Реальная зарплата учителей в школе

Расчет заработной платы учителя

Как начисляется зарплата учителям, вам теперь уже известно. Если вы хотите самостоятельно рассчитать оплату своего труда, используйте калькулятор зарплаты учителя – 2018, который мы вам предлагаем ниже. 

Квалификация: 

  • стаж: молодой специалист без опыта работы – 30%, от 3 до 5 лет – 5 %, от 5 до 10 лет – 10 %, от 10 до 15 лет – 20 %, свыше 15 лет – 30 %. В зависимости от региона эти коэффициенты могут отличаться на 5–10 единиц. Учитывать ли стаж вообще, решает школьное руководство. Многие педагоги говорят о том, что сейчас появилась тенденция аннулировать этот пункт, чтобы вынудить пожилых учителей уйти: департаменты образования пытаются привлечь в школы молодые кадры;
  • категория: вторая – от 10 до 40 %, первая – от 25 до 50 %, высшая – 40 до 60 %. Конкретные коэффициенты зависят от региона;
  • образование: среднее специальное – 30 %, высшее – 50 %.

Компенсационные выплаты:

  • учителя лицеев и гимназий – 15 %;
  • работа в коррекционном учреждении для воспитанников с ОВЗ – 20 %;
  • преподавание в школе-интернате – 15 %;
  • преподавание в школе-интернате для детей-сирот – 20 %;
  • обучение на дому больных детей, детей-инвалидов – 20 %;
  • классное руководство в начальных классах (с 1-го по 4-й) – 15 %;
  • классное руководство в средних и старших классах (с 5-го по 11-й) – 20 %;
  • проверка тетрадей в начальных классах – 10 %; 
  • проверка тетрадей по русскому и родному языку, по литературе – 15 %; 
  • проверка тетрадей по математике, иностранному языку, черчению – 10 %; 
  • сложность или приоритетность предмета – 25 % (русский и иностранный языки, математика), 20 % (учителя начальных классов), 15 % (естественные науки, информатика);
  • заведование учебным кабинетом, лабораторией – 10 %;
  • работа с библиотечным фондом учебников – 20 %;
  • руководство методическим объединением, предметной комиссией – 15 %;
  • заведование учебными мастерскими – 35 %;
  • заведование учебно-опытными участками – 15 %;
  • обслуживание вычислительной техники – 15 %;
  • руководство кружком по духовно-нравственному и правовому воспитанию – 20 %;
  • работа с вредными, опасными и иными особыми условиями труда (например, для учителей химии, информатики) – 12 %;
  • народный, заслуженный учитель – 15 %;
  • почетный работник общего образования РФ – 20 %.

Москва:

Зарплата московских учителей – предмет зависти многих коллег из регионов. В столице педагог имеет особый род стимулирующих выплат – городские надбавки. Во-первых, 12 500 рублей в месяц за классное руководство (при условии, что в классе учится не менее 25 человек) – согласитесь, это существенно больше общепринятой надбавки в 15–20 %. Во-вторых, ежемесячная доплата 10 000 рублей за развитие проекта Московской электронной школы и за использование материалов МЭШ на своих уроках. 

Регионы:

Городские школы. Без сомнения, средняя зарплата учителя в любом регионе России ниже столичной. Даже несмотря на использование одинаковых коэффициентов, заработная плата учителя в Москве стоит особняком. Причина – изначально более низкий оклад и отсутствие «московских» городских доплат. Сам по себе базовый оклад устанавливается департаментом образования области или края. Минимальный размер – 3 749 рублей.

Сельские школы. Сразу скажем, что учителя сельских школ имеют право на несколько дополнительных выплат:

  • работа в сельской школе – 25 %;
  • одному из учителей школы с численностью учащихся до 50 человек за руководство школой – 50 %;
  • заместителю руководителя по административно-хозяйственной части школы, школы-интерната, имеющей подсобное хозяйство – 20 %.

Еще один бонус, не относящийся непосредственно к зарплате, но тоже материального характера, – это компенсация расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг. 

Сколько получает учитель математики в России?

Следует отметить, что у тех учителей, которые преподают математику, зарплаты выше, чем у других «предметников» – просто за счет того, что у них большая нагрузка, ведь математике отведено в целом большее количество учебных часов. Согласно официальной статистике, средняя зарплата учителя математики в России составляет почти 23 тысячи рублей. Больше всего вакансий по этой профессии открыто в Ленинградской и Белгородской областях, а также в Республике Татарстан.

Однако лидерами по уровню доходов являются Москва и северные регионы. Так, например, на Чукотке средний уровень зарплаты учителя математики составляет 65 тысяч рублей. А в столице педагог получает в среднем 45 тысяч рублей в месяц. В Магадане средний уровень зарплаты составляет 44 тысячи рублей, в Ненецком АО – около 40 тысяч рублей. Разумеется, на Севере зарплаты больше за счет повышающих коэффициентов, которые призваны компенсировать работу в сложных условиях.

Что касается Москвы, то указанная цифра относится только к государственным учебным заведениям. В частных школах уровень зарплаты может составлять 60-70 тысяч рублей и даже больше. При этом у работы в частных школах есть свои преимущества. Помимо того, что здесь платят как минимум 300-350 рублей в час, тут гораздо меньше отчетности и бумажной волокиты, и у педагога остается больше времени на повышение квалификации. Здесь тоже отдельно могут доплачивать за классное руководство или проведение каких-то дополнительных занятий.

В Санкт-Петербурге доход учителя математики, работающего в государственной школе, составляет в среднем 42 тысячи рублей, но в Ленинградской области он ниже.

В других регионах уровень зарплаты будет еще меньше. Например, в Воронеже он составляет 36 тысяч рублей, в Калуге учитель математики в среднем получает 32 тысячи рублей в месяц. Примерно столько же – в Калининграде и Вологде. А вот в Туле и Твери средний уровень дохода учителя математики колеблется в пределах 26-28 тысяч рублей. В маленьких городах зарплата может составлять 22-25 тысяч рублей.

Заработные платы по регионам

Как известно, размер зарплаты в России напрямую зависит от региона, где осуществляется трудовая деятельность. Самые высокие заработные платы получают учителя, работающие в Магаданской области, Ненецком и Ханты–Мансийском округе.

Согласно данным Федеральной службы государственной статистики за 2020 год, средняя зарплата учителя превышает среднюю зарплату по региону, в котором работает педагог. Но это касается не всех областей. В Курске учитель зарабатывает меньше средней зарплаты по субъекту федерации.

Так как статистические данные относительно зарплат учителей в России в 2021 году еще не публиковались, в таблице указаны оклады педагогов за 2020 год.

Таблица: уровень средней заработной платы учителя в 2019 году

Название субъекта РФ Средняя заработная плата по региону
Белгородская область 29 306
Брянская область 25 332
Владимирская область 30 319
Воронежская область 28 643
Ивановская область 23 090
Калужская область 33 028
Костромская область 24 631
Курская область 27 426
Липецкая область 28 718
Московская область 54 958
Орловская область 24 567
Рязанская область 28 542
Смоленская область 26 395
Тамбовская область 25 022
Тверская область 26 360
Тульская область 31 418
Ярославская область 29 845
г.Москва 95 035
Республика Карелия 36 578
Республика Коми 45 630
Ненецкий авт. округ 76 150
Архангельская область без авт. округа 39 924
Вологодская область 33 282
Калининградская область 31 816
Ленинградская область 44 475
Мурманская область 50 995
Новгородская область 28 681
Псковская область 25 489
г.Санкт-Петербург 54 841
Республика Адыгея 24 967
Республика Калмыкия 24 678
Республика Крым 28 502
Краснодарский край 31 209
Астраханская область 28 562
Волгоградская область 27 755
Ростовская область 27 681
г. Севастополь 30 904
Республика Дагестан 22 410
Республика Ингушетия 21 653
Кабардино-Балкарская Республика 22 023
Карачаево-Черкесская Республика 21 836
Республика Северная Осетия – Алания 21 720
Чеченская Республика 23 922
Ставропольский край 25 272
Республика Башкортостан 30 973
Республика Марий Эл 24 832
Республика Мордовия 23 554
Республика Татарстан (Татарстан) 32 203
Удмуртская Республика 30 805
Чувашская Республика – Чувашия 25 710
Пермский край 30 530
Кировская область 25 456
Нижегородская область 30 855
Оренбургская область 29 118
Пензенская область 26 709
Самарская область 30 821
Саратовская область 25 186
Ульяновская область 26 426
Курганская область 26 066
Свердловская область 35 081
Ханты-Мансийский авт. округ-Югра 63 817
Ямало-Ненецкий авт. округ 91 305
Тюменская область без авт. округов 45 463
Челябинская область 31 967
Республика Алтай 27 040
Республика Тыва 31 850
Республика Хакасия 32 521
Алтайский край 23 812
Красноярский край 39 342
Иркутская область 37 482
Кемеровская область 34 071
Новосибирская область 33 282
Омская область 29 515
Томская область 36 253
Республика Бурятия 34 088
Республика Саха (Якутия) 58 261
Забайкальский край 33 763
Камчатский край 68 697
Приморский край 44 129
Хабаровский край 43 342
Амурская область 39 629
Магаданская область 77 229
Сахалинская область 86 299
Еврейская автономная область 36 606
Чукотский автономный округ 96 598

Зарплата учителей в некоторых регионах РФ

Средняя зарплата педагога в 2019 году в Москве составляет около 90 тыс. рублей. Школьный учитель, работающий в Санкт–Петербурге, в нынешнем году получает не менее 54 тыс. рублей. В городах административного назначения в 2019 году средней заработной платой является сумма в 44 тыс. рублей.

Во многих городах и областях в 2019 году средняя заработная плата педагога не изменилась. В  маленьких городах учителя получают примерно по 25 тыс. – 30 тыс. рублей. В областных центрах оклад учителя равен 20 тыс. рублей. А педагог, работающий в сельской местности, может рассчитывать на зарплату от 8 тыс. до 10 тыс. рублей.

На территории Крыма в 2021 году учитель зарабатывает не более 22 тыс. рублей.

Но стоит помнить, что величина оклада школьного учителя также напрямую зависит от таких факторов, как:

  1. Выслуга лет.
  2. Количество отработанных часов.
  3. Уровень квалификации.
  4. Наличие особых заслуг.
  5. Наличие дополнительных нагрузок (классное руководительство, дополнительная работа с детьми из малообеспеченных семей).

Согласно новой реформе, молодые специалисты будут получать одинаковую заработную плату с учителями, которые проработали в школе более 10-15 лет.

Завучи в школах Москвы зарабатывают от 50 тыс. рублей в месяц. А ежемесячный оклад директора школы просто поражает – 200 тыс. рублей. В прошлом году заработная плата руководителей школы согласно указу была поднята в 1,5 раза.

Какие навыки нужны учителю?

Разумеется, специальные знания имеют ключевое значение для профессиональной деятельности педагога. Следует ли рассуждать о том, сколько зарабатывает учитель музыки, если он не разбирается в творчестве Бетховена и не отличает минорную гамму от мажорной? Однако знать свой предмет в совершенстве недостаточно: нужно ещё уметь передать сведения детям, причём добиться от них непросто механического запоминания, но и осознания информации. Поэтому в педагогической работе необходимы:

  • Навыки подбора и интерпретации информации для учебной программы с учётом требований к её наглядности, понятности и соответствию уровню развития детей;
  • Умение адаптировать и использовать для развития школьников научные достижения в гуманитарной, технической, экономической и социальной отраслях;
  • Техники управления умственной деятельностью детей для развития их способностей изучать, осмысливать и анализировать окружающие события и явления;
  • Навыки понимания социальной атмосферы и обстановки в группе учеников с целью получения от них обратной связи о степени осмысления новой информации;
  • Умение стимулировать совместную работу школьников в решении ими каких-либо учебных, исследовательских и творческих задач;
  • Мастерство управления коммуникациями между участниками учебного процесса с позиций взаимного уважения и взаимопонимания;
  • Навыки ведения логически правильных и аргументированных дискуссий с учётом требований к профессиональному и культурному уровню вербального общения;
  • Умение мгновенно находить наиболее эффективные инструменты воздействия на мнение оппонентов и импровизировать в процессе спонтанной коммуникации;
  • Мастерство прогнозирования различных педагогических ситуаций и умение видеть вероятные последствия своего взаимодействия с группой учеников;
  • Навыки предотвращения и разрешения личностных конфликтов между учениками, их родителями и иными участниками учебно-воспитательного процесса;
  • Умение создавать комфортную для школьников учебную обстановку, провоцирующую их на выражение своего мнения во время продуктивных дискуссий;
  • Навыки работы с вычислительной техникой и ресурсами всемирной сети для поиска, обработки и хранения полезной для учебного процесса информации.

Какие знания нужны учителю?

Непосвящённые граждане обычно считают, что знания педагога ограничиваются его предметом. Конечно, профессиональная подготовка играет важную роль в том, сколько зарабатывает учитель английского языка или органической химии, но этим дело не ограничивается. В реальности хорошему педагогу нужно иметь представление о сотне разных вещей, так как учебно-методическая и воспитательная работа состоит не только из пересказа учебников и проверки домашних заданий. Что нужно знать учителю:

  1. Основные задачи, принципы, инструменты и методы ведения учебно-воспитательной работы среди школьников с учётом их возрастных особенностей;
  2. Технологии преподавания предметов и способы построения учебного процесса для обеспечения наиболее эффективного освоения материала подростками;
  3. Основы школьных дисциплин в достаточном для реализации учебной программы и решения сопутствующих методических задач объёме;
  4. Содержание учебных и методических пособий по своему предмету, требования к проведению теоретических, практических и контрольных занятий;
  5. Принципы научной организации обучающего процесса с применением различных дидактических инструментов, правила их подбора для конкретной группы учеников;
  6. Современные достижения педагогических наук в сфере продуктивного развивающего обучения и способы их адаптации для решения разных задач;
  7. Основы социальной и педагогической психологии подростков, правила применения психологических инструментов для повышения эффективности обучения;
  8. Особенности различных методов воспитательной работы для формирования личности и создания у школьников правильных социальных и поведенческих моделей;
  9. Законодательные нормы, акты и прочие документы в области воспитания и обучения детей, защиты их прав на уровне семьи и школьного коллектива;
  10. Методы ведения дискуссий, убеждения и аргументированной защиты своей позиции в процессе общения с учениками разного возраста и их родителями;
  11. Инструменты и способы выявления причин возникновения конфликтных ситуаций в группе школьников, методы их профилактики и разрешения;
  12. Приёмы и правила оказания первой медицинской помощи школьникам в момент обострения их хронических заболеваний или после полученной травмы.

Что предлагают сделать

О том, как будут реформировать систему оплаты труда школьных учителей, мы писали еще с 2019 года. Еще с тех пор действует рекомендация поднять учителям сумму оклада – чтобы он составлял не менее 70% в структуре зарплаты. Так как оклад – это постоянная часть зарплаты, педагог не будет так сильно зависеть от решений руководства школ и сможет более уверенно планировать свое будущее.

Эти цифры – 70 на 30 – периодически повторяют и до сих пор, но уже обещая сделать это не рекомендацией, а обязательной для всех нормой.

Для этого в конце прошлого года Госдума приняла закон, дающий право правительству устанавливать единые требования к системе оплаты труда в целых отраслях. Другими словами, правительство (при желании) сможет устанавливать единые системы оплаты труда для всех занятых в сфере образования, медицины, культуры и т.д. Казалось бы, вот он – ответ на вопрос сделать достойными зарплаты всех учителей в стране. Но на практике все оказалось немного иначе.

Действительно, первыми на очереди на новую систему оплаты труда стали как раз учителя – разработать новую систему для них пообещали уже весной 2021 года. Саму систему пока не представили публике, но чиновник из Министерства просвещения недавно раскрыл ее основные параметры:

  • единые базовые ставки (то есть, оклад) для каждого региона. Будут ли они составлять МРОТ или 70% от средней зарплаты – неизвестно;
  • базовые ставки будут разными для разных категорий учителей – всего их 4. На сколько увеличит оклад первая или высшая категория – пока неизвестно;
  • единый перечень компенсационных и стимулирующих выплат, а регион сможет добавить к этому списку и что-то свое;
  • для тех, кто по старой системе получал больше, чем рассчитано по новой – сохранят старые зарплаты.

Другими словами, хоть правила и будут едиными по всей стране, базовые оклады по-прежнему устанавливает регион. Правда, если в «Майских указах» говорится, что зарплата учителя должна составлять 100% от средней по региону, а оклад – не менее 70% от зарплаты, следует предположить, что оклады все же будут устанавливаться примерно на таком уровне. С другой стороны, для начинающих учителей оклады явно будут ниже, а для более опытных и квалифицированных – выше. И как в этой ситуации будет соблюдаться требование 70:30, сказать пока сложно.

О том, что зарплаты будут приближены друг к другу именно в пределах региона, говорил и Сергей Кравцов – министр просвещения (и заодно пообещал сделать систему прозрачнее).

Следующий вопрос – то, как именно будут начисляться стимулирующие выплаты. Сейчас эти деньги распределяются по решению школьного совета, но если на федеральном уровне будет введен единый перечень таких выплат, они должны будут распределяться по более четким и понятным правилам.

В любом случае, следует подождать, пока Минпросвещения подготовит полноценный проект системы – по ней будет видно, смогут ли чиновники ответить на проблему низких зарплат учителей. По некоторым данным, новая система будет запущена не сразу и не во всех регионах – ее опробуют в пилотном режиме лишь на некоторых субъектах РФ.

Как рассчитывается зарплата учителей сейчас?

Проблему с зарплатами педагогов всерьез начали обсуждать только несколько лет назад – оказалось, что в стране до сих пор нет единой системы оплаты труда, и порядок начисления различается в каждом регионе и даже на уровне школ есть свои различия.

Сейчас зарплата учителя складывается из оклада (фиксированная сумма за каждую ставку), и всевозможных доплат. Если говорить более официально, в расчете зарплаты учителя учитываются 4 основных элемента:

  • базовая часть – по сути, тот же оклад, который выплачивается за ведение уроков, проверку тетрадей, ведение дополнительных занятий и кружков;
  • стимулирующие выплаты – их должны выплачивать учителям за различные достижения (как их учеников, так и самих учителей). Например, это могут быть доплаты за высокие результаты учеников на экзаменах и олимпиадах, использование современных технологий на уроках, длительный стаж и категорию;
  • компенсирующие выплаты – например, надбавки за работу с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ);
  • премии – другие вознаграждения.

По факту оказывается, что оклад учителя на одну ставку может быть ниже МРОТ (а в ряде регионов вообще составляет 3-4 тысячи рублей), а остальная сумма «добирается» стимулирующими выплатами и премиями. Но у этих выплат есть одна особенность – их распределением занимается руководство школы.

Другими словами, если у педагога не очень хорошие отношения с руководством школы, ему могут снизить стимулирующие (а более лояльным сотрудникам – наоборот, повысить их).

Дополнительно учителя получают надбавки за классное руководство – с 2020 года введена федеральная выплата в размере 5000 рублей в месяц (на каждый класс, но не более 10 тысяч рублей в сумме), за работу в сверхурочное время, и некоторые другие. Еще педагогам должно оплачиваться участие в организации ЕГЭ, но по факту некоторые этих выплат не видят (они есть, но премия снижается на ту же сумму – у школы просто нет свободных денег).

Но больше всего на сумму зарплаты влияет ситуация с бюджетом в регионе и городе – если Москва (до федеральных доплат) платила учителям по 12 500 рублей за классное руководство (плюс по 500 рублей за каждого ученика сверх 25), а школы доплачивали еще по 15 тысяч, то в регионах таких денег просто нет – там педагоги получают меньше за все свои обязанности. Соответственно, чем меньше средств в бюджете региона, тем меньше распределяется фонд стимулирующих выплат, и тем меньше реально доходит до учителей.

А недавний мониторинг, проведенный Министерством просвещения, показал – половина учителей вообще не понимает, по каким принципам им начисляется зарплата. И эту проблему собираются решить уже скоро.

Состав и расчет зарплаты учителя в РФ

Ранее зарплата педработника формировалась по Единой тарифной сетке и была одинаковой для всей страны. Повышение оклада обеспечивал рост профессионального разряда, которых было 18. В 2008 году была введена новая система оплаты труда, а чиновники договорились, что состоять она будет из трех частей:

  • Должностной оклад — основная часть, размер которой зависит от квалификации учителя и его должности, а также базового количества часов , взятых в расписание . Так, завуч , как и организатор , будут получать ставку больше, чем рядовой учитель .
  • Компенсации — к этой группе относятся доплаты за совмещаемые должности, проведение воспитательного процесса, интенсивность труда , работу во внеурочное время и дополнительные региональные коэффициенты.
  • Стимулирующие — директор самостоятельно распределяет премии, выплаты за выслугу лет и прочие поощрения. Разделение будет зависеть от общего зарплатного фонда и вклада каждого члена коллектива в общий педагогический процесс.

Таким образом, базовый оклад составляет основную часть заработной платы, к нему прибавляются доплаты, устанавливаемые за:

  • классное руководство ;
  • проверку тетрадей учеников ;
  • шефство над кабинетом;
  • работу во внеурочное время;
  • категорию преподавателя ;
  • количество учеников;
  • большую нагрузку, на которую влияет численность обучающихся.

Стимулирующие выплаты относятся не к количеству работы и квалификации, а к результатам деятельности. Доплачивать будут за призеров олимпиад, высокие результаты ЕГЭ и хорошую дисциплину (ведение внутренней документации, качественную работу с журналом).

Квалификационные выплаты полагаются в процентах от общего оклада, при этом молодым специалистам для стимуляции их работы полагаются бонусы. За стаж будут платить :

  • без опыта работы (до трех лет) — 30%;
  • 3-5 лет — 5%;
  • 5-10 — 10%;
  • 10-15 лет — 20%;
  • больше 15-ти лет — 30%.

Решение об использовании стажа при расчетах принимает руководство школы, в отличие от категории. За вторую категорию (начальную) будут доплачивать 10%-40%, первую — 25%-50%, высшую 40%-60%

При этом неважно, преподается биология или английский , разница в зарплатах будет незначительной

Показатели указаны в диапазоне возможных процентов, поскольку устанавливаются на региональном уровне. Если учитель имеет средне-специальное образование, то вправе рассчитывать на квалификационную доплату в 30%, для тех, кто окончил институт , полагается 50%.

Компенсационных выплат гораздо больше, они могут назначаться за:

  • работу в лицее или гимназии — 15%;
  • классное руководство в старших и средних классах — 20%;
  • руководство в начальных классах — 15%%
  • проверку тетрадей по математике, иностранным языкам , черчению — 10%;
  • сельский стаж (работа в сельской местности) — 25%;
  • звание народного/заслуженного учителя — 15% и т.д.

Факторы, влияющие на зарплату учителя

Разница в доходе российских учителей связана с несколькими факторами, такими как:

  • регион проживания и применяемые региональные коэффициенты;
  • дополнительные надбавки, устанавливаемые губернаторами;
  • особые условия труда.

Специализация учителя-предметника не влияет значительно на уровень его дохода, и преподаватели истории или физкультуры имеют одинаковый базовый оклад. При этом учителя русского языка и литературы или математики в Москве и других городах получают больше, чем все остальные педагоги, за проверку тетрадей, но это отличие настолько незначительно, что не оказывает существенного влияния на общий уровень дохода.

Из каких составляющих собирается зарплата

Зарплата учителя в России, ее структура претерпевают изменения. На протяжении нескольких лет идут поиски наиболее оптимального варианта, при котором у работника сферы образования появляется возможность влиять на уровень своего дохода.

Так в настоящее время принято несколько систем оплаты труда педагога. В основе каждой системы лежит разделение заработной платы на две части: основную и дополнительную.

Общая часть рассчитывается в зависимости от количества учащихся в классе и нагрузки, измеряемой в количестве часов.

Специальная часть начисляется за:

  • сложность преподаваемого предмета;
  • проверку тетрадей;
  • методическую работу;
  • заведование кабинетом;
  • работу с одаренными детьми;
  • звание;
  • подготовку лабораторных работ.

Стимулирующие выплаты должны мотивировать учителя работать качественно, улучшать уровень знаний учащихся и могут начисляться за высокий уровень успеваемости учеников, использование в работе новаторских методик обучения.

Итоговая сумма дохода формируется индивидуально, с учетом всех начислений по каждой из частей заработной платы.

Какое образование нужно и где учиться

Телесному развитию подрастающего поколения уделялось большое внимание ещё со времён Древней Греции, учитель физкультуры — это специальность, привычная со школьной скамьи, она появилась только в 60-е годы XX века. И на сегодня остаётся актуальной, востребованной: работать с детьми могут далеко не все, поэтому, где только не ведётся поиск грамотных специалистов образовательными учреждениями

На первый взгляд, его работа кажется простой и обыденной: разве сложно разучить с детьми несколько упражнений или показать, как поразить мячом баскетбольную корзину? Чтобы стать учителем физкультуры в школе нужно изучить профессию изнутри, обычный человек видит лишь надводную часть айсберга.

При кажущейся простоте трудовых будней, где кроется работа с учениками, преподаватель физвоспитания должен получить соответствующее образование, знать какая работа ему предстоит, доказать, что он может работать с подростками, выполняя свои обязанности. Ставка – 36 часов работы в неделю, средняя зарплата у учителя физкультуры в школе по Москве и Московской области составляет около 50000 рублей, по другим регионам России она меньше.

Выучиться ремеслу физкультурника можно в высшем учебном заведении (ВУЗе) и среднеспециальном (ССУЗе), причем в последний можно поступить без экзаменов, предоставив школьный аттестат и продемонстрировав собственную физическую подготовку. А вот высшее учебное заведение предъявляет к абитуриенту более строгие требования. Необходимо сдать экзамены по нескольким предметам:

  • по русскому языку;
  • по биологии;
  • по математике;
  • по обществознанию.

Вступительное тестирование проводится в форме ЕГЭ. Затем абитуриент должен показать свою спортивную подготовку, а иногда и сдать зачёт по основам ЗОЖ.

Для получения среднего специального образования можно поступить в:

  • Колледж физической культуры и спорта при СПбГУ;
  • Спортивно-педагогический колледж (при московском Департаменте спорта и туризма);
  • Приморский государственный техникум олимпийского резерва (по-другому — училище; Владивосток);
  • Колледж олимпийского резерва им. А. И. Родимцева (Волгоградский техникум).
  • Для абитуриентов, которые хотят получить высшее образование открывают двери:
  • Российский государственный педагогический университет им. Герцена;
  • Нижегородский педагогический институт им. Козьмы Минина;
  • Кубанский государственный университет физкультуры, спорта и туризма, расположенный в Краснодаре, и др.

Получат ли учителя прибавку к зарплате?

Вот мы и добрались до самого животрепещущего вопроса этой статьи! Итак, каковы шансы, что правительство сдержит свое обещание и повысит зарплаты учителям до приемлемого уровня? Большинство независимых экспертов настроены пессимистично: по их мнению, шанс на реальное улучшение довольно низкий. Да, сейчас депутаты выкрикивают громкие обещания и клянутся, что в 2020 году средняя зарплата работника образования составит 70 тысяч рублей. Но и в 2012 году учителям обещали 200% от средних зарплат по региону!

Каким путем руководство школ достигает результатов, которые не стыдно предъявить президенту, описано выше. Ничего общего с повышением престижности ремесла и улучшением качества жизни учителей это не имеет – цифры “подтягивают” на бумаге, при этом отсекая надбавки и взваливая на преподавателей дополнительную нагрузку. Да и в целом доверие к власти у россиян невысокое. Так, Владимир Путин клятвенно обещал, что в его бытность президентом пенсионный возраст повышен не будет, а затем повысил его и попросил “отнестись с пониманием”. Это объясняет скептическое отношение граждан к другим его инициативам – в том числе тем, что касаются зарплат.

Скоро детей будет некому учить: количество педагогов падает с каждым годом!

А ведь вопрос с прибавкой к жалованью уже становится критическим! Молодые специалисты не видят в преподавании никакой выгоды – ни моральной, ни финансовой, – а значит, стремятся в совершенно иные отрасли. Многие из них следуют небезызвестному совету Дмитрия Медведева (“Быть учителем – это призвание, а если хочется деньги зарабатывать, есть масса прекрасных мест, где это можно сделать быстрее и лучше“). Из-за этого в Москве и Московской области дефицит педагогов уже сейчас составляет порядка 31%.

Что же касается заверений, что “майские указы” уже практически выполнены, и что средняя зарплата учителей в России составляет 39,5 тысяч рублей, а сотрудников ВУЗов – 84,1 тысячи рублей, – статистика, как всегда, приводит лишь “среднюю температуру по больнице”. Так, размер жалованья сильно варьируется в зависимости от того, в каком регионе расположена школа, является ли она муницпальной или федеральной, а главное – на сколько ставок оформлены в ней учителя. Ольга Васильева (министр просвещения РФ) подчеркивает, что еще в 2016 году средняя нагрузка на педагога составляла 1,3 ставки.

В 2018 году эта цифра подросла до 1,38, а теперь в некоторых регионах учителя загружены сверх меры и работают в среднем на 1,78 ставки. Переработки для них – это единственный шанс оставаться на плаву и кормить свои семьи. Не говоря уже про то, что министерские инструкции предписывают администрациям школ назначать педагогам 70% гарантированного оклада, и лишь 30% стимулирующих; однако в большинстве школ эту пропорцию не соблюдают, урезая гарантированную часть зарплат. При этом 7% учителей получают меньше уровня МРОТ, в 23% довольствуются жалованьем менее 15800 рублей.

Остается лишь надеяться, что в 2020 году ситуация с зарплатами работников образовательной сферы будет “взята на карандаш” и серьезно улучшена.

Сколько в среднем получают учителя

Независимо от метода начисления заработной платы, ежегодно бюджетникам повышают выплаты на уровень инфляции и выше. В бюджете на текущий год запланировано повышение на 5,4%, в 2021 году обещают поднять оклады на 6,6%, а еще через год — на 6,1%. Есть еще так называемые «майские указы», которые предусматривают, что зарплаты школьных учителей власти обязаны поднять до 100% от средних трудовых доходов по региону, а вузовских педагогов — до 200%. Поэтому у некоторых номинальные размеры зарплат вырастут значительно.

Пока же ситуация с зарплатами учителей такая (по данным Росстата за I квартал 2020 года):

Педагогические работники дошкольных образовательных организаций

Педагогические работники образовательных организаций общего образования

Преподаватели образовательных организаций высшего профессионального образования

Российская Федерация

34 257

41 990

87 737

Белгородская область

33 312

37 666

64 878

Брянская область

25 749

27 274

52 693

Владимир

28 815

31 998

62 988

Воронеж

26 769

29 765

61 234

Ивановская область

22 882

24 794

48 526

Калужская область

31 543

35 324

74 549

Кострома

26 721

28 351

56 005

Курская область

26 449

29 734

60 011

Липецк

28 465

31 261

64 528

Московская область

51 914

55 001

104 026

Орловская область

24 723

26 908

54 879

Рязань

27 050

31 094

61 496

Смоленск

25 126

28 708

56 693

Тамбовская область

24 114

26 230

54 644

Тверь

26 568

29 036

59 611

Тула

31 429

34 182

78 128

Ярославль

29 412

31 610

64 479

г. Москва

96 957

144 848

Карелия

37 612

39 642

81 011

Коми

41 683

49 150

81 855

Архангельская область, в том числе:

Ненецкий авт. округ

60 246

73 932

Архангельская область без авт. округа

36 637

44 014

88 558

Вологодская область

35 475

37 255

70 584

Калининград

31 848

33 760

64 437

Ленинградская область

45 672

47 641

82 477

Мурманск

48 278

56 459

105 750

Новгород

27 352

29 212

Псковская область

25 329

28 090

54 039

г. Санкт-Петербург

56 831

59 907

116 899

Республика Адыгея

25 045

27 965

57 840

Калмыкия

23 996

26 765

Крым

25 388

30 449

56 327

Краснодарский край

30 400

33 448

67 660

Астрахань

26 342

30 232

59 743

Волгоград

26 923

29 060

58 367

Ростовская область

26 165

30 561

62 833

г. Севастополь

30 720

38 980

65 026

Дагестан

20 256

24 856

45 666

Ингушетия

22 381

22 890

Кабардино-Балкария

20 398

23 194

49 833

Карачаево-Черкесская Республика

21 970

23 026

47 208

Республика Северная Осетия — Алания

20 611

24 791

50 257

Чеченская Республика

22 139

25 774

51 660

Ставропольский край

23 838

26 646

53 449

Башкортостан

30 973

33 791

67 753

Республика Марий Эл

24 822

27 920

Мордовия

22 153

24 693

54 113

Татарстан

29 733

33 978

76 956

Удмуртская Республика

29 159

31 658

62 407

Чувашия

25 449

27 524

62 392

Пермский край

28 848

32 876

71 160

Кировская область

25 614

27 783

55 147

Нижегородская область

29 699

32 400

70 463

Оренбург

27 733

32 071

60 824

Пензенская область

27 035

28 789

56 008

Самара

29 234

31 877

68 247

Саратов

25 922

28 648

53 659

Ульяновск

25 007

27 550

56 658

Курганская область

25 639

28 125

57 802

Свердловская область

36 251

40 675

77 141

Тюменская область, в том числе:

Ханты-Мансийский авт. округ-Югра

59 033

67 338

141 007

Ямало-Ненецкий авт. округ

75 343

92 812

Тюменская область без авт. округов

43 644

48 176

93 866

Челябинск

28 341

33 701

68 039

Республика Алтай

26 906

28 890

Тыва

28 194

32 307

Хакасия

31 008

36 604

71 754

Алтайский край

24 762

28 006

56 806

Красноярский край

38 689

42 606

90 970

Иркутская область

36 584

41 216

83 577

Кемеровская область

35 599

37 412

79 177

Новосибирск

32 144

35 202

72 070

Омская область

26 774

31 304

63 380

Томская область

33 093

37 744

84 162

Бурятия

34 252

35 427

60 785

Республика Саха (Якутия)

52 356

62 120

130 480

Забайкалье

29 289

34 716

76 129

Камчатка

63 440

69 711

122 536

Приморский край

38 438

45 232

80 214

Хабаровский край

38 539

46 032

88 593

Амурская область

39 307

44 436

85 821

Магадан

71 240

81 656

Сахалин

75 511

89 780

Еврейская автономная область

34 923

40 052

Чукотский автономный округ

83 173

105 019

  • 2021-01-10 03:53:10
    Браво, Наталия. За три дня поисков ваша статья — первая, в которой интересующая тема изложена понятно и информативно. Остался невыясненным один вопрос. Желаю вам здоровья и успехов в карьере.

  • 2021-01-18 10:09:53
    И что за вопрос?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector