Обжалование решения фас: пошаговая инструкция

Порядок подачи возражения и рассмотрения жалобы

Часть 2 статьи 106 закона 44-ФЗ дает любому, чьи права и интересы затрагивает поданная в ФАС жалоба, изложить свои контраргументы. Это можно сделать, подав возражение на жалобу. Есть такое право и у заказчика, если пожаловались на него.

Когда подана жалоба ФАС, в течение 2 рабочих дней органы антимонопольной службы должен разместить информацию об этом в ЕИС. Кроме того, все сопричастные лица — заявитель, заказчик, а также оператор площадки, спецорганизации и госорганы, если они являются фигурантами жалобы, оповещаются о том, когда и где она будет рассмотрена.

Жалоба и возражение на нее рассматриваются комиссией ФАС в течение 5 рабочих дней. Точка отсчет — дата, когда жалобщик направил свою претензию в орган антимонопольной службы. О принятом решении ФАС обязана уведомить всех: и того кто жаловался, и того, кто подавал возражение. Но для принятия решения контролерам могут понадобиться дополнительные сведения и документы. Они могут запрашивать их в ходе рассмотрения жалобы как у заказчика, так и у подавшего жалобу лица, а также у ЭТП.

Процесс рассмотрения жалобы, на которую подано возражение, проходит в стандартном порядке. Направленная заказчиком претензия на жалобу не увеличивает процедурных сроков. Ее содержание должно быть учтено членами комиссии ФАС, когда они будут рассматривать жалобу по существу. Кроме того, заказчик может направить на рассмотрение своего представителя.

Итак, подать возражение на жалобу нужно как минимум за 2 рабочих дня до ее рассмотрения. Но что делать, когда срок пропущен? Если жалоба будет признана обоснованной и орган ФАС вынесет для заказчика предписание, останется только обращаться в суд. Сделать это нужно в течение 3 месяцев после вынесения решения ФАС.

Как найти информацию на сайте антимонопольной службы

Работа с базой отличается простотой, интуитивно понятными шагами. Прямая ссылка на базу располагается на официальном сайте службы. Достаточно зайти на главную страницу, чтобы увидеть необходимую ссылку. Для получения прямого доступа сразу к базе надо ввести адрес http://solutions.fas.gov.ru.

Строка поиска помогает отсеивать лишнюю информацию, если пользователя интересует только конкретная тема. Здесь посетители используют ключевые фразы или слова, которые должны присутствовать в результатах. Система автоматически отбирает только документы с указанными элементами. Но вот отобранные материалы уже не систематизируются.

«Расширенный» поиск по базе выбирают, если требуются более точные результаты.

При поиске конкретного документа выбирают «Поиск по документам», переходят к разделам «Решения по жалобе». Далее выбирают, какое из конкретных подразделений занималось рассмотрением дела. Если известны реквизиты бумаги – не стоит отказываться от их использования.

После применения кнопки Поиска система выдаст любые виды бумаг, подходящие под запросы. Через сайты территориальных управлений тоже можно открыть доступ к требуемой информации. В этом случае тоже открывается общефедеральный ресурс, а не региональный.

Примеры решений арбитражных судов по жалобам на ФАС

Рассмотрим несколько примеров, в которых арбитры принимали решения как в пользу заявителя, так и в пользу антимонопольного органа.

Закупка лекарственных препаратов в определенной упаковке

Заказчик запросил лекарственный препарат во флаконе, участник же, поставляющий его в ампулах, расценил это как нарушение конкуренции. ФАС приняла сторону поставщика, но заказчик обратился в суд и выиграл спор.

Арбитры определили, что в данном случае требование поставить лекарство во флаконе продиктовано необходимостью его дальнейшего хранения. Тогда как препарат в ампуле хранению не подлежит. Судьи указали, что требование к упаковке хоть и снижает в некоторой степени конкуренцию, но в целом способствует повышению эффективности использования препарата и экономии бюджетных средств. Сыграл роль и тот факт, что на процедуру было подано 7 заявок, в которых участники предлагали поставить товар именно во флаконах. Решение ФАС было отменено.

Закупка компьютеров и ПО

Заказчик включил в один лот компьютерную технику и программное обеспечение. Отдельные участники посчитали, что таким образом нарушается конкуренция. ФАС приняла решение в пользу поставщиков и аннулировала закупку, после чего заказчик обратился в суд.

Мнение арбитров не совпало с позицией ФАС. Судьи указали, что в данном случае программное обеспечение и компьютерная техника включены в один лот правомерно, поскольку являются функционально и технологически связанными объектами. Без ПО компьютеры надлежащим образом использовать не получится. В связи с этим суд отменил решение Антимонопольной службы.

Строительные работы и проектная документация

ФАС решила, что заказчик строительных работ при проведении конкурса нарушил пункт 1 части 1 статьи 50 закона 44-ФЗ, поскольку не разместил в ЕИС проектную документацию. Заказчик обратился в суд, но отстоять свою правоту ему не удалось.

Судьи указали, что на основании проектной документации определяется объем и содержание строительных работ, в том числе выбираются разного рода решения — технологические, функциональные, конструктивные и прочее — которые должны применяться в ходе реализации контракта. Поэтому проектно-сметная документация должна быть размещена в ЕИС в составе конкурсной документации. Поскольку заказчик этого не сделал, суд признал, что он нарушил закон о контрактной системе.

Поиск информации на сайте ЕИС

Единая информационная система государственных закупок тоже актуальна для тех, кому нужны решения ФАС. Её легко найти по адресу — https://zakupki.gov.ru. Пользователям необходимо перейти на сайт ЕИС, использовать одну из кнопок: «Органам контроля», либо «Все разделы».

На следующем этапе страницу пролистывают вниз, пока не появляется раздел «Контроль и аудит». Здесь необходимо найти страницу, посвящённую «Жалобам».

После этого посетители попадают в общую базу с документами. Здесь есть несколько общих параметров, которыми можно пользоваться при поиске. Их можно уточнять, либо пользователи задают свои собственные характеристики, в большей степени соответствующие запросу.

Расширенный поиск нужен для появления индивидуальных параметров, включающих:

  1. Результаты рассмотрения.
  2. Орган, где рассматривалась ситуация.
  3. Субъект.
  4. Статус и содержание жалобы.
  5. Реестровый номер документа.

Есть конструктор с поисковыми параметрами, с помощью которого создаются поля, используемые в работе.

Юридические услуги по судебному обжалованию решений ФАС

Решение антимонопольного органа Вы можете также обжаловать в арбитражный суд в течении трех месяцев со дня принятия решения путем подачи в арбитражный суд заявления о признании незаконным решения антимонопольного органа. Если трехмесячный срок для обжалования в суде пропущен по уважительной причине, то суд может восстановить его и принять заявление к производству.

В заявлении о признании незаконным решения антимонопольного органа кроме фамилии, имени, отчества (наименования юридического лица, адрес его местонахождения в случае, если заявитель юридическое лицо), контактных данных заявителя должны быть указаны:

  • наименование органа, принявшего обжалуемое решение;
  • название, номер, дата принятия обжалуемого решения;
  • права и законные интересы, которые нарушаются обжалуемым решением;
  • законы, которым не соответствуют обжалуемое решение;
  • требование заявителя о признании решения антимонопольного органа незаконным.

В подтверждение своих доводов к заявлению о признании незаконным решения антимонопольного органа следует приложить документы и материалы либо их копии, а также само обжалуемое решение.

По результатам рассмотрения жалобы/заявления о признании незаконным решения антимонопольного органа руководитель вышестоящего антимонопольного органа/суд принимает одно из следующих решений:

  • о признании решения антимонопольного органа незаконным;
  • о признании решения антимонопольного органа законными

Каковы сроки рассмотрения жалобы в ФАС по 44-ФЗ

Обращение, поданное в федеральную антимонопольную службу по 44-ФЗ, принимается либо отклоняется в течение двух рабочих дней с момента его поступления.

После этого заявитель и лицо, действия которого привели к составлению обращения по 44-ФЗ, получают уведомления о месте и времени проведения заседания. Также от них могут потребовать подать дополнительные документы, если проверяющие посчитают это нужным. Жалоба рассматривается максимум через 5 дней после ее принятия в присутствии сторон конфликта либо уполномоченных лиц. На заседании стороны могут приводить доводы, соглашаться или не соглашаться с мнением оппонента.

После заседания комиссии дается три рабочих дня, чтобы принять решение по вопросу. Далее последнее будет направлено представителям обеих сторон по электронной или обычной почте. Все решения ФАС по жалобам 44-ФЗ обжалуются только через арбитражный суд.

Общая информация о подаче жалобы в ФАС по 44-ФЗ

Глава 6 ФЗ от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» устанавливает порядок обжалования действий организатора торгов, уполномоченного органа, учреждения, специализированной организации, комиссии по проведению торгов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора ЭТП. Далее для краткости мы будем называть данный документ Законом о контрактной системе.

Практика показывает, что иногда заказчик игнорирует нормы Закона во время торгов. Тогда все их участники и лица, отвечающие за проверку общественных объединений, объединений юридических лиц, могут направить заявление в суд либо орган, занимающийся контролем проведения тендеров. Это делается для того, чтобы защититься от любых неправомочных поступков, которые мешают соблюдению прав, законных интересов потенциального исполнителя.

По закону возможна одновременная подача жалобы в контрольный орган в сфере закупок и в суд.

Порядок рассмотрения жалоб в ФАС устанавливается не только статьей 105 закона № 44-ФЗ, но и административным регламентом ФАС №727/14 от 19.11.2014 г.

Как найти в банке решений сведения по жалобе

При обращении в ФАС можно решить большое количество споров между физическими и юридическими лицами, не обращаясь к судебной инстанции для дальнейшего рассмотрения.

Бесплатная консультация Юриста
+7 800 350-51-81

Есть несколько самых распространённых случаев, по которым регистрируют обращения:

  1. Ошибки в документах, приводящие к неправомерным действиям.
  2. Преференции к подрядчикам со стороны муниципалитета.
  3. Коллективные манипуляции по завышению стоимости.
  4. Навязывание услуг обманным путём.
  5. Пренебрежение законом в сфере рекламы.
  6. Превышение должностных полномочий.

Главное – чтобы жалоба была грамотно оформлена, была посвящена какому-то определённому вопросу. Тогда и с регистрацией её в системе не возникает никаких проблем. Жалобы регистрируются в том числе, когда они связаны со спорами между двумя юридическими лицами.

Сама служба имеет право в дальнейшем подавать иски в судебные инстанции, чтобы применялись наказания в виде ликвидации компаний, прекращения действия договоров, привлечения руководства к административной ответственности. В открытом доступе должно быть опубликовано любое решение.

Сроки подачи любых претензий – 10 дней от даты, когда итоговый протокол вносят в ЕИС. Информационная система заполняется сведениями максимум спустя два дня после получения первого числа.

В целом, на рассмотрение любого вопроса дают до 5 дней. Копия решения направляется всем участникам не позднее, чем через три дня после принятия.

Что представляет собой документ и какие сведения содержит

Жалобы на действия заказчиков рассматриваются как в случае закрытых процедур, так и в связи с закупками на федеральном уровне. Антимонопольному органу дают три дня на детальное рассмотрение вопросов по всем направлениям.

С момента оглашения любое такое решение становится действительным. Из текста документа должен быть понятен ход рассмотрения дела и логика, на основании которой принимались решения. Поэтому служба должна точно описать все шаги, которые предпринимала для окончательного вердикта по данному вопросу.

Когда выбирается орган для обжалования, надо учитывать некоторые моменты:

  • Контролирующие органы не могут восстанавливать пропущенные сроки, что отличает их от судебной инстанции.
  • Действие предписание может быть приостановлено только при наличии судебного обжалования.
  • Склонность к отмену решений собственных сотрудников не такая распространённая. При получении отрицательного результата велика вероятность обращения в суд.
  • Не для каждого акта подходит ведомственный порядок рассмотрения.
  • Не обязательно соблюдать каждый раз досудебный порядок обжалования.

Документ должен быть подписан всеми членами комиссии, которые принимали участие в рассмотрении дел.

Иногда проще попросить у заказчиков дать разъяснение по каким-либо закупочным бумагам. Иногда и этого хватает для выхода из спорной ситуации.

Есть несколько распространённых причин, по которым принимают решение не рассматривать жалобу:

  1. Есть другое решение по жалобе, принятое судом или контрольным органом. Например, при подаче документов другими участниками закупки.
  2. Установленные сроки для подачи документа закончились.
  3. Подпись поставлена лицом, у которого нет полномочий для этого, либо элемент оформления вообще отсутствует.
  4. Невыполнение требований 44-ФЗ.

При необходимости участникам дают право повторно направлять жалобы, когда все нарушения и ошибки устранены.

Вместе с решением публикуют и различные предписания для заказчиков:

  • По аннулированию результатов конкретной процедуры.
  • Отмена протоколов по подведению итогов.
  • Внесение изменений в закупочной документации.

Если контракт уже заключён или решения не повлияли на итоговый процесс, предписания могут и не выпустить.

Обязательная часть для таких документов – ссылки на законы, которыми руководствовалась комиссия. Ответчикам дают максимум три месяца, чтобы при необходимости обжаловать вынесенный вердикт.

Рекомендуется в большинстве случаев обратиться к другому заказчику для закупки, если интересы при предыдущей сделке не удовлетворены.

При желании уменьшить штраф или взыскать деньги за услуги, которые уже оказаны, надо обращаться только в суд. Здесь антимонопольная служба уже не помогает, только вышестоящие инстанции. И в данном случае необходимо проследить за грамотным оформлением документов. Своевременная подача не менее важна. По уважительным причинам сроки восстанавливают, но положительного решения добиться тоже сложно.

Сроки подачи и виды жалоб в ФАС по 44-ФЗ

По 44-ФЗ для подачи разных видов жалоб в ФАС установлены такие сроки:

  • на документы по аукциону – до завершения приема заявок на участие в закупках;
  • на действия организатора – до 10 дней с момента публикации результатов торгов;
  • если закон был нарушен в процессе рассмотрения вторых частей заявок/подписания контракта – до подписания госконтракта;
  • на действия, имеющие отношение к заключению договора с победителем тендера – не позднее подписания госконтракта;
  • на оператора ЭТП – 30 календарных дней со дня незаконных, по мнению участника, действий.

В первую группу входят обращения, связанные с несоблюдением норм закона положениями документации по закупке. Так, это может быть дополнение требований или перечня документов пунктами, не предусмотренными 44-ФЗ. Либо сюда относится отсутствие в тексте госконтракта конкретных сроков перечисления средств за выполнение работ, пр.

Под вторым видом обычно понимают обращения в ФАС по 44-ФЗ, связанные с неправомерными действиями во время распечатывания конвертов с заявками, котировочных заявок. А также жалобы могут иметь отношение к итогам тендера, когда победителем становится лицо, чья заявка не должна быть принята, согласно нормам закупочной документации. Либо речь может идти об отказе от допуска к торгам, признание заявки, не отвечающей уставленным нормам. Нужно понимать, что перечисленные виды можно включить и в третью группу обращений.

В четвертой группе встречаются жалобы на отказ от рассмотрения протокола разногласий к договору, от подписания соглашения по причинам, не имеющим под собой оснований, пр.

В каких случаях можно пожаловаться в ФАС на заказчика?

Спорные ситуации между заказчиком и участником закупок могут быть разнообразными.

Например, подать жалобу в ФАС по 44-ФЗ возможно в следующих случаях:

  • нарушены положения закона о госзакупках в отношении обеспечения контракта – заказчик может выдвигать необоснованные требования к виду обеспечения;
  • заказчик незаконно отказал компании или предпринимателю в допуске к торгам или препятствует исполнению контракта;
  • заказчик «искусственно» ограничил количество участников закупки путем формирования требований, отраженных в закупочной документации;
  • в документацию о закупке включены положения, согласно которым участники должны предоставить сведения или документы, предоставление которых не является обязательным в силу закона.

Это далеко не полный список тех нарушений, которые могут быть допущены заказчиком и обжалованы в ФАС. Понять, как действовать в той или иной спорной ситуации с заказчиком, поможет профессиональный юрист по 44-ФЗ. Обращение к юридическому специалисту по госзакупкам нашей компании поможет вам добиться справедливости и отстоять честное имя своей компании.

Закон позволяет обжаловать любому участнику закупки действия/бездействия не только самого заказчика, но и следующих лиц:

  • специализированной организации;
  • комиссии по осуществлению закупок;
  • членов комиссии по осуществлению закупок;
  • должностных лиц контрактной службы;
  • контрактного управляющего;
  • оператора электронной площадки.

Обратите внимание! Ваша жалоба в ФАС не может являться основанием для отказа в судебном обжаловании действий заказчика. Это означает, что если вас не устроит решение антимонопольной службы по вашему вопросу, вы можете с тем же вопросом обратиться и в суд

Срок подачи и рассмотрения

В п. 3-6 ст. 105 44-ФЗ перечислены сроки для передачи жалобы. Жалоба в отношении положения закупочной документации передается до окончания сроков подачи заявки. Жалоба на действия или бездействия заказчика передается в течение 10 дней после размещения в ЕИС протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, запросе котировок и предложений или размещения на электронной площадке протоколов определения результатов аукциона.

Жалоба на действия или бездействие заказчика при рассмотрении второй части заявки на участие в аукционе подается до срока подписания контракта.

Когда указанные сроки истекли, жалоба передается в суд.

Антимонопольный орган вправе вернуть жалобу из-за несоответствия требованиям, согласно ч. 11 ст. 105 44-ФЗ, или рассмотреть ее. В ЕИС должно быть опубликовано уведомление о принятом ФАС решении. С его текстом необходимо ознакомить заказчика, поставщика и оператора.

Как минимум за 2 рабочих дня до даты рассмотрения спора участники должны направить в антимонопольную службу свои обоснования и возражения.

Основаниями для отказа в рассмотрении жалобы по существу могут являться:

  1. Отсутствие контактных сведений отправителя, ФИО должного лица и адрес, по которому отправляется ответ.
  2. Жалоба содержит нецензурные и оскорбительные высказывания.
  3. Текст обращения нечитабельный.
  4. Обращение содержит вопрос, на который уже неоднократно передавались разъяснения.
  5. В случае если для обращения требуется разглашение гостайны.
  6. Текст обращения написан с использованием латиницы.
  7. Жалоба была передана в электронном виде, но не подписана ЭЦП.

После того как жалоба была зарегистрирована, у антимонопольной службы будет три рабочих дня на уведомление заявителя о месте и времени ее рассмотрения.

Антимонопольная служба будет рассматривать жалобу по существу в течение 5 рабочих дней. Решение инстанции подготавливается в письменном формате в течение 3 рабочих дней после оглашения резолюции и публикуется в ЕИС.

По результатам рассмотрения жалобы контролеры могут принять решение о ее признании необоснованной, частично обоснованной или полностью обоснованной. В последних двух случаях заказчику может быть выдано предписание об устранении нарушений, с которыми контролеры столкнулись в ходе разбирательств.

Если решение ФАС заявителя не удовлетворяет, то он вправе обжаловать его в арбитражном суде в течение 3 месяцев после принятия (на основании ч. 1, 4 ст. 198 АПК). На это участникам и заказчику отводится не более 3 месяцев.

Реестр жалоб по Закону № 44

Федеральным законом № 44 предусмотрена необходимость включать в реестр жалоб следующую информацию: о подаваемых в контролирующие органы жалобах и принятых по итогам их рассмотрения решениях, о внеплановых и плановых проверках и принятых по их итогам решениях, а также о выданных предписаниях.

Размещаться реестр жалоб будет в ЕИС. Порядок ведения реестра, который включает, в частности, список размещаемой информации и сроки её размещения, будет утверждаться Правительством России.

Контрольный орган в области закупок в течение 2 дней (рабочих) с той даты, когда поступила жалоба, обязан разместить в информационной системе информацию, касающуюся поступления жалобы, а также её содержание, а затем направить заинтересованным лицам соответствующие уведомления. Информацию о решении, которое было вынесено в отношении жалобы, необходимо в течение 3 дней направить заинтересованным лицам и разместить на ЕИС в реестре жалоб.

Абонемент Школы электронных торгов – это доступ к вебинарам по торгам: по Законам № 44 и № 223 здесь все виды закупок, а также рекомендации экспертов-практиков.

Теги: жалоба в ФАС,

Количество просмотров: 1214

Рейтинг: 0/5 — 0 голосов

16 мая 2016

Какие документы прикладывать к жалобе

Об этом сказано в ч. 9 ст. 105 Закона № 44-ФЗ, согласно которой «К жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов». Это все, что написано в законе о прилагаемых документах. В связи с этим есть несколько вопросов, базовый из которых: обязательно ли вообще прикладывать к жалобе какие-то бумаги?

Как минимум, к жалобе нужно приложить:

  1. доверенность, подтверждающую полномочия на подписание жалобы (или решение и приказ о назначении гендиректора, если он лично подписывает жалобу), поскольку такое требования прописано в ч. 10 ст. 105 Закона № 44-ФЗ;
  2. документы о закупке, на которые есть ссылка в жалобе (документация о закупке, заявки, оспариваемые протоколы, решения и т.д.) с тем, чтобы они подтверждали ее обоснованность, как сказано в п. 9 ст. 105 Закона № 44-ФЗ.

При этом ФАС России и Минэкономразвития России считают, что из приведенной нормы требования о необходимости приложения к жалобе документов не вытекает. Поэтому их отсутствие не может являться основанием для принятия решения о возврате жалобы заявителю без рассмотрения (письмо министерства от 19.12.2014 № Д28и-2779, письмо службы от 13.10.2014 № ИА/41224/14).

Более того, ФАС России отмечает, что в отношении ряда доводов жалоб заявителей представить документы, подтверждающие обоснованность таких доводов, не представляется возможным. Например, довод о неполном размещении на www.zakupki.gov.ru проектно-сметной документации в случае осуществления закупки на выполнение строительства объекта капитального строительства.

Вместе с тем, на практике случается всякое. Например, Санкт-Петербургский УФАС России признал жалобу необоснованной, так как заявитель ссылался на то, что документация о закупке содержит описание не производимых товаров, но не представил доказательства отсутствия указанного товара в свободной продаже (Решение от 15.03.2016 по делу № 44-838/16).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector