Госзакупки по 44-фз: что нужно знать об открытом конкурсе

Содержание:

Чем отличается бумажная и электронная форма конкурса

В формах участия четыре отличия:

  1. Сроки.
  2. В электронной форме добавляется третья часть заявки — предложение цены.
  3. В электронной форме допускается снижение цены один раз — переторжка.
  4. Количество протоколов. Один в бумажной против четырех в электронной.

В бумажном конкурсе заказчик обязан разместить извещение о закупке больше чем за 20 дней до даты окончания подачи заявок. На вскрытие конвертов заявок выделен один день, на рассмотрение и оценку заявок — до 20 дней. Иногда заказчику позволяется принимать решение еще 10 дней. Заключить контракт с победителем он может в промежутке 10-20 дней после подведения итогов конкурса.

В электронной форме срок размещения извещения увеличивается до 15 рабочих дней. Рассмотрение первых частей заявок длится по разному:

  • НМЦК меньше 1 000 000 руб. —1 день;
  • НМЦК больше 1 000 000 руб. — 5 дней.

После этого этапа появляется новый — переторжка. Участники могут уменьшить цену своих предложений. На это отводятся сутки вместе с составлением протокола.

Рассмотрение и оценка вторых частей заявок проходит в сроки:

  • НМЦК меньше 1 000 000 руб. — 1 день;
  • НМЦК больше 1 000 000 руб. — 3 дня.

На размещение протокола в ЕИС уходит день, контракт заказчик может заключить через 10 и более дней после подведения итогов конкурса.

На рассмотрение 1 и 2 частей заявок по искусству, науке, культуре в электронной форме выделяется 5 дней

Кто оценивает заявки на участие в конкурсе и в каком порядке

Оценкой заявок на участие в конкурсе занимается конкурсная комиссия. Ее состав и перечень полномочий утверждается заказчиком в приказе о формировании конкурсной комиссии для проведения закупки.

Процесс рассмотрения заявок на участие в конкурсе состоит из следующих этапов:

  1. Конкурсная комиссия рассматривает первые части заявок на участие в электронном конкурсе. При НМЦК до 1 млн р. на рассмотрение уходит 1 рабочий день, при НМЦК более 1 млн р. – до 5 рабочих дней.
  2. По результатам рассмотрения первой части заявки на участие все допущенные к процедуре электронного конкурса лица могут подать окончательное предложение. Такие окончательные предложения передаются в день, который указан, как дата проведения конкурса в электронном формате. На подачу предложений участникам отводится 3 часа. Участник закупки может не участвовать в дозапросе, тогда его предложение в первой части заявки будет считаться окончательным. Один участник вправе подать только одно предложение, и оно не может ухудшать предложенные условия на первом этапе. Это значит, что участник конкурса может только снизить цену, но не повысить ее.
  3. После этого наступает этап оценки второй части заявок. На данном этапе определяется победитель закупки.

Сроки оценки

На основании ч. 2 ст. 54.7 44-ФЗ сроки рассмотрения и оценки второй части заявок в электронном виде не должны превышать три рабочих дня, если НМЦК составляет более 1 млн р. При закупках на меньшую сумму заказчику отводится не более одного рабочего дня после отправки второй части заявок на участие в конкурсе.

Если закупка предполагает поставку товара, выполнение работ и оказание услуг в сфере науки, культуры и искусства, то указанный срок не должен превышать пяти рабочих дней с даты отправки заказчику второй части заявок на участие в открытом конкурсе. При этом указанные сроки не зависят от НМЦК.

Предельные величины значимости критериев оценки заявок

В заключение мы с Вами рассмотрим предельные величины значимости критериев оценки заявок, как минимальные, так и максимальные. Следует отметить, что это значения, от которых заказчик не должен отклонятся, если закупка конечно же проводится по 44-ФЗ (заказчики по 223-ФЗ могут устанавливать вольные величины значимости, чем впрочем заказчики и пользуются при разработке закупочной документации). При этом у заказчика есть определенная свобода действий в этом плане, так нет жестких величин значимости этих критериев для оценки заявок, есть нижняя граница и верхняя.

Итак, рассмотрим предельные величины значимости критериев оценки заявок:

Внимательно проанализируйте предельные величины по товарам, работам услугам, которые Вы поставляете и обязательно сверяйтесь с этими показателями при анализе закупочной документации, так как в некоторых случаях заказчик по незнанию или намеренно выставляет неверные величины значимости. Если видите нарушение отправляйте заказчику запрос на разъяснение, а в случае если заказчик не исправляет свою ошибку жалуйтесь в ФАС.
 

  • 07НОЯ 2013

    Новости тендеров и госзакупок
    0
    4078

  • 01НОЯ 2012

    Новости тендеров и госзакупок
    1
    3770

  • 11ОКТ 2016

    Новости тендеров и госзакупок
    0
    2517

  • 04СЕН 2013

    Новости тендеров и госзакупок
    0
    2922

  • 02НОЯ 2012

    Новости тендеров и госзакупок
    0
    2866

  • 25ФЕВ 2013

    Новости тендеров и госзакупок
    0
    2986

Почему отталкиваться только от цены не всегда хорошо

Представим такой пример: заказчику необходимо приобрести спецтехнику. При этом базовая комплектация его не устраивает — необходимо, чтобы техника обладал дополнительными возможностями — Возможностью 1 и Возможностью 2. На рынке существует три компании, которые теоретически могут поставить нужный заказчику товар. Компания А поставляет технику в базовой комплектации, Компания Б может обеспечить Возможность 1, а Компания В – Возможность 2.

Если заказчик проведет аукцион и укажет в качестве требований лишь базовые параметры, то, вероятнее всего, победителем станет Компания А (меньше возможностей техники — ниже цена). Если же он укажет все необходимые ему критерии оценки, то никто из поставщиков к аукциону допущен не будет.

Если бы речь шла о закупке по 223-ФЗ, то у заказчика были бы некоторые возможности для маневра. Например, он мог бы применить метод приведенной стоимости, при котором все необходимые требования переводятся в стоимостное выражении, после чего происходит сопоставление цен. Однако закон 44-ФЗ таких возможностей не дает.

Какой вывод можно сделать из этого примера? Для эффективных закупок крайне важно устанавливать адекватные критерии и правильно оценивать в соответствии с ними поданные заявки

Новые критерии оценки

С 09.07.2020 вступили в силу изменения в постановление правительства №1085 от 28.11.20213 о правилах оценки заявок. Эти изменения приняли, чтобы объективно оценивать заявки в закупках, по результатам которых заключается контракт в рамках ч. 16 (если контракт жизненного цикла предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капремонт объекта капстроительства), 16.1 ст. 34, ч. 56 ст. 112 44-ФЗ, контракт, предмет которого выполнение работ по строительству, реконструкции, капремонту, сносу объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта), проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, путем проведения открытого конкурса.

После поправок в ПП №1085 госзаказчиков обязали в качестве нестоимостного критерия оценки открытого конкурса по 44-ФЗ в электронной форме устанавливать только «квалификации участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, которые принадлежат им на праве собственности или на другом законном основании, опыта работы, который связан с предметом госконтракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации».

После изменений в ПП №1085 в таких закупках есть закрытый список показателей нестоимостного критерия оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, должны быть:

  • общая стоимость выполненных госконтрактов (договоров);
  • общее количество выполненных госконтрактов (договоров);
  • наибольшая цена одного из выполненных госконтрактов (договоров).

Цель изменений — поспособствовать определению подрядчика (исполнителя), который обладает необходимым уровнем квалификации, ‎обеспечить надлежащее исполнения контрактов на выполнение строительных работ и исключить применение субъективных, произвольно определяемых заказчиком критериев оценки заявок. Планируют, что новые меры позволят расширить количество участников закупок и исключат коррупционные риски.

Подготовка к проведению закрытого конкурса

Предусмотрен следующий порядок подготовки и проведения закупок, подходящих под условия закрытого конкурса.

Этап 1. Подготовка техдокументации

Представляемые документы должны содержать следующую информацию:

  • описание предметов закупки
  • техническое задание
  • обоснование начальной максимальной цены (НМЦ)
  • перечень возможных участников
  • правила их ознакомления с условиями торгов и допуска к ним
  • критерии, предъявляемые к подаваемым участниками заявкам
  • конкретизация формы приглашения к торгам и условия заключения договора
  • обоснование необходимости проведения закрытых аукционных процедур и общая информационная карта

Этап 2. Получение разрешения ФАС на проведение торгов

Подготовленная документация отправляется в антимонопольную службу, которая согласно ч. 3 ст. 84 Закона 44-ФЗ обязана рассмотреть её в течение 10 дней с момента получения. Реакция ФАС заключается в согласовании разрешения или его отклонении при наличии нарушений в оформлении или содержании. Такими нарушениями могут быть ошибки и несоответствия заявления и документов действующим законам. В частности, слишком малый круг потенциальных поставщиков может быть расценен как несоответствие антимонопольному законодательству.

В случае отказа в согласовании ответ ФАС должен быть направлен организатору торгов не позже, чем через 5 суток после получения ей документов. Предельный срок ответа об удовлетворении заявки составляет 10 суток. Само разрешение действительно в течение 3 месяцев со времени его выдачи.

Этап 3. Публикация извещения о торгах в ЕИС

После получения разрешения ФАС на торги необходимо опубликовать в ЕИС извещение о процедуре. Продолжительность размещения публикации – не менее 30 дней до момента вскрытия заявок на участие в торгах.

Содержание публикации требует повышенного внимания в связи с наличием секретной информации о предметах закупки. Сообщать можно лишь сведения о факте проведения аукциона и порядке доступа участников торгов к документации. Если публикация будет содержать секретную информацию, торги будут отменены. Другая информация, касающаяся размещения объявления о торгах, прописана теми же статьями Закона 44-ФЗ, которыми регламентируется и проведение открытых торгов (ч. 2 ст. 85).

Этап 4. Направление приглашения участникам торгов

Каждому выбранному исполнителю из утверждённого списка заказчик направляет приглашение принять участие в конкурсе (п. 1 ст. 85 Закона 44-ФЗ). Исполнитель в ответ отсылает запрос на участие.

Получив запрос, заказчик торгов отправляет будущим участникам документы в письменной форме. В некоторых случаях предоставление документации может быть платным, но цена её должна быть ограничена тратами заказчика на копирование документов (ч. 3 ст. 85 Закона 44-ФЗ).

Извещение о торгах может быть и не опубликовано. В этом случае, по меньшей мере, за 20 суток до вскрытия конвертов организатор аукциона направляет приглашения участникам торгов, которые отвечают требованиям Закона № 44-ФЗ о закрытых конкурсах. Поскольку предметом торгов являются товары и услуги, информация о которых представляет собой гостайну, приглашение отправляется только тем организациям, которые имеют к ней доступ.

Квалификация участника

В этом случае показатели, как правило, такие:

  • число сотрудников, которые обладают нужной квалификацией (имеют соответствующее образование, степень доктора, кандидата наук, с наличием определенных дипломов или аттестатов и др.);
  • количество успешно выполненных контрактов на аналогичные работы;
  • количество оборудования, необходимого для выполнения работ;
  • количество положительных отзывов об участнике закупки, грамот, благодарственных писем, подтверждающих деловую репутацию. Применению подлежат и ряд национальных стандартов к примеру, Национальный стандарт ГОСТ Р 66.0.01-2017 и пр).

Вот пример нестоимостных критериев оценки по 44-ФЗ в 2020 году:

1. Формула расчета, учитывающая наибольшее или наименьшее количество предоставляемых документов.

2. Предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение квалификационных характеристик.

3. Шкала. Наиболее простой способ оценки, он заключается в определении диапазонов необходимого показателя и присуждении баллов.

Победителем при всех способах признается участник, заявке которого присвоен самый высокий итоговый рейтинг.

Затраты на использование и ремонт

Например, организация хочет приобрести оборудование. От того, какую торговую марку предложит поставщик, зависит стоимость последующего ремонта и затраты на приобретение расходных материалов.

Чтобы сэкономить бюджетные средства, госзаказчики изначально закладывают в конкурсную документацию условие, что значительные расходы на постобслуживание товара будут отрицательно сказываться на рейтинге заявки. А лучшим из вариантов исполнения договора признают заявку с наименьшими расходами на эксплуатацию.

Для этих целей в конкурсных бумагах закупщик вправе обговорить такие критерии оценки заявок на участие в конкурсе по 44-ФЗ, влияющие на оценку:

  • полный список затрат на эксплуатацию;
  • единицу измерения таких расходов;
  • срок эксплуатации товара.

Рассмотрим на примере. Пусть НМЦК = 100 рублей. Первый поставщик предлагает заплатить за эксплуатацию 50 рублей, а второй — 10 рублей. Цmin = 10. Считаем:

  • ЦБ1 = 10 / 50 × 100 = 20 баллов;
  • ЦБ2 = 10 / 10 × 100 = 100 баллов.

Если в документации предусмотрены несколько видов расходов на эксплуатацию, заявку оценивают по формуле:

Для подсчета рейтинга количество баллов умножают на коэффициент значимости каждого параметра. Если во всех заявках содержатся одинаковые предложения по этому параметру, то его не применяют при оценке. Величину значимости «цены контракта» увеличивают на величину значимости «затрат на эксплуатацию».

Почему отталкиваться только от цены не всегда хорошо

Представим такой пример: заказчику необходимо приобрести спецтехнику. При этом базовая комплектация его не устраивает — необходимо, чтобы техника обладал дополнительными возможностями — Возможностью 1 и Возможностью 2. На рынке существует три компании, которые теоретически могут поставить нужный заказчику товар. Компания А поставляет технику в базовой комплектации, Компания Б может обеспечить Возможность 1, а Компания В – Возможность 2.

Если заказчик проведет аукцион и укажет в качестве требований лишь базовые параметры, то, вероятнее всего, победителем станет Компания А (меньше возможностей техники — ниже цена). Если же он укажет все необходимые ему критерии оценки, то никто из поставщиков к аукциону допущен не будет.

Если бы речь шла о закупке по 223-ФЗ, то у заказчика были бы некоторые возможности для маневра. Например, он мог бы применить метод приведенной стоимости, при котором все необходимые требования переводятся в стоимостное выражении, после чего происходит сопоставление цен. Однако закон 44-ФЗ таких возможностей не дает.

Какой вывод можно сделать из этого примера? Для эффективных закупок крайне важно устанавливать адекватные критерии и правильно оценивать в соответствии с ними поданные заявки

Как выявить участников и определить победителя открытого конкурса в электронной форме по 44-ФЗ

После окончания срока подачи заявок на участие в закупке заказчик получает от оператора электронной площадки первые части заявок участников, которые рассматриваются и оцениваются закупочной комиссией. Результаты их рассмотрения (оценки) фиксируются в протоколе. Его нужно направить оператору электронной площадки не позднее даты окончания срока рассмотрения и оценки первых частей заявок (, ч. 6, 7 ст. 54.5 Закона N 44-ФЗ).

Вторые части заявок и другие предусмотренные ч. 11 ст. 24.1 Закона N 44-ФЗ документы (информацию) заказчик получит только после того, как истечет срок подачи окончательных предложений о цене контракта и оператор электронной площадки сформирует у себя протокол подачи таких предложений (, ч. 1 ст. 54.7 Закона N 44-ФЗ).

До 31.12.2019 включительно часть документов, перечисленных в ч. 11 ст. 24.1 Закона N 44-ФЗ, заказчик не получит. Это касается участников, которые были аккредитованы на площадке до 01.01.2019. Дело в том, что до конца 2019 г. действует переходный период (ч. 49, 50 ст. 112 Закона N 44-ФЗ). Рассматривайте в таком случае именно те документы, которые включены в реестр участников электронного аукциона (Информационное письмо Минфина России от 28.09.2018 N 24-05-08/69766).

Закупочная комиссия должна рассмотреть вторые части заявок и оформить протокол рассмотрения и оценки вторых частей заявок. Он направляется оператору электронной площадки не позднее даты окончания срока рассмотрения и оценки вторых частей заявок (ч. 7, 8 ст. 54.7 Закона N 44-ФЗ).

После этого оператор электронной площадки обычно направляет заказчику протокол подачи окончательных предложений. Комиссия на основании всех протоколов проводит ранжирование заявок и составляет протокол подведения итогов (, 11 ст. 54.7 Закона N 44-ФЗ).

Комиссия на любом этапе должна отстранить от участия в конкурсе участника, представившего недостоверную информацию (ч. 5 ст. 54.7 Закона N 44-ФЗ).

Закупочной комиссии необходимо иметь в виду, что общей информацией для протоколов рассмотрения и оценки первых и вторых частей заявок, а также протокола подведения итогов является:

  • информация о решении каждого присутствующего члена закупочной комиссии в отношении каждого участника и (или) его заявки, в том числе о допуске к участию в конкурсе и признании его участником или об отказе в допуске, о присвоении баллов по предусмотренным критериям (п. п. 4, 5 ч. 6 ст. 54.5, п. п. 4, 5 ч. 7, п. п. 3, 5, 6 ч. 12 ст. 54.7 Закона N 44-ФЗ);
  • обоснование решения об отказе в допуске к участию в конкурсе и (или) о несоответствии заявки установленным требованиям (при принятии такого решения). В таком обосновании надо указать не соответствующие друг другу положения заявки и положения законодательства РФ о контрактной системе, документации (п. 3 ч. 6 ст. 54.5, п. 3 ч. 7, п. п. 2, 4 ч. 12 ст. 54.7 Закона N 44-ФЗ).

Понятие и виды

Критерии оценки по 44-ФЗ это правила, по которым предложения участников закупки оцениваются на соответствие требованиям, которые установил заказчик. Выделяют стоимостные и нестоимостные.

Стоимостные критерии оценки:

  1. Цена.
  2. Расходы на эксплуатацию и ремонт.
  3. Стоимость жизненного цикла: закупка, последующие обслуживание, эксплуатация, ремонт, утилизация.
  4. Предложение о сумме расходов заказчика по энергосервисному контракту.

Нестоимостные критерии оценки:

  1. Предлагаемое качество поставляемых товаров, работ, услуг.
  2. Квалификация участника.

Рассмотрим подробнее расчет критериев оценки конкурса по 44-ФЗ в электронной форме каждой группы.

Как описать порядок оценки заявок в документации

Для этого опишите в документации полный перечень документов (сведений), которые должен представить участник для оценки по каждому критерию (показателю), и сам порядок оценки. На это указано в совместном Письме Минэкономразвития России N 31047-ЕЕ/Д28и, ФАС России N АЦ/50997/14 от 11.12.2014.

Как описать порядок оценки стоимостных критериев

Опишите, по каким стоимостным критериям будете оценивать заявку и как рассчитывать баллы. Формулы для расчета возьмите из разд. II Правил оценки заявок N 1085.

Пример описания порядка оценки стоимостного критерия

Критерий: цена контракта».

Значимость критерия — 60%.

Порядок оценки:

Количество баллов, присуждаемых по критерию оценки «цена контракта» (ЦБi), определяется по формуле:

ЦБi = Цmin / Цi x 100,

где:

Цi — предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается;

Цmin — минимальное из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки.

Если участник предложил доплатить заказчику за право заключения контракта (Цmin < 0), то баллы присуждаются по формуле ЦБi = (Цmax — Цi) / Цmax x 100,

где Цmax — максимальное из предложений, сделанных участниками закупки.

Обратите внимание: если вы проводите конкурсы на выполнение НИОКР, технологические работы или оказываете консультационные услуги, вы вправе указать, что значимость критерия «цена контракта» будет равна 10%, если участник снизит цену на 25% и более от НМЦК ().

Как описать порядок оценки нестоимостных критериев

Опишите, какие документы для какого критерия и показателя должен представить участник. Это могут быть, например:

  • благодарственные письма для оценки деловой репутации;
  • копии дипломов, сертификатов, трудовых книжек для оценки квалификации трудовых ресурсов;
  • контракты и акты выполненных работ (услуг) для оценки опыта выполнения работ (услуг), сопоставимых с работами (услугами), которые вы закупаете;
  • планы (графики) выполнения работы (оказания услуг), сертификаты контроля качества и т.п. Эти документы можно потребовать для оценки качества выполняемых участником работ (услуг).

Для оценки представленных документов вы можете установить свою шкалу оценки для каждого показателя или воспользоваться формулами, указанными в п. п. 21 — 24 Правил оценки заявок N 1085.

Пример описания порядка оценки нестоимостного критерия

Критерий: «квалификация участников».

Значимость критерия — 100%.

Показатель: опыт участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера.

Значимость показателя — 100%.

Опыт участника оценивается по исполненным без штрафных санкций с 2016 по 2018 гг. контрактам с госучреждениями, предметом которых являются такие же услуги, как в настоящей закупке. Сведения об опыте участника подтверждаются копиями документов (контрактов, актов) или сведениями из реестра контрактов, размещенного в Единой информационной системе в сфере закупок.

Заказчиком установлена следующая шкала оценки данного показателя:

Количество соответствующих условиям критерия контрактов, сведения о которых представлены в составе заявки Количество присуждаемых баллов
0 баллов
От 1 до 5 25 баллов
От 6 до 10 50 баллов
От 11 до 15 75 баллов
Более 15 100 баллов

Обратите внимание: предмет оценки должен соответствовать закупке. Например, если для оценки опыта вы будете требовать контракты, которые никак не связаны с работами, которые вы закупаете, или с ценой выше, чем НМЦК вашей закупки, вашу документацию признают незаконной, а вас привлекут к ответственности (см., например, Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 14.06.2016 N Ф03-1859/2016 по делу N А59-3392/2015).

Законодательное регулирование

Для разных тендеров применяют различные критерии оценки заявок. Например, в электронном аукционе или запросе котировок используют единственный критерий – это предложенная цена. В конкурсе же заявку на участие не могут оценить по одному ценовому критерию из-за специфики закупки, поэтому разрабатывают комплекс оценки заявок на участие.

Учреждения самостоятельно не устанавливают правила оценки заявок на участие. Они должны придерживаться правил из ст. 32 44-ФЗ и Постановления Правительства №1085 от 2013 года. В указанном Постановлении Правительства приводится указание и на предельные значения каждого из критериев. Нужно учитывать, что данные правила не применяются к таким формам закупок, как аукцион, запрос предложений, неконкурентные закупки у единственного поставщика.

Под оценкой заявок понимается определение наилучшего предложения из поступивших на основе заданных критериев. Заказчики в обязательном порядке прописывают, какие именно критерии им предстоит использовать, а также величину их значимости. Минимальное количество критериев – два, один из которых – цена и стоимость жизненного цикла (если это применимо).

Критерии оценки заявок на участие не стоит путать с основаниями для допуска участника к закупке. Заявки от участников первоначально рассматриваются на правильность оформления документов и соответствия их установленным требованиям, а только потом заказчик переходит к оценке заявок. При отсутствии какого-либо документа участника могут отклонить.

На этапе оценки заявок, если поставщик не приложит документы, которые подтверждают соответствие требованиям и критериям оценки заявок, его не отстраняют от участия. Но баллы за определенные действия начисляться не будут.

Этапы проведения запроса предложений

1 этап. Заказчик готовит и публикует извещение о проведении запроса предложений в соответствии с ч. 4 ст. 83 44-ФЗ, документацию в соответствии с ч. 6 ст. 83 44-ФЗ и проект контракта, который будет заключен с победителем по результатам проведенной процедуры. Информация о проведении запроса предложений должна быть размещена в ЕИС не позднее чем за пять календарных дней до его проведения. Согласно ч. 5 ст. 83 44-ФЗ с момента размещения в ЕИС извещения о проведении запроса предложений заказчик не вправе отменять процедуру или вносить изменения в извещение и закупочную документацию.

2 этап. Прием заявок. Заявки на участие подаются в письменном виде, включают в себя документы, указанные в документации, а также платежное поручение, подтверждающее внесение обеспечения заявки (в случае установления такого обеспечения в документации).

3 этап. Рассмотрение заявок. Заявки участников рассматриваются на соответствие требованиям документации. Участники, которые не соответствуют требованиям, отклоняются, их предложения не оцениваются. По результатам рассмотрения составляется и размещается в день вскрытия конвертов в ЕИС выписка из протокола проведения запроса предложений с указанием причин отстранения участников от дальнейшего участия (если такие есть). После того, как все допущенные заявки оценены в соответствии с установленными критериями, комиссия фиксирует результаты в виде таблицы, которая включается в протокол проведения запроса предложений, где указываются условия, цена и прочие критерии оценки каждой из допущенных заявок

Важно отметить, что любой участник имеет право присутствовать при рассмотрении заявок, а также проводить аудио и видеосъемку

4 этап. Выбор победителя. После рассмотрения и оценки заявок комиссия готовит протокол проведения запроса предложений и оглашает условия исполнения контракта, содержащиеся в заявке, признанной лучшей, или условия, содержащиеся в единственной заявке на участие (ч. 11 ст. 83 44-ФЗ). После этого участникам предлагается направить окончательное предложение не позднее рабочего дня, следующего за датой проведения запроса предложений (ч. 12 ст. 83 44-ФЗ).

Если все присутствующие участники отказались направить окончательное предложение, запрос предложений завершается.

Отказ участников направлять окончательные предложения фиксируется в протоколе и окончательными предложениями признаются первоначальные поданные заявки на участие. Открытие доступа к заявкам с окончательными предложениями осуществляются на следующий рабочий день после даты завершения проведения запроса предложений.

5 этап. Оценка окончательных предложений, подведение итогов запроса предложений. Комиссия проводит оценку окончательных предложений и готовит итоговый протокол. Итоговый протокол и протокол проведения запроса предложений размещаются в ЕИС в день подписания итогового протокола.

Выигравшим окончательным предложением является окончательное предложение, которое наилучшим образом соответствует установленным заказчиком требованиям к товарам, работам, услугам.

Если в нескольких окончательных предложениях содержатся одинаковые условия исполнения контракта, выигравшим окончательным предложением признается окончательное предложение, которое поступило раньше.

Критерии оценки заявок в запросе предложений (ст. 32 44-ФЗ):

  • цена контракта;
  • расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
  • качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
  • квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

6 этап. Заключение контракта. Контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением о проведении запроса предложений и окончательным предложением победителя, не ранее чем через 7 дней с даты размещения в ЕИС итогового протокола и не позднее чем через 20 дней с даты подписания протокола. Контракт заключается только после предоставления победителем обеспечения исполнения контракта.

1.2. Рейтинг заявок

Рейтинг заявки по критерию оценки представляет собой не что иное, как цифровое значение в баллах, которые присуждается заявке поставщика с учетом коэффициента значимости. Каждый член закупочной комиссии оценивает допущенную к стадии оценки заявку участника и выставляет баллы исходя из установленных критериев оценки. Далее полученные в результате оценки заявки баллы по каждому критерию суммируются и умножаются на коэффициент значимости критерия оценки. В результате каждой заявке присваивается рейтинг, выраженный в количестве баллов. И на завершающем этапе комиссия ранжирует заявки и присваивает места в зависимости от количества набранных баллов. Первое место получает заявка, которая получает в сумме больший рейтинг (большее количество баллов с учетом коэффициента значимости).

Какие критерии оценки предусмотрены законом

Критерии оценки делятся на стоимостные и нестоимостные. Нестоимостные критерии, в свою очередь, делятся на показатели.

Стоимостные критерии — это:

  • цена контракта (п. 1 ч. 1 ст. 32 Закона N 44-ФЗ);
  • расходы на эксплуатацию и ремонт товаров (объектов), использование результатов работ (п. 2 ч. 1 ст. 32 Закона N 44-ФЗ);
  • стоимость жизненного цикла товара или созданного объекта (п. 5 Правил оценки заявок N 1085);
  • расходы по энергосервисному контракту (ч. 9 ст. 108 Закона N 44-ФЗ).

Нестоимостные критерии — это:

квалификация участников (п. 4 ч. 1 ст. 32 Закона N 44-ФЗ).

Этот критерий имеет показатели (п. 27 Правил оценки заявок N 1085):

— квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов);

— опыт по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;

— обеспеченность материально-техническими ресурсами (наличие производственных мощностей, техоборудования);

— обеспеченность трудовыми ресурсами;

— деловая репутация.

качественные, функциональные, экологические характеристики товара (п. 3 ч. 1 ст. 32 Закона N 44-ФЗ).

Этот критерий имеет показатели (п. 25 Правил оценки заявок N 1085):

— качество товаров (работ, услуг);

— функциональные, потребительские свойства товара;

— соответствие экологическим нормам.

Квалификация участников

Здесь показателями выступают:

  • количество сотрудников, имеющих нужную квалификацию (соответствующее образование, ученые степени, аттестаты и т. п.);
  • число успешно завершенных договоров на аналогичные работы;
  • число положительных отзывов о поставщике, грамот в подтверждение его деловой репутации. Применяются и национальные стандарты. Например, ГОСТ РФ «Деловая репутация строительных организаций» Р 56002-2014;
  • количество оборудования, требуемого для выполнения работ.

По ПП № 1085 от 28.11.2013, применяют четыре формулы или шкалу оценки по критериям при проведении открытого конкурса.

Расчетная формула, в которой учитываются наибольшее и наименьшее числа предоставляемых документов. Самый простой случай — заказчик не устанавливает ограничений по числу выполненных госконтрактов.

Покажем на примере. Чем больше госконтрактов успешно закрыл поставщик, тем лучше для госзаказчика. КЗ = 0,4. Участники предлагают условия:

  • № 1 — 5 контрактов;
  • № 2 — 7 контрактов;
  • № 3 — 10 контрактов.

Максимальное значение Кmax = 10. Оцениваем заявки:

  • НБЦ1 = (5 / 10) × 0,4 × 100 = 20 баллов;
  • НБЦ2 = (7 / 10) × 0,4 × 100 = 28;
  • НБЦ3 = (10 / 10) × 0,4 × 100 = 40.

Лучшим становится третий участник.

Если лучшим критерием для заказчика является наименьшее число исполненных договоров, используют другую формулу:

Вот как это работает. Лучшим критерием заказчик считает наименьший уровень шума. КЗ = 0,4. Участники предлагают условия:

  • № 1 — 70 Дб;
  • № 2 — 85 Дб;
  • № 3 — 90 Дб.

Кmin = 70. Оцениваем заявки:

  • НБЦ1 = (70 / 70) × 0,4 × 100 = 26,7 баллов;
  • НБЦ2 = (70 / 85) × 0,4 × 100 = 33;
  • НБЦ3 = (70 / 90) × 0,4 × 100 = 40.

Лучшим становится первый участник.

Предельное минимальное или максимальное значение закупочных критериев. Если заказчик решает, что лучшее условие исполнения — наибольшее значение критерия оценки, используют формулу:

Покажем на примере. Показатель оценки — количество контрактов. Чем их больше, тем лучшие условия предлагает поставщик. Но заказчик добавляет критерий, что для оценки достаточно семи исполненных госконтрактов:

  • Кпред = 7;
  • Кmax = 6;
  • КЗ = 0,4.

Участники предлагают в заявке условия:

  • № 1 — 4 контракта;
  • № 2 — 5 контрактов;
  • № 3 — 6 контрактов.

Ни один не дотягивает до максимума. Оцениваем заявки:

  • НБЦ1 = (4 / 6) × 0,4 × 100 = 26,7 баллов;
  • НБЦ2 = (5 / 6) × 0,4 × 100 = 33;
  • НБЦ3 = (6 / 6) × 0,4 × 100 = 40.

Лучшим становится третий участник.

Вернемся к предыдущему примеру, но допустим, что заказчик добавляет критерий, что для оценки заявок достаточно семи исполненных госконтрактов:

  • Кпред = 7;
  • КЗ = 0,4.

Участники предлагают условия:

  • № 1 — 4 контракта;
  • № 2 — 7 контрактов;
  • № 3 — 10 контрактов.

Оцениваем заявки:

  • НБЦ1 = (4 / 7) × 0,4 × 100 = 26,7 баллов;
  • НБЦ2 = (7 / 7) × 0,4 × 100 = 40;
  • НБЦ3 = (10 / 7) × 0,4 × 100 = 40, поскольку предложение участника превысило максимально необходимое.

Шкала параметров. Она является наиболее простым способом оценивания. Задаются диапазоны нужного показателя и правила присуждения баллов.

Вот как это работает. Допустим, показатель оценки — количество контрактов. Значит, лучшие условия предложит тот, у кого больше успешно выполненных госконтрактов. Схема для оценки:

Число выполненных госконтрактов Баллы
Отсутствуют
От 1 до 4 20
От 5 до 8 50
9 и больше 100

ВАЖНО!

При организации конкурса в электронной форме недопустимо применять отсутствующие в ПП № 1085 от 28.11.2013 критерии и величины значимости.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector