Статья 6. ограничения, устанавливаемые на оборот гражданского и служебного оружия

Основные ограничения в обороте

Отобразим особенности по запретам таблицей:

Разновидности и действия Ограничения и запреты
Гражданское и служебное Запрещен оборот следующего:

· огнестрельного: с длинным стволом для магазинов на 10 мест, с гладким – сделанному под патроны для нарезного, а также переделанного (приспособленного) под иные объекты (предметы);

· кастеты и другие приспособления для ударов и дроблений;

· любые объекты с радиоактивным и нервнопаралитическим воздействием;

· с клинком и лезвием более 90 мм с извлечением из рукоятки с автоматической фиксацией;

· с ограничениями к поражению от 91 Дж, используемого в гражданских, и от 150 Дж – в служебных целях.

Запреты по действиям
Стрельба и хранение не в границах спортобъектов · спортивное нарезное огнестрельное и пневмо с силой от 7,5 Дж и калибром от 4,5 мм;

· спортивное с клинком, метательное;

· арбалеты, луки, за исключением использования для изучения животного мира, профилактике их болезней.

Ношение, перевозка заряженной пневматики в населенных пунктах, а также стрельба на таких территориях Все независимо от характеристик
Пересылка
Приспосабливать механизмы для ночного видения на гражданских и служебных образцах, а также их реализация
Ношение Касается любых видов и таких обстоятельств:

· во время публичного шествия, митинга, собрания;

· находясь в опьянении;

· в заведениях сферы развлечения, продающих алкоголь в ночное время.

Уничтожение или приведение в негодность Экземпляры, обладающие культурной ценностью

Существенные изменения, вносимые в закон в период его действия

Длительное время изменения, вносимые в рассматриваемый федеральный закон, не имели существенный характер, как-либо значительно меняющий основные его положения.

Значимым дополнением являлось принятие федерального закона от 31. 05.2010 № 111-ФЗ, которым устанавливался порядок приобретения и хранения спортивного оружия. Основным же новшеством являлось то, что оно стало классифицироваться в соответствии с дульной мощностью. Спортивный инвентарь, имеющий энергию менее 7,5 Дж, не подлежит регистрации в ОВД, что значительно упростило жизнь гражданам, занимающимся профессиональным и любительским спортом.

В последующие годы в данный нормативный акт вносились изменения, напротив, существенно ограничивающие право граждан на его приобретение и владение.

Так, федеральным законом от 19.07.2018 года № 219-ФЗ и рядом иных нормативных актов было установлено, что граждане обязаны пройти ряд обучающих курсов, в том числе и по оказанию первой медицинской помощи. Также законодательно предусмотрено тестирование владельцев оружия на наркотические и психотропные вещества. Проверку следует проходить 1 раз в год.

Все вышеперечисленные меры направлены на создание у граждан более ответственного отношения к владению специальными средствами в целом, а также на недопущение попадания их в руки лиц, которые могут его применить в противоправных целях.

Юрист Лаврентьев Александр Валерьевич.

Статья 9. Лицензирование приобретения, экспонирования и коллекционирования оружия и патронов к нему

Приобретение, экспонирование и коллекционирование оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации подлежат лицензированию, за исключением случаев, установленных частью шестой настоящей статьи.

Лицензии на приобретение, экспонирование и коллекционирование оружия и патронов к нему выдаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере оборота оружия, или его территориальными органами на основании заявлений граждан Российской Федерации. Срок действия лицензии на приобретение оружия и патронов к нему — шесть месяцев со дня выдачи лицензии. Лицензии на экспонирование и коллекционирование оружия и патронов к нему действуют бессрочно.

Заявление о выдаче лицензии рассматривается указанными органами в течение месяца со дня его подачи. В заявлении указываются сведения о видах оружия, которое планируется приобрести, и мерах, принятых для обеспечения учета и сохранности оружия. Заявитель также обязан представить учредительные документы юридического лица или документы, удостоверяющие личность гражданина, и другие предусмотренные настоящим Федеральным законом документы. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере оборота оружия, или его территориальный орган запрашивает также в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, выписку из единого государственного реестра юридических лиц (сведения, содержащиеся в ней), если указанная выписка не была представлена заявителем по собственной инициативе.

Основаниями для отказа в выдаче лицензии являются:

непредставление заявителем необходимых сведений либо представление им неверных сведений;

невозможность обеспечения учета и сохранности оружия либо необеспечение этих условий;

другие предусмотренные настоящим Федеральным законом основания.

В случае отказа в выдаче лицензии указанные органы обязаны в письменной форме проинформировать об этом заявителя с указанием причин отказа. Отказ в выдаче лицензии и нарушение сроков рассмотрения заявления могут быть обжалованы заявителем в судебном порядке.

Приобретение, экспонирование и коллекционирование оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации не подлежат лицензированию в случае:

приобретения оружия государственными военизированными организациями;

приобретения спортивного пневматического оружия с дульной энергией не более 7,5 Дж и калибра до 4,5 мм включительно юридическими лицами, занимающимися производством оружия или торговлей им (далее — юридические лица — поставщики), спортивными организациями и образовательными организациями;

приобретения, экспонирования и коллекционирования государственными и муниципальными музеями оружия, имеющего культурную ценность, в целях, определенных законодательством Российской Федерации о Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации;

приобретения списанного оружия и охолощенных патронов;

приобретения спортивного и охотничьего холодного клинкового оружия;

приобретения охотничьего метательного стрелкового оружия.

Порядок приобретения, коллекционирования, экспонирования, учета, хранения, перевозки и транспортирования оружия, имеющего культурную ценность, государственными и муниципальными музеями устанавливается Правительством Российской Федерации.

Старинное (антикварное) оружие, копии старинного (антикварного) оружия, реплики старинного (антикварного) оружия и холодное оружие, имеющее культурную ценность, имеют право приобретать юридические и физические лица, имеющие лицензию на коллекционирование оружия.

Оружие, указанное в абзацах втором — шестом части шестой и части восьмой настоящей статьи и части четвертой статьи 13 настоящего Федерального закона, не подлежит регистрации в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном в сфере оборота оружия, или его территориальном органе.

Кто может приобрести

Закон дает право на покупку и использование рассматриваемого вида товара таким субъектам:

  • военизированным организациям;
  • юрлицам (не только государственным, но и частным), созданным для специальных целей, которые предусмотренные в их Уставе, а также таковым, являющимися поставщиками;
  • коллекционерам и занимающимися экспонированием (выставками и пр.);
  • спортклубам и охотхозяйствам;
  • разводчикам коней и оленей;
  • геологоразведочным, природоохранным отделениям РАН на Крайнем Севере или в приравненных регионах;
  • рыболовецким организациям;
  • организациям системы образования;
  • гражданам РФ и иностранцам.

Изменения в 2020 году

За последние 3 года, и по состоянию на сегодняшний день изменения коснулись таких положений:

  • введены обязанности касательно прохождения сотрудниками образований с соответствующими уставными целями перед выдачей курсов и занятий по подготовке;
  • ужесточены требования к вышеуказанной категории по медосвидетельствованию (ежегодная проверка в нарколога и психиатра);
  • установлен окончательный перечень документов для лицензии для граждан РФ и перечислены ограничения для ее получения;
  • расширены случаи аннулирования разрешений (ст. 26)
  • Статьи №№ 19, 20, 24: предусмотрена передача отдельных клинковых экземпляров во владение уходящим из службы, их наследование, дополнены нормы о ношении.

Какие были внесены изменения?

Статья 1 ФЗ 150 описывает, что включает в себя понятие «оборот оружия».

Статья 6 ФЗ 150 устанавливает все виды изделий, оборот которых в качестве гражданского и служебного оружия по закону запрещен на территории Российской Федерации. Помимо этого обозначены виды, запрещенные для:

  • хранения и использования вне спортивных объектов;
  • перевозки и ношения в границах населенных пунктов;
  • использования в целях самообороны.

Также законом запрещены

  • Перевозка изделий;
  • Изменение устройства изделия путем установки на гражданское и служебное оружие так называемых глушителей и прицелов ночного видения;
  • Передача патронов лицам, официально не владеющим соответствующим изделием;
  • Уничтожение и порча предметов вооружения, имеющих культурную ценность.

Статья 26 ФЗ 150 предписывает порядок аннулирования лицензий на приобретение, а также разрешений на хранение и ношение оружия. Основаниями для подобных изменений могут выступать добровольный отказ, смерть собственника, ликвидация юридического лица, соответствующее судебное решение, аннулирование охотничьего билета, а также возникновение других предусмотренных законом обстоятельств.

В 2017 году в ФЗ 150 были внесены многочисленные изменения, в той или иной степени коснувшиеся следующих девяти статей закона: 5, 16, 17, 19, 20 и 24. В том числе в последней редакции, вступившей в силу 01.10.2017, изменения отразились в статьях № 9, 13 и 23.

Рассмотрим их подробнее:

  • Статья 9 ФЗ 150. Согласно последним изменениям в законе, отныне ограничение действия лицензии сроком в 6 месяцев со дня выдачи распространяется только на приобретение оружия и патронов, в то время как лицензия на экспонирование и коллекционирование не имеет ограничения по времени;
  • Статья 13.1 ФЗ 150. В целях ведения экспертно-криминалистического учета и обновления информационной базы Всероссийской коллекции пуль, гильз и патронов со следами оружия, из гражданского оружия с нарезным стволом с определенной периодичностью должен проводиться контрольный отстрел. Согласно последним изменениям, внесенным в статью 13.1 п.2 закона, организациям, предприятиям и учреждениям отныне необходимо осуществлять контрольный отстрел при продлении лицензии на хранение и использование раз в 15 лет, а не 5, как было раньше. Гражданам Российской Федерации согласно изменениям в законе, также предписано осуществлять отстрел один раз в 15 лет (ст. 13.1. п.6). Пункт 8 утратил силу.
  • Статья 23 ФЗ 150 была переименована и изложена в новой редакции. Название статьи стало более обобщающим: «Государственная пошлина, взимаемая за юридически значимые действия в сфере оборота оружия». К таковым относятся: выдача лицензии на приобретение, разрешение на хранение и (или) ношение, ввоз и вывоз из Российской Федерации и т.д. Согласно внесенным изменениями, размеры и порядок выплаты государственной пошлины определяются законодательством о налогах и сборах Российской Федерации.

Скачать действующую редакцию ФЗ 150

Принимая решение о приобретении оружия, какова бы ни была цель его покупки, — охота, спортивные тренировки, защита частной собственности, здоровья и жизни, — необходимо понимать, что шаг этот сопряжен с высокой степенью ответственности. Изучение закона об оружии в последней редакции, учитывающей все внесенные в закон изменения, позволит последовательно и грамотно оформить необходимые для получения лицензии, разрешения и др. документы, а после — владеть изделием, не нарушая положений закона.

Бесплатная консультация юриста по телефону:

8 (804) 333-01-43

Статья 3. Гражданское оружие

К гражданскому оружию относится оружие, предназначенное для использования гражданами Российской Федерации в целях самообороны, для занятий спортом и охоты, а также в культурных и образовательных целях. Гражданское огнестрельное оружие должно исключать ведение огня очередями и иметь емкость магазина (барабана) не более 10 патронов. Ограничение емкости магазина (барабана) не распространяется на спортивное оружие, требования к составным частям которого определяются правилами видов спорта и (или) положениями (регламентами) о спортивных соревнованиях, принятыми общероссийскими спортивными федерациями, аккредитованными в соответствии с законодательством Российской Федерации, по одному или нескольким видам спорта, связанным с использованием спортивного оружия. При использовании гражданского огнестрельного оружия ограниченного поражения должна быть исключена возможность выстрела из него патронами, в том числе метаемым снаряжением, используемыми для стрельбы из боевого ручного стрелкового оружия, служебного нарезного оружия и гладкоствольного огнестрельного оружия, гражданского нарезного оружия и гладкоствольного длинноствольного огнестрельного оружия. Дульная энергия при выстреле из гражданского огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия патронами травматического действия не должна превышать 150 Дж, а из гражданского огнестрельного оружия ограниченного поражения — 91 Дж. Гражданское оружие и патроны к нему должны соответствовать криминалистическим требованиям, установленным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, согласованным с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере оборота оружия, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере технического регулирования и обеспечения единства измерений.

Гражданское оружие подразделяется на:

1) оружие самообороны:

огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие с патронами к нему, в том числе с патронами травматического действия;

огнестрельное оружие ограниченного поражения (пистолет, револьвер, огнестрельное бесствольное устройство отечественного производства) с патронами травматического действия, патронами газового действия и патронами светозвукового действия;

газовое оружие: газовые пистолеты и револьверы, в том числе патроны к ним, механические распылители, аэрозольные и другие устройства, снаряженные слезоточивыми или раздражающими веществами, разрешенными к применению федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения;

электрошоковые устройства и искровые разрядники отечественного производства, имеющие выходные параметры, соответствующие обязательным требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании;

2) спортивное оружие:

огнестрельное с нарезным стволом;

огнестрельное гладкоствольное;

холодное клинковое;

метательное;

пневматическое с дульной энергией свыше 3 Дж;

3) охотничье оружие:

огнестрельное длинноствольное с нарезным стволом;

огнестрельное гладкоствольное длинноствольное, в том числе с длиной нарезной части не более 140 мм;

огнестрельное комбинированное (нарезное и гладкоствольное) длинноствольное, в том числе со сменными и вкладными нарезными стволами;

пневматическое с дульной энергией не более 25 Дж;

холодное клинковое;

охотничье метательное стрелковое оружие, не имеющее механизмов фиксации упругих элементов в напряженном состоянии (лук) и сила дуги которого составляет более 27 кгс либо имеющее механизм фиксации упругих элементов в напряженном состоянии (арбалет) и сила дуги (дуг) которого составляет более 43 кгс (далее — охотничье метательное стрелковое оружие);

4) сигнальное оружие;

5) холодное клинковое оружие, предназначенное для ношения с казачьей формой, а также с национальными костюмами народов Российской Федерации, атрибутика которых определяется Правительством Российской Федерации;

6) оружие, используемое в культурных и образовательных целях:

оружие, имеющее культурную ценность;

старинное (антикварное) оружие;

копии старинного (антикварного) оружия;

реплики старинного (антикварного) оружия;

списанное оружие.

Статья 5. Боевое ручное стрелковое и холодное оружие

К боевому ручному стрелковому и холодному оружию относится оружие, предназначенное для решения боевых и оперативно-служебных задач, принятое в соответствии с нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации на вооружение федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере оборота оружия, в сфере частной охранной деятельности и в сфере вневедомственной охраны, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, а также по контролю и надзору в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области разведывательной деятельности, федерального органа исполнительной власти в области государственной охраны, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего специальные функции в сфере обеспечения федеральной фельдъегерской связи в Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а также правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в области таможенного дела, федерального органа обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации, прокуратуры Российской Федерации, Следственного комитета Российской Федерации (далее — государственные военизированные организации), а также отнесенное к продукции военного назначения в соответствии с законодательством Российской Федерации о военно-техническом сотрудничестве с иностранными государствами.

Образцы боевого ручного стрелкового оружия и патронов к нему, конструктивные параметры которых относительно уже принятых на вооружение аналогов не увеличивают их поражающую силу, а также холодное оружие принимаются на вооружение руководителями государственных военизированных организаций в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Порядок оборота боевого ручного стрелкового и иного оружия, боеприпасов и патронов к нему, а также холодного оружия в государственных военизированных организациях определяется Правительством Российской Федерации.

Суть ФЗ «Об оружии»

Более 20 лет назад Государственной думой Российской Федерации был принят основной нормативный акт, который, по своей сути, предоставил гражданам страны реальное право на самооборону. Это федеральный закон «Об оружии» от 13.12.1996 № 150-ФЗ. Данный правовой акт действует и по настоящее время.

Рассматриваемый закон регулирует отношения в сфере оборота различных видов оружия, патронов и боеприпасов. Этим нормативным актом дается определение соответствующему термину, а также приводится подробная классификация оружия в зависимости от сфер его применения. Также подробно отрегулирована процедура получения лицензии и иные вопросы, связанные с его владением.

Общая информация

Основная цель существования этого акта раскрыта в его преамбуле: обеспечение защиты жизни и здоровья людей, охраны общественной безопасности.

Чтобы достигнуть этой цели, законодатель подробно рассмотрел следующие вопросы:

  1. Оборот оружия и патронов.
  2. Их производство.
  3. Последующая реализация.

Действие нормативного акта распространяется и на служебное, и на гражданское оружие. Из закона можно почерпнуть информацию об основных видах используемого оружия, их особенностей.

Изначально в ФЗ содержалось только требование о том, чтобы для покупки оружия у гражданина была лицензия. Однако впоследствии эта норма была дополнена, и теперь лицензирование требуется и для производства, разработки и последующего хранения таких вещей.

На заметку! Купить оружие вправе как граждане России, так и иностранцы. А вот для юридических лиц предусматриваются ограничения, обзавестись собственным оружием могут только несколько фирм.

В акте четко оговорено, кто именно может стать владельцем оружия. В частности, закон предъявляется требования к возрасту и состоянию здоровья человека.

Согласно правовому акту, воспользоваться приобретенным оружием можно только в двух случаях:

  1. При наличии крайней необходимости.
  2. Для обеспечения обороны.

Последние новости об изменениях

В этом году законодательство претерпело существенные изменения. Смысл внесенных поправок заключается в следующем: теперь владельцы огнестрельного оружия с длинным стволом, вправе самостоятельно снаряжать к нему патроны. Проведение такого мероприятия возможно исключительно при выполнении двух условий:

  1. Наличие у человека разрешения на ружье.
  2. Снаряжать патроны можно только для последующего личного использования.

Человек, который впервые покупает данный вид оружия, обязан пройти специальное обучение, в ходе которого ему расскажут, как правильно самостоятельно безопасно снарядить патроны.

Исключение из этого правила действует только в отношении людей, которые проходят службу в госучреждениях.

Если человек не имеет разрешения, то ему не пропадут порох и капсюли. В обязанность продавцов теперь входит производить учет всех продаваемых ими материалов.

Изменений коснулись и правила хранения оружия. Теперь все сопутствующие материалы и само оружие должны храниться в сейфах. Ранее такое требование касалось только самого оружия, теперь там же нужно хранить порох и иные материалы.

Виды оружия и его особенности в обороте

ФЗ 150 с комментариями посвящен регулированию всех правоотношений, возникающих по отношению к оружию. Первое, с чем надо ознакомиться – его разновидности. От этого зависит объем прав и обязанностей субъектов и условий, необходимых для пользования и оборота.

Гражданское

Такими считаются экземпляры, создание которых преследует следующие цели:

  • самостоятельную оборону;
  • использование в спортивных целях;
  • культурное просвещение;
  • охоту;
  • образование.

Особые характеристики должны соблюдать огнестрельные экземпляры данной продукции, а именно:

  • отсутствие возможности осуществлять стрельбу очередями;
  • объем магазинов под патроны – не больше 10 шт.;
  • рамки, в которых находится величина энергии дула: 150 Дж – для гладкоствольных, стреляющих травматическими пулями, образцов; 91 ДЖ – для обладающих ограничениями поражающего действия.
Гражданское
Вид Разновидность
Самостоятельная оборона · огнестрельное;

· газовое;

· электрошокеры.

Для охоты · пневматы;

· клинки, холодное.

Огнестрельное со стволами:

· с комбинациями гладких и нарезных;

· с длинными нарезными;

· гладкими длинными.

Для спорта · огнестрельное нарезное и гладкоствольное;

· холодное, клинки;

· метательное;

· пневматическое.

Обладающее образовательным и культурным значением · старинное, антикварное, а также реплики и копии такого;

· культурные ценности;

· списаннное.

Иное · сигнальное;

· холодное клинковое для ношения с народными костюмами.

Служебное

Таковым является обладающее разрешениями для применения сотрудниками различных силовых и несиловых госорганов и ведомств.

Параметры

  • величина дульной энергии – до 300 Дж, производитель – российский;
  • гладкие длинные, короткие нарезные стволы;
  • с поражающим ограниченным действием травматических пуль.

Требования для того, чтобы такие образцы признавались служебными:

  • отсутствие ведения огня очередями;
  • наличие отличий размеров пуль от боевого (для нарезных экземпляров);
  • следы на гильзе, пуле и процесс их образования должны разниться от таковых от гражданских образцов;
  • магазин объемом до 10 шт.;
  • пули имеют сердечники из мягких металлов (для огнестрельного с гладкими и нарезного с короткими стволами).

Боевое

Данный тип должен быть изначально созданным или переработанным для оперативных, служебных и боевых действий.

Это образцы, принятые на вооружение в силовых и военных структурах (ОВД, войска, армия), а также в частной, вневедомственной, государственной охране, в службах ЧС (для обеспечения безопасности при пожарах, на воде и в подобных обстоятельствах).

А также, кроме вышеуказанного, для деятельности в правоприменительной сфере, в исполнительно-уголовной отрасли, по обеспечению безопасности в судебной сфере, а также для разведки.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector