Статья 175. порядок обращения с ходатайством и направления представления об освобождении от отбывания наказания или о замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания
Содержание:
- Структура документа
- Другой комментарий к статье 92 Уголовно-исполнительного Кодекса РФ
- Другой комментарий к статье 40 УИК РФ
- Назначение документа
- Комментарий к Ст. 188 Уголовно-исполнительного кодекса РФ
- Комментарий к Ст. 12 Уголовно-исполнительного кодекса РФ
- Другой комментарий к статье 100 Уголовно-исполнительного Кодекса РФ
- Комментарий к Ст. 90 Уголовно-исполнительного кодекса РФ
- Комментарий к статье 42 УИК РФ
- Основные обязанности кодекса
Структура документа
Данный кодекс подразделён на две части: общую и особенную,
при этом вторая занимает значительно больше места.
Общая часть
Общая
часть , состоящая из 1 раздела, 3 глав, 25 статей, определяет функции данной
отрасли и принципы. Ниже дадим краткую характеристику каждой главе.
Первая
глава состоит из 9 статей, в которых формулируются цели, задачи, принципы документов,
определяющих работу системы исполнения наказания, также даётся их структура и соотношение с
международным правом.
Во второй главе в 6 статьях приводится
перечень обязанностей и прав приговорённых лиц, а также прописаны гарантии со стороны
государства, включающие обеспечение индивидуальной безопасности, свободы совести, реализацию
осуществления религиозных культов, возможность обращений (в письменном и устном виде) осуждённых
к администрации, в прокуратуру и другие ведомства.
В третьей
главе в 10 статьях даётся полный обзор организаций, приводящих приговор суда в
исполнение, начиная от штрафа и заканчивая лишением свободы до конца жизни, а также прописано
какие государственные и общественные структуры могут осуществлять надзор за деятельностью
органов исполнительной системы и как это происходит. Главным в этой главе является то, чтобы
ведомства, реализующие наказания, чётко соблюдали свои инструкции и были гуманными к лицам,
подверженным к приговору суда.
Особенная часть
Особенная
часть посвящёна правилам реализации уголовных наказаний и принципам
порядка. Она намного больше общей и включает в себя 7 разделов, 22 главы, 179
статей, в которых описаны различные меры пресечения для лиц, подвергшихся судебному приговору.
Чему посвящён каждый раздел, рассмотрим далее.
Во втором разделе рассматриваются меры пресечения, которые не лишают реальной свободы. К
таковым относятся: денежные взыскания (штрафы), обязательные, исправительные и принудительные
работы, снятие с конкретной должности и лишение званий, чинов, наград, а также ограничения
возможности передвижения.
Внимание! В этой редакции документа утратили силу почти все статьи из глав и , а также статья
41 из главы
7.
Раздел три говорит об аресте
и о том, что с ним связано (меры, порядок, условия).
В четвёртом разделе описывается, как происходит реализация мер пресечения в виде изоляции от общества: места
пребывания осуждённого в момент изоляции от социума и виды учреждений, порядок отбывания,
работа, профессиональное образование, медицинское обеспечение, принципы наказаний в колониях
разных режимов, в том числе и в воспитательных, система поощрений и штрафов, психологическая
поддержка при адаптации.
Пятый
раздел посвящён тому, какие виды наказаний могут быть применены к военнослужащим,
нарушившим закон, а также, как, где и в каких условиях они реализуются, какие могут быть
стимулирующие меры.
Шестой
раздел описывает, в каких случаях возможно досрочное освобождение лиц или смягчение
приговора, а также какую могут получить помощь люди, отбывшие наказание, при устройстве на
работу, кроме того прописаны меры помощи в бытовой и социальной сфере, и методы контроля за
освободившимися лицами.
В седьмом разделе говорится о смертной казни – порядок её реализации, а также какие общие и правовые положения
лежат в основе этой меры пресечения.
Восьмой, завершающий раздел, посвящён лицам, осуждённым условно – в нём говорится о принципах проведения контроля за ними:
определяется ведомство исполняющее наблюдение и методы, которые оно может использовать, порядок,
по которому исчисляется срок, ответственность осужденных.
Другой комментарий к статье 92 Уголовно-исполнительного Кодекса РФ
1
Комментируемая статья закрепляет важное право осужденных по поддержанию контактов с родственниками и иными лицами в форме ведения телефонных разговоров, причем без ограничения их количества. Осужденные достаточно заинтересованно относятся к подобного рода контактам
Реализация этого права зависит от технических возможностей ИУ, а они во многом зависят от месторасположения ИУ. В случае отсутствия технических возможностей администрация ИУ может ограничить количество телефонных разговоров до шести в год.
Телефонные разговоры осуществляются по письменному заявлению осужденных и под выборочным контролем администрации ИУ. Оплата междугородных телефонных переговоров осуществляется осужденными, родственниками или иными лицами по действующим тарифам. Разговор, в случае его контроля со стороны администрации ИУ, может быть прерван, если разговаривающие стороны нарушают установленные требования (как при краткосрочных свиданиях) общения после предупреждения о недопустимости подобных нарушений.
2. Продолжительность каждого телефонного разговора не должна превышать 15 минут. По прибытии в ИУ, а также при наличии исключительных личных обстоятельств осужденному по его просьбе предоставляется телефонный разговор.
Порядок организации телефонных разговоров определяется федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится ИУ. Телефонные разговоры осужденных фактически возможны только по их инициативе и только из ИУ либо при помощи предварительного заказа разговора со стороны родственников и иных лиц с тем, чтобы осужденного можно было заранее предупредить о предстоящем разговоре и он смог бы своевременно прибыть на переговорный пункт.
3. Комментируемая статья вводит существенное ограничение для осужденных, находящихся в строгих условиях отбывания наказания, а также отбывающих меру взыскания в ШИЗО, ДИЗО, ПКТ, ЕПКТ и одиночных камерах. Этим категориям осужденных телефонные разговоры могут быть предоставлены лишь при исключительных личных обстоятельствах. Телефонные разговоры между осужденными родственниками, содержащимися в ИУ, могут быть разрешены лишь в исключительных случаях начальником ИУ, в котором отбывает один из претендентов на такой разговор.
Другой комментарий к статье 40 УИК РФ
1, 5. Комментируемая статья регламентирует условия отбывания наказания в виде исправительных работ. Прежде всего, в ней в общей форме регламентируется обязанность осужденных соблюдать порядок и условия отбывания наказания, добросовестно относиться к труду, являться по вызову в уголовно-исполнительную инспекцию. Это означает, что осужденный должен своевременно приступить к работе, выполнять там правила внутреннего распорядка, не прогуливать, не опаздывать и т.п. Специально указывается на обязанность являться по вызову инспекции. Инспекция может вызвать осужденного для получения его объяснений по поводу каких-либо допущенных нарушений, неявки на работу, в связи с необходимостью направить его на другое место работы и т.д.
Наконец, одной из важных обязанностей осужденного является сообщение в течение 10 дней в уголовно-исполнительную инспекцию о перемене места работы и места жительства. Поскольку инспекция осуществляет контроль за осужденным, она должна знать, где он живет и работает.
2. Помимо этого, в комментируемой статье перечислены правоограничения, вытекающие из самого факта отбывания данного наказания.
Наиболее существенными являются удержания из установленной приговором суда части заработка осужденного (от 5 до 20%). Порядок производства удержания детализирован в ст. 44 УИК РФ и будет рассмотрен при комментировании этой статьи.
3 — 4. Несмотря на то что осужденный направляется на работу строго по указанию уголовно-исполнительной инспекции, закон в принципе не запрещает ему изменить место работы. Поскольку исправительные работы применяются к тем, кто не имеет основного места работы, основной задачей на первоначальном этапе должно считаться трудоустройство осужденного и приобщение его к трудовой деятельности. Тем более что осужденный не вправе отказаться от предложенной ему работы. Такая работа определяется наличием вакансий в момент поступления из суда приговора, вступившего в законную силу. Вместе с тем общеизвестно, что квалифицированная работа с большим заработком будет иметь большее воспитательное значение. Поэтому закон разрешает осужденному изменить место работы, но это делается уже под контролем уголовно-исполнительной инспекции.
Увольнение по собственному желанию допускается по письменному разрешению уголовно-исполнительной инспекции, которая обязана проверить обоснованность причин увольнения. Таковыми могут быть: переход на работу по специальности, более высокий заработок, приближение к месту жительства и т.п. Если инспекция придет к выводу, что причина увольнения обоснованна, она дает разрешение.
Поскольку уголовно-исполнительная инспекция заинтересована в исправлении осужденного, она старается удовлетворить обоснованные просьбы осужденных. Если же из обстоятельств дела видно, что увольнение направлено на уклонение от работы и осужденный тем самым пытается уклониться от отбывания наказания — инспекция отказывает в разрешении на увольнение.
Такой отказ может быть обжалован в вышестоящий орган ФСИН России, в прокуратуру или в суд.
6. Еще одно правоограничение осужденного заключается в сокращении ежегодного оплачиваемого отпуска, предоставляемого администрацией организации, в которой работает осужденный. Как известно, ст. 115 ТК РФ определено, что работникам предоставляется ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью 28 календарных дней. Часть 6 комментируемой статьи устанавливает для осужденных к исправительным работам такой отпуск продолжительностью в 18 рабочих дней, причем время отпуска должно быть согласовано с уголовно-исполнительной инспекцией. При этом другие отпуска предоставляются на общих основаниях (ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска предоставляются работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, работникам, имеющим особый характер работы, работникам с ненормированным рабочим днем, работникам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами, — ст. 116 ТК РФ). Сохранение дополнительных отпусков связано с их предоставлением для поддержания здоровья работника. Поэтому уголовно-исполнительное законодательство их сокращать не считает нужным.
Назначение документа
В УИК чётко разработаны и сформулированы все функции данной отрасли законоположения. Государство,
благодаря этому документу, строго контролирует ведомства, исполняющие
наказания, основным параметром которых является поднятие планки морально-нравственного строя
осужденных и предотвращение новых нарушений закона (надзор за людьми, входящими в зону риска,
проведение оперативных мероприятий, разработка системы «бонусов» и взысканий).
Закон разрабатывался на длительное время и излагает в структурированном виде правовые принципы,
определяющие общий механизм реализации мер, вынесенных судом. И это доведено до глубокой степени
совершенства, представляющей свод нормативных предписаний, пропитанного чёткими
подходами, обобщениями, правилами.
Комментарий к Ст. 188 Уголовно-исполнительного кодекса РФ
1. В большинстве случаев постановка на учет осуществляется на основании документов, поступивших непосредственно из суда. Часть 1 ст. 393 УПК РФ устанавливает, что обращение к исполнению приговора, определения, постановления суда возлагается на суд, постановивший приговор. Судья или председатель суда высылает в соответствующий орган в УИИ по месту жительства осужденного распоряжение об исполнении приговора, а также копию приговора.
2. На условно осужденного в УИИ заводится личное дело, в котором отражаются сведения о поведении и отношении условно осужденного к выполнению возложенных на него судом обязанностей, его связях и т.п.
В личном деле условно осужденного содержатся следующие документы:
— приговор суда, а также определение суда, в соответствии с которыми назначено условное осуждение;
— справка суда о вступлении приговора в законную силу и распоряжение о его исполнении;
— копия извещения, направленного в суд, а также в военный комиссариат (в отношении военнообязанных) о принятии приговора к исполнению;
— документ о ежеквартальных проверках осужденного по учету административных правонарушений;
— справка о проведении первоначальной беседы с осужденным при постановке его на учет;
— рапорты участковых инспекторов милиции, справки о проверке поведения осужденного по месту жительства;
— материалы о допущенных осужденным нарушениях общественного порядка, возложенных обязанностей, принятых в связи с этим мерах;
— материалы о розыске осужденного, уклоняющегося от контроля;
— рапорт о снятии осужденного с учета в связи с истечением испытательного срока;
— определение суда об отмене условного осуждения и направлении лица для отбывания наказания, назначенного приговором;
— документы о снятии осужденного с учета по иным основаниям;
— иные документы и сведения.
3. На условно осужденного судом может быть возложено исполнение ряда обязанностей:
— не менять постоянного места жительства, работы, учебы без уведомления УИИ;
— не посещать определенных мест;
— пройти курс лечения от алкоголизма, наркомании, токсикомании или венерического заболевания;
— материально поддерживать семью и др.
Уголовно-исполнительные инспекции обязаны обеспечить соблюдение осужденными указанных выше обязанностей.
4. Согласно подп. «б» п. 3 ст. 23 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» на военную службу не может быть призван гражданин, имеющий неснятую или непогашенную судимость за совершение преступления. Указанное требование распространяется и на условно осужденных, так как условно осужденный считается лицом, имеющим судимость, до окончания испытательного срока.
Однако все же существует вероятность призыва на военную службу лица, осужденного за совершение преступления к наказанию, которое суд постановил считать условным. В этом случае на время службы в Вооруженных Силах РФ весь комплекс воспитательных мероприятий, а также соблюдение требований приговора суда в отношении условно осужденного в полном объеме осуществляется командованием соответствующей воинской части.
5. В целях обеспечения контроля за поведением условно осужденного законом закрепляется обязанность осужденных отчитываться перед УИИ либо командованием воинской части о своем поведении, исполнении возложенных на них судом обязанностей, являться по вызову в УИИ.
Если осужденные нарушают эти обязанности и не являются в УИИ без уважительных причин, к ним может быть применен привод, т.е. принудительное доставление в УИИ.
Комментарий к Ст. 12 Уголовно-исполнительного кодекса РФ
1. Комментируемая статья наделяет осужденных комплексом прав, вытекающих из Конституции РФ.
В качестве прав осужденных названы:
1) право получать информацию о своих правах и обязанностях;
2) право получать информацию о порядке и условиях отбывания наказания;
3) право на вежливое обращение со стороны персонала учреждения, исполняющего наказания;
4) право обращаться с предложениями, заявлениями и жалобами о защите своих прав и свобод.
Субъектами рассмотрения обращений осужденных определены:
а) администрации учреждения или органа, исполняющего наказания;
б) вышестоящие органы управления учреждениями и органами, исполняющими наказания;
в) суд;
г) органы прокуратуры;
д) органы государственной власти;
е) органы местного самоуправления;
ж) общественные объединения;
з) межгосударственные органы;
5) право осужденных — иностранных граждан и лиц без гражданства давать объяснения и вести переписку, а также обращаться с предложениями, заявлениями и жалобами на родном языке или на любом другом языке, которым они владеют, а в необходимых случаях пользоваться услугами переводчика;
6) право осужденных к наказаниям, не связанным с изоляцией от общества, на обеспечение медицинской помощью в обычных условиях деятельности органов здравоохранения и на равных условиях с другими гражданами;
7) право осужденных к лишению свободы на психологическую помощь, оказываемую сотрудниками психологической службы исправительного учреждения и иными лицами, имеющими право на оказание такой помощи;
8) право на социальное обеспечение, в том числе на получение пенсий и социальных пособий, в соответствии с законодательством РФ;
9) право пользоваться услугами адвокатов, а также иных лиц, имеющих право на оказание такой помощи;
10) право осужденных к аресту или лишению свободы — иностранных граждан поддерживать связь с дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями своих государств в Российской Федерации, а граждан государств, не имеющих дипломатических представительств и консульских учреждений в Российской Федерации, — с дипломатическими представительствами государств, взявших на себя охрану их интересов, или с межгосударственными органами, занимающимися защитой указанных осужденных;
11) право осужденных — граждан РФ давать объяснения, вести переписку, а также обращаться с предложениями, заявлениями и жалобами на государственном языке Российской Федерации либо по их желанию на государственном языке субъекта РФ по месту отбывания наказания;
12) право осужденных к наказаниям, связанным с изоляцией от общества, а также с ограничением свободы, на охрану здоровья, включая получение первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических или стационарных условиях в зависимости от медицинского заключения.
2. Комментируемая статья содержит юридические гарантии и условия обеспечения указанных выше прав осужденных, которые заключаются в следующем:
— на администрацию учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, возлагается обязанность довести указанную информацию до осужденных, а также ознакомить их с изменениями порядка и условий отбывания наказания;
— социальное обеспечение осужденных осуществляется на общих основаниях в соответствии с законодательством РФ;
— осужденные не должны подвергаться жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или взысканию;
— к осужденным могут быть применены меры принуждения, но не иначе как на основании закона. В отношении осужденных могут быть применены физическая сила, специальные средства и огнестрельное оружие;
— осужденные не могут быть подвергнуты медицинским и иным опытам, которые ставят под угрозу их жизнь и здоровье, даже при их согласии;
— межгосударственными органами по защите прав и свобод человека являются специализированные учреждения ООН, Совета Европы;
— ответы осужденным на подаваемые ими жалобы даются на языке обращения. В случае отсутствия возможности дать ответ на языке обращения он дается на государственном языке Российской Федерации с переводом ответа на язык обращения, обеспечиваемым учреждением или органом, исполняющим наказания.
Другой комментарий к статье 100 Уголовно-исполнительного Кодекса РФ
1. В ИУ, предназначенных для отбывания наказания осужденными женщинами, образуются дома ребенка, которые представляют собой своеобразные детские учреждения со своим специальным штатом, включающим кухню, готовящую питание для детей. Дома ребенка выгораживаются в отдельную зону на территории ИУ, соответствующим образом оборудуются, вплоть до создания игровых комнат, комплектуются музыкальными инструментами, детской одеждой, игрушками и всем необходимым для детей младшего возраста.
2. В домах ребенка дети могут находиться с момента рождения и до достижения ими трех лет. Если ребенку, содержащемуся в доме ребенка ИУ, исполнилось три года, а матери до окончания срока отбывания наказания осталось не более года, администрация ИУ может продлить время пребывания ребенка в доме ребенка до дня окончания срока отбывания наказания матерью.
Матери посещают своих детей в свободное от работы время, общаются с ними без ограничения (кроме санитарных и медицинских противопоказаний). Если позволяют условия дома ребенка, то матерям может быть разрешено совместное проживание со своими детьми.
По достижении детьми трехлетнего возраста (а по желанию осужденных женщин и раньше этого срока) они могут быть переданы родственникам или по решению органов опеки и попечительства иным лицам либо направлены в соответствующие детские учреждения. Для устройства своих детей женщинам предоставляется возможность выехать к родственникам и близким.
3. Осужденные беременные женщины и осужденные кормящие матери могут получать без ограничений продовольственные посылки и передачи (в том числе в количестве и ассортименте, определяемых медицинским заключением). Осужденные беременные женщины, осужденные женщины во время родов и в послеродовой период имеют право на специализированную медицинскую помощь.
Комментарий к Ст. 90 Уголовно-исполнительного кодекса РФ
1. Осужденные к лишению свободы имеют право на получение посылок, передач, бандеролей.
Количество посылок, передач и бандеролей, как правило, зависит от вида исправительного учреждения и условий отбывания данного вида наказания и определяется ст. 121, 123, 125, 131 и 133 УИК РФ. Однако регламентация количества посылок, передач и бандеролей не касается осужденных женщин и лиц, содержащихся в воспитательных колониях.
Кроме того, посылки, передачи и бандероли с лекарственными средствами и предметами медицинского назначения, получаемые осужденными в соответствии с медицинским заключением, не включаются в установленное законом количество. Они направляются в медицинскую часть исправительного учреждения для лечения соответствующих осужденных.
Первую посылку, передачу и бандероль лицо, отбывающее наказание, вправе получить сразу же по прибытии в исправительное учреждение.
Посылки, передачи и бандероли подвергаются досмотру.
В соответствии с медицинским заключением больные осужденные, осужденные, являющиеся инвалидами I или II группы, могут получать дополнительные посылки и передачи в необходимых количествах и ассортименте.
Не засчитывается в счет очередной посылка или передача с одеждой и обувью для осужденного, получаемая за месяц до его освобождения. Она хранится на складе и выдается в день освобождения.
Бандероли, полученные по заказу осужденного из книготорговой сети, также не засчитываются в счет очередных.
Максимальный вес одной посылки или бандероли определяется почтовыми правилами. Вес одной передачи не должен превышать установленный вес одной посылки.
2. Порядок получения осужденными посылок, передач и бандеролей регулируется Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений. Вскрытие и досмотр содержимого посылок, передач и бандеролей производит сотрудник службы безопасности в присутствии осужденного. Обнаруженные запрещенные предметы изымаются и в зависимости от их характера уничтожаются или передаются на хранение.
Перечень и вес вложений посылок, передач и бандеролей регистрируются в специальном журнале. После этого они выдаются осужденному под расписку.
Периодичность получения посылок, передач и бандеролей определяется формулой, устанавливающей период, равный частному от деления 12 месяцев на общее количество посылок, передач и бандеролей, полагающихся осужденному в год.
Родственникам осужденных или иным лицам, прибывшим в исправительное учреждение, администрация разъясняет, что вместо положенных посылок, передач, бандеролей они имеют возможность приобрести через магазин исправительного учреждения продукты питания и предметы первой необходимости в целях последующей передачи осужденным.
В этом случае указанные лица подают заявление, в котором перечисляют количество и вес продуктов питания и предметов первой необходимости для передачи осужденным, и оплачивают их стоимость. После получения осужденными таких передач первые экземпляры заявлений вручаются лицам, оплатившим эти передачи, а вторые приобщаются к личному делу.
3. Посылки осужденным, содержащимся в штрафных изоляторах, вручаются после отбытия меры взыскания. Администрация исправительного учреждения обеспечивает сохранность вложений посылок, передач и бандеролей, однако при естественной порче этих вложений в силу длительного хранения ответственности не несет. В таких случаях выдача продуктов питания из длительно хранящихся посылок, передач и бандеролей производится под контролем медработника.
4. Между предыдущей и последующей посылками, передачами и бандеролями выдерживается период, равный частному от деления 12 месяцев на общее количество посылок (передач и бандеролей), полагающихся осужденному в год (без учета полученных в порядке поощрения). При переводе осужденного из одних условий содержания в другие периодичность получения следующих посылок, передач, бандеролей исчисляется от даты получения последней на предыдущих условиях содержания.
5. Осужденные могут по заявлению за счет собственных средств отправлять родственникам и иным лицам посылки и бандероли с продуктами питания и предметами первой необходимости, приобретенными в магазине исправительного учреждения, а также предметы и вещи, находящиеся в личном пользовании или хранящиеся на складе. Досмотр таких отправлений производится представителями администрации в присутствии осужденного.
Комментарий к статье 42 УИК РФ
1. Исчисление срока исправительных работ осуществляется в годах и месяцах, при необходимости учитываются также дни. По вступлении приговора в законную силу суд направляет в уголовно-исполнительную инспекцию по месту жительства осужденного две копии приговора и предписание об исполнении приговора. Уголовно-исполнительная инспекция вызывает осужденного, проводит с ним профилактическую беседу, разъясняет порядок и условия отбывания наказания и направляет его на работу.
2. Течение срока отбывания наказания начинается со дня, когда осужденный приступил к работе там, куда он был направлен, и из его заработка начали производиться удержания.
При исчислении срока отбывания наказания следует иметь в виду, что осужденный должен отработать в течение месяца не меньше числа рабочих дней, приходящихся на каждый месяц в соответствии с установленным графиком работы. Если он проработал в данном месяце большее количество рабочих дней, то все равно в срок отбывания наказания засчитывается один месяц, но из заработка за дни, проработанные сверх нормы, удержания по приговору суда не производятся. Если же отработанное количество рабочих дней меньше установленного и нет оснований для включения недостающих дней в срок наказания, то этот срок продляется. Поэтому фактический календарный срок не может быть меньше назначенного, но может превышать назначенный судом срок наказания.
3. Какое же время засчитывается в срок отбывания наказания в виде исправительных работ, кроме тех дней, когда осужденный работал и из его заработка производились удержания? Прежде всего засчитываются дни, когда он не работал по уважительным причинам и получал заработную плату <1>. Это касается времени отпуска — основного и дополнительного, исполнения государственных или общественных обязанностей (например, обязанностей свидетеля, вызванного к следователю или в суд по другому делу), периода болезни, ухода за больным. Засчитывается также время, в течение которого осужденный официально был признан безработным. Естественно, что все указанные обстоятельства должны быть подтверждены соответствующими документами.
———————————
<1> В ч. 3 ст. 42 УИК РФ, по-видимому, содержится опечатка, допущенная законодателем. Следует читать, что время, в течение которого осужденный не работал по уважительным причинам, в срок наказания засчитывается. Сопоставление ч. 3 ст. 42 УИК РФ с другими частями этой статьи подтверждает этот вывод. К тому же на рассмотрение Государственной Думы внесен проект закона с исправлением этой опечатки (законопроект N 222001-4). Надеемся, что указанный законопроект скоро обретет силу закона.
Время, проведенное под стражей по данному делу, засчитывается из расчета один день пребывания под стражей за три дня исправительных работ.
4. При длительной (свыше четырех месяцев) болезни осужденный имеет право поставить перед судом вопрос о предоставлении ему отсрочки исполнения приговора в соответствии со ст. 398 УПК РФ или об освобождении от наказания в соответствии со ст. 81 УК РФ, если для этого имеются законные основания.
5. Если во время отбывания наказания у осужденной женщины обнаружится беременность, она вправе обратиться в суд в просьбой о предоставлении ей отсрочки отбывания наказания в соответствии со ст. 82 УК РФ до достижения младшим ребенком 14-летнего возраста.
6. В случаях, когда осужденный работает в организации, где применяется суммарный учет рабочего времени, срок наказания исчисляется исходя из продолжительности рабочего времени за учетный период, не превышающий установленного количества рабочих часов.
7. Не засчитывается в срок отбывания наказания время болезни, вызванной опьянением или действиями, связанными с опьянением, а также время отбывания административного взыскания в виде ареста или исправительных работ либо время заключения под стражу в порядке меры пресечения по другому делу.
Основные обязанности кодекса
Главной идей, которой пронизано всё уголовно-исполнительное законодательство,
является исправление лиц, преступивших черту закона, и предотвращение новых нарушений
как осуждёнными, так и другими лицами, что определено в части 1 статьи
1 уголовно-исполнительного кодекса РФ.
В отличие от кодекса, действовавшего в советском союзе, современный документ несколько
отличается. Основная задача, благодаря новому УИК, стала достигаться на этапе назначения меры
пресечения, когда учитывая картину опасности преступления и психологический характер личности,
рассматривается вопрос о виде карательной меры, количестве срока либо об использовании гуманного
акта.
Важно. Основной целью системы в отрасли
законодательства является полное исправление личности, совершившей преступление
В доктрине
уголовного права главное место занимает мнение: если человек после карательной меры не
перешагивает линию закона, то задача УИК считается достигнутой.
Достижение этой задачи всегда разное, потому что методы исправления для каждого лица, получившего
приговор, всегда индивидуальные. Главное – добиться совершенствования
морально-нравственного строя индивидуума, сформировать в нём социально полезные
взгляды.
Цели УИК достигаются путем решения конкретных задач. В части 2 статьи
1 трактуются основные:
- осуществление порядка и условий исполнения и отбывания приговора: она является главной в
уголовно-исполнительном законодательстве. В главах особенной части прописано как о порядке
исполнения, так и порядке отбывания отдельных видов уголовного наказания. Порядок исполнения
предписан учреждению, который его реализует, порядок отбывания – привлеченному лицу, который
его отбывает. - назначение средств позволяет хорошо ориентироваться участникам правоотношений
правоприменительной деятельности, совершенствовать моральные нормы приговоренных. - оказание психологической и социальной поддержки в социальной адаптации лиц, лишенных свободы
– эти нормы призваны позитивно воздействовать на осуждённого и формировать в нём навыки и
умения, которые понадобятся ему в обществе после возвращения из его вынужденной изоляции.
Получение профессии поможет ему после срока отбывания устроиться на работу, для этого в
колониях есть промышленная зона, где осуждённый может приобрести определенные навыки,
которые могут понадобиться ему после освобождения. - охрана прав и интересов осужденных – выработаны и закреплены в законодательстве правовые
нормы, посредством которых производится охрана прав лиц, отбывающих наказание. В конституции
РФ выработан механизм, благодаря которому ведется контроль за жизнедеятельностью колоний и
жизнью людей, отбывающих там наказание. - надзор за тем, чтобы в сторону осужденных администрация не применяла действия
насильственного характера – выработаны специальные нормы, которые позволяют вести контроль
за учреждениями, призванными реализовывать исправление осужденных. Например, специальные
ведомства организуют комиссии, которые осуществляют проверку мест изоляции осужденных.
Таким образом, старый УИК был доработан и усовершенствован в новый, что
облегчило задачу в достижении главной цели для государства – уменьшить преступность в стране,
добиться для лиц, которые отбывают наказание более гуманных условий со стороны администрации,
укрепить в них позитивный настрой, усовершенствовать в них морально-нравственное воспитание, что
способствовало бы их перевоспитанию.
Так же вести за ведомствами, осуществляющими исполнение наказания, контроль, чтобы сами учреждения не несли опасности для тех, кто в них отбывает наказание. Под опасностью
кроется такое понимание как пытки, избиения, ущемления в правах, не соблюдение интересов
осужденных, что в итоге является не соблюдением интересов самого государства, целями и
задачами которого является постройка правового общества.