Что такое муниципальная собственность? права, объекты

Признание и регистрация права собственности

Регистрация права собственности осуществляется уполномоченными органами службы Росреестра, территориальные подразделения которой расположены в каждом субъекте РФ. Представить документы для проведения регистрации можно не только напрямую через должностных лиц Росреестра. но и через систему Многофункциональных центров.

Для признания и регистрации права необходим следующий комплект документов:

  • договор, в котором зафиксирован переход прав;
  • договор приватизации;
  • акт властных органов;
  • технический или межевой план;
  • документы о ранее зарегистрированном праве (выписка из ЕГРН или свидетельство).

По итогам проверки представленных документов сведения о подтверждении права собственности будут внесены в ЕГРН.

Совет специалиста. Если право собственности подтверждалось в судебном порядке, в органы Росреестра будет необходимо представить решение, вступившее в законную силу.

Понятие права собственности

Юридические основы права собственности зафиксированы в разделе II Гражданского кодекса РФ, который предусматривает общие правила возникновения, прекращения и перехода указанного права. Содержание права собственности раскрыто в ст. 209 ГК РФ и характеризуется следующими особенностями:

  • собственник обладает правами владения, пользования и распоряжения имуществом;
  • собственником могут осуществляться любые действия с имуществом, не вступающие в противоречие с нормативными правовыми актами, а также не нарушающие законные интересы третьих лиц;
  • оборот отдельных объектов права собственности может быть ограничен нормами федерального законодательства.

Права каждого собственника подлежат защите на равных основаниях, в том числе в судебном порядке.

Комментарий эксперта. Защита прав собственника включает в себя и возможность истребования имущества из чужого незаконного владения. Данная процедура предусмотрена статьей 301 ГК РФ.

Юридическое понятие права собственности

Регулирование и защита права собственности осуществляется на основании следующих актов:

  • Гражданский кодекс РФ;
  • Земельный кодекс РФ;
  • Жилищный кодекс РФ;
  • Федеральный закон № 218-ФЗ.

Отдельные вопросы, возникающие в процессе судебной защиты права собственности, нашли отражение в Постановлении Пленума ВС РФ № 10 и Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010 № 10/22.

Юридическое понятие права собственности связано с основаниями его возникновения и подтверждения. Имущество может быть приобретено в собственность только законным способом, завладение неправомерными действиями не может порождать возникновение права.

Право собственности на объекты недвижимого имущества подлежат государственной регистрации в силу ч. 6 ст. 1 Федерального закона № 218-ФЗ. В отношении движимого имущества проведение процедуры государственной регистрации не требуется.

Простым языком

Наличие права собственности на имущество, прежде всего, позволяет распоряжаться им любыми способами, разрешенными законом. В этом заключается отличие собственности от других вещных прав, которые дают возможность только владеть и пользоваться имуществом.

В перечень практических действий, которые статья 209 ГК РФ включает в понятие распоряжения, входят:

  • продажа имущества третьим лицам за цену и на условиях, устраивающих собственника;
  • совершение безвозмездных сделок по усмотрению собственника (например, дарение);
  • передача имущества во временное владение, пользование или ограниченное распоряжение третьим лицам;
  • использование имущества в качестве залога для обеспечения обязательств.

Установление законным способом права собственности на конкретную вещь или объект дает возможность установить защиту от необоснованных претензий со стороны третьих лиц.

Право муниципальной собственности

На территории МО проживают граждане, которые объединены общими интересами, касающимися решения вопросов территориального характера. Население имеется в любом муниципальном образовании. Реализация власти на местах осуществляется напрямую гражданами либо через уполномоченные органы. Последние, в свою очередь, действуют в интересах населения и в соответствии со сложившимися на территории традициями. В данном случае присутствует 2 ключевых элемента:

  1. Участие населения в решении административных вопросов.
  2. Работа уполномоченных органов в интересах граждан.

П. 2 ст. 28 ФЗ, регламентирующего организацию деятельности местной власти, указывает на то, что самоуправление выступает как выражение воли населения, составляя, таким образом, один из элементов основы конституционного строя страны. Это значит, что право муниципальной собственности в первую очередь распространяется на граждан. Второстепенными субъектами выступают местные органы власти. Ими осуществляется непосредственное управление муниципальной собственностью.

Формы собственности по Конституции РФ

Законодательство Российской Федерации предусматривает определенную классификацию имущества. В Гражданском кодексе РФ закреплено несколько форм собственности, которые существуют на равных правах:

  • государственная;
  • муниципальная;
  • частная;
  • общественная.

Государственная

Государственная собственность включает имущество, ценности и материальные блага, которые принадлежат определенному субъекту государства, либо государству в целом. Это может быть изъятое из оборота имущество, а также объекты, на территории которых размещены органы власти, к примеру, здание Государственной Думы, правительственные комплексы, министерства, суды. К государственной собственности относят разные типы оборонных предприятий, транспорта, связи, промышленности, добычи полезных ископаемых таких, как нефть, уголь, газ.

Виды государственной собственности:

  • федеральная собственность;
  • имущество субъектов страны;
  • собственность государственных структур таких, как республики, края, области.

Муниципальная

К данной категории относят имущество, которое принадлежит муниципалитету или муниципальному образованию.

Муниципалитет — в какой-то степени независимое от государства общественное образование, в основе которого принципы гражданского общества и самоуправления. Данные органы действуют исключительно в интересах населения страны, проживающего на определенной территории.

Общественная

Форму общественной собственности подразделяют на несколько категорий:

  1. Коллективная собственность, сформированная в результате распределения имущества между участниками коллектива на каком-либо предприятии, ЗАО в виде закрытого акционерного общества.
  2. Государственная собственность принадлежит всем членам общества, реализацию и присвоение собственности осуществляет государственный аппарат. С помощью хозяйственных субъектов государственной собственности реализуют отношения распоряжения этим имуществом.
  3. Общественная собственность предполагает, что общественное состояние прямо, непосредственно и одновременно всем и каждому в отдельности. В Российской Федерации данная форма собственности закреплена в Конституции и является формой без содержания.

Частная

Частной собственностью называют несколько разных видов имущественных отношений, включая:

  1. Единичную собственность, в отношении которой действия совершает физическое или юридическое лицо. К примеру, владелец частной компании вправе использовать труд родственников или наемных рабочих.
  2. Партнерская собственность объединяет в той или иной форме имущество, капитал, несколько организаций или граждан, которые осуществляют общую предпринимательскую деятельность.
  3. Исходя из типа партнерской собственности, выделяют ООО (общество с ограниченной ответственностью), ОДО (общество с дополнительной ответственностью).
  4. Корпоративная собственность основана на функционале капитала, образована за счет свободной продажи титулов собственной акции открытого акционерного общества.

Какие функции выполняет собственность?

Функциями собственности являются:

  • экономическое закрепление производственно-хозяйственных ресурсов, жизненных благ за конкретными собственниками, которые являются субъектами хозяйствования, и гражданами;
  • экономическое соединение работников со средствами производства и обеспечение их производительного функционирования;
  • возбуждение и обеспечение непрерывного функционирования экономических интересов субъектов собственности, их заинтересованности в высоких результатах производственно- хозяйственной деятельности;
  • обеспечение прав и свобод каждой личности, экономической самостоятельности, суверенности государства и всех хозяйствующих субъектов.

Регистрация недвижимости

Процедура регистрации осуществляется по правилам, регламентированным Федеральным законом № 218-ФЗ. Регистрационные мероприятия заключаются в проведении следующих этапов:

  • подача заявления в орган Росреестра или Многофункциональный центр;
  • проверка представленных сведений должностными лицами Росреестра;
  • внесение сведений о возникновении или переходе права в ЕГРН;
  • выдача готовых документов заявителям.

При обращении за регистрацией необходимо учитывать требование об уплате госпошлины и сроках проведения необходимых действий.

Госпошлина, стоимость услуг

На стадии проведения регистрационных действий с объектами недвижимости, заявители должны уплатить обязательную государственную пошлину.

Размер государственной пошлины за регистрацию регламентирован в ст. 333.33 НК РФ и составляет:

  • для граждан – 2000 рублей;
  • для отдельных категорий заявителей и объектов права – 350 рублей;
  • для организаций – 22000 рублей.

Помимо этого, специальные размеры госпошлин установлены в ст. 333.33 НК РФ для регистрации долей в общем праве, залога на объекты недвижимости и т.д.

Комментарий специалиста. В случае отказа в регистрации права собственности, уплаченная государственная пошлина не подлежит возврату. При повторном обращении в органы Росреестра потребуется представить новый платежный документ об уплате госпошлины.

Документы

Для государственной регистрации права собственности необходимо представить следующие документы:

  • заявления на проведение регистрационных действий;
  • документы, удостоверяющие личность заявителей и их полномочия;
  • документы, выступающие основанием для регистрации;
  • технический или межевой план для вновь создаваемых объектов недвижимости;
  • кадастровый паспорт;
  • свидетельство о праве или о наследстве, выписка из ЕГРН;
  • документ, подтверждающий уплату госпошлины.

О приеме документов заявителям выдается расписка, в которой фиксируется дата и время получения готового результата регистрации.

Совет специалиста. Обращение с документами напрямую в органы Росреестра позволит сократить срок регистрации на 2 дня. При необходимости срочно зарегистрировать право собственности рекомендуется воспользоваться именно этим способом.

Сроки

С принятие Федерального закона № 218-ФЗ существенно изменились сроки проведения регистрационной процедуры. В зависимости от способа обращения за регистрацией права собственности, продолжительность оформления документов составит:

  • через органы Росреестра – не более 7 дней;
  • через Многофункциональные центры – не более 9 дней.

Течение указанных сроков начинается с момента представления заявления на регистрацию в один из указанных органов.

Процесс формирования

Процесс формирования собственности непосредственно зависит от объекта, его целей и назначения. В соответствии с экономической теорией, имущество может считаться полезным только тогда, когда приносит его владельцу пользу и выгоду.

Частные ценности формируются следующим образом:

  • приобретение физическим или юридическим лицом определенного имущества,
  • отторжение государственных объектов в пользу частных лиц,
  • создание собственного предприятия посредством объединения нескольких граждан.

В капиталистическом обществе частное имущество играет наиболее важную роль в экономике, поэтому государство все чаще старается отказываться от своей собственности, передавая ее в руки частников.

Формирование государственной собственности:

  • возведение объекта за федеральные средства,
  • национализация социально полезных организаций,
  • покупка контрольного пакета акций у предприятия.

Развитое государство старается максимально отдалиться от частных предприятий. Национализация в современных реалиях — редкое явление.

Общественная собственность формируется за счет распределения прав владения между членами коллектива на определенном предприятии. Как правило, при таком подходе образуется закрытое акционерное общество.

Муниципальные ценности появляются:

  1. Специальными способами — денежные поступления от приватизации, местные налоги, административные штрафы и плата за эксплуатацию природных ресурсов.
  2. Общегражданскими — создание имущества за счет муниципальных средств или приобретение собственности у частных лиц.

Главная задача муниципальной собственности — она должна выполнять конкретные цели, необходимые для нормального функционирования поселения.

Структура муниципальной собственности

В целом, данный вид собственности состоит из объектов имущества определенного территориального образования, играющих главную роль в его жизнеобеспечении, сохранении культурного наследия и традиций, а также служащих для удовлетворения потребностей его жителей. Так, к числу объектов муниципальной собственности можно отнести местные бюджетные средства, муниципальные здания и учреждения, бюджетные или внебюджетные фонды и многое другое. В целом, все ее объекты можно разделить на 2 основные группы. В первую входят объекты муниципального имущества, переданные местным органам самоуправления во владение и пользование, а также зафиксированные за муниципальными предприятиями и учреждениями. Вторая же состоит из казны муниципального образования, которая находится в непосредственном его ведении и в тоже время не числится закрепленной за муниципальными предприятиями и учреждениями.

Первая группа выполняет, в основном, социально-общественные и производственные задачи, связанные с такими сферами деятельности, как образование, культура, медицина и т. п. Составная часть этой группы содержит муниципальные предприятия унитарного типа, а также прочие местные предприятия и учреждения. Это могут быть библиотеки, театры, школы, больницы и т. д.

На вторую группу, в свою очередь, возлагаются задачи касательно удовлетворения потребностей общества, которое находится и проживает на данной территории, а также обеспечение финансирования деятельности органов самоуправления на местах. К данной группе относятся деньги местного бюджета, конкретно имущество органов самоуправления на местах, муниципальные земли и т. п. Муниципальная казна складывается из средств местного бюджета, а также с помощью незакрепленных муниципальных объектов.

Таким образом, муниципальная собственность — одна из основных форм публичной собственности, находящаяся под защитой государства. В тоже время государственной собственностью она не является. К ее основным функциям можно отнести содействие решению различного рода проблем и вопросов на уровне муниципальных образований, воспроизводство и удовлетворение потребностей населения. К тому же муниципальная собственность необходима как для выполнения муниципальными властями их функций и задач, так и для функционирования органов самоуправления на местах и муниципальной системы в целом. Из этого можно сделать вывод, что данный вид собственности является ключевым атрибутом муниципальной власти.

Какие земли принадлежат

Муниципалитету могут принадлежать любые угодья, находящиеся на его территории. Согласно п.1 ст.19 ЗК РФ, по происхождению права земли бывают:

  • Переданные в соответствии с региональными или государственными актами.
  • Полученные при разграничении государственных наделов.
  • Приобретенные местными властями.
  • Полученные местными властями безвозмездно.

В последнем случае муниципальному органу могут предоставляться земельные наделы из государственного или регионального фонда для выполнения целевых программ или изменения границ региона. К таковым не относятся земли, полученные у физических или юридических лиц посредством судебного взыскания, а также отказные и выморочные участки.

В муниципальной собственности находятся земельные участки:

  • Поселений (таких насчитывается порядка 95% и выше от всей площади образования).
  • Сельскохозяйственного назначения.
  • Промышленные.
  • Стратегического и оборонного назначения, расположенные на закрытых участках, которые находятся в ведении МО РФ.

Процедура разграничения муниципальной собственности на землю

Под разграничением земель понимается отнесение конкретного земельного надела к федеральной, региональной или муниципальной собственности.

Разграничение федеральных земель происходит путём принятия постановлений правительства РФ о таком разграничении, а также федеральных законов, изменяющих границы субъектов федерации.

Формирование права муниципальной собственности в результате разграничения может осуществляться как путём принятия федеральных законов, так и постановлениями региональных органов власти.

Муниципальные земли, в свою очередь, могут быть разграничены по следующим внутренним территориям:

  • Городскими поселениями;
  • Округами;
  • Муниципальными районами;
  • Пригородными районами;
  • Префектурами;
  • Внутренними территориальными образованиями городов федерального значения.

Разграничение возможно только для земель, которые отображены на государственной кадастровой карте.

Процедура разграничения осуществляется следующим образом:

  • Федеральные законодательные органы определяют границы земель субъектов федерации;
  • Власти субъектов федерации, на основе федеральных законов, определяют границы внутренних муниципальных городских и районных территорий;
  • Муниципальные власти осуществляют разграничение земельных наделов, находящихся в их ведении, между внутригородскими административными единицами.

Внутригородское деление земель утверждается после проведений публичных слушаний в местной администрации.

Важно знать, что региональные органы власти не вправе принимать законы, определяющие границы муниципальных округов, противоречащие разграничению, установленному на уровне федерации. В случае принятия подобных постановлений они могут быть оспорены в судах высшей инстанции, рассматривающих легитимность решений власти

В случае принятия подобных постановлений они могут быть оспорены в судах высшей инстанции, рассматривающих легитимность решений власти.

Результат работ или оказание услуг

В отличие от предыдущей категории результат работ или оказание услуг является объектом не вещных, а обязательственных прав.

Наиболее распространенным примером служит договор подряда. Иное регулирование предполагает оценка стоимости объектов гражданских прав. Ее осуществляет квалифицированный специалист.

В отличие от подряда, предполагающего создание вещи, соответствующей определенным характеристикам, оценка стоимости объектов гражданских прав подразумевает процесс, заключающийся в изучении рыночной конъюнктуры применительно к предмету. Хотя особенности оценочной деятельности предполагают составление отчета, его параметры при заключении договора неизвестны, поэтому она относится к числу услуг.

Документы на право собственности

Итогом регистрационных действий будет являться внесение соответствующих сведений о праве в ЕГРН. В подтверждение этого факта собственник получит на руки выписку из ЕГРН и кадастровый паспорт, а на договоре или ином аналогичном документе будет проставлена отметка о проведенной процедуре.

Документы на право собственности, при необходимости, могут быть восстановлены по заявлению правообладателя. В этом случае ему будет выдан новый кадастровый паспорт и актуальная выписка из ЕГРН.

Комментарий специалиста. Каждому объекту недвижимости присваивается уникальный кадастровый номер, который будет соответствовать указанному объекту на всем протяжении его существования.

Методы реализации полномочий

Государственная и муниципальная собственность — достаточно близкие по своей сути категории. Схожесть, кроме субъектного состава, проявляется и в функциях, которые исполняет такое имущество. Основными выступают: стабилизация и обеспечение социально-экономического благополучия граждан. Неотъемлемой чертой является общественный характер собственности. Ею владеют, пользуются, распоряжаются сообща, а не каждый человек или орган власти отдельно. Сегодня местные структуры могут использовать как экономические, так и организационно-распорядительные методы управления. Из последних следует отметить:

  • Формирование предприятий.
  • Заключение контрактов с руководителями компаний.
  • Подписание договоров на передачу имущественных прав.
  • Внесение части в уставной капитал АО.
  • Списание и передачу на баланс имущества.
  • Лизинг, аренду.
  • Отчуждение.
  • Доверительное управление и прочие.

К экономическим методам относят:

  • Муниципальные заказы.
  • Дотации.
  • Нормативы по отчислениям с прибыли предприятий в местный бюджет.
  • Налогообложение.
  • Нормативы выплат за использование собственности МО.
  • Штрафы и другие экономические санкции.

Что касается контролирующей деятельности государства, то наиболее распространенным во всех развитых странах считается мнение о том, что концентрировать в руках власти целесообразно только такие активы, которые смогут обеспечить определенную степень влияния на администрирование предприятием. Как правило, они составляют не меньше 25-30% от капитала компании. Таким образом, обеспечивается государственное регулирование собственности, не нарушаются интересы частных владельцев. В ряде случаев, однако, целесообразнее сохранять в руках власти контрольные пакеты. В стране действуют АО, в которых 100% акций принадлежит государству. Такая ситуация характерна для сектора, в котором задействованы стратегически важные предприятия. В этих случаях полный госконтроль выступает в качестве решающего фактора экономической безопасности страны.

Что собой представляет индивидуальная собственность и какова ее структура?

Индивидуальная собственность граждан составляет экономическую основу их личной независимости, прав и свобод человека. Она указывает на основополагающую роль гражданина в хозяйственной жизни и на конечную направленность последней на индивидуальное потребление граждан.

Структура индивидуальной собственности такова:

  • личная собственность, носящая потребительский характер;
  • индивидуально-трудовая частная собственность, допускающая применение наемного труда.

Объектами индивидуальной собственности могут быть доходы потребительского назначения, предметы личного и семейного потребления, а также домашнего обихода и удобства (дома, дачи, машины).

Плюсы и минусы

Муниципальная собственность, как и любая другая собственность, имеет свои достоинства и недостатки. Жилые принадлежит государству, поэтому жильцы ощущают на себе не только плюсы такого жилья, но и минусы, связанные с ограничением прав.

Достоинства такого жилья:

  • жилье не облагается налогом на недвижимость физических лиц;
  • капитальный ремонт производится за счет государства;
  • улучшение жилищных условий проводится за государственный счет;
  • при утрате имущества или если оно пришло в негодность (например, в случае пожара), гражданин гарантированно получит замену жилплощади;
  • коммунальные услуги оплачиваются по льготному тарифу;
  • так как площадь предоставляется органами самоуправления, исключены мошеннические действия;
  • гражданин имеет право приватизировать занимаемую квартиру.

Недостатки связаны с тем, что муниципальное жилье — это собственность государства, поэтому выделяют такие минусы:

  • невозможно продать или обменять;
  • нельзя сдавать в аренду;
  • прописка родственников возможна только с согласия собственника, а если площадь квартиры не позволяет, то в прописке и вовсе откажут;
  • в случае смерти пользователя квартира переходит обратно в собственность государства с выселением других проживающих (в случае, если они там не прописаны);
  • при нарушении условий договора социального найма (например, в случае жалоб соседей), муниципальную собственность могут отнять.

Цены

Стоимость за формирование и предоставление в пользование наделов устанавливается муниципальными властями. При этом передача муниципальной собственности осуществляется следующими способами:

  • Аукционы.
  • Фиксация на основе кадастровой цены.
  • Бесплатно.

Если аукционные торги не проводятся, то местными властями устанавливается фиксированная стоимость, которая не может превышать кадастровую цену соответствующей муниципальной собственности имущества. Об этом говорится в п.2 и п.3 ст.39.4 Земельного кодекса.

Формирование и предоставление наделов земли из муниципальных угодий по установленной цене в фиксированном размере возможно в случаях, предусмотренных п.2 ст.39.6 ЗК РФ, а именно:

  • По указу президента.
  • Для строительства объектов социально-культурной направленности.
  • Выполнения инвест-проектов и целевых программ, установленных на федеральном уровне.
  • С целью освоения территории.
  • Для возведения коммуникаций (электричества, газа, водопровода).
  • Объектов инженерного назначения.
  • Для садоводства и огородничества.
  • Долгостроя.
  • Хозяйств (крестьянских).

Долгострой предоставляется в аренду по установленной цене на основе договора подряда с организацией, которая выиграла конкурс на окончание строительства. При установлении фиксированной цены, как при долгострое, так и в других случаях, подрядчик должен соблюдать все условия, которые оговариваются в договоре. При нарушении условий, фиксированная цена прекращается, и назначаются торги на аукционе.

В бесплатное пользование наделы могут передаваться нуждающимся. К ним относятся следующие лица:

  • Многодетные семьи.
  • Малоимущие лица.
  • Инвалиды.
  • Ветераны.
  • Герои СССР и РФ.
  • Молодые семьи.

В каждом регионе устанавливаются свои критерии для определения лиц, нуждающихся в данной поддержке. Местные власти могут увеличить этот перечень. Однако сужать список, предлагаемый федеральными властями, запрещено. Если физическое лицо или юридическое лицо не вправе претендовать на бесплатный выдел земли, то для ее получения нужно принять участие в публичном аукционе.

Государственная недвижимость

Государство – полноправный владелец всех видов имущества, к которым относятся земельные массивы, здания и помещения, состоящие на балансе федерального бюджета. Это недвижимость, принадлежащая государству полностью или на основании долевого и совместного права с организациями и компаниями, по взаимной договорённости сторон.

Структуры федеральной власти вправе пользоваться такими объектами для нужд управления и обеспечения общественной пользы населения страны или субъектов Федерации.

Федеральные образования власти управляют таким имуществом самостоятельно, регламентируя её использование по целевому назначению и соответственно установленным законодательством нормативам.

Государство может делегировать полномочия по управлению промышленным и иным компаниям, а так же регионам, которые управляют вверенным имуществом под непосредственным надзором государственных органов и структур.

Не передаются в ведение муниципалитетов и частных собственников из числа физических и юридических лиц:

  • особо охраняемые территории земель;
  • лесные и водные массивы;
  • территории, недра которых содержат полезные ископаемые;
  • культурные памятники государственного значения и т.п.

Такие виды недвижимости допустимо только получать в аренду, если иное не предусмотрено законодательством.

Так же, земельная собственность находится полностью в ведении государства, которое передаёт полномочия по распоряжению регионам на основании постоянного (бессрочного) пользования.

Исключение составляют наделы, переданные в собственность гражданам или компаниям.

Общественная

Общественная собственность — имущество, которым владеет и распоряжается непосредственно общество, представленное коллективным субъектом.

Выделяют три формы общественной собственности:

  1. Государственная — возникает в результате внутренней деятельности страны. Это может быть национализация или строительство за счет федерального бюджета.
  2. Коллективная — общественные организации, церкви или партии.
  3. Муниципальная — имущество, принадлежащее местным органам власти.

Действующее законодательство неоднозначно определяет понятие «,общественная собственность»,. В теории, все, что не частное, является общественным, однако на практике это работает иначе: даже парки могут быть коммерческими.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector