Фз 161 о национальной платёжной системе

Кратко о ФЗ номер 161 статья 9

В данной статье Федерального закона раскрывается тема эксплуатации электронных систем оплаты.

Рассмотрим более подробно положения данной части документа:

Применение электронных средств оплаты может использоваться Исключительно после подписания соответствующего договора
Оператор, который осуществляет принятие, и исполнение электронного платежа Имеет право отказать в услуге клиенту
До того, как будет заключен договор В обязательном порядке оператор информирует обо всем клиента
Оператор обязуется уведомлять своих клиентов О совершении каждой электронной оплаты
У клиента имеется возможность направить соответствующее обращение При утрате платежного инструмента
Все оповещения от клиента или оператора Обязательно должны фиксироваться последним
Клиент вправе получать все необходимые для него документы Относительно электронного устройства оплаты
В случае направления обращения, оно обязательно должно быть рассмотрено в срок Не превышающий 30 дней
Электронное платежное устройство может быть приостановлено При соответствующем обращении от клиента
Если приостанавливается или прекращается действие платежного инструмента Это не может препятствовать переводу денежных средств
Если платежный инструмент используется без согласия клиента Об этом обязательно уведомляется оператор
Если средства с электронной системы были списаны без ведома клиента То оператор обязуется возместить ущерб
Если оплата не была произведена и денежные средства не были переведены То клиенту обязуются возместить сумму транзакции
Если не будет доказано, что клиентом нарушены правила использования электронной системы При этом будут утрачены средства, то они возмещаются
В заключительной части статьи присутствует информация об обязанностях оператора При возмещении средств

При работе с физическими лицами, все переговоры, а также уведомления должны выполняться в тишине, так как речь касается транзакции денежных средств, которые находятся на балансе электронной платежной системы.

161 ФЗ «О национальной платежной системе»: комментарии

Нормативный акт устанавливает, что с определенного момента плательщик теряет право отозвать распоряжение об осуществлении перевода. Он наступает сразу после списания средств со счета или предоставления наличности. Иное правило может предусматриваться в рамках используемой формы расчета или ФЗ. Безусловность перевода наступает в момент исполнения определенных получателем/плательщиком либо другими субъектами условий. К ним, в том числе, относят осуществление встречного направления денег в иной валюте, передачу ценных бумаг, предоставление документов. Безусловность может наступать и при отсутствии каких-либо условий.

Прекращение использования электронного средства

Возможно приостановить или полностью прекратить процесс перевода, если клиент изъявил такое желание. Подобное установлено на законодательном уровне. Чтобы остановить систему, клиенту нужно обратиться к банковскому оператору, и уведомить его о принятом решении.

Электронное средство перестает использоваться по инициативе оператора. Как правило, подобные ситуации возникают, если клиент совершил некие нарушения условий предоставления услуги. При этом приостановка или прекращение использования не избавляет операторов и клиентов от возложенных на них обязательств.

Мнение эксперта
Куртов Михаил Сергеевич
Юрист-практик с 15-летним стажем. Специализируется на гражданском и семейном праве. Автор десятков статей на юридическую тематику.

Исключение составят ситуации, когда перевод денег не осуществился, о нарушениях стало известно до момента отправки средств со счетов отправителя.

История создания национальной платежной системы «Мир»

Непредсказуемые односторонние действия третьих стран в виде разного рода санкций и ограничений показали, что вопрос необходимости обеспечения надежности и бесперебойности расчетов физических лиц на территории Российской Федерации стал особенно очевидным.

Однако первые попытки создания национальной платежной системы были предприняты в России еще в 1993 году, когда группа частных лиц и банковских организаций запустили платежную систему под названием «Юнион Кард». В этот же период своя платежная система появилась и у Сбербанка, она получила название «СБЕРКАРТ» и к 2000 году объединяла 22 банковские организации, обеспечив работу примерно 3 млн пластиковых карт. Если в августе 2010 года Сбербанк принял решение о закрытии этого проекта, то запущенная в конце 1993 года в Новосибирском Академгородке платежная система «Золотая Корона» действует до сегодняшнего дня. Эмиссионный портфель системы на сегодня насчитывает 24 млн карт, включая ко-бейджинговые «Золотая Корона – MasterCard» и «Золотая Корона – UnionPay».

Но, как рассказал профессор кафедры финансов, денежного обращения и кредита факультета финансов и банковского дела (ФФБД) РАНХиГС Юрий Юденков, в 1990-х годах российские банки неоднократно обращались в Банк России с предложением запустить единую национальную платежную систему. Однако Банк России отклонял их из-за отсутствия бюджетных средств, поэтому на тот момент выгоднее оказалось подключиться к международным платежным системам. «Вместе с тем со временем стало понятно, насколько это ненадежно, когда в самый разгар финансового кризиса международные платежные системы отключили обслуживание российских карт в сети банкоматов и торговых точках», – отметил он.

Так, 5 мая 2014 года Президент Российской Федерации подписал Федеральный закон № 112-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О национальной платежной системе» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», согласно которому при осуществлении перевода денежных средств в рамках платежной системы операторами платежных систем, находящимися на территории России, должны привлекаться операционные центры, которые соответствуют требованиям Закона № 161-ФЗ и находятся на территории Российской Федерации.

В связи с чем в июле этого же года было официально зарегистрировано акционерное общество «Национальная система платежных карт» (АО «НСПК»), оператор национальной платежной системы «Мир», 100% акций которого принадлежат Банку России. После чего АО «НСПК» приступило к тестированию собственной технологической платформы для обработки банковских операций, включая транзакции международных платежных систем. Для этих операций использовался операционный и платежный клиринговый центр национальной системы платежных карт. А название «Мир» национальная платежная система получила по результатам всероссийского конкурса.

15 декабря 2015 года Банк России и АО «НСПК» объявили о начале эмиссии карт «Мир». Первыми банками, выпустившими национальные платежные карты, стали Сбербанк России, Газпромбанк, МДМ Банк, Московский Индустриальный банк, РНКБ Банк, Банк «РОССИЯ», Связь-Банк и СМП Банк. В 2016 году более 20 банков успешно завершили тестирование карт платежной системы «Мир» в своей инфраструктуре.

К июлю этого года количество выпущенных российскими банками карт национальной платежной системы «Мир» превысило 10 млн штук.

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ

Примером успешного запуска национальной платежной системы является китайская компания UnionPay International. Она основана при поддержке Центрального Банка КНР, в числе ее акционеров входит более 200 финансовых учреждений. Отметим, что на мировом рынке китайская платежная система выступает абсолютным лидером по количеству выпущенных карт – около 4 млрд. Причем они принимаются к оплате во многих странах мира, включая Россию.

Достоинства платежной системы МИР

Среди самых больших плюсов использования национальной ПС МИР следующие привилегии:

  1. Независимость. В отличие от платежных систем международного уровня, работа ПС МИР не зависит от политических и экономических внешних факторов. Платежные операции по картам МИР, согласно закону 161 ФЗ, безопасны, а держатели данных банковских продуктов всегда имеют бесперебойный доступ к денежным средствам. Ситуация на мировой политической арене и работа международных ПС никоим образом не влияют на финансовую стабильность работы системы МИР.
  2. Безопасность. В виду того, что карты МИР созданы с учетом передовых достижений отечественных разработчиков, ее безопасность находится на высоком уровне.
  3. Простота и быстрота оформления/переход на новый платёжный инструмент.
  4. Выгода. Благодаря наличию программы лояльности, держатели карт МИР могут, оплачивая товары и услуги, получать обратно до 20% потраченных средств.

Как это выглядит

Денежный перевод прикрепляется к электронному письму по той же схеме, что изображение или другой файл. В одно письмо можно «вложить» от 100 руб. до 75 тыс. руб. Как пояснили CNews в Mail.Ru, лимит был продиктован соображениями безопасности, и компания надеется, что большинство пользователей его не заметит.

Пользователь получает уведомление о получении денежного перевода

Чтобы отослать перевод, отправителю нужно создать письмо и нажать на панели инструментов пункт «Отправить деньги». Система запросит номер банковской карты, с которой должны быть сняты средства. Транзакцию нужно будет подтвердить с помощью одноразового SMS-кода, поскольку в системе используется защитная технология 3D Secure. Если намерения отправителя внезапно изменятся, отправку перевода можно отменить.

Со стороны получателя операция выглядит следующим образом. Он получает письмо с уведомлением, что ему пришел перевод. Система запрашивает у него номер банковской карты, на которую можно зачислить средства. У получателя есть на это пять дней с момента отправки перевода, иначе деньги будут возвращены на карту отправителя.

Возврат денег

Владельцы банковских карт часто сталкиваются с проблемами возраста денег, которые были списаны незаконно, или без желания пользователя. Согласно последним поправкам в ФЗ-161, банк, выпустивший карту, обязан обеспечить техническую защищенность финансового инструмента.

Фактически, новые правила ФЗ-161 вводят понятие презумпции невиновности клиента. Это означает, что при возникновении проблемных ситуаций, банк или оператор должны доказать свою непричастность к пропаже средств, и возврат денег осуществляется ими же.

В противном случае, они обязаны возместить пропавшую сумму, а также могут столкнуться с возмещением морального ущерба. Однако сделать это можно, если клиент обратился с заявлением о пропаже средств не позднее следующего дня после того, как был получено сигнал о списании денег.

Об операторе денежных средств

Чуть подробнее стоит рассказать о самом операторе. По сути, именно оператор является основным субъектом рассматриваемого законопроекта. Статья 11 гласит, что профессиональными операторами могут являться либо различные кредитные организации, имеющие возможность заниматься переводами, либо государственные корпорации (вроде «Внешэкономбанка»). Является оператором и непосредственно Банк России.

Статья 12 устанавливает требования к оператору электронных платежных систем. Согласно статье, таким оператором может являться любая небанковская кредитная организация, осуществляющая денежные переводы без открытия специальных счетов в банках. Оператор обязан устанавливать следующие правила к переводу финансов:

  • порядок самой деятельности, связанной с переводом;
  • процесс предоставления клиентам платежных средств и осуществления перевода средств с их использованием;
  • порядок деятельности оператора при привлечении банковских агентов, оказывающих клиринговые (безналичные) услуги;
  • процесс обмена информацией при осуществлении переводов.

Оператор электронных средств может заниматься заключением договоров с другими организациями.

Аналогичные проекты

В ноябре 2013 г. компания «Яндекс» также добавила в свой сервис возможность переводить деньги в по электронной почте. Его отличие, пояснили представители Mail.Ru, заключается в том, что у отправителя должен быть не только аккаунт в «Яндекс.Почте», но и электронный кошелек в «Яндекс.Деньгах». Получить перевод может любой человек, независимо от того, в каком домене находится его почтовый ящик и подключен ли он к «Яндекс.Деньгам».

Для зачисления перевода получателю необходимо указать номер своей банковской карты

«Денежное письмо» отправляется так же, как обычное. Пользователь выбирает адрес получателя, пишет сообщение, но вместо файла прикладывает сумму со своего счета в «Яндекс.Деньгах». Через некоторое время на указанный адрес приходит сообщение о переводе. Сразу после этого получатель может перевести всю сумму в электронный кошелек (если у него есть «Яндекс.Деньги») либо отправить ее на банковскую карту (если «Яндекс.Денег» нет или он просто хочет вывести средства).

В первом случае деньги зачисляются мгновенно, во втором — в течение нескольких рабочих дней (срок зависит от банка, который выпустил карту). Перевести на карту можно только в том случае, если сумма превышает 100 руб. Отправить средства получатель может на карту, выданную любым банком.

Комиссия отправителя за перевод составляет 0,5%, если пользователь отправляет деньги на электронный адрес, который уже привязан к существующему электронному кошельку, и 3%, если адресат «Яндекс.Деньгам» неизвестен.

Короткая ссылка на материал: http://cnews.ru/link/n385581

Общий порядок

До заключения соглашения об использовании электронных платежных средств оператор должен проинформировать клиента обо всех условиях. В частности, ознакомление осуществляется с любыми ограничениями, а также случаями повышенного риска проведения операций. Оператор также обязан информировать о каждом переводе электронных средств. Для этого клиенту направляется соответствующее уведомление. Правила его оформления и отправки устанавливаются в договоре. В обязанности оператора также входит обеспечение возможности направления уведомления о потере электронного платежного средства либо его использовании при отсутствии согласия клиента. Все извещения должны фиксироваться, а соответствующая информация должна храниться в течение трех лет. Оператор обязан предоставлять сведения и документы, связанные с использованием клиентом электронного платежного средства. Правила, в соответствии с которыми это осуществляется, определяются договором. Оператор также должен рассматривать заявления, при возникновении споров в том числе, касающихся использования электронного платежного средства. Клиенту должна предоставляться возможность получать сведения о результатах разбирательства по его обращениям.

Информационное письмо о внесении изменений в Федеральный закон от 27 июня 2011 года № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» (в ред. Федерального закона от 01.05.2017г. № 88-ФЗ)

Уважаемые клиенты, являющиеся получателями пенсий и иных социальных выплат, осуществляемых Пенсионным фондом Российской Федерации! Настоящим ПАО КБ «Восточный» (далее – Банк) информирует Вас о следующем.

В связи с внесением изменений в Федеральный закон от 27 июня 2011 года № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» (в ред. Федерального закона от 01.05.2017г. № 88-ФЗ) (далее – Закон № 161-ФЗ), изменится порядок зачисления выплат за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в том числе пенсий и иных социальных выплат, осуществляемых Пенсионным фондом Российской Федерации, на банковские счета, предусматривающие осуществление операций с использованием платежных карт, физических лиц (код выплат «1» в реквизите 110 распоряжения), а именно:

  • С 1 июля 2017г. при обращении физических лиц (далее – клиент) за открытием банковского счета, предусматривающего осуществление операций с использованием платежных карт, в целях получения пенсий и иных социальных выплат, осуществляемых Пенсионным фондом РФ (далее – выплаты), Банк открывает таким клиентам банковские счета, предусматривающие осуществление операций с использованием только платежных карт «Мир», являющихся национальным платежным инструментом (часть 5 статьи 30.5 Закона № 161-ФЗ).
  • Зачисление выплат на банковские счета клиентов, открытые с 1 июля 2017г., предусматривающие осуществление операций с использованием платежных карт Visa, производиться не будет.
  • В отношении клиентов, получающих выплаты на банковские счета, предусматривающие осуществление операций с использованием платежных карт Visa, открытые до 01.07.2017 г., выплаты будут зачисляться в прежнем порядке до истечения срока действия платежных карт, но не позднее 30.06.2020 г.
  • С 1 июля 2020 г. выплаты всем клиентам будут зачисляться на банковские счета, предусматривающие осуществление операций только с использованием платежных карт «Мир», либо на банковские счета, не предусматривающие осуществление операций с использованием платежных карт (в соответствии с требованиями пункта 2 части 5, части 5.1, пункта 2 части 5.3 статьи 30.5 Закона № 161-ФЗ). При поступлении выплат на банковский счет клиента, предусматривающий осуществление операций с использованием платежной карты Visa, зачисление выплаты на такой банковский счет производиться не будет.

С 01.07.2017 г. – в отношении счетов, открытых с 01.07.2017 г., и с 01.07.2020 г. – в отношении счетов, открытых до 01.07.2017 г., при поступлении выплат на банковский счет клиента, предусматривающий осуществление операций с использованием платежной карты Visa, зачисление выплаты на такой банковский счет производиться не будет. Банк не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления распоряжения на зачисление выплаты, направляет клиенту уведомление с предложением в срок не позднее 10 (Десяти) рабочих дней со дня поступления распоряжения на зачисление выплаты явиться в Банк за получением суммы выплаты наличными деньгами либо представить распоряжение о зачислении суммы выплаты на банковский счет, предусматривающий осуществление операций с использованием платежной карты «Мир», или на банковский счет, не предусматривающий осуществление операций с использованием платежной карты. Если клиент в указанный срок не явился в Банк за получением суммы выплаты наличными деньгами / не представил распоряжение о зачислении денежных средств на иной банковский счет (с учетом указанных выше требований), Банк на 11 (Одиннадцатый) рабочий день осуществляет возврат плательщику суммы выплаты в связи с несоблюдением требований части 5 статьи 30.5 Закона № 161-ФЗ и направляет клиенту уведомление о возврате суммы выплаты плательщику.

Уведомления клиентам направляются Банком способом, предусмотренным договором банковского счета на выпуск и обслуживание банковских карт с физическим лицом. Во избежание случаев неполучения выплат Банк рекомендует заранее, до установленных Законом № 161-ФЗ сроков, открыть отдельный банковский счет, предусматривающий осуществление операций с использованием платежных карт «Мир».

Правила участия

Далее, расскажем о правилах участия в платёжной системе:

  1. Общий порядок, согласно которому перед тем как начать использовать эту систему платежей оператор должен проинформировать своего клиента обо всех условиях, а также всех правах и обязанностях сторон по всем доступным и проводимым операциям. Кроме этого, он должен оказывать всяческое содействие при предоставлении информации о совершенных платежах, а также принимать заявления и обращения.
  1. Обязанности оператора. Обязательства оператора платёжной считаются оконченными с момента поступления денег на счёт. До этих пор оператор обязан предоставлять всю имеющуюся информацию. Основные функции следующие:
  • предоставление сведений о комиссии;
  • предоставление информации относительно курса валюты, при совершении операций в иностранных деньгах;
  • разъяснения по вопросу подачи претензии;
  • предоставление иных значимых сведений.

Особенности переводов. Списание или перевод денежных средств происходит только на основании распоряжения клиента с его согласия (акцепта), которое оформляется как в виде договора, так и в виде отдельного документа (сообщение). При отсутствии согласия оператор в срок не позднее суток направляет требование о его предоставлении. Если согласие получено — операция будет исполнена, если же нет, распоряжение о совершении платежа будет возвращено без исполнения. Перевод возможен только на основании распоряжения клиента за его счёт

При этом неважно происходит он списанием средств со счёта либо путём внесения наличных.
Участие в национальной системе:

  • оказание услуг возможно только после подписания договора;
  • использовать платёжную систему можно только в соответствии с её целевым назначением;
  • недопустимо совершение мошеннических действий и сомнительных операций;
  • обязательно оказание всех услуг, предусмотренных договором;
  • при использовании карты её держатель должен поддерживать счёт в положительном балансе;
  • при наличии заявления возможен перевыпуск пластикового устройства;
  • разрешается использование этой системы не только гражданам и предприятиям РФ, но и иностранным резидентам.
  1. Возврат средств. Названным законом закреплена так называемая презумпция невиновности клиента в отношении незаконного списания денежных средств. Банк должен доказать свою непричастность к совершению операции. В противном случае должна быть возмещена вся сумма и моральные издержки.
  2. Информирование. Если оператор не информирует своего клиента о совершенных действиях, он обязан возместить все суммы, удержанные без согласия. В случае если уведомления отправлялись, а ответа на них не было, компенсация не выплачивается, либо выплачивается только за те суммы, которые были списаны до момента получения извещения о неправомерных действиях.
  3. Названная система не подтверждена в ряде зарубежных стран из-за чего снятие наличных либо оплата покупки при помощи этой карты невозможна.

Читать так же: Закон о госслужбе

Обязательства оператора

Как только деньги поступят на счет, оператор снимает с себя ответственность по переводам.

Пока адресат не получит свои деньги, оператор должен своевременно предоставлять клиентам информационную поддержку касательно всех условий по выполнению услуги. Одним из важнейших критериев является доступность информации. Все представленные сведения должны быть понятными для восприятия.

В целом, функции оператора будут заключаться в следующих моментах:

  1. Ознакомление пользователя с суммой комиссионного сбора и порядком его взимания, если это указано в договоре. Работник банка сразу же сообщает все данные.
  2. Консультирование клиентов относительно определения курса обмена валют, если денежный перевод выполняется в валюте иностранного государства.
  3. Разъяснение моментов, связанных с порядком оформления претензий. Это позволяет установить более доверительные отношения.
  4. Информирование относительно иных значимых при оказании платежных услуг сведений.

Важный момент! Если оператор не выполняет законодательные требования относительно информирования своего потенциального клиента о сумме комиссионных сборов, в ч.4 ст.9 ФЗ-161 предусматривается, что он будет должен возместить обратившемуся к нему человеку всю сумму, о списании которой тот не был осведомлен. Именно такой проект Государственная Дума одобрила.

Общие положения

Как и любой иной нормативно правовой акт, данный Федеральный закон имеет отдельные главы и статьи.

Рассмотрим основные положения действующего закона на территории Российской Федерации:

Глава первая «Общие положения». Здесь речь затронута о функциях нормативно правового акта А также о порядке его применения в современной жизни
Во второй части закона присутствует информация о порядке проведения операций по оплате А также использовании электронных средств транзакции
Третья часть закона содержит информацию о субъектах введенной системы А также выдвигаемые требования к их деятельности
В следующей главе нормативно правового акта речь затронута о к организации А также функционированию платежных систем
Последующая глава содержит информацию о применении национальных карт оплаты Мир
Последующий раздел закона содержит статьи о порядке осуществления надзора В сфере национальной системы оплаты
В заключительной части нормативно правового акта присутствует информация О порядке вступления закона в юридическую силу

В соответствии с данным законом, любой банк, ведущий деятельность на территории Российской Федерации, обязан работать не только с иностранными платежными системами.

Но также активно использовать и программу российского производства, активно предлагая клиенту финансовые продукты российских платежных систем.

Распоряжения клиентов оператора

Новый закон также внес изменения в статью 8 ФЗ №161, которая регулирует порядок приема распоряжений клиентов операторами перевода средств:

  1. Реквизиты для переводов средств теперь могут быть предоставляться в виде кода. Минфин при взаимодействии с ЦБ РФ установит порядок приема закодированных платежей, касающихся бюджетной системы страны и требующих особого учета.
  2. Поставщики приложений для работы с операторами обязаны защищать информацию при переводе средств, согласно третьей части статьи 27 ФЗ №161 (Положение ЦБ РФ №382-П от 09.06.2012).
  3. Оператор не имеет права предоставлять поставщикам приложений информацию о подписях, кодах, паролях и других личных сведениях клиентов.
  4. При работе с поставщиками приложений операторы обязаны:
  • предоставлять клиентам сведения о поставщиках: наименование, место нахождения, условия использования приложений. Информация должна быть доведена до клиента не позднее дня, в который он может воспользоваться приложением, в том числе сведения могут быть поданы через сайт оператора;
  • включать условия пользования приложениями, в том числе возможности приостановления и блокировки работы с ними, в свой договор с клиентами;
  • подтверждать возможность использования приложений клиентами;
  • доносить информацию клиенту об изменении размера вознаграждения за пользование приложением, если это предусмотрено договором.
  1. ЦБ РФ создает перечень поставщиков приложений с основными сведениями о них. Сведения о поставщиках должны предоставлять операторы.

Общие сведения о Законе национальной платежной системы РФ

По своей сути этот закон является определённой гарантией того, что все операции с денежными средствами, совершаемые российскими гражданами, будут выполнены без участия иностранных контрагентов, собирающих персональные данные своих пользователей.

Указанная платёжная система является единственной на территории РФ.

О том, как правильно должна функционировать национальная платёжная система, рассказывает ФЗ № 161-ФЗ.

Состоит этот акт из следующих разделов:

  1. Глава 1, рассказывающая о предмете регулирования, нормативных актах, понятиях, используемых в законе.
  2. Глава 2, информирующая о порядке оказания платёжных услуг.
  3. Глава 3 о требованиях, предъявляемых к её участникам.
  4. Глава 4 рассказывает о рекомендациях, которые должны быть соблюдены.
  5. Глава 4.1 рассказывает о самой системе и порядке использования карт.
  6. Глава 5 информирует об отслеживании всех операций.
  7. Глава 6 содержит заключительные положения, а также порядок формирования гарантийного фонда и его использование.

Указанным ФЗ предусмотрено, что осуществлять перевод денежных средств могут контрагенты, у которых с гражданами имеются определённые договорённости. Перевод средств банковским учреждением регламентирован ст. 14 ФЗ № 161-ФЗ, однако допустимо участие и почтовых организаций, деятельность которых уже регулируется иным нормативным актом.

Согласно названному акту, внесение денежных средств на собственный счёт либо их получение с него не будет являться денежным переводом, при этом законодатель чётко ограничил срок их зачисления— 3 дня.


Национальная платёжная система

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector