Малые народности россии

• Самые красивые женщины мира в одном посте

Задумывались ли вы, сколько национальностей существует на нашей планете? Стопроцентно точного ответа вы не получите — каждый год это число меняется. Только на территории России проживает около 180 — и даже эта цифра не может называться единственно верной.

Российский фотожурналист Наталья Иванова решила сделать практически невозможное — воплотить в фотографии всё этническое многообразие через женскую красоту. Женщина — символ мира, дома, родины и, конечно же, настоящей красоты. Главная цель Натальи — продемонстрировать каждый уникальный этнос, каким бы малочисленным он ни был и какой бы политический статус ни имел.

Сайт проекта «Национальные истоки красоты» (Les origines de la beauté) насчитывает уже более 57 различных этносов. Стать лицом своего этноса может любая девушка при соблюдении некоторых условий. Во-первых, она должна быть представительницей какой-либо национальности не менее чем в трех поколениях. Второе условие — возраст от 18 до 30 лет, внешняя привлекательность и фотогеничность. Несмотря на то что пункт, который касается внешности, довольно субъективен, Наталья успешно отбирает для участия в съемках действительно прекрасных девушек. Убедитесь сами.

Бенгальцы — один из самых многочисленных народов в мире. Основное население Бангладеш и штата Западная Бенгалия в Индии.

Шугнанцы — один из памирских народов в Таджикистане и на севере Афганистана (левобережье реки Пяндж). Самый крупный по численности.

Евреи — древний народ семитского происхождения, который восходит к населению древнего Израильского и Иудейского царств. Представители народа живут во многих странах мира (с 1948 года существует также еврейское государство Израиль).

Кумыки — тюркоязычный народ, один из коренных народов Дагестана, второй по численности после азербайджанцев тюркоязычный народ на Кавказе. При этом — крупнейший тюркский народ на Северном Кавказе и третий по численности народ Дагестана.

Сербы — южнославянский народ, представители которого проживают в Сербии, Черногории, Боснии и Герцеговине, Хорватии, Германии, Австрии и других странах.

Лотарингцы — германский народ (почти полностью ассимилированный французами), проживающий на северо-востоке Франции на границе с Бельгией и Германией, основное население французского региона Лотарингии. Говорят на немецком диалекте Platt (Saarländischer Dialekt). Сегодня их язык почти полностью вытеснен французским.

Волоф — народ в Западной Африке. Живут в основном в междуречье Сенегала и Гамбии, а также в Мали, Кот-д’Ивуаре, Мавритании, Гвинее-Бисау и Франции.

Шлёх, или шильх, — один из берберских народов, проживающих в западной части горного хребта Высокий Атлас и горного хребта Антиатлас в Марокко, в долинах рек Тенсифт, Сус и других. Проживают смешанно с арабским населением. Шлёх разделяются на отдельные группы: агбар и фруга, глауа и ксима, менаба и мтуга и др. Язык шлёх относится к берберской языковой группе, некоторые также знают арабский язык. Религия, как и у других племен, — ислам.

Нравится? Жми:

Население

Россия занимает девятое место по численности населения в мире.

Численность и плотность

По данным Росстата, к концу 2018 года на территории Российской Федерации зарегистрировано почти 147 миллионов постоянно проживающих человек.

Более 70 % жителей размещены на участках, которые в совокупности составляют 20 % от всей площади. Средняя плотность — примерно 8,58 человек на квадратный километр. Однако распределение очень неравномерное: более густо населены европейские территории — 27 чел./кв. км. В азиатской части показатель снижается до 3-х человек на км. кв. Наиболее густонаселенным является Московский регион (4625 чел./км2), в то время как в Чукотском АО на 1 км2 приходится меньше одного человека.

Мужчины и женщины

По данным переписи населения 2010 года, в РФ на 76,8 миллиона женщин приходится 66,1 миллион мужчин. Разница довольно ощутима (16 %), но стоит учитывать, что в различных возрастных группах, в городской и сельской местности соотношения полов неодинаковые.

Соотношение жителей мужского и женского пола по возрастным категориям на период переписи.

Возраст (лет)

Мужчины (в млн)

Женщины (в млн)

0—4

4,298

4,082

5—14

7,081

6,747

15—19

3,895

3,736

20—30

12,076

11,833

30—39

10,588

10,908

40—49

9,275

10,088

50—54

5,303

6,257

55—64

7,873

10,695

65—69

1,486

2,410

70 и более

4,256

10,124

Исходя из приведенных данных, видно, что в возрасте до 30 лет мужское население превышает женское. Показатели выравниваются уже к 39 годам, после чего женщин становится больше.

Старики и дети

Начиная с восьмидесятых годов, в России происходит неуклонное старение населения. По данным 2016 года пожилые люди составляют почти 1/4 (24,6 % или 35,968 млн чел.) всех жителей страны. К 2018 году количество жителей пенсионного возраста составило 49,729 миллионов.

Количество нетрудоспособных граждан возрастает благодаря увеличению продолжительности жизни. За последнее десятилетие нагрузка на трудоспособных граждан серьезно возросла. Если ранее среднее количество пенсионеров на 1 тыс. рабочих составляло 326,7 человек, то к 2015 году число возросло до 411,7. По прогнозам специалистов, доля пожилых людей к 2030 году вырастет до 30 %. Такая тенденция характерна для обоих полов, но смертность среди мужчин старше трудоспособного возраста по-прежнему превышает женскую.

Детское население страны в возрасте до пятнадцати лет составляет 15,2 % или 22 236 641 человек (из них почти 11, 5 млн — мальчики и 10,8 млн — девочки).

Рождаемость и смертность

По данным государственной статистики, 2017 год отличился самым низким показателем рождаемости за последнее десятилетие. В настоящее время Россия находится в демографической яме: уровень рождаемости сократился почти на 11 % . Средний коэффициент составляет 12,9 младенцев на 1 тыс человек . В течении многих лет с момента распада Советского Союза самый высокий показатель пришелся на 1990 год. Естественный прирост достиг 1,989 млн. К 1999 году он постепенно снизился до 1,215 млн. Но в последующие годы зафиксирован рост количества новорожденных. В 2014 году на свет появилось 1,942 млн младенцев. После этого вновь наблюдался спад, и к 2018 году рождаемость снизилась на 5,2 %.

Сегодня существуют некоторые законопроекты, направленные на исправление демографической ситуации в стране. Но, к сожалению, смертность в России довольно высока. Уровень превысил предыдущие показатели на 0,4 процента, а в 2017 году смертность превзошла рождаемость на 8 %. Ситуация такова, что убыль населения происходит быстрее его воспроизводства. Однако статистика определяет в 2018 году минимальный уровень смертности за последние 25 лет. Коэффициент смертности — 12,4 умерших на 1000 населения.

Продолжительность жизни

Непостоянная величина, зависящая от множества факторов. Ее рост балансируется количеством новорожденных. На основании существующих данных, продолжительность жизни в России достигает 72,7 лет. Среди женского населения она доходит до 77,64. Мужчины живут в среднем до 67,5 лет. По прогнозам, данный показатель будет увеличиваться.

«Россия в цифрах» — видео, которое расскажет больше о том, как меняется показатель продолжительности жизни в России.

Ктo имеет пpавo на пpивилегии

Пo пеpепиcи наcеления Poccии 2010 гoда к таким наpoдам oтнocятcя всего 314 775 челoвек, cpеди кoтopых каpачаевo-чеpкеccкие абазины (43 341 челoвек), камчатcкие алеyты (482 челoвека), ительмены (3 193 челoвека), камчадалы (1 927 челoвек), чyкoтcкие кеpеки (4 челoвека), yдмypтcкие беcеpмяне (2 201 челoвек), каpельcкие вепcы (5 936), вoдь и ижopцы Ленингpадcкoй oблаcти (64 и 266 челoвек cooтветcтвеннo), дoлгане Кpаcнoяpcкoгo кpая и Якyтии (7 885 челoвек), кpаcнoяpcкие кеты (1 219 челoвек) и нганаcаны (862 человека), кopяки (7 953 челoвека), алтайcкие кyмандинцы (2 892 челoвека), теленгиты (3 712 челoвека) и тyбалаpы (1 965 челoвек), челканцы (1 181 челoвек), манcи (12 269 челoвек), ханты (30 943 челoвека), нагайбаки из Челябинcкoй oблаcти (8 148 челoвек), хабаpoвcкие и cахалинcкие нанайцы (12 003 челoвека), негедальцы (513 челoвек), ненцы (44 640 челoвек), нивхи (4 652 челoвека), opoки (2 925 челoвек), opoчи (596 челoвек), cаамы (1 771челoвек), cекyльпы (3 649 человек), cетy (214 человек), живyщие в Бypятии coйoты (3 608 человек), тoфы из Тoфoлаpии (762 человека), тазы (274 человека), тyвинцы-тoжинцы (1 858 человек), yдэгейцы (1 496 человек ), yльчи (2 765 челoвек), чyванцы (1 002 челoвека), чyкчи (15 908 челoвек), чyлымцы Тoмcкoй oблаcти (355 челoвек), шапcyги (3 882 челoвека), шopцы (12 888 челoвек), эвенки (38 396 челoвек), эвены (21 830 челoвек), энцы (227 челoвек), эcкимocы (1 738 челoвек), юкагиpы (1 603 челoвека).

Эскимосы (инуиты)

Это коренная народность крайнего северо-востока России, хотя осталось их здесь уже менее 2000 человек. Сами себя они называют инуитами, а название «эскимос» означает «сыроед», поскольку они едят сырую рыбу. Российские эскимосы живут на Чукотке.
Неясно их происхождение, но некоторые историки считают их остатками древней культуры, существовавшей в первом тысячелетии до н. э. на побережье Берингова моря. Рыболовство и охота являются двумя важнейшими сферами деятельности эскимосов. С древних времён они преуспевали в китобойном промысле, изобрели поворотный гарпун, от древка копья которого отделялся костяной наконечник

С течением времени поголовье морских гигантов постепенно снижалось, что заставило эскимосов обратить внимание на более мелкую добычу – моржей и тюленей. Эскимосы придумали иглу – снежные хижины куполообразной формы, имевшие высоту около 2 метров и диаметр 2-4 метра

Строили они их из ледяных или спрессованных снежных блоков.

Водь

В Ленинградской области проживает около 70 человек, называющих себя водью – народом, относящимся к финно-угорской языковой группе. Это не помешало обзавестись им в 2002 году собственной символикой – флагом и гербом. Исследователи ассоциируют сохранившуюся до наших дней водскую народность с древним племенем водь, о котором говорили летописи XI века.
Самое первое упоминание о води найдено в Новгородской летописи и датировано 1069 годом. Великая Отечественная война нанесла огромный урон этому народу, поскольку на ареал его проживания пришлись ожесточённые боевые действия. В конце 1943 года водь, ижорцы и ингерманландские финны были вывезены в Финляндию, откуда большинство води вернулось в СССР, но было принудительно расселено по соседним областям, а позднее в Сибирь и Карелию. Лишь в 1956 году им было разрешено вернуться на родную землю.
При планировании строительства порта Усть-Луга был предусмотрен снос деревни Краколье, в промзоне должна была оказаться деревня Лужицы. С уничтожением мест компактного проживания води неизбежно погибнет её культура и язык. Жителей планируется расселить по Ленинградской области, что не оставляет шансов на сохранение языка и традиций.

Традиционное мировоззрение коренных народов Севера

Традиционно эвены, как и другие коренные малочисленные народы России, обожествляют небосвод со всеми главными светилами, а также основные элементы окружающей флоры и фауны — горные массивы, реки, таежные леса и разнообразных животных, в них обитающих. Так, например, Солнце в традиционном сознании эвена представлено добрым человеком, всецело заинтересованным в интересах и защите местного населения. Бога Солнца можно склонить к взаимодействию путем принесения жертв, а также веры и молитв. Божество способно исполнять волю верующих, одаривать их здоровым и сильным потомством, приумножать стада оленей, приносить удачу охотникам и благоприятствовать рыбному улову.

Многие коренные народы Сибири имеют языческую и политеистическую религию, с довольно особенной чертой привязанности, как душой, так и телом, именно к родной природе и явлениям, но не к природе в целом. То есть именно земля, на которой обитает тот либо иной народ, является для него божественной и одушевленной сущностью, способной влиять на события как в природе, так и в обществе. Ее власть признается превосходящей и ее же силу люди пытаются приручить посредством различных духовных практик, таких как молитвы, заклинания и т. д.

В свою очередь животные, как и растения, принимаются за более близкие сущности. Так, например, в поселке Себян-Кель, расположенном в Кобяйском улусе, произрастает священное дерево, чей дух покровительствует людям. В честь дерева совершаются жертвоприношения, ему же преподносятся различные вещи. Кроме того, существуют культы священного оленя, лебедя, орла и прочих тотемов родов.

Еда

Русская кухня всегда отличалась разнообразием. В ней было большое количество ингредиентов еще до внедрения картофеля, томатов, кукурузы. На Руси основу питания составляли мясо, рыба, молочные продукты, злаковые культуры, всевозможные дары леса (грибы, ягоды, орехи, мед). За последние несколько веков она претерпела изменения, заимствовав множество рецептов из других стран. Но и до этого она не была скудной. Даже небогатые люди имели на своем столе множество вкусных и сытных блюд. По сведениям историков, сельские жители принимали пищу 4-5 раз в день. Повседневной пищей были супы, каши, дичь, разнообразные соленья. Характерной чертой русской кухни является наличие квашений, соленых, моченых, маринованных блюд. С осени заготавливали большое количество продуктов на зиму, чтобы не голодать в этот длительный период. Другим характерным моментом является отсутствие жареных блюд. Продукты варили, тушили или запекали в печи. Жарка как прием приготовления появилась значительно позже. Большое значение имел хлеб, который пекли из ржаной муки. Пшеничные изделия стряпали только на праздники. К исконно русским блюдам относятся такие, как:

Щи. Похлебка с кислой капустой, огородной зеленью. Может включать мясо, овощи в зависимости от рецепта.
Уха. Наваристый рыбный суп.
Рассольник. Густой суп, основой которого являются соленые огурцы. К ним добавляются крупы, овощи, мясо, приправы.
Пельмени. Традиционное русское блюдо, которое знакомо людям из многих стран. Мясной фарш заворачивают в тесто и варят в кипящей воде.
Кулебяка. Закрытый пирог со сложной начинкой. В нее кладут фарш, крупу, овощи, рыбу.
Буженина. Большой кусок дичи или мяса домашнего животного запекался целиком в печи.
Каша в тыкве. Оболочка тыквы используется в качестве горшочка. Ее мякоть смешивают с крупой и запекают целиком.

 

Исконно русскими напитками являются: квас, морсы, кисели. Чай и кофе пришли гораздо позднее, с распространением цивилизации. Распространенными слабоалкогольными напитками были: пиво, брага, медовуха.

Коренные народности

Еще один вид статистических данных, показывающий количество национальностей в России, разделяет их на три подгруппы:

  1. Этносы крупные. Их большая часть проживает на территории Российского государства, образуя национально-административные единицы. А вот меньшее количество таких народов проживает за границей Российского государства. К этой подгруппе относятся калмыки, якуты, коми, чуваши, татары, русские и прочие. В общей сложности насчитывается приблизительно 100 национальностей.
  2. Народы стран ближнего зарубежья. К ним относятся народы бывших союзных республик — казахи, армяне, белорусы, украинцы и прочие, входившие в состав СССР.
  3. Немногочисленные представители народов (по количеству), большинство которых проживает за пределами Российского государства: вьетнамцы, китайцы, венгры, румыны и другие.

Общее число второй и третьей подгруппы зависит от методики вычисления и колеблется в пределах 60-90. Эти статистические данные показывают, сколько народностей и национальностей в Российском государстве, представители которых относятся к зарубежному этносу.

Большее число людей, проживающих на территории Российского государства считают себя русскими — 111 миллионов (81%). Помимо этого, есть национальности, количество людей которых превышает 1 миллион. К ним относятся:

  1. Татары — 3,72% (5,3 миллиона).
  2. Украинцы — 1,35% (1,92 миллиона).
  3. Башкиры — 1,11% (1,58 миллиона).
  4. Чуваши — 1,01% (1,43 миллиона).
  5. Чеченцы — 1,0% (1,41 миллиона).
  6. Армяне — 0,83% (1,1 миллиона).

Народы языки и религии России

Так как, Россия многонациональна, здесь присутствуют разные религиозные конфессии и хотя, РФ светское государство, верования народов играют значительную роль в их жизни. Характерной чертой малых этносов является сохранение религии предков, чего не скажешь о славянских народах, которые исповедуют разные виды богословия: христианство, ислам, буддизм, католицизм и др.

Самым распространенным языком является русский, который считается государственным, на нем разговаривают даже те народы, которые имеют свой родной язык. Но, есть регионы со статусом национального титульного языка, т.е., государственного, к ним относятся, например, Калмыкия, Чечня, Башкортостан. если же говорить о языковых группах, в России представлены: индоевропейская, финно-угорская, языки Северного Кавказа и монгольские.

P.S. Как видите, наша страна многонациональна, здесь проживают многие представители разных народов со своей культурой, традициями и обычаями, корни которых уходят в глубину веков.

Жизнь

На Руси основными были такие занятия, как землепашество и скотоводство. Люди селились вдоль рек, где имелись плодородные земли. В южных регионах развилось переложное земледелие. При этом способе обработки земли распахивался один участок, затем эксплуатировался 3-4 года, после чего ему давали отдыхать и распахивали следующий. В лесных областях использовалось подсечное земледелие. Деревья вырубались, после чего площадь выжигалась. Зола удобряла землю, что повышало урожайность. Древние славяне выращивали рожь, пшеницу, гречиху, ячмень. Также возделывались конопля, лен. Было распространено овощеводство. Повсеместно выращивали капусту, репу, топинамбур, свеклу, морковь. Археологические находки говорят о том, что в Средневековье славяне разводили коров, лошадей, свиней, держали гусей, кур, уток.

Территорию Древней Руси во множестве занимали реки, озера, леса. В те времена растительный и животный мир находился в изобилии. Это давало возможность заниматься охотой, рыболовством. В северных регионах охотились на пушных зверей: соболей, куниц, лисиц, песцов. Широко распространилась торговля мехами. Городская знать одевалась в собольи шубы. Деревенские жители зимой носили шубы из медвежьих, волчьих, лисьих шкур. Из меха шили одеяла, им оторачивали предметы одежды. В Средние века на Руси была хорошо развита ярмарочная торговля. Места сбыта товаров создавались в городах, крупных деревнях. Это способствовало поднятию экономики, развитию ремесел. Была распространена меновая и денежная торговля. Русские купцы возили свои товары в Константинополь, а оттуда поставляли шелк, оружие, пряности, драгоценные камни, стеклянные изделия.

 

Среди ремесел были развиты:

Гончарство.
Кузнечное дело.
Бортничество.
Изготовление ювелирных изделий.
Обработка дерева.
Ткачество, вышивка.

Русские добывали железную руду еще с первых веков нашей эры. Они умели плавить металл, ковали оружие, железные части инструментов. Кузнечное дело считалось ремеслом, требующим особого умения. Оно передавалось по наследству. Кузнецы представляются в образе богатырей, обладающих недюжинной силой. Им приписывалось владение магией, умение исцелять людей. Существовали златокузнецы, обрабатывающие драгоценные металлы. При раскопках находят огромное количество ювелирных изделий, принадлежащих к разным эпохам. Украшения отличаются многообразием форм, тщательностью обработки. Их делали из золота, серебра, меди, различных сплавов. Драгоценные металлы ввозили из-за границы, так как на Руси их не добывали.

Другим ремеслом, имеющим массовое распространение, было гончарство. Этому способствовало наличие глинистых почв, несложный процесс подготовки и изготовления посуды. Глина смешивается с различными примесями (песок, тальк, ракушечник). Из материала формируется заготовка, которой придается определенная форма с помощью гончарного круга. Затем изделие обжигается в печи. Наряду с гончарством было развито бондарство. Это производство изделий из дерева, преимущественно бочек, посуды, утвари. Бондари на Руси высоко ценились, на их продукцию всегда был спрос. Они изготавливали резные наличники, которыми украшали избы, ведра, банные принадлежности. Бондарей еще называли обручниками или кадашами от слова «кадушка».

 

Интересный промысел представляет собой бортничество, которое было распространено повсеместно. Это лесное пчеловодство, добывание меда диких пчел из дупла деревьев. Термин происходит от слова «борть» — дупло. Бортничество являлось одним из подсобных занятий сельских жителей. Крестьяне находили деревья с пчелами по особым признакам. Человек, первым нашедший дупло, делал на стволе отметку. Это дупло считалось его собственностью. Мед широко употреблялся в пищу у крестьян, его заготавливали на зиму, делали медовуху — хмельной напиток.

КАК ЖИВУТ НАРОДЫ СЕВЕРА

Природа земель, на которых живут народы Севера и Дальнего Востока, сурова: тундра, лесотундра, тайга. Посёлки почти всегда расположены у воды — на берегу залива, озера или реки. И это не случайно. Именно по воде завозят сюда необходимые товары, и прежде всего уголь, бензин. Срок навигации очень короткий, и за него нужно успеть доставить всё необходимое для долгой зимы. В остальное время года в посёлок можно попасть (или выбраться из него) только вертолётом.

Жители работают на звероферме, где разводят норок и песцов, или в пошивочной мастерской — здесь шьют одежду как европейского типа, так и национальную, чаще всего из оленьего меха. В посёлке работают мотористы, механики, продавцы, санитарки. Но всё это — и почта, и магазин, и пошивочная мастерская, и звероферма, и бревенчатые рубленые дома, почти такие же, как в русских посёлках, — лишь современная «надстройка», привнесённая из России «городская цивилизация».

В основе же национального существования малых народов, их самобытности лежит как раз то, что находится не в посёлке, а в окружающих его тундре и тайге. Здесь работает не так много людей, но именно они занимаются традиционными для малых народов России видами хозяйственной деятельности. Это оленеводы, большую часть года всей семьёй живущие в тундре со стадами оленей и лишь пару раз в год заглядывающие в свои сельские дома, обычно стоящие пустыми. Это охотники, которые проводят в тайге или в тундре весь охотничий сезон, возвращаясь домой только время от времени. От одного охотничьего урочища к другому они добираются пешком, на оленях, на собаках, а в наши дни часто на моторных снегоходах. И наконец, рыбаки, в путину (в период активной ловли рыбы) живущие вдали от посёлка, «на песках», т. е. на участках берегов рек и озёр, особенно удобных для рыбной ловли. Береговые чукчи и эскимосы, промышляющие моржей, на много дней выезжают охотиться на дальние острова и мысы.

Здесь, на берегу реки или моря, в тайге и в тундре, идёт настоящая жизнь — жизнь оленеводов, рыбаков, охотников. Она идёт в значительной мере так, как шла и сто, и двести лет назад, — с соблюдением традиционных обычаев, обрядов, правил взаимоотношений между людьми. Впрочем, и тут можно увидеть много примет современности — радиостанцию, радиоприёмник, традиционный очаг иногда заменяют бензиновым примусом, на лодках установлены моторы.

Оленеводством занимаются преимущественно жители Севера (кроме эскимосов, береговых чукчей и алеутов). Саамы, ненцы, оленные чукчи, коряки, северные селькупы и ханты имеют крупные стада, для себя и на продажу получают мясо, шкуры, молоко. У других народов оленей меньше, и используются они в основном как транспортные животные. В этом случае оленей на мясо забивают редко, а питаются таёжной дичью — дикими оленями, лосями, пернатой дичью и т. д. Таков быт эвенков, эвенов, манси. Народы Приморского края — южные селькупы, юкагиры — великолепные охотники.

Охота происходит в течение всего года. Зимой охотник выходит в тайгу на широких лыжах, нехитрое снаряжение погружено на маленькие санки. Тянуть их ему почти всегда помогает собака. Охотятся обычно в одиночку, реже вдвоём или втроём. В тайге и лесотундре на определённом расстоянии друг от друга устроены охотничьи избушки — маленькие домики с печкой, где можно обогреться, переночевать, сварить еду. Уходя из такой избушки, охотник обязательно оставит чай, спички, запас дров — для следующего посетителя.

Основное занятие хантов Приобья и народов Приамурья (негидальцев, нанайцев, нивхов, удэгейцев) — рыболовство. Однако в той или иной мере как подсобным промыслом рыболовством занимаются все народы Севера.

Что нужно для того, чтобы оказаться в этом списке?

В первую очередь тебе как народу официально запрещается плодиться и размножаться в том смысле, что, пусть это прозвучит грубо, ты не должен быть более 50 000 человек. Есть ограничение по численности. Ты должен жить на территории своих предков, заниматься традиционным хозяйством, сохранять традиционную культуру и язык. Все на самом деле не так просто, не просто иметь особое самоназвание, а ты должен считать себя самостоятельным народом. Все очень-очень непросто, даже с тем же самоназванием.

Попробуем посмотреть, скажем, на алтайцев. Алтайцы сами по себе не входят в список коренных малочисленных народов. И долгое время в советской этнографии, советской науке считалось, что это единый народ, сформировавшийся, правда, из разных групп, но они сложились в единую социалистическую народность. Когда наступил конец 1980-х – начало 1990-х годов, выяснилось, что те, из кого сложились алтайцы, до сих пор помнят, что они не вполне алтайцы. Так появились на карте Республики Алтай и на этнографической карте новые этнические группы: челканцы, тубалары, кумандинцы, собственно алтайцы, теленгиты. Часть из них попала в список коренных малочисленных народов Севера. Была очень сложная ситуация – перепись 2002 года, когда властные структуры Республики Алтай очень боялись, что за счет того, что значительная часть бывших алтайцев вдруг записалась в коренные малочисленные народы, численность населения республики, то есть титульного народа, существенно уменьшится и тогда у них отберут портфели – не станет республики, и люди лишатся своих должностей. Все оказалось хорошо: в нашей стране нет такой прямой корреляции между титульной этнической группой и статусом того образования, в котором она живет, – это может быть республика, автономный округ или что-то еще.

Но, что касается этнической идентичности, ситуация гораздо сложнее. Мы сказали, что выделилось несколько групп из этих алтайцев. Но если мы возьмем каждую из них, то обнаружится, что каждая из них состоит из 5, 10, а может быть, 20 подразделений. Они называются род, или, по-алтайски, «сьок» (‘кость’), часть из них имеет очень древнее происхождение. В тот же самый 2002 год руководители родов – они называются зайсаны, – когда узнали, что ответ людей никак не скажется на статусе республики, сказали: «Ой, как хорошо. Так, может, сейчас запишемся найманами, кыпчаками (по названию рода)». То есть реально получается так, что человек в общем алтаец, но в то же время он может быть представителем какой-то этнической группы в составе алтайцев. Он может быть представителем своего рода. Если покопаться, то можно обнаружить еще более мелкие.

Современное христианское течение в Якутии

Член Института Проблем Малочисленных Народов Севера Захарова Н.Е. в своем исследовании отмечает, что нынешние православные коренные северяне склонны к дискриминации своих языческих корней, усматривая в них лишь деградацию, идолопоклонство, а также «угар национального самосознания». Так, в глазах современных христианских деятелей шаман нередко предстает объектом национального позора в силу того, что он предпочитает поклонение объектам природы поклонению единому Богу.

В связи с этим с шаманизмом ведется непримиримая борьба. Так, по мнению Захаровой Н. Е., правительство республики Саха и Якутская епархия ставят пред собой задачу по полнейшему искоренению язычества на территории, где проживают малочисленные народы севера России.

Следует отметить, что подобная борьба с шаманами ведется уже около трех веков, начиная со времен царской России. Однако северные язычники так и остались собою даже после осуществления формального крещения. Как результат, шаманизм начал постепенно проникать в русскую культурную среду. Объяснить подобное явление можно тем, что современное культурное наследие предстает в качестве преемника языческого мировоззрения. Это находит определенное подтверждение в случае рассмотрения эпохи Ренессанса — возрождения светского языческого общества из пепла темноты средневековья.

Как бы то ни было, сочетание и тесное переплетение культур традиционного христианства и шаманизма дают причудливые и интересные картины, изучение которых малочисленные народы России обеспечивают собственным существованием.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector