Народы севера и их культура

ОДЕЖДА Ч У К Ч Е Й

Холодный климат во многом определял и определяет особенности одежды чукчей. Верхняя одежда была глухой, т. е. без продольного разреза спереди или сзади. Шили её из шкур молодых оленей и нерп. Мужчины на голое тело надевали двойную меховую рубаху до колен: нижнюю — мехом внутрь, верхнюю — мехом наружу. Подол, рукава, ворот кухлянки (так называли этот вид одежды русские) обшивали собачьим или росомашьим мехом. Штаны делали также двойные: верхние из оленьего меха или тюленьей шкуры, нижние из оленьих шкур. Обувь носили с меховыми чулками. Кухлянку подпоясывали ремнём и подвешивали к нему нож и кисет. Летняя одежда и обувь была из ровдуги (замши) и нерповых шкур. В дождливую погоду чукчи, жившие на побережье, надевали непромокаемую одежду, сшитую из кишок моржа.

Даже зимой чукчи часто ходили с непокрытой головой, а шапку надевали только в дороге. Эти маленькие шапочки с наушниками оставляли открытым темя. Во время буранов спасал замшевый балахон с капюшоном.

Для грудных детей чукчи придумали специальные комбинезоны. Рукава и штанины для тепла зашивали наглухо; в штанах прорезали отверстие, которое закрывалось специальным клапаном, а на клапан клали подстилку из сухого мха или оленьей шерсти.

Чукчам была известна татуировка: нитку натирали сажей или порохом и продёргивали под кожей. Мужчины наносили рисунок (небольшие кружки) по краям рта, а женщины две прямые линии на носу и лбу и нескольких линий на подбородке. Считалось, что татуировка зашишает от злых духов, а бездетным женщинам помогает избавиться от бесплодия.

Мужчины обычно брили верхнюю часть головы, а волосы у лба и на затылке оставляли — получался обруч из волос.

Женшины чаще всего заплетали волосы в две косы, а концы их туго стягивали ремешком.

Национальный состав России – этногруппы и их численность

По годам

Информацию мы возьмем из Статистического Ежегодника, публикуемого Росстатом (число – количество):

1989 2002 2010
Русские 120187450 117066807 115570938
Татары 5536365 5610695 5528548
Украинцы 4374848 2973015 2007135
Башкиры 1348715 1689741 1649993
Чуваши 1779125 1653450 1494280
Чеченцы 902092 1374729 1489994
Армяне 533590 1142463 1231424
Аварцы 545382 823096 949996
Мордва 1076024 852129 774283
Казахи 638245 660509 674283
Азербайджанцы 336074 628572 627141
Даргинцы 353762 515342 612855
Удмурты 716367 643089 574284
Марийцы 645615 611152 569998
Осетины 403878 519697 549998
Белорусы 1210159 815838 542855
Кабардинцы 387664 525504 538570
Кумыки 278588 426791 524284
Якуты (саха) 381768 448566 497141
Лезгины 257951 415177 492856
Буряты 418618 450017 479998
Ингуши 215205 416629 462856

Как можно увидеть, русских понемногу становится все меньше, как и украинцев/беларусов, прирост населения в основном обеспечивают чеченцы, армяне, аварцы, азербайджанцы, даргинцы, кабардинцы, кумыки и ингуши.

По регионам

Таблица национального состава РФ по субъектам занимает 10 829 строк. Мы бы, конечно, могли привести ее здесь, но статья станет невероятно огромной. Поэтому мы лучше дадим вам ссылки, если нужно – скачивайте, изучайте. Скачать таблицу национального состава России по субъектам федерации с официального сайта Росстата можно тут: (.xlsx) или тут: (.pdf). Есть еще одна таблица, для Москвы и области (актуальность – 2012 год), взять ее можно здесь: .

Возрастная структура

По возрасту Росстат предоставляет такую вот таблицу:

Процент людей 60+ Коэффициент старости Процент от всех жителей Народности
Около 6 > 0,25 2,78 киргизы, таджики, турки, цыгане, чукчи, нганасаны, ненцы, чеченцы, юкагиры, ханты, тувинцы, орочи, коряки, эскимосы, азербайджанцы, долганы, кеты, узбеки, ингуши, эвенки, энцы
Около 8 0,35 2,6 табасараны, эвены, селькупы, кумыки, нaнaйцы, ульчи, даргинцы, аварцы, лезгины, алтайцы, чувaнцы, агулы, якуты, лакцы, ногaйцы
Около 12 0,65 3,82 итeльмeны, чулымцы, саами, алеуты, буряты, калмыки, казахи, хакасы, карачаевцы, кабардинцы, балкарцы, черкесы, камчадалы, армяне, башкиры, адыгейцы
Около 18 1,2 6,11 тазы, осетины, шапсуги, корейцы, марийцы, молдaвaнe, грузины, татары, грeки, чуваши
80,9 русские
Около 20 2,8 1,47 удмурты, коми, коми-пермяки, нагайбаки, немцы, мордва
Около 30 5,6 0,06 карелы/финны/вепсы
Около 40 Более 7,5 1,9 евреи/украинцы/беларусы

Здесь нужно небольшое пояснение. Доля пожилых людей указана в процентах и говорит сама за себя. Уровень старости – это отношение пожилых людей (60+) к молодым (до 14 лет), чем больше этот показатель – тем больше пожилых приходится на 1 молодого.

Примечания

  1. Федеральный закон от 20.07.2000 N 104-ФЗ (ред. от 02.02.2006) «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации»
  2. Распоряжение Правительства РФ от 08.05.2009 N 631-р «Об утверждении перечня мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации и перечня видов традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации»
  3. Пояснительная записка «К проекту Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон „Об экологической экспертизе“»
  4. Распоряжение Правительства РФ от 04.02.2009 N 132-р «О Концепции устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации»

Жилище ненцев

Как и их предки, современные представители ненецких племён строят чумы. Они представляют собой конусообразное строение, основой которого служат жерди (их должно быть ровно сорок штук). Поверх жердей укладываются оленьи шкуры, которые оберегают обитателей чума от мороза и ветра. Для покрытия оного чума в зимнее время потребуются шкуры 65-70 оленей.

Для ненцев чум – не просто жилище, где можно согреться, поесть и отдохнуть. Это – миниатюрная Вселенная, что принадлежит каждой семье. В чуме существует старинный принцип размещения вещей, порядок, который нельзя нарушать. Ненцы верят, что гармония в чуме помогает обрести мир и с окружающей действительностью.

Кроме того, по форме чума можно определить достаток семейства. Если вы увидите остроконечное строение, можете быть уверены: в нём живёт небогатая семья. У самых состоятельных ненецких родов чумы имеют тупоконечную форму.

Внутри чума у ненцев / Роберт Талипов / rgo.ru

ЖИЛИЩЕ НАРОДОВ СЕВЕРА

Оленеводы и рыбаки, как правило, кочуют и селятся по три-четыре селище почти всех народов Севера — чум. Чум представляет собой конический шатёр в несколько метров высотой. Основу его составляют 16- 20 сходящихся вершинами длинных шестов. Чум обтягивают нюками — покрывалами, сшитыми из оленьих шкур, брезента или какой-либо иной непромокаемой ткани. Шесты и ню-ки перевозят с места на место на санях, запряжённых оленями. По влажной, покрытой травой тундре сани едут и летом, безо всякого снега, только оленей запрягают больше, чем зимой, обычно по четыре.

Ставить чум считается женским делом, и две-три женщины справляются с этим меньше чем за час. Посередине чума горит костёр или стоит жестяная печка. Справа и слева от входа на плетённых из ветвей ивы подстилках, накрытых шкурами, устроены лежанки. Напротив входа — священное место, где стоит сундучок с ценностями, висят мешочки с амулетами, а у крещёных — иконы. Если печка гаснет, в чуме сразу становится очень холодно, так что спать приходится или одетыми, накрывшись шкурами, или в тёплых меховых спальных мешках.

У рыбаков чумы могут быть покрыты не шкурами, а тиской — пластинами, сшитыми из жёлто-коричневых кусков вываренной берёзовой коры. Переезжают с места на место рыбаки летом в лодках, зимой — на нартах с собачьей упряжкой, а в последние годы — на снегоходах. Эвенки кочуют на оленях.

Долганы и другие оленеводы Таймыра часто живут не в чумах, а в балках. Балок — реечный каркасный домик, обтянутый шкурами и парусиной. Внутри он похож на вагонное купе: койки в два яруса, столик, маленькая железная печка. Такой домик ставится на широкие прочные сани, и его перевозят четыре-пять оленей. Первоначально этот вид жилища изобрели русские купцы, разъезжавшие по тундре с товарами.

У чукотских и корякских оленеводов жилищем служит не чум, а яранга. Яранга гораздо шире чума, у неё более сложный деревянный каркас.

Внутри выделяют два помещения — холодное у входа (здесь готовят пишу и занимаются хозяйственными делами) и тёплое заднее. Заднюю часть целиком занимает полог — сшитый из шкур навес-балдахин, подвешенный у задней стенки. Когда полог опущен, под ним внутри тепло, и люди сидят без верхней одежды. В пологе спят. Если становится душно, доступ воздуха регулируют с помощью кожаного рукава наверху полога, он играет роль форточки.

В чуме и яранге, в кочевых условиях, можно жить достаточно комфортно, только нужно уметь обустроить быт. Современные юноши и девушки, которые с 8 до 18 лет зиму проводят в общежитиях школ-интернатов и лишь на лето возвращаются к родителям в рыбацкие и оленеводческие стойбища, плохо владеют специальными навыками, необходимыми для этого. Поэтому им зачастую трудно и не хочется включаться в традиционное хозяйство.

: С.Арутюнов.

Дальний Восток

Например, известно, что чукчи издавна жили на территории Чукотского автономного округа. Первые признаки их пребывания здесь относят к рубежу IV–III веков до н.э. Правда, есть одна тонкость – народ сформировался во внутренних районах Чукотки, где долгое время просто охотился на оленей. Климат на полуострове не менялся тысячелетиями, а экология полуострова сохранялась в первобытном виде до XVIII века, что и позволило чукчам веками жить, не меняя своих привычек. Антропологи считают, что на побережье моря чукчи вышли не так давно – в начале нашей эры («Народы и религии мира. Энциклопедия»), а оленеводами стали незадолго до появления русских, переняв этот образ жизни у своих давних врагов – коряков, аборигенов полуострова Камчатка, которые пришли в этим места из Восточной Сибири около 15 тыс. лет назад. Это было воинственное и сильное племя, прекрасно владевшее луком и стрелами. Чукч в России сейчас прживает 15 908, а коряков – 7953.
К этому же времени (XIII век до нашей эры) антропологи относят появление на территории России древнего народа айны, чье происхождение до сих пор вызывает жаркие споры ученых: одни считают, что они пришли на Дальний Восток из Полинезии, другие – что из Сибири, а третьи доказывают европейское происхождение. Айны действительно резко отличаются от монголоидных народов Востока России – они имеют густые волосы, европейские черты лица, белую кожу, а у мужчин наблюдается сильное оволосение лица и тела. Кстати, айны являются настоящими аборигенами Японии; в России айнов всего 109 человек, они живут на юге Камчатки.

Работа и промысел

У некоторых народов Севера развит китобойный промысел. Но им занимаются лишь чукчи, эскимосы. Очень популярный вид дохода — зверофермы. На них разводят песцов, норок. Их продукцию используют в пошивочных мастерских. Из них делают как национальную, так и европейскую одежду.

В селах есть механики, продавцы, мотористы, санитарки. Но большинство оленеводов, рыболовов, охотников. Семьи, которые этим занимаются круглый год, живут в тайге, на берегах рек и озер. Они изредка заезжают в села, чтобы закупить различные продукты, товары первой необходимости или отправить почту.

Охота — круглогодичный промысел. Народы крайнего Севера России зимой охотятся на лыжах. Они берут с собой маленькие санки для снаряжения, везут их в основном собаки. Чаще охотятся в одиночку, редко — в компании.

Традиционные занятия

Появление русских на ненецких землях значительно повлияло на уклад жизни и культуру племён. Однако основные традиционные занятия остались прежними. К ним причисляют оленеводство, охоту и рыболовство. Издавна жизнь народа неразрывно связана с оленями. Об этом красноречиво говорит самоназвание ненцев, что именуют себя “детьми оленя”.

Олени – не только источник пищи для людей, но и верные товарищи, без которых выжить в суровых северных условиях невозможно. Ненцы ездят на оленьих упряжках, используют оленьи шкуры в качестве утепления жилища и одежды, готовят множество блюд из оленины.

Даже сегодня на ненецких землях распространена традиция класть младенца в люльку, устланную мхом, а затем накрывать малыша шкурой оленя. Считается, что такой обряд помогает ребёнку защититься от тёмных сил и болезней, наделяет младенца силой и здоровьем. Олень действительно был и остаётся священным животным ненцев.

Ненцы у чума, 1913 годМестонахождение: Национальная библиотека Норвегии

Спросили жителей

Программа рассчитана на пять лет – на нее «Норникель» запланировал 2 млрд рублей. Она включает поддержку традиционных видов деятельности, защиту исконной среды обитания, а также финансирование жилищных, медицинских, инфраструктурных, туристических социо-культурных проектов. Все это было заложено в программу при непосредственном участии сообществ населения Таймыра.

Этим летом в Заполярье прошла этнологическая экспедиция. Ее участники провели больше 100 интервью и опросов представителей коренных народов. Благодаря этому определили приоритетные задачи, среди которых — создание сезонных рабочих мест в таких областях, как туризм, оленеводство, рыболовный и охотничий промысел.

Участники этнологической экспедиция провели больше 100 интервью и опросов представителей коренных народов. Фото: Норникель

«Мы совместно сформировали новые системные меры поддержки коренных народов, проживающих на территории Таймыра, которые сегодня закрепляются в форме соглашения, — говорит вице-президент «Норникеля» по федеральным и региональным программам Андрей Грачев. — В разработанную программу вошли более 40 мероприятий. Она, прежде всего, предусматривает развитие экономической деятельности КМНС и воспроизводство ресурсов, которые являются материальной базой традиционного хозяйствования и основой сохранения коренных этносов. Эта программа не искусственная, мы специально ездили на Таймыр, вели переговоры с общинами, выясняли их нужды. Мы понимаем что нужно, составили план и сейчас будем его выполнять. «Норникель» традиционно взаимодействует с организациями, представляющими интересы КМНС в регионах операционной деятельности, обеспечивая прозрачность принятия решений и максимальную эффективность реализации совместных проектов».

Права коренных малочисленных народов России

Следует сказать, что проблемой малочисленных народов занимаются во всем мире

Согласно резолюции Генеральной Ассамблеи ООН (1993 г.) , представителям малых этносов, необходимо уделять большое внимание. Это связано с многочисленными проблемами: экономическими, социальными, этнографическими, культурными

Особенно остро они встали в России из-за перемен в стране на протяжении всего 20-го века – революция, период репрессий, войны. Таким образом, в Конституции нашей страны был провозглашены гарантии прав и свобод коренным малым народам. Об этом можно прочитать в статьях 20, 28 и 72.

Так же, существует закон федерального уровня – О гарантиях прав коренных народов России, принятый в 1999 г. В частности, статья 8 говорит о правах малочисленных народов. Здесь нужно выделить следующий момент – малые этносы поддерживаются государством, дабы защитить их исторические земли, традиции и обычаи, хозяйственную и промысловую деятельность. В соответствии с этим, малые коренные народы получают право пользоваться землями, полезными ископаемыми, растительным и животным миром в тех местах, которые считаются их исторической Родиной. Все это предоставляется им государством совершенно безвозмездно. Кроме этого, выделим права:

  • контроль использования недр своих исконных земель;
  • следить за исполнением нормативных актов и законов РФ в отношении территорий, на которых они проживают;
  • строить и реконструировать хозяйственные, производственные и бытовые объекты;
  • получать от государства материальные довольствия и денежные средства для осуществления социального, экономического и культурного развития народа;
  • возможность участвовать в государственном и местном самоуправлении;
  • выдвигать своих представителей для делегирования прав во властные структуры;
  • право на возмещение убытков, причиненных природе на исконных территориях;
  • получать помощь от государства на реформирование социальных сфер.

Кроме этого, отметим, что малым коренным народом дается возможность проходить гражданскую службу вместо военной, создавать органы самоуправления, пользоваться защитой в судах. Следовательно, малочисленные народы РФ имеют ряд преимуществ и льгот, закрепленных на законодательном уровне.

Коренные народы Дальнего Востока России

Коренные народы, проживающие сегодня на Дальнем Востоке, довольно малочисленны, многие их представители находятся на грани вымирания. Есть и такие, которые давно исчезли. Отличаются этносы этих земель особой культурой, которая обусловлена суровыми условиями жизни. Их внешность относится к монголоидной расе северных территорий, отличить их друг от друга достаточно проблематично. Отметим, что многие из этносов ДВ не имеют территориальных автономных образований.

В Дальневосточный край входят Хабаровская и Магаданская области, Чукотский округ, Якутия и Еврейская автономная область. В Приморье – Камчатский край, Сахалин, Приморский край, регионы, имеющие прямой выход к морям.

Список народов Дальнего Востока: 

алеуты (унганы), кереки, долганы,, негидальцы, коряки, нанайцы (гольды), юкагиры (одулы), ительмены (камчадалы), нивхи, ороки, тазы, орочи, ульчи, чукчи, чуванцы (этели), эвены (тунгусы-ламуты), эскимосы (инуиты), юкагиры (одулы).

Места традиционного проживания и виды традиционной хозяйственной деятельности

Перечень мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности и перечень видов традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов Севера утверждены Правительством Российской Федерации. Культурно освоенный ареал с маршрутами кочёвок оленеводов, сезонными маршрутами охотников, собирателей, рыболовов, священными, рекреационными местами и прочее, который обеспечивает их традиционный образ жизни, крайне обширный: от долган и нганасан на полуострове Таймыр до удэгейцев на юге России, от алеутов на Командорских островах до саамов на Кольском полуострове.

Согласно перечню видов традиционной хозяйственной деятельности к ним относятся:

  • Животноводство, в том числе кочевое (оленеводство, коневодство, яководство, овцеводство).
  • Переработка продукции животноводства, включая сбор, заготовку и выделку шкур, шерсти, волоса, окостенелых рогов, копыт, пантов, костей, эндокринных желез, мяса, субпродуктов.
  • Собаководство (разведение оленегонных, ездовых и охотничьих собак).
  • Разведение зверей, переработка и реализация продукции звероводства.
  • Бортничество, пчеловодство.
  • Рыболовство (в том числе морской зверобойный промысел) и реализация водных биологических ресурсов.
  • Промысловая охота, переработка и реализация охотничьей продукции.
  • Земледелие (огородничество), а также разведение и переработка ценных в лекарственном отношении растений.
  • Заготовка древесины и недревесных лесных ресурсов для собственных нужд.
  • Собирательство (заготовка, переработка и реализация пищевых лесных ресурсов, сбор лекарственных растений).
  • Добыча и переработка общераспространённых полезных ископаемых для собственных нужд.
  • Художественные промыслы и народные ремесла (кузнечное и железоделательное ремесло, изготовление утвари, инвентаря, лодок, нарт, иных традиционных средств передвижения, музыкальных инструментов, берестяных изделий, чучел промысловых зверей и птиц, сувениров из меха оленей и промысловых зверей и птиц, иных материалов, плетение из трав и иных растений, вязание сетей, резьба по кости, резьба по дереву, пошив национальной одежды и другие виды промыслов и ремесел, связанные с обработкой меха, кожи, кости и других материалов).
  • Строительство национальных традиционных жилищ и других построек, необходимых для осуществления традиционных видов хозяйственной деятельности.

Сдерживающие факторы устойчивого развития

Положение малочисленных народов Севера в последние десятилетия осложнено неприспособленностью их традиционного образа жизни к современным экономическим условиям. Низкая конкурентоспособность традиционных видов хозяйственной деятельности обусловлена малыми объёмами производства, высокими транспортными издержками, отсутствием современных предприятий и технологий по комплексной переработке сырья и биологических ресурсов.

Кризисное состояние традиционных видов хозяйственной деятельности привело к обострению социальных проблем. Уровень жизни значительной части граждан из числа малочисленных народов Севера, проживающих в сельской местности или ведущих кочевой образ жизни, ниже среднероссийского. Уровень безработицы в районах Севера, где проживают малочисленные народы Севера, в 1,5—2 раза превышает средний по Российской Федерации.

Интенсивное промышленное освоение природных ресурсов северных территорий Российской Федерации также существенно сократило возможности ведения традиционных видов хозяйственной деятельности малочисленных народов Севера. Из традиционного хозяйственного оборота изъяты значительные площади оленьих пастбищ и охотничьих угодий. Часть используемых прежде для традиционных промыслов рек и водоёмов в связи с экологическими проблемами потеряли своё рыбохозяйственное значение.

6 ноября 2019 года по требованию Минюста РФ Мосгорсуд ликвидировал правозащитную организацию Центр содействия коренным малочисленным народам Севера (ЦСКМНС). Минюст заявил, что центр «неоднократно нарушал законодательство» об НКО. Глава центра Родион Суляндзига связывает претензии с тем, что представители НКО неоднократно рассказывали «на международных площадках» о проблемах коренных жителей Арктики (включая конфликт между коренными народами Арктики и российскими нефтяниками).

Нарушение традиционного уклада жизни в 1990-е годы привело к развитию целого ряда заболеваний и патологий среди представителей малочисленных народов Севера. Значительно выше среднероссийских показателей среди этих народов показатели младенческой (в 1,8 раза) и детской смертности, заболеваемости инфекционными заболеваниями и алкоголизмом.

Правовая и политическая позиция

Интерес государства к малочисленным этническим группам и их культуре стал особенно очевиден в первые годы существования Советского Союза; В 1926/27 году советские власти попытались получить представление о жителях и культурах севера Сибири . Однако вскоре после этого на первый план вышли меры по сохранению власти в советской системе.

Текущая ситуация такова:

Статья 69 Конституции РФ гласит:

Российский закон «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» от 30 апреля 1999 г. определяет народы севера как

Это влияет на четыре различных аспекта:

  1. Район поселения
  2. образ жизни
  3. размер группы и
  4. самооценка

По словам Донахью / Халемба, тот факт, что российская правовая норма определяет коренные народы как исключительно «традиционный» образ жизни без какого-либо определения этого термина, является особенно проблематичным. Таким образом, теоретически человек может потерять свою принадлежность к коренным народам севера, приняв городской образ жизни. Аналогичным образом, эмиграция из традиционной среды обитания может иметь такие же последствия. Явно противоречащим « признанному в Организации Объединенных Наций, числовой верхний предел в 50 000 человек является результатом исторического развития, но более крупные этнические группы, такие как тувинцы , буряты и якуты, произвольно из признания за исключением «коренных народов».

Хотя в российской конституции не уточняются особые права и привилегии коренных народов, существующие федеральные законы предоставляют ряд привилегий для традиционно действующих общин коренных народов:

  • Освобождение от налога на имущество;
  • Право на создание общчины, то есть совместных предприятий, основанных на коренных семьях или племенах;
  • Привилегированный доступ к природным ресурсам (лес, животный мир, рыбные запасы);
  • Возможность компенсации за добычу полезных ископаемых на своих участках;
  • Возможность пройти альтернативную гражданскую службу вместо военной;
  • Возможность досрочного выхода на пенсию.

Однако этим привилегиям угрожают различные недавние законодательные инициативы. Экономически либеральный курс, проводимый министром финансов Германом Грефом, особенно противоречит правам коренных народов . В ревизиях почвенного (земельный кодекс / земельный кодекс), лесного (лесной кодекс / лесной кодекс) и водного кодексов (Водный кодекс / водный кодекс) предусмотрены долгосрочные договоры аренды частных и коллективных хозяйств для частных и естественных хозяйств. до положения, при котором они вынуждены платить государству рыночные цены за использование своих традиционных средств к существованию.

Самым важным политическим представительством коренных народов Сибири является RAIPON , расположенный в Москве. Номинально все представители коренных народов севера являются членами этой организации.

Их политическое влияние ограничено. В то время как еще несколько представителей северных народов можно найти в последнем Верховном Совете в СССР и в первой Государственной Думе в Российской Федерации , так как парламентские выборы в 2004 году не членов этих этнических групп были найдены в любом Совет Федерации или Государственная Дума.

Представители RAIPON призывают к созданию федерального агентства, например, министерства по делам коренных народов. Однако успех их претензии очень сомнительный.

ОДЕЖДА Ч У К Ч Е Й

Холодный климат во многом определял и определяет особенности одежды чукчей. Верхняя одежда была глухой, т. е. без продольного разреза спереди или сзади. Шили её из шкур молодых оленей и нерп. Мужчины на голое тело надевали двойную меховую рубаху до колен: нижнюю — мехом внутрь, верхнюю — мехом наружу. Подол, рукава, ворот кухлянки (так называли этот вид одежды русские) обшивали собачьим или росомашьим мехом. Штаны делали также двойные: верхние из оленьего меха или тюленьей шкуры, нижние из оленьих шкур. Обувь носили с меховыми чулками. Кухлянку подпоясывали ремнём и подвешивали к нему нож и кисет. Летняя одежда и обувь была из ровдуги (замши) и нерповых шкур. В дождливую погоду чукчи, жившие на побережье, надевали непромокаемую одежду, сшитую из кишок моржа.

Даже зимой чукчи часто ходили с непокрытой головой, а шапку надевали только в дороге. Эти маленькие шапочки с наушниками оставляли открытым темя. Во время буранов спасал замшевый балахон с капюшоном.

Для грудных детей чукчи придумали специальные комбинезоны. Рукава и штанины для тепла зашивали наглухо; в штанах прорезали отверстие, которое закрывалось специальным клапаном, а на клапан клали подстилку из сухого мха или оленьей шерсти.

Чукчам была известна татуировка: нитку натирали сажей или порохом и продёргивали под кожей. Мужчины наносили рисунок (небольшие кружки) по краям рта, а женщины две прямые линии на носу и лбу и нескольких линий на подбородке. Считалось, что татуировка зашишает от злых духов, а бездетным женщинам помогает избавиться от бесплодия.

Мужчины обычно брили верхнюю часть головы, а волосы у лба и на затылке оставляли — получался обруч из волос.

Женшины чаще всего заплетали волосы в две косы, а концы их туго стягивали ремешком.

Культура

Праздники

  • День оленевода
  • День Оленя — праздник оленеводов в Ненецком автономном округе.
  • День саамского флага — официальный международный день саамского флага.
  • День Хоомея — праздник, посвящён искусству горлового пения.
  • Древо жизни — национальный праздник вепсского народа, проходящий летом.
  • С 1969 года в последнее воскресенье января отмечается общенародный праздник народов Севера – «Здравствуй, Солнце!».
  • Медвежий праздник — центральный обряд культа медведя, широко распространённого среди северных народов.
  • Международный день саамов
  • Наадым — тувинский национальный праздник животноводов.
  • Праздник Севера — спортивные соревнования по зимним видам спорта.
  • Цаган Сар — праздник монгольских и некоторых тюркских народов (например, тувинцев-тоджинцев) в честь начала весны.
  • Шагаа — тувинский Новый Год по лунно-солнечному календарю.

Литература

  • Вепсская литература
  • Ительменская литература
  • Корякская литература
  • Мансийская литература
  • Нанайская литература
  • Нивхская литература
  • Тувинская литература
  • Удэгейская литература
  • Ульчская литература
  • Хантыйская литература
  • Чукотская литература
  • Эвенская литература
  • Эскимосская литература

Ремёсла и промыслы

  • Корневатик — плетёный сосуд, изготовляемый из кедрового корня и черёмухового прута у хантов и манси.
  • Леуку — большой тяжёлый нож, используемый саамами в быту.
  • Нухуко — традиционная детская игрушка ненцев, кукла, в основу которой положен птичий клюв.
  • Паренский нож — разновидность традиционного северного ножа, изготавливаемая коряками.
  • Чукотская резная кость — фигурки из моржового клыка, гравированные и рельефные изображения на моржовых клыках.

Почему исчезают народы Севера

Малочисленные нации отличаются не только своей низкой численностью, но и бытом. Народы Европейского Севера России сохраняют свою бытность только в своих селениях. Стоит человеку уехать и со временем он переходит в другую культуру. На земли Северных народов приезжает мало переселенцев. А дети, вырастая, практически все уезжают.

Народы Севера России – это в основном местные (автохтонные) этносы от Запада (карелы, вепсы) до Дальнего Востока (якуты, чукчи, алеуты и т. д.). Их численность населения в родных местах не растет, несмотря на высокую рождаемость. Причина — почти все дети вырастают и уезжают из северных широт на Большую землю.

Для того чтобы такие народы сохранились, необходимо помогать их традиционному хозяйству. Пастбища для оленей быстро исчезают по причине добычи газа и нефти. Хозяйства теряют рентабельность. Причина — дорогой корм и невозможности выпаса. Загрязнение вод влияет на рыболовство, которое становится менее активным. Малые народы Севера России исчезают очень стремительно, их общая численность составляет 0.1% от населения страны.

Этнический состав

Основа национального состава России – это, разумеется, русские. Этот народ происходит своими историческими корнями из восточных славян, которые проживали на территории Руси с древнейших времен. Значительная часть русских существует, конечно, в России, однако большие прослойки есть в ряде бывших союзных республик, в США. Это самая значительная европейская этническая группа. На сегодняшний момент в мире проживает более ста тридцати трех миллионов русских.

Русские – титульный народ нашей страны, его представители доминируют в значительном числе регионов современного российского государства. Разумеется, это приводило к побочным следствиям. Распространение этой нации на протяжении нескольких столетий на обширной территории в ходе исторического развития привело к образованию диалектных, а также отдельных этнических групп. Например, на побережье Белого моря живут поморы, составляющие субэтнос местных карелов и приехавших в прошлом русских.

Далее по количеству населения идут татары, правда, с большим отрывом, а также другие народы.

Из числа более сложных этнических объединений можно отметить группы народов. Самую крупную группу народов представляют славяне, главным образом из восточной подгруппы.

В совокупности же в России проживают представители девяти больших языковых семей, сильно расходящиеся по языку, культуре, быту. За исключением индоевропейской семьи, они в основном имеют азиатское происхождение.

Таков приблизительный этнический состав населения России на сегодняшний день по официальным данным. Что можно сказать определенно, так это то, что наша страна отличается значительным многообразием национальностей.

КУХНЯ НАРОДОВ СЕВЕРА

Традиционная кухня соответствует требованиям климата, хотя непривычного к ней человека может привести в смятение. Рыба и мясо — основная пища. Когда они свежие, их охотно едят в сыром виде, лишь чуть-чуть присаливая; пьют свежую, ещё тёплую оленью кровь. Но нужно быть уверенным, что рыба и мясо не заражены личинками глистов. В оленине, лучших сортах рыбы (таких, как чир, муксун, нельма, белорыбица) их, как правило, нет, но тюлени, медведи, частиковая рыба (щука, язь, карась) могут быть заражены. Их едят либо варёными, либо после длительного провяливания; жарить мясо и рыбу у северян не принято. Топлёный тюлений (нерповый) жир могут пить чашками, на нём пекут лепёшки и в него, как в соус, макают куски мяса.

Хотя сырое или полусваренное мясо содержит все необходимые витамины, жители Севера остро ощущают нехватку растительной пищи. Летом женщины выходят в тундру собирать дикорастущие травы и ягоды. Ягод в тундре немереное количество — морошка, голубика, клюква, брусника, водяника… Их едят свежими, а также заготавливают на зиму. И ягоды, и съедобные травы (дикий щавель и лук, молодые листья полярной ивы) консервируют в кожаных мешках — бурдюках, залив растопленным жиром. Зимой их используют как приправу к мясу. Моржатина, мелкими кусочками тушенная в жиру с листьями ивы, — блюдо, которое сделало бы честь самому изысканному столичному ресторану. Однако в ресторанах её не найдёшь, а вот китовые котлеты и варёная китовая кожа (её можно есть и сырой) в местных столовых иногда бывают. Десятки блюд получаются из разных частей моржа: варёный язык, варёные кишки, студень из ластов, кровяные клёцки, вяленое мясо с жиром и т. д.

В тундре и тайге в изобилии растут грибы — сыроежки, маслята, подберёзовики. Олени очень любят грибы, и в грибных местах их трудно пасти — в поисках лакомства они разбредаются во все стороны. Местные жители грибов, по традиции, не едят. Впрочем, во второй половине XX в., под влиянием русских, их стали сушить и солить про запас и на продажу.

В питании народов Севера начиная с 30-40-х гг. XX в. произошли существенные перемены. Сегодня даже оленеводы и охотники и дня не могут прожить без хлеба, крупы, чая, соли, сахара. Привычка к сладкому влияет на здоровье детей и молодёжи: раньше у местных жителей совсем не было кариеса, а сейчас им страдают многие с раннего возраста.

Шорцы

насчитается около 14 тысяч шорцев. Это тюркоязычная народность, имеющая свой язык, шорский. В Российской империи было принято считать шорцев православными. Но на самом деле это не так. Даже сейчас шорцы активно практикуют шаманизм, верят в духов и свято чтут культ предков.

По представлениям шорцев, весь мир разделен на 3 ипостаси. Первая — материальный мир, в котором мы все обитаем. Вторая — мир злых духов. Третья — земля Ульгеня. Она состоит из 9-ти небес. На высшем обитает верховное божество Ульгень. Он сотворил наш видимый мир вместе со своим злым братом Эрликом. Ульгень и Эрлик являются двумя противоположными божествами, подобно Тору и Локи в скандинавской мифологии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector