12 шагов к торгам: руководство для поставщиков
Содержание:
- 223-ФЗ: сроки размещения извещения
- Шаг 3. Определяем состав публикации
- Как привлечь эксперта?
- Отчет о закупке у единственного поставщика
- ПОСЛЕДНИЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
- Общие правила проведения
- Порядок проведения закупки
- Как подготовиться к тендеру
- Где еще узнавать о госзакупках?
- Отмена уведомления о закупке у единственного поставщика
- Шаг 3. Получение электронной подписи
- Составление контракта
- Требования и нормы закона
- Шаг 8. Торги
- Что такое Реестр единственных поставщиков?
- Реестр единственных поставщиков вооружения и военной техники
- Как заключить контракт
- «Инструкции» для новичков государственных закупок
- Какие бывают госзакупки?
- Единая информационная система и электронный аукцион
- Заключение контракта
223-ФЗ: сроки размещения извещения
Способ закупки |
Срок подачи заявок |
||
Сейчас |
После 01.07.2018 |
||
По общему правилу для всех госзакупок | Если закупка проводится среди СМП | ||
Конкурс |
Не меньше 20 дн. до окончания подачи заявок. |
Размещается в ЕИС не менее чем за 15 дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе. |
Не менее чем за 7 дн., если начальная НМЦД не превышает 30 млн руб. |
Не менее чем за 15 дн., если начальная НМЦД превышает 30 млн руб. | |||
Аукцион |
Не меньше 20 дн. до окончания подачи заявок. |
Размещается в ЕИС не менее чем за 15 дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе. |
Не менее чем за 7 дн., если начальная НМЦД не превышает 30 млн руб. |
Не менее чем за 15 дн., если начальная НМЦД превышает 30 млн руб. | |||
Запрос котировок |
Не регламентировалось. |
Публикуется не менее чем за 5 рабочих дней до дня истечения срока подачи заявок на участие в запросе котировок. |
Не менее чем за 5 раб. дн. до дня проведения такого запроса предложений. При этом НМЦД не должна превышать 15 млн руб. |
Запрос предложений |
Не регламентировалось. |
Публикуется не менее чем за 7 рабочих дней до дня проведения такого запроса. |
Не менее чем за 4 раб. дн. до дня проведения такого запроса котировок. При этом НМЦД не должна превышать 7 млн руб. |
С 01.07.2018 в сведения о госзакупке необходимо включать следующую информацию:
- Выбранный заказчиком способ торгов.
- Полное (краткое) наименование заказчика, юридический, фактический адрес, номер телефона и электронную почту.
- Предмет договорных отношений и количественные характеристики объекта заказа.
- Адрес места поставки.
- Данные о НМЦК или цене лота.
- Порядок предоставления закупочной документации, в том числе дата и место ее предоставления, а также размер и срок внесения оплаты за предоставление ЗД, если такое условие установлено заказчиком.
- Сроки и место рассмотрения предложений, поступивших от потенциальных поставщиков, а также дата подведения итогов заказа.
Заказчик также имеет право вносить иную информацию в извещение, если это не противоречит его положению о закупке.
Для внесения изменений в извещение о закупке заказчик должен разместить скорректированный документ в ЕИС в течение 3 дней с момента принятия решения об изменении (ч. 11 ст. 4). Если заказ предполагает торговые процедуры, и изменения внесены позже, чем за 15 дней до момента окончания подачи заявок, то такой срок должен быть продлен таким образом, чтобы с момента размещения в ЕИС изменений до даты окончания подачи заявок было не менее 15 дней.
Шаг 3. Определяем состав публикации
223-ФЗ одновременно с уведомлением о проводимой процедуре упоминает о закупочной документации, которая должна публиковаться вместе с уведомлением.
Если публикуется уведомление о проведении открытой конкурентной процедуры, а публикация извещений по таким тендерам обязательна и зафиксирована в законе, следует опубликовать:
- само извещение;
- документацию;
- проект будущего договора.
Состав публикации с извещением о заключении договора с единственным поставщиком определяется в положении. Никаких законодательных требований, что писать в порядок предоставления документации по 223 ФЗ, нет. Разрешается ограничиться простым уведомлением.
Как привлечь эксперта?
Для привлечения к осуществлению закупки эксперта, экспертной организации заказчику необходимо их выбрать и заключить с ними контракт. Заключить контракт лучше заранее, т.к. для выбора эксперта, экспертной организации и заключения контракта необходимо время:
на практике это может занять от двух недель до трех месяцев.
В качестве эксперта может выступать физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, обладающее специальными познаниями, опытом, квалификацией в области науки, техники, искусства или ремесла (п. 15 ст. 3 44-ФЗ).
В качестве экспертной организации выступает юридическое лицо. Работники юридического лица должны обладать специальными познаниями, опытом, квалификацией в области науки, техники, искусства или ремесла.
Но не каждое лицо, обладающее такими познаниями, опытом, квалификацией, может быть привлечено заказчиком в качестве эксперта, экспертной организации.
В ч. 2 ст. 41 Закона № 44-ФЗ определен перечень лиц, которые не могут привлекаться к проведению экспертизы. К ним относятся лица, с помощью которых заказчик или поставщик прямо и (или) косвенно может оказывать влияние на результат проводимой экспертизы, в частности:
- лица, являющиеся либо являвшиеся в течение двух лет, предшествующих дате проведения экспертизы, должностными лицами или работниками заказчика или поставщика;
- лица, имеющие имущественные интересы в заключении контракта, в отношении которого проводится экспертиза;
- близкие родственники, усыновители или усыновленные дети руководителя заказчика, членов комиссии по осуществлению закупок, руководителя контрактной службы, контрактного управляющего, должностных лиц или работников поставщика либо лица, состоящие с ними в браке;
- юридические лица, в которых заказчик или поставщик имеют право распоряжаться более чем 20% общего количества голосов либо более чем 20% вкладов, долей.
Эксперт или экспертная организация обязаны письменно уведомить заказчика и поставщика о допустимости своего участия в проведении экспертизы и отсутствии оснований для недопуска к ее проведению (здесь закон не уточняет, какие именно доказательства должен предоставить эксперт).
Отчет о закупке у единственного поставщика
В ряде случаев, указанных в части 3 статьи 93 закона, по итогам заключения контракта с единственным источником заказчик обязан составить отчет. В нем содержится информация:
- о том, почему было нецелесообразно либо невозможно провести конкурентную процедуру;
- обоснование цены контракта;
- его существенные условия.
Обоснование закупки не может строиться на субъективном мнении заказчика — оно должно содержать ссылки на законодательные нормы. Некачественное планирование или срочность не будут являться достаточными основаниями для заключения контракта с единственным поставщиком. Главная задача заказчика — эффективно планировать свои нужды, закупки с целью их удовлетворения и трату бюджетных средств.
ПОСЛЕДНИЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Изменения в госзакупках 2021 года касаются ряда пунктов:
- С января определена минимальная доля закупок из ЕАЭС и установлены правила отчетности об этом. В перечни для выполнения обязательной доли включены более 100 видов товаров по 44-ФЗ и более 250 видов товаров по 223-ФЗ.
- С апреля можно больше товаров закупать у единственного поставщика госзакупок. Предельная цена повышается до 3 миллионов рублей, если закупка будет проведена электронно и по каталогу.
- С июля при планировании ряда госзакупок потребуется указывать больше сведений (в отношении строительства и объектов недвижимости).
- С апреля изменяются правила проведения запроса котировок в электронной форме по 44-ФЗ: запрещено будет отзывать заявку, оформлять протокол разногласий; контракт нужно будет подписать в течение одного рабочего дня.
- С июля изменяются требования к заявкам по 44-ФЗ и перечень сведений, включаемых в реестр недобросовестных поставщиков.
- С апреля закупки по 223-ФЗ у субъектов МСП будут проходить по новым правилам: ограничен перечень документов в составе заявки; изменены этапы электронных процедур.
- Обязательным станет оформление акта по контрактам в электронной форме через личный кабинет поставщика в ЕИС.
- С октября через ЕИС можно узнать обо всех предварительных предложениях о закупках у единственного поставщика.
Общие правила проведения
- Участники формируют и публикуют на электронных площадках (ЭП) первоначальное предложение о поставке товара.
- Заказчики формируют и публикуют извещение о госзакупке малого объема.
- ЭП в течение часа предварительно отбирает 5 оферт с минимальными ценами за единицу продукции. Если двух оферт участников нет, площадка информирует об этом заказчика и размещает еще одно уведомление в ЕИС. Направление заявок заказчику, информации и документов не осуществляется. Если достаточное количество оферт есть, заказчик рассматривает их и принимает решение в течение 1 рабочего дня. Ответственный сотрудник подводит итоги в протоколе и публикует его на электронной площадке. В протоколе отражается решение по каждой заявке с обоснованиями.
- Госконтракт по итогам заключают упрощенно. Проект госконтракта в ЕИС и на электронную площадку отправляется в течение 3 часов после размещения протокола. У победителя и заказчика есть 1 рабочий день для его подписания. Протокол разногласий не допускается. Минимальный срок подписания госконтракта — 2 рабочих дня.
ВАЖНО!
С 01.10.2021 планируют ввести функцию взаимосвязи малых закупок в электронной форме и ЕИС.
Чтобы прочитать, понадобится доступ в систему: .
Порядок проведения закупки
Чтобы понять, как происходит сделка, нужно дать определение. Единственный поставщик по 44-ФЗ – единственный, кто подал заявку на участие в конкурсе, или единственный, чья заявка признана соответствующей закону и конкурсной документации. Это неконкурентный способ проведения госзаказа. Формальная процедура выбора не проводится.
Закупки у единственного поставщика по 44-ФЗ являются правом, а не обязанностью заказчика. Провести такую сделку можно просто и без особых трат. В этом её привлекательность! Но провести такую операцию можно при соблюдении определённых условий.
Контракт с единственным поставщиком осуществляется в следующем порядке:
- определить, существует ли потребность в предмете закупки. Ориентироваться нужно на нормы, прописанные в ст. 18 регламентируемого закона;
- подготовка конкурсной документации. Также необходимо подготовить обоснование выбора неконкурентного способа проведения закупок;
- размещение всей необходимой информации во всемирной паутине на электронной площадке, на которой будет происходить выбор подрядчика;
- если максимальная цена контакта не превышает 500 тысяч рублей, то заказчик размещает извещение. Сделать это необходимо не позднее чем в недельный срок перед тем, как будет закончен приём заявок на участие в закупках. Срок может быть более 5 рабочих дней, но не менее. Если сумма закупки не превышает ¼ млн. рублей, то допускается публикация извещения не менее чем за 4 календарных дня;
- все заявки, которые поданы в течение установленного периода, должны быть зарегистрированы;
- до тех пор, пока к информации не будет открыт доступ для всех участников, в обязанности заказчика входит сохранение её конфиденциальности. Открытый доступ ко всей информации появится в то время, которое обозначено в извещении. Все заявители должны присутствовать при этом. Обеспечить добросовестное уведомление всех заявителей должен заказчик. Кроме того, он обязан обеспечить аудиозапись того, как происходит открытие информации, которая содержится в заявках;
- контрольная проверка всех поданных заявок на соответствие. Если будет выявлен тот факт, что какая-либо из них не соответствует, она буде отклонена. Все условия соответствия прописываются в извещении;
- все действия, которые проводит госзаказчик, должны отражаться в сети на электронной площадке. На основании этих публикаций будет сформирован итоговый отчёт проведённого конкурса. Это необходимо для того, чтобы ФАС убедились в законности выбора единственного поставщика;
- подписание контракта, его регистрация в единой информационной системе;
- исполнение сделки. Итог также будет отражён в системе. Если по госзаказу не будут начислены штрафы или применены иные санкции, на него можно будет опираться в будущем (например, при формировании цен на предстоящие сделки), как на добросовестно исполненную сделку. Рейтинг подрядчика, который его исполнил, значительно поднимется среди конкурентов.
Рекомендации по закупке у единственного поставщика:
Преимущества
Заключая контракт с единственным поставщиком, госзаказчик должен помнить, что существуют положительные и отрицательные моменты такой сделки. Сильные стороны:
- если госзаказчик уже работал с этим поставщиком, выполнение предыдущих заказов прошло успешно, то увеличивается вероятность повторного заключения с ним госконтракта;
- риск нарушений закупки из-за технических сбоев сведён к минимуму;
- сама процедура проходит быстро, все её этапы сведены к минимуму во временном периоде. Если сравнивать с другими конкурентными способами выбора подрядчика, то экономия времени налицо;
- экономия ресурсов – трудовых, экономических, материальных.
Не стоит забывать о недостатках.
Недостатки
Слабая сторона закупок у единственного исполнителя:
- из-за снижения конкуренции риски получения некачественного результата велики. Нет возможности снизить цену, нет выбора подходящей цены, добиться улучшений условий выполнения контракта;
- велик риск дополнительных проверок от контролирующих органов. В частности, от ФАС. Велика вероятность того, что госзаказчика заподозрят в нецелевом расходовании средств из бюджета. Это чревато штрафами и внесением в реестр;
- если есть необходимость разделения одной большой закупки на несколько маленьких, то объём бумажного документооборота увеличивается в несколько раз. В Единую систему нужно ввести обязательную информацию в полном объёме.
Как подготовиться к тендеру
Прежде чем регистрироваться на электронной торговой площадке, нужно понять, что такое тендер, как это работает и в какой последовательности нужно действовать. Для участия в тендере, независимо от его вида, необходимо пройти несколько стандартных этапов.
Этап 1. Поиск тендера
Все закупки государственных и муниципальных организаций проводятся в Единой информационной системе (ЕИС), сайт которой находится по этому адресу: www.zakupki.gov.ru. На портале обязаны регистрироваться все заказчики, проводящие тендеры по 44-ФЗ и 223-ФЗ.
В ЕИС помимо собственно конкурсной документации размещаются планы закупок организаций (это позволяет поставщикам планировать и свою деятельность по участию в тендерах). Также здесь находится реестр недобросовестных поставщиков, реестр жалоб, сведения об исполнении контрактов, данные о формировании начальных максимальных цен и много другой полезной информации, помогающей участникам тендеров.
Закупки частных компаний можно искать самостоятельно, но это не слишком продуктивно: вручную пересмотреть сотни интернет-ресурсов в короткие сроки невозможно. Выход есть: сведения о закупках аккумулируются на сайтах электронных торговых площадок компаний. В структурированном виде с хорошим поиском по десяткам параметров информация о тендерах коммерческих и государственных компаний сводится воедино в агрегаторах закупок (my-tender.ru, findtenders.ru, synapsenet.ru, tenderplan.ru и другие). Эти сервисы работают как на бесплатной, так и на коммерческой основе. Скажем, на synapsenet.ru годовой пакет услуг по подбору тендеров по вашим параметрам обойдется в 4800 рублей.
Этап 2. Оценка тендера
Даже если вы нашли подходящий по профилю вашей деятельности тендер, его необходимо грамотно оценить на вероятность победы. Огромное количество закупок – как государственных, так и коммерческих, – «заточено» под конкретных поставщиков. И подавая заявку на такой конкурс, вы просто потеряете время.
Отличить фиктивный тендер от реально конкурентного можно по наличию специфических требований. Если закупка автомобиля предполагает комплектацию, в точности совпадающую с аналогичной в самом крупном городском автосалоне, это повод задуматься. А если изучая историю тендеров заказчика, вы наткнулись на конкурс, когда-то уже выигранный тем самым автосалоном, значит сомнений быть не может: техзадание написано под конкретного участника.
Также на этом этапе просчитывается экономическая выгода от участия в тендере и процент от начальной цены, на который можно «подвинуться», участвуя в торгах.
Этап 3. Оформление электронной подписи
Чтобы зарегистрироваться на торговой площадке, нужно получить электронную цифровую подпись (ЭЦП) в одном из удостоверяющих центров. ЭЦП – это компьютерные файлы с уникальной кодировкой, сделанной специально для владельца подписи. После установки на компьютер ЭЦП можно удостоверять все электронные документы, направляемые для участия в тендерах.
Для оформления подписи нужно предоставить учредительные документы (для юрлиц) или паспорт и ИНН (для физлиц и ИП). Стоимость ЭЦП для участия в торгах начинается от 4000 рублей. Можно оформить электронную подпись для разных торговых площадок – это будет стоить дороже, но такая ЭЦП эффективнее, поскольку можно будет участвовать в широком спектре тендеров.
Этап 4. Подготовка документов
В зависимости от вида тендера – электронный аукцион, запрос котировок или запрос предложений – отличается объем необходимой документации, но базовый пакет для всех типов закупок одинаков. Несмотря на то, что законодательство позволяет подавать документы в бумажном виде, для участия в торгах на электронной торговой площадке требуется размещать отсканированные копии документов.
Документы, которые предоставляет участник (поставщик)
- Копия свидетельства о регистрации или выписки из ЕГРИП/ЕГРЮЛ
- Копия устава организации
- Свидетельство о постановке на учет в налоговой (ИНН организации)
- Подтверждение финансовой состоятельности (справка из банка о состоянии счета, бухгалтерский баланс за последний период).
- Сертификаты и лицензии на товар (если нужны).
- Для большинства тендеров требуется обеспечение участия – денежная сумма, которая передается заказчику в залог того, что участник всерьез намерен бороться за победу. Залог возвращается, если участник выполнил все требования. Немногие компании могут направлять на эти цели живые деньги, поэтому обычно в качестве залога передается документ – банковская гарантия.
Документы, предоставляемые заказчиком
- подробное описание предложения товаров или услуг;
- начальная максимальная цена (если предполагается);
- устав, свидетельства, лицензии;
- другие требуемые документы.
Где еще узнавать о госзакупках?
Есть несколько сайтов, на которых собрана информация о планах закупок сразу всех государственных компаний:
-
.
Это единая информационная система, в которой есть все данные о заказах госкомпаний. Там можно посмотреть не только актуальные закупки, но и информацию о тех заказах, которые уже закрыты или только планируются.
В объявлении о предстоящих торгах компания прописывает, в какое время и на какой площадке пройдет аукцион, обозначает условия договора или контракта и называет максимальную стоимость, которую она готова заплатить поставщику. С этой суммы в назначенное время начнется аукцион. -
.
Корпорация публикует планы закупок крупнейших заказчиков, участниками которых могут быть только малые и средние предприятия. Отдельно представлены планы закупок региональных компаний.
Корпорация предоставляет предпринимателям и другие услуги. Она помогает представителям МСП запрашивать банковскую гарантию или кредит, чтобы внести залог для участия в аукционе. -
.
Портал аккумулирует информацию о закупках, которые планируют или уже объявили крупные заказчики — не только государственные, но и частные. Сориентироваться на этом портале проще, чем на Портале госзакупок. Бизнес-навигатор позволяет отслеживать планы закупок по номенклатуре продукции. Или подписаться на обновления и сразу узнавать о закупках, которые планируют проводить интересующие вас компании.
Портал предлагает предпринимателям множество дополнительных сервисов — от составления бизнес-плана до подбора недвижимости.
Еще один источник информации о госзакупках — региональные многофункциональные центры (МФЦ). Через МФЦ доступны все услуги Корпорации МСП.
Можно использовать сразу несколько способов поиска. Например, настроить уведомления от Портала Бизнес-навигатора МСП, а детали аукциона смотреть на Портале госзакупок или на сайте конкретной площадки.
Отмена уведомления о закупке у единственного поставщика
223-ФЗ не устанавливает жестких правил отмены грядущего тендера, поэтому если заказчик хочет оставить за собой такое право, порядок следует подробно расписать во внутреннем положении. Следует указать:
- основания для отмены тендера;
- срок до окончания тендера, когда он отменяется;
- порядок и срок возврата обеспечения заявок на участие, если заказчик требует таковое;
- возможность позднее объявить закупку с таким же предметом и начальной ценой;
- порядок уведомления участников об отмене тендера.
Внутренним распоряжением заказчик вправе утвердить единую форму уведомления об отмене тендера и пользоваться ею при необходимости.
Шаг 3. Получение электронной подписи
Участие в торгах невозможно без получения электронной подписи (ЭЦП). Причем она понадобится уже на этапе подключения к торговым площадкам. ЭЦП — это набор файлов на USB-устройстве — токене. Получить ее можно в любом удостоверяющем центре. ЭЦП выдается на конкретное лицо — представителя организации или предпринимателя — и полностью аналогична его собственноручной подписи.
Почему важно определиться с площадкой до получения ЭЦП? От этого зависит, какую именно подпись выбрать. Существуют такие, которые работают на большинстве площадок, но они стоят дороже
Если планируется участвовать только в государственных торгах (по 44-ФЗ), то можно ограничиться подписью для федеральных площадок. Также существуют подписи, которые предназначены только для тех или иных конкретных ЭТП.
Когда цифровая подпись получена, пришло время настроить свое рабочее место. Сертификат подписи и специальное ПО для его использования нужно установить на компьютер, с которого будет производиться участие в торгах. Подробные инструкции обычно даются вместе с ЭЦП.
Составление контракта
При составлении контракта укажите существенные условия согласно Закону № 44-ФЗ. Но при закупке у единственного поставщика предусмотрены следующие исключения:
- ответственность заказчика и контрагента;
- график исполнения контракта, даже если контракт заключаете на срок более чем три года и цена составляет более 100 млн руб.;
- порядок и срок оплаты товара, работы или услуги, порядок и срок приемки;
- условие, что уменьшите цену контракта с физическим или юридическим лицом на размер налогов и других обязательных платежей в бюджеты.
Кроме этого, заказчик не обязан использовать типовые контракты.Перечисленные выше исключения действуют только при закупках по пунктам 1, 4, 5, 8, 15, 20, 21, 23, 26, 28, 29, 40, 41, 44–46 и 51–53 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ.При закупках у единственного поставщика по другим основаниям включайте все существенные условия, согласно части 15 статьи 34 Закона № 44-ФЗ.
При таких сделках расчет и обоснование цены включать в контракт не обязательно. Однако если включить, нарушения закона не будет — часть 4 статьи 93 Закона № 44-ФЗ и решения Арбитражного суда Липецкой области от 31.08.2016 № А36-2054/2016.Рассчитывать и обосновывать цену заказчик обязан, когда формирует план-график, поэтому расчет и обоснование необходимо подготовить, даже если нет обязаности включать сведения в контракт. ( пункт 1 части 3 статьи 18 Закона № 44-ФЗ и пиьсма Минэкономразвития от 11.02.2017 № Д28и-142 и от 26.04.2017 № Д28и-1859)
Требования и нормы закона
Госзакупки строго регулируются определенными нормативными документами, в том числе специальным Федеральным законом, они должны проводиться в соответствии с рядом требований
Основное и наиболее важное из предъявляемых условий – обязательность нормативной фиксации и аргументации каждой закупки вне зависимости от характера использования и назначения
То, какие компании станут поставщиками, определяется заказчиками на основании нескольких критериев. В первую очередь потенциальный покупатель занимается сбором и анализом информации обо всех кандидатах на роль поставщиков. После того как все возможные предложения по госпоставкам будут зафиксированы и утверждены на специализированных ресурсах, заключается договор о будущих поставках либо проводятся торги, на которых в соответствии с определенными критериями определяются наиболее достойные кандидаты.
Любая компания может стать поставщиком госзакупок при выполнении ряда условий. Наиболее существенной чертой предприятия, претендующего на эту роль, будет известность и прозрачность информации.
Шаг 8. Торги
Вот и наступил этап, ради которого все затевалось — проведение самого аукциона. В назначенный день и час все участники заходят в аукционный зал ЭТП и начинают торги, то есть подают свои ценовые предложения. Аукцион проводится на понижение цены, то есть лучшую позицию занимает тот участник, который предложил наименьшую стоимость контракта. Если в течение 10 минут после последнего предложения никто не сделает нового, аукцион будет завершен.
В процессе первых торгов у поставщиков, как правило, возникает немало вопросов. Лучше заранее познакомиться с информацией для участников, которая размещена на площадках, и тогда процесс не вызовет трудностей.
Что такое Реестр единственных поставщиков?
Закупки для гос- и муниципальных нужд регламентируются 44-ФЗ. Согласно ему формируются 2 списка единственных поставщиков:
- Производители, занятые изготовлением, освоением или модернизацией товаров, предусмотренных СПИК.
- Компании, производящие вооружение, не имеющее отечественных аналогов.
Поставщики товаров по СПИК подразделяются на две группы.
- Федерального уровня (подробности в п. 47 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ).
- Регионального уровня в соответствии с госконтрактом со встречными инвестиционными обязательствами (подробности в п. 48 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ).
Информация об особенностях инвестиционных контрактов
Уровень заключения контракта | Основание для включения компании в реестр | Доступность договора |
Федеральный (в соответствии со СПИК) | Правительство в правовом акте определяет инвестора по СПИК или привлечённого им производителя товара. Согласно ч. 1 ст. 111.3 44-ФЗ. | Любому госзаказчику |
Региональный (в соответствии с офсетным контрактом) | Победа на конкурсе, организованном органом исполнительной власти по поручению администрации региона. С одержавшим победу в торгах заключается офсетный договор о производстве в регионе соответствующей продукции. Согласно ч. 1 ст. 111.4 44-ФЗ. | Заказчикам данного региона |
Реестр единственных поставщиков вооружения и военной техники
В этом реестре находятся предприятия, производящие военную продукцию, не имеющую аналогов в России. С ними заключаются контракты в форме гособоронзаказа (ГОЗ) (см. подробнее: “Гособоронзаказ: необходимая информация для участника“). Правила последнего регламентируются ч. 7, ст. 9 44-ФЗ.
Правила формирования реестра изложены в постановлении Правительства РФ от 19.09.2013 N 826. Реестр составляется в электронном виде. Ответственным за его ведение назначается Федеральная Антимонопольная Служба.
Сведения, содержащиеся в реестре, являются государственной тайной. ФАС предоставляет данные только по запросам уполномоченных органов, например, администрации Президента, Совета Федерации, госдумы, суда и МВД по возбуждённым делам, связанным с ГОЗ.
Реестровая запись содержит:
- свой номер
- название и код товара
- название и реквизиты производителя вооружения
- информацию о его лицензии
- срок нахождения поставщика в реестре
Как заключить контракт
В контракт с единственным поставщиком включаются те же существенные условия, что и в иные контракты. Правда, в ряде случаев вы можете их не указывать и заключить договор в любой форме по Гражданскому кодексу РФ.
Если вы хотите иметь возможность в ходе исполнения изменить цену контракта или расторгнуть его в одностороннем порядке, предусмотрите это в контракте.
При заключении контракта с единственным поставщиком нужно учесть и иные особенности. Например, если контракт заключается по результатам несостоявшейся конкурентной процедуры, в ряде случаев его нужно согласовать с контрольным органом. А срок заключения контракта будет зависеть от того, есть ли соответствующая позиция в плане-графике, вносились ли в него изменения и нужно ли согласовывать заключение контракта с контрольным органом.
«Инструкции» для новичков государственных закупок
В виде подробной инструкции выступают Законы Российской Федерации, детально регламентирующие деятельность субъектов государственных торгов. К таким Законам относятся:
- Федеральный закон №44 – ФЗ;
- Федеральный закон № 223-ФЗ.
Федеральный закон №44 – ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05 апреля 2013 года. Данный закон является основой регламентации порядка осуществления закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а так же заключения контрактов и их исполнения.
Федеральный закон № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18 июля 2011 года (изм. 01 июля 2018 года). На основе данного закона «торгуются» муниципальные унитарные предприятия, автономные некоммерческие организации, и другие организации, которые считаются коммерческими, однако государство очень активно вмешивается и контролирует их деятельность, в том числе, и закупки.
Фактически, Федеральный Закон №223 – ФЗ обязует заказчика создавать свое уникальное положение для каждой определенной закупки. То есть, фактически, он имеет право придумать свои условия проведения торгов. Естественно, в рамках Закона. Согласно ФЗ № 223 – ФЗ, заказчик обязан опубликовать закупку на всеобщее обозрение, чтобы она была доступна для всех поставщиков. И важным фактом является то, что в условии торгов не должно быть ограничения в конкуренции.
Грядущие изменения в Федеральном законе №44-ФЗ и №223-ФЗ
21 декабря 2017 года, в третьем чтении, был принят Законопроект по внесению изменений в Федеральный Закон №44-ФЗ. Так, с 1 июля 2018 года заказчики были вправе определять поставщиков (подрядчиков, исполнителей) путем проведения следующих видов торгов в электронной форме:
- открытого конкурса
- конкурса с ограниченным участием
- двухэтапного конкурса
- запроса предложений в электронной форме
- запроса котировок
А с 1 января 2019 года все заказчики обязаны будут проводить все закупки в электронной форме.
Причем, по решению Правительства, закрытые закупки так же могут быть проведены в электронной форме.
При том, что наша страна активно переходит на электронную систематизацию, такое нововведение легко объяснимо и понятно. Теперь для участия в запросе котировок не нужно будет доставлять конверт с заявкой лично, можно будет сэкономить на услугах курьера. А так же, не нужно будет больше переживать за целостность документа. То есть, данное нововведение не только облегчает (с какой-то стороны) жизнь участников торгов, но и добавляет безопасность и прозрачность в саму систему государственных закупок.
А так же, с 1 января 2019 года все реестры различных площадок объединят в один единый реестр участников закупок. С 1 января по 31 декабря 2019 года все аккредитованные ранее на электронных торговых площадках участники закупок, для участия в электронных процедурах, будут обязаны пройти регистрацию в единой регистрационной системе. Данное нововведение сможет показать общую картину активности участников государственных закупок, а так же усилит контроль над их деятельностью.
С 1 января 2019 года участник государственных закупок будет вправе решать, каким именно образом вносить обеспечение: денежными средствами или банковской гарантией. Такое изменение в законе должно очень помочь поставщикам, потому что банковские гарантии будут «дешевле», чем оплата реальными денежными средствами. Вообще при появлении банковских гарантий рынок будет все больше удешевляться и сама стоимость банковской гарантии будет не больше 1,5% за внесение обеспечения. Следовательно, это будет очень выгодный инструмент для предпринимателей.
Что же качается грядущих изменений в Законе № 223 – ФЗ, то их немного. Самым значимым является то, что с 1 января 2019 года заказчик будет обязан публично ранжировать закупки (которые будет проводить в бумажной и в электронной форме).
Какие бывают госзакупки?
Госзакупки делятся на открытые (вы можете подать заявку по своему желанию) и закрытые (участвовать могут только те поставщики, которых пригласил заказчик).
Открытые закупки бывают неконкурентные (договор заключается с определенным исполнителем) и конкурентные (участникам предстоит побороться за право поставлять свой товар или предоставлять услугу).
Неконкурентный способ — это так называемая закупка у единственного поставщика, подрядчика или исполнителя. По закону такое возможно, например, если закупка разовая и сумма контракта не превышает 100 тыс. рублей. Если годовая выручка компании больше 5 млрд рублей, то сумма контракта
500 тыс. рублей. Также неконкурентный способ применяют, если услугу предоставляет лишь одна компания — допустим, заказчику нужно подключить воду, газ или отопление.
Конкурентные способы бывают четырех видов: запросы котировок, запросы предложений, конкурсы, аукционы. Например, в ходе конкурса заказчик выбирает поставщика по разным критериям, а аукцион выигрывает тот, кто предложит самую низкую цену.
С 2019 года все открытые конкурентные госзакупки проводятся в электронной форме — через интернет. Если ваша услуга не эксклюзивна, то проще всего начать с электронного аукциона, в котором может принять участие любой предприниматель.
Единая информационная система и электронный аукцион
Как стать поставщиком? Чтобы получить необходимые знания обо всех этапах торгов, заказчик обязан зарегистрироваться в Единой информационной системе. С завершением этого процесса выход к нужному материалу станет абсолютным и бесплатным.
В сообщении об открытии электронного аукциона, которое участвующие в госзакупках бизнесмены непременно поместят в ЕИС, найдется подтверждение конкретной площадки, где идет обозначенный аукцион.
Для фиксации заявки на электронный аукцион заказчики обязаны приобрести аккредитацию, зафиксироваться на отмеченном предпринимателем сайте, закачать на него все необходимые документы в электронном виде.
Заключение контракта
Контракты допускается заключать в двух формах:
- в типовой — с включением всех условий, предусмотренных статьей 34;
- в упрощенной — с пониженными требованиями к составу.
Второй вариант допустим при закупках:
- у субъектов естественных монополий и центрального депозитария (п. 1 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ);
- при малых закупках (пп. 4, 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ);
- услуг коммунального хозяйства (пп. 8, 29 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ);
- в области культуры и спорта (пп. 15, 26 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ);
- для нужд госаппарата (пп. 20, 21 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ);
- в сфере медицины (п. 28 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ);
- в области безопасности (пп. 40, 41 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).
Упрощенная форма означает, что можно использовать любой вид контракта (договора), который предусмотрен Гражданским кодексом РФ. При этом заказчик вправе не применять требования частей 4—9, 11—13 статьи 34 Закона № 44-ФЗ. Например, такое исключение установлено для закупок у единственного поставщика на сумму до 100 тыс. руб. на основании пункта 4 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ. Такой контракт можно заключить в устной форме (ст. 158 Гражданского кодекса РФ). Заказчик ставит в известность контрольный орган о факте подписания контракта при закупках, указанных в пунктах 6, 9, 34 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ. Это нужно сделать не позднее следующего рабочего дня. Сведения о контрактах, заключенных по основаниям части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ (не включая пункты 4, 5), вносят в реестр контрактов.