Статья 27. ограничения оборотоспособности земельных участков
Содержание:
- Основанием для возмещения убытков, могут являться
- Нематериальные объекты к нематериальным объектам относятся:
- Наследование оружия
- Какие вещи называют ограниченными в обороте
- Принудительная процедура изъятия земельного участка для муниципальных нужд
- Оспаривание сервитута на земельный участок
- Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 7 июля 2017 г. № 03-05-04-02/43359 Об отнесении земельных участков к земельным участкам, изъятым из оборота или ограниченным в обороте
- Земли с ограниченной оборотоспособностью
- Способы ограничения оборота земли
- Оборот земель сельскохозяйственного назначения
Основанием для возмещения убытков, могут являться
- Соглашение о временном занятии участка между собственником или лицом в пользу которого заключено соглашение;
- Сервитут;
- Акт органа государственной власти;
- Решение суда;
Убытки, о которых идет речь в настоящем подпункте, возмещаются из бюджетов соответствующих органов, или лицами в отношении которых были установлены ограничения. Для определения убытков министерством экономического развития разработаны целые методические рекомендации. С их помощью Вы можете самостоятельно попробовать рассчитать их размер. Помимо всего прочего стоит также учесть, что Вы вправе предъявить требование о взыскании упущенной выгоды, которая сформировалась в результате установления ограничений, а также компенсации расходов на восстановление земельного участка.
Нематериальные объекты к нематериальным объектам относятся:
результаты
интеллектуальной деятельности, в том
числе исключительные права на них;
информация;
нематериальные
блага;
Все объекты
интеллектуальной собственности
могут
быть разделены на следующие виды:
объекты
смежных прав (фонограммы и передачи
эфира);
объекты
патентного права (изобретения);
средства
индивидуализации предпринимателей
(фирменные наименования и товарные
знаки);
нетрадиционные
объекты;
К нематериальным
благам
относятся
жизнь и здоровье, достоинство личности,
личная неприкосновенность частной
жизни, личная и семейная тайна, право
свободного передвижения, выбора места
пребывания и жительства, право на имя,
право авторства, иные личные неимущественные
права и другие нематериальные блага.
Наследование оружия
Иногда по наследству передаётся оружие. Такое завещание, как правило, предполагает наличие у наследника лицензии на распоряжение таким имуществом. Но случается и так, что соответствующего разрешения на его ношение, хранение или использование нет.
Поэтому, на время оформления разрешающих пользование оружием документов, опасные предметы наследования передаются на хранение в соответствующую структуру внутренних дел. Там же проводится регистрация оружия.
Прежде, чем разрешить гражданину хранить у себя оружие, по его адресу выходит участковый. Он проверяет наличие сейфа для хранения, т.е. способность обеспечить безопасность и исключить бесконтрольное использование такого имущества.
Для того, чтобы вернуть себе, хранящееся в МВД унаследованное оружие понадобятся:
- Заключение медкомиссии, разрешающее владеть оружием. Справка выдается после осмотра окулиста, психиатра, нарколога;
- Паспорт гражданина Российской Федерации;
- Заявление, бланк которого выдаёт специалист МВД;
- Дополнительные документы, требуемые в специфических ситуациях.
В отношении оружия действуют правила, регламентирующие его оборот. В 13 пункте этого документа сказано, что у наследника на продажу оружия есть 1 год.
Делать это он должен только с привлечением юридических лиц, имеющих лицензию на продажу такого товара. Если за 365 дней реализовать наследство не удалось. Оно будет продано на торгах соответствующими органами.
Какие вещи называют ограниченными в обороте
Оборот вещей – это постоянный переход предметов материального мира от одного человека к другому. Государством такой оборот контролируется законодательно. Существуют вещи и предметы, которые можно передавать друг другу, продавать, дарить или завещать без всяких условий.
Но есть вещи, которые по статье 129 ГК РФ, контролируются.
Какая бывает оборотоспособность? Фото:ppt-online.org
Существует отдельный перечень предметов – вещей, оборот которых ограничен как в продаже, дарении, так и в наследовании. Статья 1180 ГК и статья 129 того же кодекса точнее определяют те вещи, которые имеют оборотные ограничения.
К таким вещам относятся:
Оружие. Любое действующее, боевое, спортивное оружие требует специальных разрешений на ношение, сейфа для хранения, документов, подтверждающих психическую адекватность владельца и право на оружие. Если оружие имеет историческую ценность, то приравнивается к коллекционным и тоже требует массу документов и охранной системы.
Наркотические, психотропные вещества и прекурсоры.
Ядовитые и сильнодействующие вещества.
Почетные звания, звания Героя РФ или СССР, медали, ордена, знаки отличия всего исторического военного прошлого и настоящего России.
Уникальные драгоценные и ювелирные изделия.
Камни драгоценные, в том числе и крупный янтарь не зависимо от того находятся они в залежах или в чьей-то собственности, государство выкупает и изымает 8 из 10 частей. Две части, под контролем государства находится в свободном обороте. Какой частью располагают коллекционеры, на самом деле никто не знает.
Драгоценные металлы, кроме золота и серебра, еще и платина – палладий, родий, иридий, осмий рутений
Все эти драгоценные металлы, в любом своем состоянии, начиная от сырьевого вида, залежей, до лома, принадлежат государству, находятся под вниманием и контролем государства, а перечень их регулируется Федеральным законом.
Памятники культуры.
Земельные участки, которые относятся к заповедным или уникальным своими залежами или природными условиями.
Ограничение в оборотоспособности введено в целях государственной, общественной безопасности и сохранности государственного имущества.
Принудительная процедура изъятия земельного участка для муниципальных нужд
В процессе процедуры принудительного изъятия можно выделить следующие этапы.
Принятие решения об изъятии
Первоначально уполномоченный орган принимает решение об изъятии. В данном документе прописываются:
- характеристики участков;
- указание на объекты недвижимости на них;
- цель изъятия;
- ссылка на документы, на основании которых оно осуществляется;
- наименование организации, которая выступила инициатором процедуры (если таковая имеется).
Информирование заинтересованных лиц о предстоящем изъятии
После того как решение принято у властей есть 10 дней, чтобы проинформировать о нем собственников или других заинтересованных лиц. Для этого сведения размещаются на официальном портале и в печатных СМИ. Копия решения в обязательном порядке направляется в Росреестр и собственникам. Владелец участка считается должным образом уведомленным после личного получения копии письма об изъятии или же возврата отправителю заказного письма. Решение об изъятии может быть оспорено собственником через суд в течение трех лет.
Выплата собственнику компенсации в виде выкупной цены.
Возмещение выплачивается собственникам в виде выкупной цены участка. Она определяется по оценке, произведенной на дату принятия решения. При определении цены выкупа учитывается не только кадастровая стоимость участка, но и убытки от изъятия, а также упущенная выгода владельца. Если на участке расположена недвижимость, то в компенсацию включают ее стоимость.
Важно отметить, что при определении величины компенсации не учитываются объекты и их улучшения, которые были совершены на изымаемом участке без разрешения уполномоченных инстанций (например, самострои) или произведенные вопреки положениям договора или разрешенному использованию. Величина возмещения рассчитывается максимум за 60 дней до получения собственником соглашения
Величина возмещения рассчитывается максимум за 60 дней до получения собственником соглашения.
Подписание соглашения об изъятии.
В завершении процедуры собственник участка подписывает с представителями власти соглашение об изъятии. Если на нем расположен объект недвижимости, то в отношении него подписывается отдельный документ.
Далее возможно несколько базовых вариантов развития событий:
- Если собственник согласен с условиями, то он направляет подписанный экземпляр соглашения в уполномоченный за изъятия орган. После чего последний передает документ для регистрации в Росреестр и отметка о правообладателе данного участка аннулируется. Бывшему собственнику остается дождаться поступления выкупной компенсации на свой банковский счет.
- Если он никак не отреагирует на соглашение в течение 3-х месячного срока, то органы госвласти вправе обратиться в суд для принудительного изъятия участка и недвижимости. При получении положительного постановления суда участок изымается для госнужд без согласия собственника.
- Если владелец участка не согласен с предложенными условиями, то он вправе предложить альтернативный вариант с приложением подтверждающих его позицию документов. Обычно главным спорным вопросом становится выкупная стоимость участка. Правообладатель может подтвердить необходимость увеличения выкупной цены, приложив подписанный ранее договор по купле-продаже (заключенный недавно). Также эксперты рекомендуют провести независимую оценку стоимости недвижимости в оценочной компании и приложить ее результаты к встречному предложению. Но стоит учитывать, что расходы по оценке ложатся на плечи собственника.
Раздел имущества в гражданском браке имеет определенные трудности. С чего начать раздел имущества? Узнайте об этом здесь.
Проживание в разных городах не является преградой для развода. Как в этом случае происходит бракоразводный процесс, вы узнаете в нашей статье.
Оспаривание сервитута на земельный участок
Как указывалось, выше, сервитут представляет собой некоторое ограничение прав в использовании земельном участке. Среди сервитутов выделяют частные и публичные.
К публичным относятся сервитут, которые устанавливаются законом или актом государственного органа. Направлен такой сервитут, как правило в отношении неопределённого круга лиц. Среди примера можно выделить ситуацию, когда единственный возможный проход или проезд к пляжу, проходит через Ваш земельный участок.
Частный сервитут устанавливается по заявлению и обращению конкретного заинтересованного лица. Например, можно взять ситуацию, когда проезд к земельному участку заинтересованного лица, проходит через Ваш земельный участок. Устанавливается такой сервитут по соглашению собственников, или в судебном порядке.
Среди основных оснований для оспаривания и как следствия прекращения действия сервитута, можно выделить следующее:
- Отпала необходимость в ограничении права пользования участком. То есть часть земельного участка, в пользование которой было ограничено, не используется заинтересованными на то лицами. В данном случае вполне логично прекращение сервитута земельного участка.
- В связи с установлением сервитута, земельный участок не может быть использован в соответствии с его назначением. Оспаривание проходит по правилам искового производства, путем подачи заявления в суд.
- Возмещения убытков правообладателям земельных участков, права которых ограничены.
Как указывалось, выше существуют различные виды ограничения прав собственников участков. Так, например, по вашему земельному участку может проходить сеть газопровода, или иных линейных объектов. Безусловно данные объекты необходимо обслуживать. Такие действия со стороны организаций в отношении, которых ограничены ваши права, могут негативно сказаться на земельном участке. Так, например, строительная техника, обслуживающая газовую сеть или же сеть водопровода, может разворотить все насаждения, которые находятся в пределах вашего земельного участка. В связи с чем у вас возникает право компенсации убытков, вызванных такими действиями.
Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 7 июля 2017 г. № 03-05-04-02/43359 Об отнесении земельных участков к земельным участкам, изъятым из оборота или ограниченным в обороте
25 июля 2017
Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение по вопросу отнесения земельных участков, предоставленных Учреждением, к земельным участкам, изъятым из оборота или ограниченным в обороте, и применения к данным земельным участкам положений подпункта 1 пункта 2 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Налоговый кодекс) и подпункта 1 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса и сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 389 Налогового кодекса объектом налогообложения земельным налогом признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен земельный налог.
Пунктом 2 статьи 389 Налогового кодекса определен перечень земельных участков, не являющихся объектом налогообложения земельным налогом.
Так, согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 389 Налогового кодекса не признаются объектом налогообложения по земельному налогу земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу подпункта 2 пункта 4 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации (далее — Земельный кодекс) из оборота изъяты земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы.
Для отнесения земельных участков к земельным участкам, изъятым из оборота, необходимо документальное подтверждение нахождения (размещения) для постоянной деятельности в зданиях, строениях, сооружениях, расположенных на земельных участках, Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов.
Данная правовая позиция находит отражение, в частности, в определении Верховного Суда Российской Федерации от 18.10.2016 № 303-КГ16-13304, постановлениях Арбитражного Суда Дальневосточного округа от 02.05.2017 № Ф03-1271/2017, Арбитражного Суда Уральского округа от 02.02.2017 № Ф09-11322/16 и Арбитражного Суда Восточно-Сибирского округа от 10.11.2016 № А33-26001/2015.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенных нужд и не указанные в пункте 4 статьи 27 Земельного кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 93 Земельного кодекса землями обороны и безопасности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, защите и охране Государственной границы Российской Федерации, информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административно-территориальных образованиях, и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным Земельным кодексом, федеральными законами.
Пунктом 2 стать 93 Земельного кодекса предусмотрено, что в целях обеспечения обороны могут предоставляться земельные участки для строительства, подготовки и поддержания в необходимой готовности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов (размещение военных организаций, учреждений и других объектов, дислокация войск и сил флота, проведение учений и иных мероприятий); разработки, производства и ремонта вооружения, военной, специальной, космической техники и боеприпасов (испытательных полигонов, мест уничтожения оружия и захоронения отходов); размещения запасов материальных ценностей государственного материального резерва.
Таким образом, если земельный участок, предоставленный Учреждению на праве постоянного (бессрочного) пользования, соответствует вышеуказанным критериям, то при исчислении земельного налога в отношении такого земельного участка может применяться налоговая ставка в размере, не превышающем 0,3 процента кадастровой стоимости земельного участка.
Директор Департамента | А.В. Сазанов |
Земли с ограниченной оборотоспособностью
Участки земли, владение и эксплуатация которых ограничена, не могут быть предоставлены в частную собственность. Исключение составляют случаи, регламентированные федеральным законодательством.
Ограничение оборотоспособности наделов земли происходит как в отношении объекта, так и применительно к субъекту правоотношений. Так, по первому признаку ограничиваются в обороте земельные участки, находящиеся в муниципальной или государственной собственности и относящиеся к категориям земель, которые:
- принадлежат лесному фонду;
- находятся в границах охраняемых природных площадей;
- содержат муниципальные или государственные водные объекты;
- предоставлены для обеспечения безопасности и обороны, таможенных нужд, оборонной промышленности;
- заняты историко-культурными заповедниками, особо ценными объектами культурного наследия и содержащимися в Списке всемирного и археологического наследия;
- заняты под объекты космической отрасли;
- зарезервированы для государственных или муниципальных потребностей;
- выделены для выпуска наркотических средств и ядовитых веществ;
- отнесены к закрытым территориально-административным образованиям;
- предоставлены для нужд организаций транспорта – речных, морских портов, аэропортов, вокзалов и аэродромов;
- выделены на нужды связи;
- находятся под объектами гидротехнических сооружений;
- подверглись биогенному поражению, загрязнены радиоактивными веществами, опасными отходами. К этой категории относятся и прочие земли, подвергшиеся деградации;
- расположены в первых двух поясах санитарных зон охраняемых водных объектов, которые используются в целях хозяйственно-бытового и питьевого водоснабжения.
ЗК РФ не только определяет, какие земельные участки ограничены в обороте, но и указывает, кто не может стать их собственником. Так, наделы, относящиеся к особо охраняемым природным, приграничным территориям, перечень которых устанавливает Президент РФ, а также земли сельскохозяйственного назначения не могут перейти в собственность:
- иностранных юридических лиц и совместных предприятий с долей иностранного капитала свыше 50%;
- иностранных граждан;
- лиц без гражданства.
Способы ограничения оборота земли
Статья двадцать седьмая говорит о двух способах препятствий их обороту (оборотоспособности): изъятие и собственно ограничение. Далее приводится перечень тех наделов, которые попадают под это определение:
- Особо тщательно защищаемые природные территории, а именно земли, которые находятся в пределах и границах этих территорий, что не были указаны в четвертом пункте той же двадцать седьмой статьи. Лес (участок, занятый им).
- Земли, лежащие в пределах объектов водных ресурсов, что содержатся в местном или государственном фонде.
- Территории, что находятся в границах особенно важных культурных объектов, входящие в культурно-историческое наследственное богатство людей (археолого-исторические заказники и подобные формирования и те, что внесены в перечни мирового человеческого наследия).
- Та земля, что не упомянута в п. 4-ом статьи двадцать семь, но представлена для оборонительных потребностей страны, а также для ее безопасности, дел таможни, военных, нужд и та, что находится внутри рубежей неограниченных в доступе админ. образований (имеются в виду именно территории).
- Места и местности, представленные правительством для налаживания связи, инфраструктуры космических исследований и полетов, находящиеся и занятые для нужд гидротехнических сооружений.
- Земли, занятые под производством ядовитых и наркотических веществ.
- Территории, которые загрязнены ядами, ядохимикатами, веществом, проявляющим радиоактивность либо веществом, которое подверглось радиоактивному загрязнению, биоактивному гниению и биологическому загрязнению. Последняя категория относится именно к понятию деградации земель. Это их обеднение с точки зрения содержания нужных для веществ, организмов (микроорганизмов), соединений и так далее.
- Те земли, что отведены под нужды муниципалитете или государства.
- Участки, которые находятся в 1-ой, а также во 2-ой санитарных зонах водных охраняемых территорий, то есть используемых для питья. Они охраняются для препятствия загрязнения самой нужной жидкости в мире и, как следствия, отравления жителей.
- Земля, предназначенная для связи, в том числе для связи с помощью транспорта. Также к этой подкатегории относят порты моря и реки, либо иного водоема, аэродромы и их вокзалы, сооружение для навигации и аэропорты, сооружения для судоходства, международные транспортные терминалы.
Из всего вышесказанного выходит, что земельные участки ограниченные в обороте – это участки, используемые не для общественных нужд. Они могут стать таковыми, если выполняются такие условия: участок находится в муниципалитете или госсобственности и его значение (целевое использование) определено законом (государством).
Оборот земель сельскохозяйственного назначения
Особенности оборота земельных участков сельскохозяйственного назначения обусловлена их спецификой. Согласно классификации вещей в гражданском праве земли отнесены к непотребляемым и неуничтожаемым объектам.
Однако применительно к землям сельскохозяйственного назначения «потребляемость» включает не только уничтожение в процессе использования, но и возможное ухудшение качества. Земли сельскохозяйственного назначения при неправильной эксплуатации истощаются. Причем, их плодородие впоследствии может восстанавливаться полностью или частично.
Землями сельскохозяйственного назначения признаются земли вне поселений, предоставленные или предназначенные для нужд сельского хозяйства (ст. 77 ЗК РФ). Земли сельскохозяйственного назначения неоднородны и подразделяются на:
- угодья, имеющие плодородный слой (пашни, сенокосы);
- вспомогательные земли, на которых размещены подъездные пути, сельскохозяйственные строения, коммуникации, защитные насаждения и другие подобные объекты.
Плодородные земли, пригодные для растениеводства и животноводства, требуют особого «хозяйского» отношения. Регулирование оборота земельных участков призвано обеспечить:
- стабильное землепользование, по-возможности нечастый переход участков из одних рук в другие;
- невозможность излишнего дробления участков сельскохозяйственного назначения, которое бы препятствовало рациональному землепользованию;
- сокращение к абсолютному минимуму ситуаций, в которых плодородные почвы переводятся в состав земель другой категории.
Основные положения №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» сводятся к следующему:
1. Признание преимущественных прав выкупа. Субъекты РФ и муниципалитеты обладают таким правом в отношении земель сельскохозяйственного назначения во всех случаях, кроме их продажи с публичных торгов (ст. 8). Преимущественное право дольщиков на выкуп долей других участников долевой собственности на участок во всех случаях продажи.
2. Невозможность нахождения земель сельскохозяйственного назначения в собственности иностранцев, иностранных и совместных предприятий (доля иноземного капитала >50%). Иностранные элементы не вправе покупать сельскохозяйственные участки. Если они получают их в порядке правопреемства (наследование, реорганизация), то обязаны продать или реализовать иным способом в течение года. Если этого не произошло, применяется принудительное изъятие (ст. 5, 6 № 101-ФЗ).
3. Установление минимальных размеров вновь образуемых участков из земель сельскохозяйственного назначения. Минимальная площадь искусственно орошаемых/осушаемых земель устанавливается отдельно. Максимальный размер площади сельскохозяйственных угодий в пределах одного муниципального района устанавливается местными властями на уровне >10% общей площади сельскохозяйственных угодий, расположенных на этой территории.
4. Соглашение об аренде сельскохозяйственных земель может быть заключено на срок 3-49 лет. Арендатор, пользовавшийся землей надлежащим образом, обладает приоритетным правом перезаключения сделки. Площадь земель сельскохозяйственного назначения, одновременно арендуемых одним субъектом хозяйствования, не ограничена федеральным законодательством и не может ограничиваться региональным.
Кроме того, законом установлены особенности оборота долей в праве собственности на участки сельскохозяйственного назначения. Не вдаваясь в подробности можно утверждать следующее. Законодатель предоставил дольщикам возможность отчуждать их доли другим участникам долевой собственности или сторонним лицам без выдела участка в натуре. Все это сделано для того, чтобы исключить ненужное дробление сельскохозяйственных участков.