Федеральный закон от 19.06.2004 n 53-фз

Общие положения

Закон о воинской обязанности и военной службе в РФ был принят Государственной Думой 6 марта 1998 года, а одобрен Советом Федераций 12 марта того же года. Последние изменения в ФЗ 53 были внесены 26 июля 2017 года. Он имеет 9 разделов и 65 статей.

Краткое содержание закона:

  • В первом разделе описаны общие положения закона. Права и обязанности должностных лиц, что такое воинская обязанность и военная служба, какие мероприятия проходят для поступления и исполнения обязательств, чем обеспечиваются поступившие на службу граждане и какую несут ответственность за отказ;
  • Во втором разделе описан учет, на который становятся лица и их обязанности;
  • В разделе номер три подробно описана подготовка каждого лица к военной службе. Виды спорта, перечень программ для подготовки, описание этих программ, процедуры получения образования и каким образом государственные органы участвуют в подготовке граждан к военной службе;
  • В четвертом описаны сроки, способы и процедура призыва. Перечислены обязанности граждан, получивших повестку, перечень комиссии по призыву, причины и процедура отсрочки или освобождения от военной службы граждан;
  • В пятой г. описана система поступления на службу по контракту. Требования к кандидатам, процедура и форма заявления;
  • В главе шесть прописан процесс прохождения военной службы, сроки, форма, присяга, перечень должностей, составы и звания, как могут лишить, восстановить или понизить в звании;
  • В седьмой описан порядок и процедура увольнения или отстранения;
  • В восьмом разделе описана система, должности и состав Запаса Вооруженных Сил Российской Федерации, ФСБ (подробности о законе про ФСБ тут:) и Службы внешней разведки РФ;
  • В девятом оформлены все дополнительные положения, условия, требования, звания, особенности и акты, не включенные в закон.

Воинской обязанностью каждого гражданина считается воинский учет, подготовка, призыв, прохождение службы и нахождение в запасе военных сил. Каждое лицо зачисляется в определенный государством орган и имеет свою должность.

Обязательная и добровольная подготовка граждан к воинской службе

Подготовка граждан к военной службе – это совокупность специальных мероприятий, которые проводятся органами государственной власти, учреждениями и организациями независимо от ведомственной подчиненности и форм собственности, должностными лицами, отвечающими за подготовку граждан к службе. Существует два вида подготовки: 

  • обязательная – предусматривает получение знаний в области обороны, медицинское обследование и освидетельствование, подготовку по основам военной службы и военно-патриотического воспитания (статья 11 Закона);
  • добровольная – предусматривает занятия военно-прикладными видами спорта, обучение по дополнительным образовательным программам, обучение студентов по программе офицеров запаса на военных кафедрах при образовательных учреждениях и т.д. (статья 17 Закона). 

Закон о службе срочников в горячих точках, за границей, в Сирии

С 9 января 2018 года вступили в силу последние поправки в ФЗ-53 (ст.38 и 51), согласно которым солдат-срочников могут отправлять на прохождение службы в горячие точки, за границу и в Сирию. Данное правило будет использовано в случае неблагоприятной ситуации для Российского государства, если имеется соответствующий приказ главнокомандующего.

Пока что участвовать в боевых операциях в горячих точках могут только те призывники, которые приняли решение заключить краткосрочные контракты. Они бывают продолжительностью от 1 до 12 месяцев. О продлении сроков пока речь не идет, на более длительные поездки могут рассчитывать только контрактники.

Изменения в законе о воинской обязанности

С 5 февраля 2018 года в ФЗ-53 внесен ряд корректировок. В частности, самым масштабным изменениям подверглись две статьи:

  1. Статья В нее добавлен пункт 2.1, в котором идет речь о том, что граждане, уволенные с обязательной службы независимо от причин, имеют право освобождения от воинских сборов на последующие 24 месяца. Однако если пользователь находится в мобилизационном запасе, уклониться от прохождения сборов он не сможет (новые правила призыва).
  2. Статья 8. Данный норматив, разрешающий организацию воинского учета, меняется не впервые. Согласно новым правилам, все жители РФ должны состоять на учете в специальном журнале. Для отдельных лиц данное требование необязательно (номер им не присваивается). Речь идет о заключенных, женщинах без воинского образования, освобожденных от призыва и граждан, проживающих и работающих за границей.

Отдельно указывается, что для осуществления первичного учета муниципальные структуры обязаны выполнить следующий порядок действий:

  • подача запроса во все компании и организации с целью получения информации для заполнения необходимых бумаг;
  • составление списка пригодных к прохождению воинской повинности;
  • приглашение всех граждан в учреждения для определения военных комиссариатов.

В свою очередь, чтобы провести правовой учет граждан муниципальные власти должны собирать, хранить и определять информацию воинского учета. Кроме того, требуется своевременно проводить операции по актуализации информации. Если были внесены какие-либо изменения, в течении 14 дней о них нужно уведомить комиссариат.

О повестке, вручении повестки в военкомат по закону

Законодательство говорит о призывниках, и вносит обязанность получать повестку под расписку из рук сотрудников военкомата или органов муниципальной власти. Вручение повестки проходит по месту регистрации (постоянного проживания) призывника, по месту учебы или на работе.

В повестке изложено, какие правовые последствия наступят для гражданина в случае игнорирования приглашения, а также обозначаются ключевые законодательные требования к призывнику. Госдума в настоящий момент рассматривает возможность отправлять повестки заказным письмом. Обновленный проект закона вступит в силу уже в 2019 году, если принятие одобрит Президент.

Когда призывают в армию, периоды, сроки призыва

Организация призывной кампании осуществляется в строго установленные сроки. На данный момент воинский призыв происходит в 2 этапа:

  1. Весенний призыв. Его принято осуществлять в весенний период, и длится с 1 апреля по 15 июня.
  2. Осенний призыв. Стартует в начале октября и завершается 31 декабря.

Для отдельных категорий граждан сроки призыва могут быть скорректированы. Речь идет о жителях районов Крайнего Севера, гражданах, занятых в сельскохозяйственных работах или проходящих обучение в образовательных учреждениях высшей категории.

Говоря о всеобщей призывной кампании нужно отметить, что срок службы в ВС РФ равен 12 месяцам в мирное время. Если имеется такое основание, как военное положение, или служба осуществляется за пределами территорий, находящихся под юрисдикцией российского Правительства, сроки могут быть увеличены.

Воинский учет

Воинской учет на территории РФ регламентирован статьями 8-10 Закона о воинской обязанности и военной службе. Воинский учет осуществляется по месту жительства граждан военными комиссариатами. Граждане РФ обязаны состоять на воинском учете, за исключением: 

  • граждан освобожденных от исполнения воинской обязанности в соответствии со статьей 23 Закона;
  • граждан, проходящих военную службу;
  • отбывающих наказание в виде лишения свободы;
  • граждан женского пола, не имеющих военно-учетной специальности;
  • граждан, постоянно проживающих за пределами РФ. 

Порядок воинского учета граждан определяется Законом о воинской обязанности и Положением о воинском учете, утвержденным Постановлением Правительства РФ. Первоначальная постановка на учет граждан мужского пола выполняется в период с 01 января по 31 марта в год достижения гражданином возраста 17 лет. Постановка на учет граждан женского пола осуществляется районным или городским военкоматом после приобретения данными лицами военно-учетной специальности. 
При осуществлении первичного воинского учета органы местного самоуправления поселений и городских округов вправе: 

  • запрашивать информацию, необходимую для занесения в документы воинского учета, у граждан и организаций;
  • вызывать граждан по вопросам воинского учета и оповещать о повестках военных комиссариатов;
  • определять порядок оповещения граждан о вызовах военных комиссаров;
  • формировать порядок приема граждан по вопросам воинского учета;
  • запрашивать у военных комиссаров разъяснение по вопросам первичного учета;
  • вносить в военные комиссариаты предложения о совершенствовании организации первичного воинского учета.

Важно! На граждан, поставленных на воинский учет, возлагаются определенные обязательства, в том числе являться по вызову военкома по вопросам воинского учета, сообщать в органы, ведущие воинский учет, об изменении своего места жительства, семейного положения, места работы и должности

Статья 4. Обязанности должностных лиц органов государственной власти и организаций по обеспечению исполнения гражданами воинской обязанности

1. Руководители, другие ответственные за военно-учетную работу должностные лица (работники) организаций обязаны:

оповещать граждан о вызовах (повестках) военных комиссариатов;

обеспечивать гражданам возможность своевременной явки по вызовам (повесткам) военных комиссариатов;

направлять в двухнедельный срок по запросам военных комиссариатов необходимые для занесения в документы воинского учета сведения о гражданах, поступающих на воинский учет, состоящих на воинском учете, а также не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете;

направлять в двухнедельный срок в военные комиссариаты сведения о случаях выявления граждан, не состоящих на воинском учете, но обязанных состоять на воинском учете;

вручать гражданам, не состоящим на воинском учете, но обязанным состоять на воинском учете, направление в военный комиссариат для постановки на воинский учет в соответствии с абзацами первым и третьим пункта 2 статьи 8 настоящего Федерального закона.

1.1. В случае, если руководитель государственных органа либо организации или муниципального органа уведомлен в письменной форме военным комиссариатом о вынесении в отношении гражданина, который замещает должность государственной службы или муниципальной службы в таких органе либо организации, заключения, указанного в пункте 1.1 статьи 28 настоящего Федерального закона, данный руководитель обязан уведомить в письменной форме военный комиссариат об увольнении этого гражданина с государственной службы или муниципальной службы в течение десяти дней со дня его увольнения.

2. Руководители организаций, осуществляющих эксплуатацию жилых помещений, должностные лица (работники) этих организаций, ответственные за военно-учетную работу, обязаны сообщать в двухнедельный срок в военные комиссариаты сведения об изменениях состава граждан, постоянно проживающих или пребывающих более трех месяцев, которые состоят на воинском учете или не состоят, но обязаны состоять на воинском учете.

3. Органы внутренних дел в пределах своей компетенции обязаны:

направлять в двухнедельный срок по запросам военных комиссариатов и пунктов отбора на военную службу по контракту необходимые для занесения в документы воинского учета сведения о гражданах, состоящих на воинском учете;

производить розыск и при наличии законных оснований осуществлять задержание граждан, уклоняющихся от воинского учета, призыва на военную службу или военные сборы, прохождения военной службы или военных сборов;

направлять в двухнедельный срок в военные комиссариаты сведения о случаях выявления граждан, не состоящих на воинском учете, но обязанных состоять на воинском учете, а также сведения о лицах, приобретших гражданство Российской Федерации и подлежащих постановке на воинский учет;

вручать гражданам, не состоящим на воинском учете, но обязанным состоять на воинском учете, направление в военный комиссариат для постановки на воинский учет по месту жительства или месту пребывания при осуществлении их регистрации по месту жительства или месту пребывания.

3.1. Утратил силу. — Федеральный закон от 03.07.2016 N 305-ФЗ.

4. Органы записи актов гражданского состояния обязаны в двухнедельный срок сообщать в военные комиссариаты сведения о внесении изменений в акты гражданского состояния граждан, состоящих на воинском учете или не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете.

5. Органы дознания и органы предварительного следствия обязаны в двухнедельный срок информировать военные комиссариаты о возбуждении или прекращении уголовных дел в отношении граждан, состоящих на воинском учете или не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете, либо о направлении указанных уголовных дел в суд.

6. Федеральные суды в двухнедельный срок сообщают в военные комиссариаты:

о возбуждении или прекращении ими уголовных дел в отношении граждан, состоящих на воинском учете или не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете;

о вступивших в законную силу приговорах в отношении граждан, состоящих на воинском учете или не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете, с направлением в военные комиссариаты воинских документов граждан, осужденных к обязательным работам, исправительным работам, ограничению свободы, аресту или лишению свободы.

7. Федеральные учреждения медико-социальной экспертизы обязаны в двухнедельный срок сообщать в военные комиссариаты сведения о признании инвалидами граждан, состоящих на воинском учете или не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector