Как отменить позицию или закупку в документах планирования

Изменения в 44-ФЗ с 1 июля 2021 года в таблице с комментариями

В этой статье мы поговорим обо всех важных правилах работы в контрактной системе, которые станут реальностью уже 1 июля 2021 года.

А чтобы вы могли сравнить прежние и грядущие правила работы мы изложили все важные изменения в закупках с 1 июля в табличной форме. По итогу форума-выставки «Госзаказ-2021. За честные закупки» разные ведомства инициировали поправки в 44-ФЗ и сопряженные постановления.

Некоторые инициативы уже приобрели форму законопроекта, некоторые только готовятся обрести письменный вид.

В таблице смотрите комментарии по каждому изменению.

Что случилось До 01.07.2021 Изменения 44-ФЗ с 01.07.2021 Появились новые объекты контроля в закупках Раньше юрлица, которые строили на бюджетные субсидии, не являясь госзаказчиками, не попадали под контроль и аудит по 44-ФЗ Теперь в контрактной системе новый субъект контроля. Организации, которые получают бюджетные средства для вложения в объекты капстроительства, тратят эти деньги по правилам контрактной системы.

Как отменить позицию в плане закупок

Для того чтобы отменить заказ в ПЗ, необходимо произвести отмену определенной его позиции. Редактировать или отменять можно только актуальные позиции в плане.

Для отмены позиции необходимо перейти во вкладку «Позиции плана закупок» (ППЗ) и выбрать пункт «Изменить», а затем подтвердить действие во всплывшем окне с подтверждением. ЕИС автоматически создает новую версию ППЗ, у которой отображается статус «Изменена».

Данная версия будет содержать сведения, аналогичные предыдущей версии ППЗ. Всю информацию можно просмотреть во вкладке «Общие сведения». Далее высветится вкладка «Обоснование внесения изменений». В ней заказчику необходимо указать причину, по которым производится корректировка позиции, выбрав ее из всплывающего списка. Далее необходимо установить отметку на пункте «Отмена закупки». После того, как «Отмена» будет установлена, в графе «Вынесенное решение» при публикации ПЗ данная позиция будет находиться в статусе «Отменена».

Как отменить: пошаговая инструкция для заказчика

Вот инструкция, как отменить аукцион в электронной форме по 44-ФЗ по решению заказчика в 2020 году.

Шаг 1. Определить необходимость отказа от проведения процедуры и зафиксировать причину, по которой проведение закупки нецелесообразно.

Шаг 2. Убедиться, что сроки позволяют это сделать (до конца приема заявок осталось не менее пяти дней). Если срок не позволяет отменить, то есть заказчики, которые сначала изменяют закупку, указывая разумную причину для этого. В ч. 6 ст. 63 указано, что решение о внесении изменений принимается не позднее чем за 2 дня до даты окончания подачи заявок. А срок подачи заявок продлевается не менее чем на семь дней — этого времени вполне достаточно, чтобы отменить закупку.

Шаг 3. Утвердить приказ об отмене аукциона по 44-ФЗ по решению заказчика (если такой документ составляется) и составить решение о заказе на основании этого приказа. Некоторые принимают только решение без предварительного приказа.

Шаг 4. Опубликовать извещение об отказе от проведения в ЕИС. Это делают в день принятия решения. А электронные площадки незамедлительно информируют поставщиков, которые уже подали заявки. Заказчики не открывают доступ к электронным предложениям, которые участники подали на процедуру, после публикации отменяющего документа в ЕИС.

Шаг 5. Исправить сведения в план-графике. Заказчик обязан сделать это не позднее следующего рабочего дня после даты принятия решения.

в каком органе нужно отменять аукцион?

Согласно ч. 1 ст. 105 ФЗ № 44 любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Расшифровка контрольного органа дается в ст. 99 ФЗ № 44, однако эта расшифровка весьма запутана, но в конечном итоге выходит, что подавать жалобу на проведение аукциона можно в Управление ФАС по соответствующему региону. Если же данный орган не удовлетворит требования заявителя, данное решение ФАС можно обжаловать в судебном порядке.

В какие сроки

Ст. 36 44-ФЗ устанавливает общие требования к порядку и срокам аннулирования: возможна отмена определения поставщика электронного аукциона не менее чем за пять дней до даты окончания подачи заявок.

Если при проведении электронного аукциона у заказчика возникла потребность отменить проведение аукциона, при этом срок подачи заявок уже закончился, то он вправе это сделать, только если возникли обстоятельства непреодолимой силы, то есть в чрезвычайных и непредотвратимых ситуациях (п. 3 ст. 401 ГК РФ).

А можно ли отменить аукцион по 44-ФЗ после окончания срока подачи заявок, если причина не попадает под условия чрезвычайности, — нет, это запрещено.

Как отменить закупку по 44-ФЗ или 223-ФЗ: пошаговая инструкция

Шаг № 1. Принятие решения заказчиком. Шаг № 2 . Документальное оформление такого решения. Необходимо составить приказ об исключении процедуры из .

Документ подписывает руководитель организации или уполномоченное лицо. Шаг № 3. Внесение в ЕИС. Сведения вносятся не позднее 3 рабочих дней после подписания приказа. Если лота отменен на стадии планирования и контрактной службой не была своевременно внесена информация в ЕИС, то, в соответствии со ст.

7.29.3, на виновных должностных лиц может быть наложен штраф в размере от 5000 до 30 000 руб. Если же информация уже была размещена в ЕИС, последовательность действий заказчика будет несколько иной.

Отмена закупки после размещения извещения

Если же информация уже была размещена в ЕИС, последовательность действий заказчика будет несколько иной.

Шаг № 1. Принятие решения. Снять госзакупку можно не позднее чем за 5 дней (для конкурсов и аукционов) или 2 дня (для запроса котировок) до окончания подачи заявок. Нарушение указанных сроков возможно при наступлении обстоятельств непреодолимой силы (стихийные бедствия, забастовки и другие чрезвычайные события, которые было невозможно предвидеть и предотвратить). При проведении запроса предложений отмена не допускается.

Шаг № 2. Документальное оформление решения: издание приказа.

Шаг № 3. Размещение информации в ЕИС в день принятия решения.

Шаг № 4. Незамедлительное доведение информации до участников, подавших заявки, если на конвертах с заявками были указаны контактные данные участника.

Шаг № 5. Возврат обеспечения заявок участникам. Денежные средства должны быть возвращены участникам в течение 5 рабочих дней с даты отмены тендера. Если закупка проводилась на электронной торговой площадке, разблокировку таких средств производит оператор площадки.

Шаг № 6. Внесение изменений в план-график не позднее 1 рабочего дня после отмены.

В случае нарушения заказчиком сроков размещения информации в ЕИС, предусмотрена ответственность в соответствии со ст. 7.30 КоАП. Кроме того, статьей 7.31.1 КоАП установлена ответственность за несвоевременный возврат обеспечения заявки. По общему правилу, заказчик не несет ответственности перед участниками за снятие лота, кроме случаев совершения недобросовестных действий, которые повлекли причинение убытков. К недобросовестным действиям можно, например, отнести нарушение сроков.

Причины дробления закупок

Назовем три причины, которые влияют на решение заказчика поделить контракт:

  1. Необходимо срочно закрыть потребность организации по приобретению каких-либо ТРУ. То есть поджимают сроки и на днях уже нужно получить конкретный результат. Допустим, образовательное учреждение должно закупить новогодние подарки на сумму 700 тыс. руб., и сделать это нужно до 31 декабря отчетного периода. Для ускорения процесса заказчик решает поделить этот контракт на два и не организовывать конкурентные торги.
  2. Для подготовки упрощенного пакета документации (при закупках с единственным поставщиком не нужно публиковать извещение и документы о мероприятии). Например, нужно произвести ремонт больницы на сумму 200 тыс. руб. Легче подготовить 2 контракта по 100 тысяч каждый для прямого подрядчика, чем заполнять и размещать в ЕИС проектно-сметную документацию.
  3. У заказчика уже налажена схема сотрудничества с конкретным контрагентом, который платит ему так называемый «откат» за получение контракта. Например, сделка по приобретению медицинского оборудования стоит 500 тыс. руб. Заказчик игнорирует проведение конкурентных торгов, делит закупку на 5 договоров по 100 тысяч, отдает их одному поставщику и получает от него определенное вознаграждение.

Подача жалобы и принятие ее к рассмотрению

В соответствии с ч. 8 ст. 5 Закона № 44-ФЗ, чтобы жалоба была принята к рассмотрению, заявителю необходимо в обязательном порядке указать следующее:

• наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения юридического лица либо фамилию, имя, отчество (при наличии), место жительства физического лица, а также почтовый адрес и номер контактного телефона лица, действия (бездействие) которого обжалуются (при наличии такой информации);

• наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения заявителя-юридического лица либо фамилию, имя, отчество (при наличии), место жительства физического лица, подавшего жалобу, а также почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона, номер факса (при наличии);

• указание на закупку (номер закупки в ЕИС) (если обжалуются действия (бездействие) заказчика, а не оператора электронной площадки, в части осуществления аккредитации на ней);

• указание на обжалуемые действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки, доводы жалобы.

Примечательно, что контрольным органом даются послабления относительно указания в жалобе номера факса, адресов электронной почты. Согласно Письму ФАС России от 13.10.2014 № ИА/41224/14 «О направлении информации о приеме к рассмотрению жалоб участников закупок» контрольный орган выражает позицию о том, что принятие решения о возврате жалобы заявителю на основании отсутствия адреса электронной почты является нецелесообразным, а принятие решения о возврате жалобы заявителю из-за отсутствия указаний на номер факса может осуществляться исключительно в случае, если контрольный обладает информацией, подтверждающей, что у заявителя имеется номер факса.

Жалоба может быть подана в форме электронного документа. При этом следует иметь ввиду, что в соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. № 63-ФЗ «Об электронной подписи» информация в электронной форме, подписанная квалифицированной электронной подписью, признается электронным документом равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, кроме случая, если федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами установлено требование о необходимости составления документа исключительно на бумажном носителе. Учитывая данную норму, в соответствии с письмом Минэкономразвития России от 06.05.2014 № 10073-ЕЕ/Д28и жалоба, подаваемая посредством факса или в форме электронного документа без использования электронной подписи, не будет соответствовать нормам Закона о контрактной системе.

Жалоба должна быть подписана заявителем либо его представителем с приложением копии документа, подтверждающего полномочия представителя.

Несоблюдение указанных требований будет являться основанием для возвращения жалобы заявителю. Помимо указанного основания, жалоба будет оставлена без рассмотрения в случае истечения законодательно установленных сроков для подачи жалобы, либо в случае, если обжалуемые действия (бездействие) являлись предметом рассмотрения судом или контрольным органом в сфере закупок.

Решение о возвращении жалобы уполномоченный орган принимает в течение 2 (двух) рабочих дней с даты поступления жалобы. Отдельно заявителю сообщаются причины возвращения жалобы. Такое решение органа можно обжаловать в судебном порядке.

К жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность с указанием в тексте жалобы перечня прилагаемых к ней документов. При этом неприложение указанных документов не является основанием для возврата жалобы (позиция подтверждается указанным выше Письмом ФАС России от 13.10.2014 № ИА/41224/14).

Важно отметить, что жалоба подается только на одну закупку. Имеется практика возвращения жалобы контрольным органом в связи со ссылкой в ней на несколько закупок одновременно

Указанные разъяснения содержатся в Письме Минэкономразвития России от 13.08.2015 № Д28и-2449.

Кроме того, возвращение жалобы по основаниям, указанным в ст. 105 Закона о контрактной системе не являются основанием для отказа от назначения внеплановой проверки заказчика (Решение Челябинского УФАС России от 11.01.2019 № 18-ж/2019).

Заявитель имеет право отозвать жалобу, но при этом необходимо помнить, что повторное предъявление жалобы на те же действия и тех же субъектов процесса закупки невозможно.

Причины несостоявшихся торгов

Несостоявшимися торгами называются электронные аукционы, открытые конкурсы и запросы котировок, отменённые по тем или иным причинам во время торгов, или уже после объявления победителя. Причины того, что торги объявляются несостоявшимися, разнятся в зависимости от их вида.

Электронный аукцион

Аукцион признается несостоявшимся при отсутствии конкурентного соперничества между поставщиками, которое является необходимым условием проведения торгов. Такое положение может возникнуть по следующим причинам:

  • было подано меньше 2 заявок
  • рассмотрение первых частей заявок закончилось отказом в допуске к торгам всем участникам, или остался только один поставщик
  • рассмотрение вторых частей показало, что нет ни одной заявки, полностью соответствующей требованиям торгов, или есть только одна (отсутствует необходимый минимум поставщиков, равный двум)
  • в первые 10 минут аукциона от поставщиков не поступило ни одного предложения с названием цены
  • аукцион был проведён, но его победитель уклонился от подписания договора, а поставщик, оказавшийся на втором месте, подписывать контракт отказался

Открытый конкурс

Открытый конкурс может быть признан несостоявшимся, если:

  • было подано меньше 2 заявок
  • все поданные заявки отклонились конкурсной комиссией или неотклонённой осталась только одна заявка (в торгах должны участвовать, по меньшей мере, 2 участника)
  • победитель и следующий за ним поставщик отказались от заключения контракта

Запрос котировок

Запрос котировок — это вид закрытого аукциона, при котором извещения о проведении торгов в электронном виде рассылаются заказчиком ограниченному числу участников, которые в качестве ответного шага направляют организатору торгов свои ценовые предложения. Запрос котировок объявляется несостоявшимся в следующих случаях:

  • было подано меньше 2 заявок
  • все заявки или все кроме одной оказались отклонёнными из-за несоответствия требованиям

Письмо Минфина России от 2 июня 2020 г. N 24-03-08/47181 Об особенностях изменения условий контракта

7 августа 2020

Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина России (далее — Департамент), рассмотрев обращение по вопросу применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ) в части изменения условий контракта, в рамках своей компетенции сообщает следующее.

В соответствии с пунктом 11.8 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 14 сентября 2018 г. N 194н, Минфином России не осуществляется разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, практики применения нормативных правовых актов Минфина России, а также толкование норм, терминов и понятий, за исключением случаев, если на него возложена соответствующая обязанность или если это необходимо для обоснования решения, принятого по обращению.

Также, Минфин России не обладает ни надзорными, ни контрольными функциями и (или) полномочиями в отношении осуществляемых закупок, в связи с чем не вправе рассматривать вопрос о правомерности совершенных и (или) совершаемых действий участниками контрактной системы в сфере закупок.

Вместе с тем, в рамках компетенции Департамента полагаем необходимым отметить, что в соответствии с частью 1 статьи 2 Закона N 44-ФЗ законодательство о контрактной системе основывается в том числе на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ).

В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона N 44-ФЗ контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом N 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.

Согласно части 2 статьи 34 Закона N 44-ФЗ при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 Закона N 44-ФЗ, указываются цены единиц товара, работы, услуги и максимальное значение цены контракта, а также в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке.

Частью 13 статьи 34 Закона N 44-ФЗ установлено, что в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки, а также о порядке и сроке предоставления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обеспечения гарантийных обязательств в случае установления в соответствии с частью 4 статьи 33 Закона N 44-ФЗ требований к их предоставлению.

При исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных статьей 95 Закона N 44-ФЗ.

Согласно статье 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.

Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Таким образом, Законом N 44-ФЗ установлено, что исполнение контракта должно происходить в соответствии с условиями, предусмотренными извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт. При этом изменение существенных условий контракта возможно только в случаях, предусмотренных статьями 34 и 95 Закона N 44-ФЗ.

На основании изложенного, возможность изменения предмета контракта путем заключения дополнительного соглашения Законом N 44-ФЗ не предусмотрена.

Заместитель директора Департамента Д.А. Готовцев

Процедура торгов

Дата аукциона указывается в документации. Он проводится через 2 дня после рассмотрения первых частей заявок. Если этот день выпадает на выходной, то в следующий за ними первый рабочий день. Время назначается оператором и зависит от часового пояса.

Все участники, допущенные до процедуры, в назначенный день и час собираются в «аукционном зале» на ЭТП. Когда аукцион начинается, они подают свои ценовые предложения. Шаг цены не может быть меньше половины процента от НМЦК или текущего минимального предложения участника. Собственную заявку можно только улучшить, то есть подать другую с меньшей ценой. Однако если лучшей заявкой является ваша, еще больше улучшить ее вы не можете, пока другой участник не сделает этого. Также запрещено подавать заявку с ценой, равной нулю. Более подробно о процессе проведения аукциона, ценовых предложениях и шаге цены можно прочитать в отдельном материале.

Бывает, что два участника падают одинаковые заявки. В этом случае победителем будет тот, чья заявка зафиксирована первой.

Следующие 10 минут участники могут подать предложения с ценой, не ниже чем у победителя. Она может быть любой между НМЦК и ценой-лидером. В данном случае расчет делается на то, что на этапе рассмотрения вторых частей заявок некоторые из них могут быть отвергнуты.

Протокол проведения аукциона

По результатам аукциона оператор формирует протокол, в котором указывает сведения о начальной цене контракта и все последние предложения участников, распределенные по возрастанию цены. То есть участнику, подавшему лучшую заявку, будет присвоен номер «1». В отношении каждой заявки фиксируется время, в которое она поступила. Помимо этого, в протоколе указывается адрес ЭТП, а также время начала и окончания торгов. Протокол размещается на площадке в течение 30 минут после окончания аукциона.

В течение следующего часа оператор должен направить заказчику:

  • протокол аукциона;
  • вторые части заявок всех участников, которые ранжированы в протоколе под номерами 1-10;
  • документы из реестра аккредитованных участников.

Кроме того, уведомление об итогах аукциона направляется его участникам.

Если участнику аукциона что-то непонятно в его итогах, он может направить запрос о разъяснении. На ответ оператору дается 2 рабочих дня.

Если цена «перешла через ноль»

В ходе торгов цена контракта может быть снижена до нуля. Подавая следующие после этого предложения, участники будут состязаться между собой за право заключить контракт с заказчиком. Последняя цена будет уплачена победившим участником заказчику за заключение контракта. Такой аукцион может проводиться до 100 млн рублей. Участник не может подать заявку на сумму, превышающую стоимость крупной сделки, которая опубликована в Реестре на ЭТП. Обеспечение контракта в таком случае рассчитывается не от цены, предложенной победителем, а от начальной цены.

Отменяем запрос котировок в электронной форме в ЕИС

Далее предоставим пошаговую инструкцию отмены ЗК, проводящегося электронно.

Для того чтобы отменить электронную процедуру ЗК, пользователю надлежит перейти в личный кабинет, затем в реестр закупок. В реестре нужно выбрать одно из двух действий: либо «Подача заявок», либо «Работа комиссии». В открывшемся меню выбираем «Документы закупки» и нажимаем отменяющую форму по решению заказчика.

Далее формируется непосредственно извещение, отменяющее ЗК.

В первом блоке надлежит указать дату решения и, при необходимости, дополнительную информацию, поясняющую данное решение.

Во втором блоке прикрепляется требуемая документация.

ВАЖНО!

Заказчик должен помнить: если извещение об отказе публикуется позднее положенного срока (2 дня до даты окончания срока подачи заявок), то к документации прикрепляется соответствующий документ-обоснование.

Далее извещение либо сохраняется и закрывается, либо сразу же размещается в ЕИС.

Размещение извещения об отказе от ЗК без размещения извещения осуществляется пользователем аналогичным образом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector