Контроль фас за соблюдением законодательства о контрактной системе

Разъяснения

Суммарная стоимость в 3 млрд руб. и общая выручка в 6 млрд р. выступают в качестве критериев на получение от надзорного института согласия на присоединение одной фирмы к другой, создание компании, если уставной капитал будет оплачиваться долями (акциями) либо имуществом другого коммерческого юрлица. При слиянии финансовых субъектов и создании комм. структуры при условии, что ее УК покрывается материальными ценностями фин. предприятия, антимонопольный орган должен дать разрешение, если имеет место превышение размера совокупной стоимости активов, установленных Правительством по согласованию с ЦБ. В качестве критерия для получения согласия надзорной инстанции при создании коммерческого предприятия за счет имущества другой комм. фирмы выступают права на распоряжение долями или голосующими акциями, приобретаемые формируемой компанией.

Международное сотрудничество

ФАС России сотрудничает с международными организациями и иностранными органами в сфере антимонопольной политики, противодействия недобросовестной конкуренции и государственному регулированию естественных монополий.

Международная деятельность ФАС России включает:

— Вклад в интеграцию российской экономики в мировое экономическое пространство ;

— Выполнение хозяйственных обязательств Российской Федерации по вопросам, отнесенным к компетенции ФАС России;

— участие в разработке концепции единого европейского экономического пространства ;

— Защита интересов России путем участия в профильных международных организациях ;

— Внедрение лучшего зарубежного опыта в российскую практику, повышение квалификации сотрудников ФАС России;

— Подготовка и реализация технической помощи со стороны международных организаций от имени ФАС России.

ФАС России участвует в международных рабочих группах. По его инициативе были созданы 3 группы:

— Рабочая группа по изучению вопросов ценообразования на рынках нефти и нефтепродуктов и методов их функционирования (Рабочая группа по нефти) — была создана в сотрудничестве с Федеральным антимонопольным ведомством Австрии в 2011 году и закрыта в 2014 году, так как все ее цели были достигнуты. ;

— Международная рабочая группа по исследованию проблем конкуренции на рынке международной связи (роуминга) — создана в 2012 году с целью выполнения Рекомендаций по развитию рынков международной связи в государствах- участниках СНГ, содержащихся в Отчете о состоянии Конкуренция на рынках мобильной связи СНГ;

— Международная рабочая группа по изучению проблем конкуренции в фармацевтическом секторе — была создана в сотрудничестве с Итальянским антимонопольным ведомством в 2012 году; направлена ​​на разработку конкретных предложений по формированию конкурентной среды на фармацевтическом рынке и обеспечению доступности лекарственных средств для потребителей.

ФАС России наладила связи и участвует в работе Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) , Межгосударственного совета по антимонопольной политике (МСАП), объединяющего 10 стран СНГ и Украины , Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) , Евразийского Экономический союз (ЕАЭС) , Международная сеть по конкуренции (ICN) , БРИКС , Европейский союз (на основе Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Россией и ЕС, вступившего в силу в 1997 году), Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) , Регуляторы энергетики Региональные Ассоциация (ЭРРА) .

В целях расширения международного сотрудничества в области конкуренции ФАС России ежегодно проводит мероприятие «Российская неделя конкуренции», которое в 2015 году собрало руководителей конкурентных ведомств стран мира и в котором принял участие Владимир Путин.

Организация

Среди структурных подразделений Центрального управления ФАС России:

  • Управление по контролю за строительством и природными ресурсами
  • Департамент промышленного контроля
  • Департамент регулирования электроэнергетики
  • Департамент регулирования телекоммуникаций и информационных технологий
  • Департамент контроля над финансовыми рынками
  • Департамент по контролю за рекламой и недобросовестной конкуренцией
  • Управление по контролю за иностранными инвестициями
  • Департамент по борьбе с картелями
  • Управление по контролю за вооружением армии и флота , военной аппаратурой связи
  • и другие

Функции ФАС России

Важно! Функции ФАС довольно обширны и содержатся сразу в нескольких нормативных актах, например:

  1. Проведение контроля и надзора за соблюдением условий конкуренции на современном рынке и экономической концентрацией, выявление правонарушений и предупреждение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции (ст. 22 ФЗ № 135).
  2. Осуществление контроля и надзора за соблюдением законодательства, связанного с естественными монополиями (ст. 7 закона «О естественных монополиях» от 17.08.1995 № 147-ФЗ, ст. 25 закона «Об электроэнергетике» от 26.03.2003 № 35-ФЗ).
  3. Осуществление надзора при проведении государственных закупок (ст. 99 закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ).
  4. Исполнение контроля и надзора в области рекламной деятельности (ст. 34–37 закона «О рекламе» от 13.03.2006 № 38-ФЗ).
  5. Иные функции, содержащиеся в других нормативных актах, указывающих на необходимость антимонопольного регулирования.

Полномочия антимонопольного органа

  1. вносит в Правительство Российской Федерации проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента и Правительства Российской Федерации и другие документы, по вопросам, относящимся к сфере ведения Службы;
  2. самостоятельно принимает нормативные правовые акты в установленной сфере деятельности;
  3. осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Службы и реализацию возложенных на Службу функций;
  4. организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение устных и письменных обращений граждан, принятие по ним решений и направление ответов заявителям в установленный законодательством Российской Федерации срок;
  5. обеспечивает мобилизационную подготовку Службы;
  6. организует дополнительное профессиональное образование работников Службы;
  7. взаимодействует в установленном порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности;
  8. осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в процессе деятельности Службы;
  9. осуществляет иные полномочия в установленной сфере деятельности, если такие полномочия предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.

Права ФАС:

Федеральная антимонопольная служба с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право:

  • запрашивать и получать в установленном порядке сведения, необходимые для принятия решений по вопросам, отнесенным к компетенции Службы;
  • заказывать проведение необходимых исследований, испытаний, анализов и оценок, а также научных исследований по вопросам осуществления надзора в установленной сфере деятельности;
  • давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Службы;
  • осуществлять контроль за деятельностью территориальных органов Службы;
  • привлекать в установленном порядке для проработки вопросов в установленной сфере деятельности научные и иные организации, ученых и специалистов;
  • применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) пресечение нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности, а также меры по ликвидации последствий указанных нарушений;

Федеральная антимонопольная служба не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности функции по управлению государственным имуществом и оказанию платных услуг, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации. Данные ограничения не распространяются на полномочия руководителя Службы по управлению имуществом, закрепленным за Службой на праве оперативного управления, решению кадровых вопросов и вопросов организации деятельности Службы.

Выдающиеся случаи

а) Google

14 сентября 2015 года Комиссия ФАС России пришла к выводу о злоупотреблении группой компаний своим доминирующим положением на рынке магазинов предустановленных приложений на основании расследования дела против Google Inc, Google Ireland Ltd., Google. Ltd., после жалобы российской интернет-компании « Яндекс » на то, что поисковая система Google была принудительно установлена ​​по умолчанию на мобильных устройствах и что ее значки предпочитали размещаться на экране. Чтобы восстановить конкуренцию на рынке, Google, согласно определению ФАС России, должен скорректировать свои контракты с поставщиками мобильных устройств в течение месяца — исключить антиконкурентные требования из договоров, ограничивающих установку приложений и сервисов других поставщиков.

Прочие случаи уведомления

Они определены в ст. 30 ФЗ №135. В соответствии с указанной нормой надзорная инстанция должна быть уведомлена коммерческим предприятием о его образовании в результате слияния, если совокупная стоимость активов в соответствии с данными последних бухгалтерских балансов либо общая выручка от продажи продукции за календарный год, окончившийся перед началом периода соединения фирм, работа которых в результате этого мероприятия будет прекращена, составляет больше 200 млн р. При этом извещение должно быть направлено не позже 45 дней, прошедших с дня реорганизации. Исключением являются финансовые компании. Субъекты, на которых возлагается обязанность уведомлять надзорный институт о совершении сделок и прочих действий, которые подлежат антимонопольному контролю, имеют право представить ходатайство (вместо извещения) о даче согласия на их осуществление в уполномоченную инстанцию. Последняя, в свою очередь, обязана рассмотреть поступившее обращение.

Проверка нарушений

Итак, проверка нарушений подразделяется на два вида:

  1. Плановая. Они проводятся раз в три года, их график формируют заранее, а ознакомиться с графиком можно на официальном сайте службы.
  2. Внеплановая. Инициатором начала проверки может быть кто угодно, необходимо любое сообщение о возможных нарушениях. Информация о них может поступить от СМИ, правоохранительных органов или иных физических и юридических лиц.

Справедливо заметить, что четкого графика у внеплановых проверок нет. Вследствие этого они являются лидерами по нахождению различных нарушений. Штрафы, что выписываются в их ходе, распространяются в соответствии с законодательным порядком РФ.

По этапам проверка делится следующим образом:

  1. Проинформировать организацию о плановой проверке. Оповещение должно быть выслано за три дня до ее начала посредством заказного письма. Информирование в равной степени относится и к внеплановым проверкам, однако здесь сообщить необходимо за сутки до ее начала.
  2. Отправляется запрос на все требуемые документы. Организация обязана предоставить их в течение 10 дней.
  3. В случае обнаружения нарушений или подозрения на них сотрудники ФАС являются в компанию лично. Производится осмотр всех помещений, в том числе производственных, и назначаются требуемые экспертизы.
  4. После проведения всех экспертиз служба формирует акт об их исполнении. Это делается в двух экземплярах, один из которых выдается организации с обязательным проставлением подписи последней. ФАС также обязан прикрепить к акту остальные материалы дела: протоколы, показания и т. д.
  5. В случае обнаружения нарушений выпускается предписание об их устранении. В случае если таковые имели место неоднократно или их устранение игнорировалось руководством фирмы — служба имеет право возбудить административное дело.
  6. Возражение со стороны директора компании допускается, но лишь в 15-дневный срок со дня получения документа об обнаружении нарушений.

Утверждение типовых техзаданий и типовых контрактов

Одна из главных проблем заказчиков — это правильное описание объекта закупки. Установление типовых техзаданий, которые содержат технические характеристики и показатели, соответствующие требованиям законодательства, позволит исключить вольную трактовку ГОСТов и различное описание одних и тех же товаров.

Заказчики не смогут установить избыточные требования, ограничить количество участников путем «заточки» под конкретного поставщика. Кроме того, типовые технические задания снизят число ошибок при формировании заявок, потому что требования к объекту закупки будут унифицированы. Соответственно, количество отклоненных заявок и жалоб при проведении конкурентных процедур сократится.

Если утвердить типовые контракты, то сократится число нарушений в тендерах, унифицируются условия выполнения обязательств по госконтракту, а также обеспечится надлежащее исполнение госконтракта. Установление единых условий по исполнению контракта, в частности претензионного порядка, порядка удержания обеспечения исполнения контракта и взыскания неустойки упростит ведение претензионно-исковой работы, а также борьбу с недобросовестными исполнителями.

Кроме этого, установление унифицированного порядка приемки товаров, работ, услуг, а также пошаговый порядок отказа заказчика от исполнения контракта в одностороннем порядке исключит злоупотребления со стороны поставщика и оптимизирует работу госзаказчиков.

Основные полномочия

Итак, в перечень основных полномочий, которыми наделена ФАС и все ее сотрудники, включено:

  1. Сбор информации. Есть доступ ко многим источникам, что позволяет добыть сведения о заказчиках, контрактах, всех комиссиях, существующих при покупке. В этот перечень также входят данные о конкретных службах и органах.
  2. Регулярные проверки. Проведение сбора информации о компаниях раз в полгода. Позволяет систематически находить нарушения.
  3. Начало административного дела. Если были выявлены нарушения, то ФАС имеет право возбудить административное дело с его дальнейшей передачей в суд.
  4. Оформление предписаний. Если были совершены и найдены правонарушения, то есть все полномочия для выписки организации предписания.
  5. Прямое участие в судебных разбирательствах.
  6. Рекомендации. Службой оформляются выписки и предложения, которые призваны устранить законодательные проблемы в сфере антимонопольной деятельности.

Список иных полномочий, которые являются вторичным», гораздо шире. Полный перечень находится в основном нормативном акте по ФАС.

О полномочиях смотрите видео:

Каковы сроки проведения проверок?

Согласно п. 16 Порядка проведения проверок общий срок проверки (с продлением) не может превышать двух месяцев, за исключением случая несоблюдения лицами, действия (бездействие) которых проверяются, требований п. 19 Порядка проведения проверок. В данном случае указанный срок не может составлять более чем шесть месяцев.

Отметим, что проектом регламента предусмотрен общий срок для проведения как плановых, так и внеплановых проверок – 30 дней. Названный срок отсчитывается:

– с даты начала проведения, поименованной в приказе, – для плановой проверки;

– с момента поступления информации о нарушении законодательства РФ и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок – для внеплановых проверок. При этом датой поступления информации о нарушении законодательства является дата ее регистрации в контрольном органе в порядке, установленном инструкцией по делопроизводству.

Проектом административного регламента установлены случаи продления указанного выше срока. Срок проведения внеплановой проверки может быть продлен в исключительных случаях, а также при направлении запроса о предоставлении документов и информации, необходимой для проведения внеплановой проверки, не более чем на 30 дней. При этом о продлении срока проверки должно быть уведомлено лицо, направившее в контрольный орган информацию о нарушении и субъект контроля (заказчика, контрактную службу, контрактного управляющего, комиссии по осуществлению закупок и его членов, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированную организацию, оператора электронных площадок).

В свою очередь, срок плановой проверки продлевается в исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, экспертиз и расследований, на основании приказа руководителя контрольного органа. Данный срок может быть продлен не более одного раза, и общий срок проведения проверки не может составлять более двух месяцев, за исключением случая несоблюдения субъектами контроля требований п. 4.14 проекта регламента. В таком случае срок проведения проверки не может составлять более чем шесть месяцев.

Суть, функции и цели ФАС

Федеральная антимонопольная служба РФ (далее – ФАС)—один из рычагов влияния государства, который нацелен на обеспечение контроля соответствия конкурентных правил на рынках сбыта товаров и услуг. Под ведомство службы также попадают реклама, ее распределение, тендеры и монополии, образованные объективным способом.

Законодательно регулируется деятельность ФАС следующими нормативными актами:

  1. «О защите конкуренции».
  2. «Об оборонном законе в государстве».
  3. «О рекламе».
  4. «О договорной системе закупок на общественные нужды».

Антимонопольная инстанция подчинена Правительству РФ, а именно Председателю Правительства, которому подает отчет по состоянию на год о проведенных мероприятиях и выявленных нарушениях.

Среди основных функций ФАС выделяют:

  • контроль правил конкуренции во всех сферах деятельности;
  • контроль за соблюдением правил в формировании естественных монополий;
  • регулирование сферы рекламы и ее размещения;
  • надзор за процессом закупок товаров и услуг на общественные нужды;
  • надзор за выполнением правил оборонного закона;
  • контроль инвестирования из-за рубежа в отечественные хозяйства, которые имеют государственный статус.

По утверждению ФАС, ее главной миссией является поддержание здоровой свободной конкуренции и защита предпринимателей для создания стабильного будущего РФ.

Среди главных целей антимонопольной службы выделяют:

  • поддержание здоровой конкуренции в предпринимательской среде;
  • обеспечение свободного доступа к продукции объективно образовавшихся монополий и одновременное стимулирование конкуренции в остальных сферах деятельности государства;
  • минимизирование государственного вмешательства в деятельность предпринимательства с целью подавления конкуренции;
  • обеспечение эффективности расходования бюджетных средств при осуществлении закупок на общественные нужды;
  • обеспечение эффективного контроля инвестирования со стороны зарубежных предпринимателей в хозяйства, которые имеют статус государственных.

Свой девиз ФАС определила следующим образом: «Законность, равенство, справедливость».

Говоря о функциях и целях, нельзя не упомянуть факты превышения полномочий организацией, регулируемые законом. Так, в ст. 5 Закона «О конкуренции» утверждается, что превышение полномочий ФАС заключается в следующем:

  • устранение продукции с рынков сбыта с целью стимулирования дефицита и увеличения цен;
  • выставление требований контрагенту, которые являются губительными для его предприятия;
  • составление договора таким образом, что вторая сторона сделки становится на порядок ниже или выше других субъектов рынка;
  • обеспечение трудностей с поставкой определенных товаров на рынок;
  • нерегламентированное ценообразование;
  • обеспечение прекращения производства продукции, в которой нуждается общество, в условиях, когда производить такую продукцию не составляет сложностей;
  • безосновательное отклонение соглашения с конкретными контрагентами.

Статья 29

В ней определены случаи совершения сделок с акциями, правами, активами финансовых предприятий, для которых требуется согласие антимонопольного органа. Разрешение необходимо, если стоимость долей в соответствии с данными последнего бухгалтерского баланса больше суммы, определенной правительством, а для кредитных структур – Высшим исполнительным институтом и ЦБ. Так, с предварительного разрешения контрольной инстанции осуществляется покупка долей в УК ООО лицом (группой субъектов), в распоряжении которых находится не меньше 1/3, но не больше 50% долей в капитале этого общества, если после сделки лицо получит право распоряжаться более чем половиной акций. В целом случаи получения согласия антимонопольной инстанции, определенные в статьях 28 и 29, аналогичны.

Порядок рассмотрения дел ФАС

В состав ФАС входит главное отделение, территориальные (региональные) подразделения и отраслевые подведомства. По данным на 2018 год, в состав региональных ведомств ФАС входят 84 службы, в которых работает 2315 сотрудников.

Исходя из Постановления правительства №331 о ФАС от 30.06.2004г., данная инстанция обладает такими полномочиями:

  • составление правовых актов, необходимых для ведения профессиональной деятельности службы;
  • обеспечение контроля соблюдения законов относительно антимонопольной политики по отношению ко всем субъектам государства, и привлечение правонарушителей в разрезе своей деятельности к наказанию;
  • исследование и анализ рынков с целью устранения превосходства одного из субъектов предпринимательства;
  • составление перечня подрядчиков, которые ведут предпринимательскую деятельность недобросовестно;
  • согласование дел между зарубежными инвесторами и отечественными хозяйствами для защиты и безопасности государства.

Антимонопольная служба вправе давать ход делам о правонарушениях определенных лиц по представленным заявлениям предпринимателей, доказательствам правоохранительных структур и по личной инициативе, если в ходе проверки были выявлены нарушения. Для рассмотрения подобных дел ФАС создается специальная комиссия, в которую входят работники территориального подразделения службы в количестве, превышающем три человека. Однако, председателем должен выступать если не руководитель ФАС по месту, то его заместитель.

Обратите внимание

Если процесс подразумевает участие компаний, связанных с предоставлением кредита, 50% численности комиссии необходимо составлять работникам ЦБ РФ.

Дела рассматриваются собранной комиссией в присутствии истца и ответчика, которые излагают требования и законодательные обоснования своих прав, а также факты нарушения этих прав и положенные доказательства. По факту рассмотрения дела комиссия удаляется в отдельную комнату, совещается и путем открытого голосования принимает решения, основываясь на законодательных актах. Решение выносится в зависимости от мнения большинства. При условии, что ответчик признается виновным, ему выносят предписание о том, что он должен устранить выявленные правонарушения.

Обратите внимание

Относительно решения ФАС может быть подана апелляция в суд.

Внедрение стандартов в закупки по 223-ФЗ

Внедрение региональных стандартов закупочной деятельности для заказчиков по 223-ФЗ сформирует единые правила корпоративных закупок, в том числе унифицирует их способы, установит требования к участникам, закрытый список поводов для заключения договора с единственным поставщиком, порядок формирования начальной (максимальной) цены договора.

Внедрение региональных стандартов повысит эффективность расходования денег, уровень конкуренции, а также снизит риски коррупционных фактов.

ВАЖНО!

Типовое положение о закупках может использоваться как инструмент поддержки СМП.

В 2020 году для повышения открытости и прозрачности тендеров, которые проводятся отдельными видами юридических лиц, а также увеличения количества участников, развития конкуренции ФАС разработан стандарт, который включает предложения по оптимизации и унификации закупочной деятельности. Он основан на административной практике, а также на лучших практиках применения положений 223-ФЗ. Содержит основные подходы антимонопольной службы к оценке закупочной деятельности заказчиков.

Стандарт не является общеобязательным нормативным актом. Вместе с тем может быть использован при разработке региональных стандартов осуществления закупочной деятельности.

Вмешиваться вправе…

Согласно ст. 22 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции) Федеральная антимонопольная служба и ее территориальные управления обеспечивают государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства, выявляют его нарушения, принимают меры по прекращению нарушений. Данные функции осуществляются антимонопольным органом путем выдачи в адрес хозяйствующих субъектов обязательных для исполнения предписаний.

Антимонопольный орган вправе вмешиваться в гражданско-правовые отношения между хозяйствующими субъектами. Об этом гласит п. 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 N 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства», согласно которому требования антимонопольного законодательства применяются к гражданско-правовым отношениям. Если предписание, решение антимонопольного органа затрагивают гражданско-правовые отношения между хозяйствующими субъектами, лишь по данному основанию указанные процессуальные документы не могут быть признаны недействительными.

Вместе с тем для применения ответственности, предусмотренной антимонопольным законодательством, недостаточно лишь квалификации действий хозяйствующего субъекта в качестве гражданско-правовых. Необходимо, чтобы они несли негативные последствия для конкурентной среды.

Вмешательство антимонопольного органа в гражданско-правовые отношения хозяйствующих субъектов имеет определенные пределы, которые четко очерчены судебной практикой.

Структура ФАС

Основываясь на полученном опыте предыдущей разветвленности антимонопольной службы, правительство России были принято решение о создании односложной структуры ФАС. В результате все направления контроля были разбиты на сферы применения. Назначены десять заместителей непосредственного руководителя федеральной антимонопольной службы и один статс-секретарь руководителя. Между всеми назначенными людьми были распределены обозначенные сферы антимонопольного контроля для непосредственного руководства.

В результате получилась структура, девствующая и сейчас.

Руководитель ФАС помимо всеобщего контроля всех направлений, является ответственным за:

  • Управление защиты государственной тайны;
  • Административное управление – секретариат руководителя;
  • Контрольно-инспекционное управление в сфере ГОЗ (ГОЗ – государственный оборонный заказ).

Статс-секретарь руководителя ФАС:

  • Управление контроля промышленности;
  • Управление общественных связей;
  • Управление по борьбе с картелями.

Заместитель руководителя ФАС (№1):

  • Управление регулирования связей и информационных технологий;
  • Управление регулирования топливно-энергетического комплекса.

Заместитель руководителя ФАС (№2):

  • Управление контроля иностранных инвестиций;
  • Управление международного экономического сотрудничества;
  • Управление контроля химической промышленности и агро-0промышленного комплекса.

Заместитель руководителя ФАС (№3):

  • Управление контроля рекламы и недобросовестной конкуренции;
  • Управление контроля финансовых рынков;
  • Управление контроля социальной сферы и торговли.

Заместитель руководителя ФАС (№4):

  • Контрольно-финансовое управление;
  • Управление государственной службой;
  • Управление делами;
  • Территориальные органы ФАС России;
  • ФГАУ «Учебно-методический центр ФАС России» (г.Казань);
  • ФБУ ИТЦ ФАС России (г.Москва) – информационно-технический центр ФАС.

Заместитель руководителя ФАС (№5):

  • Управление методологии и организации контрольной деятельности в сфере ГОЗ;
  • Управление контроля государственного оборонного заказа;
  • Управление контроля сухопутного и морского вооружения, военной техники и связи.

Заместитель руководителя ФАС (№6):

  • Юридическое управление в сфере ГОЗ;
  • Управление контроля авиационной, ракетно-космической и атомной промышленности;
  • Управление контроля программ инфраструктурного и ресурсного обеспечения в сфере ГОЗ.

Заместитель руководителя ФАС (№7): управление регулирования транспорт.

Заместитель руководителя ФАС (№8):

  • Правовое управление;
  • Управление регионального тарифного регулирования.

Заместитель руководителя ФАС (№9):

  • Управление регулирования электроэнергетики;
  • Управление регулирования в сфере ЖКХ.

Заместитель руководителя ФАС (№10):

  • Управление контроля размещения государственного заказа;
  • Управление контроля строительства и природных ресурсов.

В результате структура ФАС является абсолютной противоположностью Государственного комитета РСФСР по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур. При этом такое прямое распределение сфер контроля и поспособствовало скорейшему урегулированию выявленных нарушений.

Численность головного подразделения ФАС составляет более шестисот человек. Помимо этого организованно 84 территориальных органов ФАС, которые осуществляют антимонопольный контроль в пределах одного или нескольких субъектов Российской Федерации.

Что проверяют?

При осуществлении контроля в сфере размещения заказов ФАС будет оценивать соблюдение проверяемым лицом следующих нормативных актов:

Наименование и реквизиты акта

Лица и (или) перечень объектов, в отношении которых устанавливаются обязательные требования

Указание на структурные единицы акта, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю

1

Закон о контрактной системе

Юридические лица

В полном объеме

2

Федеральный закон от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Юридические лица

Статья 28

3

Правила осуществления государственного контроля (надзора) за соблюдением требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 25.04.2011 № 318

Юридические лица

В полном объеме

4

Порядок согласования применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденный Приказом Минэкономразвития РФ от 31.03.2015 № 189

Юридические лица

В полном объеме

5

Порядок согласования заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утвержденный Приказом Минэкономразвития РФ от 31.03.2015 № 189

Юридические лица

В полном объеме

Расширение доступа СМП к закупкам

Для обеспечения доступности участия в торгах СМП и расширения возможностей участвовать в тендерах на региональном уровне при разработке типового положения нужно установить специальный режим их проведения среди субъектов малого и среднего предпринимательства. В частности, предусмотреть единый ограниченный набор требований как к участнику процесса, так и к составу заявки. Установление единых требований к составу заявки при проведении закупок среди СМП позволит исключить произвольное установление заказчиками требований к составу и содержанию заявок, обеспечит расширение доступа СМП к тендерам, а также снизит коррупционные риски.

Заключение

В соответствии с Докладом об основных направлениях и результатах работы ФАС РФ, представленного в правительство, в качестве стратегической задачи антимонопольной службы выступает обеспечение свободной конкуренции и пресечение монополистической деятельности в пределах единого экономического поля. В соответствии с данной задачей сформулированы ключевые сферы работы института. К ним относят:

  1. Формирование условий для нормального развития конкуренции в рамках деятельности субъектов хозяйствования, не являющихся естественными монополиями.
  2. Пресечение и предупреждение негативного влияния структур местного и госуправления на функционирование рынков, уменьшение коррупционных рисков в процессе размещения муниципального и госзаказов.
  3. Обеспечение равноправного доступа потребителей к услугам, продукции, работам, которые реализуются естественными монополиями.

При ФАС работает Общественный консультативный совет. В него входят представители некоммерческих обществ, объединений предпринимателей. В функции Совета входит мониторинг работы ФАС, выработка рекомендаций по усовершенствованию законодательства и практики предупреждения и пресечения нарушений предписаний. При надзорном институте также работают экспертные группы по отдельным направлениям его функционирования. Руководитель антимонопольной службы – И. Ю. Артемьев.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector