Особенности централизованных закупок

Типичная система закупок в крупной российской компании

Побудительные мотивы для принятия решения о реорганизации системы закупок на базе конкурентных методов могут быть весьма разнообразными, от экономических расчетов до директивного решения руководства, посетившего конференцию или семинар по организации снабжения. Соответственно, и последующие результаты использования технологии конкурентных закупок могут быть зачастую диаметрально противоположными, вплоть до вредоносных. Сразу оговоримся, что без понимания и поддержки реорганизации всеми членами руководства, вероятность достижения успеха весьма невелика.

Об этом обычно не говорят, но случаи, когда переход на конкурсную систему закупок приводили к увеличению издержек при проведении закупок и снижению эффективности закупочной деятельности, увы, не единичны.

Рассмотрим типовую схему взаимодействия подразделений в ходе закупки (см. рис. 1.5.).

Рис. 1.5. Взаимодействия подразделений в ходе закупки

От подразделения-потребителя продукции (Заказчика), например, Пресс-службы, заявка на закупку (календарей) направляется в подразделение, ответственное за закупку продукции данной категории (Хозяйственный отдел). В случае, если в компании действует система планирования (а такое уже стало нормой), заявка с самого начала включается в смету расходов (утверждаемую ежеквартально), однако, конечно же, бывают и внеплановые закупки.
На основании утвержденных Руководством смет расходов, составляется план закупок.

Получив заявку на закупку, закупающее подразделение проводит поиск контрагентов, изучая предложения потенциальных поставщиков. С выбранным поставщиком проводятся переговоры, в ходе которых согласуются все детали будущего договора, включая цену, условия поставки и т. д.

Поставщик, с которым ранее работать компании не доводилось, проверяется Службой безопасности, а проект договора согласуется с юристами. После окончательного согласования с поставщиком этот договор подписывается поставщиком и правомочным представителем организации.
Договор обычно ведет закупающее подразделение, а оплату осуществят бухгалтерия.

При анализе системы закупок организации важно понять, кто участвует в процессе принятия решения (формально и фактически) и какова их роль. Условно выделяют шесть таких ролей:

  • инициаторы;
  • пользователи;
  • лица, принимающие решения;
  • авторитеты;
  • покупатели;
  • «привратники».

Возможно сочетание несколько ролей у одного сотрудника. Таким образом, необходимо правильно оценить не только формальную структуру (какие структурные подразделения и должностные лица участвуют в закупках), но и неформальные роли в принятии решений.

В крупной организации процесс закупок бывает достаточно долгим и требует не мало согласований. В принципе, при правильной организации, это не так уж и плохо — многочисленные внутренние фильтры снижают возможные риски, как по отношению к поставщику, так и связанные с недобросовестностью закупщиков.

Письмо Минфина России от 2 июня 2020 г. N 24-03-08/47181 Об особенностях изменения условий контракта

7 августа 2020

Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина России (далее — Департамент), рассмотрев обращение по вопросу применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ) в части изменения условий контракта, в рамках своей компетенции сообщает следующее.

В соответствии с пунктом 11.8 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 14 сентября 2018 г. N 194н, Минфином России не осуществляется разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, практики применения нормативных правовых актов Минфина России, а также толкование норм, терминов и понятий, за исключением случаев, если на него возложена соответствующая обязанность или если это необходимо для обоснования решения, принятого по обращению.

Также, Минфин России не обладает ни надзорными, ни контрольными функциями и (или) полномочиями в отношении осуществляемых закупок, в связи с чем не вправе рассматривать вопрос о правомерности совершенных и (или) совершаемых действий участниками контрактной системы в сфере закупок.

Вместе с тем, в рамках компетенции Департамента полагаем необходимым отметить, что в соответствии с частью 1 статьи 2 Закона N 44-ФЗ законодательство о контрактной системе основывается в том числе на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ).

В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона N 44-ФЗ контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом N 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.

Согласно части 2 статьи 34 Закона N 44-ФЗ при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 Закона N 44-ФЗ, указываются цены единиц товара, работы, услуги и максимальное значение цены контракта, а также в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке.

Частью 13 статьи 34 Закона N 44-ФЗ установлено, что в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки, а также о порядке и сроке предоставления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обеспечения гарантийных обязательств в случае установления в соответствии с частью 4 статьи 33 Закона N 44-ФЗ требований к их предоставлению.

При исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных статьей 95 Закона N 44-ФЗ.

Согласно статье 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.

Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Таким образом, Законом N 44-ФЗ установлено, что исполнение контракта должно происходить в соответствии с условиями, предусмотренными извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт. При этом изменение существенных условий контракта возможно только в случаях, предусмотренных статьями 34 и 95 Закона N 44-ФЗ.

На основании изложенного, возможность изменения предмета контракта путем заключения дополнительного соглашения Законом N 44-ФЗ не предусмотрена.

Заместитель директора Департамента Д.А. Готовцев

Понимание централизованных закупок

Использование центрального отдела закупок является частью стратегии организации, направленной на повышение эффективности. Хотя объединение может позволить организации заказывать товары в больших количествах и снизить затраты, это также может замедлить процесс закупок и помешать сотрудникам своевременно получать необходимые материалы. Централизованное планирование может привести к еще большей бюрократической волоките, которая может препятствовать инновациям, не позволяя новым отделам получать необходимые им материалы.

Централизованные закупки могут лучше работать для более крупных организаций, которые менее разнесены географически. Небольшим компаниям может не иметь смысла участвовать в стратегии централизованных закупок, учитывая затраты, связанные с усовершенствованными технологиями и дополнительным персоналом.

Принятие объектов к учету

Объекты основных средств принимаются к бюджетному учету на основании документов, перечисленных в п. 21 Инструкции N 148н <1>, а именно:

  • Акта о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) (ф. 0306001), кроме объектов основных средств стоимостью до 3000 руб. и библиотечного фонда, драгоценностей и ювелирных изделий независимо от стоимости;
  • Акта о приеме-передаче здания (сооружения) (ф. 0306030) с приложением документов, подтверждающих государственную регистрацию объектов недвижимости в установленных законодательством случаях;
  • Акта о приеме-передаче групп объектов основных средств (кроме зданий, сооружений) (ф. 0306031).

<1> Инструкция по бюджетному учету, утв. Приказом Минфина России от 30.12.2008 N 148н.

Данная операция сопровождается проводкой:

Дебет счета КРБ <2> 1 101 00 310 «Увеличение стоимости основных средств»

Кредит счета КРБ <2> 1 106 01 410 «Уменьшение капитальных вложений в основные средства».

Принятие к учету объектов основных средств, находившихся в учреждении ранее на праве безвозмездного пользования, с одновременным начислением амортизации за время пользования отражается следующими бухгалтерскими записями:

Дебет счетов КРБ <2> 1 101 00 310 «Увеличение стоимости основных средств», 1 401 01 271 «Расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов»

Кредит счетов КРБ <2> 1 106 01 410 «Уменьшение капитальных вложений в основные средства», 1 104 00 410 «Уменьшение стоимости основных средств за счет амортизации».

В бюджетном учете учреждения принятие объектов материальных запасов будет сопровождаться проводкой:

Дебет счета КРБ <2> 1 105 00 340 «Увеличение стоимости материальных запасов»

Кредит счета КРБ <2> 1 106 04 440 «Уменьшение стоимости изготовления материальных запасов, готовой продукции (работ, услуг)».

А.Солнцева

Эксперт журнала

«Бюджетные учреждения:

ревизии и проверки

финансово-хозяйственной деятельности»

Закупки в рамках Закона № 223‑ФЗ

Анализируя контрактную систему Ярославской области, нельзя не упомянуть закупки, осуществляемые в рамках Федерального закона № 223‑ФЗ. В 2015 году в Ярославской области силами рабочей группы, созданной на базе департамента, впервые был проведен мониторинг правоприменения заказчиками региона положений данного закона. Мониторинг выявил острую необходимость управления системой корпоративных закупок региона: он показал, что 75,6% всех областных заказчиков имели ненадлежащее положение о закупках, практически отсутствует конкуренция при проведении закупок и, как следствие, практически нет экономии. По его результатам правительством области было принято решение наделить уполномоченный орган новой функцией — содействия заказчикам в реализации положений Закона № 223‑ФЗ при осуществлении закупок. Реализация указанной функции осуществляется в двух направлениях:

  • методическое обеспечение заказчиков;
  • мониторинг, анализ и разработка предложений по применению заказчиками положений Закона № 223‑ФЗ.

Общие положения

В Письме N 02-06-07/4765 Минфином рассмотрены особенности отражения в бюджетном учете учреждения-грузополучателя операций с имуществом, полученным от поставщика, в зависимости от условий его поступления.

В Приложении к этому Письму финансовым органом приведены проводки по отражению расчетов по передаче имущества:

  • между уполномоченными органами одного бюджета (межведомственные расчеты);
  • между уполномоченным органом и учреждением, ему не подведомственным (внутриведомственные расчеты);
  • между уполномоченными органами разных бюджетов бюджетной системы РФ (межбюджетные расчеты).

Также указано, какими записями следует сопровождать передачу имущества с закреплением на праве оперативного управления.

В названном Письме Минфин рекомендовал операции по передаче (получению) объектов имущества, приобретенного по централизованным закупкам, отражать в бюджетном учете на основании надлежаще оформленных извещений (ф. 0504805) и прилагаемых к ним актов приема-передачи имущества (с пообъектными описями передаваемого имущества в разрезе грузополучателей), подписанных обеими сторонами консолидированных расчетов:

а) в рамках внутриведомственных расчетов:

  • уполномоченным органом — государственным заказчиком и бюджетным учреждением, ему подведомственным;
  • главным распорядителем бюджетных средств — уполномоченным органом и ему подведомственным бюджетным учреждением (грузополучателем);

б) в рамках межведомственных расчетов:

  • уполномоченным органом — государственным заказчиком и иным уполномоченным органом, являющимися главными распорядителями бюджетных средств одного бюджета бюджетной системы РФ;
  • уполномоченным органом и бюджетным учреждением (грузополучателем), ему не подведомственным, являющимися получателями бюджетных средств одного бюджета бюджетной системы РФ;

в) в рамках межбюджетных расчетов:

  • уполномоченным органом — государственным заказчиком и уполномоченным органом другого бюджета бюджетной системы РФ;
  • уполномоченными органами разных бюджетов бюджетной системы РФ.

Причем записи в учете следует производить на дату подписания акта принимающей стороной.

Как это работает?

Государственные и муниципальные учреждения проводят торги для приобретения тех или иных товаров по принципу обратного аукциона. На электронной площадке размещается заказ с техническим заданием, которое чётко определяет требования к объекту закупки. Предложить свои услуги всё на той же площадке могут сразу несколько поставщиков, договор же заключается с тем, кто выставит самую низкую цену. Причём такая процедура предусмотрена для любого расходования бюджетных средств, будь то приобретение канцелярских принадлежностей для офиса или ремонт гидротехнического сооружения.

Эта система действует уже несколько лет, но постоянно вызывает нарекания участников процесса. Претензии рассматриваются в судах, жалобы – в ФАС. Всё это порой больно бьёт по муниципальным учреждениям – школам, детсадам, больницам и поликлиникам, которые в большинстве своём не способны сладить с закупками. А пострадать могут простые жители региона, которые из-за споров при заключении контракта оказываются под угрозой остаться без самого необходимого.

Регулирование и информационное обеспечение контрактной системы

В рамках регулирования контрактной системы в сфере закупок департамент выполняет две основные функции:

1) обеспечивает реализацию государственной политики в сфере закупок для обеспечения государственных нужд Ярославской области (разрабатывает проекты нормативных правовых актов, предложения по планированию и организации процесса закупок, методические рекомендации, типовые документы, относящиеся к сфере закупок, регламенты работы комиссий по осуществлению закупок);

2) осуществляет методологическое сопровождение деятельности заказчиков и органов местного самоуправления (оказывает консультативную помощь, разрабатывает рекомендации и предложения по планированию и организации процесса закупок для обеспечения муниципальных нужд Ярославской области, разрабатывает для заказчиков справочные и аналитические материалы, относящиеся к сфере закупок).

Одним из ключевых элементов контрактной системы Ярославской области является созданная в 2013 году государственная информационная система «Госзакупки ЯО» (zakupki.yarregion.ru).

Как известно, автоматизация и информатизация закупочного пространства активно осуществляется в нашей стране на протяжении последнего десятилетия. Повсеместно отмечается, что основным преимуществом автоматизации закупочного процесса является увеличение скорости принятия решений заказчиком и снижение стоимости управления закупками. На наш взгляд, существенное увеличение скорости принятия решений заказчиком возможно только посредством использования каталога закупаемых товаров (работ, услуг). При этом единого каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на сегодняшний момент не существует, в то время как собственные каталоги используются лишь незначительным количеством субъектов.

Именно поэтому важно обозначить основные цели внедрения автоматизированной системы в Ярославской области:

  • интеграция закупочного и бюджетного процессов для исключения случаев планирования и осуществления закупок без наличия лимитов бюджетных обязательств;
  • возможность полного учета и последующего анализа закупок;
  • автоматизация процесса обмена информацией между участниками контрактной системы.

Подчеркнем, что информационная система дает возможность распространения единых принципов и правил закупки не только на региональный, но и на муниципальный уровень (уже сейчас система готова к «подключению» 1,5 тысячи муниципальных заказчиков). Таким образом, ГИС «Госзакупки ЯО» является ключевым источником информации для принятия управленческих решений в сфере закупок.

Успех интеграции закупочного и бюджетного процессов во многом объясняется тем, что уполномоченный орган находится в «финансовом блоке» областного правительства, плотно взаимодействуя с департаментом финансов области. Такое взаимодействие позволяет обеспечивать интеграцию двух автоматизированных систем — ГИС «Госзакупки ЯО» и АС «Бюджет», что также является существенным вкладом в формирование регионального электронного бюджета.

Позитивные моменты централизации закупок по 44-ФЗ

Несмотря на наличие негативных факторов централизации государственных закупок по 44-ФЗ, законодатель развивает и поддерживает этот институт, поскольку он несет в себе и некоторые позитивные моменты. Так несомненным плюсом является существенная экономия бюджетных средств за счет закупки крупной партии товаров, что позволяет поставщикам работать крупным оптом. И хотя официально уполномоченные органы в сфере закупок не занимаются планированием закупок, в целях координации действий заказчиков они вынуждены это делать, что в целом значительно повышает общий уровень планирования и управления такими закупками. Немаловажным фактором является так же профессионализм сотрудников уполномоченного органа, поскольку значительный объем закупок не позволяет проявлять некомпетентность в данной сфере. 

Отдельно стоит отметить возможность более детального государственного и общественного контроля при проведении централизации государственных закупок, поскольку крупные закупки всегда привлекают большее внимание общественности, их проще контролировать соответствующим органам. Отдельно отмечено, что к деятельности уполномоченных органов на общих началах применяется, мониторинг и аудит в сфере закупок. . Именно это и позволяет сводить к минимуму все обозначенные в данной статьей негативные стороны централизации закупок по 44-ФЗ

Именно это и позволяет сводить к минимуму все обозначенные в данной статьей негативные стороны централизации закупок по 44-ФЗ.

Что относится к существенным условиям

К существенным условиям относятся положения, которые обязательно включаются в контракт в силу прямого указания закона.

В п. 1 ст. 432 ГК указано, что договор не заключается, если не достигнуто согласие по поводу предмета сделки и условий, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, и все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон достигается соглашение.

В ст. 34 44-ФЗ указано, что в госконтракте обязательно отражают такие условия:

  • порядок определения количества ТРУ на основании заявок заказчика при закупке с неопределенным объемом;
  • цену;
  • итоговую цену каждого этапа;
  • ответственность заказчика и поставщика;
  • порядок и срок оплаты товара, работы, услуги;
  • порядок и срок приемки ТРУ и оформления такой приемки ТРУ;
  • уменьшение суммы, которая подлежит уплате, на размер обязательных платежей (включая налоги, сборы), связанных с оплатой контракта, если их в бюджеты бюджетной системы уплачивает заказчик;
  • обеспечение исполнения обязательств и сроки возврата обеспечения, которое внесено деньгами, в том числе его части;
  • порядок и срок предоставления поставщиком обеспечения гарантийных обязательств (если установлено требование о его предоставлении);
  • предоставление нового обеспечения исполнения обязательств, если у банка, предоставившего банковскую гарантию в качестве обеспечения исполнения обязательств, отозвали лицензию.

В 2021 году заказчики, которые получают деньги из федерального бюджета, в случаях, которые указаны в Федеральном законе №385-ФЗ от 08.12.2020, обязаны включать в контракт условие о казначейском сопровождении целевых средств, а в ряде случаев и о казначейском обеспечении обязательств.

В помощь заказчикам разрабатывают готовые формы госконтрактов, в которых закреплены все существенные условия. Это позволяет не допускать ошибок. Правила использования таких форм утверждены Постановлением Правительства №606 от 92.07.2014. В п. 7 этого ПП указано, можно ли вносить изменения в типовой контракт по 44-ФЗ, — нет, заказчики только выбирают от одного до нескольких значений перечня для заполнения переменной части. Постоянная часть типовых контрактов не изменяется.

В письме Минфина №24-05-06/28316 от 08.04.2020 указано, что другие данные, кроме предлагаемых типовыми формами или типовыми условиями, приводить нельзя.

ВАЖНО!

За изменение типовых условий или включение дополнительных условий, не предусмотренных типовым контрактом, работников заказчика штрафуют на 3000 рублей по ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП.

Эксперты КонсультантПлюс разобрали, как изменять госконтракты без нарушений и штрафов. Используйте эти инструкции бесплатно.

Предмет контракта

Понятие государственного (муниципального) контракта определено в п. 8 ст. 3 Закона о контрактной системе. Им признается договор, заключенный от имени Российской Федерации, субъекта РФ (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения соответственно государственных нужд, муниципальных нужд.

Самым важным условием любого договора является условие о предмете. Применительно к контракту предмет договора должен быть определен в соответствии с требованиями ст. 33 Закона о контрактной системе.

Во-первых, описание предмета контракта должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются его функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики (при необходимости). При описании объекта закупки по общему правилу нельзя указывать товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименования места происхождения товара или наименования производителя и другие требования, которые влекут за собой ограничение количества участников закупки.

Например, в Решении Чувашского УФАС от 14.07.2014 № 06-06/5371 указано следующее.

Комиссией установлено, что в техническом задании документации электронного аукциона предмет закупки описан как «автомобиль УАЗ-298924 или эквивалент».

Согласно реестру товарных знаков, зарегистрированных в Российской Федерации, опубликованному на сайте https://www.tmdn.org/tmview/welcome.html, «УАЗ» является товарным знаком, принадлежащим ОАО «У».

Таким образом, указание на товарный знак «УАЗ» при описании предмета закупки является нарушением п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.

Во-вторых, обязательно наличие изображения поставляемого товара, позволяющее его идентифицировать, если в документации содержится требование о соответствии поставляемого товара изображению товара (п. 4 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе), а если в документации содержится требование о соответствии поставляемого товара образцу или макету товара, необходима информация о месте, датах начала и окончания, порядке и графике осмотра участниками закупки образца или макета товара (п. 5 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе).

В-третьих, поставляемый товар по общему правилу должен быть новым товаром.

В-четвертых, должны быть указаны показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться (ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе).

Однако данные показатели должны быть указаны только применительно к предмету контракта. Так, нельзя указывать конкретные виды дизельного топлива, которые могут использоваться при выполнении работ по реконструкции автомобильной дороги. Данное требование не относится к товару, используемому при выполнении работ, который после выполнения работ не переходит в собственность заказчика и никоим образом не влияет на результат выполняемых работ (Решение Ивановского УФАС от 29.07.2014).

В-пятых, не допускается установление требований к производителю товара, к участнику закупки, его деловой репутации участника, наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, выполнения работы или оказания услуги. К примеру, нельзя при размещении заказа на оказание автоуслуг устанавливать требование о профессиональном стаже водителей не менее пяти лет (Решение Татарстанского УФАС от 24.05.2014 № ДМ-04/7009).

Кроме того, при описании предмета контракта могут быть указаны ссылки на технические регламенты, стандарты и иные требования, предусмотренные законодательством о техническом регулировании, а также спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, результаты работы, тестирования, требования, в том числе в отношении проведения испытаний, методов испытаний, упаковки, маркировки, этикеток, подтверждения соответствия, процессов и методов производства в соответствии с требованиями технических регламентов, стандартов, технических условий, а также в отношении условных обозначений и терминологии (п. 2 и 3 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе).

Нужны грамотные специалисты

“Областная газета” попросила прокомментировать ситуацию с муниципальными закупками непосредственных участников торгов. Эксперты отметили сложность российского законодательства. Разобраться в нём могут только грамотные специалисты – без них возникает большая путаница.

– Каждый год в канун учебного года мы получаем много обращений. Как правильно следует сформировать техническое задание на ремонт здания? Кто должен принимать выполненные работы? Как сделать так, чтобы конкурс с помощью демпинга не выиграл комбинат школьного питания, который потом целый год будет кормить учеников обедами за 46 рублей? Последнее противоречит здравому смыслу, а закон такое допускает, – рассказала «Облгазете» вице-президент Уральской торгово-промышленной палаты, член Общественного совета при областном департаменте госзакупокСветлана Окулова.

По её словам, централизованные закупки не гарантируют качественное и более эффективное использование бюджетных средств. Необходимо внести изменения в законодательство и привлечь к закупкам независимых экспертов.

Председатель областного отделения «Деловой России» Леонид Гункевич, в свою очередь, посетовал на недостаточную подготовку занятых в муниципальных закупках сотрудников. В связи с этим предложенная УФАС централизация, по его мнению, – вынужденная, но необходимая мера. Вместе с тем собеседник «Облгазеты» подчеркнул, что нынешнее законодательство о закупках при правильном его применении позволяет избежать многих проблем.

– ФЗ-44 позволяет обеспечить не только экономию бюджета, но и достижение максимально нужного результата. Но почему-то исполнительные органы власти идут только по варианту экономии. Организованные таким образом конкурсы приводят к тому, что побеждают компании, не способные выполнить договор и оказать услуги, провести работы или поставить продукцию надлежащего качества, – пояснил Леонид Гункевич.

«Облгазета» будет следить за развитием дискуссии.

Мнение с мест

Александр Оськин, глава Кировградского ГО:

Централизация – хорошая идея, но желательно, чтобы это было сделано на муниципальном уровне. Ведь главная проблема для малых городов – это подготовка кадров. Необходимы специалисты для составления грамотного технического задания. Без него муниципалитет многое теряет: мы вынуждены спорить с потенциальными поставщиками товаров и услуг, нередко судебный процесс затягивается, а времени на реализацию инвестпроектов отводится очень мало. Кроме того, когда техзадание сделано некачественно, падает цена. Уже хорошо известно: если цена контракта в ходе торгов сильно снижена, то будут проблемы.

Виктор Роененко, глава Таборинского муниципального района:

Я целиком за централизацию, поскольку закупки проходят не очень просто. В общем-то мы их уже объединили на местном уровне, наняли на все закупки одного человека. Но если есть инициатива сделать это на региональном уровне, то так даже лучше. С одной стороны, мы на месте вроде бы лучше знаем, что нам надо. С другой стороны, мы расположены далеко от областного центра, поэтому на те же ремонты бюджетных учреждений желающих находится немного. Поэтому если будут заказы вместе размещать: большой и несколько маленьких, то исполнителей будет проще найти, да и выйдет это дешевле.

Елена Матвеева, глава Нижней Салды:

Централизация на региональном уровне нам не очень подходит. Мы делаем это оперативнее, хотя и не сказать, чтобы профессиональнее. Но к централизации на муниципальном уровне мы готовы. Единственная проблема заключается в том, что мы уже заявили о желании создать службу муниципального заказа, но нам на это не выделили расходных полномочий.

Алексей Стасёнок, глава Нижней Туры:

Главный вопрос, который всегда остаётся актуальным, – это благонадёжность подрядчика. Если мы анонсируем какой-то вид работ, то нам нужно, чтобы исполнитель не пропал с этими деньгами, чтобы он всё сделал в положенные сроки и качественно. А у нас основным критерием аукциона остаётся цена, это не всегда хороший показатель. В этом плане не сказал бы, что централизация закупок – это удобно. Тем более если это будет централизованная структура в Екатеринбурге. Тогда процесс только затянется. Тут нужна практика, обкатка.

Классификация моделей закупок

Обычно система закупок строится на основе одной из трех моделей:

  • централизованной;
  • децентрализованной;
  • распределенной.

Иногда встречаются комбинированные модели, однако в основе их всегда лежит одна из перечисленных выше.

Централизованная модель

Ядром централизованной модели (см. рис. 1.2.) является структурное подразделение (в зависимости от организационной структуры — отдел, служба, управление, департамент), основной задачей функция которого является сбор заявок от подразделений-потребителей продукции (заказчиков), и проведение на их основании всего закупочного цикла, от поиска и выбора контрагентов до контроля выполнения контракта на поставку.

Рис. 1.2. Централизованная модель закупок

Децентрализованная модель

В этой модели (см. рис. 1.3.) каждое из профильных подразделений компании (обычно на уровне самостоятельных структурных подразделений) осуществляет закупки в своей сфере компетенции, например, канцелярские товары приобретает хозяйственный отдел, а компьютеры — отдел информатизации технологий.

Рис. 1.3. Децентрализованная модель закупок

При этом может существовать и отдел (служба) закупок, поддерживающий и координирующий закупочную деятельность остальных подразделений. Он может, например, выполнять общие методические функции, проводить мониторинг рынка, отслеживать работу разных заказчиком с одним поставщиком, проводить проверки закупочной деятельности заказчиков и т. д.

Распределенная модель

При использовании распределенной модели (рис. 1.4.) закупок каждое подразделение (обычно на уровне самостоятельной хозяйственной единицы, в частности, структуры входящие в состав одного холдинга или филиалы организации) проводит все необходимые для своих нужд закупки самостоятельно.

Для этих целей внутри организаций-заказчиков создаются специализированные закупочные отделы (или иные аналогичные по функциям структурные единицы, вплоть до отдельного специалиста по снабжению – «завхоза»)

Рис. 1.4. Распределенная модель закупок

В распределенной модели может также существовать отдел (служба) закупок. Его функция – объединять однотипные закупки разных заказчиков в общий заказ, а также методическая и маркетинговая поддержка и контроль. Кроме того, этот отдел может проводить закупки для заказчиков, не имеющих собственных специалистов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector