Кто что контролирует в сфере закупок

Цели проводимых проверок

Проведение проверки в рамках осуществления мониторинга в сфере закупок направлено на достижение определенных целей, а именно:

  • оценка того, в какой степени были достигнуты цели осуществления закупок, которые законодатель сформировал в статье 13 Федерального закона «О контрактной системе» (в части достижения целей, которые были поставлены перед конкретными закупочными мероприятиями и сформированной контрактной системой в целом, в части исполнения существующих международных обязательств, которые взяла на себя Российская Федерация, в том числе в лице различных органов власти на существующих уровнях, а также в части выполнения предусмотренных законом функций, установленных для государственных органов власти, и для реализации тех полномочий, которыми такие органы наделены);
  • оценка того, каким образом реализуются принципы обоснованности проводимых закупочных мероприятий, предусмотренных статьей 18 указанного Федерального закона;
  • осуществление мероприятий, которые направлены на совершенствование действующего законодательства в сфере закупок, независимо от того, на каком уровне приняты те или иные нормативные акты, осуществляющие регуляцию существующей контрактной системы в рамках Российской Федерации.

То, насколько достигнуты сформулированные в части 3 статьи 97 Федерального закона №44-ФЗ цели, можно проследить на основании данных, которые представлены в итоговом сводном отчете, так как его составление должно полностью реализовывать указанные цели в содержании такого отчета.

Кто и как проводит мониторинг

Счетная палата ведет свою деятельность на федеральном уровне, региональные и местные палаты регламентируются местными правовыми документами. Сроки проведения аудита определяются заранее и вносятся в соответствующие планы проверок. В них указывается наименование организации, адрес, цель, дата и сроки проверки, наименование органа, проводящего проверку. Плановые проверки не могут проводиться чаще одного раза в три года (кроме юр.лиц и ИП, работающих в сфере образования, здравоохранения, социальной сфере и тд. Для них периодичность проверок устанавливается Правительством РФ). Если контрольный орган хочет организовать внеплановую проверку, то за согласованием на это мероприятия нужно будет обратиться в прокуратуру.

При проведении проверки выделяют три основных этапа:

  1. Предпроверочный (подготовительный) этап. В ходе его происходит сбор, систематизация и ознакомление с закупочной деятельностью проверяемого учреждения.
  2. Проверочный (основной) этап, на котором проверяются все закупочные материалы. Также проверяется, насколько эффективно и целесообразно были проведены закупки, соответствуют ли они профилю организации, не завышены ли цены, верные ли выбраны источники финансирования, не было ли допущено нецелевого использования средств.
  3. Постпроверочный (заключительный) этап. На этом этапе делаются выводы о результатах деятельности организации, а также начинается подготовка отчета с выводами, правками и рекомендациями аудиторской организации.

В ходе проверки от заказчика могут потребовать различные дополнительные материалы, такие, как планы-графики, обоснование НМЦК и тд. Но существуют рекомендации к проверяющим органам на тему того, чтобы они не требовали документы, находящиеся в свободном доступе, и вы можно попробовать на это сослаться.

Источники

  • https://zakonguru.com/goszakupki/44/monitoring.html
  • https://ppt.ru/art/44-fz/monitoring-zakupok
  • https://gosuchetnik.ru/goszakupki/kak-prokhodit-monitoring-goszakupok
  • https://www.pro-goszakaz.ru/article/102266-qqq-19-m9-monitoring-zakupok-po-44-fz

Правила и порядок проведения мониторинга

Мониторинг в сфере государственных закупок – это специальное исследование, которое носит систематический характер и направлено на то, чтобы установить правильность реализации основных принципов сформированного законодательства, направленного на совершенствование контрактной системы, функционирующей на территории Российской Федерации.

Проведение мониторинга необходимо для того, чтобы в полном объеме составлять картину по итогам всех реализованных мероприятий наблюдения, которые предназначены для получения итоговой картины реализации правил и принципов государственных и муниципальных закупок, сформулированных в действующем законодательстве.

Основное регулирование проводимого процесса мониторинга осуществляется на основании положений статьи 97 Федерального закона «О контрактной системе». Именно эта статья формирует основные цели, для которых и проводятся мероприятия, предусмотренные такими комплексными аналитическими действиями.

В соответствии с положениями действующего законодательства, в частности, на основании Постановления Правительства Российской Федерации №728, принятого 26 августа 2013 года, проведение мониторинга всей ситуации, которая складывается в сфере государственных и муниципальных закупок, полностью ложится на плечи Министерства экономического развития Российской Федерации.

При проведении мониторинга производится проверка того, каким образом осуществляются закупки, начиная от составления планов-графиков и планов закупок и до момента их полной реализации путем проведения всех необходимых закупочных мероприятий.

Для того чтобы результаты проводимых мероприятий могли считаться объективными и отражающими реальную картину, мониторинг должен осуществляться следующим образом:

  • на первом этапе проведения мониторинга необходимо сформировать план предстоящих действий для того, чтобы максимально полно охватить все показатели, которые должны быть проанализированы в ходе формирования результатов конкретного исследования;
  • на основании предоставленных ранее отчетов от государственных и муниципальных заказчиков, а также приравненных к ним юридических лиц, проводится формирование единой базы для проведения исследования;
  • в качестве базы для проводимого исследования берутся сведения, сформулированные за год, предшествующий году проведения мониторинга;
  • анализ всех взятых за основу исследований проводится уполномоченными сотрудниками того подразделения Минэкономразвития, на которое возложены непосредственные обязанности в части контроля за реализацией действующего законодательства в сфере закупок;
  • итоговый сводный отчет, составленный на основании результатов мониторинга, должен быть подготовлен и представлен для ознакомления руководителем подразделения до 30 апреля года, который следует за отчетным.

Так как подготовка итогового сводного отчета происходит на основании сведений, полученных за год, в его основу ложатся не только все показатели, полученные в течение года, но и сформированные ежеквартальные отчеты по итогам промежуточного мониторинга.

Все необходимые показатели для проведения мониторинга уполномоченные сотрудники берут из Единой информационной системы как в виде самостоятельных данных, так и в виде итоговых сводных отчетов.

Программа курса

1-й день

  • Нормативные правовые акты, принятые в развитие законодательства, регулирующего закупки товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд. Обзор последних изменений законодательства в сфере закупок. Применение Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации в контрактной системе.
  • Нормативные правовые акты, которые должны быть приняты в регионах РФ, муниципальных образованиях.
  • Государственный и муниципальный контроль и надзор. Функции государственного и муниципального контроля Органы, осуществляющие контроль в контрактной системе. Контрольные мероприятия, осуществляемые контрольными органами.
  • Субъекты контроля в контрактной системе: заказчик, уполномоченный орган, уполномоченное учреждение, специализированная организация, участники закупок, органы по регулированию контрактной системы, контрольные органы и иные субъекты.
  • Права и обязанности субъектов контроля в контрактной системе.
  • Финансовый контроль. Порядок создания (наделения полномочиями) и организации их деятельности, виды проверок, осуществляемых контрольными органами. Основные нарушения в действиях субъектов контроля при осуществлении закупок.
  • Ведомственный контроль. Порядок создания (наделения полномочиями) и организации их деятельности, виды проверок, осуществляемых контрольными органам. Основные нарушения в действиях субъектов контроля при осуществлении закупок.
  • Контроль, осуществляемый заказчиком. Организация деятельности, виды проверок.
  • Органы, уполномоченные на осуществление контроля. Порядок создания (наделения полномочиями) и организации их деятельности, виды проверок, осуществляемых контрольными органами.
  • Порядок согласования заключения контрактов.
  • Порядок рассмотрения жалоб на действия субъектов контроля при осуществлении закупок. Практика ФАС.
  • Аудит в сфере закупок, методика Счетной палаты РФ по проведению аудита. Основные нарушения в действиях субъектов контроля при осуществлении закупок.
  • Система общественного контроля. Общественное обсуждение закупок.
  • Деятельность субъектов контроля, подлежащая контролю.

2-й день

  • Цели и обоснованность закупок. Планирование, нормирование и обоснование закупок. Основные нарушения в действиях заказчика при планировании, обосновании и нормировании закупок.
  • Методы расчета и обоснования. Случаи и порядок применения методов.
  • Основные нарушения заказчиков при разработке извещений и /или документации о закупке. Обзор судебной и административной практики.
  • Требования к заявкам на участие в закупке. Состав сведений и документов.
  • Основные нарушения в действиях комиссии, допускаемые при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
  • Понятие государственного (муниципального) контракта (гражданско-правового договора). Обязательные условия контракта. Порядок и сроки заключения контракта.
  • Порядок заключения контракта при установлении преимуществ организациям инвалидов и учреждениям уголовно-исполнительной системы.
  • Требования к приемке поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги. Случаи и порядок привлечения независимых экспертов (экспертных организаций).
  • Соответствие использования поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги целям осуществления закупки.
  • Своевременность, полнота и достоверность отражения в документах учета поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги.
  • Основания и порядок оплаты выполненных работ, оказанных услуг. Основные нарушения в действиях объектов контроля.
  • Основания для изменения контракта. Расторжение контракта. Односторонний отказ от исполнения контракта.
  • Порядок и случаи применения мер ответственности по контрактам.
  • Отчетность в контрактной системе. Отражение сведений о закупках в отчетности. Основные нарушения в действиях субъектов контроля при осуществлении закупок при исполнении контрактов.
  • Административная ответственность за нарушение в сфере закупок. Составы правонарушений. Квалификация правонарушений. Обжалование постановлений о наложении штрафа.

Ведомственный контроль в сфере закупок

Часть 3 статьи 99 Закона о контрактной системе устанавливает, что ведомственный контроль закупок в отношении каждого типа заказчика осуществляет отдельный орган контроля в сфере закупок. Но не смотря на видимое разнообразие контрольных органов в сфере закупок, ведущую роль для всех типов заказчиков играет ФАС и Казначейство. Так, именно контрольный орган в сфере закупок — Казначейство России осуществляет контроль, предусмотренный частью 5 статьи 99 Закона о контрактной системе, который так же неофициально называют как «финансовый контроль в сфере закупок». В рамках финансового контроля осуществляется сопоставление информации и сведений из различных документов, для определения соответствия закупки ее финансовому обеспечению. Именно этот механизм в первую очередь направлен на снижение рисков по нецелевому расходованию бюджетных средств. Основным инструментом финансового контроля является идентификационный код закупки (ИКЗ), который и позволяет проследить историю всей закупки, начиная от ее планирования до непосредственного исполнения. Данный контроль закупок носит форму текущего и осуществляется непосредственно при осуществлении закупочной деятельности, без его прохождения заказчик не сможет опубликовать требуемую информацию. 

Антимонопольная служба и его территориальные органы являются основным контрольным орган в сфере закупок и осуществляют контроль закупок непосредственно при осуществлении процедур закупок, регистрируя жалобы от участников закупки и реагируя на них осуществляя проверку. К полномочиям ФАС относится контроль осуществления закупок и в случае обнаружения нарушений относится возможность выдачи предписаний, а также возможность остановить процедуру заключения контракта. Основные составы КоАП РФ в сфере закупок так же относятся к компетенции ФАСа, по которым могут быть оштрафованы субъекты закупочной деятельности. При этом законодательно установлено, что плановые проверки могут осуществляться не чаще одного раза в 6 месяцев. Из этого правила есть исключение для специализированных организаций, по которым проверка может быть осуществлена не более одного раза в процедуре конкретной закупки. Информация о плановых проверках публикуется и является общедоступной, но помимо плановых проверок имеет право осуществлять также внеплановые проверки. Но для их осуществления требуются основания. Таковыми могут быть для контрольного орган в сфере закупок жалоба участника закупки или результат общественного контроля в сфере закупок.

Внимание: Казначейский контроль, который предусмотрен ч.5 ст. 99 44-ФЗ приостановлен в соответствии с ПП РФ от 20.03.2017 №315

Для федеральных заказчиков срок приостановки контроля до 01.01.2018 г, для муниципальных заказчиков и субъектов РФ до 01.01.2019 г. 

Какие заказчики попадают под оценку и мониторинг

Списки заказчиков для оценки и мониторинга формирует Правительство РФ.Оценка. Правительство РФ установило два перечня с заказчиками, которые попадают под оценку:

  • перечень из распоряжения Правительства от 06.11.2015  № 2258-р – заказчиков проверяет корпорация;
  • перечень из распоряжения Правительства от 19.04.2016 № 717-р – заказчиков проверяют региональные власти.

Правительство РФ формирует списки заказчиков для оценки согласно части 2 статьи 1 Закона № 223-ФЗ и пунктов 2, 3 Постановления № 1169.Также контролеры проверят план инновационной, высокотехнологичной продукции и лекарств заказчиков, которые обязаны проводить такие закупки, в том числе у субъектов МСП. Перечень заказчиков утвердило Правительство РФ распоряжением от 21.03.2016 № 475-р.Мониторинг. Под мониторинг попадают организации с выручкой или активами от 10 или от 40 млрд руб. Если выручка 40 мрлд, то мониторинг проводит корпорация МСП, организация проверит следующих заказчиков:

  1. Госкорпорации, госкомпании, хозобщества, в уставном капитале которых доля РФ превышает 50 процентов.
  2. Хозобщества, в уставном капитале которых совокупная доля РФ и региона превышает 50 процентов, причем доля РФ выше.
  3. Естественные монополии и организации с регулируемыми видами деятельности.
  4. Дочерние хозяйственные общества, в уставном капитале которых более 50 процентов в совокупности принадлежит юридическим лицам, указанным в пунктах 1–3.
  5. «Дочки» указанных в пункте 4 организаций.

Региональные власти или созданные ими организации проверят организации с выручкой от 10 млрд руб.:

  1. Хозобщества, в уставном капитале которых доля региона и муниципалитета в совокупности превышает 50 процентов.
  2. Естественные монополии и организации с регулируемыми видами деятельности.
  3. Дочерние хозяйственные общества, в уставном капитале которых более 50 процентов в совокупности принадлежит юридическим лицам, указанным в пунктах 1 и 2.
  4. «Дочки» указанных в пункте 3 организаций.

Если заказчик попал в перечень для оценки, то мониторинг в отношении него не проводят. Это прописано в пункте 4 Постановления № 1169.

Что показывает сводный отчет

В последней аналитике за 2019 год указано, что реальный объем госзакупок на 12% превысил запланированный и составил 8,2 трлн руб. А по национальным проектам подписали госконтрактов на 1,3 трлн руб. против суммы в 0,9 трлн руб., которая была запланирована.

Еще госзаказчики в 2019 году в 2 раза превысили обязательную квоту по объему госзакупок у субъектов малого предпринимательства. Она составила 33%, в прошлом году с СМП и СОНКО подписали 2,4 млн контрактов на 3,8 трлн рублей. Причем большую часть этих контрактов (на 2,3 трлн рублей) малые предприятия получили по итогам госзакупок на общих основаниях. А результатом торгов с ограничениями для СМП и СОНКО стало заключение контрактов на 1,1 трлн рублей. И 410 млрд рублей оплатили СМП, которых привлекали в качестве субподрядчиков.

Итоговые результаты мониторинга в сфере закупок оформляются в виде аналитической и сводной отчетности. В документах Минфина об аудите в сфере закупок 44-ФЗ найдете и такую информацию:

  • о количестве размещенных извещений об осуществлении закупок, суммарном значении НМЦК, в том числе аналитика централизованных закупок;
  • о количестве состоявшихся и несостоявшихся процедур;
  • о количестве и общей стоимости контрактов;
  • об исполнении контрактов, в том числе об оплате и начислении неустоек;
  • о ведении реестра недобросовестных поставщиков;
  • о ведении реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок;
  • о количестве банковских гарантий и общей денежной сумме, указанной в них;
  • о результатах осуществления контроля;
  • о функционировании ЕИС.

Утвердят единый порядок мониторинга

ВАЖНО!

По плану, за проведение контроля отвечает Министерство финансов, используя открытые сведения Единой информационной системы. Информацию для анализа предоставляют и другие ведомства — Федеральное казначейство, ФАС, Минпромторг. После проведения аналитических процедур Минфин подготовит отчетность, в которой сравнит плановые и фактические показатели закупочной деятельности и достижение минимальной доли госзакупок заказчиками. При необходимости в сводный отчет включат мероприятия по совершенствованию законодательства о госзакупках.

Чтобы прочитать, понадобится доступ в систему: .

Контроль со стороны Антимонопольной службы

ФАС является федеральным органом исполнительной власти, на который с 2013 года возложена контрольная функция в системе закупок. Служба контролирует соблюдение требований закона в обычных процедурах, а также в торгах по гособоронзаказу. Информация о проверках ФАС публикуется в ЕИС.

В ходе контрольных мероприятий представители Антимонопольной службы могут:

  • составлять протоколы;
  • рассматривать дела;
  • выдавать предписания;
  • обращаться в правоохранительные органы и суд.

При этом в отношении определенных решений специалистов заказчика плановая либо внеплановая проверка проводиться не может. К ним относятся:

  1. Характеристики товары — качественные, экологические, функциональные.
  2. Квалификация участников и их работников.
  3. Наличие у участника ресурсов, необходимых для исполнения контракта.
  4. Репутация.
  5. Опыт работы.

Также Антимонопольная служба контролирует работу ЭТП. Периодичность проведения проверок планового характера — один раз в полгода, внеплановых — по необходимости.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector