Как уточнить возможность смены ври и изменить вид разрешённого использования земельного участка

Обзор документа

ГК РФ закрепляет право собственника земли возводить на ней здания и сооружения, перестраивать их или сносить, разрешать строительство на ней другим лицам.

Подобное допускается при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении участка.

Относительно реализации этого права Президиум ВАС РФ разъяснил следующее.

Указанное право собственника земли возводить здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением участка и его разрешенным использованием ограничено необходимостью соблюдать требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

В силу ЗК РФ правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально.

При этом учитываются особенности расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных).

Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земли независимо от форм собственности и прав на участки.

Указанные лица могут использовать участки в соответствии с любым видом разрешенного использования, предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны.

Таким образом, законодательство ограничивает право собственника использовать принадлежащий ему участок посредством строительства, реконструкции находящихся на участке объектов недвижимости необходимостью соблюдать требования градостроительного регламента.

Конкретный объем такого ограничения устанавливается правилами землепользования и застройки.

Указанные правила могут приниматься или корректироваться. При этом может происходить изменение территориального зонирования, содержания градостроительного регламента и, соответственно, разрешенного использования участка.

В данном случае собственник вправе продолжать использование подобного участка, разрешенное до такого изменения, без какого-либо ограничения, в т. ч. по сроку, если только это не создает опасности.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Как изменить территориальную зону земельного участка — Бизнес, законы, работа

Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.

Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.

Земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон, в частности, в случае, если виды их использования не входят в перечень видов разрешенного использования.

Об изменении территориальной зоны земельного участка

Необходимо выделить и подобрать самые существенные основания, ведь внесение изменений в ПЗЗ не является обязанностью, а правом администрации. Именно поэтому все основания тщательно изучаются, полученная информация проверяется, а частые отказы становятся не редкостью.

Тем не менее, у правообладателей земельных наделов, столкнувшихся с трудностями использования участков ввиду включения их в ту или иную территориальную зону, есть право решения проблем в судебном порядке.

Подтверждением этому может послужить судебное разбирательство, в котором собственник участка оспорил отказ администрации в изменении территориальной зоны земельного участка, обосновав свои требования нахождением на участке жилого дома, увеличением площади участка для строительства этого дома и несоответствиям генерального плана установленным в поселении правилам землепользования и застройки.

Что такое территориальная зона земельного участка и как ее узнать?

В соответствии с ч.ч.2-4 ст.

85 ЗК РФ правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).

Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений.

№ 193 территория СНТ «Связист» отнесена к территориальной зоне занятой садоводствами с установлением в отношении земельных участков, расположенных на территории данного товарищества градостроительного регламента СД — зоны, занятой объектами садоводства, без возможности осуществления жилищного строительства.

Заявление об изменении зоны земельного участка образец

Согласно ст. 33 ГК РФ внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется в порядке, предусмотренном ст.ст. 31, 32 настоящего Кодекса.

Основаниями для рассмотрения главой местной администрации Основаниями для рассмотрения главой местной администрации вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки являются: 1) несоответствие правил землепользования и застройки генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схеме территориального планирования муниципального района, возникшее в результате внесения в такие генеральные планы или схему территориального планирования муниципального района изменений; 2) поступление предложений об изменении границ территориальных зон, изменении градостроительных регламентов (ч.2 ст.33 ГК РФ).

Заявление и декларация об изменении вида использования земли

Смоленска привести Правила землепользования и застройки в соответствие с Генеральным планом г.

Смоленска, изменив территориальную зону СД в отношении земельных участков с кадастровыми номерами № на территориальную зону Ж1. Представитель ответчика Администрации г.

Смоленска, являющаяся также представителем третьего лица Управления архитектуры и градостроительства Администрации г

Внимание Смоленска — Андреева О.В

, исковые требования не признала, пояснив, что испрашиваемые истцом земельные участки расположены на территории СНТ «Связист», где вид разрешенного использования земель — для садоводства. Изменение территориального зонирования может привести к нарушению прав членов СНТ.

Как изменить ВРИ земельного участка

Сразу отметьте, что сменить базовый ВРИ, разъясняющий или условно-допустимый можно различными методами.

При этом процедура в отношении каждого варианта, указанного выше, индивидуальна:

  • Смена основного ВРИ. Учтите, что выбрать вид использования земельного участка может самостоятельно каждый собственник. Учтите только тот факт, что перечень ВРИ для конкретной территории существует в согласованном виде с администрацией, поэтому выбирать можно только из возможных ВРИ в соответствии с градостроительными нормами и схемами территориального планирования. Все эти нормы заранее согласовываются при проектировании плана генеральной застройки территории муниципального образования и прилегающих земель. Узнайте для начала, какие ВРИ разрешены в отношении указанного земельного участка, как части территории муниципалитета, затем выберите на свое усмотрение Вариант применения земли и произведите смену ВРИ с действующего на выбранный;
  • Смена вспомогательного ВРИ участка земли. Процесс полностью аналогичен предыдущему с той разницей, что при выборе дополнительных ВРИ убедитесь, что они являются допустимыми в отношении конкретного участка и соответствуют базовому ВРИ. Например, если приобретаете участок земли для ИЖС, то дополнительно можете выбрать вспомогательный ВРИ для осуществления садоводческой деятельности. Однако, возводить здание все равно придется, вместо него все засадить яблонями не получится, так как основным ВРИ является ИЖС;
  • Для детальной проработки данного вопроса обратитесь за помощью к профессиональным юристам, но учтите последовательность действий:
    • Составьте заявление с помощью специалистов;
    • Соберите необходимые бумаги и прикрепите их к заявлению;
    • В тексте заявления укажите следующие данные:
      • Номер участка и его адрес;
      • Личные и паспортные данные владельца или собственника;
      • Перечень налоговых или иных обременений на участок земли;
      • Перечислить действующие базовые и дополнительные ВРИ, которые разрешены для данной категории земли в конкретном муниципальном образовании с учетом нормативных документов земельного права по региону;
      • Детально опишите причины того, что потребовалось сменить ВРИ;
    • В течение месяца ожидайте ответ, если все разрешено в пользу заявителя, то отправляйтесь с документами и разрешением в Росреестр и регистрируйте все новые данные, получайте новый кадастровый паспорт с внесенными корректировками;
  • Смена условно-разрешенного вида эксплуатации земельного участка предполагает, что необходимо заранее обратиться владельцу земли в администрацию поселения, чтобы узнать требование региональной земельной политики для смены ВРИ на условно-разрешенный:
    • Подготовьте бумаги, которые относятся к земельному участку, составьте заявление на смену ВРИ и привезите все в администрацию поселения;
    • В течение 2 недель принимается решение о рассмотрении заявления и в случае положительного решения администрация объявляет о проведении общественного процесса в СМИ и на официальном информационном портале администрации;
    • В назначенное время осуществляется процесс обсуждения смены ВРИ на условно-разрешенный вид в присутствии соседних владельцев участков, предпринимателей и собственников недвижимых объектов, которые располагаются удаленно, но имеют отношение к участку земли, который рассматривается на повестке слушаний. Указанные лица обладают правом аргументировано высказать мнение о смене ВРИ. Для того чтобы такой процесс прошел предсказуемо, переговорите заранее с соседями и придите к соглашению, чтобы на общественных слушаниях никаких неожиданных реакций соседей не было;
    • Комитет по земельным вопросам оформляет протокол проведения общественного диалога, затем материал передается главе администрации на рассмотрение и принятие решения. Только глава администрации окончательно визирует документ и определяет, разрешено или нет провести смену ВРИ.

Что такое территориальная зона земельного участка и как её изменить?

Земельные участки, наряду с другими, обладают таким признаком, как территориальная зона. При выборе земли для размещения различных объектов его обязательно надо учитывать.

Зоны земельных участков

Земли, относящиеся к городам и другим населённым пунктам, разделяются на территориальные зоны (согласно 85 статье Земельного Кодекса). Это разделение отражается в правилах землепользования и застройки, разрабатывающиеся с учётом Земельного и Градостроительного Кодексов.

Каждая зона имеет своё предназначение, в соответствии с которым возможно возведение зданий и других объектов. Для них существуют различные виды использования.

Если вы хотите узнать, как в 2019 году решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.

Виды зон земельных участков

Выделяют следующие виды зон:

  1. Жилые предназначены для домов разной этажности, рассчитанных на проживание различного числа семей. Сюда входят и многоэтажные жилые комплексы, и индивидуальные дома с приусадебными участками. Разрешено размещение других связанных объектов, если они не требуют охранных или санитарных зон. Например, рядом с жилыми домами может находиться магазин или памятник.
  2. Общественно-деловые предназначены для образовательных и научно исследовательских учреждений, для объектов здравоохранения, питания, торговли, культуры и т. п.
  3. Производственные. Здесь могут находиться промышленные, коммунальные и складские строения, а также связанная с ними инфраструктура. Сюда же включаются и санитарные зоны вокруг них.
  4. Инфраструктуры (включается транспортная и инженерная) предусматривают размещения различных видов транспорта, трубопроводов и инженерного оборудования.
  5. Рекреационные зоны используются для размещения мест отдыха, таких как парки, сады, пляжи и т. д. Разрешено строительство только таких объектов, которые связаны с основной функцией, то есть отдыхом населения.
  6. Сельскохозяйственные – это зоны, предназначенные для различных видов животноводства и растениеводства. К ним относятся пашни, сенокосы, пастбища и т. д. Строить можно только такие здания, которые необходимы для основного назначения.
  7. Охранные зоны создаются для лучшей сохранности важных объектов. Это зоны охраны объектов культурного наследия, водоохранные, природного ландшафта, различных трубопроводов и электросетей и т. п.
  8. Специального назначения. Некоторые промышленные предприятия или другие объекты способны негативно влиять на окружающую среду. К ним также относятся скотомогильники, свалки различных отходов и т. д. Вокруг таких объектов создаются зоны, предназначенные для минимизации подобных воздействий. Они называются также санитарными или санитарно-защитными.
  9. Режимных территорий, включая военные объекты.

Внутри этих зон возможно более подробное разделение. Каждая из них на Генеральном плане выделяется цветом и буквенным обозначением.

Как узнать территориальную зону?

Данные зоны обозначены на картах градостроительного зонирования. Поэтому, чтобы узнать зону участка, необходимо:

Зоны обозначаются разным цветом и буквенными (буквенно-цифровыми) обозначениями. Расшифровки этих обозначений приводятся ниже карты.

Существует ещё один способ. Можно подать запрос в Росреестр. В числе сведений об участке будет указана и его зона.

Это можно сделать:

  • лично в любом отделении Росреестра;
  • или офисе МФЦ;
  • по почте;
  • онлайн, через сайт.

Как поменять зону земельного участка?

Для этого необходимо:

  1. Направить заявление в комиссию по подготовке Правил землепользования города или посёлка.
  2. Комиссия в течение 30 дней готовит заключение, в котором содержатся рекомендации о внесении изменений или отказ. В первом случае оно направляется администрации, во втором – заявителю.
  3. Администрация готовит проект о внесении изменений в Правила в соответствии с этими рекомендациями или отказывает. На это также отводится 30 дней.
  4. В случае положительного решения комиссией организуются публичные слушанья.
  5. В течение 10 дней после этого вносятся изменения в Правила землепользования и застройки, то есть меняется зона данного участка.

Таким образом, зона – одна из важных характеристик земельного участка. Выбирая его, необходимо учитывать данный признак. Ведь от этого в том числе зависит, можно ли будет использовать землю в соответствии со своими планами. Изменить территориальную зону возможно, но это связано с определёнными трудностями.

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.

Как правильно получать информацию о правилах землепользования и застройки?

Информацию из ПЗЗ можно получить в виде выписки или ГПЗУ. Эти документы имею разное правовое и целевое значение. Выписка выдается любому заинтересованному лицу, в том числе не собственнику участка. Получить выписку можно в отношении сведений ПЗЗ, которые есть в открытом доступе.  В частности, описание отдельных зон может охраняться режимом государственной тайны или персональных данных граждан.

Правила поучения выписок из ПЗЗ заключаются в следующем:

  • подать заявление можно через портал госуслуг, МФЦ. либо непосредственно в уполномоченный муниципальный орган;
  • выписка оформляется в течение 10 дней, а платить пошлину не нужно;
  • сведения в выписке носят информационный характер, т.е. не могут устанавливать или отменять права, изменять режим ограничений.

Градостроительный план (ГПЗУ), напротив, выдается в отношении конкретного участка и только его правообладателю (собственнику или арендатору). Помимо информации из правил, в ГПЗУ будут включены кадастровые сведения из ЕГРН, иные данные о фактических характеристиках участка, параметрах землепользования и строительства.

ГПЗУ указан в списке обязательных документов для получения разрешения на строительство и реконструкцию объектов. Кроме того, сведения этой формы применяются в проектировании, так как устанавливают общие допустимые параметры для вновь возводимых или реконструируемых объектов.

В столице ГПЗУ можно получить через уполномоченное ведомство – Москомархитектуру. Заявление можно подать только в электронной форме через портал Мэра Москвы

Важно, что с заявлением должен обращаться только правообладатель участка, иначе будет вынесен отказ. Если заявителю нужен бумажный вариант плана, нужно отдельно обращаться с Москомархитектуру

Срок оформления выписки из ПЗЗ составляет 10 дней, а для ГПЗУ – 20 дней. Оба документа выдаются бесплатно.

Образец ГПЗУ:

Виды зон

В процессе градостроительного зонирования территории специалистами могут выделяться следующие территориальные зоны:

  • жилые;
  • общественно-деловые;
  • производственные;
  • зоны инженерной и транспортной инфраструктуры;
  • сельскохозяйственного использования;
  • рекреационного назначения;
  • зоны особо охраняемых территорий;
  • специального назначения;
  • размещения военных объектов;
  • в муниципалитетах могут выделяться иные виды территориальных зон, исходя из специфики местности.

Выше представлена общая классификация территориальных зон. В свою очередь, в пределах каждой из них могут выделяться подвиды. Так, в составе жилых зон могут находиться зоны под застройку:

Также в жилых зонах допускается не только строительство домов для проживания, но и объектов социального, коммунально-бытового назначения, здравоохранения (больниц и поликлиник), образования (школ, детских садов и пр.), культовых зданий (церквей), стоянок автотранспорта, гаражей. При этом не разрешается строить промышленные здания и сооружения, которые негативно влияют на окружающую среду.

В таблице приведено целевое предназначение различных земельных участков с учетом их территориальной зоны.

Наименование территориальной зоны Код Целевое использование
Жилая Ж для застройки жилыми домами, размещения объектов инфраструктуры, территории СНТ и ДНТ
Общественно-деловые зоны Д для размещения торговых объектов, административных зданий, объектов образования и здравоохранения и пр.
Производственные П для размещения промышленных, коммунальных и складских объектов
Зоны инженерной и транспортной инфраструктуры И,Т для размещения коммуникаций ж/д, автомобильного, воздушного, речного, морского и трубопроводного транспорта
Рекреационные зоны Р для организации отдыха населения – лесные зоны, сады, парки, лесопарки, пляжи, оздоровительные и спортивные объекты и пр.
Зоны сельскохозяйственного использования С для размещения пашни, виноградников, садов, огородов, сенокосов и пастбищ, питомников, теплиц и прочих объектов для выращивания с/х культур и животноводства
Зоны специального назначения К зоны для размещения кладбищ, свалок, крематориев, мемориальных парков
Зоны военных объектов, иные зоны режимных территорий КЗ зоны для размещения военных и иных режимных объектов: полигонов и пр.

Изменение видов разрешенного использования земельных участков

Начальник отдела развития земельных отношений департамента недвижимости Минэкономразвития России Василий Корякин осветил ключевые проблемы правоприменительной деятельности, на разрешение которых нацелен законопроект. Так, он указал на невозможность изменения вида разрешенного использования земельного участка, если в отношении соответствующих земель не устанавливаются градостроительные регламенты или на такие земли не распространяется действие регламентов, и при этом отсутствует федеральный закон, который регулировал бы этот вопрос (, , ). Такую позицию занял, в частности, Верховный Суд Российской Федерации, рассмотрев вопрос о возможности изменения видов разрешенного использования земельных участков сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения. Суд обосновал невозможность такого изменения отсутствием специального закона ().

Законопроектом предполагается устранить обозначенный пробел правового регулирования. Планируется дополнить Земельный кодекс главой II.1 «Разрешенное использование земельных участков», в которой будут урегулированы на системной и комплексной основе вопросы, связанные с установлением, определением и изменением видов разрешенного использования земельных участков. Например, в ст. 14.2 Земельного кодекса РФ в редакции законопроекта предлагается зафиксировать, что виды разрешенного использования участков устанавливаются лесохозяйственными, градостроительными регламентами и положениями об особо охраняемых природных территориях. В некоторых случаях возможным будет установление разрешенного использования земельных участков независимо от регламента в соответствии с утвержденным проектом межевания территории (при размещении линейных объектов, а также расположении участков в границах особых и свободных экономических зон и инновационных научно-технологических центров). Установление и изменение видов разрешенного использования угодий из состава земель сельскохозяйственного назначения предлагается осуществлять согласно законам субъектов РФ (п. 2-3 ст 14.3 Земельного кодекса РФ в редакции законопроекта).

Эксперт также указал на проблему определения видов разрешенного использования земельных участков правообладателями, а в частности, арендаторами и лицами, использующими участки по договорам безвозмездного пользования или на праве постоянного (бессрочного) пользования. Сейчас предусмотрено, что правообладатели вправе самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования, выбирать любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов (). Однако на практике возможность выбора вида разрешенного использования земельных участков ограничивается. Например, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, отменяя соответствующие судебные решения нижестоящих инстанций, указал, что арендатор вправе использовать земельный участок только в соответствии с условиями договора аренды. Это значит, что арендатор не может выбрать иной вид разрешенного использования участка по сравнению с тем, который зафиксирован в договоре, без согласования с арендодателем в соответствии со (постановление Президиума ВАС РФ от 25 июня 2013 г. № ВАС-1756/13).

В указанном постановлении ВАС РФ отметил также, что требование арендатора об изменении вида разрешенного использования участка, который изначально был предоставлен в аренду без проведения торгов, направлено по сути на обход процедуры торгов в отношении уже cформированных и поставленных на кадастровый учет земельных участков (, ).

Законопроект направлен на то, чтобы сделать норму, закрепляющую за правообладателями участков право выбора вида разрешенного использования, в действительности реализуемой. С этой целью в Земельный кодекс РФ планируется включить ст. 14.4, которая будет определять общий порядок изменения вида разрешенного использования участка и устанавливать соответствующие исключения (в отношении участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в границах зон планируемого размещения объектов федерального, регионального или местного значения, выбора использования участков ГУП и МУП и другое). Согласно п. 2 ст. 14.4 Земельного кодекса РФ в редакции законопроекта правообладатели смогут в уведомительном порядке направлять заявление о внесении в ЕГРН сведений о выбранном виде разрешенного использования или об условном разрешенном виде использования участков в орган регистрации прав.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector