Как в закупке по 44-фз выбрать метод определения поставщика

Открытый конкурс или электронный аукцион?

Другими преимуществами электронного аукциона являются:

  • проведение через ЭТП, что существенно упрощает процедуру для заказчика и поставщиков;
  • прозрачность — весь процесс можно наблюдать онлайн, причем до окончания торгов состав участников неизвестен ни заказчику, ни конкурентам.

Из минусов аукциона отметим такие:

Чтобы минимизировать влияние последнего фактора, рекомендуется тщательно описывать требования к закупаемому объекту.

Таким образом, простота, прозрачность и практическое отсутствие ограничений по объектам закупки делает электронный аукцион гораздо популярнее открытого конкурса.

Первые части заявок

После публикации извещения дается 15 рабочих дней на сбор заявок. Далее их первые части оператор передает заказчику, и тот должен их оценить. Срок рассмотрения заявок зависит от начальной цены контракта. Более подробно действия заказчика на этом этапе показаны на схеме.

Заказчик известил о закупке  

Участник направил заявку в 2-х частях и ценовое предложение (15 рабочих дней)

 

Оператор передал первые части заказчику(не позже 1-го рабочего дня)

Оператор сообщил поставщикам о допуске, определил минимальную цену и назначил переторжку  

Заказчик сформировал протокол рассмотрения первых частей и направил на ЭТП  

Заказчик рассмотрел первые части заявок:

  • НМЦК < 1 млн — 1 раб. день
  • НМЦК > 1 млн — 5 раб. дней
  • Наука, культура
    искусство — 10 раб. дней

Как закачку оценить первые части заявок

В первых частях должно быть согласие поставщика на исполнение контракта — поставку товара, выполнение работ, оказание услуг. Если поставляется товар, в первой части должны быть прописаны его характеристики. А также указана страна происхождения, если закупка попадает под национальный режим. Допустимо прикрепить изображение, модель, макет и так далее.

Основания для отклонения первых частей — на следующей схеме.

Из-за чего можно отклонить первую часть заявки на электронный конкурс

1. Непредставление участником необходимой информации либо предоставление недостоверных сведений 2. Характеристики товара или страна его происхождения не соответствуют требованиям 3. Участник указал информацию о себе или свое ценовое предложение

По другим причинам отклонять заявку нельзя!

После рассмотрения первых частей заказчик составляет протокол. Его должен подписать каждый член комиссии. Далее протокол направляется на ЭТП

Важно уложиться в срок, отведенный для рассмотрения первых частей

Получив протокол, оператор действует самостоятельно. Он сообщает каждому участнику итоги рассмотрения первых частей, то есть допущены ли они до участия в конкурсе или нет. Также он доводит до их сведения минимальную цену, не раскрывая автора этой заявки. Это делается с целью побудить участников снизить стоимость контракта.

Переторжка

Переторжка — возможность для участников снизить цену своих предложений. В электронном конкурсе это обязательный этап. Его цель — дать возможность заказчику приобрести объект закупки по самой выгодной цене.

В процессе переторжки заказчик не участвует. О дне ее проведения поставщикам сообщит оператор. Назначается процедура на следующий рабочий день после окончания срока оценки первых частей заявок. Основные моменты, которые нужно знать о переторжке:

  1. Этап длится 3 часа.
  2. Время назначается в соответствии с часовым поясом заказчика.
  3. Допускается однократное снижение цены одним участником.
  4. Улучшение ценового предложения не является обязательным.
  5. Если участник не улучшил свою цену, будет рассматриваться цена из первоначального предложения.

Метод определения поставщика

В случае государственных закупок имеет место аукцион на понижение, то есть выигрывает заявка, с наименьшей ценой. В конкурсе же оцениваются и другие конкурентные преимущества.

Процедура аукциона:

  1. Формирование лота, включая технические требования к услуге или товару, техническое задание на работу, включая сроки выполнения (поставки), размер обеспечения аукционной заявки, проект договора.
  2. Обозначение начальной цены и сроков проведения;
  3. Подача заявок. При этом процедура проводится сначала для некоммерческих социально ориентированных организаций и субъектов малого предпринимательства. В случае отсутствия заявок, процедура проводится на общих основаниях. Если была подана всего одна заявка, сроки торгов, как правило, продлеваются.
  4. Рассмотрение заявок. Проверяется достоверность и полнота предоставленных сведений, правильность оформления документов. В случае обнаружения ошибок или несоответствий участник отсеивается.
  5. Подведение итогов. При этом предпочтение при определении поставщика отдается организациям инвалидов, а также предприятиям и учреждениям уголовно-исполнительной системы. В случае одинаковых цен в двух и более заявках преимущество отдается поступившей раньше.
  6. Заключение контракта

Процедура конкурса аналогична описанной для аукциона

Важно понимать, что для государственных закупок характерна тщательная проверка правомерности выполнения каждого этапа процедуры со стороны контролирующих органов

Критерии оценки участников

В открытом конкурсе гораздо реже встречается демпинг.

Помимо стоимостных критериев участников оценивают еще по нескольким:

  • предложения о качестве товаров/работу/услуг;
  • наличие финансовых и материальных ресурсов;
  • опыт;
  • наличие и профессионализм работников;
  • деловая репутация.

Заказчик обязан применять минимум два критерия и присвоить им значимость (вес). Сумма значимостей (весов) всех критериев должна составлять 100 %. Величину каждого критерия заказчик назначает сам с учетом верхнего и нижнего предела. Он прописан в Постановлении Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 «Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Пример критериев оценки в конкурсе

Процедура анализа заявок и определение победителя

Процедура рассмотрения заявок и выбора победителя требует обращение в ФАС. Сделать это нужно не позже 20 суток до вскрытия конвертов. Обращение должно содержать список отобранных поставщиков и копии направленных им приглашений.

Вскрытие заявок производится строго в согласованное заранее время. По процедуре вскрытия составляется протокол, который отсылается в ФАС в день вскрытия конвертов или обязательно на следующий день. Видео- и аудиозапись процедуры вскрытия запрещены. В ЕИС или другом открытом доступе не должна быть размещена никакая секретная информация.

Комиссия, определяющая победителя, имеет в своём распоряжении 20 дней для анализа заявок. В некоторых случаях возможно продление этого срока ещё максимум на 10 дней.

Заявка, получившая одобрение комиссии за лучшее предложение, маркируется номером один. Если несколько заявок имеют одинаковые предложения, им присваивается номер в порядке поступления. При полном отсутствии отвечающих условиям конкурса заявок, все они отклоняются, аукцион объявляется несостоявшимся.

ГЧП-блог

Во исполнение положений концессионного законодательства Правительством РФ было принято постановление от 11.05.2017 № 558 «Об особенностях проведения совместного конкурса на право заключения концессионного соглашения, объектом которого являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем».

Данное постановление предусматривает порядок взаимодействия потенциальных концедентов при организации и проведении совместного конкурса, а также порядок заключения концессионных соглашений по его итогам.

Так, предложение о проведении совместного конкурса может направляться либо лицами, уполномоченными на принятие решения о заключении концессионного соглашения (концедентами), либо уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ. Само предложение должно содержать не только описание имущества и предполагаемый срок действия концессионного соглашения, но и предполагаемый перечень инвестиционных мероприятий.

Предложение о проведении совместного конкурса направляется всем потенциальным концедентам (собственникам имущества), а также высшим должностным лицам субъектов РФ, на территории которых расположены концеденты — муниципальные образования.

Решение о возможности проведения совместного конкурса должно быть принято единогласно всеми потенциальными концедентами (собственниками имущества). После этого соглашением о проведении совместного конкурса определяется организатор совместного конкурса, который разрабатывает проект решения о заключении концессионных соглашений и конкурсную документацию. Проект решения о заключении концессионных соглашений и конкурсная документация подлежат согласованию с высшими должностными лицами субъектов РФ, на территории которых расположены концеденты — муниципальные образования, а в части минимально допустимых плановых значений показателей и долгосрочных параметров регулирования — с тарифным органом субъекта РФ. После согласования решение о заключении концессионных соглашений, конкурсная документация, а также персональный состав конкурсной комиссии утверждаются совместным актом органов власти концедентов (собственников имущества).

Совместный конкурс проводится в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях». По его итогам каждым, участвующим в совместном конкурсе органом местного самоуправления и (или) органом исполнительной власти субъекта РФ (если соответствующие полномочия не переданы муниципальному образованию), с победителем совместного конкурса заключается концессионное соглашение в отношении той части имущества, которая указана в конкурсной документации и которая принадлежит или будет принадлежать на праве собственности соответствующему муниципальному образованию и (или) субъекту РФ.

Постановление Правительства РФ от 11.05.2017 № 558 «Об особенностях проведения совместного конкурса на право заключения концессионного соглашения, объектом которого являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем»

https://government.ru/media/files/SJMOwJW3qyrCslvreLhn8pKhLfORVDOi.pdf

Информация, размещенная на данном веб-сайте, не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению без указания ссылки на компанию P&P Unity. Концессионные облигации: особенности регулирования и перспективы развития инструментов долгосрочного инвестирования Эксперт P&P Unity принял участие во Всероссийском Водном конгрессе

Сравнение

Главное отличие аукциона от котировки в том, что первый термин соответствует особому механизму организации торгов, в рамках которого конечная цена товара определяется торгующимися покупателями. Котировка — это цена товара, которая может формироваться как продавцом, так и покупателем.

Во многих случаях определяющий фактор формирования стоимости реализуемых на аукционе изделий — индивидуальный спрос, характеризующий потребности конкретного покупателя. В свою очередь, котировки образуются исходя из рыночных принципов, то есть под влиянием коллективного спроса на товары.

Определив, в чем разница между аукционом и котировкой, зафиксируем выводы в таблице.

Наиболее популярные способы закупок

Как показывает практика, часто применимыми и востребованными способами закупок являются:

  • электронный аукцион;
  • закупки у единственного поставщика;
  • запрос котировок;
  • открытый конкурс.

Кроме того, они наиболее прозрачные, конкурентные и выгодные для заказчика. В свою очередь, закрытые способы закупок, запрос предложений, конкурс с ограниченным участием или двухэтапный конкурс допустимы только в установленных для них случаях, если это не противоречит Закону № 44-ФЗ. Однако при выборе способа закупок, заказчик должен ориентироваться не только на популярность и доступность того или иного способа, его преимущества или собственные пожелания, но также на ограничения и требования, обозначенные в Законе № 44-ФЗ. Все указанные способы предъявляют определенные требования к заказчику и условиям контракта и используются в определенных случаях.

Рассматриваем вторые части заявок

Конкурсные процедуры в электронной форме должны содержать и вторые части заявок. Комиссия изучает и анализирует их в течение 1 рабочего дня, если НМЦК — не более одного миллиона рублей, и не позднее 3 рабочих дней в остальных случаях (ч. 2 ст. 54.7 44-ФЗ).

Далее члены комиссии составляют протокол рассмотрения и оценки вторых частей заявок (ч. 7 ст. 54.7 44-ФЗ), в который вносят данные:

  • обо всех участниках процедуры;
  • о дате, месте и времени рассмотрения вторых частей заявок, поданных на открытый конкурс в электронной форме по 44-ФЗ;
  • о регламенте анализа предложений участников в соответствии с критериями оценки, установленными в закупочной документации;
  • о том, соответствует или нет потенциальный исполнитель требованиями и условиям, прописанным в документах о закупке (ч. 3 ст. 54.7).

Предложение участника признается несоответствующим закупочным требованиям только в соответствии с нарушениями, указанными в 44-ФЗ. Участник не соответствует условиям документации, если он:

  • не предоставляет или предоставляет недостоверные сведения и документы (п. 1-3, 7 ч. 6 ст. 54.4 44-ФЗ);
  • не соответствует требованиям, прописанным заказчиком в документах о закупке (ч. 1, 1.1 ст. 31 44-ФЗ);
  • не предоставляет заказчику документы согласно п. 5 ч. 6 ст. 54.4 в тех случаях, когда в документации указывается запрет на основании ст. 14 44-ФЗ.

Способы проведения закрытых торгов

Есть пять случаев проведения закрытого конкурса 44‑ФЗ:

  • закупка товаров, работ и услуг для обеспечения федеральных нужд, если информация о таких нуждах является государственной тайной
  • закупка товаров, работ и услуг, сведения о которых составляют государственную тайну, при условии, что такие сведения содержатся в документации о закупке или в проекте контракта
  • контракты, связанные с охраной, транспортировкой и страхованием предметов торгов, представляющих собой художественное, историческое или иное культурное значение; к таким предметам относятся драгоценности (камни и металлы), музейные коллекции и экспонаты, архивные документы с копиями, обладающие исторической ценностью и передаваемые во временное владение и/или пользование. Целью такой передачи чаще всего является проведение выставок как внутри России, так и за рубежом
  • контракты, касающиеся уборки помещений и услуг водителей для обеспечения деятельности судей и судебных приставов, которые регламентируются ч. 2 ст. 84 Закона 44-ФЗ
  • закупки, проводимые структурами федеральной исполнительной власти и подчиняющихся им госучреждений и унитарных предприятий, разрабатывающих и реализующих политику государства в области обеспечения его безопасности и обороны; перечень структур, ответственных за такие закупки, содержится в постановлении правительства от 27 ноября 2017 № 1428

Когда проводить?

Уместно проводить определение поставщика методом открытого конкурса в том случае, если решающее значение для заказчика имеет не только и не столько цена объекта закупки, сколько другие параметры контракта. Определяя победителя, заказчик сможет учесть как предложенные участниками цены, так и прочие условия — самые разные характеристики объекта закупки, квалификацию поставщика и другие.

Всегда ли можно провести открытый конкурс? Да, за исключением случаев когда законом установлено для данного объекта закупки проведение процедуры другого типа. Например, товары и услуги, входящие в перечень из распоряжения Правительства № 471-р, могут быть закуплены только через электронный аукцион. Также существует ряд обстоятельств и объектов, когда закупку нужно проводить через закрытые процедуры. Если же закон не требует для конкретного товара, работы или услуги проводить определенную процедуру, заказчик может выбирать ее самостоятельно. В том числе он может выбрать и проведение открытого конкурса.

Конкурсы, тендеры и аукционы: отличия

Единственная связь, которая заключается между этими тремя понятиями – их цель. Целью конкурса, тендера и аукциона является заключение контракта с победителем «соревнования» на право заключить данный контракт. Во всем остальном понятия имеют между собой коренные отличия.

Итак, давайте начнем с тендера. На сегодняшний день понятие «тендер» используется практически всегда, когда речь идет о государственных заказах или государственных закупках. На самом же деле в нашем государстве это чисто разговорный термин, который никогда не используется в юридической документации. Вместо него законодателем было принято использовать слово «торги». И здесь становится примечательным, что торги под собой и подразумевают – аукционы и конкурсы.

Виды аукционов

Открытая форма аукциона предоставляет возможность государственным предприятиям провести торговое мероприятие при помощи интернета. Договор на выполнение государственного заказа, подразумевающий поставку товарно-материальных ценностей или предоставление услуг, именуется лотом. Победитель этого мероприятия определяется на основе стоимости предложения. Как правило, в качестве победителя выступают те организации, что предлагают самую низкую стоимость исполнения заказа.

Информация о проведении подобных торгов распространяется при помощи печатных изданий, средств массовой информации или сайта заказчика

Важно обратить внимание на то, что данная информация должна быть представлена за три недели до окончания срока подачи заявки об участии в торгах. В некоторых случаях, допускается сокращение этого срока до одной недели

Существует два вида шага ставок на подобных торгах: непрерывные и дискретные. Следует упомянуть, что открытые аукционы состоят из нескольких этапов. На каждом из этапов, претенденты имеют право подать новую ставку. В том случае, когда к концу этапа новые ставки отсутствуют, торги считаются завершенными. Для того чтобы подтвердить серьезность своих намерений, каждый из претендентов должен внести невозвратный финансовый взнос.

Закрытые аукционы – отдельные мероприятия, которые следует рассмотреть более подробно. Важным отличием этого типа торгов от закрытых конкурсов является отсутствие ограничений, связанных с кругом претендентов. В данном случае, претенденты не знают о предложениях других участников торгов, так как заявки и предложения подаются в запечатанном конверте. При проведении открытых торгов этого типа, информация о каждой из заявок известна остальным претендентам.

Тендер предполагает получение максимально выгодных условий контракта

Важно упомянуть, что подобные мероприятия не получают широкой огласки. Правила проведения, сопутствующая документация и другие сведения не публикуются в средствах массовой информации

Приглашения претендентам, рассылаются самим заказчиком за три недели до конца срока подачи заявок об участии в торгах

Следует обратить внимание на то, что подобные приглашения должны иметь письменную форму

Помимо этого, имеются определенные требования к претендентам. Они должны удовлетворять все требования текущего законодательства, а также иметь доступ к информации, являющейся частью государственной тайны. Помимо этого, каждый из претендентов должен иметь возможность исполнить те обязательства, что являются предметом торгов.

Данный вид мероприятий используется в целях снижения риска договоренности между претендентами. Но следует понимать, что снижение круга претендентов может отразиться на эффективности всех торгов.

Электронная форма аукционов – проводится на специализированных интернет площадках, получивших аккредитацию от Министерства экономического развития Российской Федерации. Правила проведения подобных мероприятий регламентированы девяносто четвертой статьей Федерального Закона. Согласно установленным правилам, все сведения касаемо проведения торгов и другие данные должны быть опубликованы на самой электронной площадке.

Важно сделать акцент на том, что государственные учреждения и муниципальные органы обязаны проводить открытые торги, имеющие электронную форму. Благодаря подобному условию, информация о претендентах на лот не разглашается до завершения мероприятия

Подобные меры позволяют снизить возможность сговора участников или организаторов торгов. Помимо этого, данные условия увеличивают уровень конкуренции между претендентами.

На сегодняшний день, аккредитация Минэкономразвития РФ имеется у следующих интернет ресурсов:

  1. ЗАО «Московская межбанковская валютная биржа».
  2. ОАО «Единая электронная торговая площадка».
  3. ЗАО «Сбербанк-АСТ».
  4. ООО «РТС-тендер».
  5. ГУП «Агентство по государственному заказу Республики Татарстан».

Запрос котировок

Запрос котировок – по праву считается самым простым способом закупок. По своим условиям – он больше всего подходит для приобретения госструктурами серийных товаров, работ и услуг. Причем сумма не может превышать полмиллиона – 500000 тысяч рублей. Как правило, это ежеквартальные закупки – поскольку существует ограничение на проведение закупок такого рода.

Запрос котировок проводится в короткие сроки – всего неделя, а сами условия контрактов такого рода, как правило, несложные.

В котировочной заявке, которую подает участник торгов, содержится лишь предложение цены, основная информация о поставке и поставщике, и формальное согласие на участие. Как правило, многие представители малого бизнеса начинают свою работу в этой сфере именно с них.

Кроме того, Заказчик может пригласить к участию конкретные фирмы, что, в общем, запрещено в других видах торгов.

Здесь участники так же, как и в открытом конкурсе, подают заявки на участие в запечатанных конвертах. Критерий определения победителя лишь один – цена.

В этом и состоят основные различия между открытым конкурсом, электронным аукционом, и запросом котировок.

Если заказчик государство

Крупные торги, связанные с нуждами Российской Федерации, регламентируются Законом №44-ФЗ. В терминах нормативного документа заказчик производит закупку товаров, услуг и работ. В рамках закона большое количество информации размещается на портале http://zakupki.gov.ru, пользование которым осуществляется в безвозмездном порядке.

В начале процедуры (кроме случаев упрощенной закупки) определяется исполнитель, поставщик или подрядчик, для чего и проводятся торги в виде аукциона или конкурса. Для этого используются следующие электронные торговые площадки (ЭТП):

  • ЕЭТП.
  • ZakazRF.
  • РТС-тендер.
  • Сбербанк-АСТ.
  • ММВБ-ИТ (является дочерним проектом Фабрикант.ру).

При этом отдельные министерства и ведомство могут определять площадки для собственных нужд самостоятельно. Например, Госкорпорация «Росатом» сотрудничает с такими ЭТП, как:

  • Фабрикант.ру
  • ЕЭТП.
  • B2B-Center.

Для нужд Министерства Обороны используется еще один дочерний проект Фабрикант.ру:Торговая Система «Оборонторг».

Для работы на ЭТП необходимо наличие аккредитации и электронной подписи (ЭП). Процесс получения и использования ЭП регламентируется Законом № 63-ФЗ.

Заключение контракта

Однако вернемся к ситуации, когда электронный конкурс состоялся — его итоговый протокол размещен в ЕИС. Пришла пора заключать контракт.

Заказчик должен разместить на ЭТП и в информационной системе проект контракта без своей подписи. Это нужно сделать в течение 5 дней после публикации итогового протокола. Предварительно в проект контракта выносятся данные исполнителя, цена, параметры объекта закупки, условия сделки из заявки победителя.

У победителя есть 5 дней на то, чтобы отреагировать. Он должен либо внести обеспечение и подписать контракт, либо подать протокол разногласий

Обратите внимание, что с недавних пор протокол подавать можно только один раз

В протоколе разногласий исполнитель излагает свои замечания. Заказчик должен рассмотреть их в течение 3 рабочих дней. А если нужно, то в этот же срок внести исправления в контракт. Если замечания не могут быть учтены, следует разместить старый проект контракта, а также документ, содержащий указание на причину этого.

Наглядно заключение контракта показано следующей схеме.

Заказчик публикует итоговый протокол

5 дней

Заказчик публикует проект контракта без подписи

5 дней 5 дней
Победитель подписывает контракт Победитель направляет протокол разногласий
3 рабочих дня 3 рабочих дня
Заказчик ставит подпись на контракте и размещает его в ЕИС Заказчик рассматривает протокол и размещает новый или старый контракт
3 рабочих дня
Победитель ставит подпись на контракте
3 рабочих дня
Заказчик ставит подпись на контракте и размещает его в ЕИС
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector