статьи;
- закупок, содержащих гостайну (плана-графика, условий проектов контрактов);
- извещений и иных документов для закрытых способов определения поставщика.
П. 14 правил контроля устанавливает срок проверки Минфином в ЕИС сведений, направленных заказчиком на проверку по ч. 5 ст. 99 44-ФЗ. Он составляет один рабочий день за исключением сведений, составляющих гостайну. Для них этот срок составляет три рабочих дня.
По итогам казначейской проверки заказчик получает уведомление о согласовании казначейством плана графика, извещений о закупках, протоколов определения поставщика, условий проектов контрактов или несоответствии, если контролеры не находят ошибок. Протокол несоответствия заказчик получает, когда информация не соответствует требованиям, установленным частью 5 статьи 99 44-ФЗ. В протоколе указываются выявленные нарушения.
С 2021 года для заказчиков установлен минимальный объем закупок российских товаров
Документы: постановления Правительства РФ от 03.12.2020 № 2013 и . Дата вступления в силу — 01.01.2021.
Нововведения касаются заказчиков как по 44-ФЗ, так и по 223-ФЗ. В том и в другом случае Правительством РФ установлена минимальная обязательная доля закупок российских товаров.
Рассмотрим изменения для каждого из специалистов подробнее.
- Для заказчиков по 44-ФЗ.
Для осуществления заказчиком в соответствии с 44-ФЗ минимальной доли закупок учитываются товары, происходящие из государств — членов Евразийского экономического союза (п. 2 Постановления Правительства РФ от 03.12.2020 № 2014).
Приложением к Постановлению Правительства РФ от 03.12.2020 № 2014 предусмотрен перечень товаров, для каждой позиции которого определена минимальная доля российских товаров на 2021, 2022 и 2023 годы.
Пунктом 3 Постановления Правительства РФ от 03.12.2020 № 2014 предусмотрены особенности определения НМЦК для цели достижения минимальной доли закупок.
По итогам года заказчикам будет необходимо составить отчет об объеме закупок в соответствии с минимальной долей российских товаров, который формируется автоматически в единой информационной системе не позднее 1 февраля года, следующего за отчетным. Так, отчет за 2021 год заказчики будут обязаны подготовить до 01.02.2022.
При этом до 1 апреля года, следующего за отчетным (до 01.04.2022), заказчик включает в отчет обоснование невозможности достижения им минимальной доли закупок (если по итогам отчетного года объем закупок российских товаров составляет менее размера минимальной доли закупок) и подписывает отчет усиленной квалифицированной электронной подписью. Размещение отчета осуществляется автоматически в течение одного часа с момента его подписания.
Оценивать исполнение заказчиком обязанности по достижению минимальной обязательной доли закупок российских товаров предстоит Минпромторгу России до 30 апреля года, следующего за отчетным (п. 5 Постановления Правительства РФ от 03.12.2020 № 2014).
Обращаем ваше внимание на то, что Постановление Правительства РФ от 03.12.2020 № 2014 применяется в закупках, при осуществлении которых устанавливаются ограничения допуска товаров, происходящих из иностранных государств (п. 1 Постановления Правительства РФ от 03.12.2020 № 2014). Механизм ограничения допуска иностранных товаров работает по правилу «третий лишний», которое заключается в отказе иностранным товарам при наличии двух российских товаров с разными производителями
Механизм ограничения допуска иностранных товаров работает по правилу «третий лишний», которое заключается в отказе иностранным товарам при наличии двух российских товаров с разными производителями.
Таким образом, ограничения допуска, в силу самого механизма их действия, не могут быть применены при закупках у единственного поставщика и, следовательно, на них не распространяются.
Суммируя изложенное, положения Постановления Правительства РФ от 03.12.2020 № 2014 распространяют свое действие только при осуществлении конкурентных закупок.
2. Для заказчиков по 223-ФЗ.
Согласно п. 2 Постановления Правительства РФ от 03.12.2020 № 2013 товар российского происхождения должен быть включен:
— в реестр российской промышленной продукции;
— в единый реестр российской радиоэлектронной продукции.
Приложением к Постановлению Правительства РФ от 03.12.2020 № 2013 предусмотрен перечень российских товаров, в который всего вошел 251 товар (товары легкой и автомобильной промышленности, радиоэлектронная продукция, медицинское оборудование и др.).
Для каждой позиции перечня определена минимальная доля в процентном отношении к объему закупок товаров (в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг) соответствующего вида, осуществленных заказчиком в отчетном году.
Например, меньше всего заказчики будут осуществлять закупку частей и комплектующих коммуникационного оборудования (0% на 2021 год, 1% на 2022 год и 1% с 2023 года). В основном минимальная доля закупок высока и варьируется в пределах 50–90%.