Как взять ребенка из детского дома в гости на выходные или каникулы
Содержание:
- Как усыновить из роддома? (пошаговая инструкция)
- Как подать иск?
- Это дети, которых в свое время никто не взял
- Девочка с тремя возвратами
- Воровство
- Усыновление российских детей иностранцами
- Миротворцы ООН и правильные книжки
- Как найти ребенку наставника
- Усыновление ребенка из дома малютки
- Гуашь в стиральной машине
- Тайна усыновления
- Хроническое непослушание
- Если бы чиновники повернулись к нам
- «Умственная отсталость» или «задержка развития» детей
- Как получить заключение в органах опеки?
Как усыновить из роддома? (пошаговая инструкция)
Немалая часть желающих стать родителями непременно хочет взять новорожденного прямо из роддома, а этот вариант возможен, если горе-мамаша напишет отказ от ребенка. На отказных грудничков всегда очередь, поэтому, решившись взять младенца, нужно подготовиться морально и документально.
Действия будущих родителей-усыновителей таковы:
- обратиться в ООП (органы опеки и попечительства) для регистрации в очереди за отказником из роддома;
- получить в ООП направления на медицинское обследование (для этого есть специальные бланки);
- по списку, выданному в ООП, приготовить весь пакет документов;
- когда все будет готово и подойдет очередь, в ООП следует отправляться в полной готовности для получения одобрения на усыновление.
Специальная комиссия посетит жилище кандидатов в родители, чтобы убедиться в наличии достойного уровня обеспеченности жилплощадью и условиями для содержания ребенка. Примерно в течение двух недель после рассмотрения документов будет получен окончательный ответ, и после сигнала о наличии отказника в роддоме можно будет продолжить оформление через суд.
В суд по месту нахождения роддома потребуется подать заявление, справки подойдут те же (если не прошло трех месяцев, тогда нужно собирать заново). Усыновители от оплаты госпошлины освобождаются, так что ни платить, ни прикладывать чек не потребуется. Нужна будет официальная бумага из ООП об их согласии и одобрении.
Несмотря на то, что длительность судебного процесса находится по правилам в пределах 2-х месяцев, когда усыновление касается новорожденного, суд принимает решение очень быстро. Чтобы все закрутилось еще быстрее, нужно просить суд об обращении решения к немедленному исполнению. Если этого не сделать, то придется ждать 10 дней, пока решение суда вступит в законную силу.
По решению суда младенца можно будет забрать сразу, причем в роддоме должны выдать послеродовый больничный лист от даты вступления решения в законную силу до достижения младенцем возраста 70 дней, а в органы ЗАГС нужно обратиться за получением документов на малыша.
Как подать иск?
Чтобы усыновить ребенка из дома малютки или интерната, заявителю необходимо обратиться в судебную инстанцию с иском, который должен содержать следующую информацию:
·
-
сведения органов опеки;
-
персональные данные лица, претендующего на усыновление;
-
данные о прокуратуре;
-
название ЗАГСа;
-
наименование искового заявления;
-
данные о намерении усыновить малыша;
-
сведения о наличии согласия от руководителя интерната;
-
информацию о получении разрешения на усыновление;
-
ссылку на действующее законодательство;
-
все требования усыновителя;
-
список документов из приложения;
-
текущую дату и подпись.
В пункте с требованиями следует прописать:
-
установление усыновления;
-
изменения даты рождения и ФИО ребенка;
-
указание данных о родителях в свидетельство малыша;
-
исключение из базы данных сведений о биологических родителях ребенка;
-
сохранение персональных прав имущественного и неимущественного характера малыша в отношении родителей или бабушки с дедушкой (на случай гибели родителей).
Это дети, которых в свое время никто не взял
Сегодня первые подопечные Юлии Фатхуллиной уже выросли, у каждого жизнь складывается по-разному.
Антону Чану уже 21 год. Он хорошо учился в школе, поступил в Тюменский индустриальный университет на линейного трубопроводчика, сейчас заканчивает бакалавриат, стремится поступить в магистратуру. Недавно купил машину – поставил такую цель перед собой и добился. Хочет найти хорошую работу и обеспечить себе нормальный достаток.
– На проекте мне было не так уж легко, – говорит Антон, – но я считаю, что взял от Юлии одно из ее самых сильных качеств – целеустремленность. Один из ее девизов: «Иди к своей цели! Есть мечта? Иди к ней. Нет мечты? Так поставь цель и иди, всегда иди и никогда не останавливайся».
Дима Алференко в прошлом году ушел в армию, в июле возвращается, уже думает, куда поступать. Пишет Юле письма, высылает фотографии. «Хорошо там откормился», – смеется она.
Другой подопечный Вася Волков, 19 лет, заканчивает строительный колледж, пытается подать документы в университет МЧС в Екатеринбурге. Этот вуз один из немногих, где принимают сирот вне конкурса, но необходимо получить приписное удостоверение в военкомате с категорией пригодности А1 (годен к военной службе без ограничения по роду войск) и пройти тест в МЧС.
– Результаты теста у Васи оказались не самыми лучшими, – рассказывает Юлия. – Я решила позвонить психологам тюменского МЧС и услышала весьма странное напутствие – зачем ему пытаться что-то сдавать, не сможет он, пусть лучше в армию идет, да и мотивация у него слабая. Система приема очень однобока, психологи ведь знают про особенности детей-сирот, поэтому им дают льготы при поступлении, но у нас учебные заведения действуют только в рамках устава. При этом в университет МЧС ни один ребенок-сирота из Тюменской области не подал документы. Да, я не спорю, что наши сироты не блещут знаниями, но из них до вузов доходит один процент, остальные либо вообще не учатся, либо их отчисляют с первого курса. Попросила дать шанс парню поступить в вуз, где он в окружении умных людей раскроет свои лучшие качества, поверит в себя.
Вася прошел комиссию, но из-за незначительных проблем со зрением ему присвоили категорию пригодности Б3 (пригоден к военной службе с некоторыми несущественными ограничениями), из-за которой в МЧС могли не взять. И все-таки Юлия добилась, чтобы парню дали право подать документы в университет, а он отказался, сказал, что желание поступать пропало.
– Я не воспользовался шансом, который мне дала Юлия, решил дальше учиться по своей профессии и пока не загадывать на будущее. Сожалею, что так получилось, но понял – МЧС не для меня, – объяснил Василий.
– Как бы наставник ни поддерживал, ни верил, выбор человек делает сам, – считает Юлия. – Я верю, что придет время и Василий найдет свой путь, будет заниматься тем, что его радует и вдохновляет.
Поэтому у них высокая степень закрытости, низкая эмоциональность, низкий уровень знаний – последствия депривации. Но я беру в проект тех ребят, которые проявляют изначально уважение к старшим, прислушиваются. Мы делаем презентацию проекта, участники прошлых лет рассказывают о себе, выступают наставниками, а затем, если возникает желание, просим заполнить анкету. В общем, не навязываем никому ничего.
Бывают, по словам Юлии, в проекте и более серьезные неудачи:
– С одним подопечным мы много нянчились. А в конце 11-го класса он стал папой – его девушка забеременела, бросил учебу – вообще не поступил никуда после школы, начал жить с ней, потом его, видимо, выгнали родители девушки. Сейчас кочует по разным домам, подрабатывает то тут, то там. Другой парень стал спиваться. Можно многое вкладывать в человека, но если он не готов, не желает, не способен принимать изменения, то ничего не будет происходить.
Девочка с тремя возвратами
Следующей у нас появилась Саша. Мы решили, что Вике нужно взять кого-то маленького, чтоб они играли вместе. Поехали в детский дом. Там нас спросили: какого ребенка хотите? Мы сообщили примерно следующее: «Лет пяти, русскую». В ответ услышали: «У нас есть ребенок, который вам нужен». И привели девочку 10 лет, абхазку, у которой за плечами — три возврата из приемных семей.
— Будешь с нами жить?
— Буду.
— Тогда пойдем.
Вот и живет с тех пор. Конечно, всякое было, но Саша — наша дочка. Окончательно и бесповоротно. Когда она получила паспорт, по собственному желанию поменяла фамилию: взяла нашу.
Саша у нас — совершенно обыкновенный подросток. Не хочет учиться, хочет гулять с подружками. Пережили мы и увлечение «эмо». Спокойно, просто приглядывали за её душевным состоянием, что бы она себе не навредила, не пошла топиться или вешаться, как там у эмо принято.
Кроме этого аспекта — особо не переживали — все в подростковом возрасте проходят через какие-то увлечения. Я вот металлистом был, а моя мама вспоминала, как они хипповали.
Нелегкий возраст, а что делать? Не будешь же бояться непрерывно.
Как-то, как раз в период увлечения «эмо», она решила себе робко порезать вены. Я прихожу домой, мне рассказывают. Спрашиваю: «Чем резала». Показывает вынутые лезвия из точилки. Начинаю ругаться: «Ты что, с ума сошла, точилка 30 рублей стоит!» У Саши — огромные удивленные глаза, она ожидала совсем не такой реакции.
Потом пришел Максим, старший сын, жалуюсь ему, что Саша точилку сломала. Максим тогда протягивает ей кухонный нож со словами: «Точилка — ерунда. А вот — нож хорош!» Увидев, что серьезно никто не относится к событию, Саша обиделась, зато ее увлечение — как рукой сняло.
Но опять же — мы видели, что у нее нет внутреннего кризиса, что вся ее всемерная печаль — почерпнута из книжек и журналов.
Саша учится в той же школе, что и Вика. У нее была педагогическая запущенность. Она ходила в школу просто потому, что «надо», отбывала повинность. И ее там ничему не учили, просто рисовали тройки. Она в 10 лет не знала таблицу умножения. Так что нам пришлось браться за учебу серьезно, нанимать репетитора. И потихонечку — втянулась. Сейчас еще и гитарой занимается.
Воровство
Воровство — это тоже очень частая история у детей-сирот, и причин такого поведения может быть очень много, в каждом случае надо разбираться индивидуально. Но воровство — это в любом случае не проявление плохой генетики, на что обычно указывают неподготовленные люди.
Почему?
Самое очевидное и частое объяснение просто — ребенок не знаком с понятием собственности. В детдоме — коллективное воспитание, все вещи казенные. Дети не понимают, что есть мои вещи, а есть не мои. И, к сожалению, привить это понятие быстро невозможно. Ни один воспитательный процесс никогда не ограничивается одним объяснением. Сказать, что воровать нельзя, мало, — ребенок продолжит это делать, и лишь постепенно он начнет понимать, что чужая собственность неприкосновенна.
Кроме того, воровство и вообще всякое нарочито неправильное поведение — «мама говорит «не воруй», а я буду воровать, мама говорит «не дерись», я буду драться, мама говорит «не хами учителю», а я буду хамить» — объясняется тем, что, попав в семью, ребенок не утрачивает сиротскую тревожность: если один раз взрослые люди его предали, то почему это не может случиться и во второй раз? И ребенок постоянно провоцирует родителей: «А такого меня не сдашь обратно? А такого меня будешь любить?»
Но это все — провокация от тревожности, от внутренней неуверенности в том, что тебя можно любить просто так, а не потому что ты ведешь себя определенным образом.
История:
Детский сад для 8-летних близнецов Наташи и Светы старалась заменять их приемная мама Елена — она не работала и водила девочек к дефектологу и в танцевальную студию. И ее труды не прошли даром — приемные дочки прошли отбор в гимназию. Но в первые же недели учебы случилось непредвиденное. Сначала Елена обнаружила у дочерей в пеналах ластики, которых она не покупала. Тогда девочки сказали, что им подарила одноклассница. Затем дома появились незнакомые ручки, а после этого Воробьевы обнаружили, что девочки покупают себе в школьном буфете еду на неизвестные деньги. При этом дети всегда объясняли происходящее.
А однажды позвонила мама одноклассника и сказала, что после празднования дня рождения мальчик не досчитался одного из подарков — Воробьевы нашли его у близнецов.
Тогда родители попытались объяснить девочкам, что «воровство недопустимо, что никогда и ни при каких обстоятельствах нельзя брать чужое». Не помогали и наказания в виде лишения мультиков на ночь. Родственники говорили: «Это генетика», в школе злились и не понимали.
В течение полугода с девочками работал психолог, в школе же специалисты попросили набраться терпения и объяснили, что это частая история у детей из детдома. Постепенно близнецы научились различать понятия «мое» и «чужое», а также говорить о своих желаниях родителям. Сейчас Наташа и Света учатся уже в третьем классе, семья уверяет — все хорошо.
Фонд «Правмир» открыл сбор на совместный проект Центра поддержки приемных семей «Найди семью» и Ассоциации приемных родителей Санкт-Петербурга под названием «Родительские каникулы». В рамках программы «Родительские каникулы» родителям оказывается помощь в преодолении кризисных явлений, возникающих в приемных семьях, а также ведется работа с целью предотвращения возвратов приемных детей.
Усыновление российских детей иностранцами
За последние несколько лет выявлено несколько случаев, когда приемные родители, которые постоянно проживают за пределами России, жестоко обращались с русскими усыновленными детьми. Таким образом, сотрудники органов опеки должны получать необходимый доступ к информации о содержании несовершеннолетних. Но сделать это сложно, так как дети находятся в другой стране.
Сегодня вопросы проверки усыновителей решаются с использованием средств технического прогресса. Возможно переговорить с помощью Skype, чтобы видеть, как ведет себя ребенок, боится ли приемных родителей, есть ли на нем следы ушибов и так далее. Иногда помогают сотрудники консульства или посольства, но происходит это редко. Они подключаются, когда выявлено правонарушение. Из-за высокой загруженности они не могут надолго покидать консульство/посольство.
Процессуальные нормы усыновления или удочерения русских детей иностранцами такие же, как для граждан РФ. Однако все документы иностранцы переводят на русский язык, а копии заверяются у нотариуса. Медицинское освидетельствование требуется проходить в российской клинике, так как методы обследования за границей могут отличаться от способов работы отечественных врачей. Как результат, данные будут отличаться. после прохождения всей процедуры родители могут взять ребенка домой. При этом допускается сменить его гражданство при обращении в суд.
Иностранцы усыновляют русского ребенка
Таким образом, взять ребенка из дома малютки возможно, но из-за необходимости прохождения всего бюрократического аппарата процесс затягивается. Практика показывает, что на это может уйти несколько месяцев. Но лица, которые хотят стать приемными родителями, готовы пройти все это и получить ребенка на воспитание. Если во время воспитания младенца возникают какие-то сложности, необходимо обращаться к сотрудникам отдела опеки. Они готовы оказать полную информационную продержку на любом этапе сотрудничества. Более того, они помогут с оказанием психологической и других видов помощи, кроме материальной.
Не стоит скрывать проблемы, которые возникают с приемным ребенком, так как озвучивание их на ранней стадии поможет предотвратить конфликт сторон в будущем. Сотрудники отдела опеки могут являться для проверки на протяжении трех лет, после чего считается, что семья полноценная и ребенок будет развиваться нормально. Но при наличии вопросов или сложностей после этого периода родители могут обратиться за помощью в отдел опеки.
Стоит отметить, что процедура усыновления условно бесплатная. То есть, потенциальным родителям придется заплатить за:
- нотариальные услуги;
- прохождение медицинского осмотра;
- получение справок и выписок.
Если иностранцы являются усыновителями, то они оплачивают все расходы, а также оплачивают определенную сумму за то, что берут на воспитание ребенка. Она составляет от 150 до 400 тысяч рублей. Поэтому, если одного ребенка хотят усыновить русские и иностранцы, приоритет отдается гражданам другой страны.
Миротворцы ООН и правильные книжки
Дети между собой, конечно и ругаются, и даже, бывает, дерутся. Старшие обычно пытаются разрулить ситуацию. Иногда нам с женой приходится выступать в роли третейских судей, или когда кто-то кому-то нанёс «смертельную обиду», приходится вводить голубые каски ООН — миротворческие подразделения. И наводить порядок: «Так, Андрюш, ты пошел туда, Вик, ты пошла туда. Успокоитесь, после будете разговаривать».
Если Андрюша ломает игрушечные машинки, то кровные, старшие, разбивают машинки полноразмерные. Им уже под тридцать.
Узнав, что мы собираемся взять ребенка из детдома, они изумились: «Предки, чего вы творите?! С ума сошли?» А потом как увидели Вику — влюбились бесповоротно. Затем появились остальные дети, в которых старшие души не чают. Они сами все никак не женятся. И тут, видимо, такой отцовский инстинкт срабатывает пока нереализованный.
Самый старший сын периодически приезжает, читает им книжки, по его утверждению, правильные. Я, правда, не понял, чем они отличаются от неправильных, и по какому принципу он делит обычные детские произведения. Но — сын ко всему подходит очень продуманно, тщательно книги отбирает, скачивает в электронную книгу, привозит и читает.
Как найти ребенку наставника
За пять лет «Наставничество» из одного проекта разветвилось в несколько. Есть направление профориентации для подростков, отдельный проект курирует мальчиков, которых воспитывает только мама, проходят специальные мероприятия для сирот-выпускников, ставших студентами, которым, однако, еще нужна поддержка.
– Например, в проекте «Шаг в будущее» дети вместе с наставником проходят стажировки по своей специальности в ресторанах, лечебном центре, «Академии холода». Они понимают, что наш проект – это отличная возможность для роста и стараются брать по максимуму. Посещают все тренинги, мастер-классы, учатся строить отношения на стажировке, даже переводятся на индивидуальную форму обучения, чтобы оттачивать мастерство. В этот момент, я считаю, они учатся быть ответственными за свою жизнь. Многие ребята говорят, что растут не только в профессии, но и меняются внутренне. Конечно, так понимают и действуют не все. Кто-то предпочитает привычный образ жизни потребителя, не думая о будущем. Это тоже выбор.
Сейчас я осознаю, что те, первые, наставники были не совсем готовы для такой работы, оказалось, что их тоже нужно опекать, – объясняет Юлия. – Теперь мы взяли взрослых и подготовленных наставников из центра «Семья», из тех, кто прошел школу приемных родителей. Это, как правило, семейные люди, прошедшие обучение, чтобы взять ребенка в семью. Мы их тщательно отбирали, а нам помогали психологи из центра «Семья». Сейчас в проекте девять наставников, один уже в начале проекта оформил для ребенка гостевой режим, остальные – в процессе.
Иногда, замечает Юлия, контакта подростка с наставником не происходит, и труднее это переносится именно наставником, потому что подросток пока не замотивирован на общение. Иногда общение долго не складывается, но через несколько лет наставник становится самым лучшим человеком для подопечного.
Усыновление ребенка из дома малютки
Существует несколько причин для усыновления или удочерения:
- отсутствие возможности завести собственных детей;
- медицинские показания против беременности и родов;
- родители действительно хотят усыновить младенца;
- желание подарить кому-то свою заботу;
- необходимость воспитывать своего внука, как ребенка, так как дочь не может этого делать из-за того, что рано родила или умерла при родах;
- иные причины.
Младенец в доме малютки
Чаще берут новорожденных детей, так как они могут принять приемных родителей, как своих. Таким образом, возможно скрыть факт усыновления, что позволит снизить вероятность развития комплексов. Дети негативно относятся к тому, что их усыновили, а их сверстники могут жестоко относиться к ним.
Гуашь в стиральной машине
Такое, что опускаются руки, кажется, «все, больше не могу», наверное, чаще бывает у нашей мамы. Например, она поставила стирать белье, и кто-то в последней момент бросил в машинку банку гуаши. Тут, конечно, на маму смотреть страшно. Трудно ей приходится. Еще учитывая её характер, её тягу к порядку. Вместо порядка она натыкается на полный хаос.
Хотя детей подружить с порядком пытаемся. На уровне — пошел мыться, старую пижаму кинул в корзину для грязного белья. По мере взросления, усвоения, «задания» усложняются. Приучить детей нельзя, можно только научить.
К концу мая накапливается усталость, ждем, когда учебный год закончится. Бывает, что можем с женой и поругаться. Тогда я говорю: «Дети, вышли вон из комнаты, нам надо поругаться!» Дети особенно по этому поводу не переживают, могут только сказать: «Не ходи туда, там папа с мамой ругаются».
Каких-то семейных традиций не припомню. Я не понимаю их смысла, не может вся семья дружно хотеть сделать что-то одно. При таком разбросе возрастов. Из всего прочего, очень все любят ездить куда-нибудь путешествовать. Достаточно дать команду, вся семья готова, не одеваясь, не собираясь, залезать в машину и мчаться куда угодно.
Тайна усыновления
Чтобы ребенок считал себя родным и отношения в семье не осложнялись тем, что усыновленный ребенок узнал о своем появлении в семье, УК РФ содержит статью 155, согласно которой должна быть соблюдена тайна усыновления.
Круг лиц, осведомленных об этой щепетильной юридической процедуре, узким не назовешь: это работники ООП, дома малютки, суда. Чтобы исключить человеческий фактор и опасность разглашения, законом разрешено менять не только ФИО ребенка, но и дату рождения, и даже место рождения. Разница в сроке между фактической и вымышленной датами рождения не должна превышать трех месяцев.
Разумеется, тайна усыновления имеет смысл, когда берут кроху в роддоме или в доме малютки, а если взяли из приюта ребенка, который помнит уже многое и осознает, что это не те люди, которые его родили, то нет смысла в создании вокруг факта усыновления ореола таинственности.
Хроническое непослушание
Ребенок вообще не выполняет самые элементарные просьбы и указания родителей, и, естественно, это ужасно раздражает взрослых. Они чувствуют свою беспомощность, когда не могут сподвигнуть ребенка к самым простым вещам — вымыть руки, почистить зубы, пойти завтракать.
Почему?
Объясняется это тем, что у ребенка нет нормальной модели отношений, когда родитель главный, он защищает ребенка, заботится о нем, дает еду, тепло, одежду. В своей кровной семье ребенок имел другую модель, другую систему координат — от взрослых исходила не забота, а опасность (например, мальчика или девочку могли продать за дозу, и у нас есть такой подопечный), ребенок привык сам отвечать за себя и сейчас просто не понимает, почему нужно слушаться. Здесь нужна специальная работа.
История:
В приемную семью Маша попала в три года. Ей было 14 лет, когда ее мама обратилась в фонд за помощью. Девочка перестала быть управляемой — прогуливала школу, постоянно угрожала побегами, говорила о суициде. Родители подумали, что это подростковый кризис, а психологи, пообщавшись с Машей, выяснили: она очень болезненно воспринимает отсутствие знаний о кровной семье, без этой информации считает себя неполноценной и обвиняет приемную маму. «Раз она ничего не делает, чтобы найти моих родных, значит, недостаточно любит», — сказала она специалистам.
А дальше была детективная история поиска семьи. Оказалось, что когда Анна и Олег забирали Машу из детдома, им сказали, что ее родная мама погибла и кровных родственников нет. Помог случай: специалист перечитывал личное дело девочки и нашел название деревни, откуда родом мама. Он позвонил в сельскую школу, и так мы вышли на семью, а дальше случилось совсем непредвиденное: мама была жива.
Ребенок был внебрачным, мама собралась отказываться от него, и врач предложил: «Хочешь, я скажу родственникам, что ребенок погиб при родах?» И он сказал, мама написала отказ, а родственники думали, что ребенок погиб, и все эти годы молились об упокоении младенца.
Мы организовали и модерировали знакомство девочки с кровной семьей, но Маша осталась в приемной, это был ее выбор. Сейчас она нормально общается и с кровной мамой, и с приемной. И внутренний дискомфорт исчез.
Конечно, причины такого дискомфорта и постоянной тревоги ребенок сам обычно не может распознать (особенно если он еще маленький), как и объяснить свое поведение. Тут может помочь только профессиональный психолог.
Если бы чиновники повернулись к нам
В марте 2019 года проект «Наставничество» вошел в число лучших проектов Тюменской области за период 2016-2017 гг. по версии япосещаю.рф. Сегодня он признан успешной моделью, стабильной и хорошо налаженной и уже получил два президентских гранта. И только на эти деньги проект существует.
– Нам предлагают на примере нашей работы создать региональную модель наставничества и транслировать свой опыт на территории Тюменской области. Хочется предложить наработки, нас приглашают в бывшие союзные республики – Узбекистан, Армению, Киргизию. Активисты и органы власти там хотят заниматься этим, а мы готовы рассказать о технологии и помочь. И было бы замечательно, если бы чиновники повернулись к нам, и их отношения были бы партнерскими, а не на уровне указаний сверху. Всегда воодушевляет обратная связь от детей, от жителей города Тюмени. Пять лет прошло, и мне очень приятно видеть, какими хорошими людьми они стали сегодня. Это именно то, ради чего мы и создали «Наставничество».
Елена Сидорова
Фото из личного архива Юлии Фатхуллиной
«Умственная отсталость» или «задержка развития» детей
Часто бывает, когда ребенок из детского дома не знает, не умеет или не понимает большую часть совершенно элементарных вещей, которые для его «домашних» сверстников совершенно естественны. Например, что грязную одежду не выбрасывают, а стирают, или что родители уходят на работу, приходят, на заработанные деньги покупают в магазине еду, готовят ужин — так устроены товарно-денежные отношения. Когда уже достаточно взрослый ребенок не знает, что такое времена года, все, кто не знаком со спецификой таких детей, думают: «У ребенка, мягко говоря, задержка развития или умственная отсталость».
Почему?
Это просто наследие прошлой жизни, а не органическое поражение головного мозга. В кровной семье ребенком никто не занимался, а в детском доме он просто не видел, как мама ходит на работу и покупает продукты, в столовой ему давали готовую еду, он не знает, что такое мыть посуду. Но эта задержка развития абсолютно компенсируемая, все пробелы можно быстро наверстать. И приемный родитель должен быть к этому готов.
Многим кажется, что раскачивание перед сном или просьбы вполне взрослых детей купить им бутылки с сосками — еще одно проявление умственной отсталости. Это классические последствия детского одиночества, никакого отношения к умственным способностям не имеющие. Попав в семью — естественную среду выращивания — ребенок пытается компенсировать этапы, не прожитые в раннем детстве, добирает недоданные объятия, заботу, сживается с ощущением защищенности. И если приемный родитель прошел нормальную подготовку, то такой период обычно переживается достаточно легко.
История:
Все восемь лет своей жизни Аня провела в доме-интернате. Она была «отказницей с рождения», а потенциальных усыновителей отпугивал ее диагноз — у девочки обнаружили тяжелую патологию центральной нервной системы, в результате которой Аня не могла ходить и постоянно пользовалась памперсами. Главным аргументом для ее будущей приемной мамы Ларисы стали слова сотрудников детдома: «Девочка интеллектуально сохранна».
Первые месяцы дома мама провела за консультациями: хотела понять возможности для лечения и реабилитации. Все визиты к врачам Аня переносила спокойно, никогда не плакала и не кричала.
Напрягалась Лариса из-за двух моментов. Во сне дочь постоянно сосала палец, из-за чего на нем образовалась незаживающая болячка. А дома у нее резко портилась дикция, Аня коверкала слова. Когда Лариса переспрашивала, девочка плакала, дело доходило до истерики. Наложилась и другая проблема — Лариса не могла уговорить дочь заниматься развивающими играми. Аня только раскрашивала картинки, да и то сильно «не по возрасту» (для детей 3 лет, очень простые и яркие).
Психолог не выявил у девочки отставания в развитии и каких-либо интеллектуальных нарушений и объяснил Ларисе причину такого поведения
Оказалось, дома, в семье, девочка пытается «отыграть» период раннего детства, когда она была лишена защиты и заботы мамы, прожить младенчество и получить от мамы именно то внимание, которое оказывают младенцу. Поэтому и были слишком детские занятия, сосание пальца по ночам и нарушения речи
С Ларисой и Аней начали работать психологи: маме снимали повышенную тревожность и обучали спокойному отношению к поведению ребенка, а девочке помогали пережить травму оставленности и вернуться в возрастную норму. Через несколько месяцев ситуация нормализовалась.
Как получить заключение в органах опеки?
Главным документом, на основании которого осуществляется усыновление, является заключение, выдаваемое отделением опеки. Кандидат может получить его в течение 10 дней со дня обращения в госорган.
Направить заявление можно следующими способами:
√ напрямую специалисту органов опеки;
√ через многофункциональные центры;
√через сайт Госуслуг.
С момента регистрации заявления специалисты отправляют запросы на получение документов в госорганы и определяют дату посещения жилплощади заявителя. В день посещения будущий усыновитель должен находиться дома и иметь возможность передать полный пакет документов в оригинале ответственным лицам, в случае если данные подавались в электронном виде.
Органы опеки принимают решение, согласно всем предоставленным сведениям. После рассмотрения документов и проверки жилья выдается заключение об удовлетворении или отказе в удовлетворении усыновления ребенка/детей из детдома.
Пример:
Марина Сергеевна обратилась в судебную инстанцию с целью обжалования отрицательного решения в выдаче заключения, принятого местной администрацией. Женщина изъявила желание усыновить внучку, оставшуюся сиротой после гибели родителей. Органы опеки приняли решение отказать бабушке в удовлетворении требований ввиду отсутствия соответствующего уровня дохода. Согласно СКРФ суд счел отойти от установленного законом минимального дохода заявителя в интересах ребенка, вследствие чего принял решение удовлетворить ходатайство заявительницы, поскольку ее доход ниже прожиточного всего на 500 рублей, и обязать органы опеки выдать Марине Сергеевне заключение о возможности усыновления.