Последствия признания электронного аукциона несостоявшимся по ст. 71 44-фз
Содержание:
- Как поставщику пожаловаться в ФАС на условия заказа?
- Суть закупки у единственного поставщика
- Поведение конкурентов
- Как поставщику правильно составить заявку на товар с указанным эквивалентом?
- В каких случаях закупки будут признаны несостоявшимися?
- Единственная заявка — порядок действий
- Что делать поставщику?
- Уголовная ответственность
- После заключения контракта
- Срок заключения
- Формирование НМЦК
- Чрезвычайные ситуации
- Последствия признания аукциона, проводимого в электронной форме, несостоявшимся (по ФЗ № 44)
- ОПРЕДЕЛЕНИЕ НАДЛЕЖАЩЕГО СПОСОБА ЗАЩИТЫ
- Этапы электронного аукциона
- Действия заказчика после объявления закупок несостоявшимися
- Общие положения о несостоявшихся торгах
- Выбор способа проведения торгов
- Когда и как заключить контракт, если не состоялась закрытая закупка7
- Конкурсные процедуры
Как поставщику пожаловаться в ФАС на условия заказа?
Важным моментом Госзакупок является то, что регламентирующие их законы направлены на повышение конкуренции между поставщиками, а не производителями. Это означает, что один и тот же товар может быть предложен разными поставщиками, и условия аукциона при этом не будут нарушены.
Поставщик имеет право жаловаться в ФАС на заказчика, если:
- последний указал конкретный товарный знак, но не привёл обоснование своего выбора, и запретил поставлять эквивалент;
- указал в виде эквивалента конкретную марку товара;
- у поставщика имеются убедительные доказательства, что указанный заказчиком товар может быть поставлен только одним поставщиком, в частности, эксклюзивным дистрибьютором.
Чаще всего ФАС в своих решениях становится на сторону поставщика, который привел убедительные доказательства того, что при проведении аукциона была ограничена конкуренция (223-ФЗ, п.2 ч.1 ст.3). Однако если заказчик грамотно и убедительно обосновал невозможность приобретения эквивалента, антимонопольная служба выносит решение в его пользу.
Суть закупки у единственного поставщика
Так называется способ, когда контракт заключается в обход конкурентной процедуры. Контрагентом заказчика становится юридическое или физическое лицо, которое он выбирает сам. Закон 44-ФЗ дает заказчику право прибегать к такому методу в строго определенных случаях. Однако по своему желанию он может провести в такой ситуации конкурентную процедуру. Ведь закупка у единственного поставщика чаще всего не является обязанностью заказчика — это лишь его право.
Способ заключения контракта напрямую удобен заказчикам по таким причинам:
- можно работать с поставщиком, с которым уже заключались контракты;
- процедура предельно простая, риск ее нарушить минимален;
- закупку можно провести в сжатые сроки;
- не нужно проделывать подготовительную работу по определению поставщика и публиковать документы в ЕИС.
Основания для проведения неконкурентной закупки
Случаи, когда можно заключить контракт с поставщиком напрямую, описаны в части 1 статьи 93 закон о госзакупках. Всего там перечислено более 5 десятков различных оснований. Остановимся лишь на некоторых из них, которые применяются чаще всего:
- Закупки у естественных монополий. Например, когда нужно купить билеты на поезд, приходится заключать контракт с РЖД, так как других перевозчиков нет.
- Закупка на сумму до 300 000 рублей. Закон позволяет заказчикам осуществлять небольшие закупки у тех поставщиков, которых они выбирают самостоятельно. Ранее сумма малой закупки ограничивалась 100 000 рублей, но с середины 2019 года ее подняли до 300 000 рублей.
- Закупка услуг по водо-, тепло- и газоснабжению, по подключению к инженерным сетям, по обращению с некоторые веществами, оборот которых ограничен (психотропные, наркотические). Это основание похоже не первое, так как выбора из компаний, предоставляющих такие услуги, как правило, нет.
- Закупка при возникновении чрезвычайных ситуаций техногенного или природного характера, если необходимо оказать медицинскую помощь в экстренной ситуации. Контракты заключаются напрямую из-за отсутствия времени проводить конкурентные закупки с регламентированными сроками.
- Не состоялся конкурс (открытый, с ограниченным участием, двухэтапный, повторный), электронный аукцион, запрос котировок или предложений. Есть лишь одна заявка, удовлетворяющая условиям, остальные либо не прошли по требованиям, либо и вовсе не подавались.
Рассмотрим некоторые основания более подробно.
Поведение конкурентов
Бывают случаи, когда конкуренты сговариваются с заказчиком или между собой. Оправданно будет проявить настороженность, если:
- во всех торгах выходит победителем один и тот же поставщик
- стоимость контракта равна или мало отличается от НМЦК
- группа поставщиков выходит победителем в закупках по очереди
- поставщик имеет контрактов больше, чем участий в аукционах
Рассматривайте аукционы заблаговременно. Проводите внимательно анализ, прежде чем решаться на участие в аукционах. Если нет уверенности в своих возможностях, лучше отказаться. При этом можно избежать неоправданных рисков, напрасной траты времени и других ресурсов.
Как поставщику правильно составить заявку на товар с указанным эквивалентом?
При указании заказчиком эквивалента товара поставщику рекомендуется придерживаться следующих правил.
- Не дублировать в заявке технические параметры товарного знака, который затребовал заказчик. Достаточно одного согласия поставить товар, соответствующий его заявке (п.1 ч.3 ст. 66 44-ФЗ).
- Не предлагать товар-аналог с улучшенными свойствами. Такая заявка не будет пропущена заказчиком. Вопрос поставки товаров с улучшенными свойствами должен обсуждаться на стадии выполнения контракта.
- Не писать в заявке эквивалента. Нужно ограничиться указанием конкретных характеристик товара.
При необходимости заменить требуемый товар на аналог нужно обязательно назвать страну, где он производится, и точные параметры. Товарный знак можно указывать при полной уверенности соответствия его характеристик требуемым. Но вообще, его указание не является строго обязательным, главное, чтобы поставляемый бренд отвечал требуемым характеристикам.
В каких случаях закупки будут признаны несостоявшимися?
1. По 44-ФЗ
Посмотрим, как это работает на трех самых популярных видах конкурентных закупок:
Для конкурса
- Не подано ни одной заявки;
- Все заявки отклонены комиссией;
- Победитель уклонился от подписания, а второй участник отказался заключать контракт (он имеет на это право, санкций не будет);
- В результате предквалификационного все участники не соответствовали требованиям;
- Подана только 1 заявка;
- Только 1 заявка соответствует требованиям документации;
- В результате предквалификационного отбора только 1 участник соответствовал требованиям.
Для аукциона
- Не подано ни одной заявки;
- После рассмотрения первых частей всем участникам отказано в допуске;
- После рассмотрения вторых частей все заявки не соответствуют требованиям;
- Подана только 1 заявка;
- После рассмотрения первых частей только 1 заявка соответствует требованиям документации;
- В течение десяти минут после начала проведения аукциона не было подано ни одного предложения о цене контракта;
- В результате рассмотрения вторых частей только 1 заявка соответствует требованиям документации;
- Победитель уклонился от подписания контракта, а второй отказался подписывать контракт (он имеет на это право, санкций не будет).
Для запроса котировок
- Не подано ни одной заявки;
- Все заявки отклонены комиссией;
- Подана только 1 заявка;
- Только 1 заявка соответствует требованиям.
2. По 223-ФЗ
Все случаи, когда закупку признают несостоявшейся, должны быть предусмотрены и описаны в положении о закупке. Закон не регламентирует действия заказчиков, если закупка не состоялась, а в Гражданском Кодексе понятие «несостоявшаяся закупка» дается только для конкурсов и аукционов и только если в них участвовал один поставщик.
Многие заказчики по 223-ФЗ в качестве примера используют положения 44-ФЗ, но делают условия более гибкими. Поставщикам традиционно надо ориентироваться на положения о закупке заказчиков, Гражданский Кодекс и закон о защите конкуренции.
Единственная заявка — порядок действий
Законы об электронных торгах ФЗ-44 и ФЗ-223 постоянно дополняются и согласовываются с другими нормативными актами. В 2014 году были приняты дополнительные правки в №498-ФЗ и в ст. 25 №44-ФЗ в рамках которых более подробно рассмотрен вопрос условий несостоявшегося торга.
Основания определяются ст. 71, частями 1-3.1 №44-ФЗ.
При условии, что в работе площадки находилась на рассмотрении единственная заявка на участие в аукционе, именно она считается выигравшей.
Ключевой особенностью признания аукциона несостоявшимся по данной причине является допуск к участию в нем только одного участника. Заказчик может заключить контрактное соглашение с единственным участником.
Следует учитывать условия, при которых можно подписывать контракт. Это возможно только с тем участником (ст. 70 ФЗ-44), у которого заявка полностью соответствует требованиям. Учитывайте, что рассмотрение единственной заявки возможно, если в течение 10 минут после начала торгов поставщиком было подано предложение о стоимости (ст. 68 ФЗ-44, ч. 20). Как минимум оно должно на 0,5% быть ниже НМЦК.
Если аукцион не состоялся и ни одна заявка не соответствует требованиям, то заказчик может осуществить закупку способом запроса предложений.
Что делать поставщику?
Если вы оказались единственным участником закупки или только ваша закупка соответствует требованиям, то после после ее завершения:
- Если это был аукцион, вы обязаны подписать контракт в установленные сроки, даже если не подавали ценовые предложения.
- Если участвовали в конкурсе или запросе предложений, сначала дождитесь, когда заказчик согласует закупку у единственного поставщика с контролирующим органом. Заказчик сам отправляет заявку на согласование в ФАС и через 10 дней оповестит вас о решении.
- В котировках согласование не нужно. Заказчик заключит контракт по цене, указанной в вашей заявке.
- Итоги аукциона также не нужно согласовывать. Если никто из допущенных участников не подал ценовое предложение во время электронных торгов, контракт будет заключен по максимальной цене. Если вы оказались единственным поставщиком, чья 2-я часть заявки соответствовала требованиям, контракт будет заключен по цене, до которой вы снизились.
В закупках по 223-ФЗ действия заказчика определяются его положением о закупках.
Уголовная ответственность
Уголовная ответственность грозит не за нарушение закупочного законодательства, а за мошенничество, превышение должностных полномочий, взятки. К сожалению, такие явления не редкостью в закупках.
Уголовная ответственность в сфере закупок может наступать по таким основаниям:
- Статья 159 УК РФ «Мошенничество». Так может быть квалифицировано, например, хищение денег при проведении закупки. Наказание может составить до 10 лет лишения свободы.
- Статья 290 УК РФ «Получение взятки». Грозит, если представитель заказчика получает от участника вознаграждение в виде денег, имущества, ценных бумаг, услуг или любых других благ. Например, за то, что обещает ему победу в тендере. Наказание: лишение свободы сроком до 15 лет и штраф, в 70 раз превышающей взятку.
- Статья 291.1 УК РФ «Посредничество во взяточничестве». Грозит лицу, которое передаст взятку от участника представителю заказчика, примет участие в переговорах либо каким-то другим образом поспособствует этому процессу. Например, таким лицом может быть член закупочной комиссии. Наказание может составить до 7 лет лишения свободы, а штраф — 30-кратный размер взятки.
- Статья 285.1 УК РФ «Нецелевое расходование бюджетных средств». Уголовное наказание наступает при сумме нецелевых расходов более полутора миллионов рублей и составляет до 5 лет лишения свободы. Если трата менее этой суммы, то будет наложено административное наказание по статье 15.14 КоАП — дисквалификация либо штраф до 50 000 рублей.
После заключения контракта
День 1
Клиент записался на прием к заказчику, чтобы решить все вопросы. Приехал в назначенное время и просидел 3 часа в приемной руководителя. Встреча не состоялась. Удалось только зарегистрировать у секретаря письмо с запросом деталей исполнения контракта.
День 2
Заказчик позвонил клиенту и назначил время приемки товара. Ура, два грузовика привезли лучшую рассаду. Как вы догадываетесь, товар передать опять не получилось: на встречу со стороны заказчика никто не приехал.
Клиент направил претензию и очередной запрос на время и место приемки товара. Ответа не было.
День 3
Суббота. У заказчика выходной, и сроки опять сорваны. Клиенту грозит попадание в РНП
на 2 года и лишение обеспечения исполнения контракта в сумме 500 тыс. руб.
Клиент в отчаянии, иск в суд подавать не хочется: тяжбы затянутся на длительный срок и пострадает репутация компании. Да и после таких разбирательств работать с другими заказчиками станет тяжелее.
Оставалось любым способом договориться с заказчиком.
День ИКС
Ура. Заказчик назначил день приемки товара. Долгожданная встреча состоялась.
Мы посоветовали клиенту организовать видеозапись, чтобы иметь доказательства.
Представителя это нисколько не смутило. Он заявил, что принимать ничего не будет, так как рассада не соответствует техническому описанию. Как вы думаете, соответствовала ли рассада техническому описанию? Конечно, да. Она была даже лучше требуемых характеристик.
Нельзя просто так взять и отказаться принимать товар. Заказчик должен обосновать свое решение — доказать с помощью экспертизы. Но он, конечно, этого не сделал и в очередной раз нарушил закон. Клиент уехал обратно с двумя грузовиками отборной рассады. Ситуация окончательно зашла в тупик.
Срок заключения
В зависимости от того, каким способом определялся единственный исполнитель, а также от необходимости согласовывать контракт, на его заключение отводится разное количество времени.
В случае с конкурсом у заказчика на заключение контракта есть 20 дней. Если требуется согласование контролирующего органа, то этот срок начинает свой отчет со дня получения такого согласования. В остальных случаях он считается с даты размещения в ЕИС информации о признании процедуры закупки несостоявшейся.
Если поставщик был определен в ходе электронного аукциона, то контракт должен был заключен в стандартный срок. А именно не ранее 10 и не позже 27 дней после того, как в системе был размещен протокол с результатами аукциона.
Если исполнитель контракта был определен посредством запроса котировок, то заключить его следует с 7 по 20 день с даты, когда была размещена документация с итогами этого запроса.
Формирование НМЦК
Данный этап содержит несколько возможных «подводных камней», когда возможно злоупотребление правами со стороны заказчика.
Проблемные зоны:
- Завышенная НМЦК.
Пример. Заказчиком неправильно проведён расчёт цены, и это обнаружено во время исполнения контракта. Тогда заказчик требует у исполнителя уменьшения цены. Однако исполнитель подаёт в суд, который становится на сторону поставщика. Аргумент следующий: цена согласовывается в момент подписания контракта, у заказчика было время проверить методику подсчёта.
- Указание заказчиком разной НМЦК в сформированном извещении и в аукционной документации.
По мнению ФАС, это является нарушением п.2 ст.42 Закона 44-ФЗ и служит основанием для признания заключённой сделки недействительной. Однако бывают случаи, когда подобные ситуации рассматриваются суде, и он выносит решение в пользу заказчика, если тот сможет доказать, что имела место техническая ошибка.
- Подготавливая обоснование НМЦК, заказчик пользовался общедоступными сведениями о ценах на товар, но взял данные других лет.
Поясним, что информация, не соответствующая действительности, нарушает положения ч.3 ст.7 Закона 44-ФЗ. Если ФАС будет рассматривать подобную ситуацию, то заказчик будет привлечён к административной ответственности.
- Информация о НМЦК: заказчики получают её из сомнительного источника.
Пример. Была объявлена закупка полиграфического оборудования. Потенциальный заказчик написал жалобу в прокуратуру, и в ходе проверки выяснилось, что цена сформирована на основании только одного КП. Кроме того, основной род деятельности направившей его организации ─ производство запчастей для офисной техники. Прокуратура вынесла решение об отмене закупки и формировании правильной НМЦК.
- Заказчики случайно или намеренно применяют некорректные методы обоснования НМЦК.
Пример. В закупках при строительстве, вместо проектно-сметного метода использовались три коммерческих предложения. Поставщиком направлена жалоба в прокуратуру, которая выявила нарушение ч.8 ст.22 Закона 44-ФЗ. Заказчику выписан административный штраф и вынесено предписание устранить нарушение.
- Завышенное коммерческое предложение.
Пример
Один из проигравших участников закупки обратил внимание, что выиграла фирма, на основании КП которой сформирована НМЦК. В ходе аукциона эта организация снизила цену более чем на 60 %
Проигравший участник заподозрил, что цена была завышенной, и обратился в прокуратуру. Последняя признала заказчика и победителя аукциона виновными в антиконкурентном соглашении. Организации выписан штраф 4,477 млн руб.
Чрезвычайные ситуации
Частое основание для проведения неконкурентной закупки — обстоятельства непреодолимой силы. Однако нередко заказчики ошибочно делают выводы о том, что такие обстоятельства наступили. Рассмотрим несколько примеров.
Конец года
Конечно же, нет, такое основание для проведения закупки у единственного поставщика нельзя отнести к форс-мажору. Отсутствие времени не содержит признаков чрезвычайности и неотвратимости. Практика показывает, что ни ФАС, ни арбитражные суды не признают действия заказчика правомерными.
Профилактика чрезвычайной ситуации
Снова нет, поскольку на момент заключения контракта авария еще не произошла. А возможность ее возникновения не признается обстоятельством непреодолимой силы. Поэтому в данном случае заключать контракт с единственным поставщиком неправомерно. Такой подход, скорее всего, не будет поддержан ни ФАС, ни судом.
Контракт спустя время после форс-мажора
Ответ будет зависеть от того, сколько времени прошло с момента аварии и было ли его достаточно для проведения конкурентной процедуры. Ведь при наступлении обстоятельств непреодолимы силы смысл заключения прямых контрактов в сокращении времени. Необходимые для ликвидации последствий товары, работы и услуги приобретаются в максимально короткие сроки. Если же времени для проведения конкурентной процедуры было достаточно, то действие заказчика будет расценено, как неправомерное.
Последствия признания аукциона, проводимого в электронной форме, несостоявшимся (по ФЗ № 44)
Согласно положениям ст. 71 закона «О контрактной системе…» от 05.04.2013 № 44-ФЗ, признание аукциона несостоявшимся может повлечь следующие последствия:
Скачать форму Протокола |
- Если в числе участников заявлен только один претендент, заказчик заключает с ним соглашение (при условии, что вторая часть его заявки отвечает требованиям, определенным ФЗ № 44, а также аукционной документацией, опубликованной организатором).
- Если в аукционе участвовало несколько претендентов на заключение соглашения, но первая часть сформированной заявки отвечает требованиям только у одного, соглашение заключается именно с ним.
- Если за первые 10 минут с начала мероприятия ни один претендент не выдвинул предложения по стоимости исполнения условий соглашения, договор подписывается:
- с заявителем, который подал документы прежде, чем это сделали другие потенциальные исполнители (при условии, что заявка каждого из них отвечает выдвинутым требованиям);
- единственным участником, если подготовленная им документация составлена с соблюдением положений ФЗ № 44 и условий, определенных заказчиком.
- Если условиям аукциона соответствует только одна вторая часть заявки на участие, то контракт заключается с подавшим ее участником.
- Если претендентов на участие не оказалось вообще или ни одна из подготовленных заявок не отвечает требованиям, закупка производится посредством запроса предложений.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ НАДЛЕЖАЩЕГО СПОСОБА ЗАЩИТЫ
Этот, казалось бы, сугубо теоретический спор непосредственным образом затрагивал лиц, чье право на участие в торгах было нарушено. Ведь перед ними стоял весьма утилитарный вопрос: как именно необходимо формулировать исковые требования в таком случае?
Надо заметить, что данный вопрос не сводился лишь к технике оформления заявления, подаваемого в суд. Основная трудность заключалась в поиске способа защиты, который позволит эффективно восстановить нарушенное право.
Конечно же, наиболее простой и действенной выглядела позиция, построенная на ст. 449 Гражданского кодекса РФ (далее — ГК), в силу которой торги, проведенные с нарушением закона, могут быть признаны недействительными
И, что наиболее важно, исходя из п. 2 этой же нормы, признание торгов недействительными влечет недействительность договора, разыгрываемого на торгах
<1> СЗ РФ. 1994. N 32. Ст. 3301 (с послед. изм.).
Таким образом, применяя названную статью, суд одновременно убивает двух зайцев: признаются недействительными и торги, и сделка, заключенная в их рамках <2>. В случае же невозможности использовать такой способ защиты заинтересованное лицо в целях восстановления своих прав должно избрать более сложную схему: необходимо оспорить, во-первых, неправомерные действия организатора торгов, а во-вторых, и сам договор, если он был заключен вследствие признания торгов несостоявшимися. Причем последний, вероятно, должен быть опровергнут исходя из общих правил о недействительности сделок, что формально довольно сложно.
<2> В одном из своих постановлений ВАС РФ особо подчеркнул, что «предъявление требования о недействительности торгов означает также предъявление требования о недействительности сделки, заключенной по результатам торгов, и применении последствий ее недействительности». См.: Постановление Президиума ВАС РФ от 15 июля 2010 г. N 2814/10 по делу N А56-7912/2008. Текст данного документа, а также все другие судебные акты, приводимые далее в настоящей статье, см.: СПС «КонсультантПлюс».
Вместе с тем само по себе наличие противоречивых подходов в судебной практике грозит истцу отказом в удовлетворении заявленных требований вне зависимости от его выбора. Ведь какую бы защиту в таком случае ни использовал последний, перед ним всегда стоит опасность того, что конкретный судья, рассматривающий дело, сочтет избранный способ ненадлежащим и откажет на этом основании в иске.
Рассмотрим подробнее существующие подходы и их обоснование.
Этапы электронного аукциона
2.Пройти аккредитацию участников
Для участия в электронных торгах участник должен пройти аккредитацию на площадке. К заявлению на аккредитацию необходимо прикрепить отсканированные документы.
Для юридических лиц это:
- выписка из ЕГРЮЛ и копии учредительных документов;
- копии документов, подтверждающих полномочия руководителя;
- доверенность на осуществления действий на площадке от имени участника;
- решение об одобрении или о совершении сделок по результатам проведения электронного аукциона с указанием максимальной суммы такой сделки.
Индивидуальные предприниматели подают копию выписки из ЕГРИП и копию документов, удостоверяющих личность.
3.Обеспечить заявку на участие
Обеспечение заявки – это обязательное условие при участии в аукционе. Это, по сути, залог, в размере от 0,5% до 5% суммы контракта, который блокируется на лицевом счете участника. Обеспечение заявки возможно и в виде банковской гарантии, а некоторые площадки предлагают кредит для этих целей.
Блокировка снимается, то есть сумма залога возвращается, если:
- заявка была отозвана участником до окончания срока подачи заявок;
- по результатам рассмотрения заявка была отклонена;
- вторая часть заявки признана несоответствующей;
- с участником был заключен контракт по его заявке.
Залоговая сумма не возвращается, если участник, признанный победителем, уклонился от заключения контракта или если вторая часть заявки была признана несоответствующей третий раз на протяжении одного квартала.
4.Подать заявку на участие
Подача заявки происходит на площадке через специальный интерфейс. Заявка состоит из двух частей. Первая часть заявки включает в себя только согласие участника и информацию о товарах, работах, услугах, предлагаемых для поставки. Для обеспечения анонимности первая часть не содержит сведений о наименовании участника.
Вторая часть заявки включает в себя:
- ИНН и наименование организации или ФИО индивидуального предпринимателя с указанием паспортных данных;
- документы, подтверждающие соответствие участника аукциона требованиям статьи 31 закона № 44-ФЗ (у участника не должно быть задолженности по налогам и сборам, судимости за преступления в сфере экономики, конфликта интересов между участником закупки и заказчиком и др.);
- копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ;
- решение об одобрении или о совершении крупной сделки;
- документы, подтверждающие право участника аукциона на получение преимущества (для учреждений уголовно-исполнительной системы и организаций инвалидов);
- декларация о принадлежности участника к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.
Оператор электронной торговой площадки передает заказчику первые части заявок, которые он должен рассмотреть и допустить к торгам, или, наоборот – отклонить. Отказать в допуске могут по причине недостоверности сведений о товаре, работе или услуге, требуемых аукционной документацией или вообще их отсутствии.
5.Участие в электронных торгах
В назначенное время участник входит в личный кабинет на площадке и подает свои ценовые предложения. Аукцион проходит в два этапа:
- Этап торгов (основное время). Предложения участников подаются в пределах шага аукциона (0,5% — 5% от начальной максимальной цены контракта), а также независимо от «шага аукциона» при условии соблюдения определенных требований. Время приема предложений составляет 10 минут от начала проведения аукциона, а также 10 минут после поступления последнего предложения о цене контракта.
- Этап закрытия торгов. На этом этапе ценовые предложения могут подавать все участники аукциона, кроме предложившего лучшую цену или такую же на этапе торгов.
6. Подписание контракта с победителем аукциона
Победитель получает от заказчика проект контракта, который необходимо рассмотреть и подписать своей электронной подписью или направить протокол разногласий (при обнаружении в проекте контракта ошибок или несоответствий требованиям аукционной документации и законодательству). Если в регламентированный срок (не более 13 дней) контракт не был подписан или не был направлен протокол разногласий, то заказчику автоматически направляется уведомление об уклонении участника от заключения контракта. В этом случае участнику аукциона не возвращается сумма обеспечительной заявки.
Действия заказчика после объявления закупок несостоявшимися
Они зависят от причины признания торгов несостоявшимися. Если она заключается в несоответствии поставщиков требованиям к ним лично или к содержанию их заявок, то заказчик поступает следующим образом:
- делает изменения в плане графика торгов и публикует его повторно
- по прошествии 10 дней после объявления торгов несостоявшимися объявляет их снова
При несостоявшемся открытом конкурсе возможно проведение только открытого конкурса. При несостоявшемся электронном аукционе допустимо проведение любого типа закупок. При несостоявшемся запросе котировок допустимо только проведение запроса котировок.
Если торги были объявлены несостоявшимися из-за того, что их требованиям соответствовал только один участник, у заказчика есть два варианта действий в зависимости вида торгов:
- при электронном аукционе можно подписать договор с единственным участником
- при открытом конкурсе — провести согласование подписания контракта с ФАС
Такое согласование проводится в срок не более 10 дней после объявления открытого конкурса несостоявшимся. Единственный поставщик информируется о его результатах (разрешение ФАС на заключение договора или отклонение запроса).
Общие положения о несостоявшихся торгах
Следует различать понятия:
- отмены торгов по решению организатора — до их проведения;
- признания проведенных торгов несостоявшимися по решению организатора или суда;
- признания состоявшихся или признанных несостоявшимися торгов недействительными судом.
Общие основания для решения о несостоявшихся торгах состоят в следующем:
- Регистрация на торгах только одного участника (п. 5 ст. 447 ГК РФ). Иногда встречаются другие формулировки: о признании удовлетворительной одной заявки либо о прохождении предквалификации (отбора) одним участником (ч. 13 ст. 51, ч. 6 ст. 53, ч. 4 ст. 56 закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от № 44-ФЗ, далее — закон № 44-ФЗ).
- Уклонение победителя от подписания протокола торгов, который приравнивается к договору. Правило выведено Верховным судом из п. 5 ст. 448 ГК РФ (решение ВС РФ от № АКПИ13-430). Уклонение — это нежелание совершить необходимое действие или отсутствие воли на его совершение (см. постановление ФАС УО от , дело № А50-16269/2012).
Из этого правила есть исключения. Так, п. 16 ст. 110 закона «О несостоятельности (банкротстве)» от № 127-ФЗ на случай уклонения предусматривает обязанность заключить договор с участником, предложившим самую высокую цену, определенную без учета цены победителя.
Выбор способа проведения торгов
Для сужения круга возможных поставщиков организаторы используют разные способы. Поэтому поставщикам нужно быть внимательными, когда заказчик:
- Осуществляет квалификационный отбор, выбирая по определённым параметрам нескольких потенциальных поставщиков. Затем только они участвуют в закупках. Такая ситуация особенно распространена при закупках по 223-ФЗ.
- Ведёт активные закупки у единственного поставщика. Отдельные организации осуществляют до 90% закупок на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ.
- Выставляет закупку, маскируя её сбором коммерческих предложений. Поставщики не желают тратить на это дополнительные усилия. Тогда закупка проводится с одним поставщиком или двумя аффилированными друг другу организациями.
- Делит перечень закупаемых товаров таким образом, чтобы все части подпадали под регламентацию п. 4 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ. Затем осуществляет отдельные закупки у единственного поставщика.
Как поступать. Подобные ситуации ─ повод подать жалобу в ФАС, чтобы было проверено, насколько законны действия заказчика. Если антимонопольщики не способны помочь, необходимо обращаться в прокуратуру с целью признать закупку нарушающей требования.
Когда и как заключить контракт, если не состоялась закрытая закупка7
Контракт с едпоставщиком по результатам несостоявшейся закрытой закупки заказчик вправе заключить, когда:
- никто не подал заявки;
- отклонили все заявки;
- только один участник подал заявку;
- заявка только одного участника отвечает требованиям документации.
Контракт с единственным поставщиком заключайте на условиях, которые прописали в документации о закупке. Его цена не должна превышать НМЦК или цену в заявке единственного участника закупки. Сделку согласуйте с ФАС. Контракт заключите в течение 20 календарных дней с даты, когда получили согласование. Об этом сказано в пункте 24 части 1 статьи 93 и статье 92 Закона № 44-ФЗ.
Конкурсные процедуры
Если при проведении конкурса госзакупка признана несостоявшейся, 44-ФЗ предусматривает два случая дальнейшего развития событий: провести новую или повторную, либо закупить у единственного поставщика.
Отличие новой госзакупки от повторной заключается в том, что если не изменятся объект, объем, требования к участникам, то есть все условия остаются прежними (за исключением срока исполнения условий договора, который продляется на необходимый для проведения повторного заказа, а также начальной цены, которая может быть увеличена не более чем на 10%), то заказ является повторным, в ином случае — новым.
Когда отсутствуют поданные заявки или они признаны несоответствующими, проводится повторная процедура. Публикация извещения в Единой информационной системе по повторной процедуре осуществляется не менее чем за 10 дней до даты вскрытия конвертов (не 20 дней, как при обычной).
Если же в дальнейшем не состоится повторный конкурс по этим же причинам (ч. 2 ст. 55), то заказчик вправе провести процедуру путем запроса предложений в целях сокращения срока подачи заявок до 5 рабочих дней или же иным способом на усмотрение заказчика.
Если закупка не состоялась, единственный поставщик заключает контракт, если его заявка соответствует требованиям закона и документации. При этом заказчику необходимо получить согласование с ФАС (п.25 ч.1 ст. 93).
В эту группу не попадет случай, когда по результатам предквалификационного отбора двухэтапного конкурса только один участник признан соответствующим требованиям (ч. 10 ст. 57). Заказчик проводит закупку снова, ввиду того, что не имеется возможности провести обсуждение характеристик объекта заказа с несколькими поставщиками.