Включение и исключение из реестра недобросовестных поставщиков при осуществлении закупок

Содержание:

Анализируйте статистику по закупкам и заказчикам

Большую пользу может принести анализ статистики совершаемых заказчиком закупок. Он должен включать:

  • процент результативно завершенных закупок (чем он выше, тем перспективней подача заявки);
  • количество отменённых закупок (чем их больше, тем выше риск того, что и вам не удастся заключить контракт);
  • количество поданных в настоящий момент заявок (если не подано ни одной, высок риск незаключения контракта);
  • состав конкурентной среды (кто именно участвовал в закупках, с каким результатом);
  • процент планируемых заказчиком закупок (малое значение говорит об ограниченности его бюджета и, как следствие, невысокой вероятности заключения контракта).

Большое количество негативной информации о заказчике должно подвигнуть на отказ от подачи заявки.

В какие сроки следует обратиться в ФАС

Срок подачи сведений о недобросовестном участнике в антимонопольную службу зависит от того, в рамках какого закона проводилась закупка. В отличие от закона № 223-ФЗ, закон о контрактной системе устанавливает гораздо более жесткие сроки.

Для закупок по № 44-ФЗ

В соответствии с законом № 44-ФЗ, для обращения в ФАС у заказчика есть 3 дня, а в отдельных случаях – 5 дней. Зависит это от причины обращения. Так, если контракт расторгнут по решению суда либо заказчика, то подать сведения о недобросовестном поставщике необходимо в течение 3 рабочих дней. Такой же срок установлен для случая, когда победитель процедуры определения поставщика уклонился от заключения контракта, и заказчик заключил его со следующим участником. В этом случае три рабочих дня отсчитываются с даты заключения контракта со вторым поставщиком. Если же в закупке участвовал всего один поставщик, то у заказчика есть 5 рабочих дней. Исчисление начинается со дня, когда закончился срок подписания контракта с единственным участником. Это справедливо и для закупок по статье 93 закона № 44-ФЗ, а также в случаях, когда заявку на участие в закупке подал всего один поставщик либо остальные конкуренты отсеялись на одном из этапов закупки.

Для закупок по № 223-ФЗ

В рамках закона № 223-ФЗ заказчик располагает более продолжительными сроками для обращения в ФАС. Для тех случаев, когда это делается на основании решения суда о расторжении договора, предусмотрен срок 10 рабочих дней. В случае уклонения поставщика от заключения договора, для обращения в антимонопольный орган у заказчика есть 30 календарных дней. Дата отсчета определяется также, как указано выше для закона № 44-ФЗ: если договор заключается со вторым поставщиком – с даты его заключения, а если второй поставщик отсутствует по той или иной причине – с даты истечения срока подписания договора с единственным заказчиком.

Подача информации и решение ФАС

Столкнувшись с недобросовестным поставщиком, заказчик должен обратиться в центральный аппарат ФАС или в территориальное подразделение по месту своего нахождения. Ему следует подать обращение о включении сведений об исполнителе в реестр недобросовестных поставщиков в письменном виде либо в виде электронного документа, который необходимо заверить электронной подписью.

Если сведения в ФАС подаются на основе судебного решения, то включение поставщиков в реестр происходит достаточно быстро. Антимонопольная служба не рассматривает причины расторжения контракта (договора) и не проверяет выводы судов. В этом случае достаточно самого судебного решения и приказа ФАС, и уже максимум через 10 рабочих дней исполнитель окажется в реестре недобросовестных поставщиков.

Если заказчик обращается в ФАС на основании того, что поставщик уклонился от заключения контракта либо существенно нарушил его условия (при закупках по № 44-ФЗ), антимонопольная служба обязана провести проверку. Если указанные заказчиком сведения подтверждаются, то в течение трех дней ФАС должна сделать соответствующую запись в реестре.

Оценивайте конкурентов и заказчиков

Это можно сделать, прибегнув к сервису «Контур.Закупки». Он позволяет просмотреть список поставщиков (который может достигать многих десятков) того или иного заказчика. По каждому поставщику можно увидеть о том, какое количество раз он участвовал, побеждал и подписывал договор по результатам закупок.

Анализ поставщиков показывает уровень предстоящей вам конкуренции, степень снижения начальной максимальной цены. Если она снижалась значительно больше того, на что способны вы, это означает, что вряд ли вы выдержите конкуренцию с этим поставщиком. Следует только знать, что снижение цены больше чем на 25%, является демпингом, и может вызвать антидемпинговые меры в отношении такого поставщика.

Полезной бывает и информация о заказчиках, с которыми имеет дело ваш конкурент. Одним словом, любые данные о поставщиках и заказчиках будут полезны при принятии конкретного решения по поводу закупок и поиску своего потенциального заказчика.

«Выход» из РНП

Существует только 2 способа «выхода» из РНП:

• По истечении 2 лет после внесения информации в РНП, все сведения оттуда удаляются.

• Обжалование внесение в РНП в суде и доказывание своей правоты. В случае, если суд примет соответствующее решение, информации о поставщике из РНП удаляется.

Таким образом, для того, чтобы не попасть в РНП, поставщикам следует соблюдать следующие условия:

1. Добросовестно исполнять свои обязательства. Нужно к каждому контракту относиться добросовестно.

2. Внимательно прочитать аукционную документацию.

3

Изучая аукционную документацию, следует обращать внимание на условия по НДС: допустимо ли работать без НДС или нет, какой процент НДС допустим. Сюда же следует относить просчет технического задания и себестоимости

4. Обжаловать решения заказчика (в случае, если это необходимо). Зачастую сами заказчики подают необоснованные жалобы в ФАС для того, чтобы не заключать контракт с неугодным поставщиком, который выиграл тендер.

5. Обязательно принимать участие в заседаниях комиссий в УФАС. Следует опираться на существующую практику ФАС по подобным делам, подкреплять все сносками на гражданское законодательство, законодательство в области закупок, аукционную документацию. В случае вынесения решения ФАС о включении поставщика в РНП, следует обратиться в суд.

Таким образом, РНП является своеобразным барьером, ограждающим государственных заказчиков от недобросовестных участников государственных закупок, обеспечивая, тем самым, реализацию основных принципов осуществления таких закупок: эффективность, результативность проведения закупочных процедур, равная, справедливая конкуренция.

Недобросовестное поведение хозяйствующих субъектов при их участии в государственных торгах не только не способствует реализации вышеуказанных принципов, но и влечет за собой необоснованное, дополнительное расходование бюджетных средств.

Негативное воздействие недобросовестного лица при проведении закупок проявляется не только в дополнительных расходах, связанных с вынужденным увеличением сроков фактического проведения закупки ввиду необходимости заключения договора/контракта с иным участником, а также и с необходимостью проведения повторной процедуры (как в настоящем случае), также и в фактическом неполучении заказчиком результатов работ/услуг/товаров в определенных объеме и сроки, на которые тот изначально рассчитывал.

Тем самым, недобросовестное поведение участников во время проведения одной закупки создает угрозу столкновения других заказчиков с аналогичными действиями таких лиц при проведении иных закупок.

Именно во избежание подобных негативных действий, в целях их предупреждения существует РНП, ведение и реализация функций которого обеспечивается антимонопольными органами посредством изучения и оценки действий участника закупки на предмет недобросовестности.

Встречаются ситуации, когда и добросовестный поставщик может оказаться в РНП из-за своей юридической неграмотности. В любом случае, все свои значимые действия по исполнению контрактов, фактическом затруднении исполнения контрактов, срыве сроков со стороны заказчиков следует фиксировать документально, для того, чтобы при возникновении судебных споров на руках были весомые доказательства своей невиновности. При этом, до участия в закупке рекомендуется позаботиться об изучении всех особенностей и оснований для включения в РНП, во избежание негативных последствий, указанных в настоящей статье.

________________________

1 Обзор судебной практики, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017.

2 Определение Верховного Суда РФ от 01.02.2018 № 303-КГ17-21571 по делу № А04-398/2017. 

3 Постановление Арбитражного суда Московского округа от 27.02.2018 № Ф05-21082/2017 по делу № А40-69514/17.

4 Решение Арбитражного суда Магаданской области от 01.12.2016 № А37-854/2015.

5 Определение Верховного Суда РФ от 30.05.2016 № 310-КГ16-556 по делу № А23-1510/2015.

6 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 29.04.2016 № 09АП-1360/2016 по делу № А40-157001/15.

7 Решение Арбитражного суда города Москвы по делу № А40-118176/2017 от 19.10.2017.

8 Решение Арбитражного Суда Камчатского края от 6 февраля 2019 г. по делу № А24-7337/2018.

9 Решение Мурманского УФАС России № 06-13/17-05.

10 Заключение Московского УФАС России от 11.07.2016 по делу № 2-19-6873/77-16.

11 Решение Арбитражного Суда Владимирской области от 9 июня 2018 г. по делу № А11-6816/2017.

12 Решение Камчатского арбитражного суда от 6 февраля 2019 г. по делу № А24-7337/2018.

6 августа 2019 г.

Порядок ведения РНП

Полномочием по ведению РНП, внесением в него какой-либо информации, удалением информации наделена непосредственно Федеральная антимонопольная служба в соответствии с частью 1 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ) и в соответствии с ч. 1 статьи 5 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), а также согласно пункту 5.3.4 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331.

Что такое реестр недобросовестных поставщиков в ЕИС?

Точного определения «реестра недобросовестных поставщиков» в законодательстве нет. Но из названия понятно, что это некий упорядоченный список исполнителей, которых в установленном законом порядке признали недобросовестными.

Целью создания такого реестра на сайте Единой информационной системы в сфере закупок (ЕИС) является пресечение дальнейшего сотрудничества с теми контрагентами, на деловую репутацию которых невозможно положиться, и из-за некачественной деятельности которых могут быть сорваны планы государственных органов и предприятий с участием государства.

Существует четкий регламент, в связи с какими обстоятельствами то или иное юридическое лицо может быть внесено в список недобросовестных компаний.

Кто попадает в РНП?

В реестры недобросовестных поставщиков по 44-ФЗ и 223-ФЗ включаются фирмы, выигравшие конкурс (тендер) на поставку товаров, либо исполнение работ/услуг, но при этом уклонившиеся от заключения соответствующих договоров.

Также включение в РПН грозит тем подрядчикам и исполнителям, с которыми расторжение заключенных договоров произведено по решению суда, а также, если имел место односторонний отказ заказчика от исполнения своей части договора из-за имеющих место существенных нарушений его условий исполнителем.

Кто ведет реестр недобросовестных поставщиков и где его найти?

Ведение реестра недобросовестных поставщиков, подрядчиков и исполнителей осуществляется Федеральной антимонопольной службой в соответствии с ФЗ от 05.04.2013г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и ФЗ от 18.07.2011 № 223-ФЗ “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц”. Официальным сайтом РНП, где публикуются названия юридических лиц, является rnp.fas.gov.ru, однако, посетитель в автоматическом режиме сразу же будет перенаправлен на соответствующую страницу сайта zakupki.gov.ru.

В соответствии с разъяснениями к Постановлению Правительства РФ от 25.11.2013г. № 1062 «О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)» реестр недобросовестных поставщиков на rnp.fas.gov.ru не публикуется в связи с непрофильностью данной информации для антимонопольного ведомства. Поэтому получается коллизия: ответственность за РНП на ФАС, а публикуются данные реестра недобросовестных поставщиков на сайте госзакупок. Впрочем, на сайте fas.gov.ru, разумеется, есть соответствующий раздел (который также содержит ссылку на сайт госзакупок).

Какая информация включается в РНП?

В реестр недобросовестных поставщиков включается информация:

  1. Полное наименование юридического лица или ФИО лица физического.
  2. ИНН недобросовестного поставщика (для иностранного лица – документ, его (ИНН) заменяющий).
  3. ФИО или же наименования юридических лиц-учредителей недобросовестного поставщика с указанием их ИНН (если же среди учредителей значится одно или несколько иностранных юридических лиц, то требуется указать их аналоги ИНН).
  4. Даты: электронного аукциона; опубликования итогов открытого конкурса, либо раскрытия итогов конкурса с ограниченным участием; раскрытия результатов двухэтапного конкурса; осуществления запроса котировок, либо запроса предложений. Это даты только тех итогов, по результатам которых произошло нарушение контрагентами последующей процедуры контрактации.
  5. Предмет договора.
  6. Цена договора.
  7. Срок исполнения договора.
  8. Фактические причины и дата расторжения договора при условии наличия судебного решения или же в том случае, если заказчик в одностороннем порядке отказался от исполнения договора.
  9. И, конечно же, дата публикации всего комплекса данной информации на сайте недобросовестных поставщиков.

Какие последствия включения в РНП?

Попадание в реестр недобросовестных поставщиков автоматически означает для компании запрет на участие в любых процедурах (будь то открытый аукцион или сбор котировок) по закупкам в интересах государственных органов. В настоящее время внесение в РНП осуществляется сроком на 2 года.

Все чаще в договорах между контрагентами (даже если оба они не имеют никакого отношения к государству) встречается требование (друг к другу) об обязательном отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков. Все больше и больше крупных (и не очень) игроков требуют от своих потенциальных контрагентов справку (декларацию) об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков для регистрации их в организованных торгах. Это говорит о востребованности РНП, как централизованной системы мониторинга деловой репутации хозяйствующих субъектов.

Реестр недобросовестных поставщиков по закону № 223-ФЗ: основные сведения

Реестр недобросовестных поставщиков (далее — РНП) — это систематизированный электронный свод данных об участниках закупок, которые зарекомендовали себя как неблагонадежные, а именно:

  • уклонились от заключения договора (в т. ч. не предоставили заказчику в надлежащий срок подписанный договор или обеспечение исполнения договора в случае, если такое требование было установлено);
  • существенно нарушили условия договора, в связи с чем эти договоры с ними были расторгнуты по решению суда.

Данное определение приведено в ч. 2 ст. 5 закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» № 223-ФЗ, далее — закон № 223-ФЗ.Ведет РНП Федеральная антимонопольная служба РФ (п. 5.3.4 постановления Правительства РФ № 331).

Найти официальный реестр недобросовестных поставщиков по закону № 223-ФЗ можно по данной ссылке. Отметим, что там же размещены сведения из РНП по закону № 44-ФЗ.

Рекомендуем! Информацию о РНП в госзакупках вы найдете в другой нашей статье — «Реестр недобросовестных поставщиков по 44-ФЗ».

Информация из РНП является общедоступной для всех пользователей и предоставляется на бесплатной основе (п. 4 ст. 5 закона № 223-ФЗ, п. 6 постановления Правительства РФ «О ведении реестра недобросовестных поставщиков…» № 1211).

Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Благодаря реестру недобросовестных поставщиков по закону № 223-ФЗ проверить потенциального поставщика легко и быстро. В дальнейшем это поможет избежать сделки с заведомо ненадежным субъектом. Кроме того, вероятность попасть в РНП стимулирует и самих участников закупки ответственнее относиться к своим обязательствам по договору, ведь заказчик имеет право установить в закупочной документации требование об отсутствии сведений об участниках закупки в РНП (п. 7 ст. 3 закона № 223-ФЗ)

При этом неважно, по какому закону — № 223-ФЗ или 44-ФЗ, — имеет значение сам факт

Какие сведения содержит РНП

РНП ведется в соответствии с утвержденной формой (см. приложение к правилам ведения РНП, утв. постановлением № 1211, далее — правила № 1211).

Так, в данном реестре в обязательном порядке отражаются:

  • номер реестровой записи и дата включения в РНП;
  • наименование уполномоченного органа, внесшего запись в РНП;
  • сведения о самом недобросовестном участнике: его название, адрес места нахождения, ИНН;
  • сведения о закупке: дата проведения, дата заключения неисполненного договора, наименование и реквизиты подтверждающего документа (например, приказ ФАС от… №…);
  • сведения о договоре: наименование закупаемых товаров, работ или услуг, код продукции по общероссийскому классификатору продукции, валюта и цена договора, срок исполнения;
  • основание для расторжения договора (например, решение арбитражного суда);
  • дата расторжения договора.

Обратите внимание! В одном РНП содержатся сведения обо всех недобросовестных поставщиках, т. е. признанных таковыми в рамках и закона № 44-ФЗ, и закона № 223-ФЗ

В какие сроки направляются сведения в реестр недобросовестных поставщиков 44-ФЗ и сколько будут рассматриваться?

I.Если участник занявший 1-ое место уклонился и не подписал контракт в связи с чем контракт был заключен с участником занявшим 2-ое место, то у заказчика есть на подготовку и отправку данных три рабочих дня, касающихся стороны не подписавшей контракт с момента подписания контракта в двухстороннем порядке все сведения, в ФАС. Переданные данные должны содержать вышеперечисленные пункты «в»-«д».
II.Если участник закупки, который участвовал в тендере, признан одним единственным участником процедуры, при этом уклонился от обязательств по подписанию контракта, то у заказчика пять рабочих дней для перенаправления в ФАС данных о таком недобросовестном участнике. Отсчет ведется начиная со дня, когда истекает срок подписания контракта. Эти данные должны содержать предусмотренные вышеперечисленными пунктами «в»-«д» перечня, для включения в реестр недобросовестных поставщиков.
III. Если условия договора были нарушены стороной выигравшей закупку, которые были признаны судом существенными и суд расторг договор на этом основании, то заказчику отведено десять рабочих дней со момента оформления и подписания решения о расторжении контракта направляет данные указанные в вышеперечисленных пунктах «а»-«з».

В каждом из пунктов есть требования о предоставлении подтверждающих и обосновывающих документов. Это либо выписки из протокола, которая должна отражать отказ победителя от контракта или из протокола о результатах закупки, либо копия решения суда, в котором содержатся сведения подтверждающие расторжение контракта, либо односторонний отказ от контракта, принятый заказчиком, с письменным разъяснением обоснованных причин такого решения.

Документы и сведения, указанные в пунктах I-III предоставляются в контролирующий орган посредством ЕИС посредством загрузки электронных документов, которые обязательно подписывается усиленной электронной подписью лица, действующего от имени заказчика. Или документов в бумажном виде с описью прилагаемых документов подписанных лицом, имеющим право действовать от имени заказчика. Опись должна отражать перечень прилагаемых к ней документов.

У ФАС есть десять рабочих с момента поступления документов на принятие решения, после рассмотрения всех предоставленных данных. Если информация была предоставлена достоверная, то запись о «недобросовестном» поставщике заносится тут же в реестр. Если в документах не будет хватать сведений или будут замечания, то заказчику необходимо уложиться в три рабочих дня, с момента направления данных заказчиком о внесении участника закупки в реестр недобросовестных поставщиков, заказчику отправляется уведомление и дается еще три дня на исправление замечаний и дополнение недостающих данных. Если информация не прошла эту проверку или заказчик не исправил замечания, то соответственно данные о таком поставщике тоже не включатся в реестр.

Некоторые заказчики пользуются возможностью включения поставщика в реестр, чтобы в дальнейшем он не принимал участия в его закупках, тем самым исключив конкурентов «нужного» поставщика или подрядчика, присвоив конкуренту метку «недобросовестный поставщик». Часто просто не принимают гарантию банка, либо не принимают продукцию и потом расторгают договор. В любом случае решение ФАС всегда можно обжаловать в суде, на это у поставщика есть три месяца.

  • 07НОЯ 2013

    Новости тендеров и госзакупок
    0
    4077

  • 25ФЕВ 2013

    Новости тендеров и госзакупок
    0
    2986

  • 17ОКТ 2016

    Тендероведение
    0
    18053

  • 04СЕН 2013

    Новости тендеров и госзакупок
    0
    2920

  • 01НОЯ 2012

    Новости тендеров и госзакупок
    1
    3769

  • 02НОЯ 2012

    Новости тендеров и госзакупок
    0
    2866

Как сведения попадают в Реестр

Процесс включения в РНП таков:

  1. Заказчик передает сведения о поставщике.
  2. ФАС рассматривает документы и решает, включать ли поставщика в РПН.
  3. Поставщик (при желании) обжалует решение антимонопольного органа в суде.

Заказчик передает сведения. Нужно понимать, что при наступлении соответствующих обстоятельств заказчик обязан направить сведения о поставщике в РНП — он это делает не по своей воле. На это дается 3 рабочих дня, в противном случае к заказчику будут применены меры административной ответственности.

ФАС рассматривает дело. На это антимонопольному органу отводится 10 дней. Поставщик имеет право участвовать в процессе рассмотрения и защищаться. К этому придется подготовиться:

  1. Собрать документы и сведения, подтверждающие неумышленный характер нарушения. Например, скрины обращения в службу поддержки ЭТП или к интернет-провайдеру по поводу технических неполадок.
  2. Собрать доказательства того, что было предпринято все возможное, чтобы подписать контракт (например, обращение в банк или к брокеру за гарантией) или исполнить обязательства.
  3. Подготовить аргументы для убеждения комиссии ФАС в желании исполнить контракт и своей добросовестности.
  4. Оформить возражение на жалобу и перечислить в нем все указанные выше обстоятельства.

Орган ФАС рассмотрит причины нарушения и решит, были ли они уважительными. В зависимости от этого поставщика внесут или не внесут в РНП.

В практике есть примеры таких уважительных причин:

  • письмо с уведомлением о получении контракта попало в папку «Спам»;
  • вышел из строя компьютер, с которого должен быть подписан контракт;
  • на ЭТП произошел сбой.

А вот эти причины не были признаны уважительными:

  • победитель закупки был госпитализирован;
  • у поставщика менялся директор;
  • в офисе не было интернета.

В случае вынесения ФАС решения в пользу поставщика контракт будет заключен. В противном случае сведения о компании или ИП в течение 3 рабочих дней будут внесены в РНП.

Обжалование в суде. Обращаться ли в суд для обжалования, решает поставщик. Стоит учесть, что при наличии формальных оснований есть неплохие шансы на победу. Под формальными основаниями понимается, например, неперечисление обеспечения в срок из-за длительных праздничных дней, в течение которых банк не осуществлял операции.

При неблагоприятном исходе участник закупки попадает в РНП на 2 года. Контракты при этом заключать он не сможет.

Учитывайте факторы, действующие в отношении поставок из-за рубежа

Если вы заняты поставками импортных товаров, вам необходимо знать действующие в отношении них риски.

  • Прежде всего, в условиях национального режима со стороны заказчика может быть задействован запрет на поставку товара из-за рубежа. Следовательно, заявка, предусматривающая поставку импортного товара, будет отклонена.
  • Необходимо учесть и возможность форс-мажора. В отношении импортных поставок это может выразиться в закрытии по тем или иным причинам границ. Самый «свежий» в этом отношении пример – пандемия. Закрытие границы приведёт к невозможности исполнения контракта, связанного с поставками иностранного товара.
  • Повлиять на исполнение контракта может и изменение курса нацвалюты, которое приведёт к невозможности закупки зарубежного товара по запланированной цене. Несмотря на падение курса национальный валюты, контракт придется исполнять по заложенным в нем ценам, а это чревато снижением прибыли или даже прямыми убытками.

Некоторые нюансы

Важно помнить, что действующая редакция Гражданского кодекса обязывает заказчика до обращения в суд предпринять попытку урегулировать разногласия с исполнителем в досудебном порядке. И только при невозможности такого урегулирования заказчик может обращаться в суд

Обратите внимание, что если суд расторгает договор, то срок для обращения в ФАС отсчитывается с наступления даты такого расторжения

Также стоит не упустить из виду тот факт, что в рамках закона № 44-ФЗ сроки для обращения в ФАС по поводу недобросовестности поставщика установлены в рабочих днях. А вот в рамках закона № 223-ФЗ в случае с судебным решением также фигурируют рабочие дни, тогда как при уклонении поставщика от заключения договора срок обращения в ФАС исчисляется в календарных днях.

Уделяйте внимание преимуществам и ограничениям, действующим в закупках

Изучение документации закупок на предмет ограничений и преимуществ позволяет определить перспективность участия в закупках. Иногда закупки ограничиваются только субъектами МСП (малого и среднего предпринимательства) и СОНКО (социально ориентированными некоммерческими организациями). Преимущества имеют место при национальном режиме, когда приоритет отдаётся продукции российских производителей.

Если закупки организуются на общих основаниях, то преимущества возникают для малого бизнеса, поскольку законодательством для них предусмотрены льготы.
Особого внимания заслуживают сроки выполнения контракта. Необходимо, чтобы они были достаточно свободными. В противном случае на одну только поставку товаров может быть потрачена большая часть контрактного времени.

Все нюансы исполнения контракта необходимо соотносить со своими возможностями, «примерять» их на себя. Дотошность и скрупулезность здесь никогда не бывают чрезмерными. Если контракт окажется заключённым, обратной дороги уже не будет, и при его неисполнении риск попадания в реестр недобросовестных плательщиков станет велик.

Оспаривание решения Антимонопольного органа: исключение из реестра недобросовестных поставщиков.

Включение в РНП является санкцией за недобросовестное поведение лица, которое заключается в умышленном совершении противоправных действий (бездействия) в противоречие требованиям законодательства о размещении заказов, приведших к невозможности заключения контракта и нарушающих права заказчика относительно условий и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств.

Одним из последствий включения может быть ограничение прав лица на участие в размещениях государственного и муниципального заказа. РНП является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков). Основанием для включения в РНП является решение УФАС о включении в РНП.

В юридическую обратилась организация (далее по тексту – Клиент, Общество, Истец) по вопросу исключения из Реестра недобросовестных поставщиков.

Обстоятельства включения сведений о Клиенте в РНП, изложены ниже:

На сайте www.zakupki.gov.ru размещен заказ путем проведения открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на комплексное обеспечение продуктами питания. В соответствии с протоколом подведения итогов открытого аукциона в электронной форме победителем торгов признан наш Клиент. Проект государственного контракта направлен заказчиком нашему Клиенту посредством оператора электронной площадки 15.05.2013. В нарушение требований части 4 статьи 41.12 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 94-ФЗ) по состоянию на 20.05.2013 года Клиент не представил заказчику посредством оператора электронной площадки подписанный государственный контракт, а также документ об обеспечении исполнения государственного контракта, в связи с чем заказчиком 21.05.2013 опубликован протокол об отказе от заключения контракта. 06.06.2013 года заказчиком представлены в Управление ФАС сведения в отношении Клиента, которые были включены в реестр недобросовестных поставщиков сроком на 2 года.

Обращаясь в Арбитражный суд с заявлением об оспаривании решения Управления ФАС о включении в РНП, мы исходили из следующего:

Решение антимонопольного органа нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, так как включение в реестр недобросовестных поставщиков влечет невозможность участия Истца в размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

Клиент принял все зависящим от него меря для заключения государственного контракта. В связи с предстоящим заключением контракта с Заказчиком произведен осмотр объекта, велась активная переписка по оформлению договора; заказчику для согласования предоставлялся проект банковской гарантии и спецификации к государственному контракту, оплачена банковская гарантия. В поведении Клиента отсутствуют такие признаки недобросовестности, как злоупотребление и умышленность. Общество никогда не уклонялось от заключения государственных (муниципальных) контрактов. Так в период с апреля 2013 года по июнь 2013 года включительно Общество заключило несколько государственных (муниципальных) контракта, которые надлежащим образом исполняются в настоящее время.

Арбитражный суд, исследовав все обстоятельства дела, встал на нашу сторону, указав, что включение общества в реестр недобросовестных поставщиков в данном случае не может рассматриваться в качестве необходимой меры ответственности и является несоразмерным характеру допущенного нарушения. Кроме того, в поведении нашего Клиента Арбитражный суд не усмотрел признаков недобросовестности.

Решением Арбитражного суда сведения о нашем Клиенте исключены из РНП.

Исключение из реестра недобросовестных поставщиков по закону № 223-ФЗ

Поставщик может быть исключен из реестра недобросовестных поставщиков — закон № 223-ФЗ устанавливает для этого следующие основания:

  • Истечение 2 лет с момента внесения поставщика в РНП (ч. 5 ст. 5 закона № 223-ФЗ, п. 10 правил № 1211). Аннулирование соответствующей информации в реестре недобросовестных поставщиков закон № 223-ФЗ предписывает уполномоченному органу выполнить автоматически, т. е. дополнительное обращение со стороны поставщика не потребуется.
  • Вынесение судом решения об исключении записи о поставщике из РНП.

На практике встречаются ситуации, когда ФАС нарушает сроки внесения сведений о поставщике в РНП. В этом случае поставщик числится в РНП дольше, чем должен бы, что влечет дополнительные негативные последствия для него. В этом случае, если поставщик решит оспорить действия ФАС в суде, ему стоит четко формулировать требования в соответствии с преследуемыми целями. Так, удовлетворение требования признать такие действия ФАС незаконными само по себе не может привести к восстановлению тех прав и интересов, которые поставщик считает нарушенными (см. постановление 9-го ААС от 29.03.2019 по делу № А40-221579/18). Истцу следовало бы требовать непосредственно исправления даты внесения в РНП в соответствии с законом и исключения из РНП в соответствии с фактическими датами (например, решение АС г. Москвы от 20.06.2017 по делу № А40- 63700/17-121-583).

***

Итак, в законе № 223-ФЗ официальный реестр недобросовестных поставщиков рассматривается и как санкция за ненадлежащее исполнение договора поставщиком, и как инструмент для минимизации риска недобросовестных действий со стороны поставщиков. Ведением данного реестра занимается ФАС РФ. Сведения из РНП являются общедоступными и бесплатными для любого интернет-пользователя. Включение в реестр недобросовестных поставщиков по закону № 223-ФЗ происходит по инициативе заказчиков.

Изучите особенности отрасли, в которой ведёте бизнес

Детальное изучение отрасли, в которой вы работаете, позволит оценить перспективу участия в закупках и, возможно, подтолкнёт к занятию другим бизнесом. Например, если вы занимаетесь поставкой тех или иных строительных материалов, и анализ показывает, что их продажа в регионе идёт не очень успешно, возможно, вам следует вместе с их поставкой заняться и строительством объектов с использованием этих материалов.

Или другой вариант – расширить сферу своей деятельность на соседние регионы, где использование этого материала идет более активно.

Если у вас не хватает средств для того, чтобы участвовать в торгах самостоятельно, полезным может оказаться субподряд – участие в закупках в кооперации с другим поставщиком.
Одним словом, изучение отрасли, в которой вы работаете, позволит проанализировать свою деятельность, избрать наилучший способ развития бизнеса и избежать попадания в РНП.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector