Сравнение смен в школе
Содержание:
- Сколько времени можно потратить на домашнее задание по СанПин?
- Приоритеты расписания
- 36 часов в неделю или ненормированный день?
- Заявление в школу, что ребенок сам будет ходить домой
- Расписание звонков в первом классе
- Как учиться?
- Что такое методический день у учителя?
- Преимущества обучения во вторую смену
- Вечернее обучение – залог проблем
- Требования СанПиН, которым должно соответствовать расписание
- Сменой единой
- Требования к организации учебного процесса
- «Педагогу нельзя работать больше 36 часов»
- Массовая стройка – решение проблем
- Временные рамки
- Расписание звонков в школе с 8.30
- Требования ГОСТ 30494-2011:
- Как родителям отстаивать права своих детей
- Изменения, которые надо отразить в расписании
- Как оценивается расписание и участвуют ли в этом родители?
- Золотая середина
Сколько времени можно потратить на домашнее задание по СанПин?
По п. 10.10 в первом классе отсутствует бальная система оценки знаний. Учителя могут писать «удовлетворительно, хорошо, отлично» или заменять на систему поощрительных наклеек.
Хотя эти нормативы, безусловно, примерные. Все зависит от психофизических особенностей ребенка, его стремления к знаниям.
Желания выполнять уроки, от собранности или склонности к постоянным отвлечениям.
По СанПин не допускаются объемы, которые заставляют ребенка сидеть весь день и вечер, а тем более – ночь.
Это отражается на его психическом и физическом самочувствии, он быстро утомляется, развиваются иммунные дисфункции, организм плохо сопротивляется заболеваниям.
Приоритеты расписания
Прежде чем составлять расписание, необходимо учитывать, что ребенок – это не робот, который должен только учиться. У него могут быть свои потребности, интересы и, более того, свой биологический ритм, способности и наклонности
В первую очередь, при составлении расписания стоит обращать внимание на такие вещи, как:
Здоровое питание. В понимание этого входит не только разнообразие, и польза пищи, но и время для ее приема – не менее получаса в домашних условиях.
Сон и отдых. Время, отведенное для сна, нельзя сокращать в пользу уроков.
Прогулки на свежем воздухе. Ученые уже давно со всех сторон изучили влияние прогулок на улучшение запоминания материала
Родителям, дети которых учатся во вторую смену, важно следить за количеством времени, которое ученики проводят на свежем воздухе.
Учеба. В какую бы смену не учился ученик, не стоит нагружать его дополнительными занятиями сверх меры
Вне всяких сомнений, знания важны, но стоит усвоить одну беспрекословную истину – знания, полученные «из-под палки», никогда не принесут пользы. Они забудутся, как только станут ненужными (после контрольных или экзаменов).
36 часов в неделю или ненормированный день?
Заглянув в свою должностную инструкцию учителя, я видела в графе «Продолжительность рабочего времени» — 36 часов в неделю. Что входит в эти часы?
— ваша ставка (сколько уроков вы даете – должно быть не менее 18 часов);
— «другая часть педагогической работы» — проверка тетрадей, консультации, исправление оценок, работа с учениками, родительские собрания, дежурства в школе, участие в педсоветах, школьных мероприятиях и т.д. и не забудем про самую сложную часть (так как она творческая) – подготовка уроков.
Согласно вышеупомянутому приказу №536, ч. II, п. 2.1.
То есть, если ваша ставка 18 часов, то вся остальная педагогическая работа должна уложиться в остальные 18 часов. Но это идеал. В условиях, когда современный учитель вынужден отрабатывать 27, 30, а то и все 36 часов только в уроках, его рабочий день превращается в ненормированный.
Почему учитель работает 36 часов в и более в неделю:
1) Как примерно сказал на одной из конференций с журналистами В.В. Путин «С одной ставкой жить не на что, с двумя – некогда».
Учителя часто вынуждены брать гораздо больше положенных 18 часов, чтобы просто выжить. К сожалению, часто это плохо влияет на качество даваемых знаний.
2) Политика администрации школы.
Некоторые завучи или директора считают, что раз они всю свою жизнь посвящают школе, то и другие работники должны делать то же самое. И, как нарочно, не берут других учителей на свободные ставки, загружая до полного предела работающих. В одной школе моего города завуч считает нормальным загружать даже только пришедших учителей нагрузкой в 36 часов с классным руководством. Какие знания получат дети и какое здоровье будет у этих учителей, думаю, озвучивать не обязательно, и так понятно.
Заявление в школу, что ребенок сам будет ходить домой
Больше всего сложностей возникает, если введена вторая смена в начальной школе. Законно ли это в 2021 году? Этот вопрос интересует многих родителей. На федеральном уровне нет закона, который бы запрещал детям самостоятельно без присмотра взрослых передвигаться по улицам или находиться одному дома. Ответственность за его жизнь несут законные представители. Они будут отвечать за оставление ребенка в опасности (ст. 125 УК РФ).
Теоретически ребёнок 8-9 лет вполне может добраться до школы, если установлена вторая смена во 2-3 классе. Если родители уверены в своём ребёнке, живут в безопасном районе, школа находится рядом с домом, то такой вариант будет единственным выходом из сложившейся ситуации. Однако в мегаполисах (например, в Москве и в Санкт-Петербурге) это практически невыполнимо. Например, школа может находиться не в шаговой доступности, необходимо пользоваться общественным транспортом. При этом именно в Москве, Северной столице и других крупнейших городах острее всего стоит вопрос со второй сменой из-за роста рождаемости и миграционных процессов.
Как правило, в школах просят указывать сведения о тех, кто будет забирать ребёнка из школы. Родители сообщают Ф.И.О. совершеннолетнего и прилагают копию его паспорта. Если ребёнок уходит один или с несовершеннолетним братом или сестрой, то на имя директора школы пишут заявление о том, что ребёнок будет уходить из школы самостоятельно. В заявлении указывают примерный маршрут школьника. В обязательном порядке родители подтверждают, что ответственность за жизнь и здоровье ребёнка в этом случае, они берут на себя. Таким образом, образовательное учреждение не несёт ответственность за жизнь детей после окончания уроков. Тем более, школу не интересует, кто приводит ребёнка на занятия (только кто забирает). Поэтому данную проблему родителям приходится решать самостоятельно.
До тех пор, пока в школах не произошла ликвидация второй смены, родителям придётся самостоятельно бороться за права своих детей. С письменными обращениями следует обращаться к администрации школы, даже если в их действиях нет нарушения СанПиН. Аргументами для отмены второй смены могут выступать:
- невозможность продолжения определённых занятий;
- проблемы с посещением ребёнком учебного заведения (некому отвести, забрать и т.д.).
Конечно, претензии родителей не подкреплены на законодательном уровне. Решение директор будет принимать единолично. Даже если решение будут не в пользу родителей, то, по крайней мере, руководство будет в курсе позиции родителей конкретного класса. Не все знают, могут ли детей заставить учиться во вторую смену второй год подряд. В СанПиН нет ограничений относительно данной ситуации, поэтому один и тот же класс может учиться во вторую смену год за годом. Чтобы этого не получилось, необходимо сразу подставить директора в известность о своей позиции. Это единственный способ избежать учёбы во вторую смену на протяжении нескольких лет.
Помощь юристов:
Бесплатно по России: 8 800 301-82-97
Уважаемые читатели!Горячая линия бесплатной юридической помощи работает для вас 24 часа в сутки!
Расписание звонков в первом классе
От того, какова продолжительность уроков в первом классе, зависит и расписание школьных звонков. Эта информация особенно важна для родителей, желающих контролировать дисциплину и режим дня ребенка. Телефонный звонок лучше сделать на перемене, чем беспокоить ученика во время учебного процесса.
На первое полугодие
Школам рекомендовано устанавливать такое расписание на первое полугодие:
Урок |
Время |
Перемена |
Назначение |
1 |
8.00 — 8.35 |
20 минут |
посещение столовой |
2 |
8.55 — 9.30 |
20 минут |
динамическая пауза |
3 |
10.10 – 10.45 |
10 минут |
обычная перемена |
4 |
10.55 – 11.30 |
10 минут |
обычная перемена |
5 |
11.45 – 12.15 |
Для безболезненной адаптации введены определенные правила организации учебного процесса
Где купить дешевле одежду для школы?
Выгоднее всего покупать такие вещи по оптовым ценам. Большой выбор стильной и качественной школьной одежды на совместных покупках.
На второе полугодие
Во втором полугодии расписание школьных звонков немного отличается о первого полугодия:
Урок |
Время |
Перемена |
Назначение |
1 |
8.00 — 8.45 |
20 минут |
перемена |
2 |
9.05 — 9.50 |
10 минут |
динамическая пауза |
3 |
10.30 – 11.15 |
10 минут |
обычная перемена |
4 |
11.25 – 12.10 |
10 минут |
обычная перемена |
5 |
12.20 – 13.05 |
Перемены на питание могут чередоваться, если в школе имеется несколько первых классов.
Как учиться?
Еще один вопрос, который стоит рассмотреть, — это время, когда лучше всего делать уроки учащимся второй смены. Бытует мнение, что не стоит делать домашние уроки, вернувшись со второй смены. Вот только задание заданию рознь. В особенности это касается учеников средней и старшей школы. Например, учить стихотворения наизусть лучше вечером, также в это время нужно делать все самые сложные задания или хотя бы часть из них.
Наутро лучше оставить письменные упражнения, переводы и повторение пройденного материала. Такие задания намного проще, они не требуют больших умственных и энергетических затрат. Кроме того, небольшая мозговая активность с утра поможет настроиться на рабочий лад. Если же перед началом занятий загрузить ребенка всеми невыученными материалами, то когда придет время уроков, он уже будет слишком уставшим, чтобы запоминать новый материал.
Поэтому для учеников второй смены намного лучше делать вечером сложные задания, оставляя на утро только самые простые упражнения. В крайнем случае, с вечера необходимо подготовиться к выполнению заданий: найти материалы или подготовить черновые варианты решенных упражнений.
Вторая смена в школе, учиться после обеда – это еще не конец света. Хотя, если послушать отзывы родителей, то учеба во второй половине дня представляется для них настоящей катастрофой. Действительно, в этом мире большинство организаций играют по правилам «жаворонков», невольным «совам» второй смены приходится несколько ущемлять свои потребности
Но так ли это на самом деле? Неважно, в какой смене учится ученик: первой или второй, и у тех, и у других в сутках 24 часа, главное — научится правильно ими пользоваться. Поэтому очень важно составить хороший распорядок дня и следовать ему
А слухи о том, что ученики второй смены лишены возможности посещать кружки – сплошная нелепость. Подобное говорят только те, кто никогда не искал соответствующих внешкольных заведений. Вторая смена — это вовсе не преграда на пути к получению хорошего образования, а скорее препятствие, которое некоторым даже нравится. Так что, при правильном подходе учеба во вторую смену легко может превратиться в самые приятные воспоминания о школьной жизни.
Что такое методический день у учителя?
В этот день учитель не ведёт свои уроки (хотя вполне может заменить другого педагога, болеющего или уехавшего). Вот и всё, чем отличается этот день от других рабочих.
К большому сожалению для учителей, отсутствие своих уроков в расписании не означает, что вы не обязаны находиться на работе. Вас имеют право вызвать на замену, на проведение мероприятий и т.д. и вы не вправе отказать. Методический день – не выходной день.
Проверяйте тетради, готовьте уроки, посетите врача или сделайте другие школьные дела, на которые в обычные дни у вас нет времени и сил.
Хотя, если вас никуда не привлекли и не ждут в школе, вы в принципе можете остаться дома и заниматься своими делами даже в методический день. Я так и делала, когда меня никуда не «припахивали», главное не качать права, что вас куда-то зовут, а у вас «методический день», будете не правы.
Что об этом говорится в приказе министерства образования и науки (п. 2.4.)
Преимущества обучения во вторую смену
Но несмотря на очевидные недостатки, во второй смене есть и свои преимущества
Самое явное — ребенок наконец-то будет высыпаться! А это очень важно в холодное время года, когда организму требуется больше сна, а вставать рано утром, когда еще темно, очень трудно. Учащиеся после обеда более собраны и бодры, чем те, кто не выспался и сидит на уроках в полудреме
И, кстати, замечено, что дети, которые учатся во вторую смену, болеют меньше тех, кто ходит в школу в первой половине дня.
Есть еще одно преимущество: большинство людей устроены так, что соображают лучше всего утром. А значит, ребенок, делая уроки по утрам, сделает их быстрее и качественнее.
Школьники, которые учатся во вторую смену, чаще более организованы и дисциплинированы, потому что они вынуждены находиться большую часть дня без присмотра и контроля родителей.
Таким образом, учебу во вторую смену можно и нужно воспринимать просто как смену режима. У него есть и свои достоинства, и свои недостатки. Нужно просто приспособиться, как и к любым другим переменам в жизни. И не забудьте, что учеба во вторую смену — это временное явление. Так что если вам не слишком удобно, этот период через какое-то время закончится. Но послужит полезным опытом.
Вечернее обучение – залог проблем
Сдвиг обучения на вечернее время неизбежно ведет к нарушению режима, сокращению времени его сна и отдыха. В результате у детей отмечаются большая утомляемость, нервно-психические нарушения, иммунные и гормональные дисфункции.
Вместе с тем, федеральная программа создания новых мест в общеобразовательных организациях до 2025 года, подготовленная Министерством образования и науки, свидетельствует о том, что занятия в школах во вторую и третью смену могут быть отменены только не ранее чем через 10 лет.
По оценкам ведомства, при существующей инфраструктуре с учетом демографического прогноза увеличится вторая смена, а третья может появиться еще в семи регионах: Краснодарском крае, Ханты-Мансийском округе, республиках Тыва и Северная Осетия, а также в Иркутской, Тюменской и Калининградской областях.
Требования СанПиН, которым должно соответствовать расписание
Чтобы убедиться, что ваше расписание учитывает все требования СанПиН 2.4.2.2821–10, обратите внимание на то, когда начинаются занятия и какой перерыв предусмотрели между сменами. Также нужно уточнить, равномерно ли распределили учебные предметы в течение недели
Начало занятий
Начинать учебные занятия нужно не раньше восьми часов (п. 10.4). Пример расписания звонков, которое соответствует СанПиН, смотрите в таблице.
Расписание звонков
Смены
Нельзя проводить занятия в три смены. Между первой и второй должен быть перерыв не менее 30 минут (п. 10.13). Уроки 1-х, 5-х, выпускных 9-х и 11-х классов и классов компенсирующего обучения нужно проводить в первую смену.
На заметку
СанПиН рекомендует включить в расписание как минимум три часа физической культуры в неделю. Но сделать это можно как в урочной, так и во внеурочной форме. Заменять уроки физической культуры другими предметами нельзя (п. 10.20 СанПиН 2.4.2.2821–10)
Нагрузка
Учебную нагрузку в течение учебной недели СанПиН обязывает распределить равномерно (п. 10.6). Для этого необходимо учесть дневную и недельную умственную работоспособность учеников и шкалу трудности учебных предметов. Смотрите шкалы трудности учебных предметов для 1-4-х, 5-9-х и 10-х, 11-х классов >>. На вторник и среду, когда уровень умственной работоспособности учеников максимальный, в расписании должны стоять предметы с наивысшим баллом по шкале трудности. Например, химия, геометрия, алгебра, физика в 7-х классах. Другой вариант – поставить в середине недели предметы со средним и наименьшим баллом, но в большем количестве, чем в остальные дни недели.
Облегченные дни
Пятница или четверг должны быть облегченными днями (п. 10.11). На них нужно планировать минимум предметов с высокими баллами по шкале трудности. Например, пятиклассникам на эти дни можно поставить ОБЖ, экологию, музыку, физкультуру.
СанПиН запрещает ставить на один день предметы, которые требуют больших затрат времени на домашнюю подготовку. Например, русский язык, математику, историю.
Физкультура
Не допускайте, чтобы в расписании после физической культуры стояли уроки с письменными заданиями и контрольными работами. Физкультура должна быть одним из последних уроков.
Сменой единой
Еще летом прошлого года глава Минобрнауки РФ Дмитрий Ливанов заявил, что проблема второй смены в школах России остается на повестке дня, ее решить можно только строительством новых школ.
«Обучение в школе должно быть в одну смену, и это зафиксировано в федеральных стандартах. Но, к сожалению, у нас 25% наших школ работает в две смены, и есть даже 80 школ, которые работают в три смены», – сказал министр.
По словам господина Ливанова, перед властями стоит задача сделать так, чтобы все школы работали в одну смену. Только в этом случае появятся возможность дать детям доступ к дополнительному образованию.
Министр образования считает, что школ, работающих в три смены, в нашей стране не должно быть в принципе, а количество школ, работающих в две смены, надо значительно сократить. Для этого нужно заниматься не только модернизацией и обновлением уже существующих школ, но и выделять средства на строительство новых школьных зданий.
Регионы не справляются в одну смену
В Свердловской области в настоящее время во вторую смену обучаются школьники каждого третьего общеобразовательного учреждения, что, как и во всей стране, связано с нехваткой мест в школах.
В решении проблемы может помочь участие в федеральной программе субсидирования регионов по строительству новых школ, которая начнет действовать в РФ с 1 января 2016 года. Пока на территории страны действует лишь программа модернизации дошкольного образования, в рамках которой по всей стране ведется строительство новых детских садов.
Ранее пресс-служба правительства Свердловской области сообщала, что регион намерен участвовать в новой федеральной программе, ведь 70% финансирования данной программы берет на себя федерация, остальная часть финансируется из регионального бюджета.
Согласно данным открытых источников, на конец учебного года 2014-2015 в регионе во вторую смену училось порядка 15% школьников. Отменить вторую смену областное правительство рассчитывает уже к 2018 году.
Требования к организации учебного процесса
Обновленные требования СанПиН к школьному расписанию в 2020 году рекомендуют в построении учебного процесса учитывать физическое состояние детей, зависящее от дня недели и времени суток:
- учащимся младшей школы основные предметы должны проводить на вторых-третьих уроках, учащимся средней школы и старшеклассникам на 2, 3, 4 уроках;
- наибольший объем учебной нагрузки рекомендуют устанавливать на вторник и среду, в эти дни ставят самые трудные предметы или менее трудные предметы, но в большем количестве, чем в остальные дни недели;
- вводить изучение нового материала, проводить контрольные рекомендуют на 2-4 уроках в середине учебной недели;
- не рекомендуют в один день ставить в школьное расписание предметы, которые потребуют больших временных затрат при выполнении домашней работы.
«Педагогу нельзя работать больше 36 часов»
Педагогическим работникам установили сокращенную продолжительность рабочего времени – максимум 36 часов в неделю (ч. 1 ст. 333 ТК). Но поскольку рабочее время учителей включает ненормируемую часть, они фактически могут работать больше. Причем в какие-то дни рабочее время педагога может превышать количество уроков, а в какие-то – равняться им.
Если педагог работает по совместительству, его рабочее время также может фактически – по основной работе и по совместительству -превышать 36 часов (ст. 60.1, 282, 284 ТК). Это касается и внешнего совместительства – когда ваш учитель трудится еще и у другого работодателя, и внутреннего – когда он совмещает несколько должностей в вашей школе. Рабочее время для совместителя рассчитывают по отдельности – для основной и дополнительной работы. Еще один случай, когда педагог может работать больше часов, – сверхурочка. Если причины, по которым вы привлекаете учителя к такой работе, не связаны с катастрофами и авариями, то вам понадобится письменное согласие работника.
Что грозит
Директора могут оштрафовать на 5 тыс. руб., а школу – на 80 тыс. руб., если учитель переработает по совместительству больше 18 часов в неделю (ч. 1 ст. 5.27 КоАП)
Памятка для педагогов «Из чего состоит ваше рабочее время
Специальные предложения:
1. Экспресс-обучение для тех, кто не любит ждать! Скидка 20% на программы профессиональной переподготовки за 1 месяц и повышения квалификации от 3 дней.
2. На коллективные заявки на обучение по программам профессиональной переподготовки и повышения квалификации (не участвующих в акциях) предоставляются скидки до 30% на стоимость обучения.
Бонус! Обучение может стать не только полезным, но и приятным, так как действует специальное предложение для пенсионеров, студентов и женщин, находящихся в декретном отпуске — дополнительная скидка 5% на все ПП и ПК!
Материал из Справочной системы «Образование»
Массовая стройка – решение проблем
Как уже выше говорилось, задача по ликвидации «сменной» системы в школах будет решаться строительством новых учебных заведений. В Екатеринбурге этому будет способствовать, в том числе, и комплексное освоение территорий – развитие существующих микрорайонов и строительство новых.
В частности, к 2020 году в городе планируется сдача двух школ в строящемся районе «Академический» и образовательный центр в новом микрорайоне Мичуринский. Кроме этого, запланирована реконструкция 10 существующих школ и строительство порядка 8 новых.
Между тем, педиатры утверждают, что обучение детей во вторую смену вредит здоровью. В частности, по их мнению, такой график обучения грозит переутомлением и тормозит развитие ребенка, так как вместо положенного дневного отдыха ребенок идет на учебу. Вместе с приготовлением домашних заданий рабочий день современного школьника составляет 9-10 часов в начальной школе, 10-12 часов – в основной и 13-15 часов – в средней.
Временные рамки
Родители нередко задаются вопросом о том, во сколько начинается вторая смена в школе. Трудно ответить однозначно. Здесь многое зависит от того, на сколько приходят учащиеся первой смены и как долго длятся перемены. Немаловажную роль играет факт: после какого класса занимают кабинет учащиеся второй смены. К примеру, у первоклассников 3 или 4 урока, так что вторая смена может приходить уже к 12 часам и занимать кабинет.
Намного проще будет рассмотреть на примере среднестатистического учебного заведения: во сколько вторая смена в школе начинается. Если предположить, что первая смена приходит к 8 часам утра, перемены между уроками не слишком длительные, у первой смены шесть уроков в день, то получим следующие данные:
Урок |
Начало |
Окончание |
Перемена |
1-й урок |
08:00 |
08:45 |
00:10 |
2-й урок |
08:55 |
09:40 |
00:10 |
3-й урок |
09:50 |
10:35 |
00:25 (большая перемена) |
4-й урок |
11:00 |
11:45 |
00:10 |
5-й урок |
11:55 |
12:40 |
00:10 |
6-й урок |
12:50 |
13:35 |
00:20 (приход второй смены) |
Таким образом, получается 13:55, вот со скольки вторая смена в школе начинается чаще всего. В основном между первыми и вторыми сменами делают перерыв на 25 минут, чтобы учащиеся второй половины дня начинали заниматься ровно в 14:00. Если же в расписании учащихся первой смены предусмотрено 5 уроков в день, то начало второй смены смещается на час, то есть на 13:00.
Расписание звонков в школе с 8.30
Вероятно, самым привычным для родителей является школьное расписание с 8.30. Уроки у школьников 5-7 классов в этом случае завершатся около 15.00. Расписание перемен в школе с 8.30 стандартное: перемены по 10 минут между первой и последней парой уроков, увеличенные до 15 минут к середине дня, а также одна или две большие 20-минутные перемены для обеда. В таблице ниже приведен вариант с двумя большими переменами. Если одну из них в школе решат сделать стандартной (например, при небольшом количестве учеников, которые могут пообедать на одной перемене), уроки закончатся еще раньше.
1 урок | 8.30-9.15 |
2 урок | 9.25-10.10 |
3 урок | 10.30-11.15 |
4 урок | 11.35-12.20 |
5 урок | 12.35-13.20 |
6 урок | 13.30-14.15 |
7 урок | 14.25-15.10 |
Требования ГОСТ 30494-2011:
Особых требования для зданий школ в данном ГОСТ 30494 нет, но есть общие требования для общественных и административных зданий.
Согласно п.4.4 и таблице 3 ГОСТ 30494-2011 оптимальная и допустимая нормативная температура воздуха в обслуживаемой зоне общественных и административных зданий должна лежать в пределах:
В холодный период года:
- помещения 1-й категории (помещения, в которых люди в положении лежа или сидя находятся в состоянии покоя и отдыха): оптимальная 20-22°С, допустимая 18-24°С;
- помещения 2-й категории (помещения, в которых люди заняты умственным трудом, учебой): оптимальная 19-21°С, допустимая 18-23°С;
- помещения 3а категории (помещения с массовым пребыванием людей, в которых люди находятся преимущественно в положении сидя без уличной одежды): оптимальная 20-21°С, допустимая 19-23°С;
- помещения 3б категории (помещения с массовым пребыванием людей, в которых люди находятся преимущественно в положении сидя в уличной одежде): оптимальная 14-16°С, допустимая 12-17°С;
- помещения 3в категории (помещения с массовым пребыванием людей, в которых люди находятся преимущественно в положении стоя без уличной одежды): оптимальная 18-20°С, допустимая 16-22°С;
- помещения 4-й категории (помещения для занятий подвижными видами спорта): оптимальная 17-19°С, допустимая 15-21°С;
- помещения 5-й категории (помещения, в которых люди находятся в полураздетом виде (раздевалки, процедурные кабинеты, кабинеты врачей и т.п.)): оптимальная 20-22°С, допустимая 20-24°С;
- помещения 6-й категории (помещения с временным пребыванием людей (вестибюли, гардеробные, коридоры, лестницы, санузлы, курительные, кладовые)): оптимальная 16-18°С, допустимая 14-20°С;
- Ванные, душевые: оптимальная 24-26°С, допустимая 18-28°С;
В теплый период года:
Помещения с постоянным пребыванием людей (помещение, в котором люди находятся не менее 2 ч непрерывно или 6 ч суммарно в течение суток): оптимальная 23-25°С, допустимая 18-28°С.
Согласно п.4.6 при обеспечении показателей микроклимата в различных точках обслуживаемой зоны допускается перепад температуры воздуха не более 2°С для оптимальных показателей и 3°С — для допустимых.
В соответствии с п.4.7 в общественных зданиях согласно нормативно-техническим документам (СП 60.13330.2016 Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха. Актуализированная редакция СНиП 41-01-2003) в холодный период года в нерабочее время допускается снижать показатели микроклимата, принимая температуру воздуха ниже нормируемой, но не ниже:
12°С — в помещениях общественных, административных и бытовых.
Нормируемая температура должна быть обеспечена к началу использования.
Как родителям отстаивать права своих детей
Если родители видят, что в отношении детей происходит нарушение норм СанПиН (например, установлена вторая смена в 1 классе или в классе с адаптивной программой), то необходимо обращаться в Отделы образования и в Роспотребнадзор. В этом случае есть большая вероятность того, что школу обяжут изменить расписание.
Что делать родителям, если, например, установлена вторая смена в 3 классе общеобразовательной школы? Нарушений СанПиН в этом случае нет, но часто родителей такое расписание не устраивает по многим причинам. Рассмотрим основные из них.
При обучении во вторую смену школьника также можно оставить на продленке и забрать вечером. Намного, сложнее решить проблему – как ребёнок доберётся до школы в середине дня.
Изменения, которые надо отразить в расписании
Не утверждайте расписание, пока не убедитесь, что в нем есть новые обязательные предметы – родной язык и родная литература, второй иностранный язык, а классы разделили на группы, чтобы их изучать. Выясните, запланировали ли в нем внеурочку. Ведь ее можно включать в основное расписание, только если вы перешли на ФГОС общего образования.
Проверьте, есть ли в расписании новые обязательные предметы. В начальной школе среди уроков нужно найти родной язык и литературное чтение на родном языке. На уровне основной школы – родной язык, родную литературу, второй иностранный язык. Для средней школы можно выбрать по одному предмету из предметной области – родной язык или родную литературу и отразить их в расписании. Второй иностранный язык для старшеклассников вводить не обязательно.
Институт новых технологий в образовании идет в ногу со временем и предлагает педагогам обучение в современной и удобной форме в любое удобное время. Посмотреть список программ здесь. Сентябрь — осенняя пора, когда все приступают к учёбе!
Деление на группы
Когда будете просматривать расписание, обратите внимание, поделили ли в нем классы или параллели на группы. Это необходимо, если школа преподает несколько родных или вторых иностранных языков
Также школа может распределить учеников по группам, чтобы изучать технологию, заниматься физкультурой.
Школа не обязана делить класс на группы. Но если у нее есть необходимые для этого условия и средства обучения, то сделать это нужно, чтобы повысить качество образования (п. 10.1 СанПиН 2.4.2.2821–10).
Внеурочная деятельность
Выясните, использовали ли ответственные за расписание возможность чередовать уроки с занятиями по внеурочной деятельности. Сделать это школа вправе, если перешла на ФГОС общего образования. При этом перерывы в 45 минут делать не надо, ведь внеурочные занятия организуют в формах, которые отличаются от классно-урочной формы.
Если школа все еще работает по ФК ГОС, то включать внеурочную деятельность в общее расписание нельзя. Надо отдельно составлять расписание уроков и факультативных занятий. Тогда между началом факультативных занятий и последним уроком лучше устраивать перерыв не менее 45 минут (п. 10.6 СанПиН 2.4.2.2821–10).
Обратите внимание, что 2019/20 учебный год – последний, когда можно обучать по ФК ГОС. Переход всех школ на ФГОС общего образования завершится в 2020/21 учебном году (распоряжение Правительства от 07.09.2010 № 1507-р)
Поэтому школам нужно уже сейчас перестраивать работу с расписанием по требованиям ФГОС.
Сибирская региональная школа (колледж) Анны Муратовой продолжает набор в дополнительные группы колледжа по 18 специальностям для всех желающих на базе 9-х и 11-х классов! Успейте подать заявку на комфортное обучение по выгодной цене! Мест остается все меньше.
Как оценивается расписание и участвуют ли в этом родители?
Данный вопрос находится в компетенции заместителя директора по УВР. После сверки документа с требованиями СанПиН и проверки расписания на допущенные ошибки, акт может быть принят или скорректирован.
Если возникают проблемы, связанные с нарушением ряда норм законодательства, которые невозможно решить, то их выносят на педагогический совет с учителями.
Это позволит выработать план на будущее полугодие и привести документацию в порядок.
Проект расписания допускается обсуждать при участии активных родителей. Последние вправе предложить свои корректировки, в том числе касаемо кружков, секций.
Обсуждение может проводиться непосредственно или путем передачи бланков (анкет). При невозможности учесть какие-либо пожелания школа должна подготовить мотивированный ответ.
Золотая середина
Если кто-то читал Аристотеля, он наверняка помнит «Принцип золотой середины». Его не стоит даже объяснять (он вполне очевиден), а вот применить к созданию оптимального распорядка дня для учащихся второй смены, очень даже полезно.
Нередко можно встретить ситуации, когда ученики либо вовсе не руководствуются каким бы то ни было распорядком, или их день расписан вплоть до последней минуты, проведенной в ванной.
В первом случае ребенок проявляет свою активность исключительно на уроках, так как они начинаются в определенное время. Выполнение домашних заданий при таком раскладе становится проблемой. Если руководствоваться исключительно обязанностями ученика, и страхом перед плохой оценкой домашнее задание нередко остается невыполненным. А если его и делают, то этот процесс затягивается на долгие 4-5 часов. Ведь у ребенка нет специально отведенного времени на выполнение уроков.
В случае со строгим распорядком дня, который расписан по минутам, на ребенка оказывается слишком высокое давление, что впоследствии может привести к неврозам. Как же тогда быть?
Распорядок дня нужно составлять таким образом, чтобы были обозначены основные, конкретные дела, которые нужно выполнить. К примеру, возьмем такие простые пункты, как сделать уроки, полить цветы и вынести мусор. Если ученик учится во вторую смену, то вполне логично, что часть уроков он будет делать утром, поэтому домашние дела можно перенести на вечер. Проще говоря, нужно обозначить не временные рамки (с 10:30 до 10:40 поливать), а период, когда это нужно сделать (утром или вечером). Таким образом, можно снизить давление на ученика, упорядочить график и сделать обучение во вторую смену даже приятным.