Как обосновать закупку у единственного поставщика

Что включить в обоснование закупки у ЕП

Закон не устанавливает четких требований к форме и содержанию обоснования закупки у единственного поставщика (подробнее про закупку у ЕП читайте в статье). Однако в документе необходимо отразить:

  • цель закупки товара, работы, услуги;
  • описание объекта закупки;
  • цену контракта;
  • условия контракта и преимущества поставщика;
  • причины, по которым невозможно провести конкурентную закупку;
  • вывод о том, что нужно заключить контракт с конкретным единственным поставщиком.

К отчету можно приложить расчет, который подтвердит, что конкурентная закупка не сэкономит деньги заказчика.

Рекомендуем вебинар «Закупка у единственного поставщика: основания, порядок проведения, рекомендации». Закупки малого объема, способы закупок у единственного поставщика с учетом изменений в законодательстве, отчеты и экспертиза по итогам исполнения контракта.

Предмет контракта

Понятие государственного (муниципального) контракта определено в п. 8 ст. 3 Закона о контрактной системе. Им признается договор, заключенный от имени Российской Федерации, субъекта РФ (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения соответственно государственных нужд, муниципальных нужд.

Самым важным условием любого договора является условие о предмете. Применительно к контракту предмет договора должен быть определен в соответствии с требованиями ст. 33 Закона о контрактной системе.

Во-первых, описание предмета контракта должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются его функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики (при необходимости). При описании объекта закупки по общему правилу нельзя указывать товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименования места происхождения товара или наименования производителя и другие требования, которые влекут за собой ограничение количества участников закупки.

Например, в Решении Чувашского УФАС от 14.07.2014 № 06-06/5371 указано следующее.

Комиссией установлено, что в техническом задании документации электронного аукциона предмет закупки описан как «автомобиль УАЗ-298924 или эквивалент».

Согласно реестру товарных знаков, зарегистрированных в Российской Федерации, опубликованному на сайте https://www.tmdn.org/tmview/welcome.html, «УАЗ» является товарным знаком, принадлежащим ОАО «У».

Таким образом, указание на товарный знак «УАЗ» при описании предмета закупки является нарушением п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.

Во-вторых, обязательно наличие изображения поставляемого товара, позволяющее его идентифицировать, если в документации содержится требование о соответствии поставляемого товара изображению товара (п. 4 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе), а если в документации содержится требование о соответствии поставляемого товара образцу или макету товара, необходима информация о месте, датах начала и окончания, порядке и графике осмотра участниками закупки образца или макета товара (п. 5 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе).

В-третьих, поставляемый товар по общему правилу должен быть новым товаром.

В-четвертых, должны быть указаны показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться (ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе).

Однако данные показатели должны быть указаны только применительно к предмету контракта. Так, нельзя указывать конкретные виды дизельного топлива, которые могут использоваться при выполнении работ по реконструкции автомобильной дороги. Данное требование не относится к товару, используемому при выполнении работ, который после выполнения работ не переходит в собственность заказчика и никоим образом не влияет на результат выполняемых работ (Решение Ивановского УФАС от 29.07.2014).

В-пятых, не допускается установление требований к производителю товара, к участнику закупки, его деловой репутации участника, наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, выполнения работы или оказания услуги. К примеру, нельзя при размещении заказа на оказание автоуслуг устанавливать требование о профессиональном стаже водителей не менее пяти лет (Решение Татарстанского УФАС от 24.05.2014 № ДМ-04/7009).

Кроме того, при описании предмета контракта могут быть указаны ссылки на технические регламенты, стандарты и иные требования, предусмотренные законодательством о техническом регулировании, а также спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, результаты работы, тестирования, требования, в том числе в отношении проведения испытаний, методов испытаний, упаковки, маркировки, этикеток, подтверждения соответствия, процессов и методов производства в соответствии с требованиями технических регламентов, стандартов, технических условий, а также в отношении условных обозначений и терминологии (п. 2 и 3 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе).

Ответственность за дробление закупок

Не стоит думать, что дробление единой закупки на группу однородных, сумма по каждой из которых не превышает предельного значения, установленного отдельными нормами закона, не влечет за собой привлечение к ответственности. Учитывайте нормы:

  1. Бюджетное законодательство, ст. 34 Бюджетного кодекса. Дробление признается контролирующими органами как нарушение принципа результативности и эффективности использования бюджетных средств.
  2. Гражданское законодательство, ст. 170 Гражданского кодекса. Дробление подразумевает создание притворных сделок, которые совершаются с целью прикрытия единого крупного заказа. По ч. 2 ст. 170 ГК, притворные сделки являются ничтожными (недействительными).
  3. Закон о защите конкуренции, ст. 15 закона № 135 от 26.07.2006. Необходимо соблюдать принцип обеспечения конкуренции, не допускается необоснованное сокращение числа участников.

Ответственность за нарушение при выборе способа определения поставщика по ч. 2 ст. 7.29 КоАП влечет наложение административного штрафа в размере 50 000 рублей, недопущение конкуренции, по 14.32 КоАП, — аналогичный размер штрафа или дисквалификацию. Ответственность за дробление закупок по 223-ФЗ грозит за действия, которые ограничивают конкуренцию. В ч. 1 ст. 3 223-ФЗ указано, что необходимо руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам.

Черданцева Татьяна

Выдвижение жестких требований к товару или компаниям как способ ограничения конкуренции

Под жестким требованиями к товару или компаниям могут пониматься указание излишне подробных характеристик товара, сводящих выбор в пользу единственного поставщика, укрупнение предмета контракта даже при закупке типового товара, включение технологически и функционально не взаимосвязанных между собой товаров, работ или услуг, установление в качестве обязательного критерия отбора наличие успешного опыта оказания услуг государственным или муниципальным компаниям или непосредственно заказчику. При этом логичным представляется, что чем более жесткие требования устанавливает заказчик, тем меньше компаний участвуют в государственных закупках.

Так, например, (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16 мая 2018 г.) устанавливает, что включение в документацию о закупке требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе, в отсутствие специфики такого товара, его использования является ограничением конкуренции. При этом в обзоре указано следующее: «Указание конкретного товарного знака или требований к закупаемому товару, свидетельствующие о его конкретном производителе приводят к созданию необоснованных препятствий для участников закупки, влекут сокращение их количества, что является признаком ограничения конкуренции».

В (утв. Президиумом ВС РФ 28 июня 2017 г.) рассматривается также ситуация, когда заказчик объединил технологически и функционально не взаимосвязанные между собой работы. В рассмотренном в указанном обзоре деле арбитражный суд указал на неправомерность действий заказчика по объединению в одном лоте работ по подготовке проектно-сметной документации и выполнению строительно-монтажных работ. Как указал суд, результатом такого объединения является необоснованное ограничение количества участников конкурса ввиду того, что проектные и строительные работы представлены на разных товарных рынках, на каждом из которых имеется круг потенциальных участников торгов, готовых выполнить эти работы.

Известны также и случаи ограничения заказчиками круга потенциальных участников закупки путем включения требования о допуске к дальнейшему участию в закупке организаций, имеющих опыт оказания услуг организации –заказчику, разместившей извещение о закупке.

Например, из решения Управления ФАС России по Оренбургской области от 25 мая 2016 г. по делу № 07-16-61/2016 следует, что «комиссия установила, что к дальнейшему участию в закупке допускаются организации, имеющие опыт оказания охранных услуг на объектах дочерних обществ и организаций ПАО «Г.» (не менее пяти организаций) в строгом соответствии с «Концепцией охраны объектов ПАО «Г.» и его дочерних обществ и организаций и имеющие положительные отзывы дочерних обществ и организаций ПАО «Г.». Участники, имеющие опыт работы и положительные отзывы от иных организаций, к дальнейшему участию в закупке не допускается». По данному делу УФАС России вынесло решение о выдаче предписания об отмене требования о допуске к участию в закупке только организаций, имеющих опыт оказания услуг заказчику.

В Определении ВС РФ от 14 августа 2018 г. № 308-КГ18-11230 по делу № А32-42845/2017 указано буквально следующее: «Отменяя судебные акты, суд округа исходил из того, что установленный в конкурсной документации в качестве критерия оценки заявок показатель о наличии у участника закупки опыта по выполнению строительных работ (по строительству, реконструкции, капитальному ремонту) автомобильных дорог общего пользования по государственным (муниципальным) контрактам не может быть признан объективным и правомерным, поскольку наличие в документации такого критерия влечет нарушение принципа обеспечения конкуренции, предусмотренного статьей 8 Закона № 44-ФЗ, приводит к ограничению свободного доступа участников, создает неравные стартовые условия, ставит в преимущественное положение хозяйствующих субъектов, имеющих опыт выполнения указанных работ для государственных нужд, перед хозяйствующими субъектами, которые такого опыта не имеют».

Таким образом, устанавливая жесткие требования к поставляемому товару или компаниям, заказчики осознанно идут на ограничение круга участников закупки, в нарушение основополагающих принципов добросовестности и равноправия, используемых при осуществлении закупок для государственных и муниципальных нужд.

Конечно, у заказчика могут быть различные мотивы – от желания обеспечить поставку качественного товара в нужное время до желания извлечь дополнительную выгоду, однако необходимо в первую очередь руководствоваться положениями законодательства о закупках, не допускающих ограничение конкуренции.

Как обосновать план закупок

После того, как ПЗ будет сформирован, необходимо подготовить обоснование соответствия объекта в плане закупок. При этом аргументировать необходимо каждый объект (предмет) заказа, который организация-заказчик включила в плановый регистр. В качестве подтверждения эффективности и целесообразности совершаемой процедуры необходимо расписать цель проведения торгов и указать наименование мероприятия госпрограммы, на основании которого и производится заказ. В форме необходимо указать определенные функции, полномочия, а также реквизиты нормативного акта (ст. 19 44-ФЗ), регламентирующие конкретную процедуру.

Целесообразность заказа, цель его осуществления описываются в соответствии со ст. 13 44-ФЗ:

  • реализация мероприятий, установленных городскими и муниципальными программами;
  • исполнение международных обязательств, осуществление программ межгосударственного уровня, не входящих в государственные, муниципальные программы;
  • реализация прочих функций и полномочий.

Ответственность за ограничение: уголовная и административная

Сам 44-ФЗ не содержит мер ответственности для заказчика за нарушение принципа свободной конкуренции. Но он содержит отсылочные нормы к положениям административного или уголовного законодательства.

Ответственность за ограничение конкуренции в виде соглашения или картельного сговора предусмотрена в ст. 14.32 КоАП РФ. Такое деяние может грозить участникам торгов штрафом в размере не менее 100 тыс. р. или до 50% от НМЦК.

Уголовное наказание грозит сторонам, если ущерб государству от их противоправной деятельности превысил 10 млн р. Наказание за ограничение конкуренции наступает по нормам ст. 178 УК. В ней прописаны такие меры ответственности, как:

В случае если участнику стало известно о несоблюдении заказчиком принципов свободной конкуренции в ходе закупки, он может подать на него жалобу в ФАС. Для обжалования действий заказчика законом предусмотрены такие сроки:

Жалоба на ограничение конкуренции может быть подана в бумажном и электронном видах. Подписать ее следует непосредственно заявителю. В жалобе должны быть указаны:

В течение 2 дней после поступления обращения ФАС должна зарегистрировать его и начать рассмотрение по существу либо отклонить его. Жалобу могут отклонить в случае, если она не соответствует требованиям законодательства, анонимна или заявитель нарушил установленные сроки для подачи жалобы.

Таким образом, ограничение конкуренции выступает серьезным правонарушением законодательства о контрактной системе. При этом в 44-ФЗ не содержится четкого структурированного положения об этом явлении. В связи с этим заказчику по 44-ФЗ следует руководствоваться требованиями ФЗ-135. При выявлении признаков ограничения конкуренции участник может пожаловаться на заказчика в ФАС. Такое правонарушение грозит заказчику административным и уголовным наказанием.

Планирование закупки

В любом случае закупку образовательных услуг необходимо будет начать с включения соответствующих строк в план закупок и в план-график. Оба документа публикуются в Единой информационной системе.

В составе плана закупок в отношении каждой закупки публикуется:

  • идентификационный код закупки,
  • цель закупки образования в контексте деятельности заказчика,
  • точное наименование закупаемых образовательных услуг,
  • объем финансового обеспечения для осуществления данной закупки,
  • сроки осуществления закупки,
  • обоснование закупки по форме, установленной Постановлением Правительства РФ от 05.06.2015 № 555.

Форма самого плана закупок установлена для федеральных заказчиков Постановлением Правительства РФ от 05.06.2015 № 552. Для региональных и муниципальных заказчиков аналогичные документы устанавливаются соответственно органами власти субъекта Федерации и органами местного самоуправления с учётом требований Правительства России.

При заполнении таблицы плана необходимо особое внимание уделить описанию цели закупки, а также раскрытию предназначенных для неё объёмов финансового обеспечения. Указание цели закупки необходимо для её обоснования

Как правило из всех предусмотренных Законом целей выбирается цель в виде выполнения заказчиком своих функций и полномочий. Затем необходимо указать, почему для выполнения этих функций и полномочий необходимо провести обучение сотрудников заказчика.

В план-график закупок, форма которого для федеральных заказчиков установлена Постановлением Правительства РФ от 05.06.2015 № 553, помимо идентификационного кода закупки необходимо включить:

  • наименование закупаемых образовательных услуг и общую характеристику их содержания;
  • обоснование начальной (максимальной) цены;
  • способ определения исполнителя и его обоснование выбора этого способа со ссылкой на одну из приведённых в предыдущем разделе норм Закона;
  • дату начала закупки;
  • информацию о размере обеспечения заявки и размере обеспечения контракта (по правилам контрактной системы обеспечение заявки и обеспечение контракта устанавливается в обязательном порядке лишь при проведении конкурсов и аукционов; в иных случаях обеспечение заявки не предусмотрено, а установление обеспечения контракта почти всегда остаётся на усмотрение заказчика);
  • информацию о банковском сопровождении контракта.

Как поставщику правильно составить заявку на товар с указанным эквивалентом?

При указании заказчиком эквивалента товара поставщику рекомендуется придерживаться следующих правил.

  • Не дублировать в заявке технические параметры товарного знака, который затребовал заказчик. Достаточно одного согласия поставить товар, соответствующий его заявке (п.1 ч.3 ст. 66 44-ФЗ).
  • Не предлагать товар-аналог с улучшенными свойствами. Такая заявка не будет пропущена заказчиком. Вопрос поставки товаров с улучшенными свойствами должен обсуждаться на стадии выполнения контракта.
  • Не писать в заявке эквивалента. Нужно ограничиться указанием конкретных характеристик товара.

При необходимости заменить требуемый товар на аналог нужно обязательно назвать страну, где он производится, и точные параметры. Товарный знак можно указывать при полной уверенности соответствия его характеристик требуемым. Но вообще, его указание не является строго обязательным, главное, чтобы поставляемый бренд отвечал требуемым характеристикам.

Оценка нарушений в сфере закупок

Для обеспечения общего подхода к определению правонарушений в области закупок используется Классификатор. Согласно этому документу, преступные деяния, за которые предусмотрена административная ответственность, можно объединить в три подгруппы:

  1. Нарушение формы и последовательности действий. Не провели закупку в электронном формате или пренебрегли условиями 44-ФЗ (воспользовались правилами 223-ФЗ). И другое.
  2. Неправильное размещение данных в ЕИС. Задержали, вообще не опубликовали, не вовремя внесли изменения.
  3. Незаконные претензии к документам и поставщикам, неправильное оформление извещения и документации.

Под административную ответственность попадает также неисполнение требований ФАС, нарушение определенных этим органом сроков для исправления ошибок.

Размер штрафов определяет КоАП.

Административные наказания за нарушения в сфере закупок (по 223-ФЗ)

Основные статьи и положения, касающиеся ответственности за нарушения в процедуре проведения торгов, были сформированы в 2014 г. Административное наказание – штраф, налагаемый на физическое или юридическое лицо (см. таблицу 1). Контролирующим органом за соблюдением законности назначена федеральная антимонопольная служба РФ. В ее задачи входит рассмотрение жалоб участников процедуры закупки.

Таблица 1. Величина штрафа.

Административная ответственность применительно к 44-ФЗ

Федеральный Закон № 44 предполагает в качестве наказания наложение штрафа (см. табл. 2). Привлекать к ответственности по этому документу можно в течение года с момента правонарушения.

Таблица 2. Штрафы.

Наименование правонарушения Сумма штрафа, тыс. рублей Субъект правонарушения Статья КоАП
Нарушение правил определения участника-победителя (в т.ч. для оборонного заказа) От 30 до 100 Должностное лицо (ДЛ), уполномоченный орган (УО) ч. 1, 2, 4 ст.7.29
Неверное определение цены контракта От 30 до 50 ДЛ ч. 1, 2 ст.7.29.1
Отказ поставщика заключить договор (для оборонных заказов) От 30 до 50 для физического и от 300 до 1000 для юр. лица Участник-победитель ч. 1, 2 ст.7.29.2
Нарушения при планировании закупок От 5 до 50 ДЛ, УО ч. 1, 2, 3, 4 ст.7.29.3
Неверный порядок проведения торгов От 3 до 500 ДЛ, УО, член специализированной организации, представитель закупочной комиссии (ЗК), лицо, обеспечивающее работу электронной площадки ст.7.30
Неверное оформление реестра От 20 до 50 ДЛ, УО, представитель ФАС ст.7.31
Нарушение порядка денежного оборота От 5 до 250 ДЛ, УО, оператор электронной площадки ст.7.31.1
Неверный порядок заключения контракта От 5 до 300 ДЛ, УО, участник-победитель ч. 1, 3 ст.7.32
Нарушение порядка изменения условий контракта (в т.ч. по оборонному заказу) От 20 до 500 ДЛ, УО, участник-победитель ч. 4, 4.1, 6 ст.7.32
Нарушение порядка оплаты поставки, в том числе при закупке для обеспечения оборонного заказа От 30 до 50 ДЛ ст. 7.32.1 ст. 7.32.5
Выдача фальсифицированного экспертного заключения От 30 до 50   От 100 до 150 Член экспертной комиссии Экспертная организация ст. 7.32.6
Нарушение проведения закупок, связанных с энергетической сферой От 30 до 100 ДЛ ч. 11 ст.9.16
Неверные характеристики предмета закупки по оборонному заказу От 40 до 1000 Участник-победитель ст.14.49
Нарушение условий контракта по оборонному заказу От 30 до 100 ДЛ, участник-победитель ч. 1, 2, 2.1, 3 ст.14.55
Ликвидация или перепрофилирование производственных мощностей, необходимых для применения предмета закупки От 30 до 1000 ДЛ ст.14.55.1
Нарушение применения бюджетных инвестиций, субсидий От 10 до 50 ДЛ ст.15.1 ч.2 ст.15.15.4 ч.2 ст.15.15.5
Невыполнение государственного задания От 0,1 до 30 ДЛ ч.1, 2 ст.15.15.5-1
Неверный порядок принятия бюджетных обязательств От 20 до 50 ДЛ ст.15.15.10
Нарушение правил ведения финансово-хозяйственной деятельности От 30 до 1000 ДЛ, участник-победитель ч.1, 2 ст.15.37
Нарушение правил проведения банковских операций, касающихся оборонного заказа От 100 до 1000 Представитель банка ст.15.40
Вмешательство в работу контролирующего органа От 20 до 500 ДЛ ст.19.4.2
Нарушение предписаний контролирующих органов От 20 до 500 ДЛ, УО, специализированная организация, член ЗК, оператор закупочной площадки ч.7, 7.1, 7.3, 20 ст.19.5
Непредставление информации От 0,3 до 500 ДЛ ст.19.7 ч.1, 2 ст.19.7.2

Проектно-сметный метод обоснования НМЦК

Исходя из положений части 9 статьи 22 Закона о контрактной системе, данный метод может применяться в случаях:

а) закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства. Причём для использования проектно-сметного метода необходимо, чтобы такие работы подразумевали составление проектно-сметной документации, в ином случае обоснование необходимо проводить методом анализа рынка8;

б) закупки реставрационных работ, то есть работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, за исключением научно-методического руководства, технического и авторского надзора.

Также данный метод может применяться при определении НМЦК на текущий ремонт зданий, строений, сооружений, помещений.

В Письме Министерства экономического развития РФ от 18 декабря 2015 г. № Д28и-3795 «О разъяснении положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» отмечается, что согласно п. 6.1 Методических рекомендаций основанием для определения НМЦК на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, за исключением научно-методического руководства, технического и авторского надзора, является проектная документация (включающая сметную стоимость работ), разработанная и утвержденная в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При этом, в случае если заказчик воспользовался правом определения НМЦК проектно-сметным методом основанием для такой НМЦК при осуществлении работ на текущий ремонт зданий, строений, сооружений, помещений также должна являться проектная документация9.

Важно обратить внимание на то, что, как разъясняется Минфином России, укрупненный сводный сметный расчет предпроектной документации не является основанием для определения НМЦК. Так как при отсутствии проектной документации невозможно определить объем работ, подлежащих выполнению при строительстве, в том числе, определить стоимость таких работ, в связи с чем невозможно установить НМЦК. При этом в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее – ГрК РФ) строительство должно осуществляться исключительно при наличии проектной документации10

При этом в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее – ГрК РФ) строительство должно осуществляться исключительно при наличии проектной документации10.

Приведем пример нарушения определения НМЦК проектно-сметным методом.

Основанием для определения НМЦК на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, за исключением научно-методического руководства, технического и авторского надзора, является проектная документация (включающая сметную стоимость работ), разработанная и утвержденная в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 6.1 раздела VI Приказа № 567).

УФАС при рассмотрении жалобы установил несоответствие раздела аукционной документации «Обоснование начальной (максимальной) цены государственного контракта» и сметной документации по разработке вариантов интерьеров и дизайн-проекта по объекту «Республиканский театр кукол в г. Йошкар-Ола» сделало вывод об отсутствии обоснования НМЦК на сумму расхождений и о нарушении заказчиком пункта 1 части 1 статьи 64, части 9 статьи 22 Закона о контрактной системе11.

Составление проектно-сметной документации, проектной документации на реставрацию, а также сметного расчёта на текущий ремонт осуществляется специалистами-сметчиками в соответствии с нормами Градостроительного кодекса РФ и Постановления Правительства РФ от 16.02.2008 № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию».

Необходимо отметить, что проектно-сметная документация подлежит в случаях, определённых ст. 49 ГрК РФ, экспертизе, а в случае, если финансирование работ производится из федерального бюджета – и проверке достоверности определения сметной стоимости в соответствии с Положением, утверждённым Постановлением Правительства РФ от 18.05.2009 № 427.

Эквивалент товара по 223-ФЗ

Действие закона 223-ФЗ в отношении товаров конкретной марки сходно с законом 44-ФЗ. Он также требует наличия в описаниях эквивалента (п.3 ч. 6.1 ст.3) и оговаривает следующие случаи, когда заказчик имеет право требовать товар определённой марки.

  • Требуются изделия, взаимодействующие с уже приобретённой продукцией – при условии, что полные аналоги такой продукции на рынке отсутствуют.
  • Необходимо приобрести расходные материалы и комплектующие к уже имеющемуся оборудованию.
  • Приобретаемые товары необходимы для выполнения заказчиком междугородных и российских договоров, а также для соблюдения условий других законов и постановлений, касающихся Госзакупок, в частности, 44-ФЗ.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector