Федеральный закон «об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты российской федерации» от 23.11.2009 n 261-фз ст 25 (ред. от 26.07.2019)

Содержание:

Изменения, внесенные законом 261-ФЗ в другие законодательные акты

Помимо описанных выше основных целей, задач и требований, которые установлены данным законодательным актом, принятие ФЗ № 261 способствовало внесению ряда изменений в другие значимые нормативно-правовые документы. Среди наиболее важных, имеющих влияние на процессы в ЖКХ, можно выделить Жилищный и налоговый кодексы, а также ФЗ № 185 «О Фонде содействия реформирования ЖКХ».

О дополнениях в Налоговый кодекс Российской Федерации.

Часть 1 статьи 34 содержит в себе изменения первой части Налогового кодекса. В данном разделе содержится информация относительно использования новых технологий, позволяющих повысить уровень энергоэффективности в здании.

Также некоторые изменения были внесены во вторую часть представленного кодекса, в данном случае речь шла о принятии мер по увеличению количества используемого оборудования с высоким КПД, позволяющим снизить расходы энергии.

Для собственников зданий, принимающих меры по энергосбережению, ФЗ-261 установил налоговые льготы в виде возмещения процентов по кредитам, взятых на проекты повышения энергоэффективности и возможность получения субсидий на энергосберегающие программы.

Обеспечение энергетической эффективности зданий и сооружений

Основную информацию о способах обеспечения энергоэффективности содержит статья 11 ФЗ-261.Из нее следует, что все постройки, здания и объекты, которые будут эксплуатироваться людьми, должны соответствовать требованиям закона. За установление норм отвечает Правительство Российской Федерации. К числу основных положений, которые устанавливает Правительство, относятся особенности использования общедомовых приборов учета, а также требования, предъявляемые к вводимым в эксплуатацию новостройкам.

Согласно ФЗ-261, Правительство устанавливает критерии, которым должно соответствовать здание в момент его постройки, а также в ходе его дальнейшей эксплуатации в плане энергетической эффективности. При этом указывается, что на начальном этапе застройщик несёт ответственность за соблюдение всех требований. Далее ответственность возлагается на компанию, осуществляющую обслуживание МКД.

Здания, не соответствующие представленным требованиям, не должны допускаться к эксплуатации. Застройщики должны соблюдать нормы, относительно энергоэффективности зданий. Если требования не соблюдены, здание не допускается в эксплуатацию, поскольку это противоречит закону.

Проверка зданий на соответствие выполняется органами государственного строительного надзора. Собственники зданий должны следить за соблюдением норм относительно энергоэффективности дома. При выявлении несоответствия, они имеют право затребовать от застройщика устранение всех недостатков, а также возмещение расходов.

Обзор документа

Скорректирован Закон об энергосбережении и повышении энергоэффективности.

К полномочиям органов госвласти поправки относят установление требований к проведению энергообследования и его результатам (энергетическому паспорту и отчету), мониторинг и анализ эффективности реализации госполитики и нормативно-правового регулирования в области энергосбережения и повышения энергоэффективности, подготовку ежегодного доклада о состоянии данной сферы.

Закреплено, что обследование может проводиться в т. ч. в отношении зданий, строений, сооружений, энергопотребляющего оборудования, объектов электроэнергетики, источников тепла, теплосетей, систем централизованного теплоснабжения, централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, иных объектов коммунальной инфраструктуры.

Упоминание об обследовании в отношении продукции исключено.

Предусмотрено, что паспорт и отчет передаются в соответствующую СРО в области энергетического обследования. Она должна в течение 30 дней вернуть данные документы с отметкой о соответствии результатов установленным требованиям проводившему обследование лицу. После они передаются заказчику.

С момента проставления отметки лицо, проводившее обследование, и СРО несут солидарную ответственность перед заказчиком за убытки, причиненные вследствие недостатков оказанных услуг.

Обследование обязательно, в частности, для организаций, совокупные затраты которых на потребление природного газа, дизельного и иного топлива, мазута, тепла, угля, электричества превышают 10 млн руб. за календарный год.

Уточнено, что исключением является моторное топливо. Фиксированную сумму заменили на объем ресурсов в стоимостном выражении, установленный Правительством РФ. Браться теперь будет год, предшествующий последнему году до истечения срока проведения последующего обязательного обследования.

Закреплено, что если затраты не превышают установленный Правительством РФ объем, то вместо обязательного обследования можно представить информацию об энергосбережении и повышении энергоэффективности в уполномоченный федеральный орган власти по вопросам обследований.

Поправки вступают в силу со дня их официального опубликования (кроме отдельных положений, для которых установлены иные сроки).

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Интеллектуальные системы учета

Задачу повышения энергоэффективности жилого фонда невозможно решить без достоверного учета потребления ресурсов. Об этом говорит Михаил Мень, министр строительства и ЖКХ РФ.

Интеллектуальные системы учета позволяют не только решить проблему энергоэффективности в многоквартирном доме, но и облегчить рутину для управляющих организаций.

  1. Контроль потребления в режиме реального времени. Для того, чтобы свести баланс по дому, не нужно собирать показания с жильцов или привлекать обходчика.
  2. Оповещения о взломах. В случае неполадок в системе или попытки бытового воровства, диспетчер получает уведомление.
  3. Отчеты для РСО. На формирование отчетов тратится минимум времени. Все данные доступны онлайн. Достаточно настроить нужный формат выгрузки и отчет будет формироваться в несколько кликов.

Интеллектуальные системы учета показаний

В продолжение статьи:

Федеральный закон о мерах повышения энергетической эффективности в ЖКХ

ФЗ-261 был разработан специально для улучшения качества жизни людей в многоквартирных домах. Закон об энергоэффективности содержит в себе основную информацию о требованиях и способах повышения энергоэффективности в МКД.

Проведение энергетических обследований МКД и получение энергетического паспорта.

Согласно ФЗ № 261 каждый МКД должен иметь энергопаспорт. Для получения данного документа необходимо произвести энергетическое обследование – энергоаудит. Он заключается:

  • в снятии показаний приборов учёта тепла, потребляемой электроэнергии, и энергии на водоснабжение
  • в техническом исследовании конструкций и коммуникаций здания, в целях выявления потерь

После обработки всей собранной информации, аудиторской организацией вычисляется класс энергоэффективности МКД. Присвоение класса регулируется статьей 12, ФЗ №261. На следующем этапе, дом получает собственный энергопаспорт. Периодически его необходимо обновлять. Например, после проведения ремонта или замены оборудования, участвующего в поставке энергоресурсов. Для этого следует повторно проходить процедуру энергетического обследования в установленном законом порядке.

О составе общего имущества

Также в ФЗ № 261 подробно разъясняет относительно расходования энергоресурсов на общедомовые нужды (ОДН), в многоквартирном доме. К таким нуждам относится тепловая и электрическая энергия в местах общего пользования: в подвалах, в подъездах, на чердаках, а также придомовое освещение.

В частности, Федеральный закон регламентирует требования по содержанию, обслуживанию и эксплуатации коллективных приборов учета в МКД. Помимо этого в представленном нормативно-правовом акте указаны правила съёма показаний и обслуживания счетчиков на воду, тепло и электричество.

Проблема энергосбережения в многоквартирных домах

По данным Росстата, 80% МКД построены до 1999 г. К ним применялись устаревшие строительные нормы и правила (СНиП), которые не отвечают современным требованиям энергоэффективности. Типовой дом в центральной России потребляет на 70% больше тепловой энергии, чем аналогичный МКД, построенный после принятия закона об энергосбережении.

Типовое строительство предполагало быстрое и максимально дешевое расселение коммунальных квартир и бараков. Дома собирались из готовых железобетонных панелей. Росли новые микрорайоны, отапливаемые дешевым низкокалорийным газом. Когда газ стоит 2 копейки за кубометр, им можно отапливать не только здание, но и улицу. Изначально типовое жилье рассматривалось как временное, но после распада СССР осталось постоянным, а цена газа увеличилась в несколько раз.

В России отопительный сезон длится до полугода. При текущих ценах на энергоносители отапливать панельные дома становится очень затратно. Особенно когда жильцы платят не только за потребленные гигакалории, но и за перетопы. По оценке экспертного сообщества, рациональное использование энергоресурсов в МКД сократит энергетические затраты на 30-35%.

Закон об энергосбережении поставил перед управляющими компаниями и ТСЖ задачу комплексной модернизации жилого фонда с применением современных технологий энергосбережения. Но государство не снабдило сектор ЖКХ инструментами для ее выполнения. В результате, энергосбережение в жилых домах обросло проблемами:

  • управляющие компании не заинтересованы в проведении энергосберегающих мероприятий, которые требуют вложений с длинным сроком окупаемости;
  • не хватает собственных ресурсов для финансирования этих проектов, особенно в условиях массовых неплатежей;
  • возможности Фонда содействия реформе ЖКХ ограничены, а банками все еще не разработаны механизмы льготного кредитования мероприятий по энергосбережению;
  • руководители управляющих компаний и ТСЖ не имеют системного восприятия закона об энергосбережении и не способны комплексно решать поставленные в нем задачи;
  • формальное исполнение требований и предписаний превратилось в «латание дыр», за которыми не следует ощутимого экономического эффекта.

Проблемы решаются, если опираться не на букву закона об энергосбережении, а на его суть. Требования закона нужно пропускать через собственный опыт. Главная задача человека, ответственного за энергосбережение в МКД — понять, какая цель стоит за тем или иным положением, и разработать эффективный план действий.

Экономия тепла в МКД

В условиях российского климата потребление тепловой энергии и горячей воды составляют 60-75% от общего потребления энергоресурсов в МКД. Показатель зависит от продолжительности отопительного сезона, вида ограждающих конструкций и степени изношенности внутридомовых сетей. Поэтому мероприятия по снижению теплопотребления и теплопотерь наиболее важны для управляющих компаний и ТСЖ.

Теплоизоляция МКД

  1. Устройство двойных тамбуров, установка доводчиков и конопатка щелей сокращает потери тепла в местах общего пользования. Одна только замена деревянных оконных рам на пластиковые стеклопакеты снижает годовое потребление тепла на 20%, экономя от 4 до 10 кВт/м3.
  2. Восстановление межпанельных швов дает дополнительную экономию 2 кВт/м3.
  3. Теплоизоляция чердаков и подвалов позволяют экономить еще 10% тепла.
  4. Утепление крыши снижает до 20% теплопотерь при сроке окупаемости 12 лет.
  5. Теплоизоляция внешних стен и перекрытий сэкономит от 4 до 12 кВт/м3 в год при окупаемости 21 год.

Проведение мероприятий по утеплению ограждающих конструкций нецелесообразно, если целью ставится исключительно энергосбережение в МКД. У них слишком долгий срок возврата инвестиций — 12 лет для утепления кровли и 21 год для внешних стен. Но в этих мероприятиях заложен самый высокий потенциал энергосбережения, поэтому их рекомендуется выполнить при плановом капитальном ремонте, если собственники помещений в МКД на это согласны.

Оптимизация потребления тепловой энергии

  1. Замена неисправной запорной арматуры и отдельных участков трубопроводов устраняет утечку горячей воды и теплоносителя.
  2. Теплоизоляция трубопровода сокращает годовые потери тепла на 2-3 кВт/м3.
  3. Модернизация теплового узла снижает теплопотребление МКД на 30%.
  4. Монтаж системы постоянной циркуляции горячей воды уменьшает ее расход на 30% при сроке окупаемости от 2 до 5 лет.
  5. Установка реле времени циркуляционного насоса позволяет регулировать теплоотдачу системы отопления согласно суточной потребности графику, что снижает потребление тепла на 10%, и на 30% в сочетании монтажом термостатных вентилей на отопительных приборах.

При текущем дисбалансе тарифов на тепловую энергию и газ дополнительные возможности экономии дает устройство автономной системы теплоснабжения — крышной котельной.

Во-первых, стоимость 1 Гкал тепловой энергии, произведенной в автономной котельной, в два раза ниже, чем цена за 1 Гкал тепла у теплоснабжающей организации.

Во-вторых, современные мини-котельные можно включать, выключать и регулировать независимо от графиков и режимов центральной котельной. Если на улице установилась плюсовая температура, можно прикрутить вентиль. Это сразу уменьшит расход газа, а сам процесс длится не более минуты. Теплоснабжающие организации не занимаются тонкой настройкой под климат, и чтобы не задохнуться от жары, жильцы открывают окна, а потом оплачивают перетопы.

Структура закона


ФЗ об энергоэффективности — это нормативный акт, отражающий основные требования государства к приборам с высоким потреблением энергии

  1. Глава 1. Описывает основные понятия и термины, а также отражает принципы и технологии повышения энергосбережения.
  2. Глава 2. Отражает полномочия органов государственной власти в области энергосбережения на всех уровнях: от федеральных до местного самоуправления.
  3. Глава 3. Роль государства при регулировании эффективности энергосбережении: при обороте товаров и вводе в эксплуатацию зданий.
  4. Глава 4. Описывает процедуру энергетического обследования и требования к результатам анализа.
  5. Глава 5. Описывает виды договоров, связанных с энергетикой, как сервисные контракты, так и соглашения купли-продажи.
  6. Глава 6. Информационное обеспечение посредством проведения специализированных предприятий и цифровой системы информирования.
  7. Глава 7. Процедуры, направленные на обеспечение энергосбережения, реализуемые на федеральном и региональном уровне.
  8. Глава 8. формы государственной поддержки частных лиц в области развития энергосберегающих технологий.
  9. Глава 9. Методы осуществления государственного контроля за соблюдением требований.
  10. Глава 10. Итоговые положения.

В конце нормативного акта представлен перечень федеральных законов, в которые вносятся корректировки в связи с принятием 261 ФЗ.

Важно знать! 261 федеральный закон был подписан президентом России Д.А. Медведевым 23 ноября 2009 года, после принятия Государственной Думой и одобрения Советом Федерации

Статья 6. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности

К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности относятся:

1) формирование и осуществление государственной политики в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

2) разработка и реализация федеральных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

3) координация мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и контроль за их проведением федеральными государственными учреждениями, федеральными государственными унитарными предприятиями, государственными компаниями, государственными корпорациями, а также юридическими лицами, имущество которых либо более чем пятьдесят процентов акций или долей в уставном капитале которых принадлежат государственным корпорациям;

4) определение товаров, которые должны содержать информацию об энергетической эффективности, и правил нанесения такой информации;

5) установление правил определения классов энергетической эффективности товаров, многоквартирных домов;

6) определение требований энергетической эффективности зданий, строений, сооружений;

7) установление принципов определения перечня обязательных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;

7.1) установление требований к проведению энергетического обследования, результатам энергетического обследования (энергетическому паспорту и отчету о проведении энергетического обследования) (далее — требования к проведению энергетического обследования и его результатам);

7.2) установление формы декларации о потреблении энергетических ресурсов;

7.3) установление порядка представления в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на создание и обеспечение функционирования государственной информационной системы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, деклараций о потреблении энергетических ресурсов, порядка обработки, систематизации, анализа и использования информации, содержащейся в энергетических паспортах, отчетах о проведении энергетического обследования, декларациях о потреблении энергетических ресурсов;

8) установление требований энергетической эффективности товаров, работ, услуг, для обеспечения государственных или муниципальных нужд;

9) установление порядка осуществления государственного контроля (надзора) за соблюдением требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности;

10) установление правил создания государственной информационной системы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и обеспечение ее функционирования;

11) установление требований к региональным, муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

12) установление требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, в случае, если цены (тарифы) на товары, услуги таких организаций подлежат установлению федеральными органами исполнительной власти, и отчетности об их реализации;

12.1) установление требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций с участием государства или муниципального образования;

13) определение форм и методов государственной поддержки в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и ее осуществление;

14) осуществление федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности;

14.1) мониторинг и анализ эффективности реализации государственной политики и нормативно-правового регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

14.2) подготовка ежегодного государственного доклада о состоянии энергосбережения и повышении энергетической эффективности в Российской Федерации;

15) осуществление иных полномочий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, отнесенных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации.

Ключевые аспекты по 261 ФЗ

261 ФЗ об энергосбережении

Запрет на энергонеэффективные товары

Недопустимо использование товаров с высоким энергопотреблением, если на рынке представлены энергосберегающие аналоги. В отношении ряда продуктов установлен полный запрет на производство и обмен, а на некоторые — ограничение по объёмам.

Ограничение оборота ламп накаливания

Государственным и муниципальным предприятиям запрещено закупать лампы накаливания мощностью более 100 ватт. Таким образом, ограничивается импорт и реализация данных продуктов. В отношении частных потребителей подобных запретов не установлено.

Требование маркировки товаров по классам

Все виды товаров, перечисленные в 261 ФЗ, а также компьютерная техника подлежат обязательной маркировке. В ней должен быть указан класс энергоэффективности.

Расчеты по приборам учета

Все расчеты ведутся по приборам учёта энергии. Они должны быть установлены как у юридических лиц (на предприятиях), так и у физических (в квартирах и домах). Требование было введено для первой категории в 2011 году, а для граждан в 2012. Исключение — счетчики на тепловую энергию.

Требования энергоэффективности в отношении новых зданий

  • культовые здания;
  • индивидуальное строительство;
  • малые сооружения.

Что касается многоквартирных домов, то застройщик обязан не только оснастить объект энергоэффективности продуктами, но и отразить на фасаде здания класс.

Энергетические обследования

Энергообследование предприятий должно проводиться не реже одного раза в пять лет. Также могут назначаться дополнительные внеплановые проверки объектов.

Требования к государственным учреждениям

Все бюджетные учреждения обязали снизить энергопотребление минимум на 3% в течение пяти лет. Программа реализовывались с 2009 по 2014 год.

Программы по энергосбережению

Необходимость составления программ по энергосбережению распространяется на все частные и государственные предприятия. Помощь в их формировании должны оказать органы власти на всех уровнях. Основная роль отводится местному самоуправлению.

Энергосервисные договоры

Закон ввел понятие энергосервисных контрактов — особых договоров, которые направлены на контроль и поддержку

Важной особенностью является то, что оплата производится из сэкономленных, а не дополнительных средств компании

Тарифное регулирование

Так как переход к энергосберегающим технологиям продолжителен, то предлагается долгосрочное тарифное регулирование — до трех лет. Подобная программа распространяется на естественные монополии и коммунальные комплексы.

Формы государственной поддержки

Государственная поддержка реализуется по нескольким направлениям. Во-первых, субсидии на уровне субъекта, направленные на улучшение энергосберегающих программ. Во-вторых, налоговые преференции:

  • инвестиционный налоговый кредит;
  • компенсация процентов по кредитам на энергосберегающие технологии.

Данные проекты стимулируют частных лиц и предприятия к переходу на продукты, сберегающие энергию.

Последние изменения ФЗ об энергосбережении

С течением времени законодательные акты требуют пересмотра. Пересмотр документа необходим, чтобы он был актуален в настоящее время.  Уполномоченные лица, после пересмотра очередного законопроекта, вносят в него изменения, дополнения и поправки. Корректировке может подвергаться как одна конкретная статья закона, так и весь документ. ФЗ №261 об энергосбережении последний раз был изменен 3 июля 2016 года.

261 ФЗ 13 статья

Она гласит о процедуре обеспечения учета энергоресурсов и об использовании приборов для учета. По закону, производимые и потребляемые ресурсы обязательно подлежат учету. Расчеты за потребленные ресурсы рассчитываются на основании количественных данных. Изменения претерпела ч 12 ст 13 261 ФЗ. Для организаций изменился срок установления специализированных приборов для учета:

  • ранее срок указывался до 1 января 2016 года;
  • после внесения изменений срок — до 1 января 2019 года.

П 9 ст 13 261 ФЗ об энергосбережении

9 пункт указывает, что организации, которые предоставляют в пользование — газ, воду, тепловую энергию, электричество по сетям инженерно-технического обеспечения с 1 июля 2010 обязаны устанавливать, заменять приборы учета по тем ресурсам, которые они предоставляют. Указанные организации не вправе отказывать обратившимся гражданам с просьбой об установке или замене счетчика.

Ст 11 261 ФЗ

Она гласит об обеспечении энергетической эффективности зданий и домов. По закону, требования по обеспечению энергетической эффективности включают:

  • коэффициент, указывающий на объем расхода ресурса;
  • требования к свойствам зданий и их отдельным деталям — устройствам и технологиям;
  • условия, включающиеся в документацию при строительстве здания. Условия позволяют обезопаситься от не рационального использования энергоресурсов при постройке здания и при его эксплуатации.

В 2016 году в 11 ст. настоящего закона изменения не вносились.

Ст 16 261 ФЗ 

Содержит положения об обязательном энергетическом обследовании. По закону, обязательному обследованию подлежат:

  • государственные органы власти;
  • учреждения государственного и муниципального образования;
  • предприятия, работающие в регулируемых сферах деятельности;
  • учреждения, занимающиеся перевозкой или производством воды, газа, электричества, нефти, угля и т.д.;
  • учреждения, чьи совокупные затраты на потребление газа, дизеля, мазута или другого топлива превышают объем соответствующих энергетических ресурсов в стоимостном выражении (стоимостное выражение устанавливается Правительством);
  • учреждения, проводящие мероприятия в сфере энергосбережения и увеличения энергетической эффективности, финансируемые из бюджета.

Благодаря данному закону, многие организации стали более рационально использовать энергетические ресурсы.

Бесплатная консультация юриста по телефону:

8 (804) 333-01-43

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector