Как проводится предквалификационный отбор

Недостатки

  1. Заказчик не может значительно уменьшить стоимость контракта, как, например, при электронном аукционе.
  2. Вследствие того что не ведется конкурентная борьба, заказчик не может выбирать лучшее предложение из нескольких, как, например, при открытом конкурсе в электронной форме.
  3. Федеральная антимонопольная служба пристально следит за этим видом неконкурентных процедур, потому что среди недобросовестных заказчиков распространена коррупционная составляющая при расходовании государственных денег. Например, заказчики выдвигают своего претендента на контракт и за это получают от него благодарность в виде «отката». Выбирая закупку у единственного поставщика, заказчики должны быть готовы к суровым проверкам со стороны надзорных органов и осознавать всю ответственность, которая наступит в случае превышения полномочий.

В каких процедурах нужно обязательное подтверждение

Согласно Постановлению Правительства № 99, подтверждение квалификации до момента подачи заявки требуется в закупках лишь некоторых видов товаров, работ и услуг. Ниже представлен список наиболее популярных:

  • работы по защите объектов культурного наследия народов РФ;

  • закупка с НМЦ более 10 млн руб. в сфере строительных работ по реконструкции, ремонту и сносу капитальных строений;

  • закупка с НМЦ более 10 млн руб. в сфере содержания и ремонта автодорог;

  • закупка питания на сумму выше 500 тыс. руб. для социальных учреждений (больницы, школы и т. д.);

  • организация детского оздоровительного отдыха.

Вот как изменились требования:

До 1 июля 2019 После 1 июля 2019

Если к тендеру применялись условия из Постановления Правительства РФ № 99, то участники торгов к заявке прилагали документы, свидетельствующие о его квалификации

Поставщики для участия в подобных закупах должны подтверждать квалификацию до момента подачи заявки (ч. 1 ст. 66 закона 44-ФЗ). Заказчик автоматически получает от торговой площадки документы в электронном виде.

Определение поставщика

Перед тем как конверты с заявками будут вскрыты, заказчик вновь обращается в ФАС. Причем это должно состояться не менее, чем за 20 суток до процедуры определения победителя. Обращение производится в виде уведомления, к которому прилагается список участников и копии направленных им приглашений.

В назначенный день и час состоится вскрытие конвертов. Процедура закрытая, и во избежание утечки информации аудио- и видеосъемка запрещена. Ведется протокол, который не позже следующего дня должен быть направлен в ФАС.

Следующие 20 дней заказчик оценивает заявки. Есть случаи, когда этот срок можно продлить еще на 10 дней.

Заявки нумеруются начиная с лучшей по условиям — ей присваивается номер 1. Если условия идентичны, то присваивание номеров производится по времени их поступления — более ранняя заявка получит меньший номер. Победителем признается поставщик под номером 1.

Бывает, что заказчик отклоняет все заявки из-за несоответствия требованиям. В таком случае процедура закрытого конкурса признается несостоявшийся.

Запрос котировок

Запрос котировок — наиболее удобный для заказчика способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) независимо от вида товаров, работ, услуг, если необходимо оперативно провести небольшую по стоимости закупку.

Запрос котировок также проводится для оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера.

Ограничения проведения заказчиком запроса котировок содержатся в ч. 2 ст. 72. Но в некоторых случаях ограничения, наложенные п. 2 ст. 72 на размер НМЦ контракта, можно не учитывать (ст. 75 и ст. 76).

Запрос котировок не может проводиться в случаях, если заказчик обязан применять закрытые способы определения поставщика (ч. 1 ст. 84) или путем проведения конкурса с ограниченным участием (ст. 56). Других ограничений на проведение запроса котировок нет.

Основными достоинствами процедуры запроса котировок являются:

  • определение поставщика происходит быстрее по сравнению с электронным аукционом и конкурсом;
  • минимальные риски возникновения претензий, связанных с ошибками в ходе процедуры, благодаря ее доступности, малому объему документации и четкой регламентации проведения;
  • минимальные риски нарушений, не зависящих от заказчика, например, технический сбой на электронной площадке;
  • возможность использовать для оценки заявок помимо критерия цены контракта иные (нестоимостные) критерии (ч. 1,4 ст. 32).

Запрос котировок имеет ряд недостатков:

  • высокая вероятность проверки на предмет правомерности выбора данного способа определения поставщика связи с установлением в ч. 2 ст. 72 ограничений на проведение запроса котировок;
  • более широкая зона ответственности заказчика по сравнению с электронными способами определения поставщика (прием и регистрация заявок, обеспечение их сохранности и конфиденциальности, хранение документов);
  • высокие риски участия в запросе котировок недобросовестных участников закупки в связи с отсутствием возможности установить обеспечение заявки;
  • отсутствие возможности выделять лоты при осуществлении закупки.

Таким образом, запрос котировок рекомендуется проводить в случае закупок товаров, работ, услуг, незначительного объема и не относящихся категории сложных, не требующих повышенного внимания к качеству и высокой квалификации поставщика.

Открытый конкурс

Проведение открытого конкурса позволяет:

  • получить больший объем сведений о потенциальных поставщиках, в частности, узнать не только предлагаемую цену, но также квалификацию поставщика, возможные гарантии и т.д.
  • часть функций по проведению открытого конкурса передать сторонней организации, что очень помогает при сложных закупках.

Конкурс с ограниченным участием

Проведение открытого конкурса с ограниченным участием возможно в конкретных случаях:

  • При закупке товаров, работ, услуг, осуществление которых является технологически сложным по причине их специфического характера, и реализация таких товаров, работ, услуг может быть выполнена исключительно специалистами, имеющими необходимый уровень квалификации и подготовки (Постановление Правительства РФ от 28.11.2013 № 1089);
  • При выполнении работ:
    • Для сохранения объектов культурного наследия;
    • Для реставрации музейных коллекций Музейного фонда РФ, документов Архивного фонда РФ и особо ценных и редких документов библиотечных фондов;
    • При которых необходим допуск подрядчика (исполнителя) к библиотечным, архивным и музейным учетным базам данных и системам безопасности.

Двухэтапный конкурс

Заказчик имеет право провести двухэтапный конкурс при одновременном соблюдении двух условий:

  1. конкурс проводится для заключения:
    • контракта на проведение научных исследований, проектных работ (в том числе архитектурно-строительного проектирования), экспериментов, изысканий, на поставку инновационной и высокотехнологичной продукции;
    • энергосервисного контракта;
    • контракта на создание произведения литературы или искусства, исполнения (как результата интеллектуальной деятельности);
  2. для уточнения характеристик объекта закупки необходимо провести его обсуждение с участниками закупки (ч. 2 ст. 57).

Когда можно поводить закрытые процедуры

Суть закрытой закупки в том, что круг участников ограничен. Подать заявку вправе только поставщики, которые смогут исполнить условия контракта и соответствуют определенным требованиям. В том числе имеют допуск к государственной тайне, если закупка содержит секретную информацию.

Закрытым способом можно проводить лишь некоторые закупки, а именно:

  1. Закупки для нужд федеральных заказчиков, если информация о них содержит гостайну.
  2. Любые закупки, если в документации или проекте содержится гостайна.
  3. Закупки услуг по страхованию, перевозке и охране ценностей государственного фонда драгоценных металлов и камней, архивных документов, рукописей и редких коллекций.
  4. Закупки услуг водители и уборки помещений для судей и судебных приставов.
  5. Закупки органов исполнительной власти и входящих в их систему структур, которые связаны с безопасностью и обороной (перечень заказчиков утвержден Правительством).

Если закрытая закупка проводится по основаниям из пунктов 1-4, то ее нужно предварительно согласовать в ФАС. Заказчик направляет запрос и в течение 10 рабочих дней получает на него ответ. Разрешение проводить закрытую закупку действует 90 дней.

Способы закупки, которыми проводятся закрытые процедуры, таковы:

  1. Аукцион.
  2. Конкурс — обычный, с ограниченным участием и двухэтапный.

Какие документы нужно предоставить

Полный перечень документов по каждой сфере деятельности утвержден в приложении к Постановлению Правительства № 99. В табличной части подробно описан список документов для подтверждения требований к участникам торгов.

Например, поставщики продуктов питания в медицинские и образовательные учреждения к заявке должны приложить:

  • выполненный договор по 44-ФЗ или 223-ФЗ на сумму не ниже, чем на 20% от НМЦ данной закупки (копия);

  • подтверждающий приемку документ (копия).

Участники тендера на строительство капитальных зданий при НМЦ в 10 млн руб. должны представить:

  • выполненный договор на сумму, не менее 50% от НМЦ данной закупки (копия);

  • документы о приемке (копия);

  • документ о разрешении на ввод в эксплуатацию объекта недвижимости.

Документы поставщика, направленные оператору ЭТП, должны соответствовать требованиям Постановления Правительства РФ № 99 и быть корректно оформлены.

Во избежание ситуации с отклонением заявки оператором ЭТП (чтобы потом не тратить дополнительное время на поиск и исправление ошибок, на повторную загрузку информации и прохождения процедуры проверки), целесообразно следовать следующим рекомендациям:

  • если в требовании указано, что документ должен содержать обязательные реквизиты, которые закреплены в ст. 9 ч. 2 ФЗ «О бухгалтерском учете», необходимо проверить корректность названия, наличие печатей и подписей в нем;

  • если требуется обязательный опыт в строительстве капитальных зданий, точно не подойдут в качестве подтверждения договоры на строительство автомобильных дорог. Такой поставщик не пройдет предварительную квалификацию и, как следствие, не будет допущен к торгам;

  • если поставщик выполнял роль субподрядчика по исполнению контракта (по 44-ФЗ или 223-ФЗ), договор не примут в качестве подтверждения;

  • если требуется, чтобы контракт был выполнен за предыдущие 3 года, документ, например, пятилетней давности, не пройдет;

  • если по условиям нужно предоставить справку об отсутствии судимости по экономическим преступлениям у главного бухгалтера, нельзя заменить ее, например, декларацией.

Согласование с ФАС

Проведение закрытого конкурса должно быть согласовано с ФАС. Для согласования в службу направляются собранные документы. Рассмотрение заявки должно занимать не более 10 дней. В итоге ФАС вынесет решение: согласовать проведение процедуры или нет. Отрицательный результат будет получен уже через 5 дней.

По каким причинам могут отказать? Они могут быть как формальными, то есть неправильное оформление документов, так и существенными. Например, антимонопольный орган может решить, что заказчик пригласил к участию в процедуре слишком мало поставщиков без веских на то оснований. А это нарушение антимонопольного законодательства.

Решение о согласовании проведения закрытого конкурса будет действовать в течение 3-х месяцев.

Двухэтапный конкурса

Этот тип конкурса также является открытым. Ему присущи такие особенности:

  1. К участникам предъявляются единые требования, либо единые и дополнительные вместе.
  2. Характеристики закупаемого товара или услуги можно обсудить с заказчиком.
  3. После первого этапа могут быть уточнены параметры объекта закупки и оценки.

Проводится двухэтапный конкурс на закупку определенных работ, которые связаны с научными изысканиями, исследованиями, проектами, экспериментами, поставкой высокотехнологичной и инновационной продукции, созданием произведений искусства и литературы, а также с реализацией энергосервисных контрактов.

Порядок проведения

Вначале участники подают заявки без указания цены. Они проверяются на соответствие требованиям, в том числе дополнительным, если они установлены (по типу предквалификационного отбора на конкурсе с ограниченным участием). Далее проходит обсуждение поданных предложений в открытом формате, на котором могут присутствовать все желающие участники. Все это составляет первый этап процедуры, длительность которого — не более 20 дней с даты открытия заявок.

В итоге составляется протокол первого этапа, в котором заказчик указывает:

  • сведения об участниках;
  • их предложения;
  • время и место обсуждения этих предложений;
  • итоги обсуждения.

Далее заказчик вправе уточнить параметры объекта закупки и критерии, по которым будут оцениваться заявки. Уточнения отражаются в приглашении прислать окончательные заявки, которое заказчик направляет участникам, и в этот же день публикуются в ЕИС.

Участники подают заявки на второй этап конкурса с учетом уточнений и сообщают заказчику свою цену. В это же время вносится обеспечение заявки. Если участник не желает принимать участие в процедуре после уточнений характеристик объекта закупки и/или параметров оценки заявок, он не направляет заявку.

Поступившие заявки подлежат рассмотрению заказчиком по правилам, установленным для открытого конкурса. Сроки для этого установлены те же.

Особенности проведения закрытого конкурса с ограниченным участием

При проведении закрытого конкурса с ограниченным участием на закупку товара, работы или услуги возможны два случая:

  1. требуется размещение извещенияо таком конкурсе в единой информационной системе;
  2. не требуется размещение извещения (заказчиком направляются приглашения принять участие в таком конкурсе лицам, которые соответствуют требованиям, предусмотренным Законом № 44-ФЗ, и способны осуществить поставку товара, выполнение работы или оказание услуги, являющихся предметом такого конкурса).

При проведении закрытого конкурса с ограниченным участием на закупку товара, работы или услуги, сведения о которых составляют государственную тайну, при условии, что эти сведения содержатся в конкурсной документации или в проекте контракта, извещение о проведении закрытого конкурса с ограниченным участием размещаетсязаказчиком в единой информационной системе не менее чем за 30 дней до даты вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе. Со дня размещения в единой информационной системе извещения о проведении закрытого конкурса с ограниченным участием заинтересованные в получении конкурсной документации лица подают заказчику запрос в письменной форме с приложением документов, подтверждающих соответствие данных лиц требованиям, предусмотренным Законом № 44-ФЗ, и наличие доступа к сведениям, составляющим государственную тайну. В течение 3-х дней с даты получения указанного запроса заказчик направляет таким лицам конкурсную документацию в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о защите государственной тайны. При этом конкурсная документация предоставляется в письменной форме после внесения данным лицом платы за предоставление конкурсной документации, если указанная плата установлена заказчиком и указание об этом содержится в приглашении принять участие в закрытом конкурсе с ограниченным участием. Размер указанной платы не должен превышать расходы заказчика на изготовление копии документации о закрытом конкурсе с ограниченным участием.Извещение о проведении закрытого конкурса с ограниченным участием не требуется при проведении закрытого конкурса с ограниченным участием на закупку товара, работы или услуги для обеспечения федеральных нужд, если сведения о таких нуждах составляют государственную тайну. Не позднее чем за 20 дней до даты вскрытия конвертов с заявками на участие в закрытом конкурсе с ограниченным участием заказчик направляет в письменной форме приглашения принять участие в закрытом конкурсе с ограниченным участием лицам, которые соответствуют требованиям, предусмотренным настоящим законом, и способны осуществить поставку товара, выполнение работы или оказание услуги, являющихся предметом такого конкурса, и в случае проведения закрытого конкурса с ограниченным участием на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги, сведения о которых составляют государственную тайну, имеют доступ к сведениям, составляющим государственную тайну. В указанных приглашениях должна содержаться информация, подлежащая включению в извещение о проведении закрытого конкурса с ограниченным участием в соответствии с Законом № 44-ФЗ.Протокол результатов проведения предквалификационного отбора с обоснованием принятых заказчиком решений, в том числе перечень лиц, соответствующих установленным требованиям, составляется в 2-х экземплярах и не позднее рабочего дня, следующего за датой его подписания, направляется заказчиком в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти. В тот же срок копии указанного протокола направляются заказчиком участникам закрытого конкурса с ограниченным участием, подавшим заявки на участие в нем.Протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в закрытом конкурсе с ограниченным участием составляется в 2-х экземплярах и не позднее рабочего дня, следующего за датой подписания указанного протокола, направляется заказчиком в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти. В тот же срок копии указанного протокола направляются заказчиком участникам такого конкурса, прошедшим предквалификационный отбор, с приглашением принять участие в закрытом конкурсе с ограниченным участием.
 

Требования к участникам

Как участвовать в конкурсе? Заказчик предъявляет к потенциальным подрядчикам определённые требования. Они перечислены в ст. 31 Закона № 44-ФЗ.  К ним относятся:

  • наличие определённого опыта работы в данной сфере;
  • наличие квалифицированных кадров;
  • наличие определённых ресурсов. Владение на праве собственности или пользование на праве аренды определённым оборудованием;
  • наличие финансов.

Каждое условие подтверждается документами, которые прикрепляются к заявке. Если она подаётся в бумажном виде, то в конверт вкладываются бумажные копии. Если в электронном, то «прикрепляются» в формате ПДФ.

Когда электронный аукцион признается несостоявшимся

В соответствии с Федеральным Законом «О контрактной службе» электронный аукцион признают несостоявшимся в следующих случаях:

  • предоставление одной – несоответствующей условиям – аукционной заявки;
  • в течение десяти минут с начала аукциона не было выдвинуто ни одного ценового предложения;
  • не подано ни одной аукционной заявки на участие;
  • аукционная комиссия вынесла решение, согласно которому все заявки с содержанием цены признаны несоответствующими требованиям, либо соответствующей признана только одна из них;
  • победитель аукциона отказался от подписания государственного контракта.

Процедура проведения заказчиком открытого конкурса

Схема проведения открытого конкурса

ЭТАП 1. ПОДГОТОВКА К ПРОВЕДЕНИЮ ОТКРЫТОГО КОНКУРСА

Мероприятия:

Организация проведения открытого конкурса

Создание конкурсной (единой) комиссии и определение порядка ее работы

Привлечение специализированной организации при проведении открытого конкурса

Документы:

Приказ о проведении открытого конкурса

Приказ о создании конкурсной (единой) комиссии

Положение о конкурсной (единой) комиссии

Контракт со специализированной организацией при проведении открытого конкурса

Срок:

Не позднее чем за 20 календарных дней до предполагаемой даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе

ЭТАП 2. ПОДГОТОВКА ДОКУМЕНТОВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ОТКРЫТОГО КОНКУРСА

Мероприятие:

Разработка и утверждение конкурсной документации

Документы:

Общие положения конкурсной документации

Информационная карта открытого конкурса

Форма заявки на участие в открытом конкурсе

Инструкция по заполнению заявки на участие в открытом конкурсе

Техническое задание при проведении открытого конкурса

Обоснование начальной (максимальной) цены контракта при проведении открытого конкурса

Проект контракта для включения его в конкурсную документацию

Срок:

Не позднее чем за 20 календарных дней до установленной в конкурсной документации даты окончания приема заявок на участие в конкурсе

ЭТАП 3. РАЗМЕЩЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ ОБ ОТКРЫТОМ КОНКУРСЕ

Мероприятия:

Регистрация заказчика в ЕИС при проведении открытого конкурса

Оформление усиленной квалифицированной электронной подписи при проведении открытого конкурса

Подготовка и размещение в ЕИС извещения о проведении открытого конкурса

Документ:

Извещение о проведении открытого конкурса

Срок:

Не позднее чем за 20 календарных дней до установленной в конкурсной документации даты окончания приема заявок на участие в конкурсе

ЭТАП 4. ПРИЕМ ЗАЯВОК НА УЧАСТИЕ В ОТКРЫТОМ КОНКУРСЕ

Мероприятие:

Получение и регистрация заявок на участие в открытом конкурсе

Документы:

Журнал регистрации заявок на участие в открытом конкурсе

Расписка в получении заявки на участие в открытом конкурсе

Срок:

До даты и времени, которые установлены в конкурсной документации для вскрытия конвертов

ЭТАП 5. ВСКРЫТИЕ КОНВЕРТОВ С ЗАЯВКАМИ НА УЧАСТИЕ В ОТКРЫТОМ КОНКУРСЕ

Мероприятие:

Вскрытие конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе

Документ:

Протокол вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе

Срок:

В день и время, указанные в конкурсной документации, – вскрытие конвертов;

не позднее следующего рабочего дня – размещение протокола в ЕИС (если предметом конкурса является проведение научно-исследовательских работ с возможностью заключения контрактов с несколькими участниками или проведение двух и более поисковых научно-исследовательских работ, – в течение трех рабочих дней)

ЭТАП 6. ВЫЯВЛЕНИЕ УЧАСТНИКОВ И ПОБЕДИТЕЛЯ ОТКРЫТОГО КОНКУРСА

Мероприятия:

Рассмотрение и оценка заявок на участие в открытом конкурсе

Возврат обеспечения заявки на стадии рассмотрения и оценки заявок при проведении открытого конкурса

Документ:

Протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе

Срок:

Не позднее 20 календарных дней с даты вскрытия конвертов – рассмотрение и оценка заявок (при проведении закупки товаров (работ, услуг) в сфере науки, культуры или искусства срок может быть продлен заказчиком не более чем на 10 рабочих дней);

– не позднее следующего рабочего дня после подписания – размещение протокола в ЕИС;

не позднее пяти рабочих дней после подписания протокола рассмотрения и оценки заявок – возврат обеспечения заявок участникам, кроме победителя

ЭТАП 7. ЗАКЛЮЧЕНИЕ КОНТРАКТА С ПОБЕДИТЕЛЕМ ОТКРЫТОГО КОНКУРСА

Мероприятия:

Составление и направление проекта контракта победителю открытого конкурса

Проверка обеспечения исполнения контракта, предоставленного победителем открытого конкурса

Подписание контракта с победителем открытого конкурса

Возврат обеспечения заявки на стадии подписания контракта с победителем открытого конкурса

Документ:

Проект контракта для направления его победителю открытого конкурса

Срок:

Не позднее трех рабочих дней с даты подписания протокола рассмотрения и оценки заявок – направление указанного протокола и проекта контракта победителю конкурса или единственному участнику;

не ранее чем через 10 календарных дней и не позднее чем через 20 календарных дней с даты размещения в ЕИС протокола рассмотрения и оценки заявок, а также не позднее 10 календарных дней с даты получения подписанного контракта и обеспечения от победителя – подписание контракта;

не позднее пяти рабочих дней с даты подписания контракта – возврат обеспечения заявки победителю

Приглашение участников

Приглашение должно быть направлено каждому участнику, который вошел в список потенциальных. При желании участвовать в закрытом конкурсе поставщик ответит заказчику и направит соответствующий запрос. В течение следующих трех дней заказчик должен направить поставщику документацию. За это может быть установлена плата, но она не должна превышать расходы заказчика на создание копий направляемых участнику документов. Если плата предусмотрена, то сначала участник должен ее уплатить, и только потом он получит документы.

Далее участник рассматривает документацию и подает заявку на участие в закрытом конкурсе.

Заключение контракта

В течение пяти дней заказчик выкладывает контракт в единой информационной системе и на электронной площадке после публикации итогового протокола в ЕИС.

В контракте указывает реквизиты победителя и информацию о закупке. Подпись не ставит. Победитель должен ознакомиться с содержанием и при несогласии составить протокол разногласий. На это дается пять дней. Три рабочих дня отведено заказчику на устранение спорных моментов или на повторную публикацию первоначального контракта, если он не желает вносить изменения. Когда у поставщика нет вопросов к контракту, он подписывает его на электронной площадке. Далее подпись ставит заказчик.

Если поставщик не обеспечил контракт или не подписал контракт, его признают уклонившимся от контракта. Сведения об инциденте заказчик передает в ФАС. Право заключить контракт переходит ко второму участнику в списке заказчика по протоколу итогов. Тот может согласиться или отказаться выполнять заказ.

Самое тяжелое в подготовке к открытому конкурсу — правильно собрать документы и составить заявку. Если вы пока еще не готовы к этому или у вас есть сомнения, обратитесь к нам.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector