Как и в какие сроки можно обжаловать решение антимонопольной службы и как составлять заявление?

Содержание:

Содержание предупреждения ФАС

Требования к содержанию предупреждения устанавливаются антимонопольным законодательством.

Предупреждение должно включать:

  • выводы об основаниях для выдачи;
  • нормы антимонопольного законодательства, которые нарушены действиями лица, которому оно выдается;
  • список действий, которые необходимо совершить для устранения причин способствующих выдаче предупреждения
  • срок выполнения таких действий.

Срок для устранения нарушений законодательства устанавливается контролирующим органом самостоятельно и не может быть менее 10 дней.

Отсутствие какого-либо из требований к предупреждению — хорошее основание для его отмены в судебном порядке.

Антимонополизм

Наличие в Российской Федерации антимонопольного законодательства и антимонопольной службы вовсе не означает, что монополизма, как такового, в РФ не существует. Он существует везде, в том числе и в России, в виде естественных монополий: например, сети железных дорог, государственных монополий или концернов, таких, как Газпром.

Политика демонополизации нацелена, таким образом, не против явления монополизма, как такового, а против бесконтрольного монополизма, подрывающего основы малого и среднего бизнеса, поскольку в условиях бесконтрольного монополизма конкуренция практически невозможна.

В рамках данной статьи мы не ставим себе задачу провести экскурс в основы политической экономики. Просто без осознания самой системы антимонополизма невозможно будет представить себе весь спектр вопросов, которые могут быть отнесены к ведению ФАС.

Как обжаловать решение суда арбитражного суда в апелляционной инстанции

Предлагаю рассмотреть, какой порядок обжалования решения арбитражного суда первой инстанции.

Необходимым условием является письменная форма и наличие подписи заявителя. Жалоба может подаваться удаленно через систему «Мой арбитр», почтовым отправлением или лично в канцелярию суда. Выбор апелляционной инстанции осуществляется по территориальному признаку.

Мнение эксперта
Егоров Виктор Тарасович
Адвокат с 10-летним стажем. Специализация — семейное право. Признанный эксперт права.

Подается жалоба через суд первой инстанции, который первоначально рассматривал арбитражное дело. В течение нескольких дней она переадресовывается в соответствующий апелляционный арбитражный суд.

Жалоба, как и другие процессуальные документы, состоит из 4 частей:

  • Вводная — наименование суда, контактные данные заявителя, номер дела,
  • Описательная — обстоятельства по делу,
  • Мотивировочная — основания, по которым вынесенное решение должно быть отменено,
  • Резолютивная — притязания стороны.

В заключительной части перечисляется список приложенных документов, к которым относятся, например, документы по госпошлине.

В целом арбитражный процесс сходен с производством в суде нижестоящей инстанции. Но существует несколько принципиальных различий.

Апелляционный суд рассматривает дело в коллегиальном составе, без участия арбитражных заседателей. В нем нельзя выдвигать новые требования, менять основания иска и т.д.

Кроме того, без вызова сторон могут рассматриваться апелляции на определения о передаче дела в другой арбитраж или по спорам в упрощенном порядке.

Обратите внимание! Если оспаривается определение о возвращении иска, то не забудьте подавать исковое заявление и предлагающиеся документы. Рассмотрение апелляционной жалобы длится в течение двух месяцев с момента получения последней из них с полным комплектом документов

В исключительных случаях период может быть пролонгирован председателем арбитражного суда до 6 месяцев

Рассмотрение апелляционной жалобы длится в течение двух месяцев с момента получения последней из них с полным комплектом документов. В исключительных случаях период может быть пролонгирован председателем арбитражного суда до 6 месяцев.

Консультация по обжалованию в Апелляционных судах

Подготовка жалоб в суд. Помощь в Апелляционном суде. Адвокат по обжалованию.

Судебная практика

ФАС особое внимание обращает на дела по тарифам. «Крымтеплоэлектроцентраль» подала иск по отношению установленных антимонополистами цен на электроэнергию

Предприятие считало, что установленные тарифы снизят ее прибыль. Верховный суд отказал истцу, так как цены были установлены в соответствии с требованиями законодательства.

ООО «Газпром межрегионгаз Белгород» попытался вытеснить из рынка ООО «Газсервис», объявив, что последний продает приборы учета, не соответствующие требованиям по точности измерений. ФАС выдало предписание по нарушению закона о конкуренции путем распространения недостоверной информации о конкуренте. «Газпром межрегионгаз Белгород» оспорил решение в суде, исполнение предписания приостановлено.

Большинство предприятий получает отрицательный вердикт суда по причине подачи иска лицом, не уполномоченным на это действие. Поэтому для составления заявления и подготовки документации желательно привлечь юриста (если нет штатного). Только квалифицированный специалист, знающий антимонопольное законодательство, способен учесть все детали.

В Видео ниже ФАС расскажет, куда обращаться, если вы стали свидетелем необоснованного завышения цен:

Что необходимо учитывать при досудебном и судебном обжаловании?

Итак, неправомерные действия (бездействия), нарушения законодательства, прав граждан оспариваются в досудебном и судебном порядке. В первом случае этим занимаются территориальные органы, во втором – арбитражный суд. Выбирая ведомство, следует помнить следующее:

  1. Досудебное обжалование не обязательно и подходит не для всех актов;
  2. Само ведомство редко отменяет решения сотрудников, поэтому получив отказ, скорее всего, потребуется обращаться в суд;
  3. Только судебное обжалование приостанавливает действие предписания;
  4. Судебный орган, в отличие от территориального, может восстановить пропущенный срок.

Пересмотр решений по новым и вновь открывшимся обстоятельствам

После обжалования предыдущих инстанций, следующим этапом пересмотра дела является суд надзорной инстанции. В этом случае пересмотру подлежат судебные акты, которые были вынесены всеми инстанциями по конкретному делу. Пересмотр дела в надзорной инстанции проводится в несколько этапов:

  • сначала заявление о пересмотре дела в порядке надзора подается в Судебную коллегию Верховного суда РФ по экономическим спорам, срок подачи – не более трех месяцев со дня вступления в законную силу последнего оспариваемого судебного акта;
  • в случае, если заявление будет принято к рассмотрению, дело передается в Президиум Верховного суда РФ для рассмотрения по существу.

Заявление о пересмотре судебного акта в порядке надзора направляется в высший орган в письменной форме лично, почтовым отправлением или через электронную форму, размещенную на официальном сайте Верховного суда РФ. В заявлении должны быть указаны:

  • полные данные лица, которое подает заявление, с указанием его процессуального положения, данные лиц, участвующих в деле;
  • полные сведения об оспариваемом судебном акте, включая наименование суда, принявшего его;
  • сведения о других судебных актах, которые были приняты по делу;
  • предмет спора;
  • основания и доводы лица – заявителя, направленные на необходимость пересмотра судебного решения со ссылками на законы и другие нормативные акты;
  • перечень прилагаемых к заявлению документов.

Предлагаем ознакомиться Если истец не явился на судебное заседание

https://www.youtube.com/watch?v=ytadvertiseru

Кроме того, в заявлении о присуждении компенсации за нарушение права судопроизводства в разумный срок, необходимо указать:

  • общую продолжительность судопроизводства по делу, которая исчисляется со дня поступления искового заявления в арбитражный суд первой инстанции и заканчивается в день принятия последнего акта по делу;
  • обстоятельства, повлиявшие на длительность судопроизводства;
  • доводы лица – заявителя, с указанием оснований присуждения компенсации, ее размеры;
  • последствия нарушения права на судопроизводство в разумный срок, в том числе, их значимость для заявителя;
  • реквизиты банковского счета лица – заявителя;
  • перечень прилагаемых документов – копия оспариваемого судебного акта, финансовые документы, копии других судебных актов по делу, доверенность на представителя при необходимости.

Помимо обжалования решения арбитражного суда в апелляционной, кассационной или надзорной инстанции, они могут быть пересмотрены по новым или вновь открывшимся обстоятельствам. При этом, между новыми и вновь открывшимися обстоятельствами присутствует существенное различие:

  • вновь открывшиеся обстоятельства уже существовали на момент принятия обжалуемого решения суда;
  • новыми признаются обстоятельства, которые возникли после принятия решения суда, однако при существовании их на тот момент, они бы имели существенное значение для вынесения решения судом.

В арбитражный суд заявление о пересмотре подается в письменной форме, подписанное лицом – заявителем или его представителем. Заявление может быть передано лично, отправлено по почте или посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте судебного органа. В заявлении обязательно должно быть указано:

  • наименование судебного органа;
  • сведения о лице-заявителе, а также о других лицах, участвующих в деле;
  • информация о судебном акте, который подлежит пересмотру по вновь открывшимся или новым обстоятельствам – наименование судебного органа, номер дела, дата принятия решения и предмет спора;
  • указываются требования лица – заявителя, предусмотренные статьей 311 АПК РФ и являющиеся, по мнению заявителя, основанием для постановки вопроса о пересмотре решения;
  • прописывается перечень прилагаемых документов – копии заявления о пересмотре дела, копии судебного акта, о пересмотре которого ходатайствует заявитель, копии документов – подтверждение вновь открывшихся или новых обстоятельств, доверенность на представителя при необходимости.

Определения Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ могут быть обжалованы в порядке надзора в Президиум Верховного Суда РФ.

Надзорная жалоба на определение Коллегии подается в непосредственно ВС РФ в срок, не превышающий трех месяцев со дня вступления в законную силу данного определения.

Шанс, что жалоба будет передана на рассмотрение Президиума, крайне мал.

В какие сроки обжаловать решение ФАС в суде

Обращайтесь в арбитражный суд в течение трех месяцев с даты, когда комиссия ФАС по контролю закупок примет и подготовит решение. На это у специалистов антимонопольной службы три дня. Копию решения получите по почте или возьмите лично в управлении ФАС. Такие правила установлены в пунктах 3.34 и 3.38 регламента из приказа ФАС от 19.11.2014 № 727/14.Если пропустили срок обжалования по уважительной причине, направьте в суд ходатайство с просьбой восстановить срок исковой давности. Полный перечень уважительных причин закон не устанавливает, этот вопрос решает судья. В ГК указаны в том числе беспомощное состояние и тяжелая болезнь истца (ст. 205 ГК).

Ведомственный порядок обжалования: куда подавать жалобу

Первичным рассмотрением вопросов, отнесенных к компетенции ФАС, занимаются ее территориальные управления. И х акты являются, как правило, предметом оспаривания.

Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ определяет для коллегии возможность пересматривать принятые ранее документы, если они нарушают единообразие в применении антимонопольными органами законодательства. Наиболее успешным ведомственное обжалование будет, если заявитель укажет на несоответствие принятого документа ранее вынесенным актам ФАС по аналогичным спорам.

Обжалование в ведомственном порядке допускается в течение одного месяца с момента вынесения обжалуемого решения и выдачи предписания.

1.1. Досудебное обжалование решения происходит на основании Приказа ФАС от 24.07.2012 №498 путем подачи в вышестоящий антимонопольный орган:

— Жалобу необходимо подавать в письменном виде от имени представителя организации за его личной подписью и печатью компании (обязательно прикладывать подтверждение полномочий представителя к жалобе).

— В жалобе обязательно указывается наименование антимонопольного органа, в который она подается, либо сведения о вышестоящем должностном лице (фамилия, имя, отчество, должность).

— Также указываются сведения об организации (наименование, юридический адрес, контакты) и его представителе (фамилия, имя, отчество, должность).

— Жалоба должна содержать подробное описание сути дела с указанием нарушений, допущенных комиссией ФАС (если нарушения имели место) и ссылками на законодательные акты. Причем в случае если в письменном заявлении содержится вопрос, на который заявителю неоднократно (два и более раз) давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми заявлениями, и при этом в заявлении не приводятся новые доводы или обстоятельства, руководитель вышестоящего органа вправе принять решение о безосновательности очередного обращения и прекращении переписки с заявителем по данному вопросу. О данном решении уведомляется заявитель, то есть доводы в жалобе в точности как на заседании территориального УФАС повторять нельзя, они должны быть дополнены ссылками на законодательство и расписаны более подробно.

— В жалобе обязательно приводится список документов, которые к ней прилагаются и которые служат для подтверждения обоснованности требований подателя жалобы.

— В жалобе можно требовать признания решения комиссии ФАС незаконным, отмены административных взысканий.

— Жалоба направляется в вышестоящий антимонопольный орган заказным письмом с уведомлением о вручении, либо подается лично, при этом на втором ее экземпляре должны быть отметка о принятии на рассмотрение.

— Жалоба рассматривается в тридцатидневный срок с момента получения. Однако это срок может быть продлен на усмотрение руководителя вышестоящего антимонопольного органа в том случае, если для рассмотрения жалобы необходимо проводить дополнительные проверки или запрашивать дополнительную информацию. Продление срока рассмотрения жалобы не должно превышать 30 дней. О продлении срока рассмотрения жалобы орган ФАС должен сообщить заявителю в письменном виде с обязательным указанием причин, по которым срок рассмотрения продлен.

— По результатам рассмотрения жалобы руководитель вышестоящего органа ФАС выносит решение, которое направляется заявителю в письменном виде в течение трех дней.

— В рассмотрении жалобы может быть отказано в двух случаях: если заявитель одновременно подал судебный иск и судом уже вынесено решение, либо если заявителем уже подавалась ранее жалоба по тому же предмету и основанию.

Что должна содержать жалоба?

Если посмотреть на образец обжалования решения ФАС, то можно обнаружить, что жалоба должна включать следующие пункты:

информацию об антимонопольном органе, который нарушил законодательство в сфере государственных закупок;
реквизиты документа, который должен быть рассмотрен вышестоящим ФАС;
сведения о заявителе – ФИО (если физлицо), наименование организации (если юрлицо), адреса регистрации, контактную информацию, реквизиты, а также способ для осуществления обратной связи;
аргументы и доказательства заявителя о том, что ФАС нарушили законодательство

Очень важно подкреплять доводы ссылками на законодательные нормы, которые были нарушены должностными лицами;
перечень документов, которые прилагаются к заявлению.. Законодательством предусмотрено несколько способов направления заявления на обжалование решения комиссии ФАС:

Законодательством предусмотрено несколько способов направления заявления на обжалование решения комиссии ФАС:

  • личное предъявление жалобы в антимонопольную службу;
  • направление документа на электронную почту ФАС;
  • отправка заявления посредством заказного письма через Почту РФ;
  • подача заявления через МФЦ или портал Госуслуги.

Заявление на обжалование решений ФАС может быть возвращено заявителю в случае, если оно:

  • нечитабельно;
  • написано с использованием нецензурных слов;
  • содержит угрозы, оскорбления.

Сроки обжалования решения антимонопольного органа

   По закону срок обжалования решения антимонопольного органа составляет три месяца. За это время необходимо передать суду все документы. Если вы не успеете сделать это, то предписания ФАС придется выполнять в полном объеме.

   На время рассмотрения этого дела предварительное решение службы приостанавливается, его не нужно выполнять, но если окончательное решение не изменится, то предписание вступит в законную силу сразу же после завершения судебного процесса.

    Вести суд с антимонопольной службой непросто, но вероятность обжалования ее решения высока. Обратитесь к нашему опытному юристу, который специализируется на таких вопросах. Он знает антимонопольное законодательство, имеет достаточный опыт ведения дел. Сотрудничество ведется в атмосфере взаимопонимания и полного доверия. Только так можно добиться позитивного результата.

Составляем заявление

В соответствии со ст. 199 АПК, претензия должна содержать:

  • сведения об истце (копия свидетельства о государственной регистрации заявителя, документы представителя);
  • наименование подразделения ФАС и реквизиты оспариваемого документа;
  • перечень нарушений со ссылками на нормативные акты;
  • требование отменить акт, признать незаконными действия должностных лиц и т. п.;
  • ходатайство о приостановлении действия оспариваемого акта.

К заявлению необходимо приложить материалы, обосновывающие позицию истца, документы, подтверждающие направление копии заявления ответчику и оплату госпошлины.

Результаты обжалования решения ФАС в ФАС

Итак, после рассмотрения жалобы заявителя в законном порядке могут быть приняты следующие результаты:

  • решение ФАС будет признано незаконным;
  • доводы заявителя, указанные в жалобе, будут признаны частично справедливыми;
  • в удовлетворение жалобы заявителю будет отказано.

Необходима правовая консультация по досудебному порядку обжалования решения ФАС в вышестоящий орган? Эксперты Law & Wise представят ваши интересы в антимонопольном органе. Звоните по телефону +7 (495) 7-222-800, отправьте запрос на электронную почту — info@lwise.pro или напишите нашим специалистам в мессенджеры WhatsApp, Telegram, Viber +7 (903) 7-222-800 чтобы получить консультацию ведущего специалиста нашего юридического бюро.

Составляем заявление

В соответствии со ст. 199 АПК, претензия должна содержать:

  • сведения об истце (копия свидетельства о государственной регистрации заявителя, документы представителя);
  • наименование подразделения ФАС и реквизиты оспариваемого документа;
  • перечень нарушений со ссылками на нормативные акты;
  • требование отменить акт, признать незаконными действия должностных лиц и т. п.;
  • ходатайство о приостановлении действия оспариваемого акта.

К заявлению необходимо приложить материалы, обосновывающие позицию истца, документы, подтверждающие направление копии заявления ответчику и оплату госпошлины.

Последствия оспаривания закупок для участников

    Когда закупка оспаривается на стадии определения поставщика, то последствия для участников закупок в общем-то не такие плохие, так как по результатам оспаривания закупки могут признать наличие нарушений при ее проведении, что фактически повлечет за собой проведения вновь данной закупки или отказом от соответствующей закупки. В то же время, если уже фактически выявлен победитель, то такой участник потеряет возможность заключить контракт по результатам состоявшихся торгов, если в действиях заказчика будут установлены нарушения.

   Хуже обстоят дела с тем участником, с которым уже заключен контракт, так как одним из последствий оспаривания конкретной закупки будет признание ее недействительной и как следствие признание недействительным контракта, а это значит, что заработать на исполнении такого контракта победителю закупки не удастся.

3.В заявлении должны быть также указаны:

1) наименование органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение, совершили оспариваемые действия (бездействие); 2) название, номер, дата принятия оспариваемого акта, решения, время совершения действий; 3) права и законные интересы, которые, по мнению заявителя, нарушаются оспариваемым актом, решением и действием (бездействием); 4) законы и иные нормативные правовые акты, которым, по мнению заявителя, не соответствуют оспариваемый акт, решение и действие (бездействие); 5) требование заявителя о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными. К заявлению прилагаются документы, указанные в статье 126 АПК, а также текст оспариваемого акта, решения. По ходатайству заявителя арбитражный суд может приостановить действие оспариваемого акта, решения».

— Дела об оспаривании решений рассматриваются судьей единолично в срок, не превышающий трех месяцев со дня поступления соответствующего заявления в арбитражный суд, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу, если иной срок не установлен федеральным законом. Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Какими правовыми нормами регулируется

Обжалование решений ФАС в сфере госзакупок допускается как со стороны участника торгов, так и заказчика. Оно служит мощным правовым инструментом для защиты своих интересов и восстановления прав сторон. Исчерпывающий перечень оснований для передачи жалобы законодательно не установлен.

Согласно ч. 1 ст. 52 ФЗ-135 «О защите конкуренции» решения ФАС можно обжаловать двумя способами:

  1. В судебном порядке через арбитражный суд.
  2. В коллегиальном органе федерального антимонопольного органа.

Помимо ФЗ-135, при обжаловании решений ФАС сторонам следует руководствоваться положениями:

  1. Гражданского кодекса.
  2. АПК, который определяет порядок рассмотрения подобных жалоб в судебном порядке.
  3. 44-ФЗ и 223-ФЗ, регулирующими вопросы государственных закупок и закупок отдельными видами юрлиц.

Также стоит принять во внимание утвержденный Обзор по вопросам судебной практики, которые возникли при рассмотрении дел о защите конкуренции в суде. Он был утвержден Президиумом ВС от 16 марта 2016 года

Процедура обжалования решения ФАС во внесудебном порядке

Если участник государственных закупок считает, что принятое решение ФАС было некорректным, то не стоит сразу обращаться за помощью в суд. На первом этапе урегулирования спорной ситуации следует прибегнуть к внесудебному порядку, который позволяет сократить временные трудозатраты сторон конфликта.

Обжалование решения ФАС в вышестоящий орган проводится в соответствии с четко разработанным алгоритмом действий:

  1. На первом этапе необходимо определить подразделение ФАС, куда будет подано заявление об обжаловании решения ФАС.
  2. Далее сторона, чьи интересы и права были нарушены решением Федеральной антимонопольной службы, составляет заявление в письменной форме на обжалуемые действия, решения, и приводит доводы в обоснование своей позиции.
  3. Заявление направляется пострадавшей стороной в подразделение ФАС, выбранное на первом этапе, с целью признания их противоречащими закону, нормативным актам.
  4. Вышестоящий орган ФАС осуществляет проверку действий подконтрольного антимонопольного подразделения в законодательно установленные сроки, после чего направляет заявителю полное решение.
  5. Заявителю решение ФАС об обжаловании предоставляется в письменной форме. Если ФАС посчитает действия подконтрольной структуры законными, то в удовлетворении требований заявителю будет отказано, но решение ФАС должно быть аргументировано и подкреплено доказательствами.

Порядок обжалования решения ФАС установлен законодательством РФ и не может быть нарушен ни одной стороной спора

Очень важно соблюдать сроки обжалования и правильно выбирать подразделение ФАС для направления заявления

Как обжаловать предписание ФАС?

   Порядок обжалования предписания антимонопольной службы зависит от органа, издавшего такой документ. Решение именно федеральной структуры подлежит обжалованию только в судебном порядке. Однако, чаще всего предписание выносится территориальной структурой. В таком случае обжалование решения может быть произведено следующими способами:

  1. Административный. Закон позволяет до обращения в суд воспользоваться правом поставить под сомнение решение территориального органа в вышестоящем органе – ФАС РФ. Применение данного способа зависит исключительно от желания самого лица и никак не влияет, и не лишает права дальнейшего судебного обжалования.

   В рамках данного способа обжалования необходимо обратить внимание на трехмесячные сроки подачи обращения

Предупреждение антимонопольного органа о прекращении действий (бездействия) хозяйствующего субъекта, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства

Территориальный орган ФАС России вынес в отношении общества предупреждение о прекращении действий (бездействия) по нарушению антимонопольного законодательства, выражающихся в отказе от заключения договора по транспортировке твердых бытовых отходов. В предупреждении указывалось, что общество, которое занимает на товарном рынке доминирующее положение, должно прекратить незаконные действия и заключить соответствующий договор ().

Не согласившись с вынесенным предупреждением, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании акта антимонопольного органа недействительным. По мнению общества, осуществляемая им хозяйственная деятельность не подлежит проверке на предмет ее соответствия положениям , поскольку общество не является хозяйствующим субъектом, занимающим на товарном рынке доминирующее положение.

Арбитражный суд первой инстанции пришел к выводу, что предупреждение антимонопольного органа не является ненормативным правовым актом, который может быть оспорен в порядке . На этом основании Суд прекратил производство по делу ().

Общество обжаловало данное решение. Суд апелляционной инстанции установил, что оспариваемое предупреждение отвечает признакам ненормативного правового акта: оно принято уполномоченным государственным органом в отношении конкретного хозяйствующего субъекта и содержит властное предписание, возлагающее на общество обязанность и оказывающее влияние на его права в сфере предпринимательской деятельности (). Следовательно, предупреждение антимонопольного органа может быть предметом самостоятельного обжалования в арбитражном суде.

Вместе с тем, Суд отметил: судебный контроль при обжаловании предупреждения как при проверке его соответствия закону, так и при оценке нарушения им прав и законных интересов должен быть ограничен особенностями вынесения такого акта, целями, достигаемыми этим актом, соразмерностью предписанных мер и их исполнимостью. Предупреждение выносится при обнаружении лишь признаков правонарушения, а не его факта. Поэтому судебной проверке подлежит факт наличия указанных признаков в поступивших в антимонопольный орган информации и документах, которые явились основаниями для вынесения предупреждения (). Такими признаками в рассматриваемом деле являются признание общества занимающим доминирующее положение на товарном рынке и факт отказа общества заключать договор по транспортировке твердых бытовых отходов.

В рамках рассматриваемого дела антимонопольный орган не смог доказать, что общество занимает на рынке доминирующее положение. Исходя из этого, апелляционный суд признал вынесенное в отношении общества предупреждение недействительным.

Таким образом, предупреждение антимонопольного органа о прекращении действий (бездействия) хозяйствующего субъекта, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, может быть оспорено в арбитражном суде ().

***

В 2015 году результаты 34 проверок, проведенных ФАС России, были признаны недействительными по решениям суда. Теперь, когда ВС РФ на примере сложившейся судебной практики пояснил, что приказ и предупреждение руководителя антимонопольного органа можно оспорить в суде, хозяйствующие субъекты смогут еще эффективнее защищать свои права. А значит, незаконных предупреждений и приказов станет меньше.

Приостановление предписания ФАС

   Выражением несогласия с решением антимонопольной службы является подача соответствующего обращения в судебные органы или в вышестоящую федеральную службу. В такой ситуации само предписание ФАС ставится под сомнение и естественно до окончания проверки его законности не может быть исполнено, поскольку итогом судебного разбирательства может являться полная отмена решения государственного органа.

   В этой связи, на момент рассмотрения такого спора в суде действие обжалуемого предписания ФАС должно быть приостановлено. Однако, это не происходит автоматически после подачи заявления в суд. Для приостановления решения антимонопольной службы следует одновременно с жалобой на акт органа приложить соответствующее ходатайство о приостановлении действия спорного документа.

   В такой ситуации при решении вопроса о возбуждении дела по поступившей жалобе на предписание ФАС судом будет вынесено определение о его приостановлении. Данное определение суда в полной мере обезопасит предпринимателя от возможной ответственности за неисполнение оспариваемого предписания ФАС.

Судебный порядок

Судебный порядок предполагает направление обращения об оценке решения ФАС в арбитражный суд. Он рассматривает как исковые заявления об отмене принятых актов, так и о признании действий (либо бездействия) сотрудников контрольной инстанции нарушающими закон. Это могут быть несоблюдение установленных сроков рассмотрения жалобы, незаконный отказ в рассмотрении поступившего заявления по существу.

Чтобы обжаловать решение или предписание антимонопольной службы стороны должны соблюдать следующий порядок действий:

  1. Определиться с подведомственностью таких дел;
  2. Составить грамотный иск и оплатить госпошлину;
  3. Направить исковое заявление в суд почтой или через секретариат с пакетом сопровождающих документов;
  4. Дождаться судебного разбирательства и вынесения решения об отмене решения или предписания ФАС либо об отказе в удовлетворении требований заявителя.

3.1 Сроки обращения

Оценкой правомерности решений и предписаний ФАС занимается арбитражный суд.

Чтобы определить подведомственность и подсудность такого рода дел следует обратиться к ст.29, 35 Арбитражного процессуального кодекса. В нем говорится, что дела о нарушении закупочного законодательства рассматриваются в арбитражных судах по местонахождению ФАС, чье решение подлежит обжалованию.

Согласно ст.52 135-ФЗ «О защите конкуренции», решения антимонопольной службы могут быть оспорены в течение трех месяцев после их вынесения или выдачи соответствующего предписания для оплаты задолженности.

В соответствии со ст.198 АПК лицо либо организация, узнавшие о нарушениях органов, на которые возложены публичные полномочия, могут направить заявление в арбитражный суд в течение 3-х месяцев как только узнали о данном нарушении, если иное не установлено законодательством.

Акты антимонопольного органа, которые были приняты решением коллегиального органа антимонопольной службы, можно обжаловать в судебной инстанции в более короткие сроки – в течение 30 дней после их принятия.

При наличии уважительных причин сроки для подачи искового заявления в суд подлежат восстановлению.

3.2 Как составить исковое заявление?

Иск оформляется в соответствии со ст.199 АПК и содержит следующие пункты:

  1. Сведения о заявителе: наименование, юридический и фактический адрес, реквизиты (ИНН/КПП);
  2. Наименование подведомства ФАС и данные документа, который оспаривается (решение, предписание, акт);
  3. Нарушения ФАС с указанием конкретных норм закона;
  4. Четко сформулированные требования истца к суду: отменить акт ФАС (решение, предписание), признать незаконными действия сотрудников и привлечь их ответственности.

Образец жалобы в арбитражный суд:

В случае неправомерного внесения участника закупок в реестр недобросовестных поставщиков (РНП) такое решение ФАС также можно обжаловать в арбитражном суде.

Образец жалобы на внесение в РНП:

3.3 Необходимые документы

Чтобы суд не отклонил иск еще на стадии принятия, истцу необходимо собрать следующий пакет документов:

  1. Квитанция об оплате госпошлины. Ее стоимость обойдется в 3 тыс. руб. согласно ст. 333.21 Налогового кодекса;
  2. Исковое заявление;
  3. Учредительные документы заявителя или ИНН, копия свидетельства о постановке на налоговый учет и паспорт ИП;
  4. Копия документов, подтверждающих, что ответчику направлен его экземпляр иска.

К заявлению прикладываются материалы, обосновывающие позицию истца. Это дубликат вынесенного решения ФАС и собранная истцом доказательная база.

3.4 Рассмотрение дела и вынесение решения

Суд рассматривает дело по существу в установленный для этого день. Заявитель должен быть готов к судебному разбирательству. Для этого необходимо изучить сложившуюся судебную практику по похожим делам, подготовить свою мотивированную позицию. Это повысит вероятность победы.

Внесудебный и судебный порядок обжалования: в чем разница

В первую очередь отличается период, на протяжении которого можно инициировать процедуру обжалования решения ФАС. В досудебном порядке для этого отводится один месяц, а в судебном — три месяца. В ситуации, когда обжалуются действия или бездействия должностных лиц антимонопольной службы по внесудебному сценарию, само решение продолжает исполняться, то есть если оштрафовали, то штраф взыскивается. При направлении заявления в суд действия, которые указаны в первом документе, притормаживаются до оглашения судом своего вердикта.

И последнее — это отличия в органе обжалования: при досудебном порядке необходимо заявлять в вышестоящий антимонопольный орган, а при судебном — в арбитражный суд.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector