Федеральное казначейство

Планы закупок и планы-графики.

Эту часть работы в «Электронном бюджете» ведут не все федеральные учреждения, а лишь, те, которые осуществляют закупки по Федеральному закону от 05.04.2013 № 44-ФЗ. В частности, это касается ФАУ, подпадающих при расходовании средств субсидий на капвложения или бюджетных инвестиций под действие ч. 4 и 6 ст. 15 Закона № 44-ФЗ.

Минфин в Письме от 20.10.2016 № 21-03-04/61291 разъяснил, что эти заказчики формируют планы закупок и планы-графики в подсистеме управления закупками «Электронного бюджета». Руководство пользователя по работе с ней находится на сайте Федерального казначейства.

«Электронный бюджет», задуманный как единое информационное пространство в сфере управления общественными финансами, должен обеспечить прозрачность, открытость и подотчетность деятельности органов власти и учреждений.

По замыслу разработчиков, подсистема позволит автоматизировать процессы, связанные с подготовкой и размещением документов, предусмотренных Законом № 44-ФЗ и бюджетным законодательством. Благодаря этому Федеральное казначейство получит инструмент контроля за расходованием средств, выделенных из бюджета. В частности, согласно ч. 5 ст. 99 Закона № 44-ФЗ казначейство и финансовые органы субъектов РФ, муниципальных образований должны контролировать соответствие между информацией об объеме финансового обеспечения, включенной в планы закупок, и информацией об объеме средств для осуществления закупок, утвержденном и доведенном до заказчика. Применительно к автономным учреждениям это может означать следующее: цифры в планах, разработанных во исполнение Закона № 44-ФЗ, и планах ФХД (в части расходов на закупки) должны совпадать.

Пакет документов.

Шаг 7 – собрать пакет документов и передать его в орган Федерального казначейства. В этот комплект должны входить:

  • приказ о назначении ответственного за техническое обеспечение работы (подключение пользователей);
  • доверенность на получение СКЗИ;
  • заявка на получение СКЗИ, лицензионных ключей и документации к СКЗИ;
  • согласие на обработку персональных данных каждого подключаемого пользователя;
  • файл действующего квалифицированного сертификата ключа проверки электронной подписи на каждого подключаемого пользователя (на съемном носителе).

Обычно еще требуется предоставить отдельный пустой съемный носитель информации, на который будут записаны дистрибутивы специального программного обеспечения и документация к ним.

Пакет документов подает сотрудник, ответственный за подключение пользователей.

Шаг 8 – получить специальное программное обеспечение в органе Федерального казначейства, необходимое для создания защищенного соединения при вводе и обработке информации на рабочих местах пользователей информационной системы. Это тоже должен сделать сотрудник, ответственный за подключение пользователей.

В течение трех рабочих дней с момента подачи комплекта орган казначейства проверяет содержание документов и выносит решение о предоставлении доступа в отношении каждого пользователя. Соответствующее уведомление направляется на имя сотрудника учреждения, ответственного за подключение пользователей, в течение двух рабочих дней с момента предоставления доступа.

План финансово-хозяйственной деятельности.

Федеральные учреждения также формируют в «Электронном бюджете» планы ФХД и сведения об операциях с целевыми субсидиями. В Письме Минфина РФ от 15.12.2016 № 21-03-04/75209 учреждениям рекомендовалось использовать эту возможность начиная с планов на 2017 год. Финансовое ведомство выпустило руководство пользователя и для этого случая.

Отметим, что с модулем «План финансово-хозяйственной деятельности» работают и учредители, и сами учреждения. Первые устанавливают форму плана на основании типового шаблона, имея возможность вносить в него дополнительную детализацию (в том числе для отдельных учреждений или их групп). То есть структура плана и конкретные его показатели могут быть изменены по сравнению с требованиями, утвержденными Приказом Минфина РФ от 28.07.2010 № 81н. Учреждения же непосредственно составляют план ФХД. При этом система предусматривает автоматическое отражение показателей в плане на основании уже имеющихся в ней госзаданий и заключенных соглашений о предоставлении субсидий.

Подготовка автоматизированных рабочих мест.

12+

Шаг 9 – обеспечить соответствие автоматизированных рабочих мест пользователей требованиям, перечисленным в приложении 6 к Письму № 21-03-04/19786, в том числе установить и настроить средство криптографической защиты информации. В частности, требования касаются аппаратных характеристик персональных компьютеров, операционных систем, которые можно использовать, программного обеспечения, обязательного к установке.

Кроме того, надо обеспечить информационную безопасность каждого автоматизированного рабочего места, с которого осуществляется доступ к компонентам «Электронного бюджета». Согласно указанному приложению защита информации от несанкционированного доступа должна быть обеспечена на всех этапах ее обработки.

Подключение и начало работы

Довольно важным этапом является настройка браузера. Для работ в системе идеально подходит браузер Mozilla Firefox.

Когда все необходимые программы и сертификаты будут установлены, процесс работы с ЭБ можно начинать. Для получения полноценного доступа к системе, следует открыть обозреватель Интернета. Например, Mozilla Firefox. Порядок шагов и этапов по настройке выполняется таким образом:

  1. открывается основное окно браузера;
  2. в меню Инструменты необходимо нажать на пункт Настройки;
  3. открыть раздел Дополнительные и нажать на вкладку Сеть;
  4. в разделе настроек, под названием Соединение, выбрать раздел Настроить;
  5. откроется окно с параметрами соединения, где требуется выставить «Ручная настройка сервиса прокси»;
  6. установить значения в строках HTTP-прокси: 127.0.0.1; порт: 8080;
  7. подтвердить действия;
  8. в разделе Настройки нажать ОК.

Далее нужно провести непосредственные настройки ЭБ в браузере. Это выполняется таким образом:

  1. ввести и перейти по ссылке http://lk.budget.gov.ru/udu-webcenter;
  2. откроется окно, которое запросит выбрать сертификат. Необходимо определить хранилище, в котором он расположен и указать на сам файл;
  3. если появится запрос, то нужно ввести пароль для закрытой части и подтвердить;
  4. в случае, если все данные правильно введены, то запустится окно персонального кабинета.

Портал может использоваться в работе, все операции производятся посредством различных пунктов и подпунктов главного меню.

Практика регионов.

В ряде регионов и муниципальных образований начали применять федеральные правила. Так, некоторые субъекты РФ (например, Москва) были выбраны в качестве пилотных и в связи с этим перешли на работу в «Электронном бюджете». Другие территории (в частности, Хабаровский, Красноярский края) интегрировали с ним региональные информационные системы или используют государственный ресурс наряду со своими разработками. Правда, все это прежде всего касается органов власти.

Многие субъекты РФ (Ярославская, Свердловская, Сахалинская области, Пермский край, Ханты-Мансийский автономный округ и др.) развивают собственные автоматизированные системы, обеспечивающие выполнение тех же задач, что и государственная информационная система. На этих и других территориях встречаются примеры вовлечения подведомственных учреждений в процесс формирования юридически значимого электронного документооборота.

В частности, установление госзаданий в электронном виде предусмотрено в Свердловской области и Пермском крае (хотя это опять же относится к полномочиям органов-учредителей). А вот в Брянской области учреждения составляют в информационной системе отчеты об исполнении госзаданий.

Распространена и практика формирования планов ФХД (либо последующего размещения этих сведений) в автоматизированной системе (Москва, Свердловская область и др.). Более того, органы власти субъектов РФ, ориентируясь на федеральный опыт, нередко разрабатывают инструкции по составлению «электронных» планов.

Подключение к системе

Перечень мероприятий, которые необходимо выполнить для подключения пользователя ГИИС «Электронный бюджет»

1. Определить ответственного за техническое обеспечение работы с ГИИС «Электронный бюджет» и подключение пользователей.

2. Получить (при отсутствии) для каждого пользователя системы квалифицированные сертификаты электронной подписи с помощью онлайн-сервиса подачи документов для получения сертификатов. Порядок получения электронной подписи находится в разделе ГИС/Удостоверяющий центр.

3. Получить средства криптографической защиты информации (далее — СКЗИ), лицензионные ключи и эксплуатационную документацию к СКЗИ в отделе режима секретности и безопасности информации УФК по Республике Тыва. Порядок получения СКЗИ находится в разделе ГИС/Удостоверяющий центр.

4. Представить в отдел информационных систем УФК по Республике Тыва:

а) заявку на подключение (изменение данных) пользователя ГИИС «Электронный бюджет». Для привязки действующего сертификата электронной подписи, при изменении сведений и (или) полномочий пользователя также необходимо использовать единую форму заявки. Форма единой заявки, пример заполнения и перечень доступных полномочий для разных категорий пользователей.

б) согласие на обработку персональных данных для каждого пользователя, подключаемого к системе «Электронный бюджет». Образец согласия.

в) файлы квалифицированных сертификатов электронной подписи на съемном носителе информации (файлы с расширением *.cer).

5. Установить и настроить программное обеспечение автоматизированного рабочего места пользователя системы в соответствии с Руководством по установке и настройке программного обеспечения АРМ пользователя ГИИС «Электронный бюджет».

  • Январь
  • Февраль
  • Март
  • Апрель
  • Май
  • Июнь
  • Июль
  • Август
  • Сентябрь
  • Октябрь
  • Ноябрь
  • Декабрь

Календарь

Инструкция по обновлению сертификата TLS и настройке АРМ пользователя ГИИС ЭБ (Новый ЦОД)

162.6 КБ

3 августа 2020, 00:00 (3 августа 2020, 17:06)

Сертификат сервера Континент TLS VPN «Федеральное казначейство»

2.2 КБ

27 июля 2020, 00:00 (3 августа 2020, 17:07)

Корневой сертификат «buh2012.budget.gov.ru»

2.2 КБ

24 апреля 2020, 00:00 (24 апреля 2020, 13:51)

Инструкция по настройке АРМ пользователя для работы с подсистемами ГИИС «Электронный бюджет» на базе 1С

5.8 МБ

24 апреля 2020, 00:00 (24 апреля 2020, 13:52)

Сертификат сервера Континент TLS Клиент

2.1 КБ

24 апреля 2020, 00:00 (24 апреля 2020, 13:53)

Инструкция по обновлению сертификата сервера TLS на автоматизированном рабочем месте пользователя системы «Электронный бюджет»

126.7 КБ

24 апреля 2020, 00:00 (24 апреля 2020, 13:55)

Учреждение как участник информационной системы.

Согласно п. 17, 21 Положения № 658 государственные и муниципальные учреждения отнесены к участникам «Электронного бюджета» и наделены статусом субъекта системы. Иными словами, информация о них (наряду с другими субъектами – органами власти, местного самоуправления, юридическими лицами, финансируемыми из бюджета) как раз и должна вноситься в систему. По замыслу разработчиков, «Электронный бюджет», задуманный как единое информационное пространство в сфере управления общественными финансами, должен обеспечить прозрачность, открытость и подотчетность деятельности указанных органов и учреждений и повысить качество их финансового менеджмента (п. 2 Положения № 658).

Отметим, что в документе идет речь об учреждениях всех уровней подчинения. А значит, вовлечение с 2017 года в работу с «Электронным бюджетом» федеральных учреждений – это лишь очередной этап развития системы. Предполагается, что в дальнейшем в едином виртуальном пространстве будут присутствовать и остальные учреждения. Об этом свидетельствуют цели, которые поставлены в разд. 2 Концепции и которых планируется достичь к 2020 году:

  • обеспечить возможность доступа к работе в системе «Электронный бюджет» всем субъектам РФ и не менее 50% муниципальных образований;
  • довести до 20 число субъектов РФ, в которых их подведомственные организации добились бы показателей, аналогичных тем, что установлены для федеральных организаций:
  • доля юридически значимого электронного документооборота – не менее 70% общего объема документооборота в области финансово-хозяйственной деятельности;
  • сокращение времени обработки финансовой и управленческой документации на 30%;
  • сокращение сроков формирования всех видов финансовой и управленческой отчетности в 1,5 раза.

Одобряя Концепцию, Правительство РФ рекомендовало регионам и муниципальным образованиям руководствоваться ею при разработке собственных систем управления государственными (муниципальными) финансами. И, как правило, «на местах» при создании автоматизированных систем Концепцию брали за основу. Приведем ее ключевые положения.

1. Переход на юридически значимый электронный документооборот. Перевод в виртуальный вид всех документов, используемых в процессе создания информации о деятельности организаций госсектора (в том числе учреждений) и публично-правовых образований, – приоритетная задача, поставленная при внедрении «Электронного бюджета». Для обеспечения юридически значимого документооборота участники системы должны использовать усиленные квалифицированные электронные подписи. Соответственно, требуется идентификация (аутентификация) пользователей и регламентация их прав доступа к ресурсам системы.

2. Применение единых реестров и классификаторов (перечней стандартизированной информации, необходимой для заполнения формуляров «Электронного бюджета») при создании документов. Это позволит минимизировать ввод данных с клавиатуры компьютера и исключить дублирование процедур сбора информации. То есть будет соблюден принцип однократности ее ввода.

3. Автоматизация всех видов учета и отчетности. Заносимая информация должна обрабатываться в режиме реального времени средствами самой системы. Это повысит прозрачность и достоверность бухгалтерской и управленческой отчетности, сократит сроки ее представления, обеспечит оперативный доступ к внесенным данным.

4. Объединение процессов планирования и исполнения бюджета (расходования средств). Например, учреждениям нужно вносить в систему информацию о плановых показателях деятельности и фактических финансовых результатах. Благодаря этому станет прозрачным сам процесс финансово-хозяйственной деятельности, а не только его конечные результаты.

Сказанное означает, что идеология и принципы создания «Электронного бюджета» и информационных систем, функционирующих «на местах», одинаковы. Даже если в конкретном регионе или муниципалитете создана своя автоматизированная система, алгоритмы действий учреждений по налаживанию работы в ней, а также перечень документов, вести которые нужно в электронном виде, будут общими. Об этом, кстати, свидетельствуют и положения Приказа Минфина РФ от 28.12.2016 № 243н. Согласно ему все публично-правовые образования должны будут предоставлять один и тот же перечень информации (в том числе о подведомственных учреждениях) для последующего размещения ее в открытом доступе на едином портале бюджетной системы.

Подготовительная работа в учреждении.

Шаг 1 – определить ответственного за техническое обеспечение работы с компонентами «Электронного бюджета» и подключение пользователей. Это делается посредством издания документа (письма, доверенности, приказа), оформленного на бланке учреждения и подписанного его руководителем.

Шаг 2 – оформить на лицо, ответственное за техническое обеспечение работы, доверенность на получение специальных средств криптографической защиты информации, обеспечивающих создание защищенного соединения с компонентами информационной системы (СКЗИ), лицензионных ключей и эксплуатационной документации к СКЗИ.

Доверенность составляется на бланке письма организации, подписывается ее руководителем и заверяется гербовой печатью. Примерная форма доверенности приведена в приложении 5 к Письму № 21-03-04/19786.

Шаг 3 – получить квалифицированные сертификаты ключа проверки электронной подписи для каждого будущего пользователя информационной системы. Это необходимо для обеспечения юридически значимого электронного документооборота. Требования к форме квалифицированного сертификата утверждены Приказом ФСБ РФ от 27.12.2011 № 795.

В процедуре подключения непосредственно задействован руководитель учреждения, а также сотрудник, ответственный за подключение пользователей, и системный администратор (на практике это может быть одно лицо).

В сертификате указывается физическое лицо (владелец сертификата), действующее от имени юридического лица на основании учредительных документов или доверенности. Фамилия, имя, отчество, СНИЛС и должность сотрудника, содержащиеся в сертификате, должны совпадать с аналогичными сведениями в заявке на подключение к информационной системе.

Сертификаты, используемые для работы в «Электронном бюджете», можно получить в любом удостоверяющем центре, имеющем соответствующую аккредитацию, в том числе в удостоверяющем центре Федерального казначейства (через его территориальный орган).

Шаг 4 – оформить согласие на обработку персональных данных для каждого будущего пользователя информационной системы (образец дан в приложении 6 к Письму № 21-03-04/19786). Согласие должно быть лично подписано каждым сотрудником учреждения, который станет работать в «Электронном бюджете».

Шаг 5 – написать заявку о выдаче СКЗИ. Заявка (ее форма дана в приложении 4 к Письму № 21-03-04/19786) должна быть составлена на бланке письма организации и подписана ее руководителем (иным уполномоченным лицом). Здесь указывается количество лицензионных ключей, которые необходимо получить, – оно должно быть равно количеству пользователей, подключаемых к «Электронному бюджету».

Шаг 6 – распределить полномочия между будущими пользователями «Электронного бюджета». Сотрудники учреждения могут быть наделены следующими полномочиями:

  • ввод данных (работник может только формировать и редактировать сформированные документы);
  • согласование;
  • утверждение;
  • просмотр (работник может наделяться этим полномочием, например, в тех случаях, когда документ формируется и утверждается органом-учредителем).
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector