Как проводится аудит в сфере закупок
Содержание:
- Содержание проверки
- Как мы в CLC проводим аудит системы закупок
- Аудит в сфере государственных и муниципальных закупок
- Основные элементы аудита в сфере закупок
- Контроль общественности
- II. Подготовка к закупке и ее объявление
- Оформление результатов
- Кто осуществляет аудит
- Контроль со стороны Антимонопольной службы
- Как проходит аудит госзакупок
- Органы аудита
- Результаты проверок
- Когда нужен аудит системы закупок?
- Задачи, методы
Содержание проверки
- Количество контрольных мероприятий.
- Количество выданных предписаний, обращений, направленных в правоохранительные и контрольные органы.
Также фиксируются нарушения в:
- организации заказа (контрактные службы, комиссии, специализированные организации, централизованные заказы, совместные конкурсы и аукционы, общественное обсуждение);
- планировании заказов;
- документации (требования к участникам, к объекту, признаки ограничения доступа к информации, содержание извещения и документации, размер авансирования, обязательные условия в проекте контракта, порядок оценки заявок и установленные критерии, преимущества отдельных участников);
- заключенных контрактах (соответствие договора документации и предложению участника, сроки заключения, обеспечение исполнения);
- проведении конкретной процедуры (обеспечение заявок, антидемпинговые меры, обоснованность допуска (отказа в допуске) участников, применение порядка оценки заявок, протоколы);
- исполнении договора (законность внесения изменений, порядок расторжения, экспертиза результатов, отчет о результатах, своевременность действий, соответствие результатов установленным требованиям).
Чтобы прочитать, понадобится доступ в систему: .
Как мы в CLC проводим аудит системы закупок
Оптимальная система закупок сильно зависит от сферы деятельности, категорий товаров, масштаба организации. Чтобы подобрать решения, мы:
- Получаем от вас первичную информацию о сфере деятельности, количестве наименований и категориях товаров, объемах поставок и отгрузок, поставщиках, текущей системе прогнозирования.
- На первичной консультации подробно рассказываем, как проходит аудит, что мы будем делать и каких результатов стоит ожидать, чтобы вы могли точно определиться, нужна ли вам наша помощь.
- Заключаем договор, если вы решили, что аудит системы закупок вам нужен.
- Проводим аудит: выезжаем к вам и подробно изучаем, как работает ваша система закупок и управления запасами, каковы потребности в товаре, оценивает текущие состояние запасов, проводит аудит процессов выявляем какие есть возможности для изменений в рамках текущего пула поставщиков или с учетом подбора новых.
- Презентуем результат. Передаем результат аудита вам с подробными комментариями и пояснениями. Аудит и презентация решений проводится в том числе путём специально организованных нами корпоративных мероприятий — круглые столы с представителями бизнеса кто напрямую зависит закупки и методы управления запасами (блок продаж и производства, финансов преимущественно), и стратегические сессии закупок и логистики. По итогу мы с Вами согласовываем итоговые бизнес-решения в виде проекта «закупок и управления запасами и приступаем к этапу внедрения или трансформации системы закупок и управления запасами, предварительным разработкой плана внедрений и изменений. Мы аккуратно внедряем изменения, гибко применяем и адаптируем технологии и лучшие практики, которые оптимально подходят специфике бизнеса Заказчика. Работа ведётся с людьми с процессом обучения в ходе проекта, работаем «в полях»; «в цеху», «складах» на строительной площадке, на производственном участке; в конкретном департаменте его отдела и направлениях в целях полного внедрения решения в бизнес.
Аудит в сфере государственных и муниципальных закупок
Законодательство о контрактной системе предусматривает несколько видов мероприятий, направленных на выполнение контрольных и надзорных функций в сфере закупок. Наиболее распространенным, несомненно, является контроль в сфере закупок, поскольку именно его результаты влекут за собой выявление нарушений, наложение штрафов, а порой и судебные разбирательства.
На фоне проверок, осуществляемых контрольными органами в пределах своих полномочий, о существовании мониторинга и аудита в сфере закупок некоторые заказчики даже не знают, а если и знают, то не в полной мере понимают смысл данных мероприятий.
Между тем, для заказчика проведение аудита — это не менее значимая процедура, чем проверка контрольными органами. Разберем основные положения аудиторских проверок в сфере закупок.
Что такое аудит в сфере закупок?
Осуществление аудита в сфере закупок регламентируется положениями статьи 97 Закона № 44-ФЗ. В отличие от проверок, целью которых является обнаружение нарушений законодательства о контрактной системе, аудит направлен в первую очередь на анализ результатов закупочной деятельности.
Среди основных целей проведения аудита можно выделить следующие:
- оценка и анализ проведенных учреждением закупок в целом и конкурентных процедур в частности;
- достижение целей осуществления закупок;
- оценка эффективности закупочной деятельности учреждения.
Кто осуществляет аудит в сфере закупок?
Согласно части 1 статьи 97 закона о контрактной системе, органами, уполномоченными на проведение аудита, являются:
- счетная палата РФ;
- контрольно-счетные органы Федерального уровня;
- счетные палаты муниципальных образований.
Зачем нужен аудит?
Как было сказано выше, основной целью аудита является не столько выявление нарушений в сфере контрактной системы, сколько анализ эффективности закупочной деятельности того или иного учреждения-заказчика.
Предметом аудита может быть как деятельность учреждения в целом, так и выполнение какой-либо конкретной государственной или муниципальной программы, освоение целевых средств, дополнительных ассигнований и т.д.
Несмотря на то, что контроль соблюдения норм контрактного законодательства не является основной целью аудита, в случае выявления фактов, содержащих признаки административного или уголовного правонарушения, проверяющие обязаны передать материалы в органы, уполномоченные на осуществление контроля.
Как проводится аудит?
При проведении аудита принято условно выделять три этапа:
Подготовительный – включает в себя предварительный сбор и изучение информации, составление программы.
Основной – предусматривает осуществление проверок всех необходимых материалов и направлений деятельности учреждения
Особое внимание уделяется вопросам эффективности и целесообразности закупочной деятельности и формированию экономии бюджетных средств.
Заключительный – включает в себя обобщение результатов аудита и составление отчета, содержащего выводы и рекомендации.. Данная процедура предусматривает учет и оценку работы заказчика по ряду направлений:
Данная процедура предусматривает учет и оценку работы заказчика по ряду направлений:
- планирование и проведение закупок (в том числе оценку заявок при осуществлении закупок конкурентными способами);
- оформление и заключение контрактов (наличие обязательных условий, сроков подписания, наличие согласований и т.д.);
- соблюдение условий заключенных контрактов в части количества и качества поставленного товара, выполненных работ или оказанных услуг, а также сроков и порядка оплаты;
- формирование цены контракта;
- эффективности управления контрактами.
Заключение
Смысл аудита заключается прежде всего в оценке эффективности и обоснованности тех или иных показателей или аспектов закупочной деятельности учреждения-заказчика. Исходя из этого положения, ответственным лицам заказчиков рекомендуется проводить внутренний аудит и мониторинг собственными силами с целью предупреждения нарушений.
https://www.youtube.com/watch?v=muxJF1CWrtQ
Кроме того, следует быть готовыми к обоснованию своих действий или бездействий, поскольку в отдельных случаях именно от этого будет зависеть позиция проверяющих.
Полезная информация? Поделись: Бесплатная On-line консультация
Основные элементы аудита в сфере закупок
-------------------¬ -------------------¬ -------------------¬¦ Цели ¦ ¦ Субъекты ¦ ¦ Результат ¦LT------------------ LT------------------ LT------------------ ¦ --------------------¬ ¦ ----------------¬ ¦ --------------------¬ ¦ ¦ Проверка, анализ ¦ +-+ Счетная палата¦ ¦ ¦Установление причин¦ ¦ ¦и оценка информации¦ ¦ ¦ РФ ¦ ¦ ¦ выявленных ¦ +-+ о законности ¦ ¦ L---------------- +-+ отклонений, ¦ ¦ ¦ и целесообразности¦ ¦ ----------------¬ ¦ ¦ нарушений ¦ ¦ ¦совершаемых закупок¦ ¦ ¦ Контрольно- ¦ ¦ ¦ и недостатков ¦ ¦ L-------------------- +-+ счетные палаты¦ ¦ ¦совершенных закупок¦ ¦ --------------------¬ ¦ ¦ субъектов РФ ¦ ¦ L-------------------- ¦ ¦ Проверка, анализ ¦ ¦ L---------------- ¦ --------------------¬ ¦ ¦и оценка информации¦ ¦ ----------------¬ ¦ ¦ Подготовка ¦ +-+ об обоснованности,¦ ¦ ¦ Контрольно- ¦ ¦ ¦ предложений, ¦ ¦ ¦ своевременности ¦ L-+ счетные палаты¦ ¦ ¦ направленных на их¦ ¦ ¦ и эффективности ¦ ¦ муниципальных ¦ +-+ устранение и на ¦ ¦ ¦совершаемых закупок¦ ¦ образований ¦ ¦ ¦ совершенствование ¦ ¦ L-------------------- L---------------- ¦ ¦ существующей ¦ ¦ --------------------¬ ¦ ¦ процедуры ¦ ¦ ¦ Проверка, анализ ¦ ¦ ¦ проведения закупок¦ ¦ ¦и оценка информации¦ ¦ L-------------------- ¦ ¦ о результативности¦ ¦ --------------------¬ ¦ ¦расходов на закупки¦ ¦ ¦ Систематизация ¦ L-+ по планируемым ¦ ¦ ¦ информации ¦ ¦ к заключению, ¦ +-+ о реализации ¦ ¦ заключенным ¦ ¦ ¦ указанных ¦ ¦ и исполненным ¦ ¦ ¦ предложений ¦ ¦ контрактам ¦ ¦ L-------------------- L-------------------- ¦ ---------------------¬ ¦ ¦ Размещение в ЕИС ¦ L-+ обобщенной ¦ ¦ информации о таких ¦ ¦ результатах ¦ L---------------------
Рис. 1
В свою очередь этапы проведения аудита в сфере закупок схематично можно представить в следующем виде (рис. 2).
Контроль общественности
Контроль может осуществляться и со стороны общественности. Причем это не только какие-то конкретные общественные организации, но и обычные физические лица. Подразумевается проведение обязательной процедуры общественного обсуждения закупок, начальная цена которых более 1 млрд рублей.
В ходе осуществления своих контрольных функций общественность может:
- дать независимую оценку итогам закупки;
- запрашивать у заказчика сведения (но не документы) о том, как исполняется контракт;
- если выявлены нарушения — обращаться в контролирующие организации или суд.
Кроме того, у представителей общественности есть право подготовить и передать в госорганы свои предложения по изменению законодательства с целью его улучшения.
II. Подготовка к закупке и ее объявление
Данный этап закупочного процесса включает в себя:
-
определение цены продукции (начальной цены при проведении торгов);
-
формирование лотов;
-
инициирование процедуры (направление запросов предложений поставщикам, объявление закупки на сайте организации или на электронных торговых площадках).
Можно выделить следующие ключевые риски, присущие данному этапу:
1. Некорректность определения цены.
На практике нередко встречаются ситуации, когда начальная цена закупки определена неправильно. Как правило, она бывает завышена, в итоге мы получим завышенную стоимость закупаемой продукции (и избыточные расходы), либо «фиктивную» экономию.
Так, по оценке экспертов, привлеченных Счетной палатой Российской Федерации, при участии в торговых процедурах компаний и заказчиков, состоящих в сговоре, снижение ценового предложения победителя закупки составляет от 0 до 5 % от начальной цены контракта, при этом она завышается в диапазоне от 30 до 80%. При участии реально конкурирующих компаний среднее снижение цены в результате таких закупок составляет около 25%.
По мнению Счетной палаты Российской Федерации, «необоснованное определение заказчиками начальной цены контракта генерирует значимые риски осуществления неэффективной закупки и коррупционные риски». Доля нарушений при ее определении составила 45% от суммы выявленных нарушений в сфере закупок (47 нарушений на сумму 105,7 млрд. руб.).
2. Некорректное формирование лотов.
Данный риск можно охарактеризовать двумя возможными ситуациями: искусственным «дроблением» закупок и их необоснованным укрупнением. Эти проблемы часто наблюдаются в сфере государственных закупок и являются предметом рассмотрения контрольных органов, включая Федеральную антимонопольную службу.
«Дробление» закупок – искусственное разделение одного крупного контракта/ закупки на несколько мелких. Это позволяет избежать проведения конкурентных закупок или уйти из фокуса внимания к данным закупкам (ниже сумма – меньше контроль).
Необоснованное укрупнение закупок преследует иные цели. Например, включение в один лот различных по функциональным и техническим характеристикам товаров, работ и услуг. Это существенно ограничивает конкуренцию.
3. Несвоевременность инициирования закупки.
Закупка может быть инициирована как слишком рано, так и слишком поздно
И если для услуг или работ раннее заключение договора проблем, как правило, не представляет, то при закупке товаров необходимо обратить внимание на устанавливаемые сроки поставки и их соответствие графикам производства работ (прогнозу/ плану продаж). Наибольшую проблему может составить позднее инициирование закупочной процедуры, следствием чего станет невозможность своевременной поставки или производства работ.
4. Отсутствие информирования поставщиков о проводимой закупке.
Даже в условиях крупных компаний, закупочная деятельность которых детально регламентирована и прозрачна, вопрос информирования широкого круга поставщиков о проводимых закупках является крайне актуальным. Известны факты, когда при проведении государственных закупок публикуемые на портале государственных закупок извещения в описании закупаемой продукции содержали латинские символы (имитирующие кириллицу), что не позволяло потенциальным поставщикам находить интересные им закупки.
В настоящее время информирование поставщиков может осуществляться посредством электронных торговых площадок (публикации объявлений, рассылки поставщикам по видам экономической деятельности (ОКВЭД), на сайтах компании-заказчика, либо иными способами, принятыми в организации). Вместе с тем, конкуренция может быть ограничена путем некорректного установления кода закупаемой продукции (ОКПД2).
Оценить существенность рисков данного этапа можно путем проведения следующих процедур:
-
анализ рыночных цен на закупаемую продукцию;
-
анализ цен ранее заключенных договоров;
-
оценка соблюдения требований внутренних документов при определении цены закупки;
-
оценка наличия в плане закупок нескольких процедур одной номенклатуры;
-
анализ лота на предмет однотипности включенной в него продукции;
-
сравнение сроков вовлечения продукции в графиках производства и сроков заявления в закупку; сравнение планов продаж, складских остатков закупаемой номенклатуры, сроков изготовления закупаемой продукции со сроками закупок;
-
анализ списков поставщиков, которые проинформированы о закупке (у которых запрошены коммерческие предложения).
Оформление результатов
Результатом проведенной аудиторской проверки является оформленный контролирующим органом отчет (акт). В нем содержатся систематизированные данные по доказательной базе, полученным выводам. В этом документе аудиторы обозначают выявленные проблемы и недостатки, приводят практические рекомендации по исправлению ситуации. В отчетном бланке должны быть такие сведения:
- критерии аудиторской проверки;
- оценка эффективности и правильности организации закупочной деятельности на предприятии;
- характеристика отклонений;
- факты ограничения доступа к информации (при наличии);
- степень значимости недостатков в работе госоргана;
- отражение потенциальных рисков, которые могут быть спровоцированы выявленными проблемами.
Если аудиторы указывают на наличие в действиях проверяемой структуры состава административного правонарушения, инициируется внеплановая комплексная проверка. Обращение в прокуратуру возможно при условии, что проверкой будут установлены факты финансовых преступлений или коррупционных действий. Акт аудита должен быть доведен до руководства проверяемых структур и опубликован на сайте ЕИС.
Кто осуществляет аудит
Материалы по теме
Обоснование закупки: на что обратить внимание
В указанной статье Закона перечислены органы государственной власти, которые должны проводить оценку. Итак, аудит в сфере закупок осуществляют:
- cчетная палата;
- контрольно-счетные органы в регионах;
- контрольно-счетные органы муниципалитетов;
- законодательные органы государственной власти субъектов РФ;
- представительные органы муниципальных образований.
Счетная палата — это постоянно действующий орган власти, который осуществляет внешний государственный аудит. Работа данного органа власти регламентирована Федеральным законом «О счетной палате Российской Федерации», а также ее регламентом. Должностные лица — аудиторы самостоятельно проводят оценку и несут ответственность за результаты.
Если говорить о контроле в регионах и муниципалитетах, то такого рода органы осуществляют свою работу на основании принятых в пределах данных регионов и муниципалитетов актов и регламентов их деятельности.
Материалы по теме
Минфин и ФАС разъяснили полномочия контролирующих органов при госзакупках
Необходимо отметить лица, деятельность которых подлежит рассматриваемой нами проверке: это государственные органы, унитарные предприятия, юридические лица, бюджетные и автономные учреждения.
Контроль со стороны Антимонопольной службы
ФАС является федеральным органом исполнительной власти, на который с 2013 года возложена контрольная функция в системе закупок. Служба контролирует соблюдение требований закона в обычных процедурах, а также в торгах по гособоронзаказу. Информация о проверках ФАС публикуется в ЕИС.
В ходе контрольных мероприятий представители Антимонопольной службы могут:
- составлять протоколы;
- рассматривать дела;
- выдавать предписания;
- обращаться в правоохранительные органы и суд.
При этом в отношении определенных решений специалистов заказчика плановая либо внеплановая проверка проводиться не может. К ним относятся:
- Характеристики товары — качественные, экологические, функциональные.
- Квалификация участников и их работников.
- Наличие у участника ресурсов, необходимых для исполнения контракта.
- Репутация.
- Опыт работы.
Также Антимонопольная служба контролирует работу ЭТП. Периодичность проведения проверок планового характера — один раз в полгода, внеплановых — по необходимости.
Как проходит аудит госзакупок
Аудит в сфере закупок — это независимая проверка деятельности заказчиков с целью анализа и оценки проведенных заказов, которую выполняют контрольные ведомства.
Статья актуализирована экспертом Эллой Залужной
Основные понятия
Аудит в сфере закупок представляет собой экспертно-аналитическую и информационную деятельность, которая проводится путем проверки и оценки сведений по конкретной закупке. Ведомствами аудит проводится по ФЗ-44 и охватывает все этапы закупочной деятельности заказчика, а именно: этап планирования, осуществления закупок, заключения и исполнения договора.
Планируемые к заключению, заключенные и исполненные контракты подлежат анализу в части расходования денежных средств. Рассказываем, по каким критериям в аудите оцениваются соблюдение участниками контрактной системы в сфере закупок законодательства РФ контрольными ведомствами:
- законность;
- целесообразность;
- обоснованность;
- своевременность;
- эффективность;
- результативность.
Другими словами, что подлежит оценке при проведении аудита в сфере закупок: выполнение условий контрактов по срокам, объему, цене, количеству и качеству приобретаемых товаров, работ, услуг, порядок ценообразования и эффективность системы управления контрактами.
Кто проводит
Контрактное законодательство разъясняет, кем осуществляется аудит в сфере закупок по 44-ФЗ (ч. 1 ст. 98):
Проведение проверки предполагает выполнение следующих функций:
- обобщение результата закупочной деятельности;
- установление причин выявленных отклонений и недостатков;
- подготовка предложения, которое направлено на устранение нарушений и на совершенствование контрактной системы;
- систематизация информации о реализации указанных предложений;
- размещение в ЕИС обобщенной информации о результатах.
44-ФЗ (ст. 98) и 41-ФЗ (ст. 15) уточняют, какой орган осуществляет аудит в сфере закупок на федеральном уровне, — Счётная палата. Ведомство при проведении проверки руководствуется стандартами:
- СГА 101 «Общие правила проведения контрольного мероприятия»;
- СГА 302 «Аудит в сфере закупок товаров, работ и услуг»;
- СГА 102 «Общие правила проведения экспертно-аналитических мероприятий».
проверки
При проведении обязательного аудита 44-ФЗ соответствующим органом составляется акт, который доводится до сведения руководителей проверяемых организаций и публикуется на сайте ЕИС. Информация о результатах экспертно-аналитической деятельности содержит в том числе следующие сведения:
- Количество контрольных мероприятий.
- Количество и сумма заказов, в том числе при проведении которых выявлены нарушения законодательства о контрактной системе, сделан вывод о нерезультативном расходовании бюджетных средств (к примеру, в нарушение ст. 34 и 94 оплачены работы, которые фактически не выполнены, или в нарушение ст. 95 допущено изменение существенных условий договора, например изменен размер авансирования, или в нарушение ст. 22 в состав расчета НМЦК включены расходы на временные здания и сооружения, которые проектом на проведение работ не предусмотрены, и т. д.).
- Количество выданных предписаний, обращений, направленных в правоохранительные и контрольные органы.
Также фиксируются нарушения в:
- организации заказа (контрактные службы, комиссии, специализированные организации, централизованные заказы, совместные конкурсы и аукционы, общественное обсуждение);
- планировании заказов;
- документации (требования к участникам, к объекту, признаки ограничения доступа к информации, содержание извещения и документации, размер авансирования, обязательные условия в проекте контракта, порядок оценки заявок и установленные критерии, преимущества отдельных участников);
- заключенных контрактах (соответствие договора документации и предложению участника, сроки заключения, обеспечение исполнения);
- проведении конкретной процедуры (обеспечение заявок, антидемпинговые меры, обоснованность допуска (отказа в допуске) участников, применение порядка оценки заявок, протоколы);
- исполнении договора (законность внесения изменений, порядок расторжения, экспертиза результатов, отчет о результатах, своевременность действий, соответствие результатов установленным требованиям).
В КонсультантПлюс эксперты делятся опытом по работе с аудитом. Вот пример одного из таких материалов.
Чтобы прочитать, понадобится доступ в систему: .
Органы аудита
Проверяющие органы должны руководствоваться федеральными законами и внутренними регламентами. В роли аудиторов могут выступать:
- Счетная палата РФ;
- контрольно-счетные структуры муниципального и регионального подчинения.
Для органов, наделенных контролирующими и счетными функциями, законодательно предусмотрена организационная автономность. Постоянно действующей структурой в области финансового мониторинга является высший орган госконтроля – Счетная палата. Ее представителям дано право использовать широкий набор аналитических приемов, запрашивать детальную информацию от лиц, вовлеченных в проверяемые процедуры. Этот орган обладает материальной независимостью, на его деятельность не оказывает влияние состояние политической конъюнктуры.
Результаты проверок
Результаты аудиторских проверок оформляются в форме соответствующих документов (заключения или акта) следующего содержания:
- Сколько контрольных мероприятий было проведение.
- Какая сумма заказа оценивалась.
- Сколько денежных средств были признаны неэффективными и нерезультативными вследствие нецелесообразного расходования бюджетных средств.
- Сколько предписаний и обращений было выдано в органы контроля и проверки.
Аудиторы обязаны зафиксировать все нарушения требований заполнения закупочной документации, этапов проведения процедуры, качественных и количественных характеристик, планирования, сроков заключения, составления и подписания контракта, внесения обеспечения, принятия антидемпинговых мер и так далее.
Стоит отметить, что результаты оформляются в письменной форме. После ознакомления руководитель организации обязан дополнить документ своими возражениями и пояснениями. В случае несогласия с результатами аудиторской проверки руководитель обязан обосновать свои действия или их отсутствии.
При выявлении нарушений аудиторами направляется соответствующее предписание заказчику о скором устранении, а также информация в Антимонопольную службу, прокуратуру, Налоговую службу, Казначейство. Кроме того, сведения по результатам мониторинга направляются в региональные или муниципальные органы власти. Отчетная документация в обязательном порядке публикуется в ЕИС.
Важно знать, что закупка может быть признана необоснованной. Заказчик имеет право это обжаловать в судебных инстанциях и представительных органах власти
Подробный вебинар по системе мониторинга, контроля и аудита в сфере закупок представлен ниже на видео.
Когда нужен аудит системы закупок?
По нашему опыту найти недостатки и повысить эффективность системы закупок можно практически в каждой компании.
Однако есть признаки, при которых провести аудит однозначно стоит:
- Склад забит товаром, который никуда не двигается месяцами. Неликвидный и низкооборачиваемый товар занимает место и замораживает средства. От него можно и нужно избавиться, а еще — сделать так, чтобы подобных «залежей» больше не было.
- Товара не хватает. Менеджерам по продажам часто приходится говорить клиентам, что товар придется ждать, а ждать хотят не все. Это обратная ситуация, которая опасна недополученной прибылью.
- Вы планируете расширение бизнеса. Даже если сейчас кажется, что система работает нормально, при расширении масштабируются и издержки. Текущая система закупок может не справиться с новыми объемами.
- Управление запасами отнимает слишком много времени руководителя. Если владельцу или генеральному директору постоянно приходится отвлекаться на проблемы в сфере закупок вместо того, чтобы решать стратегические задачи, значит система требует оптимизации.
- Растут транспортные затраты, связанные с перемещением запасов, а транспортный отдел разводит руками или обоснованно доказывает, что с их стороны все в норме.
- Продажи говорят о не проходных ценах, рентабельность продаж идёт ниже нормы или падает.
- Ассортимент хаотично растёт и не управляется.
- Идёт рост численности отдела закупок и управления запасами.
Задачи, методы
Задачи аудиторской проверки сводятся к получению таких сведений:
- наличие или отсутствие противоречий законодательным нормам в осуществленных мероприятиях в сфере закупок;
- степень правильности ведения бухучета;
- оцениваются полнота и достоверность отчетных форм;
- поиск путей оптимизации налоговой базы;
- проверка правильности оформления договорных отношений:
- анализ достоверности осуществленных работ по оценке имущественных активов;
- выявление уровня эффективности в использовании ресурсов предприятия;
- анализ ценовой политики.
Конечной целью является определение достоверности и точности показываемых в отчетности данных, обоснованности расходов и выявление резервов для повышения результативности работы.
КСТАТИ, дополнительно аудиторы могут оказывать консультационную поддержку руководящего персонала проверяемых учреждений.
Методика аудиторской проверки строится на определении ряда абсолютных и относительных показателей. В числе количественных критериев выводится уровень потенциальной экономии средств бюджета. При оценке конкурентной среды рассчитываются такие величины:
- средний объем заявок по каждой закупке;
- количество допущенных заявок в расчете на одну закупку;
- процентное соотношение закупок у единственных поставщиков и сделок на конкурсных условиях.
Получаемые данные по предприятию сравниваются со средними показателями по стране и субъекту РФ. Уровень профессионализма оценивается по численности специалистов со спецподготовкой в сфере закупок.